Мать это мечта

МАРА ПОЛНОЩНА МАТУШКА КОЩНАСЕРПОМ КОСИЛА ВИЛАМИ НОСИЛАЛОЖКОЙ ЕДАЛА С ЧАРКИ ЛИВАЛАСЕРПОМ ЯСНЫМ МЕСЯЦЕМ НИТИ ПОКУТНЫ КОСИЛАВЕЛЕСОВЫМИ ВИЛАМИ ПЛОТИ МЕРТВЫ НОСИЛАЖЕЛЕЗНОЙ ЛОЖКОЙ ЖИЗНИ ЧЕРПАЛАИЗ ЛУННОЙ ЧАРЫ МЛЕКО СЛИВАЛАПОЛ КОЛО ВО ЯВИ КНЯЖИЛАПОЛ КОЛО СЕГО ДОЖИДАЛАА ВСЯК ЖИВОТ ВО СРОК СВОЙ БРАЛАЧЕРЕЗ ПОРОГ ВО НАВЬ ПРОВОЖАЛАОЧАМИ ВОДИЛА ЧТО ПРИВОРАЖИВАЛАВОДЫ БЕГУЧИ ЛЬДОМ ЗАМОРАЖИВАЛАСНЕГАМИ БЕЛЫМИ ПОЛЯ УКРЫВАЛАОЧАМИ ЗВЕЗДНЫМИ ВО ИНО ЗВАЛА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

МАРА ЛЕДЯНАЯЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯЗИМА БУРАННАЯ МЕТЕЛЬ БЕЗБРЕЖНАЯБУДЬ НАША МАТИНАМ ТЯ ВСТРЕЧАТИ ДА ВЕЛИЧАТИДАЙ ПЕРЕЖДАТИ ТВОИ МЕТЕЛИВО ДОМУ-ХАТЕГДЕ Б ПЕСНИ ПЕЛИ ПАРНЯМ ДЕВИЦЫВЕЛИЧАЙСЯ МАРА БЕЛАЯ ПТИЦАВЬЮЖНОКРЫЛАЯЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

МАРА МОРЕВНА МАТУШКА ГНЕВНАКОЩНАЯ МАРА ВО НОЩИ СТАЛАМАРА ЧЕРНАВА ВСЕМУ УПРАВАМАРА МОЛОДА МЕРТВАЯ ВОДАМАРА ХВОРОБА ЗЕМЕЛЬНА УТРОБАМАРА МОРОКА ХОДИ ОТ ПОРОГАМАРА ХМУРЯНА КОСТЯМИ УБРАНАМАРА НЕСЧАСТНА ХОДИ ДА НЕ ЧАСТОМАРА НЕДОЛЯ ВЕЛЕСОВА ВОЛЯНЕИСТА ГНЕВНА МАРА МОРЕВНА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

1.4.МАРА ИСТА ДЕВА ПРЕЧИСТАМАРА РАТА ЖЕНА БОГАТАМАТИ-МАРА ВОЛШБОЮ СТАРАМАТИ МАТИ ЯРА ВО ХЛАДЕМАРА-МАТИ ХОРОНЕ КРАДЕМАТИ МАТИ ДО НЫ ВОЗГРЯДЕ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

1.5МАРА-МАТИ ИНО СТАТИИНО БЫТИ СЕЧЕ НИТИХЛАДЕ В НОЩИ ЗВЕЗДНЫ ОЧИВОДИ НАВЕ МРЕТИ МАРЕ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

1.6МАТУШКА МАРА РОГАТА ГЛАВАПОЛЕМ ХОДИЛА СЕРПОМ КОСИЛАКОЛОСЬЯ ЖИВЫ СО ЗЛАТОЙ НИВЫВЛЕСОВЫ ВИЛЫ В ЗЕМЛЮ ВОНЗИЛАПЛОТЬ ПРОБОДИЛА ПЛАЩОМ УКРЫЛАГЛАВУ СКЛОНИЛА ЛАДЬЕЮ ПЛЫЛАПО МЛЕКУ ЗВЕЗДНУ К ВЕЛЕСУ ГРОЗНУЗА ЧЕРНУ РЕКУ КО ИНУ БРЕГУВО НОЩЬ ТЕМЯНУ ВО КРЕПЬ ЛЕДЯНУГДЕ КОЩЬЕ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕГДЕ ЛИХУ КАРА РОГАТА ГЛАВАНА ТОМ ТЕ ХВАЛА МАТУШКА МАРА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

1.7МАТУШКА МАРА МАТУШКА МАРАЗИМНЯЯ ЧАРА ЗИМНЯЯ ЧАРАПО ПОЛЮ ХОДИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИЛАШУБОЙ УКРЫЛА ШУБОЙ УКРЫЛАВО БУБЕН БИЛА ВО БУБЕН БИЛАВСЕ ВОЛХОВАЛА ВСЕ ВОЛХОВАЛАВО НОЩИ ПЕЛА ВО НОЩИ ПЕЛАЗВЕЗДЫ СЧИТАЛА ЗВЕЗДЫ СЧИТАЛАПО ПОЛЮ ХОДИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИЛАМАЛОГО ИСКАЛА МАЛОГО ИСКАЛАКАК НАХОДИЛА КАК ЗАХОДИЛАЗАПЕЛЕНАЛА ЗАПЕЛЕНАЛАВО БУБЕН БИЛА ВО БУБЕН БИЛАВСЕ ВОЛХОВАЛА ВСЕ ВОЛХОВАЛАМАЛОГО СКРЫВАЛА МАЛОГО СКРЫВАЛАВЕСНЫ ДОЖДАЛА ВЕСНЫ ДОЖДАЛАМАЛОЙ ПРОСНУЛСЯ МАЛОЙ ПРОСНУЛСЯПЕЛЕНЫ СКИНУЛ ПЕЛЕНЫ СКИНУЛНА НЕБО ВЫШЕЛ НА НЕБО ВЫШЕЛЛУЧИ РАСПРАВИЛ ЛУЧИ РАСПРАВИЛМАРУ ОСТАВИЛ МАРУ ОСТАВИЛМАТУШКА МАРА МАТУШКА МАРАЗИМНЯЯ ЧАРА ЗИМНЯЯ ЧАРАПО ПОЛЮ ХОДИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИЛАПОКРОВЫ СЫМАЛА ПОКРОВЫ СЫМАЛАВО БУБЕН БИЛА ВО БУБЕН БИЛАВСЕ ВОЛХОВАЛА ВСЕ ВОЛХОВАЛА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

Еще про Тора:  Что означает красная нить на запястье и как ее правильно завязать? На какой руке носят тонкую красную нить и можно ли ее снять?

