В чем смысл и цель
Они состоят в подготовке к Посту:
- тела – через некоторое (но не сверх разумной меры!), говоря словами Устава, «утешение» на трапезе;
- души – через общение с близкими, родными, когда христианин дарит им радость; и, конечно, стоит по возможности уделить время и посещению храма, ведь в богослужениях этого времени – веяние грядущей «весны духовной».
Почему Масленицу назвали масленицей
Именование этого недельного праздника – народное, а не церковное, и происходит от слова «масло». Это указывает на то, что в эти дни разрешено как растительное масло, так и сливочное – как, впрочем, и другие молочные продукты, яйца, рыба.
Иногда Масленицу также называют «Широкая», хотя, говоря строго, это именование исторически носили только четыре дня этой седмицы, с четверга по субботу.
С чего начинается Масленица и сколько длится
С понедельника, следующего за воскресным днем, именуемым Неделей о Страшном Суде, мясопустной. Продолжительность Масленицы – 6 дней по субботу включительно (прощённое воскресенье уже масленицей не считается, оно открывает следующую седмицу — детали). Период приходится всегда на разное время: это зависит от начала Великого Поста, который следует непосредственно по окончании Масленицы. Его дата связана с Воскресением Христовым. Ну а от чего зависит время Пасхи — в статье «Когда Пасха и как определить дату самостоятельно». Так, в 2023 г. Великий Пост начнется 27 февраля. Ну а Масленица придется на период с 20 по 25 февраля.
Масленица в славянском обрядовом календаре означала пробуждение весны и бегство зимы. У древних славян эти дни назывались Комоедицей, наши предки чествовали покойников, чтобы те послали урожай.
Что можно делать
По сути, праздновать Масленицу начинали уже в Родительскую субботу — накануне Масленой недели. В 2023 году она выпадает на 18 февраля. В этот день обязательно ходили в храмы, отстаивали службу, заказывали поминовение усопших, ставили свечи на канун — квадратную подставку, предназначенную для поминовения покойников. Особенно усердствовали те, кому накануне начинали сниться умершие родители. Сниться и жаловаться, что-де “ножки болят” да “поясницу ломит”. “Покойник снится, помину просит”, — так говорили на Руси и начинали сами усиленно молиться за покойных родственников. В Родительскую субботу устраивали поминальный обед, на котором вспоминали всех умерших в семье и раздавали милостыню нищим и бедным соседям.
В воскресенье на Руси в последний раз перед Великим постом ели мясо. А с понедельника начиналась Масленица — пора, когда пекли хлеб, пироги, фигурки из теста и, конечно же, блины. Зерно, умирающее в земле и прорастающее новым урожаем, как и хлеб, который из него пекли, до Крещения Руси считались сакральными, соединяя в себе как бы три мира: подземный мир мёртвых, надземный мир живых и мир солнца и богов. Поэтому именно хлебом на Руси испокон веков поминали умерших. В этом смысле и масленичные блины, и чёрствая корка хлеба, положенная на стакан со спиртным на советских поминках, имеют одно происхождение. Даже грамотные люди часто в эти дни суеверно клали к иконам или фотографиям родителей блины и раздавали их и пироги нищим с пожеланиями помянуть их родителей. А на окраинах империи крестьяне и вовсе “кормили покойников”, ставя горячие ещё блины на подоконники и приоткрывая форточки — чтобы покойники “наелись” паром, исходящим от блинов. Существовал и обычай делить один блин на всех членов семьи — живых и уже умерших. А многие в первые оттепели повторяли поговорку предков: “Земле теплее и покойникам легче”.
На Масленицу обязательно рядились стариками и старухами, цыганами, волками, овцами, воронами и водяными и, так разодетые, ходили друг к другу в гости, веселили народ и получали за это награду: пироги, блины, пряники. Этнографы считают, что обычай рядиться размывал понятия “свой – чужой” и как бы позволял покойникам проникать из того мира в этот, смешиваясь с толпой. Именно поэтому хозяева были обязаны угощать ряженых блинами, да пожирнее, — вдруг под маской скрывается кто-то из близких им покойников.
Ещё один обычай, который присущ Масленице на Руси, — это обильный стол всю неделю. Таким образом крестьяне как бы заклинали весь новый год быть сытным и урожайным.
В последний день Масленицы — в Прощёное воскресенье, когда церковь вспоминала изгнание Адама из рая, было принято просить прощения у тех людей, кого вольно или невольно обидели в течение года. К такой родне или к друзьям приходили в гости с угощением и с повинной головой.
