Что такое бисерный жгут?
А что такое жгут вообще? Любой толковый словарь сообщает, что это, всего лишь, туго скрученные в единое целое волокна, нити, солома – всё, что можно скрутить, получив шнур с объёмным сечением. Бисерный жгут от всех прочих собратьев отличается лишь тем, что при его «скручивании» используются не просто нитяные основы, а нитяные основы с нанизанным на них бисером.
Очень люблю я делать из кожи такие вот украшения — «спирали» или «завитки». Они необычны и интересны — никогда не знаешь, что в итоге получится, как в конце всё закрутится и завьётся.
Ведь дизайн зависит от количества и длины кожаных «жгутиков», а они всегда разные и по длине, и по фактуре, и по цвету. Где-то уживаются друг с другом, где-то укладываются, а где-то не хотят. Вот и получается каждое украшение неповторимым, каждое со своей изюминкой.
Бисерный жгут – сколько применений ему находится? Достаточно освоить технику плетения, и вот уже сколько угодно длинный жгут стал самодостаточным вечно актуальным украшением – лариантом. Или ожерельем, серьгами, браслетом. Или эксклюзивным аксессуаром: поясом, ремнём на сумочку. Или броским элементом интерьерного декора: держателем штор, шнурком торшера. А если освоить не одну технику плетения? Да-да, их не одна. И они, на взгляд новичка, все, как одна, сложны. Но глаза боятся, а руки начинают делать. Стоит начать, как жгуты перестают казаться недоступной роскошью. Плетение их становится любимым занятием и универсальным подспорьем. Попробуем разобраться, что же такое бисерный жгут и научиться его плести.
Плетёным из кожи вещицам всегда найдётся место в гардеробе, аксессуарах, уютном домашнем интерьере и неизбежных офисных буднях. Покупать готовые плетёные изделия из кожи накладно. Намного дешевле купить кожу для рукоделия и сплести самостоятельно. А если для плетений из кожи своими руками использовать имеющиеся под рукой вышедшие из употребления предметы гардероба: такие как старый кожаный плащ, например, то стильное украшение или декор вы получите вообще без затрат. Без финансовых по крайней мере. Только не нужно отговорок, вроде «я не умею». Все мастера-кожевники когда-то не умели. И кто, знает, не станете ли одним из них именно вы? Итак, давайте учиться! Сегодняшней темой нашего разговора будут простейшие способы плетения из кожи.
Как не парадоксально это звучит, но перед началом создания любого ручной работы изделия, мастер задумывается, каким образом будет его завершать, то есть – о приличествующем случаю концевике.
Концевик – фурнитурное приспособление, помогающее с профессиональной эстетикой, а главное без лишних телодвижений, завершить плетение или сборку украшения.
Концевик же, обеспечивает профессиональное эстетичное простое присоединение, застёжки, швензы, стык с соседней деталью если украшение сложносоставное и т.д.
Всё это возможно осуществить и без концевика. Кое-кто из виртуозных мастеров, великолепно обходится без сопутствующих творческому процессу приспособлений, полагаясь исключительно на собственную изобретательность и умение. Однако, без уровня «виртуоз», невозможно сокрыть от посторонних глаз торчащие кончики рабочей нити (а то и неопрятные пучки), крепёжные узлы, да и просто вопиющий о своей сиротливой незавершённости край готового изделия. Для этого и изобретены концевики во всём их множестве.
Множество, как раз, и обоснованно разнообразием техник, материалов, из которых мы создаём всегда модные вещицы ручной работы. Итак, одни концевики облегчают работу с текстилем и кожей, другие с бусинами и бисером, третьи способствуют объединению того и другого. В типах, видах, применении концевиков мы и будем сейчас разбираться.
3-й день.
19. Высохший клей слегка выступает за границы кожи, поэтому его нужно обрезать маникюрными ножницами по всему контуру, проверяя срез пальцем (чтобы почувствовать, где ещё остались острые края клея). Вырезаем также и внутренние отверстия.
Как нарезать ленты и полоски кожи?
Какой бы способ плетения вы не избрали (о них чуть позже), а от необходимости получить полосы или ленты из кожи никуда не уйти. Сделать это возможно двумя способами.
- Нарезка по прямой – позволяет получить идеальные полосы нужной длины и ширины из подходящего по размеру пласта кожи;
- Нарезка по кругу – помогает обмануть имеющиеся размеры пласта кожи, получая ленту во много раз превосходящую исходную длину и ширину;
Как резать кожу на полоски по прямой?
О том, как резать натуральную кожу мы рассказывали подробно в отдельной статье о кожевенных инструментах. Потому сейчас останавливаться на тонкостях не станем.
Пласт кожи раскладывается на мате и размечается. Затем уложенная вдоль разметки линейка плотно прижимается пальцами к коже, а острие резака продвигается вдоль её края. Прижимающие линейку пальцы необходимо тоже постепенно продвигать по ходу реза.
Новички нередко боятся резака, многим привычней резать ножницами по намеченной черте. Теоретически черту на коже может оставить даже обычная шариковая ручка, или фломастер, вопрос насколько легко будет провести её, видна ли эта черта в процессе нарезки, не будет ли расплываться и пачкать, не скажется ли ненужной грязью на готовом изделии? Из обкатанных опытным путём вариантов мастера рекомендуют использовать для разметки гелевый стержень серебристого цвета. Его одинаково хорошо видно на тёмной и светлой коже. С крашенной кожи его следы легко удаляются обычным канцелярским ластиком. Но помните, кожа растительного дубления и все сорта с минимальной обработкой для таких экспериментов категорически не пригодны, загрязнения с такой кожи удалить очень тяжело.