1.8.МЕРЦАНА-ЗАРНИЦА НОЩНАЯ ВЕСТНИЦАДЕВА ХМУРЯНА ВЗОРОМ ЛЕДЯНАСТЕЗЕЙ ВЕЛЕСОВОЙ ЗВЕЗДНЫМИ ПЕСНЯМИЧАРУЙ НЕУСТАННО ДЕВА МЕРЦАНАДЕНЬ ЗАМЫКАЯ НОЩЬ ОТКРЫВАЯХОДИ НЕЗРИМО СО НАВЬЕЙ СИЛОЙЗЕМЛЕ ПРОХЛАДУ ДАЖДИ В ОТРАДУУПОКОЙ ВЕСИ СВОИМ КУДЕСЬЕМДО УТРА СВЕТЛОГО ДО ДНЯ БЕЛОГОДО СВОЕЙ СЕСТРИЦЫ ЗАРИ-ЗОРЯНИЦЫ!ГОЙ!

2 Не совсем понятно, наверное нужно для призыва духов

КАК ВО ПОЛЮШКЕ ДА ВО ЧИСТОМКАК ВО ПОЛЮШКЕ ДА ВО ШИРОКОМТЕЧЕТ ЛЮТА РЕЧКА СМОРОДИНКАВОДЫ В НЕЙ ЧЕРНЫ КАМНИ В НЕЙ БЕЛЫВОДЫ В НЕЙ ЖГУЧИ КАМНИ ГОРЮЧИА ЗА РЕЧКОЮ ДА ЗА ТОЮЗА РЕЧКОЮ ДА ЗА СМОРОДИНКОЙНА БЕРЕГУ НИ ДЕРЕВ НИ ТРАВ НЕ ВИДАТЬНИ РЫКУ ЗВЕРИНОГО НИ СЛОВА ЧЕЛОВЕЧЬЕГО НЕ СЛЫХАТЬЛИШЬ КОСТОЧКИ БЕЛЫЕ ТАМ ВСЕ БЕЗ СЧЕТАЛИШЬ ТЕНИ-НАВИИ СЕРЫЕ ТАМ ВСЕ БЕЗ ТЕЛАСЕ МОРЕНЫ ГРОЗНООКОЙ УДЕЛУДЕЛ НЕ ЧЕЛОВЕЧИЙ НО ИНОЙСЮДА ПРИШЛИ МЫ НОЩНОЮ ПОРОЙПО ВЕЛЕСОВОЙ ПО ДОРОГЕОБЕРЕГ НАС РОДНЫЕ БОГИ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

2.2. Здесь тоже не очень понимаю но по смыслу либо практик просит способности работы в разных мирах либо это избавление от духа вернее просьба отправить его туда откуда куда нужно

МАРА-МОРЕНА МАТУШКА ГНЕВНАЗА РЕКУ ХОДИЛА ДУШИ ВОДИЛАНАШИ ВО ИНО СВОЕЮ СИЛОЙЗЕМЛЮ БРАЛА ВОДУ ПИЛАОГОНЬ ТУШИЛА ВОЗДУХ СУШИЛАЖИВОТ ПРОБОДАЛА НИТЬ ОБОРВАЛАСЕРПОМ КОСИЛА ВЕЛЕСА ПРОСИЛАЗА РУКУ ВЗЯТИ СТЕЗЮ УКАЗАТИОТ РОДА ЗЕМНОГО ДО НЕБЕСНОГООТ ЯВИ ДО НАВИ ХОДИТИ ПО ПРАВИДО ЖИЗНИ В НОВЕ ПО БОЖСКОЙ ВОЛЕПО СВОЕЙ ДОЛЕ В ЛАДУ ПРЕБОЛЕБО КОЛОВЕРТИТ ВЕЛИКО КОЛОЯКО ПРОРЕЧЕ СВАРОЖЬЕ СЛОВО!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

3 Похоже на чистку или просьбу об избавлении одновременно с посвящением себя или обещанием чтить Мару постоянно

ГОЙ ТЫ МАРУШКА ЕСИ ГОСУДАРУШКАБЛЕДНОЛИКАЯ ЕСИ ВЕЛИЧАВАЯВ НОЩИ КОЩНАЯ А ВО ЗИМЕ ХЛАДНАЯТЫ КОРИ МЕНЯ ДНЕСЬ МАТИ ЗАКРАДНАЯСТАНИ ТВОЙ УРОК В НАЗИДАНИЕА ЗАРОК ВО ПАМЯТОВАНИЕДАБЫ ЧРЕЗ ЖИВОТ ЗРЕТЬ НЕСМЕРТНОЕПРОСЛАВЛЯТЬ СВОЙ РОД ВЕДОЙ ДРЕВНЕЮТЫ ОТЫМИ НАПРОЧЬ ВСЕ ПООТЖИВШЕЕСЕКИ СЕРПОМ СВОИМ ЯКО НЕ БЫВШЕЕДА ВРАЗУМИ МУДРОВАНИЕМ ПРАВИТЬ СЯА ЗА ТО ВОВЕК ВОЗВЕЛИЧАЙСЯ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

3.2. Я это отнесла бы к ритуалу чистки

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАРА-МАТУШКАМАРА-МАТУШКА ЗИМЫ ХОЗЯЮШКАМЫ ПРИШЛИ К ТЕБЕ СО ПОКЛОНАМИСО ПОКЛОНАМИ-ВЕЛИЧАНЬЯМИС ВЕЛИЧАНЬЯМИ ПАЧЕ ЧАЯНЬЯ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАРА ЗИМНЯЯМАРА ЗИМНЯЯ МАТЕРЬ ДРЕВНЯЯТЫ МЕРТВОЙ ВОДОЙ РЕШИ МАЯТУРЕШИ МАЯТУ ВСЯКУ СУЕТУА НЕ СОКРУШИ ДОЛЮ ЖИВОТУ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАРА ТЕМНАЯТАЙНОЛИКАЯ ПОТАЕННАЯИНО ОТСЕКИ СЕРПОМ ВЛЕСОВЫМУБЕЛИ ПОЛЯ СНЕГОМ ТЫ СВОИМВО УДЕЛЕ СЕМ ТЫ УМИЛОСТИВИСЯМАТЬ-ВЛАДЫЧИЦА ВОЗВЕЛИЧАЙСЯ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

3.3 тоже похоже на чистку

НЕИСТА МАРА КОЩНАЯ КАРАЛЕДЯНЫ ОЧИ ТЕМЯНЫ НОЧИЗИМНИЕ ХЛАДЫ ПОДГОРНЫ КЛАДЫГНЕВНАЯ МАТИ ПО ВСЕ ВОЗДАТИСЕРПОМ СЕКУЩА А НИТИ РВУЩАВ ПОКУТЕ СТРОГА В ЛИКАХ ВСЕМНОГАВО ГОДУ СТАРА МАТУШКА МАРАВОЗЬМИ ОТЖИВШЕ ЯКО НЕ БЫВШЕВРАЗУМИ МАТИ ВО НОВЕ СТАТИИНО СЫМАЙ А НАС НЕ ЗАМАЙ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