А в первый понедельник Великого поста даже самые пропащие люди старались очиститься: мылись в бане, голодали, пили много воды. Хозяйки в этот день делали уборку и пропаривали всю посуду, чтобы “выпарить” из неё жир и остатки скоромной пищи.
Чего делать нельзя
Череда запретов на Масленицу была связана с традицией поминовения мёртвых. Например, в эти дни нельзя было делать грязную работу: якобы грязной водой можно “залить очи покойникам”. В некоторых сёлах с такой же мотивировкой запрещалось мыть полы по субботам: ведь в этот день в храмах поминали усопших. Запрещалось прясть — по этой же причине — чтобы не засорить глаза умершим.
Православные люди эту неделю называли Сырной, мясо уже не ели, готовились к посту.
Старики считали, что если перед Масленой неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. Если ненастным оказывалось Прощёное воскресенье — ждали тёплой и солнечной весны.
На самой неделе замечали, какой день ясный да тёплый. По поверьям, именно в такой день недели следовало начинать весной сев пшеницы. А хороший урожай предвещали появившиеся на Масленой неделе длинные сосульки.
Как праздновали: увозили девок в лес и запрягали тройки
Понедельник начинался с поминовения блинами родных. В этот же день начинали строить горки или заливали водой берега рек, чтобы замёрзло.
Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых. В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке “Морозко” — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там “у пенька”.
Через какое-то время возвращались за ними и везли домой. Делалось это, чтобы как можно быстрее отдать дочерей замуж. Любопытно, что там же, под Тамбовом, во время проводов зимы искали для чучела Масленицы жениха и сжигали чучело лишь тогда, когда такового не находилось.
В среду справляли Лакомку, а в четверг начинали праздновать Широкую Масленицу: по деревням отправляли масленичные поезда с ряжеными. Обычно такой поезд тащила одна лошадь, увешанная вениками и соломой, а в сани сажали пожилых ряженых женщин, которые пели частушки. На других санях начинали возить по деревне чучело Масленицы из соломы.
Старики и дети катались с горок, а парни постарше устраивали на реках карусель — вмораживали в лёд бревно, к которому крепили колесо, за колесо цепляли санки и крутили его, катая по льду детей и девушек.
Традиционным развлечением были конные скачки. Крестьяне соревновались и верхом, и в санях, а в самых богатых уездах запрягали лошадей тройками, пятёрками или семёрками. В гривы коням вплетали яркие ленты. На Масленицу молодёжи позволялось вести себя более вольно, чем в другие дни: девушки позволяли целовать себя в губы и катались с парнями с горок и на лошадях. Всё это требовало немалых средств, и в народе праздник характеризовали так: “Масленица-объедуха, деньгам приберуха!”
В воскресенье гулянья достигали кульминации, в конце которых соломенное чучело либо разбрасывали по полям, либо, вручив ему в руки поминальный блин, сжигали, приговаривая: “Блины, масло, молоко сгорели, их есть теперь нельзя, можно только поститься”.
Иногда ребятня скатывала сани с горящим чучелом в пруд или выталкивала их за околицу деревни. Интересно, что у чувашей чучело Масленицы делали из смоляных бочек и старых колёс.
Вообще, обычай гулять на Масленицу на Руси превосходил все мыслимые и немыслимые прочие гулянья. Многие напивались и проигрывались в эти дни до нитки, а православные священники только укоризненно качали головами, не в силах помешать.
Мало кто знает, но в старину священников, которые присоединялись к подобным гуляньям, лишали сана, а мирян могли отлучить от церкви. И немудрено, потому что пили много, а иногда доходило и до “похорон Масленицы”, когда разбушевавшаяся толпа пародировала христианские похороны и “отпевала” древнее славянское божество, а потом растаскивала пепел по полям.
Комментариев
Для комментирования авторизуйтесь!
Чего нельзя делать на Масленицу
В первую очередь на Масленицу нельзя употреблять в пищу мясные блюда, так как идет подготовка к Великому посту. Запрещается переедать, сквернословить, ругаться и завидовать. Народные приметы говорят, что нельзя встречать гостей в неубранном доме, а также важно соблюдать традиции: обязательно печь блины, ходить в гости и участвовать в гуляниях. Запретов на работу в эту неделю нет, главное не забывать уделять время празднованию.
Масленица в искусстве
“Скоро Масленицы бойкой закипит широкий пир”, — эти строки русского поэта Петра Вяземского как нельзя лучше отражают восприятие праздника в России. По сути, это было самое радостное в году событие. Таким оно представлено в русской литературе. Особенно известно описание Масленицы в романе Ивана Шмелева “Лето Господне”.