Как резать ленту из кожи по кругу?
Нарезка лент из кожи вкруговую помогает экономить материал. Такой способ позволяет получить длинную полоску из весьма небольшого кусочка кожи. Режут ленту от центра по спирали. Новичку, что орудует лишь ножницами, лучше выбирать не очень толстую кожу. Резка начинается с прокола, в который вставляют кончик ножниц и постепенно ведут дуговую линию, стараясь выдерживать ширину кожаной ленты.
Если кусочек кожи продолговатый, то возможно резать не по кругу, а по овалу.
По готовности такую ленту растягивают, получая ровную полосу для плетений. Мягкая не большой толщины кожа растягивается и выпрямляется без лишних хлопот. Кожу меньшей эластичности чуть смачивают водой и туго намотав на округлый предмет, например, на ручку шила, оставляют на несколько часов для выпрямления.
Разной ширины ленты и полоски из натуральной кожи – универсальный материал, пригодный для различных техник плетения.
Термины в схемах плетения жгута
В какой бы технике вы на решили плести свой первый жгут, какой бы схемой не вооружились, вам могут пригодиться специфические условные обозначения и терминология. Дело в том, что первые схемы плетения жгутов пришли к нам из англоязычных стран. Не лишним будет знать несколько наиболее часто употребляющихся в мастер-классах и на схемах слов:
- Circumference – под этим словом скрывается всего лишь ширина жгута, рядом с ним обычно указывается цифра, обозначающая нужное число бисерин.
- Repeatofcolors – то же самое что и «рапорт», так обозначают постоянно повторяющуюся часть узора;
- Draft – а это то же самое, что «развёртка» в черчении. Жгут объёмный, то есть узор его видно только на той стороне, что развёрнута к зрителю. Draft – это развёрнутое изображение узора жгута.
- Corrected – так обозначают мозаичные типы плетения;
- Simulation – а это словечко обычно красуется под изделием в готовом виде.
Клеевые и обжимные
По способу крепления концевики подразделяются на два типа:
- Обжимные – те, что крепятся исключительно собственными захватывающими способностями с помощью специальных облегчающих процесс инструментов, но без вспомогательных средств.
- Клеевые – те, для присоединения которых нужен ещё и подходящий клей.
Таким образом, обжимные концевики изготавливаются из ковких (позволяющих сложить или загнуть без излома крепёжные элементы) металлических сплавов.
Клеевые же концевики, могут быть не только металлическими (из хрупких сплавов включительно), но и из любого прочного с высокой степенью декоративности материала: керамика, акрил, камень и т.д. Соответственно, клей подбирается с учётом, как материала самого концевика, так и материалов изделия, для которого ему предстоит стать красивым окончанием.
Отметим также, что многие виды зажимных концевиков помогают усилить прочность соединения, дополнив удерживающий металлический зажим ещё и клеевым слоем.
Помимо инструментов, зажимающих крепёжные планки, усики и петельки концевиков, существует ещё и мелкая вспомогательная фурнитура, которую возможно использовать при соединении концевика с изделием, например, кримп. Впрочем, кримп, уже сам по себе имеет полное право быть причисленным к мельчайшим и простейшим видам зажимного концевика.
Плетение из кожи разными способами
Как мы уже обмолвились, полоски натуральной кожи считаются универсальным материалом для всех видов плетений. Плетение из полосок кожи осуществляется также, как и из других материалов: соломы, бумаги, тесьмы и т.д. Схемы плетения из кожи можно позаимствовать у рукодельниц, что плетут корзины из веток или соломки, но ваша корзинка выйдет мягче и долговечней. А детский способ плетения закладки для книг из полосок бумаги, возможно приспособить под плетение браслета из кожи. Правда в этом случае не лишним будет подумать над возможностью соединения браслета в круг, с помощью застёжки или без оной.
Способов плетения из кожи очень много и среди них немало весьма сложных, требующих не только навыка работы с кожей разной толщины и выделки, но и точных математических расчётов.
Мы же уделим внимание лишь тем видам плетений из кожи, что подходят для новичков:
- Плетение из кожи по перфорации;
- Плетение из лент и кожи;
- Мережка из кожи;
- Круговая оплетка кожей;
Плетение по перфорации натуральной кожи
Строго говоря, этот вид рукоделия из кожи больше сродни вышивке, нежили плетению. Оговоримся так же, что теоретически использовать возможно и искусственную кожу, с которой, кстати, чисто технически работать гораздо проще: легко режется, мягче, эластичней и т.п. Однако, на практике овчинка выделки не стоит. Уязвимая для растяжений, трения и прочих механических повреждений искусственная кожа с большой вероятностью потеряет вид уже на этапе создания изделия. Целесообразно ли её использование, если плетение из кожи по перфорации весьма кропотливо, решайте сами.
Итак, плетение из кожи по перфорации, по сути, та же вышивка. И эта рукодельная техника точно так же используется при создании украшений, отделке одежды и аксессуаров, в интерьерном декоре и т.д. Здесь видна всё та же основа, по которой ведётся декор, и всё те же проложенные по ней декоративные швы. Особенность в том, что основой служит не ткань, а натуральная кожа. Проткнуть её иглой не так-то просто, потому и необходима предварительная перфорация.
