Славянская мифология полна загадок и тайн. Причудливые образы древних богов, дошедшие до нас из немногочисленных исторических источников, постоянно привлекают внимание любителей мифологии, исследователей, искателей. Один из языческих образов, вокруг которого не утихают научные споры – славянская богиня Мара.
Кто такая Мара и богиня чего
Древнерусская богиня Мара (Морена, Марена) считается покровительницей смерти, тьмы, зла. И хотя, даже мысли об этой разрушающей силе, упоминание ее имени всегда вызывали у людей неприятие, отторжение, тем не менее ее почитали, оказывали знаки уважения и даже славили. На первый взгляд этот культ может показаться очень странным, ведь смерть и зло не принято возвеличивать. Тем не менее, всему есть логичное житейское объяснение.
Контролируя переход душ из мира Яви в Навь, богиня смерти Мара, выступала олицетворением правосудия и справедливости. Она управляла духами тьмы, холода, воды и воспринималась одним из основных принципов мироздания, космическим законом, с которым надо считаться. Если человек давал обещание, зарок, клятву и при этом не держал слово, то Мара могла забрать душу.
Физическим выражением лютой богини была зима.
Древние предки верили, что покровительница сил тьмы приходит 25 ноября (4 декабря). В этот переходный день из осени в зиму погода портилась, крепчали морозы и бушевал ветер. Запрещено было славить любых богов, так как все жертвы забирала Мара – Морена. Укрывая землю снегами, она обеспечивала плодородие, за что почиталась земледельцами
.Оккультные источники утверждают, что владычице зимы принадлежала вся темная половина годового круга, начиная с ночи 31 октября – 1 ноября. В холодное темное время Мара собирала жатву из замерзших человеческих душ.
У Мары есть своя свита. В соответствии с народными поверьями, сон считался младшим братом или сыном богини смерти. А духи обмана, заблуждений, злобы, ночные кошмары могут склонять человека к силам зла, вызывая помрачения ума. Но они же дают мудрость и силу, если оказываются низвергнуты.
Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Она вела души живых существ через врата смерти к перерождению, открывала перед мудрыми выход из круга Жизни-Смерти. К Маре – Морене обращались и за устройством свадеб, о чем есть сведения в найденных берестяных грамотах.
Происхождение
В литературе есть несколько версий происхождения славянской богини Мары:
- Часть исследователей считают ее самой старшей из всех богов, одной из ипостасей богини Матери, первозданной богиней Тьмы, откуда и зародился свет. Эту версию косвенно подтверждают ведические источники, в которых фигурирует космический бог Мара, разрушитель, демон тьмы.
- Другие знатоки славянской культуры полагают, что богиня смерти является дочерью бога Кощея. Но учитывая, что в сказаниях есть сведения об их браке, эта версия неправдоподобна, так как инцест у славян не поощрялся.
- Вариант о том, что Мара – дочь Сварога и Лады, подвергается критике из-за обладания ею сверхсилой, противоречащей устройству языческого пантеона. Считается, что повелительница тьмы, управляя мощными энергиями, не могла бы занимать средние или нижние ступени божественной иерархии. Тем не менее, исследователи родословной славянских богов ставят Морену в ряд сварожичей.
- Знатоки славяно-арийских вед и мифологии придерживаются версии, что Мара – дочь Черного Змея и внучка Ящера, повелителя подземного мира.
Образ и как выглядит
Образ Мары прослеживается благодаря сказкам и былинам. Мара часто ассоциировалась с Ягой, хотя являлась ее подругой.
Злобная девка Маринка вводила в искушение богатыря Добрыню, пыталась заморочить ему голову. Подобно Снежной королеве, богиня славян Мара обитала в ледяном дворце мира Нави, а зимой гуляла по просторам русских равнин.
Вступая в права в начале зимы, повелительница тьмы представала в облике холодной красавицы с белоснежной кожей и черными очами. Длинные черные волосы ее были распущены по плечам. Ее наряд был белого или лазурного цвета, вызывал ассоциации с саваном. В руках она могла держать серп, которым косила свою страшную жатву.
К концу зимы статная надменная богиня превращалась в сгорбленную старуху – Смерть с косой в руках. Ее цветами уже могли быть черный и черно – багровый. Сжигая на костре на Масленицу соломенное чучело, олицетворявшее саму Зиму, славяне тем самым прогоняли повелительницу тьмы и смерти.
Иногда Мара могла появиться и летом в поле в образе Полудницы – красивой девушки в белом с серпом в руке. Что ей стоило в летнее марево затуманить сознание путника, повергнуть солнечным ударом?
Стоит заметить, что согласно воссозданным мифам, Богиня смерти была настолько прекрасна, что пользовалась популярностью у Богов мужского пола, выбирая себе женихов.
Хозяйка медной горы П. Бажова, предстающая в его сказах в разных образах то пещерной девы, то странницы, то юной красавицы, также была черноволосой, хладнокровной, надменной, но справедливой. Жила она в холодных каменных подземельях, в самоцветных чертогах.