Не менее радостной Масленица представлена и в музыке. Например, у Петра Чайковского в цикле “Времена года” посвященная празднику композиция стала самой задорной, что как нельзя лучше отражает атмосферу праздника.
И, конечно же, праздник представлен в русской живописи. Главной иллюстрацией его стали полотна Бориса Кустодиева. Первую “Масленицу” он написал в 1916 году. Произведение настолько впечатлило публику, что художник потом написал еще несколько одноименных картин.
Масленица в советскую эпоху
В советские времена Масленицу называли проводами русской зимы (чтобы избавить праздник от религиозного контекста) и отмечали в первое воскресенье марта без всякой привязки к Пасхе. Однако сам формат гуляний не менялся: проходили ярмарки, уличные представления, люди пекли блины и вечером того же дня обязательно сжигали чучело.
Масленица в других странах
Многие привыкли думать, что это традиционно славянский праздник, но проводы зимы отмечают в разных европейских странах. Например, в Греции аналог Масленицы называется “Апокриес”, его символом считается деревянный жезл. Вместо блинов в этой стране главным блюдом на праздничном столе является мясо. Улицы греки украшают гирляндами и проводят красочные карнавалы.
В Германии классическими блюдами на Фастнахт (немецкую Масленицу) считаются блины, домашняя колбаса, пироги и пончики. На праздник проводится массовое шествие, причем участники наряжаются в костюмы ведьм, леших и прочей нечисти.
В Великобритании в Блинный день, который по-другому называется “Покаянный вторник”, все как следует наедаются и напиваются перед постом, ходят в церковь каяться в грехах, устраивают традиционные блинные гонки.
В Польше принято на Масленицу готовить не блины, а пончики. В стране проводятся ярмарки, а в четверг на таких ярмарках можно “купить” незамужнюю девушку, если невесте не нравится “купивший” ее жених, она может от него отказаться, заплатив выкуп настоящими деньгами.
Интересные факты из истории
- Письменные источники не упоминают о Масленице в России до XVI в., когда описание традиции впервые появляется в записках побывавших в Москве дипломатов и путешественников.
- Есть мнение, что выражение «первый блин комом» связано с названием белорусского праздника встречи весны – Комоедицы, истоки которого – языческие. «Комом» называли медведя, которому, как символу бога Велеса, жертвовали блины.
- В 1920-е гг. советские власти пытались устроить «красную Масленицу», без «религиозного дурмана». Но через несколько лет стало ясно, что этот «праздник» не прижился.
- С 1960-х стала возникать новая «масленичная традиция» под названием «Проводы русской зимы». С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Они стали использоваться по всей стране.
Языческая или православная?
Бытуют разные мнения о том, чем Масленица являлась исторически:
- согласно одной из распространенных точек зрения, это древний славянский, праздник, пришедший к нам из языческой культуры – «новогодье», «встреча зимы с весной», а блин – один из основных атрибутов праздника – был символом солнца; ряд этнографов еще в XIX в. полагали, что после принятия христианства это празднование, неуместное во время Великого Поста, который всегда приходится на март, когда 21 числа месяца – весеннее равноденствие, было вытеснено на несколько недель раньше;
- другие историки полагают, что Масленица – изначально славянский праздник бога Велеса, который покровительствовал домашнему скоту; а блины предназначались в жертву ему, для чего их было принято раскладывать на пнях в лесу, для медведей, которые могли считаться олицетворением Велеса;
- третьи обращают внимание на то, что в эти дни также принято было поминать предков, да и тот же блин – еда поминальная;
- наконец, в празднике, каким он был в традиционной культуре русских крестьян, прослеживается еще и элемент семейных традиций – родственники ходили друг другу в гости, а еще – проходили «смотрины» будущих невест, планировались свадьбы.
Чему посвящена Масленица сейчас?
У христиан – подготовке к Великому Посту. При этом большинство современных пастырей не отвергают ее увеселений, если мера их разумна, более того, советуют пообщаться с родными, друзьями.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) с друзьями
Вот что говорит, например, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов):
Таково ныне христианское осмысление этих семи дней.
Семейное застолье в Российской империи
Праздничный период по дням
Масленица делилась на две части:
- «Узкая», или первые три дня седмицы; народ уже праздновал, но еще не в полную силу, например, параллельно занимался хозяйственными работами.
- С четверга все дела, кроме праздничных, прекращались – начиналась «широкая» Масленица.