Применительно к рукоделию, перфорация натуральной кожи – это нанесение мастером на кожаную деталь или заготовку нужного количества отверстий определённой формы на определённом расстоянии друг от друга.
И ещё одно важное отличие от вышивки, где используются вышивальные нитки. Декоративные швы при плетении по перфорации ведутся специально подготовленными для этого кожаными шнурами или лентами. В зависимости от толщины (ширины) шнурка или ленты, швы плетения по перфорации могут быть крупными объёмными или мелкими, почти ювелирными. Размер и форма отверстий соответствуют заданному калибру.
Технически проще плести из мягких сортов кожи и эластичных шнуров. Впрочем, опытный мастер в состоянии справится и с более упорным материалом, иногда намерено используя его для получения особого объёма или суровой упругости шва. Да и цветные нитки, атласные ленты возможно использовать одновременно с кожей, как обогащающий фактуру изделия дополнительный материал и элемент декора.
Как сделать перфорацию кожи?
Перфорация кожи осуществляется с помощью пробойника. Пробойник – приспособление для пробивания отверстий на коже. Подробно про инструменты для обработки кожи мы рассказывали ранее. Здесь лишь напомним, что простейшим пробойником служит обычное шило. Им вполне возможно обойтись, если речь ведётся о небольших участках, где требуется декор в виде плетения по перфорации.
Изначально на фрагменте кожи, что послужит основой для плетения, делается разметка: по линейке намечают точки, где следует пробить отверстия, по которым в дальнейшем и будут прокладываться швы. Затем шилом пробивают отверстия по намеченным точкам. А по отверстиям уже прокладывают декоративные швы.
Обратите внимание, что форма пробиваемого на коже отверстия (круглое, продолговатое, крестовое и т.д.) зависит от формы стержня шила.
При более масштабных декорах перфорацию доверяют строчным пробойникам. Строчный пробойник – специальный инструмент, позволяющий делать несколько отверстий одновременно.
Пробойники также различаются по величине шага, размерам и форме зубцов.
Декоративные швы плетения из кожи по перфорации
Для плетения из кожи по перфорации схемы специально не создают, используя те же швы, что в вышивке. Точно в том же порядке, что и обычные нитки, укладывают декоративные стежки из кожаных шнуров и лент. Иными словами, кожаными шнурками в тон, либо контрастными, одного или нескольких цветов вышивают по уже готовым отверстиям на коже всем знакомые «ёлочки», «крестики», «козлики», «зигзаги», «пунктиры» и т.д. Часто по названию шва, именуют и способ плетения.
Перечислить все декоративные швы, используемые в плетении по перфорации попросту невозможно.
Любой из тех, что вы видите исполненным нитками, возможно выполнить и кожей, соблюдая тот же порядок стежков.
Такими швами украшают в сугубо декоративных целях внутреннюю часть перфорированной кожаной детали.
Обрабатывают кромку изделия, делая её не только эстетичней, но и прочней, жестче.
Мало того, плетение по перфорации позволяет делать не только декоративные, но и функциональные швы, скрепляя детали изделия между собой.
Отметим, что не обязательно отыскивать в сети готовую схему шва, для плетения из кожи по перфорации своими руками. Плетение возможно вести произвольно, ведь незыблемых правил в этом рукоделии не существует. Достаточно сделать набросок на бумаге будущего декора, намечая его штрихами, имитирующими строчки. По готовности наброска останется лишь разобрать, где заканчиваются и начинаются его стежки, замерить расстояния между отверстиями и можно шить, то есть плести по перфорации. Начинайте с самых простых рисунков кожаными стежками, а как только научитесь их аккуратно прокладывать, усложнения придут сами собой.
Мережка из кожи
Мережка – разновидность вышивки. В отличие от обычной она ведётся по строчкам, полученным после выдёргивания нитей из тканого полотна. Нитками вышивальщица попросту скрепляет в определённом порядке оставшиеся без перпендикулярной поддержки нити ткани, получая тем самым ажурный орнамент.
Мережка из кожи сохраняет те же принципы, с той разницей, что «вышивка» ведётся по заранее сделанным прорезям и перфорации.
Простейший способ – вплести кожаные ленты в прорези на фрагменте кожи в шахматном порядке, имитируя переплетение нитей в ткани.
Усложнённые версии предполагают причудливое переплетение вплетаемых лент и перекрещивание прорезей основы.
Плетение из кожи лентами и шнурами
Один из самых традиционных способов плетения из кожи – плетение из полос кожи. То есть плетение всевозможных плоских или объёмных, односторонних либо двусторонних косичек. Косички эти становятся как самостоятельными изделиями: браслетами, ожерельями, поясами и т.д. Так и частью декора сложного изделия, объединяющего несколько материалов и техник работы с ними.
В основе плетения кос из кожи общие для всех гибких материалов схемы. И здесь важно акцентировать внимание на том, что плести возможно, как из самостоятельных полос (лент, шнуров), что соединятся между собой только в процессе плетения.
Так и из полосок, разрезанных лишь в центральной части, а с концов (с обоих или с одного), оставшихся сплошным кожаным полотном.
Плетение любых косичек из кожи осуществляется по общей для всех материалов схеме: порядок, в котором ленты перебрасываются друг через друга.
Косичка из трёх частей, та самая, что на протяжении веков помогает длинноволосым дамам в считанные минуты создать причёску, в отдельном представлении не нуждается.
Плести её умеют все, чуть не с ясельного возраста.