Уж не богиню ли смерти Мару так преподносил нам уральский сказочник?
Поляки называют владычицу тьмы Моржаной, чехи – Мораной, мексиканцы – Муэртой, в буддизме Мара – демон смерти. У древних кельтов богиня Морригана забирала души погибших воинов. В скандинавской мифологии Мара – это ночной демон.
Все эти имена объединяет общий корень «мор» («мар»). Считается, что он имеет праславянское происхождение. Мор – означает смерть, увядание. Родственные слова – морока, хмарь, помереть, смерть, мрак, кошмар. На санскрите «мара» – уничтожающий, убивающий, «мритью» – смерть.
Так, имя Мара несомненно связано с мором, мраком, смертью.
У богини смерти в подчинении были духи – мары, кикиморы, прочая однокоренная нечисть. Они могли испугать, наслать болезнь, погубить.
Удивляет тот факт, что во славу богини Смерти славяне иногда называли девочек Марья, Марина, Маруся. Считается, что таким образом пытались задобрить повелительницу тьмы и правосудия, отогнать болезни и хвори. А она могла подарить новую жизнь, бессмертие.
Сама Мара, кстати, любила маленьких детей, наделенных необычными способностями. Она благословляла их путь и вырастали они колдунами и ведуньями.
Атрибуты, знаки, символы
Одним из главных атрибутов богини смерти является серебряный лунный серп.
Им она косит, срезает нити человеческих судеб.
Также Мара может быть с железной косой, ножницами или вилами, трезубье которых обращено к земле, вниз, как корни Мирового дерева. Разбитые черепа, черный лебедь или ворон также сопровождали образ Мары.
Стихия Мары – вода, море. Любые «неживые» водоемы со стоячей водой, такие как пруд, болото, заводь, омут, были обиталищем ее слуг – злых духов. Сама богиня властвовала за черными водами речки Смородины.
Отсюда один из знаков Морены – волнообразная линия, застывшая вода. Его еще принимают за мост между мирами и используют как оберег при занятиях Магией.
Другой знак богини смерти – знак Зимы, несущий погибель, негатив. Он выглядит как два треугольника, обращенных углами друг к другу. Его можно принять за песочные часы. Встречающиеся вершины символизируют предел человеческой жизни, фатальность бытия.
Амулетом Мары, ее символом принято считать крест с равными сторонами, каждый конец которого также отображен в виде малого креста.
- Природа Мары – женская, холодная, сторона – левая.
- Цвет – белый или черный.
- Сторона света – запад, место гибели Солнца.
- Вкус – горький, соленый, как вкус крови.
- Небесное тело – Луна.
- Руда – серебро, камни – жемчуг и черный жемчуг, морион, змеевик, лунный камень.
- Животные – змеи, ящерицы (опять вспоминаем сказы Бажова), волки, белая лошадь, черная коза.
- Дерево – осина или ель.
- Цветок – Ветренница.
- Ягода – калина.
- День недели – понедельник.
- Ночь – со среды на четверг.
- Мужья и дети богини Смерти
Согласно былинам, легендам, Морена была женой Кащея, отдав ему свою свободу в обмен на жизни трех небесных дев и трех богатырей. Но она коварно обманула мужа, сковав его чародейскими цепями в его же царстве. Есть упоминания о том, что Морена была супругой бога Велеса.
Несмотря на все хладнокровие богини смерти, ее ледяное сердце однажды удалось растопить Даждьбогу. Но и это счастье было недолгим, в итоге Мара осталась в одиночестве.
Что касается материнства Морены, из некоторых источников следует, что родила она от связи с Змеем тринадцать уродливых дочерей. Все они связаны с мором, умиранием, болезнями, неурожаем. Под Змеем толкователи понимают либо Кащея, либо самого Чернобога.
Часть исследователей утверждают, что именно от знатного бога Кощея богиней смерти были рождены Немоча, Замора, Снежана, Ледяница, Водяница и другие. Детьми Мары были также Обида, Мста, Жель, Кривда, Сон, Мороз, Лень, Угомона.
Капища Морены
Древние капища богини смерти до сих пор встречаются в лесах и болотах России, Беларуси, Украины, Прибалтики. В таинственных местах в чаще или горах иной путник увидит необычные камни, атрибуты, почувствует необъяснимое состояние, но не каждый догадается что это за место и почему устроено.
К богине Морене, как воплощению судьбы, справедливости часто обращались за помощью, устраивая капища. Они представляли собой малолюдные священные места силы, обустроенные большими камнями, валунами, идолами с нанесенными символами.
Обычно изображался символ Мары — крест крестов. К камню Мары приносили требы, дары, молитвы – записочки, торжественно подводили молодоженов, скрепляя брак перед богиней судьбы.
Силу божества смерти также можно почувствовать на кладбищах, скотомогильниках, местах битв, казней, в темницах и тюрьмах, заброшенных домах, помойках, пещерах и скальных расщелинах, речных затонах и других гиблых местах.