День, когда печет блины свекровь
Кроме того, каждый из дней «масляны», как ее называли крестьяне, имел свою символику и требовал определенных действий:
- Понедельник – проходила «встреча» Масленицы; в это время заканчивали последние приготовления, например, достраивали горы для катания; тогда же начинали печь блины – при этом первый отдавали нищим, чтобы помолились о усопших; родные начинали ходить друг другу в гости: свекр и свекровь отправляли невестку в гости к родителям, а вечером понедельника и сами навещали сватов.
- Вторник назывался «заигрыши»; проходили смотрины девушек на выданьи, сговаривались о будущем браке; свадьбу сыграют уже после Пасхи, ведь на Масленичной неделе венчания уже возбраняются;
- Третий день, среда, называется «Лакомка»; зять должен был навестить тещу, которая угощала его блинами, показывая тем свое расположение; в ее дом приходили и другие родные.
- Четверг – «Разгуляй»; с этого момента народ оставлял любые работы; начинались развлечения: катания на лошадях, с ледовых гор – на санках, кулачные бои; но главным событием дня был штурм специально по такому случаю построенного снежного городка, молодецкая «забава»; не обходилось также без языческих традиций – например, многие жгли костры и «для очищения» прыгали через огонь.
- Пятница именовалась «тёщиными вечерками»: теперь теща посещала зятя, а ее дочь – пекла блины; и в этом случае, как и в среду, за столом снова чаще всего собиралась вся семья.
- Суббота считалась «золовкиными посиделками», когда жена особо приглашала молодых родственниц со стороны супруга.
- Ну а завершало Масленицу «Прощенное Воскресенье», также называвшееся «Целовальником», «Прощенным днем», «Сыропустником»; то был последний день перед началом Великого Поста; это – «проводы Масленицы».
Масленица и Пасха
Современные исследователи народных традиций все чаще обращают внимание на то, что 7 дней Масленицы соотносимы с таким же количеством недель следующей за ней «Святой Четыредесятницы». Происходящее на Масленицу и многие наши предки переосмысливали христиански, например:
- смотрины невест, семейные встречи – как бы воспоминание о райском состоянии человека, ведь и Божие повеление – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» – дано было Адаму и Еве до, а не после грехопадения;
- сожжение чучела, как считали многие, тоже может рассматриваться в христианском контексте, как отказ от «ветхого человека», начало новой жизни.
Этнографы приводят, например, высказывание представителей полуязыческой финно-угорской народности сето (район Пскова и Новгорода), которые, не раз видевшие масленичные действа, полагали, что «русские жгут костры – они свои грехи сжигают».
К тому же «чисто языческое» содержание праздника, конечно, не вяжется с тем, что делали наши предки в последний день «масляны». Готовясь к Четыредесятнице, они:
- мылись в бане;
- прибирали дом;
- уничтожали остатки скоромной пищи, даже – выжигали их, держа на огне котлы и сковороды.
Встреча, Лакомка, Разгуляй. Как на Руси принято отмечать каждый день Масленицы
Когда делать соломенное чучело, звать на блины тёщу и хвастаться женой
18 февраля 2023, 06:30, ИА Амител
Один из самых любимых русских народных праздников – Масленицу – в 2023 году начинают праздновать с 20 февраля. Традиционно её отмечают семь дней, с понедельника по воскресенье, перед Великим постом. И называется эта неделя масленичной. Закончится она 25 февраля. Особенность этой недели в том, что каждый её день носит своё название и имеет свои традиции.
Amic.ru рассказывает, как принято отмечать каждый день Масленицы, когда нужно делать соломенное чучело и когда тёща должна ждать своих зятьёв на блины.
Как называют дни масленичной недели?
Традиционно Масленица делится на два периода. С понедельника по среду идёт Узкая Масленица, а с четверга по воскресенье – Широкая. Дело в том, что в первые три дня (Узкая масленица) ещё можно было заниматься хозяйственными работами, а вот с четверга работать уже не разрешалось. В этот период и начиналась Широкая Масленица. При этом у каждого дня масленичной недели есть своё название.
- Понедельник – Встреча;
- Вторник – Заигрыш;
- Среда – Лакомка;
- Четверг – Разгуляй;
- Пятница – Тёщины вечерки;
- Суббота – Золовкины посиделки;
- Воскресенье – Прощёное воскресенье.
Каждому дню соответствуют свои традиции и приметы.
Понедельник – Встреча
В этот день люди готовятся к проведению масленичной недели. Хозяйки начинают печь блины. Причём самый первый отдают нищим, чтобы они помянули души умерших родственников.