4 Я бы это читала при постановлении оберега или защиты

ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА СЕРПОМ ДА ВИЛАМИ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА НАВЬИМИ СИЛАМИ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА ВОДОЮ МЕРТВОЮ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА БЕЛОЙ ЗИМОЮ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА НОЩЬЮ ЧЕРНОЮ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА КОЩНОЙ ГЛАВОЮ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА ЗЕМНОЮ РЫТЬЮ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА ВОЛЧЕЮ СЫТЬЮ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА ИНОВЫМ БРЕГОМ!ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА НАМ ОБЕРЕГОМ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

5 Ассоциация с коровой и Крысой мне не понятны

МАРА КОРОВЬЯ ИЗ ЧЕРНА КОРОБЬЯВЫМАЛА В НОЧИ СВОИ СНАДОБЬЯКИДАЛА В ОЧИ В ЗЕМНО УТРОБЬЕЛИВАЛА С ЧАРЫ ЗЕЛЬЕ ВОЛХОВЬЕМОРИЛА МОРОМ ВСЯКИ СКОТИНЫВОНЗАЛА ВИЛЫ ВО ЖИВОТИНЫЛЮДЯМ ВО ОЧИ ГНАЛА МОРОЧЬЕВОДИЛА ДУШИ В СВОЕ УРОЧЬЕЗА ЧЕРНУ РЕКУ К ИНОМУ БРЕГУГДЕ КОЩЬЕ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕТЫ МАРА-МОРОКА В НОЧИ ТРЕВОГАНЕ ДАЖДЬ ДО СРОКА ТВОГО ПОРОГАУЗРЕТЬ ВООЧЬЮ ДА ИНО ПРОЧЬЕВ ЯВИ НЕ СТАТИ! ГОЙ МАРА-МАТИ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!ИНОВОЙ ЖИТЬЮ НЕИСТОЙ ПРЫТЬЮКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!ПОЛНОЙ МЕРОЙ КАЖДОМУ ПО ДЕЛУКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!МЛАДУ МЛАДЕНЮ СТАРУ СТАРЕНЮКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!КО БЛАГИМ ТИХА КО ИНЫМ ЛИХАКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!НЕДОЛЮ ИНЫМ ВОЗДАЙ ЗА ВИНЫКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!БЕЛОЮ КОСТЬЮ ПРАХОМ ПОГОСТЬЯКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!ЯВИСЯ ВО КРАСЕ А ИНЫМ В СТРАСЕКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!ОТВЕДЬ МОРЫ-ГЛАДЫ ДА ЛИХОРАДЫКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!НАС ОБЫДИ ОТ СЕГО ИЗЫДИКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!УНОСИ ГОРЕ ЗА ОКИЯН-МОРЕКАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!МАТИ ВЕЛИКА ВО ВСЕХ ОБЛИКАХ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

6 При просьбе обострить личную силу и виденье

МАТУШКА МАРА ЧЕРНА ЛУКАВАГРЯДУЩА В НОЧИ ПРОЯСНИ ОЧИДАЖДЬ ЗРЕТИ ИНО НАВИЮ СИЛУВСЕ ПОТАЕННО ЗАГОВОРЕННОКОЩНА ДА ХЛАДНА НАВЬЯ ВЛАДЫЧИЦАВ ОБРЯДИВЕ НАШЕМ НЫНЕ ВЕЛИЧАЙСЯ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ ЧЕРНА НАША МАТУШКАЧЕРНА МАТУШКА ПОДГОРНА ХОЗЯЮШКАЯКО ЧУДЕСА ТВОИ ДИВА ДИВНЫЕЯКО КУДЕСА ТВОИ ЧУДА ЧУДНЫЕЯКО СЕРЕБРО ТВОЕ МЛЕКО ЛИТОЕЯКО ИНОБЫТИЕ В НАВИ СКРЫТОЕСО ПОЛНОЩНОЙ СТОРОНЫ ЗВЕЗД РАССВЕТИЯПРЕВЕЛИКИЕ ДАРЫ САМОЦВЕТИЯИЗ ЧЕРТОГОВ ИЗ ТВОИХ ЛЕДНОКАМЕННЫХСВОИ МИЛОСТИ ДАРИ ПАЧЕ ЧАЯНЬЯУЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ ЧЕРНА НАША МАТУШКАЧЕРНА МАТУШКА ПОДГОРНА ХОЗЯЮШКА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

7 Либо это просто обращение либо моно использовать для наведения морока

МАРА-МОРОКА ХОДИ ДАЛЕКООТ НАШЕЙ ВЕСИ ХОДИ ВО ЛЕСЕГДЕ ВЕЛЕС РОГИЙ ТВОИ ДОРОГИГДЕ МЕСЯЦ В НОЩИ ГДЕ ИНО КОЩЬЕГДЕ ХЛАДЫ ЛЮТЫ ГДЕ СМЕРТИ ПУТЫЖЕЛЕЗНЫ ЦЕПЫ МЕДНЫ УКРЕПЫМЕРТВЫЕ ВОДЫ ПОДЗЕМНЫ ХОДЫГДЕ ЛИХУ КАРА ПОЛНАЯ ЧАРАСЕЕШЬ ТЫ ГОРСТЬЮ КОСТЬЕ НА ПОГОСТЬЕВОЛШБОЮ СТАРА МОРОКА-МАРА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

8 либо это благодарность и прощание после обряда либо что-то вырвано из контекста обряда при смене поры года

ТЫ ПРОСТИ-ПРОЩАЙ МАРЕНУШКАКНЯГИНЯ ЛЕДЯНА ЖРИЦА ТЕМЯНАПО КОЛО ОТ НАС ТЫ УХОДИШЬЗИМУ ЛЮТУ С СОБОЙ УВОДИШЬХЛАДОМ ДНЕСЬ НЕ ОСТУДИРОД НАШ ДНЕСЬ НЕ ОСУДИУХОДИ НЕ ВО ГНЕВЕПОЧИТАНИЕ ЗИМНЕЙ ДЕВЕ!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

УСЛЫШИ МАРА ТЯ ЧТУЩИХЧЕЛОМ ТЕБЕ НОНЕ БЬЮЩИХУРОКИ ТВОИ БЛЮДУЩИХВЕЛИЧАНЬЯ ТЕ РЕКУЩИХСО КОЛОМ ГОДА ВРАЩАЙСЯВО СРОК СВОЙ К НАМ ВОЗВРАЩАЙСЯС НОВОЙ ЗИМОЮ НЕ СО БЕДОЮСО СНЕГОМ БЕЛЫМ НЕ С МОРОМ ЧЕРНЫМА ДНЕСЕ ЖЕ ОБЕРЕГ НАШЕЙ ВЕСЕУХОДИ ХЛАДНА ПРОЧЬ БЕЗОГЛЯДНОВСЕ ЛИХА НАШИ НЕСЧАСТЬЯ-ГОРЯС СОБОЙ УНОСИ ЗА СИНЕ МОРЕЗА КАМЕНЬ ЛАТЫРЬ ЗА ЧЕРНЫЙ ПУСТЫРЬГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕДА БУДЕ ТАКО ДО НОВА КОЛАА ЗДЕСЕ НОНЕ НЕ ТВОЯ ПОРА!ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

Мать это мечта

Мать это мечта

За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным. Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого. Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль

Мать это мечта

судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь. А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает. Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня. Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты. И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.