Однако, даже она, при условии не разделённых хотя бы с одной стороны полос, представляет для непосвящённых полноценную головоломку, с которой без знания точного алгоритма действий, справиться весьма непросто.
Что уж говорить о плетениях кожи из 4-х, 5-и и большего количества прядей? Без схемы на первых порах не обойтись. И пошаговые схемы, к вящей радости рукодельниц, в изобилии предлагает бескрайний интернет.
Потому здесь мы остановимся только на особенностях материала, что придаёт не только особый колорит, но и предъявляет особые требования.
Какую кожу выбрать для плетения косичек?
Эти рекомендации общие для всех типов плетений из кожи, но в случае с косичкой, ошибка в выборе материала скажется на качестве самой косички. Даже самая простенькая, из трёх частей станет тяжким испытанием, если плести её из неподходящей кожи. Мало того, все огрехи будет видно, ведь в отличие от предыдущих техник плетения из кожи, здесь нет спасительной основы, что порой, служит хорошей маскировкой погрешностей плетения.
- Выбирайте кожу мягкую и пластичную, особенно на первых порах. Кожа более упорный материал, нежили текстиль или нитки. Чем она жестче, тем сложней аккуратно уложить её в плетение.
- Сначала определитесь с типом плетения, а потом уже думайте, какая кожа под него подойдёт и на какой толщины ленты её следует разрезать. Так, например, мягкая тонкая кожа, нарезанная широкими полосами, в плетении, вероятнее всего, сомнется.
Как закрепить косичку из кожи?
Любая косичка, даже та, что сплетена из неразрезанных с концов полос, нуждается в логичном завершении. Дальнейшие манипуляции с уже готовой косичкой из кожи ведут в зависимости от качества использованной кожи, типа изделия и функциональных задач, стоящих перед мастером. К наиболее популярным из них можно отнести:
- Закрепление косички самой по себе (чтобы не расплелась).
- Закрепление готового изделия на руке или шее (если это браслет или чокер).
- Закрепление декора из косички на изделии.
При исполнении этих задач используют весь пригодный для работы с кожей арсенал. Так, нитками косичку возможно банально завязать.
Скрыв в дальнейшем перетяжку под концевиком. А если косичка более плоская, то с помощью всё тех же ниток её сшивают, фиксируя плетение на конце привычными стежками после чего тоже используют концевик.
Для завершения изделий из кожи применяют специальную металлическую фурнитуру, что фиксирует непокорный материал разных систем заклёпками. Позволяя присоединить к готовому изделию застёжку, пряжку, соединительное кольцо и т.д.
И наконец, используются и возможности самой кожи – великолепного материала не только для плетений, но и завершения изделий, сделанных из прочих материалов:
Ведь кожу возможно не только шить и клепать, но ещё и клеить. Всё это и используют мастера, создавая плетёные украшения с кожаными косичками.
Круговая оплётка кожей
Это плетение из кожи отличается от предыдущего лишь тем, что ведётся оно по кругу, вокруг центрального элемента. Таковым может стать всё, что угодно, от такой же тонкой кожаной ленты
до автомобильного руля.
Производным круговой оплетки кожей становится объёмный кожаный шнур, а не плоская косичка. Таким способом изготавливаются браслеты, чокеры, ремни, плети, рукояти оружия и инструментов, отделка предметов быта и интерьера.
Способов круговой оплетки из кожи тоже множество, и для того, чтобы освоить любой из них, тоже достаточно найти подходящую схему в сети.
Дополним, что все перечисленные способы плетения кожей нередко используют в сочетании и миксах. Так мережку могут составлять продёрнутые в прорези косички, а видоизменённую схему круговой оплётки возможно использовать для обшивки перфорированного края изделия. Кожа – материал, дающий по истине неисчерпаемые возможности плетений, и мастера-кожевники неустанно выискивают всё новые.
Особенности создания жгутов в разных техниках
Расскажем о подмеченных на практике фишках создания жгутов в разных техниках. Возможно это поможет вам выбрать технику по себе.
Плотность и эластичность жгута напрямую зависит от натяжения нити. Следить за этим приходится пристально, как и распутывать на первых порах норовящую завязаться ненужным узлом нитку. Но, как не тяни и не контролируй, а американский, ажурный или тем более махровый жгуты всегда рыхлей, чем монолитные мозаичный, кирпичный, турецкий.
Зато начало и конец плетения американского жгута всегда аккуратней, что позволяет присоединять застёжку напрямую, без использования маскирующего небрежности концевика. А вот у жгутов, имеющих в основе замкнутый в кольцо первый ряд, как и у турецкого жгута, начало и конец плетения обычно не идеально опрятны, потому их приходится дополнительно украшать.
Скорость создания жгутов из одних и тех же материалов, но в разных техниках не одинакова. Плести жгут, всегда быстрей, чем вязать. Так плетение американского жгута 20-30 см при наличии навыка отнимает в среднем 2 часа, а вязание турецкого жгута той же длины – потребует около 3-х часов.
Зато, вязание жгута требует меньшей концентрации и напряжение зрения, нежили плетение. Плести приходится, не отрываясь от лотка или коврика с разложенными по цветам бусинками. И даже если вы используете помощника – «диктовалку», всё равно на протяжении всего процесса вы будете пристально и непрерывно контролировать набор верного числа бусин нужных цветов. А вот вязать жгут вы сможете в любом удобном для вас месте: хоть на мягком диване у телевизора. После того, как низка набрана, процесс вязания уже идёт автоматически и неотрывно. В отличие от плетений, где постоянно приходится присоединять к работе новую нить удобной для манипуляций длины.
При этом плетение в любой технике требует меньше опыта и навыка. Понять и запомнить принцип, поймать нужное натяжение нити – вот и всё. Но чтобы начать вязать жгут, сначала придётся освоить сам процесс вязания, то есть научиться вязать столбики крючком, а потом уже усложнить процесс, орудуя не просто нитью, а бисерной низкой. Первые аккуратные столбики жгута нелегко даются даже вязальщицам, имеющим опыт владения крючком.
Что нужно для бисерного жгута?
Очевидный ответ заложен в самом понятии «жгут из бисера». Нужен, собственно, сам бисер и нитяная основа, что «скрутится» жгутом, скрепляя бисерины. Сладить с тем и другим помогут инструменты: такие, как бисерная игла, крючок для вязания, ножницы. И наконец, потребуются определённые знания и навыки. Знания, вроде цветовых и прочих схем, услужливо предоставит интернет. А вот навыками, что позволят успешно применять на практике все доступные ныне теоретические наработки, придётся разжиться самостоятельно. О каждой из нужд бисерных жгутов поговорим подробно.
Бисер и другие материалы
Бисер и бусины для жгута подбирают в зависимости от техники в которой предстоит работать. Наиболее плотные плетения (мозаичное, кирпичное) тяготеют к хорошо калиброванному материалу. Бисерины неодинаковой величины плотно уложенные рядом выглядят неряшливо в однотонных жгутах, а в цветных они ещё и искажают орнаменты и рисунки, особенно те, что имеют чёткий контур. Потому идеальным материалом для таких жгутов служит созданный специально под плотные плетения точно калиброванный японский бисер.
Есть у японского бисера и ещё одна важная особенность – утрированно крупное отверстие. Важная для всех техник плетения, что предполагают многократное (5 раз не предел!) прохождение рабочей нитью сквозь отверстие одной и той же бисерины.
А вот для рыхлых, фантазийных плетений, вроде американского или махрового жгутов, как и для жгутов с абстрактным, не предполагающим чёткого контура, рисунком отлично подходит менее дорогой чешский и даже китайский бисер. Погрешность калибровки всё равно не заметна. Раз так, переплачивать за её точность вовсе необязательно.
А там, где плетение или вязание жгута предполагает тонкую нить, скрепляющую бисер однократным прохождением, большое отверстие японского бисера может сослужить недобрую службу: бисеринки хоть и безупречной формы попросту болтаются.
Наиболее удобными при плетении жгутов считаются размеры 10/0 бисера чешского производства, и 11/0 – японского. Именно с них рекомендуют начинать, всем, кто не имеет опыта. Теоретически плести жгуты возможно и из мелкого (16/0) и даже из ювелирного (24/0) бисера, но это уже высший пилотаж, требующий особого мастерства. То же самое и с крупными бусинами. Эффектно уложить их в красивый жгут ещё как возможно. Но чем крупней бусины, тем капризней они взаимодействуют друг с другом. И тем менее плотным получается жгут.
Стоит сказать и об эффектах бисерных покрытий. Выглядят в жгутах сложные оптические эффекты великолепно. НО! Жгуты, в большинстве своём, функциональны, то есть подвергаются трению, чистке и прочей эксплуатационной нагрузке. Потому для жгутика в подвеске серьги возможно использовать красивый, но с нестойким покрытием бисер. А вот в ожерелье, поясе, ремешке предпочтителен бисер, что не облезет в руках уже на этапе сборки, или при первой же попытке использовать изделие по прямому назначению, что ещё обидней.
Нить основы для жгута подбирается по трём параметрам: цвет, толщина, прочность. Первые два выбирают исходя из цвета и размера основного материала – нить должна быть максимально незаметной. Третий требует учитывать особенности самого бисера. Так бисер круглый рокайль не травмирующий нить, позволяет плести даже обычной хлопковой нитью для шитья. А вот стеклярус, имеющий режущую кромку, требует основ повышенной прочности. Того же требуют и жгуты, что подвергаются при эксплуатации трению или весовой нагрузке.
Для плетений жгутов обычно используется мононить подходящей толщины. При вязании наиболее востребованными мастера считают хлопковые нити, типа «Ирис», «Снежинка» или более дорогие аналоги от зарубежных производителей.
Инструменты и помощники
Иглы
В плетении жгута главной помощницей выступает бисерная (тонкая, не имеет утолщения в районе ушка) игла. Она позволяет быстро низать бисер на нить и легко проводить нить сквозь уже нанизанные бисеринки. Манипулировать тонкой иглой трудней, чем толстой, но придётся научиться, другая не подойдёт. Именно бисерные иглы нередко предоставляют выбирать из двух зол: «вам ломкую или гнущуюся?». Какое из зол для вас меньшее решайте самостоятельно, но, что бы не решили, потрудитесь обеспечить запас игл, если жгут длинный, а иглы не самого хорошего качества, сменить придётся не одну.
Крючки
Номер крючка подбирают под толщину нити и плотность вязания – с этим не поспоришь. А вот конфигурацию крючка возможно выбрать согласно индивидуальных предпочтений: с ручкой или без неё, подлинней или покороче. Выбирайте тот, что наиболее удобно держать в руках.