И в этот же день делают чучело. Чаще всего – из соломы и старой одежды. Обычно чучелу придают вид девушки с длинной косой. К рукам прикрепляли главные символы Масленицы – помазок и блин. На куклу вешают ленты и различные тесемки, загадывая желание. Чтобы желание сбылось, эти ленты сжигают вместе с чучелом в огне в воскресенье.
Народные гулянья начинались в первый день масленичной недели. Причём дети выходили гулять с обеда, а ближе к вечеру к ним присоединялись взрослые. Они строили снежные горки, с которых народ катался всю неделю на санках. Существовала даже особая примета: кто скатится дальше, того ждёт урожайный год.
Кстати, с чучелом Масленицы в понедельник связана ещё одна традиция: его сажали в сани и катали по всей деревне. После гуляний празднующие ходили в гости друг к другу и угощались блинами, хворостом, печеньем, пирогами и другими вкусностями.
Вторник – Заигрыш
Во второй день масленичной недели продолжались масленичные гулянья. Народ катался с горок, качался на качелях и каруселях. Начиналось время ряженых: молодёжь надевала козьи маски и соломенные шляпы, а в руках держали длинный шест с прикреплённым веником. К его прутьям часто привязывали ленточку с наговором от недугов и других невзгод. В народе верили, что когда уедут ряженые с веником, вместе с ними уйдут и все горести.
Но самые главные традиции этого дня связаны со сватовством молодых. Одинокие мужчины флиртовали с потенциальными жёнами, ходили на смотрины и выбирали себе невесту. Парни приглашали девушек и их родных кататься с горок – непринуждённая и весёлая обстановка помогала им сблизиться и узнать друг друга получше. Если в этот день семьи влюблённых договаривались о помолвке, то свадьбу играли после Великого поста – на Красную горку.
Катались на горках и супружеские пары, которые сыграли свадьбу незадолго до Масленицы. Считалось, что это сулит им счастье и изобилие. А над холостяками в этот день насмехались и всячески шутили, намекая на то, что им пора обзавестись семьёй.
Среда – Лакомка
Третий день масленичной недели носит название Лакомка не зря.
На улицах ставили торговые палатки, в которых продавали различные угощения: горячие сбитни, калёные орехи, медовые пряники и, конечно же, символ этого праздника – блины. Продолжали печь блины и накрывали столы в этот день в каждом доме.
И именно в этот день тёщи ждали в гости зятьёв и устраивали для них настоящий пир. Зятья, в свою очередь, пели песни о заботливой тёще.
В этот день старались закончить все хозяйственные дела, так как с четверга начиналась Широкая Масленица и работать уже было нельзя.
Четверг – Разгуляй
И вот она пришла – Широкая Масленица. С этого дня народ прекращал работать и вовсю пускался в веселье и празднование Масленицы. В принципе, развлечения были те же, что и в прежние дни: народ катался с горок, на санях возили чучело Масленицы, пели частушки. А ещё устраивались кулачные бои и разыгрывалось “взятие снежного городка”. Просто теперь это делали “всем миром”.
С горки катались все: и молодожёны, и неженатая молодёжь. Но парам, вступившим в брак недавно, уделялось отдельное внимание. Когда они скатывались с горок, все вокруг громко пели. Также молодые выезжали в люди в расписных санях, и должны были навестить всех своих гостей, которые были у них на свадьбе.
Типично русские масленичные гулянья проходили с песнями, гармонью, плясками, поцелуями и объятьями.
Пятница – Тёщины вечерки
А вот в этот день уже зять принимал у себя в гостях тёщу и угощал её сладостями и блинами. При этом готовить угощения зять должен был собственноручно.
Проходило всё по особенным правилам: зять заранее шёл в дом тёщи и приглашал её в гости. Вечером накануне Тёщиных вечерок он получал от матери своей жены посылку, в которой было всё необходимое для приготовления блинов: сковородка, кадушка, половник. А от тестя в посылке лежали мешок гречневой муки и коровье масло. В пятницу утром зять посылал за своей тёщей “позываток”. Это могли быть его друзья или соседские дети. Чем их было больше, тем лучше. Так проявлялось уважение к матери своей жены. Нарушать эти традиции было нельзя, относились к этому дню со всей ответственностью, иначе могло дойти до серьёзной ссоры между зятем и тёщей.
Тёща приходила в гости к молодым не просто на угощение, она также давала им различные советы, учила их “уму-разуму”. Прийти она могла не одна, а со своими подругами и роднёй. И зять должен быть готов к этому, и всячески выказывать ей своё почтение.
Суббота – Золовкины посиделки
В субботу продолжали ходить по гостям. Только теперь в гости к молодым шли родственники мужа, а точнее, его сёстры. Невестка накрывала праздничный стол и старалась во всем угодить золовкам. Это было важно, так как сёстры мужа относились к его жене крайне ревностно и с недоверием. Каждую золовку нужно было одарить подарком.
Если золовки незамужние, то невестка должна пригласить в гости незамужних же подруг, чтобы застолье было веселее. А если сёстры брата замужем, то невестка должна приглашать подруг замужних.
Этот день считался своеобразными смотринами молодой жены. Кроме золовок на застолье могли собраться люди со всего села. Они оценивали приготовленные блюда, смотрели, как молодая жена общалась с незнакомыми людьми, и даже на то, как она общалась с молодым мужем.
Завершался вечер поцелуем мужа и жены. Это происходило прилюдно: молодые выходили на середину комнаты и жена целовала мужа. Все собравшиеся наблюдали за этим. После этого все гости по очереди целовали хозяйку и удалялись восвояси. А потом делились впечатлениями о молодой.
Последний день масленичной недели имеет много названий: Проводы, Прощёный день, Прощёное воскресенье, Целовальник. В этот день провожали Масленицу.
Соломенное чучело доживало свой последний день: его усаживали на сани и везли на окраину села, где устраивали большой праздник. Парни и мужчины показывали свою удаль, а девушки – вою красоту и таланты. Вокруг чучела водили хороводы, пели песни, а потом сжигали его на огромном костре. В костёр бросали блины и другие остатки праздничной еды. Оставшийся от сожжённого чучела пепел рассыпали по полям. В народе верили, что это способствует богатому урожаю.
Также в этот день просили прощения у своих родных и близких за все огорчения, неприятности, за вольные и невольные обиды. Этот день считался днём очищения перед Великим постом. В этот же день старались сходить в баню, чтобы очиститься от всего дурного.
Заговенье на пост
Так помечен календарем Церкви последний день Масленицы, когда последний раз благословляется скоромная пища (кроме мяса, которого уже нет на трапезе).
Символы Масленицы и народные традиции сегодня
Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего? Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Согласно опросу, проводившемуся ВЦИОМ в 2020 г.:
- около половины жителей страны собирались участвовать в народных гуляниях;
- 68% намерены были принимать гостей и сами посещать родных и друзей;
- наконец, 88% точно собирались печь блины, причем около 60% россиян собирались это делать 2-5 раз, 15% – даже каждый день.
Почему пекут блины
Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас – потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом.
Почему на Масленицу пекут блины
Игры на Масленицу
Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»:
«Сковорода»
Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.
«Блинная» эстафета
Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз».
Поздравления
Масленицу отмечает подавляющее большинство россиян. Поэтому в Сети можно найти множество поздравлений с праздником. Например, есть такие:
“Поздравляю с Масленицей! Желаю, чтобы ни один блин в жизни не был комом, чтобы зима завершила свое торжество и пустила на землю цветущую и нежную весну. Желаю жить, катаясь сыром в масле, желаю добрых друзей и настоящего счастья!”
Подарки
Прежде всего на Масленицу принято дарить блины собственного приготовления. В старину с ними ходили друг к другу в гости. Приглашают на них и сейчас.
Кроме того, существует множество тематических подарков с народными мотивами. Это могут быть и деревянные ложки, и резные подсвечники с народными орнаментами. В последнее время набирают популярность небольшие соломенные чучела.
На Масленицу можно сделать подарок своими руками. Помимо чучела, это могут быть солнце или цветы, вырезанные из картона.
Праздничные блюда
Главное праздничное блюдо на Масленичной неделе — конечно же, блины. Сейчас существует множество видов. Их делают, например, из гречневой муки и добавляют даже какао, чтобы они имели шоколадный вкус. Однако нет ничего лучше традиционного рецепта тонких вкусных блинов.
Для теста: молоко 500 мл, яйца — три штуки, мука 200 граммов, масло сливочное 30 граммов (две столовые ложки), сахар 30 граммов (две столовые. ложки), соль два-три грамма (1/2 чайной ложки).
Самое главное, что тесто для блинов не нуждается в каком-либо разрыхлителе. Они получаются тонкими за счет консистенции. Поэтому все ингредиенты нужно тщательно взбить.
Чтобы блины получились пористыми, их нужно жарить на раскаленной сковородке. А перед этим ее надо тщательно вычистить. Некоторые хозяйки до начала выпекания блинов даже прокаливают сковороду с солью, которую затем выбрасывают. И конечно же, перед тем как налить на чистую сковороду тесто, ее следует обильно смазать растительным или сливочным маслом.