Богиня Мара у славян.

Древние славяне Мару называли тёмной богиней. С чего бы это?! Давайте разберёмся по порядку. Начнём с родословной. Согласно первому убеждению, богиня Мара была дочерью бога Кощея. Существует второе утверждение, что Мара вместе Живой и Ладой, была богиней первого поколения Ясуней, рождённых от искр, высеченных Сварогом на камне Алатыре. По сути мощь и обязанности всех троих богинь равны друг-другу.
Временем Мары было принято считать зиму. В эту пору, Мара безраздельно властвовала нам миром Яви, и своими холодами сковывала Матушку Землю до самой весны. Поэтому немудрено, что богиню отождествляли с самой смертью. Ничего приятного согласитесь, но стоит вспомнить, что древним славянам несвойственно было разделять мир чётко на доброе и злое. Всё было в славянском представлении взаимосвязано. Зима воспринималась, как смерть, но за ней всегда следовала весна, то есть возрождение. Поэтому смерть в данном аспекте рассматривалась лишь, как очередная ступень в круговороте бытия. Поэтому считать богиню Мару исключительно негативным персонажем славянского пантеона богов, в корне неправильная позиция.

Образ богини Мары и этимология имени.

Богиня Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится приблизительно, как Мармуриена, а вот на чешском языке эту богиню нередко называют Смертка, правда без гласных букв что-то вроде «Smrtka» от слова смерть. Столько разных вариаций имени одной богини, сплошное разнообразие, но ведь очень интересно откуда взялся сам корень, из которого после выросло всё это поклонение этой богине?!

Мать это мечта

Платформой для образования имени богини приводится корень «Mǒr», которое кстати имеет праславянское происхождение. Родственными к данному корню выступают древнерусское «морь», украинское «мор», болгарское «морът» и так далее. Всё это в совокупности означает увядание, умерщвление, и отсюда понятным становится, почему именно имя богини, простите за каламбур, намертво связано с самой смертью. Изначальный корень претерпевает со временем частое чередование с корнем «merti», что значит у-мер-еть. Родственными словами со вторым корнем выступают слова «mãras», что на литовском значит «мор и чума», и «marakas», что с древнеиндийского значит «смерть». Если честно, то это не особо позитивная подборка, но что уж тут поделать, как есть.
Итак, имя богини Мары неразрывно связано со смертью, мором, чумой. От её имени происходят так же такие слова, как морок, марево, хмарно, морочить, марить, моросить, маракосить. В этих словах скрыто два главных смысловых направления, которые являются характерными для образа богини «морить», то есть истязать, мучить и «морочить», то есть вводить в заблуждение. Кстати, существует утверждение, что у богини в подчинении есть злобные маленькие духи — мары, которые в отличии от домовых, которые помогают по хозяйству, наоборот портят вещи, воруют и наводят полный бедлам в доме. Вот эти мары и выступают в роли наваждений, которые очень часто заставляют людей увидеть кошмары. Одним словом, морочат голову.
Так или иначе, наши предки представляли Мару, как богиню тёмную. В соответствии со своим божественным профилем, данная богиня представлялась древним славянам весьма в экзотичном образе: черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах. Что-то очень Снежной Королевой повеяло, вам так не кажется?! Так вот, такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе.

Праздник в честь богини Мары.

С приходом весны, силы богини Мары уходят на убыль, ибо грядёт время рождения и жизни, где нет места ни её приспешнице смерти, ни её холоду. Поэтому превратившуюся в безобразную старуху богиню Мару, древние славяне торжественно прогоняли, сжигая её чучело, что означало смену времени года. Обычно праздновался это праздник первого марта.
Кстати в простонародье прекрасную богиню называли одноглазой кикиморой. Конечно это не очень лестное прозвище, но скорее всего оно говорит, о том, что силы зимы иссякли, и ей пора покидать землю. Сохранилось поверье, что одноглазой по весне Мара стала из-за того, что её на своих вилах вздёрнул бог Ярило. Звучит, однако, это довольно двояко учитывая огненный темперамент солнечного бога. Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать.
В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни.
Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое
потепление.

С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.

Родословная богини Мары и её мужья.

Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений.
Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного. Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной.
Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна.

Мать это мечта

Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего.
Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами.
Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно.
Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно. Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн (ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном). Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка. И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была. Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости. И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась. Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила. Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана. Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы. Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями.
Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось. Разбежались по разным углам боги. Существует утверждение будто бы, сначала Мара была женой Даждьбога, а после сбежала вместе с Кощеем в мир Нави. Одним слово всё сложно и запутано. В конечном итоге богиня Мара осталась одна, хотя находятся и те, кто приписывает ей отношения с самим Чернобогом. Так что, чёрт во всей этой истории, ногу уже сломал и до сих пор прихрамывает.
Богине Маре приписывают материнство сразу тринадцати уродливых дочерей и это: Ломея,Пухнея, Сухея, Глухея,Желтея, Огнея, Ледея,Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея- Плясавица и Глядея. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.

Капища и требы для богини Мары.

Кто-то утверждает, что капищ богине Маре отдельно не строили, её помнили и просто боялись. Если хотели ей помолиться, то ставили на землю в просторном месте статую богини и совершали служение. Довольно скомканные данные для полного раскрытия самого вопроса, как раньше наши предки поклонялись этой богине. Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей. Вы можете просто пропустить этот раздел.
Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее. Шуйный путь — это путь левой руки (а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница). Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества.
Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?! Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их.
Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней (как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает). До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней. Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения (ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка) и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра.
Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели.

Символика богини Мары.

Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств.
Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать.

Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины (кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини). Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите.
Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего.
Существует так же оберег богини Мары. Он весьма своеобразен с виду и в его основе лежит крест. Каждое ответвление креста — это две соединившиеся дуги. Это говорит о двух началах, у которых один конец и это символ равновесия, которое соблюдает богиня Мара. Данный оберег призван защищать человека от воздействия посторонних, негативных факторов и помогать в сохранении внутреннего баланса.

Блаженная Марфа

(Память 10 августа).

