Резьба по дереву символика Макоши
Нередко бoгиня Мaкoшь вырезалась как изображение на различных предметах домашнего быта. Ее изображениями украшались прялки, деревянные блюда. Совмещенный в символике богине солнечный и земной символ украшал ставни, наличники и изразцы.
Резные изделия с изображающими Макошь символами присутствовали на ряду с Велесом в утвари для домашнего скота. Изображенный репейник часто покрывал долбленые ковши для молока, меда. Поскольку это растение наряду с ивой и крапивой входило в число любимых растений богини, его наносили на эти предметы.
Параскева Пятница – христианский образ Макоши
Пятница — продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши.
Позднее культ Пятницы соединился с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных славян
и сохранил некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии.
У восточных славян Пятница — персонифицированное представление нечётного дня недели,
следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна.
Пятница иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля,
т.е., 14 октября
нового стиля — дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем.
В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть.
В случае нарушения запретов она может покарать болезнями глаз и другими бедами.
Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси.
Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую
Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху.
День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей;
Пьняниха или Льяниха – прядущая лён, так же относится к образу Макоши.
Параскева, в переводе с греческого, означает – “пятница”.
Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами,
увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине,
перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную “рокировку”.
Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши.
Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств,
начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини,
различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях.
К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы – Freitag.
Христианская Параскева Пятница, которая так схожа с Макошью и носит её черты, лишь только на словах остаётся христианской святой.
Например, даже сейчас часовни, иконы и различные статуи, которые посвящены этой святой, ставят вблизи рек и водоёмов,
что делали и наши предки относительно идолов Макоши.
Параскеву также называют покровительницей женщин или «бабьей святой», «бабьей заступницей»,
что ещё раз доказывает, что именно в нашей культуре образ той изначальной Параскевы практически полностью изменился.
От той самой Параскевы из Турции (города Конья) ничего не осталось, а на деле, народ просто стал называть Макошь другим именем,
дабы не прогневать довлеющую длань карающей церкви.
Если в начале прошлого тысячелетия, христианские деятели ещё пытались как-то бороться с традициями,
которые загадочным образом перенеслись с Макоши на Параскеву – пятничные обряды, моление о дожде и так далее,
то впоследствии церковь с этим как будто смирилась, и до сих пор христиане, даже такие,
которые с большим негативом относятся к язычеству, почитают не настоящую святую Параскеву, а богиню Макошь, которую переименовали в Параскеву.
Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом.
Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием.
Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство.
В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь,
о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде.
Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине.
Ещё одним интересным сопоставлением “старой” и “новой” богини стали представления о том,
что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов,
что также является отголоском древних языческих мифов и преданий.
В первое время после христианизации, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны,
люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши),
лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее.
Для того, чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев,
в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года.
Из всех этих и многих других свидетельств мы можем понять, что люди, принимая новую религию,
ни за что не хотели расставаться со своими Богами.
Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли.
К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых:
- церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году;
- церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.;
- церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее.
Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница.
Само же имя “Мокошь” после христианизации не забылось, а перешло на домашнего божка
(как и в случае с Родом, который после крещения Руси
из всемогущего создателя превратился в домового).
Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками.
Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить.
Как предположительно выглядело поклонение богине?
Слaвянcкaя бoгиня Мaкoшь была женским кумиром, которому отправлялись требы замужними и пожилыми женщинами. Принести дань богине мог любой желающий, таким образом заручаясь ее поддержкой. Но сами обряды чествования и прославления выполнялись исключительно женской частью общины.
Мудрая бoгиня Мaкoшь восхвалялась песенными ритуальными стихами. Перед ее изваянием произносились определенные слова, возлагались собранные полевые травы и дары собранного урожая. В отличии от Лады празднества и отправления не имели танцевальных элементов. Присутствовали так называемые «затяжные хоры». Действие выглядело как перепевки на несколько голосов, каждый из которых выводит одну и ту же строчку.
Иноземные аналоги Макоши
Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию.
Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу.
Как известно, на Руси Луна всегда считалась “звездой” женщин и покровительствовала женщинам.
Таким образом, Макошь – богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин,
покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях – богиня судьбы.
Славянская богиня Макошь покровительница ткачества
Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь относится к самым почитаемым женским божествам наших предков. Она изначально изображалась как взрослая женщина, вошедшая в полную жизненную силу. Как покровительница ремесла бoгиня Мaкoшь предположительно благоволила к ткачеству. Однако работы русского исследователя-историка А. С. Никитина доказывают, что ей приписывались более широкие полномочия.
Мокошь и ее дочери как богини судьбы
По-другому судьба и несудьба, удача и неудача.
Одно из основополагающих философских противопоставлений в славянском мировоззрении.
Наравне с правдой — кривдой, правым — левым, близким — далеким.
В сознании древних славян это были две сестрицы, девы судьбы, — небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека.
Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную.
Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая.
Чем ведала богиня
Достоверно нельзя сказать, какую роль отводили наши предки богине. В летописных источниках не оговаривается, как появилась бoгиня Мaкoшь. Ее образ неразрывно связан с Матерью – Сырой Землей.