Как праздновать православным
Вот какой совет дает игумен Петр (Еремеев):
«Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни.
Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи».
История и традиции празднования Масленицы в России и Крыму
Масленица – древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел из языческой культуры и сохранился после принятия христианства. Масленицу всегда дома праздновали даже в семьях, а уж с конца 80-х годов ХХ века народные гуляния на этот народный праздник проводятся на муниципальных уровнях.
Масленица относится к числу праздников, составляющих подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависит от даты главного праздника в православии – Пасхи. Согласно пасхалиям празднование Масленицы начинается за 56 дней до Христова Воскресения.
В 2023 году Масленица пройдет с 20 по 26 февраля.
При чем масло в Масленице
Масленица, Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели, которая призвана подготовить верующего к долгому, 40-дневному говению перед Пасхой. За неделю до начала поста, на Масленой неделе, верующие не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу и молочные продукты. Именно поэтому Масленица названа так.
Первое упоминание об этом народном празднике известно с XVI века.
Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, она представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными элементами были поминальные обряды, связанные с воспоминаниями об усопших родственниках, но также есть и важные элементы народного обрядового календаря: проводы зимы и встреча весны.
Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или гендерных ограничений.
Готовиться к ней начинали накануне: хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, соленую рыбу, икру, сладости для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.
Суббота накануне Масленой недели называлась “маленькой Масленицей”. В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли блины и клали их на божницу, слуховое окно или крышу дома, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим.
Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Каждый из дней недели масленой недели имел собственное название: понедельник – “встреча”; вторник – “заигрыши”; среда – “лакомка”; четверг – “разгул”, “перелом”, “широкий четверг”; пятница – “тещины вечерки”; суббота – “золовкины посиделки”; воскресенье – “проводы”, “прощенье”, “прощеный день”.
Когда Масленица самая широкая
Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся “широкой” или “разгульной Масленицей”. Накануне их следовало вымыться в бане. В домах прекращали постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым.
На Масленицу накрывали обильные сытные столы с блюдами из мучных и молочных продуктов, яиц, рыбы, кваса и пива. Каждый день на столе обязательно должны были быть блины – дрожжевые или на воде, с начинками и припеком. Это – главный символ славянского солнца и поминальных обрядов славян-язычников.
В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.
К Масленице приурочивалось исполнение большого количества обрядов, связанных с чествованием “новоженов” – молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и в санях, сажали на перевернутые бороны.
Повсеместно главным праздничным действием было катание с горок – на санях, шкурах домашних животных, перевернутых скамейках, обледенелых корытах и больших решетах. Нарядная молодежь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками.
Во время масленичной недели в казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а также в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях была распространена игра “Взятие снежного городка”. Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала XVIII века. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и в селах, и в городах.
Чучело зимы в костре весны
В последний день недели Масленицу провожают. В одних местностях большой России ритуал бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других – в виде проводов-похорон.
Масленица могла иметь различные воплощения – в виде соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами.
В северных, центральных и поволжских губерниях символическое чучело Масленицы в последний день праздника сжигали на специальном костре. Его привозили к ритуальному кострищу масленичным поездом насаженным на шест. При этом все участники поезда громко пели и веселились.
Масленичные поезда бывало насчитывали несколько сот лошадей. Участники процессии обряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые затем бросали в костер. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население села или деревни, но главным исполнителем ритуала была молодежь.
Преддверие Великого поста
Хотя к ХIХ — началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица для русских по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм Великого поста.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Знаменитые картины и музыкальные произведения
Самые известные картины русских художников на эту тему –
- Бориса Кустодиева (1916 г.); художник великолепно передал атмосферу и зимы, и праздника – на переднем плане картины изображено катание на лошадях, любимая забава праздника, а вдали – городская площадь, там собрался народ у балагана, может быть, на представление; над всем же этим – окрашенное розовыми тонами небо и летящие птицы: природа как бы тоже встречает Масленицу;
- Василия Сурикова; это, может быть, самая «динамичная» картина, посвященная Масленице; она называется «Взятие снежного городка» (1891 г.), на ней – традиционная игра этих дней; на ней видна увлеченность игрой, азарт, энергия – как оно и было в реальной жизни.
Ну а самое известное музыкальное произведение принадлежит, конечно, П.И.Чайковскому, автору фортепианной пьесы из цикла «Времена года», которая так и названа: «Февраль. Масленица».