В Суздальской обители близ северных дверей соборной церкви находится скромный надгробный памятник Марфы Яковлевны Сониной, скончавшейся 10 августа 1803 года, 80 лет, после 60-летних подвигов в юродстве Христа ради. Когда она была еще здорова, везде ходила, сама бедна была, а бедных не забывала, ноченьки целые за коклюшками просиживала, все кружева плела, хорошие, дорогие. В большом ходу тогда кружева были, особенно купчихи щеголяли. И теперь еще найдешь у суздальских купчих, и больше у Шуйских да у Юрьевских, широкие-преширокие кружева работы Марфы Яковлевны; давно внучкам да правнучкам в приданое на благословение пошли; берегут их, словно Божие милосердие. А сама она, что ни выработает, все нищим да сиротам, а когда и в храм Божий принесет, на свечи к преподобной Евфросинии; а у самой и копейки запасной никогда не бывало. После, когда была уж без ног, с постели не вставала семь лет. Покойная игумения матушка Аполлинария посылала послушниц поочередно служить Марфе Яковлевне. В ранах вся лежала. Никогда не пожалуется, не поропщет, за все Бога благодарила, и молодых учила уму-разуму: «все терпите, говорит, не гневите Бога ропотом, от трудов рук своих питайтесь и уповайте на Бога. Он вас, милые мои, ни оставит за то, что вы, послушания ради, грешную Марфу не оставляете. Воздаст вам за меня Царь Небесный». Вовсе не была она монастыркой и в монастыре не жила, только случалось, что гащивала она здесь иногда у монахинь знакомых, проживала иногда дня по два, только редко, и в Покровском монастыре у игумении. А всегда жила Марфа Яковлевна у приятельницы своей, у небогатой мещанки вдовы Евдокии Ивановны Изюмовой, и домик Изюмовой был рядом с дьяконским домом. О прежнем житье-бытье М. Я. сама кой-что рассказывала. Была она родом из здешних мещан. Сонины прозывались. Сироткой по десятому году осталась после родителей; до двадцати лет с братьями женатыми в родительском доме прожила, работала на них, пуще всякой работницы без отдыха. Были у нее хорошие женихи, из купечества, но не пожелала замуж выйти. А в семье-то тяжко и грустно ей было жить: жены братьев ее промеж себя ссорились и мужей на вражду наводили. Марфа Яковлевна пошла странствовать по святым местам, у Соловецких чудотворцев побывала, в Киев два раза сходила. Воротилась с богомолья и поселилась у Изюмовой в домике на весь век, а тут и юродствовать начала. В длинной белой рубашке стала ходить, и всегда почти босиком; другой одежды никакой не носила. По улицам всегда от места до места бегом бегала; ребятишки бегут за ней, хохочут, дразнят. А она никогда на них не осердится, только пальцем погрозит; а то и гостинцы им раздаст, баранки, либо пряники, когда купцы ей принашивали на поклон. Мимо дома родительского, когда пробежит, постучит бывало в окошечко и кричит: «покайтесь, молитесь, живите мирно, не гневите Бога»! А в дом редко заходила, потому что не слушались ее невестки; все у них свара стояла да брань греховная с утра до вечера. И сбылось же над ними слово блаженной: обнищали и примерли все, еще при ней, только остались могилки родителей ее и всего Сонинского рода на кладбище у Воскресения; и теперь еще кое-кто из городских поминают их в родительские субботы, а чужие-то многие ее слушали; читывала она им из божественных книг, и как же сладко читала и толковала. И добрые советы подавала многим, как жить, как от греха себя оберегать. В монастыре, в былые года говаривала она здешним монастыркам: «не занимайтесь суетою, трудитесь больше, зависти и сплетен удаляйтесь. А не то – смотрите – Бог накажет, все пропадет, и Преподобная-то сама уйдет от вас к Лазарю». И много, много раз повторяла им такие слова. Ведь, сбылась же угроза Марфы Яковлевы. Весь монастырь дотла выгорел; церковное добро все почти пропало, да и у монастырских-то ничего не осталось; кто только в чем выскочил, то и уберег. А как собор загорелся, мощи благоверной княгини Евфросинии подняли монахини с гробом из раки и снесли в ближнюю церковь приходскую друга Божия Лазаря. Слово-то праведное сбылось: ушла Преподобная к Лазарю! (Ризположенский монастырь выгорел 13 августа 1769 года). Да не только в монастырях, а и в миру многие от блаженной пользу получали: местные все ее знали и уважали, и за советом к ней приходили, и молитв ее просили себе на помощь, и младенцев к ней болящих приносили, а она бывало либо водицы Богоявленской даст с молитвою, либо антидору частичку. И как рукой снимет недуг с ребенка.

А вот, не любила она, как уж очень примутся почитать ее и хвалить в глаза, сейчас начнет смеяться, вертеться, кидаться из угла в угол, словно дурочка какая; тут уж и слова хорошего от нее не услышишь. Рассердятся гости, бранить ее начнут, а ей то и нужно. Приезжали к ней из других городов, из Костромы, из Ярославля и купцы, и помещики, а больше барыни веру к ней большую имели. Много она им правды в глаза говорила и не льстила им никогда. Привозили ей и присылали всяких припасов и денег давали; она ничего себе не берегла, часть отдавала хозяйке своей, а прочее все бедным раздавала. Приехала к ней раз княгиня Т., барыня пребогатая, и денег привезла рублей 200, а Марфа Яковлевна и взять не захотела. «Ты бы, мать моя, лучше свою бедноту пожалела: раздетые они у тебя, босые, голодные, хотя и рабы твои, а все же братья во Христе, Марфуше ничего не надо. Марфуша сыта и довольна по милости Божией». Так и не взяла ничего, совсем пристыдила княгиню.

Марфа Яковлевна в последнее время каждый день ходила в монастырь к ранней обедне; зимой в теплой церкви стояла в уголке, а летом – в собор не входила; становилась всегда пред северными вратами и молилась прямо на раку благоверной княгини. На этом самом месте и могила ее. Вот, и пришла она в последний раз, в Ильин день, и стояла на всегдашнем своем месте. Выходят монахини из собора, видят – лежит Марфа Яковлевна ничком на земле. Подняли ее, чуть дышит, совсем без памяти. Отнесли к игумении в келлию; на другой день опамятовалась, только ногами обеими не владела до самой кончины. Стала просить: «отнесите меня, Христа ради, к Авдотье Ивановне». Снесли ее на руках, там она и пролежала семь лет недвижимо, а инокини ей служить ходили поочередно. Каждую субботу святых Христовых Таин приобщалась: носил к ней св. Дары духовник ее, от праведного Лазаря священник отец Иоанн. Было у него горе большое. Сынка его из здешней бурсы послали в Питер – в академию учиться, а малый-то и пропал без вести. Уж, как сокрушался отец Иоанн; приход бедный, четыре поповны-подростки; вся надежда была на сына. Марфа Яковлевна утешала своего духовного отца: «не горюй, батюшка, терпи и Богу молись: не пропал твой Алеша; еще увидишь его, воротится тебе на радость». – Так и сбылось. Прошло годов несколько, и попович наш вернулся, после замиренья (вероятно, в 1815 году). Что ж ты думаешь, где пропадал? Как доехал только до Питера, так и сбежал на какие-то аглицкие корабли; захотелось, вишь, парню по белому свету погулять. Весь свет Божий, говорят, кругом объехал. И с деньгами большими воротился; сестер пристроил, отца всем снабдил, и стали жить изобильно, как никогда прежде не живали. Только попадья старая не дождалась радости, года за два померла.