Требы и дары
Дарующий очищал место и себя четырьмя стихиями – огнем, водой, землей, воздухом. Обычно на закате, лицом на север или запад.
Подношение клали на вышитый сакральными знаками рушник либо на поднос. Большая треба с молитвами о благополучии рода, нескольких семей могла сопровождаться жрецом, ведающим законы энергии. Требу могли приносить как на капище, так и в других местах.
- Рыба
- Баранина
- Говядина
- Конина
- Репа
- Морковь
- Кисель
- Вино
- Мед
- Каша
- Цветы
- Ленты
- Пряники
- Калачи
Если на предмете, продукте вырезали либо чертили символ Мары, то такая вещь уже считалась подарком богине. Дары повелительнице тьмы могли приносить вместе с требами, на праздники, задабривая ее. Требы же приносили в случае большой нужды, беды. Если на деревню нападал мор, если надо было защитить воинов на поле боя, то молили Морену о хорошей судьбе и справедливости.
Праздники в честь Мары
Древние славяне почитали богиню смерти и зимы, как неотъемлемую часть мироздания, хозяйку судьбы. Они знали, что после урожайной осени природе непременно надо отдохнуть, погрузиться в сон. И кто, как не повелительница зимы, укроет Землю – Матушку снежным покрывалом, даст возможность отдохнуть и возродиться.
Поэтому в конце осени божественную девушку Мару уже ждали, задабривали, праздновали ее приход. Ведь если ее не задобрить, не просить благосклонности, то повымерзнет все либо мор нападет.
Со 2 по 24 ноября ждали наступление зимы, принося дары богине.
Стоит заметить, что разные источники указывают различные даты вступления Мары в свои права. Об этом упоминалось в начале статьи. Какой же все – таки день какого месяца считается наступлением времени тьмы? Историки полагают, что на просторах славянских земель в разных климатических условиях все племена отмечали приход зимы по-своему. Отсюда и разница в календарных праздниках. Морена могла вступить в права в ночь на 21 или 25 ноября. Часть источников указывает, что врата Нави открываются в ночь осеннего равноденствия.
13 января те, кто не боялся богини тьмы, отмечали Зимнюю Мару. Это был не праздник, но день почитания Зимы.
Она была на пике могущества. В этот день или ночь с ней можно было пообщаться, обращаясь к ее идолу, или через ее слугу Домового, выражая свои просьбы в молитве, оставляя еду на столе в ночь. В этот день делали заговоры, наносили обережные знаки на дом, предметы.
2 февраля славяне отмечали Громницу – день встречи божеств Зимы и Весны. В этот день славили Перуна, который помогал приходу весны, готовились прогонять Морену.
1 марта чествовали уже старую и сгорбленную Мару, благодаря за хорошую зиму, ожидая ее весеннюю сестру Лелю.
В день весеннего равноденствия 21 марта повелительницу смерти и зимы восхваляли в последний раз, принося ей дары на алтарь – камень, а потом прогоняли, образно сжигая ее чучело и задабривая весну.
Зная все праздники Мары, славяне заранее заготавливали для нее дары, обереги, выражая свои просьбы и молитвы.
С приходом Христианства многие божества, символы, праздники древних славян преобразились, получив новые черты и новое толкование. Так и языческая богиня Мара часто стала восприниматься как Мария – богородица. При этом ее сполна наделили силой плодородия, зачастую называя Мать – Сыра Земля.
Свой вклад в толкование истины внесли и неоязычники, оккультисты, фантасты, приписывая Маре – Морене новые черты, свой смысл и распространяя свое понимание на просторах интернета. Остается верить только крупицам истинных знаний, полученных из славянских былин, берестяных грамот, древнерусской литературы, где есть упоминания Мары – Морены, из которых она предстает воплощением не только Смерти, но и мудрости, силы, справедливости.
За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным. Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого. Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль
судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь. А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает. Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня. Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты. И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.
Богиня Мара у славян.
Древние славяне Мару называли тёмной богиней. С чего бы это?! Давайте разберёмся по порядку. Начнём с родословной. Согласно первому убеждению, богиня Мара была дочерью бога Кощея. Существует второе утверждение, что Мара вместе Живой и Ладой, была богиней первого поколения Ясуней, рождённых от искр, высеченных Сварогом на камне Алатыре. По сути мощь и обязанности всех троих богинь равны друг-другу.
Временем Мары было принято считать зиму. В эту пору, Мара безраздельно властвовала нам миром Яви, и своими холодами сковывала Матушку Землю до самой весны. Поэтому немудрено, что богиню отождествляли с самой смертью. Ничего приятного согласитесь, но стоит вспомнить, что древним славянам несвойственно было разделять мир чётко на доброе и злое. Всё было в славянском представлении взаимосвязано. Зима воспринималась, как смерть, но за ней всегда следовала весна, то есть возрождение. Поэтому смерть в данном аспекте рассматривалась лишь, как очередная ступень в круговороте бытия. Поэтому считать богиню Мару исключительно негативным персонажем славянского пантеона богов, в корне неправильная позиция.