Мудрый царь Соломон писал за много столетий до Рождества Христа:
Что ж, пришло время, мудро установленное Церковью для того, чтобы набраться сил телесных перед началом Великого Поста, утешить и близких – веселым и ласковым словом, загладить обиды, испросить прощения. А впереди – долгая дорога к Пасхе.
- Сплошная подготовительная седмица к Великому посту – Сырная, после недели (воскресного дня) о Страшном суде: что в храме
- 4 недели и 3 седмицы: подготовка к Великому посту у православных христиан
- Все 7 недель седмиц Великого поста с названиями и пояснениями: Главное о богослужениях
Как праздновали равноденствие наши предки
Во всем мире христианская церковь действовала по одному и тому же принципу — если языческий праздник нельзя искоренить, то нужно его превратить в церковный. Так получилось и со славянской Масленицей, с легкой руки православного духовенства. Многодневный древний праздник весеннего пробуждения природы назвали Мясопустной неделей, и для пущей правдоподобности привязали к Пасхе. Но удалось ли церкви искоренить дух языческой Масленицы?
Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Весенние торжества, длившиеся неделю до равноденствия и неделю после, были неразрывно связаны с поклонением Велесу, богу скотоводов, пасечников, торговцев, счастья и влюбленных. Праздник почитался у наших предков так же как у нас Новый год — природа пробуждалась и начинала новый отсчет и начинался новый жизненный цикл, продолжительностью год.
Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи)
У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица. В древней Руси комом называли медведя и этот зверь у наших предков олицетворял бога Велеса. Примерно в это время «хозяин леса» пробуждается от спячки и выходит из берлоги.
Чтобы отдать почести Велесу, мужчины танцевали особые «медвежьи» танцы, используя для этого специально изготовленные костюмы. Женщинам нельзя было участвовать в ритуальном действе, но у них была другая задача — они пекли комы — особые круглые хлебцы из разных сортов муки.
Комы ставили на праздничный стол, но главное их назначение было культовым. Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки.
Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина».
Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям.
В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств.
Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю.
Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно.
После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы. Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы.
Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев
Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году.
Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни.
Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. «Медведь» начинал изображать недовольство и тогда участница спектакля вырывала из его костюма клок шерсти или соломы и убегала. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить».
Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века
После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях.
Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались.
Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона.
Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты. Многие отождествляли христианских святых с языческими и перестраивали капища на церкви. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса.
На Руси началась эпоха двоеверия, которая длилась не одно столетия и ознаменовалась борьбой православия с теми, кто пытался по-своему трактовать Святое писание, приплетая к нему древних богов. Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела.
Поэтому ничего не оставалось, как пойти на хитрость и перекроить языческие праздники на православные. Масленицу — Комоедицу заменили на православную Масленицу, которую называют Мясопустной неделей и Сырной седмицей. Церковный праздник появился относительно недавно — в XVI столетии.
Святитель Тихон Задонский вразумляет язычников
Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния. В результате празднование Комоедицы было приведено к требованиям православия — торжества, которые ранее занимали иногда 15 дней, сократили до недели, а их середина перестала совпадать с весенним равноденствием.
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Что же представляет собой реальная традиция празднования?
Как называлась масленица до Крещения Руси
Точное название этих дней письменными источниками не отражено. Есть версия, что ее могли называть Комоедицей, однако, ряд историков считают, что это – локальный праздник Белоруссии, не имевший распространения в других славянских землях.
Русский праздник
Благодаря советской традиции «проводов русской зимы» об этом обычае сожжении женского соломенного чучела, которое так и называется – «Масленица» – знает практически каждый.
Чучело на Масленицу
В реальной народной традиции чучело не всегда было женским. В некоторых губерниях это был сделанный из соломы конь, в других местах – живая корова, но в лаптях, которую водили по деревне всю Масленицу, а затем лапти сжигали (разумеется, корова – кормилица крестьянина, оставалась жива).
А вот в Белоруссии делали соломенное чучело «деда», которое буквально клали в гроб и даже оплакивали все дни Масленицы, после чего – сжигали. О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет. Одни говорят, что это – символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие – что оно символизировало зиму.
Пословицы и поговорки про Масленицу
- Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост.
- Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица.
- Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай.
- Масленица объедуха, деньгам приберуха.
А вот какие песни пели колядовщики, с четверга обходившие дома:
Уж как шли ребята колядовщики,
Виноград, красно зелёная моя!
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.
В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
Накормил, напоил, со двора пустил,
- Дионисий Свечников, протоиерей. Масленица.
- Крапчунов Д. Е. Проблема соотношения христианского и языческого в восприятии русской традиционной культуры на примере масленичной обрядности // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2015. Вып. 3 (5). С. 117-127.