Схемы и описания
Специализированные компьютерные программы для работы с бисером. Помогают составлять и редактировать схему и, согласно ей, набирать бисер, не глядя на графическое изображение. Дело в том, что глядеть в схему, и одновременно в органайзер или на коврик, где разложен кучками бисер, крайне неудобно. Вот и появился электронный помощник рукодельнице. На первых порах, пока набиваете руку на простых жгутах, он не потребуется, но на будущее, имейте в виду. Он есть. Его тоже нетрудно отыскать в сети и там же получить инструкции по обращению с ним.
Фурнитура
Изделия на основе жгутов требуют той же фурнитуры, что и любая бижутерия: серьге – нужна швенза, ожерелью – застёжка. Но самой востребованной фурнитурой при плетении жгутов является концевик – та самая «шапочка», что прикроет неопрятное начало и конец плетения. А попутно укрепит конструкцию, делая удобным присоединение, например, застёжки. Концевик подбирают исходя из конфигурации и толщины готового жгута.
Необходимые навыки
По сути это личная победа каждого мастера. Ведь у всех разнится чувствительность, подвижность и даже размеры пальчиков, коим приходится изрядно потрудиться при создании бисерного жгута в любой технике. В текстовом описании техники плетения или в видеоролике весь до мелочи разъяснённый процесс кажется простым и понятным.
Но стоит лишь приступить к нему самостоятельно, оказывается, что нужно оборудовать рабочее место с наибольшим комфортом: чтобы всё под рукой, зрение не напрягалось, спина не уставала. Нужно отыскать оптимальную длину рабочей нити: излишне короткая – заставляет тратить время на постоянное наращивание новой, длинная – замедляет работу множественными перехватами и подтягиваниями. Никто не объяснит вам, как именно вам следует держать иглу, чтобы бисерины нанизывались легко, а непокорная нитка не путалась при каждом движении. Никто не поможет уловить то идеальное натяжение нити, что делает жгут аккуратным, в меру пластичным и при этом максимально прочным. Всё это приходит с опытом и далеко не сразу. Но усидчивые мастерицы довольно быстро справляются с собственной моторикой, достигая автоматизма в самых сложных техниках создания жгутов. А когда появляется это ощущение, плетение жгутов становится любимым занятием, полезным, приятно расслабляющим досугом.
4-й день.
24. Украшение почти готово, осталось только аккуратно обрезать выступающую всё-таки за края изделия кожу задней стороны. У кулона в петельку вставляем шнур и надеваем концевики с застёжкой (на суперклей).
Виды и предназначение концевиков
Рассмотрим детально каждый из видов концевиков: от самых примитивных, до сложных с обилием крепёжных приспособлений и внешнего декора.
Кримп, стоппер, маскировщик
Кримп (обжимная бусина) – это мелкий элемент вспомогательной фурнитуры в виде тонкостенной трубки, реже полого шарика, точней заготовки для его формирования. Изготавливают кримпы из очень пластичных металлических сплавов. При зажатии кримп обретает вид крошечной бусины. Используется он для маскировки узлов, упрочнения плетёных конструкций, как бусина-стоппер и т.п. Отсюда и другие его названия, что часто фигурируют в сленге профессионалов: «стоппер», «маскировщик», «фиксатор», «кримп-контакт».
Кримпы бывают круглой (как бисер) и цилиндрической (напоминающей трубочку стекляруса) формы. Кримпы, подобно узлам, используют для крепления всего, что можно нанизать на нить, ювелирный трос или леску.
Принцип действия кримпа предельно прост. Приспособление одевается непосредственно на крепёжный узел на нитяной основе, либо нанизывается на используемый при сборке изделия ювелирный тросик (зависит от конструкции кримпа). Затем аккуратно зажимается. Для зажима используют тонкогубцы, либо специальный инструмент – кримпер, что помогает сжать кримп в аккуратную крошечную сферу.
После того, как кримп нанизан и поставлен в место его окончательной фиксации, остаётся лишь зажать его.
В процессе этой несложной операции неопрятный узелок оказывается спрятанным внутри получившейся металлической бусины. Или свободный конец тросика получает ограничитель, позволяющий продолжить дальнейшую низку элементов. Либо, наоборот, кримп закрепляет на нужном месте уже нанизанные элементы, что нуждаются в точной фиксации на определённом участке тросика.
Стоит отметить, что назначение и способ использования круглых кримпов и кримпов-трубочек от их внешнего вида никак не изменяется. Просто в зажатом виде круглые кримпы становятся широкими прямоугольниками, вытянутыми перпендикулярно основе, а кримпы-трубочки выглядят как прямоугольник или квадрат, вытянутый вдоль основы. Единственное преимущество круглых кримпов заключается в том, что их можно сжать еще раз, как бы складывая в трубочку.
В зажатом виде кримп выглядит примерно так:
Если вы используете такую основу, на которой нельзя сделать узелок, например, проволоку, то в этом случае обычный кримп сам выступает в качестве узелка.
Помимо уже упомянутой маскировки узлов, фиксации начала-конца плетений, кримпы применяют также для разделения элементов внутри изделия, например, не сплошная с нарочитыми промежутками низка бусин в колье, или шторах.
Кримп же позволяет создать петельку из тросика, нужную в дальнейшей работе, или заменяющую петлю застёжки. В этом случае рабочий конец тросика проводится сквозь кримп, потом в обратном направлении, оставив петлю нужной величины:
Завершение изделия кримпом в ряде случаев уместно и достаточно. Так, этим способом возможно оканчивать изящные украшения из одного ряда мелкого бисера. В случаях же, когда требуется больший размер и декоративность финального элемента, то в паре с кримпом используются декоративные, уже маскирующие сам кримп, зажимные бусины. Либо крошечные, но функциональные каллоты – ещё одна простейшая разновидность концевика.