А как настали последние дни, Марфа Яковлевна предчувствовала свой конец; со всеми знакомыми простилась и иконы, какие у ней были, раздала близким на благословение. В день кончины св. Таин причастилась, особоровалась и канон на исход души прослушала. А как читали канон, так всякое слово повторяла; наизусть знала канон, видно, чисто про себя читала. Сама свечку задула, перекрестилась три раза и так тихо преставилась блаженная, словно сладким сном заснула. На шестой день схоронили, потому что все подъезжали на похороны из других городов. Ни тления не примечали, ни запаха не слыхали, даром, что жары были сильные. А какой плач был на погребении, особенно бедные воплем выли! Народу столько было, что монастырь весь был полон. Пока в доме лежало тело, панихиды ни днем, ни ночью не умолкали. Да и поныне часто приходящие и приезжие просят служить панихиды над могилою, и многие исцеления по вере своей получают.

В 1850 году исцелилась после молитвы на могиле Суздальской подвижницы соседняя помещица Анастасия Степановна Ш-ва, много лет страдавшая мучительной нервной болезнью19.

Служба преподобной Марфе Дивеевской

Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 23-24 сентября 2021 года (журнал № 67).

Месяца августа в 21-день

Преподобныя Марфы Дивеевския

На малей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры 4, глас 2:

Киими похвальными песньми/ воспоим преподобную Марфу,/ дивную начальницу обители Дивеевския,/ от юности благодать Святаго Духа стяжавшую,/ и ныне во Обителех Небесных/ молящуюся о спасении душ наших?

Киими недостойными усты/ восхвалим вселюбезную матерь нашу Марфу,/ чистотою, кротостию и послушанием совершенным/ в отрочестве Богу угодившую,/ Егоже молит о спасении душ наших?

Киими похвальными песньми/ ублажим дивную молчальницу,/  собеседницу великаго старца Серафима,/ в тайне хранившую того откровения о обители Дивеевстей/ и тепле молящуюся о спасении душ наших?

Слава, глас 6:

Приидите, вернии людие,/ во святую обитель Дивеевскую,/ яже земный жребий Божия Матере нарицается,/ ублажим верную рабу Пресвятыя Богородицы,/ преподобную Марфу,/ и, припадающе к ея честным и многоцелебным мощем,/ усердно возопиим:/ помяни нас, мати наша, во Царствии Небеснем.

И ныне, праздника.

На стиховне стихиры, глас 3:

Всех радостей Радость,/ Преблагословенная Богородица Дева,/ радости вечныя тя сподоби,/ мати наша Марфо,/ яко Свою служительницу верную.

Стих: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.

Пречистою Богородицею избранная/ и силою Божественною ограждаема,/ радостно на подвиги потекла еси,/ мати Марфо славная,/ молися о верою чтущих тя.

Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.

Великий ангельский образ восприимши,/ начальница  обители Дивеевския явилася еси,/ преподобная Марфо,/ молися о любовию чтущих тя.

Слава, глас 5:

Боголюбива и милостива,/ мудрованием смиренна и любве исполнена явилася еси,/ невесто Христова Марфо,/ ты бо, ангельски на земли поживши,/ кончину блаженную в юных летех прияла еси/ и венец нетленный улучити сподобилася еси,/ темже молися о спасении душ наших.

Тропарь писан на велицей вечерни

На велицей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8:

Преподобная Марфо всехвальная,/ старца Серафима послушнице верная,/ ты, наставлением того твердо последующи,/ в молчании благодать Духа Святаго стяжала еси/ и славу обители Дивеевския,/ юже той в тайне возвеща ти, усердно хранила еси./ С нимже тепле молися ко Господу/ спастися душам нашим.

Преподобная Марфо богомудрая,/ ты, измлада Господа возлюбивши/ и заповеди Его усердно хранящи,/ непрестанную молитву стяжала еси/ и преподобным Серафимом начальница обители Дивеевския наречена быти сподобилася еси./ Ныне же духом с нами пребывающи,/ исцеления скоро источаеши,/ верою и любовию к тебе притекающим.

Преподобная мати наша Марфо,/ ты, издетска страху Божию навыкши,/ в молитве непрестанней присно пребывала еси/ и, разум богопросвещенный стяжавши,/ сердце твое со тщанием хранила еси,/ темже и Приснодевы служительница явилася еси./ Ейже о нас помолися,/ спастися душам нашим.

Преподобная мати наша Марфо,/ ты, Жениха Христа от юности возжелевши/ и благодатию Духа Святаго блистающи,/ свещу любве светло уготовала еси./ Ныне же, на Небесех Престолу Божию предстоящи/ и велие дерзновение ко Господу имущи,/ молися от бед избавитися/ верою и любовию тя величающим.

Слава, глас 1:

Веселися днесь обителе Дивеевская!/ Воистинну священный и радостный праздник наста,/ непорочная бо невеста Христова Марфа/ песньми духовными ублажается,/ небеса убо достойно веселятся,/ инокини, молитвами тоя хранимыя, радуются,/ вернии благодать исцелений обретают,/ совершающе светлое торжество.

Вход. Прокимен дне. И чтения три мученическая.

На литии стихира, глас 6:

Веселися днесь земле Нижегородская и Тамбовская/ и торжествуй обителе Дивеевская!/ Наста бо память Марфы преподобныя,/ яже, от юности мирскаго мятежа избегши,/ любовию Христовою уязвися/ и, сестре Лазаря праведнаго уподобившися,/ евангельски благую часть избра./ Темже, ныне похвальныя песни воспевающе/ и славу Богу воздающе,/ житию тоя вси подражати усердно потщимся.

На стиховне стихиры, глас 2:

Чистоту от юности сохранивши,/ добродетельми светло, Марфо досточудная, украсилася еси/ и, любовию божественною уязвившися,/ Христу добре угодила еси./ Помози и нам, богоблаженная мати, чистоту сердца соблюдати/ и любовь евангельскую друг ко другу стяжати.

Отроковице дивная и монашествующих украшение,/ преподобная мати Марфо,/ ты, в молитве непрестанней имя Христово в сердце твоем носящи/ и в трудех бденных даже до смерти пребывающи,/ силою Божественнаго Духа совершенное безстрастие стяжала еси,/ темже и Обителей Небесных достигла еси,/ идеже молишися о спасении душ наших.

Торжествуй, земле Нижегородская,/ в прославлении новыя о тебе молитвенницы!/ Веселися обителе Дивеевская,/ имущи в себе сокровище многоценное,/ честныя мощи Марфы досточудныя,/ идеже днесь вси усердно молимся,/ во еже спастися нам.

