Хотя имя Марена встречается ещё в новгородских берестяных грамотах в., самое раннее свидетельство о Ней, как о Богине, приводит в своих «Анналах, или хрониках великих королей Польши» польский историк в. Ян Длугош, отождествляющий Маржану (Marzyana) с древнеримской Богиней Плодородия Церерой. Эта «скупость» источников заставляет некоторых учёных видеть в Маре не более чем некое фольклорное «слабоперсонифицированное существо», относящееся к так называемой «низшей мифологии» (Левкиевская Е.Е. Мара // Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 тт. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. Институт славяноведения РАН. Т. 3. М.: Международные отношения; Институт славяноведения РАН, 2004. С. 178–179), либо просто сезонное олицетворение — ритуально уничтожаемое на Масленицу (либо несколько позднее) чучело, представляющееся некоторым исследователям «пережитком жертвоприношений, приносившихся весенней воде, освободившейся ото льда» (Нидерле Л. Славянские древности / Пер. с чешск. Т. Ковалевой и М. Хазанова. Предисл. проф. П.Н. Третьякова. Ред. А.Л. Монгайта. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. С. 295).
Из современных публикаций на данную тему особенно следует выделить фундаментальное этнографическое исследование: Влх. Богумил. Марена. Образ Богини Смерти в славянской традиции. В 2-х тт. Изд. 2-е, доп. Обнинск: Изд-е «Велесова Круга», 2017. А также: Влх. Велеслав. Радения в Храме Морены. М.: Амрита-Русь, 2014 (более двух третей издания составляют выписки из трудов российских историков и этнографов – вв.).
«В некоторых селах Восточной Болгарии, около Варны и Бургаса, а также и в других местах до сих пор существует особый семейный праздник, который отмечается 20 января или 2 февраля и называется „Петльовдень“ (иногда также „Евтимоден“, „Черньовден“, „св. Черна“). Этот день посвящен здоровью детей, причем только мальчиков, и считается мужским праздником.
Обрядовое действо, совершаемое в этот день, предписывает заклание петуха (в некоторых местах — только черного петуха), мясо которого употребляется в пищу. Это заклание сопровождается особым церемониалом. Кое-где это происходит вечером или ранним утром, что очень напоминает ночные жертвоприношения воинов Святослава Киевского, о которых говорит Лев Диакон. Этот обычай, очевидно, весьма древнего происхождения, но ныне смысл его недостаточно ясен и в какой-то мере видоизменен. Самое существенное, однако, сохранено: жертвенный петух — это символ мужского начала. Представляется убедительным утверждение ( Обичаят Петльовден. — Известия на Народния музей, (Варна), 1973, (), с. 181), что так называемый „петльовденски обычай“ — пережиток древнеславянского праздника, первоначальное значение которого сейчас забыто» (цит. по изд.: Дуйчев И.С. К вопросу о языческих жертвоприношениях в Древней Руси // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М.: Наука, 1976. С. 34).
В старину 13 января существовал еще один старославянский праздник — Мара Зимняя. Считалось, что именно в этот день темная хозяйка зимнего холода начинает использовать всю свою мощь.
Как таковым праздником, Мара Зимняя, в принципе, не являлась и информации по этому поводу мало. Однако известно, что в давние времена 13 января был обозначен плохим днем, когда согласно древнему приданию выпускались в мир из потустороннего темного царства тринадцать дочерей Мары, которые олицетворяют собой различные болезни.
Сестрицы-Трясовицы и защита дома от бед
Имеют эти сестры различные имена, нередко их называют Сестрицами-Трясовицами.
Использовали Лихорадок, Лихоманок и Трясовиц и продолжают использовать в черной магии колдуны, призывая их для посыла различных видов порчи и сглаза. Изображали ранее этих сестер, как правило, обнаженными женщинами с крыльями, символизирующими ночь.
Для защиты своего дома от зла в эту ночь, древние славяне обращались к своему домовому и оставляли ему на ночь еду, старались провести этот весь день дома, спокойно, тихо и без ссор.
Заранее, вернее, с самого утра хозяйка дома окуривала все помещение травой — полынью, собранной специально для этой цели в мае и мыла полы водой настоянной на вербе.
В том случае если в доме все-таки появлялась беда, тогда хозяева прибегали к следующему методу — вставали в 5 утра, брали яйцо, которое сохранили с праздника посвященному Яриле Вешнему (празднуется 23.04), ставили зажженную свечку и читали следующий заговор, специально предназначенный для домового:
Дедушка ты Домовой, ты Хозяин тут не простой! Приди сюда на огонек от свечки, явись на зелень и синь, как у речки! Я тебе яичко Ярилы дам! А ты помоги в ответ мне, в моем горе, беде (назвать какое именно). Изгони лихо с избы, отведи горе от всей семьи! Гой!
После прочтения заговора, свечку тушат и вместе с яичком оставляют на том месте, где производился обряд.
3 вида Мары
- Мара Девица или Мара Осенняя (встречают ее в конце ноября по 9 декабря).
- Мара Владычица (13.01.
- Мара Старица или Мара Вешняя (провожают ее на масленицу, сжигая чучело, которое символизирует Старуху-Зиму).
13 января, в давние времена, проводились и специальные обряды, ритуалы, посвященные призыву владычицы Мары Зимней, для исцеления от болезней или наоборот — для наведения порчи.
Для этого шли в лес, где возле сухого дерева клали череп собаки, к веткам этого же дерева приматывали куски шкур различных животных, а вокруг втыкали в снег деревянные заостренные к верху колышки, которые символизируют — «Навьи кости» и на них накалывали варенные, без скорлупы яйца и пресные, слегка подгорелые, лепешки.
Затем лесные шаманы пускали себе кровь и ей чертили специальные знаки на белке яйца. Однако, существовал и запрет — нельзя было использовать кровь, если ритуал проводился целой общиной.
Продолжая тему старославянских, как обычаев, так и празднований, публикуем календарный обзор на март месяц. Из этой статьи вы узнаете, какие праздники в старину отмечали славяне, какие проводили ритуалы и как призывали весну.
1 марта — день Марены или Навий день
День Марены или Навий день праздновался 1 марта, считался днем, когда мертвецы возвращались к жизни и был последним зимним праздником Богов Нави.
Зимняя богиня Мара, которую называли еще Марена, являлась царицей зимы и богиней смерти.
3 марта — Стрибог Весенний
В этот день старославяне призывали весну —богиню Живуи проводили соответствующие обряды.
Выражены они были в том, что девушки пели песни-веснянки, в которых поклонялись богине Леле.
Считалось, что богиня Леля оказывала свою помощь всем влюбленным.
Обращали внимание и на погоду, если, к примеру, в день Стрибога дул северный ветер — значит, лето будет не жарким, если ветер был южным, то и лето будет жаркое, если ветер дул юго-западный, то и лето будет дождливым.
9 марта — вторые заклички весны
В этот день проводился второй обряд, который проводился на всех возвышенностях или холмах. Посвящен он был так же зазыванию весны-Живы.
Старославяне обращались с зазыванием к богине весне со следующими словами:
Благослови нас матерь,
Ой, Лада матерь,
Весну зазывать!
Зиму провожать!
Согласно древним преданиям прилетают к нам и 40 птиц, выпущенных из Светлого Ирия.
Поэтому обращали люди и особое внимание на пернатых, так как считалось, что на чье поле они первыми приземлятся, то того ждет хороший урожай. Выпекали из теста фигурки птиц, смазывали их медом и дарили их своим близким и детям.
С 18 по 24 марта — Масленица или Комоедица
Праздновали славяне Масленицу или как ее еще называли в весеннее равноденствие.
Считалось, что в этот день просыпается от долгого сна вся природа и ребенок-Солнце — Хорс взрослеет и становится Ярилой. Как правило, праздник приходиться на 20 марта, но эта дата может и меняться исходя из лунного календаря.
Главными обрядами на Масленицу являлись:
- Создание куклы-чучела из соломы Зимней Марены.
- Провидение специальных служений на капище посвященных — Яриле-Весеню и Богине Леле.
- Зазывания Весны.
- Игра, символизирующая собой победу весны над зимой.
- Проводы злой старухи Зимы.
- Сжигание на костре куклы-чучела Зимней Мары.
- Встреча долгожданной весны.
- Зажигание колеса, как символ победы Солнца.
- Праздничные гуляния и большой пир.
25 марта отмечали в старые времена — открытие Сварги или в третий раз призывали богиню весны — Живу
Считалось, что открывается и приходит наконец-то весна-красна.
Кстати, если вам интересны старославянские праздники на апрель, то их можно посмотреть тут, а если на февраль, то здесь.
Святодень, когда Великая Тёмная Владычица, Хозяйка Зимних Стуж входит в Свою полную силу. В эпоху двоеверия на Руси этот день — 13 сеченя/января — считается в народе «страшным», опасным для всего живого. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот — один из самых «несчастливых» дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным верованиям, о сию пору на волю «отпускаются» Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави.
По белорусским поверьям, Старшая Сестра-Трясовица, скованная в Подземной Обители двенадцатью цепями, в этот день выгоняет своих сестёр на землю (в мир Яви) — «искать пристанище». Поэтому, чтобы уберечься от «непрошенных гостей», люди с утра обмывают притолоки дверей освящённой или заговорённой водой, после чего плотно закрывают все двери и окна в доме, «запечатывая» их обережными заговорами.
Всего их 13 – Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея, Старея. Каждая ведает своими “болячками”.
в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии.Если в доме «поселилось» Лихо, обращаются к Домовому за помощью.
Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами заговора: Дядя Домовой, Хозяин Дворовой! Приходи ко мне на свет от свечи, На зелень, как дубовый лис
яйцо оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать.
В это день необходима была особая защита семьи от болезней.
13 января день Мары зимней в старину не праздновали, а наоборот, вели себя тихо, смирно. Старались проводить время в кругу семьи, избегали ссор и размолвок. В домах проводили защитные ритуалы. С утра обязательно старейшая в семье женщина обкуривала дом полынью, которая специально заготавливалась в начале лета, мыла полы с настоем из коры вербы.
Вторник, 12 Января 2016 г. 23:13 + в цитатник
Когда проиграют хороводы в течении нескольких дней и отпразднуют зимний день Перуна, то вечером 13 января (щедрый вечер) , юноши и девушки хватали за руку старца и уходили в какую ни будь пещеру (или капище), где верили, сидела Первая (Перуница) Юда, которая объявила этот праздник (обычно её изображала одна из девушек).
“Храм Родогоща. Лето”
Наш Пращур главный-Сварог Бог
Морена – Богиня зимы и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
к комментариям – к полной версии
– понравилось!
Повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог – владыка великого молота и всего живого, а матерью – богиня Лада. Мара – сестра Живы и Лели. Мара была второй с (от него имеет сыа Богумира), (от союза с Чернобогом-Кащеем у Мары есть дети: Мста, Мор, Морок, Лень, Обида, Лихоманка, Черная немочь). Была Мара и — и от него имеет сыновей Сна и Мороза, дочь Соню. Имеет еще дочерей Желю, и Карну (Кручину), по одним источникам от Кощея, по другим – от Велеса
Так или иначе, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.
Богиня Мара — это богиня понимания глубоких чувств, глубоких смыслов. Но в мифах описаны ее не очень добропорядочные дети: Обида, Жорба, Карна, Мста, Беда, Леня, Желя, Угомонка, Сна, Мор, Мраз.
Но о Маре в мифах говорится не только плохое. Мара называлась богиней Веда. Она очень не любит душевный смрад, и когда человек начинает кривить душой, она всячески старается отделить его от чистого пространства жизни. Именно к такому человеку она и отправляет всю свою свору пороков и стаю мороков, то есть стаю таких же людей.
Мара — это богиня-ведунья. Ее имя расшифровывается как «Ма-Ар Ра», «Ма», то есть — мать, женщина; «Ар» — это радеющая, плодородная; и «Ра» — то есть видящая суть вещей и обладающая душой. Вот такое сложное имя. Сегодня это просто четыре буквы — Мара.
При внешне темном облике у Мары были золотые глаза, она была единственной из Богинь, которая сразу видела золотое качество человека, его самородный дар, и это качество Мара старалась всячески развить, но у некоторых людей ведь не светлый дар духа, а, наоборот, очень даже черный. И таких людей Мара тоже видела, и дары их душевные тоже зрила, и таких людей она уводила в мороки и делала их своими лихоманками, то есть люди становились лихими разбойниками, грабителями, ворами или сексуальными распутниками, то есть той сворой, которая норовила пожить за чужой счет.
Согласно преданиям, владения Марены, лежат за рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинулся Калинов мост, охраняемый треглавым змеем. Ее дворец сделан из чистейшего, прозрачного льда и все духи воды и холода подвластны ей.
Весьма увлекательным является то, как выглядит Морена. Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо. Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини. За три месяца она превращается из молодой девушки в седовласую старуху, которая не может ступить и шагу без своей трости. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини.
Ее персональный символ – поток замерзшей воды, так называемые Воды Мары. Этот символ олицетворяет недвижимую мощь, потенциальную энергию, находящуюся до поры до времени в состоянии абсолютного покоя (гармонии).
Также достаточно распространенными метафизическими эмблемами Мары являются символ Зимы, как времени года, и комбинированный символ Мара-Вий, два треугольника, соединенные своими вершинами. Однако этот символ всегда воспринимался славянами лишь в негативном аспекте, как образ абсолютной гибели.
Вышивка с символами Мары.
– черная луна, черный тополь (осина), череп и серп, которым она подрезает нити жизни.
Требы Марене (цветы, солому и различные плоды) приносили в дни ее почитания:
14 сентября – Зимник осенний. Начинает закрываться Сварга и Мара по-немногу вступает в свои права. Начинаются первые заморозки.
25 ноября – день богини Мары-Морены. Марена окончательно вступает в свои права. Устанавливается холодная, промозглая погода, начинается зима.
13 января – Мара зимняя. Широкой поступью шагает Мара по земле, полная величия и силы.
1 марта – День Марены или Навий день. Последний день силы и власти Навьих Богов перед приходом весны.
Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/296252/morena—boginya-smerti-i-vechnogo-holoda-u-slavyan