Каллоты
Каллоты – металлическиеэлементы вспомогательной бижутерной фурнитуры представляют собой две полых соединённых гибкой перемычкой полусферы, дополнительно оснащенные крепёжной петлёй или отверстием.
Концевики-каллоты делятся на:
В отличие от кримпа, обладающего лишь стоп-маскировочной способностью, каллоты ещё и работают на внешние связи. Та самая крепёжная петелька, обеспечивает прочное соединение с соседним фурнитурным элементом или деталью украшения. В отверстие или петлю легко продевается соединительное кольцо, тросик, нить, шнур подходящего диаметра и т.д.
Внутренняя же пустота каллоты умещает крупный узел, или зажатый кримп. Достаточно поместить внутрь разомкнутых створок и сомкнуть их с помощью подходящего по размерам инструмента:
Кстати, помещённый внутрь узелок, бусина-стопер, зажатый кримп фиксируют на заданном месте и саму зажатую каллоту, таким образом получается эстетичное прочное соединение и возможность прикрепить к зафиксированной с двух сторон каллотами нитке бус, например, застёжку. Миниатюрные, малозаметные, но при этом функциональные каллоты, начиная и завершая каждый из отдельных рядов, используются и при сборке и многорядных украшений.
Следует обратить внимание на мелкую, но в ряде случав немаловажную конструктивную особенность каллот. Крепёжная петелька бывает цельной, то есть она и служит соединительной перемычкой для двух полусфер, представляя собой планку с отверстием для продевания нитяной основы. Бывает же петелька в виде самостоятельного, не имеющего отношения к скреплению частей каллоты крючка. Такой крючок тоже зажимается тонкогубцами и лишь после зажима становится полноценной крепёжной петлёй.
Для тяжелых украшений, лучше выбирать первый вариант, ибо второй менее прочен: крючок из пластичного металлического сплава может разогнуться под ощутимым весом. Для лёгких изящных украшений, наоборот, предпочтительно использовать каллоты более изящные – с крючком.
Зажимы для лент
Зажим для лент – разновидность концевика, что во многом повторяет конструкцию описанной выше каллоты, но относится уже не к вспомогательным, а самостоятельным элементам фурнитуры. Помимо надёжного функционала зажим для лент обладает ещё и собственным, продиктованным стилистикой украшения декором. Но, главное, противоположной зажиму стороне, имеется основательная крепёжная петля.
Используется такой концевик для завершения плоских (тесёмочных) украшений и аксессуаров. Типажные украшения (чокеры, браслеты, пояса, ремешки и т.д.) плетут из нитей, бисера, вырезают из полосок кожи, но все они нуждаются в эстетичном, прячущим рабочие несовершенства кромки завершении. А нередко ещё и в продолжении застёжкой, подвеской и пр.
Такой охватывающий край тесьмы концевик изготавливается из жесткого, но пластичного металла. Как и каллоты он состоит из двух соединённых гибкой перемычкой частей. Но части эти плоские, каждая зачастую имеет зубчатый, либо загнутый край, что и обеспечивает дополнительную фиксацию. Чтобы зафиксировать концевик, достаточно поместить между его разжатыми плоскостями край тесьмы, а затем аккуратно зажать плоскогубцами.
Некоторые зажимы для лент, помимо (или вместо) фиксирующих зубцов имеют торцевые крышки:
При отгибании одной из них, тесьма попросту осторожно задвигается внутрь, после чего концевик, а следом и крышечка надежно зажимаются.
Многие мастера при работе с зажимами для лент используют ещё и клей. То есть перед тем, как зажать кромку изделия, на внутреннюю поверхность зажима наносится клеевой слой.
Зажимы для лент изготавливаются из металлических сплавов разных цветов. Украшаются нарезкой, тиснением, чернью, литьём. Но решающее их различие в размерах: выбирают по величине, чтобы соответствовала ширине и толщине изделия.
Концевики-шапочки
Если предыдущий вид концевиков был адресован плоским украшениям, то в эту условную категорию мы отнесли всё множество концевиков, позволяющих завершать изделия, что имеют круглое поперечное сечение.
Концевики-шапочки – элемент металлической фурнитуры одна сторона которого имеет отсек-углубление, одевающейся непосредственно на жгут или шнур, а другая крепёжную петлю.
По типу крепления концевик-шапочка может быть, как зажимным:
То есть, состоит он из нескольких лепестков, позволяющих при сжимании/раскрытии варьировать размер. Так и клеевым:
В клеевом концевике-шапочке фиксация изделия осуществляется клеевым слоем, что наносится туда непосредственно перед помещением шнура внутрь. При этом, если диаметр изделия чуточку меньше, диаметра внутреннего углубления концевика, мастера иногда немного сдавливают шапочку, чтобы она прилегала плотней. Зажимный концевик-шапочку возможно использовать без клея, но многие мастера тоже смазывают его клеящими составом для большей надежности сцепления.
Разновидностью концевика-шапочки является и концевик-пружина:
Принцип тот же: крайний виток пружины с одной стороны – это крепёжная петля, с другой стороны витки образуют ту самую шапочку, для смазывания клеем и надевания на основу с круглым сечением.
Но есть одна дополнительная возможность. Мягкую, например, из ниток, основу удобней не вставлять, а плавно вкручивать. Витки делают вкручивание более лёгким. Мало того крайний со стороны основы виток возможно аккуратно поджать, что так же обеспечит дополнительную фиксацию концевика.
Колпачки
Строго говоря, применение этого многофункционального компонента фурнитуры для бижутерии ролью одного лишь концевика не ограничивается. Ведь пригоден он не только для начала и завершения жгута, шнура или низки. Однако, с ролью концевика этот компонент тоже справляется отлично.
Название «колпачок» от тюркского заимствования «колпак», он же «шапка» — так именуют защитный либо статусный головной убор. Таким образом:
Колпачок — металлический, реже из другого материала компонент фурнитуры, имеющий внутреннее углубление или полость, куда возможно поместить бусину, шнур, жгут – всё что требуется прикрыть и защитить. Плоское, скруглённое либо островерхое донышко колпачка обязательно оснащено отверстием под нить, тросик или штифт.
Форм колпачков столько же, сколько моделей головных уборов: полусфера, конус, цилиндр и т.д. Он так же, как и концевик-шапочка позволяет вкрутить внутрь и посадить на клей любой жгут или шнур подходящего диаметра.
От концевика-шапочки колпачок отличает лишь отсутствие крепёжной петли. Но в ряде случаев это достоинство, а не недостаток. Дело в том, что колпачок даёт больше возможностей крепления. В имеющееся у одного и того же колпачка отверстие возможно выставить крошечную петельку из тонкого ювелирного тросика, либо внушительную, выгнутую из пина петлю. Таким образом один и тот же колпачок оказывается уместным в принципиально разных по стилистике и материалам изделиях.
Вот так выглядит концевик из колпачка, может завершить плетёный из бисера жгут:
Как видно на фото выше, колпачок прикрыл все изяны начала и конца плетения, а выставленная из его отверстия крепёжная петелька, стала возможностью присоединения застёжки.
А вот так, концевик из колпачка используется, при изготовлении подвески:
Тут уже трудно понять, какая его роль главная. Он одновременно служит основой для присоединения множества составляющих подвеску жемчужных низок и соединительным звеном между подвеской и основной частью украшения.
Для работы вам потребуется
мягкая кожа средней толщины (до 1 мм);
строительный клей ПВА «Момент»;
плоская гладкая поверхность — оргстекло или пластик (не в коем случае не используйте обычное стекло — к нему кожа пристаёт намертво и, к тому же, это небезопасно.
Мне нравится покупать кожу обрезками — так гораздо дешевле, больше цветового и фактурного разнообразия и так у меня лучше работает фантазия (имея большой хороший кусок, жалко его кромсать и я долго не могу придумать, как его поинтереснее и экономичнее употребить).
Разновидности бисерного жгута
Чтобы разобраться в них, придётся обратиться к истории возникновения этого во всех смыслах выдающегося бисерного явления.
Первые бисерные жгуты, что создавали рукодельницы, были лишь несколькими простейшими низками бисера, соединёнными между собой. И уже на этом этапе бисерный жгут стремился к разнообразию. Одни мастерицы предпочитали скручивать одинаковые низки из одинаковых по цвету и форме бисерин. Другие – низки разных цветов и они укладывались в жгут разноцветными дорожками. Третьи – уже сами низки набирали из цветных бусин, получая в итоге беспорядочное многоцветье жгута.
Но не одним лишь цветом разнились первые жгуты. Формой тоже. Низки располагались параллельными рядами, становясь сначала плоской тесьмой, а уж потом две сшитые её стороны становились полой трубкой. Низки сплетались косами простыми и сложными, становясь тяжёлым плотным жгутом без внутренних пустот. И наоборот, низки соединяли так, что трубочка жгута красовалась ажуром, обилием просветов.
Так и родились основные разновидности бисерного жгута. Каким бы он ни был, а его условно можно отнести к одной из трёх:
- Полый;
- Плотный;
- Ажурный;
Но и этим жгутовые тонкости, как, впрочем, и толщина, не ограничиваются. Собирать длинные отдельные низки, а потом ещё и соединять их? Лениво, право же. Самые находчивые из ленивиц стали искать способы соединения бисера в жгут, используя одну непрерывную нить. Благо ничего нового придумывать было ненужно: вязание и плетение давно уже существовали. Оставалось лишь позаимствовать кое-какие приёмы из вязания крючком, рассмотреть повнимательней узелки макраме. А дальше – вяжи да плести, не забывая при этом попутно низать бисер, на пригодные к тому пряжу и нити.
Так появилось два основных способа создания бисерного жгута:
- Плетения – используются бисерная игла с нитью или леска;
- Вязание – используется крючок и пряжа подходящие к бисерному отверстию толщины;
Плетёные жгуты в свою очередь подразделяются по техникам плетения, многие из которых используются не только при создании жгута. Итак, по технике плетения бисерный жгут может быть:
- Мозаичный;
- Кирпичный;
- Американский;
- Квадратный;
- Ндебеле;
- Турецкий
Это наиболее известные техники, каждая из которых имеет не только особенности, но и варианты, возможности совместить приёмы разных техник. Чтобы до конца понять, чем же один жгут из бисера отличается от другого, придётся понять основные принципы каждой из техник его создания. Этим мы и займёмся далее, уделив внимание каждой и разбирая подробно схемы плетения.
1-й день.
1. Для данного вида украшений выбираем самые длинные обрезки кожи, из которых будем делать жгутики.