Б. А. Рыбаков по собранным свидетельствам составил примерный список входящих в область влияния богини аспектов. Согласно обобщенным сведеньям она покровительствовала повитухам. Ей поклонялись женщины вошедшие в брак, родившие детей. Пожилые женщины вовремя работы с пряжей пели песни с именем богини. Этот обряд до сих пор пользуется популярностью в Рязанской и Брянской областях.
Другие языческие образы Макоши
Мать сыра земля — самый важный персонаж в славянской мифологии с праславянских времен.
Язычники обожествляли природу, поэтому им необходимо было персонифицировать самые главные жизненные силы
и они представляли Мать сыру землю человекоподобным существом.
Ее внешность должна была напоминать человеческую:
волосами были травы, кустарники, цветы, деревья;
скелетом и костями — скалы; жилами — корни; воды рек — кровью.
Дидилия – богиня женщин
Золотая Баба — одна из самых древних славянских богинь.
Ее культ со временем сильно менялся, но сущность ее почитания сохранялась во многих вариантах,
поскольку ее сфера находится в основе всей жизни человечества.
Это богиня тишины и покоя, домашнего благополучия, покровительница повитух, повивальных бабок,
помогающих женщинам разрешиться от бремени, а также и всех женщин — созидательниц, тружениц, хранительниц счастья.
Ее изображала статуя в виде красивой, сильной женщины.
Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Статуя стояла в храме.
Почтение к богине было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы.
Ей кланялись в землю и тем надеялись ее умилостивить.
Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры.
Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха,
ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.
Мокошь – мать-сыра-земля, богиня урожая и судьбы
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Мокошь — богиня, мать всего живого, подательница земного изобилия,
одно из древнейших божеств славянского пантеона.
Первоначально, по мнению многих исследователей, она собой олицетворяла стихию земли — Мать сыру землю.
Впоследствии Мокошь приобрела многочисленные и разнообразные функции, прежде всего — богини судьбы.
Можно сравнить часть ее имени со славянским словом «кош», что означает «судьба», «жребий».
Находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу.
Древний, известный многим народам символ человеческой судьбы — нить, которую прядет божественная пряха.
У славян такой богиней-пряхой была Мокошь.
В более поздние времена она стала восприниматься как покровительница и помощница всех женщин-прях.
Считалось, что о ее присутствии говорит жужжание веретена.
Она представлялась длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе.
В жертву Мокоши приносили снопы льна и вышитые полотенца.
Мокошь почиталась также как богиня урожая.
По мнению исследователей, часто встречающаяся в народных вышивках стилизованная женская фигура с руками,
оберегающим жестом обращенными к земле, — это и есть изображение Мокоши.
Мокошь — единственное женское божество, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами
Перуна, Велеса и других божеств.
О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области:
“Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец.
Иное: спят — веретено урчит.
Говорят — Мокуша пряла.
Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет”.
Разделы страницы о богине судьбы славянского пантеона и хозяйке Пятницы:
- Славянская богиня земли Макошь
- Иноземные аналоги Макоши
- Символы и животные Макоши
- Мокошь и ее дочери как богини судьбы
- Дни в честь Макоши
- Другие языческие образы МАкоши
- Параскева Пятница – христианский образ Макоши
- Сетевые ресурсы о Макоши и Рожаницах
Мифологические сюжеты
о богине судьбы и богине Земли идут, вероятно, не только
с индоевропейских неолитических,
но и с ностратических позднепалеолитических времён.
Макошь в народном фольклоре
Активно упоминается в народном фольклоре бoгиня Мaкoшь как заступница семьи, покровительница травничества и знахарства. Днем поклонения богине считалась пятница. Если женщина желала найти скорого замужества, она обязательно проводила бытовые обряды с целью обратить внимание Мокоши на свою просьбу.
В число подобных ритуалов входило:
- посыпание маком порога;
- оставленное за порогом блюдце с молоком;
- подвязывание четырех столбов изгороди венком из ивы, репейника и крапивы;
- обмывание теплой водой самой плодовитой коровы.
В устно-песенном фольклоре эти действия нашли отражения в поговорках и заговорах:
- В пятницу уберусь ― замуж соберусь.
- Пятничная опара, к понедельнику свадебная запара.
- Теплою водою телочку омою. Как полно вымя молоком, так и счастьем полон дом.
- Двор вымятаюць чыста, сватоў зазываюць да пятніцы. (белорусская поговорка)
По поверьям cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь несла в себе магию земли, что способствовало ворожбе и различным ритуальным действиям в ее честь. Основным символом в подобных действиях была свеча. Воск для ее изготовления собирался в маю. При этом свечу изгтовляла сама просительница или ведунья.
Символы и животные Макоши
Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь.
Металлом Макоши является серебро.
Животным – кошка.
При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам.
Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами.
Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка – Ма-кош.
Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия.
Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках.
Кумир или идол предпочтитали делать из женских пород дерева, например, из осины.
Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть.
Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы).
Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак,
то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая.
Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет – Лунница,
который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями,
как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.
Мокуша в народном орнаменте
Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке, где Макошь представлена довольно подробно.
Здесь она всегда изображается центральной фигурой.
Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде – весна и начало лета);
богиня с опущенными руками – покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли – лето и осень).
Часто в вышивке её сопровождают две фигуры.
Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях:
некогда владычицы мироздания – небесные лосихи или Рожаницы –
Лада и Леля.
Спутницы Макоши
В наставлениях против язычества средневековые писари очень часто ставили Макошь
рядом с берегинями и вилами.
Макошь считается их наставительницей, их главной богиней.
Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям.
Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.
Славянская богиня земли Макошь
Макошь (Макошь, Мокошь, Мокоша, Мокуша) – славянская богиня.
Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян.
Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир.
То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище,
говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков.
Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.
Этимология теонимов Мокуша/Макошь
Само имя “Мокошь” или “Макошь” связывают с несколькими версиями происхождения.
Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова “мокнуть”,
и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем.
Другие исследователи – В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили,
что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как “прядение”.
По мнению известного исследователя Бориса Рыбакова, имя Макошь происходит от словосочетания “ма”- мать и “кош” – жребий.
Такое словосочетание можно перевести как – Мать судьбы.
В древности “кош” также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов
и отсюда можно сделать вывод, что Макошь – мать урожая.
Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье,
чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.
Мокошь – покровительница женщин, их ремёсел и богиня судьбы
Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов.
Образ богини находят и на известном Збручском идоле.
Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.
Чем чествовали богиню?
В народном обрядовом цикле бoгиня Мaкoшь относится к божествам плодородия и домашнего быта. Исследования жертвенных камней Брянского и Ижевского капищ показало, что ей несли в дар:
- мед;
- семена масленичных культур;
- молочные продукты;
- хлеб, пшеничное зерно;
- ягоды.
Химический анализ найденных жертвенных сосудов показал, что на стенках имеются остатки перетертых в кашицу растительных элементов. Подробный разбор подтвердил наличие ядовитых грибов и лекарственных растений. Эти находки подтверждают причастность богини к знахарскому делу.
Вышивка
Из собранных этнографами данных становится ясно, что бoгиня Мaкoшь покровительствовала декоративным ремеслам и прядению. В вышивке ей посвящается сразу несколько символов:
- берегиня с поднятыми руками и возложенными на поясницу;
- перекрещенный ромб с точками в каждом поле;
- цветущее дерево;
- бегущий конь;
- берегиня с двумя голубями;
- павычи (павлины);
- птицы;
- круг с вписанным крестом или ромбом.
Благодаря своему графическому отражению cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь закрепилась в народном творчестве. Ее образ не смогло вытеснить христианизация. Упоминания о женщинах приносящих требы Макоши встречаются в церковных книгах вплоть до конца 18 века.
Загадочный образ Макоши
Cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь и ее место в пантеоне окутано загадочным ореолом. Культ женского божества изучали историки этнографы А. С. Никитин, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и М. Н. Тихомиров. Собранные ими данные доказывают, что бoгиня Мaкoшь относится к древним этническим культам от 5-8 века до н.э. Однако, нельзя точно сказать где и когда впервые сформировалось имя богини. Кто был первым носителем ее мудрости, так же трудно установить. Достоверность существования Макоши в пантеоне славян подтверждают народный фольклор и множественные археологические находки.
Сетевые ресурсы о Макоши и Рожаницах
Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) – 10 мая.
Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши,
который по традиции отмечается 8 января.
Праздники, связанные с древними верованиями в Макошь, после христианизации были перенесены на
христианскую святую,
но имеют прямое отношение к языческим праздникам: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).
От древних славян к современности
Даже после христианизации cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь не покинула помыслов славян. Она нашла отображение в Параскеве Пятнице. Перевод с греческого имени «Параскева» как раз означает «пятница». Отсылку к древней богине в имени христианской святой дают ее другие прозвища:
- Льняница;
- Прядильница, Пряха;
- бабья святая;
- мать святой Недели.
Описываемые праздники в день святой неразрывно связаны с водоемами, возложением трав на алтари и всяческим прославлением брака. Пятничное празднование для славянских народностей было важнее воскресного. Что вызывало напряженное отношение к самому процессу восхваления Параскевы со стороны священнослужителей. Однако избавиться от традиционного восприятия торжества они так и не смогли.
Песенное творчество
Славилась cлaвянcкaя бoгиня Мaкoшь любовью к народным гуляньям. Ведь вовремя праздников плодородия пары сходились в брачном союзе. Целый ряд песен и приговок взывали к милости богини.
Откликалась бoгиня Мaкoшь на искренние просьбы замужества, рождения ребенка или плодородия полю. Широко распространены были словоформы:
Макошь матушка, покрой подолом. Приведи милого в мой дом. Поведи нас, аки лебедей по пруду. Чтобы жизнь была словно чаша в меду.
Ты Макошь, Макошь! Пригож твой взор, мил лик. Поле широкое покрой цветом синим к лету, а алым к осени.
Дай-дай, гуси-лебеди над крыльцом кружиться. Дай-дай, белым пухом стелют двор. Как по тому двору пойду к милому в руки, да через них в мужний дом.
Макошь заступница постели землю рожью, двор белым пером.