Образ богини Мары и этимология имени.
Богиня Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится приблизительно, как Мармуриена, а вот на чешском языке эту богиню нередко называют Смертка, правда без гласных букв что-то вроде «Smrtka» от слова смерть. Столько разных вариаций имени одной богини, сплошное разнообразие, но ведь очень интересно откуда взялся сам корень, из которого после выросло всё это поклонение этой богине?!
Платформой для образования имени богини приводится корень «Mǒr», которое кстати имеет праславянское происхождение. Родственными к данному корню выступают древнерусское «морь», украинское «мор», болгарское «морът» и так далее. Всё это в совокупности означает увядание, умерщвление, и отсюда понятным становится, почему именно имя богини, простите за каламбур, намертво связано с самой смертью. Изначальный корень претерпевает со временем частое чередование с корнем «merti», что значит у-мер-еть. Родственными словами со вторым корнем выступают слова «mãras», что на литовском значит «мор и чума», и «marakas», что с древнеиндийского значит «смерть». Если честно, то это не особо позитивная подборка, но что уж тут поделать, как есть.
Итак, имя богини Мары неразрывно связано со смертью, мором, чумой. От её имени происходят так же такие слова, как морок, марево, хмарно, морочить, марить, моросить, маракосить. В этих словах скрыто два главных смысловых направления, которые являются характерными для образа богини «морить», то есть истязать, мучить и «морочить», то есть вводить в заблуждение. Кстати, существует утверждение, что у богини в подчинении есть злобные маленькие духи — мары, которые в отличии от домовых, которые помогают по хозяйству, наоборот портят вещи, воруют и наводят полный бедлам в доме. Вот эти мары и выступают в роли наваждений, которые очень часто заставляют людей увидеть кошмары. Одним словом, морочат голову.
Так или иначе, наши предки представляли Мару, как богиню тёмную. В соответствии со своим божественным профилем, данная богиня представлялась древним славянам весьма в экзотичном образе: черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах. Что-то очень Снежной Королевой повеяло, вам так не кажется?! Так вот, такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе.
Праздник в честь богини Мары.
С приходом весны, силы богини Мары уходят на убыль, ибо грядёт время рождения и жизни, где нет места ни её приспешнице смерти, ни её холоду. Поэтому превратившуюся в безобразную старуху богиню Мару, древние славяне торжественно прогоняли, сжигая её чучело, что означало смену времени года. Обычно праздновался это праздник первого марта.
Кстати в простонародье прекрасную богиню называли одноглазой кикиморой. Конечно это не очень лестное прозвище, но скорее всего оно говорит, о том, что силы зимы иссякли, и ей пора покидать землю. Сохранилось поверье, что одноглазой по весне Мара стала из-за того, что её на своих вилах вздёрнул бог Ярило. Звучит, однако, это довольно двояко учитывая огненный темперамент солнечного бога. Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать.
В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни.
Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое
потепление.
С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.
Родословная богини Мары и её мужья.
Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений.
Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного. Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной.
Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна.
Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего.
Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами.
Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно.
Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно. Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн (ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном). Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка. И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была. Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости. И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась. Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила. Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана. Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы. Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями.
Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось. Разбежались по разным углам боги. Существует утверждение будто бы, сначала Мара была женой Даждьбога, а после сбежала вместе с Кощеем в мир Нави. Одним слово всё сложно и запутано. В конечном итоге богиня Мара осталась одна, хотя находятся и те, кто приписывает ей отношения с самим Чернобогом. Так что, чёрт во всей этой истории, ногу уже сломал и до сих пор прихрамывает.
Богине Маре приписывают материнство сразу тринадцати уродливых дочерей и это: Ломея,Пухнея, Сухея, Глухея,Желтея, Огнея, Ледея,Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея- Плясавица и Глядея. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.
Капища и требы для богини Мары.
Кто-то утверждает, что капищ богине Маре отдельно не строили, её помнили и просто боялись. Если хотели ей помолиться, то ставили на землю в просторном месте статую богини и совершали служение. Довольно скомканные данные для полного раскрытия самого вопроса, как раньше наши предки поклонялись этой богине. Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей. Вы можете просто пропустить этот раздел.
Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее. Шуйный путь — это путь левой руки (а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница). Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества.
Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?! Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их.
Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней (как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает). До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней. Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения (ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка) и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра.
Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели.
Символика богини Мары.
Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств.
Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать.
Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины (кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини). Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите.
Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего.
Существует так же оберег богини Мары. Он весьма своеобразен с виду и в его основе лежит крест. Каждое ответвление креста — это две соединившиеся дуги. Это говорит о двух началах, у которых один конец и это символ равновесия, которое соблюдает богиня Мара. Данный оберег призван защищать человека от воздействия посторонних, негативных факторов и помогать в сохранении внутреннего баланса.
Каждое время года у древних славян ассоциировалось с конкретным образом божества. Мара богиня олицетворяла зимнюю стужу и символизировала не только могучесть, силу, власть над природой, но и смерть. Несмотря на суровый нрав, этот образ наши предки не только не боялись, но и почитали.
В славянской мифологии
Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. Под ее влиянием находился мир нави и подземные обитатели. Правила Мара не одна. С ней всегда был рядом верный помощник – Кощей или Чернобог. Они оба стоят на страже миров яви и нави, помогают душам умерших перейти в иное измерение. Встречают усопших на калиновом мосту у реки Смородины и провожают в дальний путь.
Важность обращения к божественному образу владычицы возникала в периоды долгой и снежной зимы. Тексты северных заговоров до сих пор хранят в себе силу слов, в которых зашифрованы обращения, молитвы, просьбы и уговоры. С их помощью можно было не только смиловить бога, чтобы укоротить зимнюю стужу, но даже исцелить от хвори славянина. Считалось, что Марена – богиня зимы и смерти, прогоняла все ненастья со двора, если к ней обратиться через заговор.
Существует несколько описаний этого божества. В некоторых источниках можно встретить образ девушки с длинными черными локонами, которые свисают по плечам. Одета она в белое бархатное одеяние с множеством драгоценных камней.
Образ легкий и воздушный. В других источниках богиня Мара представлена величественной королевой с грозным видом. Можно встретить также описание седой старухи, на которой одето темные подранные платья. В руках у нее коса или серп, а рядом витают души жертвенников, которых она забирает в мир нави.
СПРАВКА! С именем этой богини созвучны такие слова, как «мор», «мрак», «морок» и «смерть». Тем не менее, славяне уважали образ Морены, так как она обладала властью над ненастной погодой.
В польской мифологии богиню Мару называли Моржаной или Мармуриена. В Чехии – Смертка, что дословно переводилось как бог смерти. Вариаций имени богини Марены много, но все они идут из одного корня – Mǒr. Родственным к нему можно причислить древнерусское «морь», болгарское «рорът» или украинское «мор». Смысл всех корней един.
Они означают умерщвление, угасание, увядание. Второй корень имени имеет родство с литовским «mãras» или «marakas». В переводе на русский первое слово означает «чума и мор», второе с древнеиндийского переводится как «смерть».
Расшифровка имени показывает тесную связь с образом смерти, мором, чумой. Именно богиня Мара породила такие слова, как марево, морок, морочить, марить, маракосить. Смысловое их содержание выражается в таких понятиях, как истязание, мучения, ввод в заблуждение.
В поверьях славянина богиня Марена имела в подчинении злых духов, которые, в отличии от добрых домовых, наоборот все крушили и наводили беспорядок в доме. Мара выступала темным богом, живущим в ледяных чертогах неимоверных размеров. С наступлением первых заморозков, когда осень только воцарялась на дворе, образ злой женщины не был столь суровым.
Мара обретала образ славной девицы, которая никак не ассоциировалась со злом или смертью. Но при наступлении зимних холодов богиня облачалась в коварную женщину с неимоверной силой и властью. Ей нужно было как можно дольше продержаться в образе несокрушимой, чтобы при первых признаках весны удержать власть перед светлыми богинями Ладой, Лелей и Живой.
Легенды и мифы о славянской богине Морене
Мара – принципиальная и непоколебимая в своем решении. Она не прощает измены и предательства. Тем, кто обращается к ней за помощью и не сдерживает слово, немедленно будет наказан. Марена принадлежит к первому поколению богов, поэтому ее образ олицетворяется с силой, властью и могуществом.
Вокруг образа Мары кружат множество легенд:
- Превращение богини в чудовище. Некие силы не только смогли сделать из девушки страшное создание, но и затянули в свои игры светлых ее сестер – Лелю и Живу. Последние быстро смогли снять чары и воплотиться в свои прежние образы, а вот Маре пришлось приложить немало сил, для того чтобы расколдоваться.
- Во многих источниках можно встретить странный образ божественного создания, который никак не ассоциируется с ликом смерти и стужей. Мара представляется девицей, с чрезвычайно броской внешностью, притягательными глазами и нежной улыбкой. Также есть и иное описание образа, совершенно противоположного с первым. Богиня имеет строгую внешность и властный взгляд. Ее кожа бела, как снег, а волосы темны, как сажа.
- Захват власти величественной богиней. Источники повествуют о том, что Мара мечтала о вечной власти над всеми мирами и временами года. Жажда царствования была настолько сильна, что практически захватить мир богине удалось. Но в ее планы вмешались добрые сестры, которые сумели растопить жестокое сердце Марены.
Богиня зимы собрала вокруг своего образа немало мифов. Большинство из них основываются на ее родословной, а именно:
- Мара — дочь Кощея Бессмертного;
- Марена – дочь Сварога и обожаемая сестра бога Перуна;
- Мара – вечная тьма, из которой была рождена вселенная.
Никто точно не может определить, что на самом деле является правдой, а что вымысел. Но известно точно одно, что сила богини смерти была неимоверная. Она управляла всеми процессами, связанными с холодом, зноем, страхами, хворью.
Родословная богини Мары и ее мужья
У Марены были две родные сестры, которые олицетворяли жизненные циклы на этой земле:
ВАЖНО! Сама Мара олицетворяла старость. Ее задача также состояла в покровительстве старикам, которым необходимо было совершить переход в мир нави. В древних источниках содержатся рецепты снадобий из дикорастущих трав, которые помогали побороть хворь и облегчить боль.
Насчитывают несколько мужей у богини Мары: Даждьбог, Велес, и Чернобог (Кащей). Славянинский Даждьбог выступает одним из древних покровителей солнечного света и всего мира. Он щедро делится силой и энергией для процветания жизни на земле. От первого мужа у богини Мары родилось двое детей: дочь Сурица – владыка веселья и радости, и Богумир – бог прародитель таких славянских племен, как руссы, северяне, поляне, кривичи и дреговичи.
Второй раз богиня смерти была замужем за Велесом, старейшим богом славянского пантеона. Его заслугами является движение мира, чередование сезонов и смена мерностей (жизни и смерти). От этого брака было рождено пятеро детей:
- Сон. Бог сновидений охранял покой славянина, а в случае греховной жизни посылал кошмары во время сна.
- Мороз. Бог стуж и холодов.
- Соня. Богиня благостных снов.
- Карна. Повелительница слез. Во время смерти воинов первая оплакивала умерших, разделяя сочувствие с его близкими и родными.
От третьего брака с Чернобогом, владыкой нави, тьмы и подземного царства, у Мары также родилось пятеро детей: Мста – богиня мести, Мор – божество смерти, Морок – владыка обмана, лжи, и Лихоманки – две сестры, которые предвещали болезни и управляли темными силами.
У ведающих славянинов Мара покровительница тайн мироздания. К ней обращаются за защитой в мире нави. Помогает богиня в первую очередь целеустремленным, предприимчивым людям, которые стремятся к познаниям тайн, верят в чудеса и в собственные силы.
Тем же, кто не верит в силу жизни и смерти, посылается горе, которое воплощается в плохих сновидениях и напастях на жизненном пути. Никто не должен сомневаться в силе и могуществе темных сил, только тогда даруется спокойная мирская жизнь, и будет осуществлен бережный переход в мир нави.
ВНИМАНИЕ! Морена помогала древним славянинам распознавать свои ошибки, делать выводы на их основе и не допускать повторения промахов. Сама она была наделена гордостью, и с трудом могла перевоплощаться в светлый образ из-за черного колдовства, которое произвели на нее злые духи.
Богине причисляются множество сильных сторон. Под покровительством Чернобога у нее появляются и темные и светлые аспекты. В зависимости от ее решения направляются силы на поддержание силы и света. Именно она распоряжается длительностью зимнего периода, суровостью климата. Чем светлее образ славянина, тем меньше бед выпадает на его долю, тем мягче осуществится переход в иное измерение.
Богиня смерти обладает огромной властью и силой над многими процессами мира:
- сдвигает временные рамки не только в одном измерении, но и в глобальном масштабе;
- забирает жизни у смертных существ и у тех, кто наделен от природы бессмертием;
- дарует новую жизнь;
- предупреждает о кончине славянина через тайные знаки и сновидения;
- дает время на подготовку к переходу в иной мир, облегчая состояние;
- дарует бессмертие тем, кто достойно прожил жизнь;
- обладает магическими способностями, которые позволяют властвовать в мирах яви, прави и нави.
Символ Мары – это все атрибуты, связанные со смертью славянина. Считалось, что, увидев предзнаменования скорой кончины, необходимо просить о пощаде, обращаясь к богу. Атрибутами смерти считаются:
- черная луна;
- ворон;
- серп;
- черный лебедь;
- грифон.
Также близкими к сущности богини Мары считаются атрибуты козы, сосны, ели и можжевельника. Эта символика смягчала образ смерти, даровала прощение бога. При виде этих атрибутов человек понимал, что Морана сжалилась над ним, и теперь в загробном мире его ожидает вечная молодость.
Оберег Мары и значение ее символов
Совместно с третьим мужем Чернобогом, богиня Морана олицетворяет равновесие в мире и во вселенной. Несмотря на столь негативный образ, совместный тандем нельзя назвать прямым злом. Каждому воздается по его заслугам. Чем праведнее будет жизнь славянина, тем меньше зла и боли ему предстоит выстрадать.
СПРАВКА! Основополагающим символом богини Мары является волна, точнее несколько волн, соединенных в бесконечность. Это некий мост между настоящим и загробным миром. Символизм волн до сих пор присутствует в обрядах магов и колдунов, которые прокладывают легкий путь из жизни в смерть.
Однако оберег волн работает только с сильными личностями. Тем славянинам, кто не верит в загробный мир, этот символ использовать не рекомендуется. Он не только не сработает на фоне не веры, но может причинить и существенный вред. Легкий переход может превратиться в самый настоящий кошмар.
Еще один немаловажный знак Мары – это символ двух треугольников, которые направлены друг к другу вершинами. Славянин истолковывал этот знак в качестве сбора информации о фатальности бытия, неизбежности смерти и перехода в мир иной.
Защитные свойства амулета Мары
Великим олицетворением сущности и бытия богини Мары считается амулет, представляющий собой крест с равными сторонами. На вершине каждого креста располагается мини крест. Амулет расшифровывает сущность бытия, которая проистекает в гармонии и равновесии. нарушение покоя не допустимо.
Крест запечатляет 4 стороны света, 4 стихии и 4 времени года. При перекосе одного из окончаний происходит сдвиг в негатив. В мире начинаются катаклизмы, жизнь начинает преподносить неприятности.
Оберег в виде креста помогает сохранить его обладателю жизненные силы, не позволяет растрачивать их на пустяки. Также амулет способен сгладить гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения энергии и равновесия.
Праздник в честь Мары
Славяне отмечали день богини смерти в начале зимы, а именно 4 декабря. Это суровое время полное испытаний, преодоления тревог и невзгод. И связано это не только с суровыми погодными условиями. Считалось, что именно в этот период происходит очищение от всего дурного, пакостного и негативного. О Маре также вспоминали в день весеннего равноденствия, 20 марта, когда провожали зиму и встречали первые теплые деньки.
ВАЖНО! В честь окончания зимнего сезона и провода Мары принято было приносить подношения в виде ягод, плодов и цветов. В период кровавых времен на жертвенный алтарь подносились животные.
Идол богини Мары изготавливался из дерева или соломы и устанавливался перед подношением. Его окружали многочисленными камнями и очерчивали кругом. Перед образом клали доску из дерева, на которую помещали предназначенные подношения. По окончании праздника алтарь разбирали, кумира сжигали или топили.
С тех времен и по сей день остался древний обычай – сжигание чучела зимы на масленицу. Олицетворяет он чествование богини зимы и смерти перед наступлением весны, чтобы сдобрить злых духов и привлечь в мир тепло и радость.
Чернобог: Славянский темный Бог, мифология, легенды, день божества
Велес славянский Бог торговли, удачи и богатства: Мифология, образ и легенды, обереги и атрибуты Божества
https://youtube.com/watch?v=F7O4my4IZkI%3Ffeature%3Doembed
Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. С именем Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак» и даже «смерть». Богиню Морену побаивались, однако, уважали. Особенно на Севере, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине Морене.
Упоминания имени Морены встречаем в текстах северных заговоров. Уговоры, обращенные к Богине Смерти, чаще всего читают для доброго дела, например, исцеления от хворей. Считают, что именно Богиня Зимы способна прогнать болезни, приходящие вместе с холодами. А в текстах старинных писем встречаются даже обращения к Богине Морене для закрепления обещания. Тогда пишут, что Морена будет свидетельницей тому, кто взялся выполнить зарок:
«Приветствие от Петра к Демше. Дай Микуле Кишке гривен шесть, взявши у Марены. Приведя его сам, дай в присутствии Марены. А если попросит Ярко, то тому не давай. Приветствую тебя. Сделай же милость, исполни сам».
Морена в пантеоне славянских Богов
Богиня Морена – дочь Сварога, Небесного Отца и Лады-Богородицы. Сёстры её — веселая Лёля, Богиня Весны, и добрая Жива, Богиня Лета. Как вышло, что Морена, рожденная среди светлых Богов, стала властительницей мира Нави?
Северные былички рассказывают, что трех дочерей Сварога и Лады похитил Скипер-Змей, посланник Хаоса. Лёля, Жива и Морена были превращены в страшных чудовищ и служили Скипер-Змею, пока он не был повержен. Тогда Боги Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили сестер, расколдовали их и вернули им прежний облик. Однако, сердце Богини Морены так и осталось темным, и она ушла в Навь.
Сейчас Богиню Морену считают женой Чернобога, Властителя Нави. Иногда дочерями Морены называют сестер-Лихоманок, духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах именно к Морене обращаются с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори.
Читайте книги сказок о славянских Богах!
Самый известный миф о Богине Морене – миф о превращении её в чудовище вместе с сестрами Богиней Лёлей и Богиней Живой и о возвращении сестрам прежнего облика. Этот миф описывается вместе с историей о том, как Перун, Защитник Яви, победил Скипер-Змея (или Скипер-Зверя в других вариантах мифа).
Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно. Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью.
Как подготовиться к Весеннему Равноденствию?
Время мирских обрядов на очищение, время волховских обрядов на защиту и благополучие.
Оберег – символ Богини Морены
Знак Богини Морены
Самый известный знак Богини Морены – Зимний Косой крест. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность.
Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар. Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности.
Посмотрите обереги Богини Морены
Атрибуты Богини Морены
Явление природы – зима, черная луна.
Птица – черный лебедь.
Геральдика, предметы – серп или коса, череп.
Треба (подношение) – мед и другое кушанье, красное вино (или другие красные напитки), как символ крови.
Морена – Богиня-Покровительница
Богиню Морену своей покровительницей чаще выбирают Ведающие, те, кто не страшится прикоснуться к тайнам мира Нави. Но и обычный человек может выбрать Морену, Богиню Зимы и Смерти своей покровительницей. Богиня Морена даст уроки к тому, кто обладает гордым, жестким и непреклонным характером, при этом очень деятелен и любознателен. Такому человеку часто приходится страдать от последствий собственных поступков, но таков уж его нрав. Если в вашем характере есть такие черты, Богиня Морена может стать вашей покровительницей:
- целеустремленность;
- предприимчивость;
- богатое воображение;
- гордость;
- бесцеремонность;
- стремление к новизне.
Такому человеку Богиня Морена поможет обуздать свой нрав, найти способы выражения свободомыслия, чтобы не вредить себе и другим людям.
Какие бывают обереги,дающие защиту Морены?
Морена в северной традиции гадания и магии
Реза Богини Морены
На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше.
Номер Резы – 21.
Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям.
К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни. Обряды, обращенные к Морене, Богине Смерти, нужно проводить с особой осторожностью, как и любые другие обряды, обращенные к Богам Нави.
Подробнее о значении Резы Богини Морены в гадании в статье «Реза Рода Морена»
Праздники, где чествуют Морену, Богиню славян
22-24 ноября — дни Морены, встреча зимы и холодов.
1 марта – день Богини Морены. Чествуют Богиню Зимы перед её уходом.
Последний раз вспоминают Морену-Зиму на Весеннее Равноденствие 20-22 марта, в этот день к людям приходит Лёля, Богиня Весны, а Морена-Зима окончательно покидает мир Яви.
Читайте больше о славянских праздниках в разделе «Славянские праздники и обряды».
Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Ее образ символизирует сочетание рождения, плодородия и смерти. Мара дает возможность природе отдохнуть, очиститься и возродиться. Славяне не боялись ее, а почитали. Считалось, что Богиня всегда рядом и напоминает о неумолимом ходе времени.
Марена ― одна из важнейших персон славянского пантеона богов, относящаяся к Ясунам.
Однако в ее родословной разобраться не просто ― мифология полна хитросплетений.
Существует несколько версий происхождения Богини Зимы:
- Первая гласит, что отцом Мары был Бог Сварог, матерью ― Богиня Лада. По легенде Лада очень хотела детей и обратилась за помощью к Макоши. Та сказала ей съесть чудесную рыбу и выбросить косточки на лугу, где пасется небесная корова Земун. После того, как все было сделано, Лада забеременела и в положенный срок родила трех дочерей ― Лелю, Живу и Мару.
Имя Богини родственно словам «мор», «мрак», «морок», «марево», «смерть». Супругов у Марены было много, один из наиболее известных ― Кощей. По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. В этом союзе родилось 12 дочерей-недугов, а также 2 сына ― Род и Вышень. Позже девушка вышла замуж за свою настоящую любовь ― Даждьбога. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. В этом браке появился сын ― Богумир. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей. - По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу.
- По третьей ― Марена, Леля и Жива были созданы из искр, образовавшихся, когда Сварог ударил своим молотом по священному камню Алатырь.
Марена ― божество-пряха. Она использует для рукоделия нити судьбы. С их помощью Богиня управляет жизнями ― ведет в нужном направлении, а когда приходит время умирать ― обрезает. Причем под ее влиянием находятся не только смертные. Мара может не только отнять жизнь, но и даровать бессмертие. Легенда гласит, что именно таким образом она обеспечила своему сыну Богумиру долгую жизнь.
Согласно преданиям, владения Богини Смерти находятся за Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца.
В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров.
Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Именно она на основании духовной и мирской жизни определяет, в какой мир отправится человек ― в Навь или в Славь. Среди людей Богиня появляется редко. Однако на земле всегда есть ее приспешники ― мары (моры), которые являются духами ночи и болезней.
По преданиям, мары носят собственные головы подмышкой и каждую ночь бродят по улицам. Они подходят к окнам домов и шепчут имена домочадцев: те, кто отзываются ― умирают. Есть и другая версия, по которой мары живут в домах людей и прячутся за печками. Они ― противоположность Домовых, развлекаются тем, что путают пряжу и крадут вещи.
Каждое утро Богиня Смерти пытается погубить Солнце, но всегда отступает перед его мощью и красотой.
Упоминания о Морене часто встречаются в сказках. Это:
- и Моргана из легенд о короле Артуре;
- и «злая девка Маринка», искушающая богатыря Добрыню;
- и знаменитая Снежная Королева;
- и подруга Бабы Яги;
- и жена Кощея.
Также существуют предания, по которым она являлась хранительницей многих магических предметов ― шапки-невидимки, живой и мертвой воды, молодильных яблок.
Красавица или старуха?
Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В конце осени, она ― молодая прекрасная девушка с бледной кожей и длинными черными волосами, которые красиво переливаются и искрятся в свете Луны. В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья.
Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше.