Мара (Морена Кащеевна, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
Существует несколько версий происхождения Богини Зимы:
· Первая гласит, что отцом Мары был Бог Сварог, матерью ― Богиня Лада. По легенде Лада очень хотела детей и обратилась за помощью к Макоши. Та сказала ей съесть чудесную рыбу и выбросить косточки на лугу, где пасется небесная корова Земун. После того, как все было сделано, Лада забеременела и в положенный срок родила трех дочерей ― Лелю, Живу и Мару.
· По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу.
· По третьей ― Марена, Леля и Жива были созданы из искр, образовавшихся, когда Сварог ударил своим молотом по священному камню Алатырь.
Мара не уступала в красоте Ладе, и вопреки распространенному мнению не является ее антиподом. Также Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.
Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Согласно преданиям, владения Богини Смерти находятся за Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца.
Мара жила во дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Также темная богиня водила дружбу с Ягой, женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и различными энергиями.
Супругов у Марены было много, один из наиболее известных ― Кощей. По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. В этом союзе родилось 12 дочерей-недугов, а также 2 сына ― Род и Вышень.
Позже девушка вышла замуж за свою настоящую любовь ― Даждьбога. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. В этом браке появился сын ― Богумир. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей.
В результате Марена так и не обрела семейного счастья, оставшись наедине со своей силой. Вместе с тем, богиня вовсе не озлобилась на весь мир, а лишь исправно продолжала выполнять свои сезонные функции – в одно время года посылать урожай, а в другое – лютовать по всей земле вьюгами да морозами. Безусловно, зима – физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы славяне праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. Позже христиане извратили этот обычай до неузнаваемости и на сегодняшний день мы имеем некий праздник под названием Масленница, который на самом деле не имеет практически никакого отношения к первоисточнику.
Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Сложно сказать, насколько негативно или позитивно наши предки оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. В связи с номинальными и практическими функциями Мары логично предположить, что она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором целесообразно оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, один из краеугольных камней бытия, апофеоз единства жизни и гибели, «обязательное» зло. Очевидно, что Мару почитали и славили не меньше остальных богов, поэтому невежественные высказывания о том, что это исключительно негативный персонаж, как минимум, глупы и беспочвенны. Хотя и существует ряд легенд сомнительного происхождения, в которых рассказывается о том, что Мара прибыла в этот мир вместе с Чернобогом, но в отличие от последнего со временем заняла сторону Ирийских богов.
Так или иначе, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.
Атрибуты Мары – холод, зима, смерть, тлен, мрак, разрушение.
Упоминания о Морене часто встречаются в сказках. Это:
· и Моргана из легенд о короле Артуре;
· и «злая девка Маринка», искушающая богатыря Добрыню;
· и знаменитая Снежная Королева;
· и подруга Яги;
· и жена Кощея.
Также существуют предания, по которым она являлась хранительницей многих магических предметов ― шапки-невидимки, живой и мертвой воды, молодильных яблок.
Красавица или старуха?
Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В конце осени, она ― молодая прекрасная девушка с бледной кожей и длинными черными волосами, которые красиво переливаются и искрятся в свете Луны.
В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья.
Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше.
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Морена — богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти.
В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы.
Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы.
От этого имени вошли в наш язык слова мрак, мор, смеркаться.
Славяне представляли, что Морена живет на севере, в недрах покрытых вечными снегами скал.
Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны.
Поэтому, встречая весну, славяне сжигали чучело Морены. Но кончается лето — и возвращается злая Морена.
Так происходит вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром.
Одним из весенних обрядов было сжигание соломенной куклы — Морены.
От брака Марены и бога смерти Чернобога родились дочери
Желя и Карна –
богини загробного мира, провожающие и встречающие умерших.
Разделы страницы о древнеславянской богине смерти Марене:
- Подробные сведения о культе Морены
- Изображения и символика Морены
- Ритуалы и праздник в честь Марены
- Мара – воплощение мора
- Марцана
- Баба Яга
- Мары и кикиморы
- Неславянские аналоги Марены
Подробные сведения о культе Морены
Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) –
богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян.
Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом (Кощеем).
По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает явь, чтобы сделать своё чёрное дело.
Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его,
но всякий раз отступает перед его могуществом.
Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива),
чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму.
Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре,
который сейчас мы можем видеть на Масленицу.
Имя Мораны дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др.
Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена;
существовало предположение, что это вообще два разных, но родственных божества,
однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена – это имена одной Богини.
Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри.
Однако, без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на Земле, и она также участвует в поддержании равновесия.
Без смерти не может быть жизни, а смерть – это не конец всему, а лишь только начало,
переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности.
Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование.
После Зимы всегда наступает Весна.
Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующим лицом в этой игре.
Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави.
Изображения и символика Морены
Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному.
Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями.
Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева).
Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния.
Такие разные изображения связаны со сменой времён года.
Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил,
а вот на Масленицу (Комоедицы) Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну.
В её руках часто изображается серп или коса.
Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон.
При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает.
Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна.
Её владения находятся за Рекой Смородиной и, чтобы достичь их,
нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь.
Ритуалы и праздник в честь Марены
С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди.
Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны.
В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков,
которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.
День Марены традиционно отмечают 1 Марта.
Мара – воплощение мора
Мара — злой дух, как и Морена, воплощение смерти, мора.
Позднее Мара частично утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер,
часто так называют всяческую нечисть.
Мара — имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу.
В низшей мифологии воплощение ночного кошмара. Садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье.
Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках.
Марцана
Марцана — богиня смерти всех живых существ, кроме человека:
ее жертвы доставляют людям богатые плоды охоты, рыбалки и звероловства.
Баба Яга
В славянской мифологии лесная старуха-волшебница.
Согласно сказкам славян, Баба-яга живет в лесу, в избушке «на курьих ножках».
Эта избушка изображается стоящей то в чаще леса (центре иного мира),
то на опушке, но тогда вход в нее со стороны леса, то есть из мира смерти.
Название «курьи ножки» происходит от «курных», то есть окуренных дымом, столбов,
на которые славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом умершего внутри.
Этот обряд погребения существовал у древних славян до IX века.
Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала
и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).
Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым).
«Курьи ножки» избы могут быть и просто звериными или птичьими,
да и сама Баба-яга имеет некоторые черты зверя, а иногда в избе вместо нее живёт медведь или козёл.
Баба-яга — повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Чёрный всадники, то есть утро, день и ночь.
Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги,
как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну.
Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых.
Обычно он просит Бабу-ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.
Есть и другой вариант — быть съеденным ею и таким образом оказаться в мире мёртвых.
Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам,
наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых,
одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Мары и кикиморы
В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника – Комоедицы)
славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу.
На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары.
Мары – это духи болезней и смерти.
По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов,
если кто отзовётся – тот непременно заболеет и может даже умереть.
Самый известный дух из мар – это Кикимора.
Неславянские аналоги Марены
В греческой мифологии Моране соответствует богиня царства мёртвых Персефона.
Мары есть во многих верованиях разных народов.
Германцы верили, что это маруты – духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары – души умерших младенцев.
Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество.
В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане.
Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.