Яко звезда многосветлая,/ сиянии духовными землю нашу просветила еси,/ преподобная мати наша Марфо,/ тьму скорбей разгоняющи/ и недуги врачующи./ Темже молися ко Господу,/ мир мирови даровати/ и душам нашим велию милость.

Тропарь, глас 2:

Собеседнице преподобнаго Серафима,/ дивная отроковице и мати наша Марфо,/ равноангельное житие стяжавши,/ на Небесех жительства достигла еси,/ идеже молишися о спасении душ наших.

На утрени

По 1-м стихословии седален, глас 7:

Яко звезда утренняя и солнце светлое, возсия днесь память твоя, преподобная мати Марфо. Темже молим тя: ум наш, нерадением омраченный, просвети и подвигни сердца монашествующих к подражанию постническаго твоего жития.

Слава, и ныне, праздника.

По 2-м стихословии седален, глас 1:

Осияема ныне непрестанною славою Пресвятыя Троицы, мати наша Марфо, и Божественнаго веселия и радости исполнена, молися о нас тепле ко Господу, во еже избавитися нам муки вечныя.

Слава и ныне праздника.

Ублажаем тя,/ преподобная мати наша Марфо,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас/ Христа Бога нашего.

Псалом избранный: Терпя, потерпех Господа:

По полиелеи седален, глас 1:

Невесто прекрасная Чертога Царскаго, преподобная Марфо,/ ты, послушанию, воздержанию и молитве навыкши,/ во обители Дивеевстей подвиги просияла еси и милость от Господа улучила еси./ Темже молися прилежно о спасении душ наших.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 104.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Марфо богоносная,/ чадо возлюбленное преподобнаго Серафима,/ ты, послушание и безмолвие от юности возлюбивши,/ в молитве и посте просияла еси,/ и скорби и болезни, Христа ради, даже до смерти понесла еси,/ венцем Небесным от Него украсившися./ Темже молися о чтущих святую память твою.

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/ чудотворяй иногда/ Моисейский жезл, крестообразно поразив,/ и разделив море,/ Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/ песнь Богови воспевающа.

Подаждь ми, Господи, словесе дар, да песньми восхвалю, в земнем уделе Божия Матере просиявшую, отроковицу дивную, преподобную матерь нашу Марфу.

Пободает по достоянию восхвалити преподобную Марфу, отроковицу непорочную, в подвизех древним отцем поревновавшую и Господу угодившую.

Благословение Пресвятыя Девы исполнивши, Марфо досточудная, велия угодница Божия и теплая наша предстательница явилася еси, молящися непрестанно о спасении душ наших.

Богородичен: Радуйся, Пресвятая Госпоже, освятившая Дивеево Твоим пришествием; радуйся, насадившая веру истинную. Радуйся, собравшая монашествующих множество.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/ и Церкве Зиждителю,/ Ты мене утверди в любви Твоей,/ желаний краю, верных утверждение,/ Едине Человеколюбче.

Великое смотрение Божие от утробы матерни освяти тя, Марфо многоплодная, и сосуд благоприятен Духа Всесвятаго показа тя, темже и избранница Владычицы явилася еси.

Желание неизреченныя красоты Христовы в души твоей имущи, радостно с сестрою Параскевою к старцу Серафиму потекла еси.

Преподобный Серафим, целомудрие и чистоту души твоея провидя, во общину Дивеевскую отроковицу тя, тринадесяти лет сущую, жительствовати направи.

Богородичен: Радуйся, во удел Себе Дивеево избравшая; радуйся, верным, пребывающим зде, Подательнице благ земных. Радуйся, Споручнице вечнаго спасения.

Кондак и икос праздника.

Слава, седален, глас 2:

Преподобная мати наша Марфо,/ ты, вся красная мира сего презревши/ и небесных благ возжелевши,/ молчанием, кротостию и смирением от юности твоея образ равноангельнаго жития явила еси,/ обители Дивеевския начальнице.

Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/ Ты моя и сила,/ Ты мой Бог, Ты мое радование,/ не оставль недра Отча/ и нашу нищету посетив./ Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/ силе Твоей слава, Человеколюбче.

Царствие Божие, внутрь тебе сущее, измлада познавши, житие твое краткое подвиги молитвенными украсила еси, любовию к Жениху Небесному горящи.

Молитву непрестанную творящи, в кротости небесней и молчании радостно пребывала еси, Марфо всехвальная, чадо возлюбленное преподобнаго Серафима.

Всею душею Бога возлюбивши, в молитве непрестанней дух твой ко Господу возносила еси, Марфо досточудная, и подвиги духовными всех удивила еси.

Богородичен: Радуйся, теплая Ходатаице о подвизающихся во обители Твоей; радуйся, милость Сына Твоего до скончания века нам обещавшая. Радуйся, Заступнице рода христианскаго.

Ирмос: Вскую мя отринул еси/ от лица Твоего, Свете Незаходимый,/ и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго,/ но обрати мя и к свету заповедей Твоих/ пути моя направи, молюся.

Имя Господне присно возносящи и Единаго Христа, и Сего распята, ведущи, ум твой Светом Божественным просвещала еси и сердце умилением услаждала еси.

Песнословим тя, мати Марфо, болезни бо и скорби иноческаго жития в терпении и кротости мужески претерпела еси.

Собеседница добрая и послушница смиренная преподобнаго Серафима сущи, мати Марфо, изрядно во обители потрудилася еси и, в молчании непрестанно пребывающи, в тайне откровения того о обители Дивеевстей сохранила еси.

Богородичен: Радуйся, Дево, яко благословением Твоим осени Дивеево сила Вышняго; радуйся, яко обитель Твоя многия инокини воспита. Радуйся, яко просия зде множество преподобных, молящихся о спасении душ наших.

Ирмос: Очисти мя, Спасе,/ многа бо беззакония моя,/ и из глубины зол возведи, молюся,/ к Тебе бо возопих, и услыши мя,/ Боже, спасения моего.

Труды постническими и непрестанною молитвою дух твой укрепляла еси, подвигу преподобныя Александры подражающи.

Безплотную во плоти видеша тя сестры твоя, во отрочестве паче стариц духовно просиявшую.

Многоразличныя подвиги во обители Дивеевстей совершивши, яко златая голубица, сими от земли воспарила еси во Обители Небесныя, идеже помяни и нас, тя восхваляющих.

Богородичен: Радуйся, Владычице, яко на наследие Твое присно призираеши; радуйся, яко благодати и милости Твоея нас сподобляеши. Радуйся, благословение Сына Твоего на нас низводящая.

Кондак, глас 8:

Кротостию и смирением украсившися/ и любве Божественныя исполнившися,/ радость Небесную стяжала еси,/ отроковице юная и мати наша Марфо,/ и, в ангельский образ от преподобнаго Серафима облекшися,/ с мудрыми девами в Чертог Небесный вселилася еси,/ идеже молишися о спасении душ наших.

Силы Небесныя радостно сретоша душу твою, преподобная мати Марфо, в преселении твоем во Обители Небесныя, идеже ныне почиваеши, Пресвятую Троицу прославляющи. Темже, велие дерзновение ко Господу имущи, не забуди нас, земных чад твоих, и молися о спасении душ наших.

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/ попраша пламень дерзновенно,/ и на росу огнь преложиша, вопиюще:/ благословен еси, Господи Боже во веки.

Дивно долготерпение твое бысть, мати Марфо, велия бо скорби и болезни, яко дар Божий, восприяла еси. Укрепи и нас молитвами твоими, в малодушии изнемогающих, скорби житейския в терпении понести и живота вечнаго достигнути.

В полунощи бодренно пребывающи и в безсонии целонощно бдящи, молитву Иисусову непрестанно творила еси, преподобная, темже и мудрым девам уподобилася еси.

Преподобнаго Серафима верная послушница бывши, Марфо досточудная, любовь евангельскую в сердце твоем стяжала еси и Небесному Жениху уневестилася еси.

Богородичен: Радуйся, благих даров рабом Твоим Всещедрая Подательнице; радуйся, во брани, в болезнех и трудех их премилосердая Утешительнице. Радуйся, надеждо и спасение душ наших.

Ирмос: Седмерицею пещь/ халдейский мучитель/ Богочестивым неистовно разжже,/ силою же лучшею спасены сия видев,/ Творцу и Избавителю вопияше:/ отроцы, благословите,/ священницы, воспойте,/ людие, превозносите во вся веки.

Всем сердцем Бога возлюбивши, мати преподобная, служение Марфы и Марии соединяла еси: яко Марфа, в послушании пребывши, и, яко Мария, выну при ногу Иисусову приседящи.

Плакаше преподобный Серафим, кончину блаженныя Марфы духом предуведевый, дондеже узре душу ея во Царствии Небеснем воспевающую: благословите Господа во веки.

Царица Небесе и земли по отшествии твоем, мати Марфо, прият тя в лик дев святых, ты бо усердием благим повеления Сына Ея добре сотворила еси. Ныне же, в радости Небесней пребывающи, непрестанно Того песнословиши.

Богородичен: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, Предстательнице и непостыдное упование в будущем. Радуйся, прилог всякаго зла от удела Твоего земнаго отражающая.

Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/ и земли удивишася концы,/ яко Бог явися человеком плотски/ и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./ Тем Тя, Богородицу,/ Ангелов и человек чиноначалия величают.

Преподобная мати наша Марфо, Царицы Небесныя истинная послушнице, ты, начала тьмы века сего пособием Ея победивши, плоть умертвивши и дух ожививши, благодати Божественное действо прияла еси. Не престай молящися за ны ко Господу, помиловатися душам нашим.

Стезею тесною шествовавши, тьмочисленная коварства вражия победила еси и Подвигоположнику спасения нашего угодила еси. От Негоже венец славы приемши, молися о нас, да возможем Господу последовати и победители греха явитися.

Рака мощей твоих честных, мати наша Марфо, благоухает паче иных аромат, сердца верных услаждающи, и источает благодать исцелений в молитве к ним прибегающим.

Богородичен: Песни благодарственныя приносим Ти, Мати Божия, яко спасаеши нас присно от всяких бед и скорбей и любовию врачуеши немощи наша.

Радуйся, славная обителе Дивеевская, молитвенницу имущи в тебе просиявшую, преподобную Марфу, молящуюся прилежно, о еже избавитися нам от бед и скорбей и помиловатися душам нашим.

Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:

Радуйся, обители Дивеевския начальнице,/ преподобная мати наша Марфо!/ Яко небо светлыми звездами украшено,/ житие твое многими подвиги исполнися,/ ты бо, в юных летех духовною крепостию утвердившися,/ ангельски на земли пожила еси./ Помози и нам неленостно во спасение трудитися/ и Единому Богу послужити,/ Егоже моли даровати душам нашим мир и велию милость.

Радуйся, преподобная мати наша Марфо,/ безмолвия и целомудрия усердная хранительнице!/ Ты, от юности Христа возлюбивши,/ Тому единому всем сердцем послужила еси/ и любовь евангельскую в сердце твоем стяжала еси./ Испроси нам, притекающим к раце мощей твоих:/ печалей утоление и болезней исцеление,/ чистоту помыслов и послушания совершеннаго,/ и душам нашим мир и велию милость.

Радуйся, преподобная мати наша Марфо,/ Царицы Небесныя верная служительнице!/ Ты, повеления Сына Ея добре исполняющи,/ кончину блаженную в юных летех прияла еси/ и лику святых дев сочеталася еси./ Ныне, в радости Небесней пребывающи,/ молися о нас Христу Богу и Пречистей Его Матери/ даровати душам нашим мир и велию милость.

Приидите, вернии людие,/ во святую обитель Дивеевскую,/ яже земный жребий Божия Матере нарицается,/ ублажим избранницу Пресвятыя Богородицы,/ преподобную Марфу достославную,/ угодницу Божию и теплую молитвенницу/ и, припадающе к ея многоцелебным мощем, сице рцем:/ молися ко Господу, всечестная мати наша,/ даровати нам мир и велию милость.

На Литургии служба преподобным женам и праздника.

О, богомудрая мати наша Марфо! Ты, в простоте сердца поживши, кротостию Небесною и чистотою просияла еси и благоплодная послушница преподобнаго Серафима явилася еси. Буди нам, мати всечестная, ходатаица непрестанная о спасении душ наших, да молитвами твоими в страсе Божии утвердимся и горняя мудрствуем, а не земная. Помози нам, изнемогающим, укрепитися в любви и единомыслии и верным Христу пребыти, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Житие

Преподобная Марфа (в девичестве Дарья), известная на Москве юродивая Христа ради, жила в XVI–XVII веках. Она стала схимонахиней Иоанно-Предтеченского монастыря на Кулишках. Ее глубоко почитала семья царя Михаила Федоровича Романова и особенно многочадная царица Евдокия, ибо еще при жизни юродивая стяжала благодать молиться за беременных жен и о помощи им при родах. По кончине блаженной Марфы Московской 1 марта 1638 года она была погребена в соборе и почиталась как местночтимая святая. Два столетия спустя были прославлены остававшиеся под спудом мощи святой в связи с чудотворениями при ее гробнице. После закрытия Иоанновского монастыря советскими властями в 1926 году мощи преподобной Марфы были перезахоронены на Ваганьковском кладбище, на участке, который до сих пор неизвестен. В возрожденном ныне Иоанновском монастыре усердно почитается память блаженной угодницы Божией Марфы. В 2004 году восстановлена гробница на месте бывшего ее погребения с подлинной мраморной плитой на ней.

Литература:Н. Киселев. «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *