Славянский праздник Просинец
Одним из самых популярных зимних славянских праздников является 21 января – Просинец. Стоит отметить, что Просинец – это древнеславянское название всем известного в современности месяца январь.
Зимний период на Руси это время веселых праздников и народных обрядов. Особенно много гуляний приходилось на месяц январь, когда наступала пора зазывать молодое солнышко и просить его разгораться ярче.
После празднования Просинця холода начинают отступать, а Ярило-Солнце принимается греть землю с каждым днем все больше и больше. До наших дошла легенда, существовавшая у предков насчет праздника, они верили, что в этот день Бог Крышень остановил смерти простых людей от холода, подарив им огонь – все это, по мнению наших предков, происходила в тяжелое и страшное время Великого Оледенения. Именно поэтому во время празднования Просинця, древние славяне особенно почитали, прославляли и поклонялись этому богу, так как он послал не только огонь, но и волшебную Сурью.
В этот день в наших церквях и на наших капищах принято вспоминать, как в былые времена Бог Крышень принес людям пламя, без которого они замерзали и умирали от лютых морозов в самые страшные времена Великого Оледенения. Именно тогда Крышень начал проливать на землю из Сварги Небесной волшебную Сурью. Люди грелись, черпали свои силы от Сурьи и возносили славу своим Богам. Сурья – это медовый напиток, который бродил на Солнце и на целительных травах.
На Просинец небесный медовый напиток, пролитый Крышенем, присутствует во всех водных источниках. Каждая капля воды наполняется живительной и целебной силой. Поэтому так полезно в этот праздник пить воду из природных источников, умывать лицо и руки, погружаться целиком. Данный ритуал наделяет человека здоровьем, а припасенная на Просинец водица помогает спастись от любых хворей и недугов до следующей зимы.
Просинец (Январь)
Месяц русского народного календаря
Русское название месяца Просинец происходит от слова просинь, означающего синее просветление – которое можно наблюдать в это время года, когда среди серых облаков появляются полосы небесной синевы. На Русском Севере, понятие «просинети» напрямую связано и с активизацией (символическим «возрождением») Солнца.
Латинское название этого месяца Январём, связано с представлением древнеримского язычества, где покровителем этого месяца является бог Янус. Этот древнейший из римских богов, блюститель мирового порядка, всех входов и выходов, покровитель общественных союзов и всех деловых начал, при обращении к богам почитался прежде других. Жрец бога Януса являлся главным лицом духовенства в Древнем Риме и возглавлял всех древнеримских жрецов.
В русском язычестве богом этого времени является Хорс, который схож с Янусом – прежде всего в покровительстве времени. В православии, культом аналогичным Хорсу является не только Василий (Властелин, Царствующий), но и сам Христос, кои также почитаемы в это время года. На этот месяц приходятся празднования Авсеня Великого, 12 старцев и Водокреса. Главным же аспектом этого месяца является Новое Время, то есть начало нового Солнечного цикла для Земной Природы. Поэтому, в Просинеце надлежит планировать дела на весь год и не терять время понапрасну, дабы весь год «быть на коне» (символе Хорса).
Особая же значимость небесной просини заключается отнюдь не в красоте этого явления, а в том, что в народной традиции принято загадывать желание – на просинь. Загаданное на просинь желание может исполниться в течение года (если такое допустимо). По всей видимости, даже сами слова просить и просьба происходят от этого обычая – обращения к просини. Естественно, просьба должна быть обращена к Хорсу, но не только по причине покровительства месяцу Просинецу, а в силу отзывчивости и доброжелательности к Роду людскому со стороны этого Бога.
Священный День – Авсень Великий
Новый Год
Зачастую, в ряде религиозных течений к празднованию Нового Года относятся не однозначно, либо по причине несоответствия воззрениям, либо, ссылаясь на то, что это современное изобретение (мнение которое и является тем самым современным изобретением). Общепринятое (1 января) время празднования Нового Года бытует в Европе – как минимум третье тысячелетие, и поэтому в Русской Народной Традиции отмечается названием скифского времени и носит звание Авсень Великий – одной их цветовой палитры синего (как и сам месяц просинец – январь), будучи характерной чертой Верховного (Небесного – поэтому и Синего) Бога. Поэтому празднование Нового Года 1 просинеца отнюдь не новшество, а Традиция нескольких тысячелетий.
2 просинеца
Сакральный День – 12 старцев
Вещий Праздник 12 старцев, также известен под названием Воловий Праздник (в быту скотоводов), имеет различные виды и формы (в зависимости от рода деятельности) проведения этого дня – которые схожи по целому ряду параметров. Первым общим для всех параметром является наличие 12 старцев или как вариант – колядовщиков (символизирующих весь год), либо иных, вплоть до символических вариантов представления 12 месяцев. Вторым характерным параметром дня 12 старцев являются действа направленные на избавление от болезней и наделение здоровьем – на весь год.
В современном быту, когда в одной семье можно встретить людей совершенно разных профессий (исключающих тем самым корректность названия этого Праздника – Воловьим) и воззрений, суть этого дня остаётся неизменной и заключается в наведении порядка – дома и (если есть такая возможность) на рабочем месте. Наведение порядка, отчасти связано и с новогодними гуляниями, но сакральной основой дня 12 старцев является именно само время – 2 просинеца, ибо как гласит народная традиция «чистота – залог здоровья», а в этот день – ещё и на весь год.
Вечер этого дня, также как и ворожная ночь (непосредственно на Новый Год) – является прекрасным временем для новогодних гаданий (Колядований), особенно для тех, у кого не получилось заняться ими в новогоднюю ночь.
6 просинеца
Сакральный День – Водокрес
Вещий Праздник Водокрес является сакральным событием – завершающим Красные Святки. Название Праздника Водокрес (Крес* Воды) – буквально означает Оживление Воды. В этот день можно наблюдать – как колышется вода в проруби и колодце (что, по всей видимости, связано с активностью Земного Поля). По христианскому представлению это явление связано с тем, что в ночь с 5 на 6 января в воде купается сам Иисус Христос (что, является гораздо большей загадкой для науки – учитывая тот факт, что второго пришествия ещё не было). В русском язычестве значение этого Праздника заключается в пробуждении богини Лады (Божественного Духа Воды, возбужденного столь же божественным – Земным Полем).
В обрядовой части Водокреса надлежит отметить особую значимость Чура (магической черты, на грани которой принято ставить Капища) – линии, которая чертится на снегу, либо льду (в случае купания) в полном молчании. Во время обряда, сакральным является переход за эту черту – которая служит выходом из Красных Святок и входом в Новое Время. Именно в этот день завершается празднование Нового Года, и можно проводить последние Колядования (новогодние гадания).
Желающие искупаться в этот день должны помнить, что купание в Крёсной Воде может служить Оберегом не только здоровью, но и болезням. Поэтому, не следует купаться тем – чьё здоровье оставляет желать лучшего, ибо Крёсная Вода способна «закалить» и сами болезни. Лучшее из применений Крёсной Воды – является применение таковой в качестве оберега во время обрядовых действ. А также Водокрес – это единственный день в году, когда можно стирать родильную рубаху (рубаху-оберег, подаренную на рождение ребёнка). Поэтому, этот день прекрасно подходит для стирки любого белья.
Благодаря Празднику Водокрес в настоящее время бытует обычай ставить свечи на торт именинника – аналогично тому, как устанавливается свеча, символизирующая рождение Нового Года – на Сочельник (обрядовую лепёшку на Водокрес и второе название этого Праздника).
Крес*
В ряде случаев интерпретации Русской Народной Традиции, полагается, что слово Крес (Крёс) связано с Огнём, что является типичным заблуждением в силу неверного толкования этого понятия со стороны «профессиональных историков» и прочих самозваных «волхвов». Чаще всего это заблуждение связано с переосмыслением понятия кресало – полагая, что этот синоним огнива передаёт и аналогичное значение самого слова, в то время как это слово связано с понятием явления (появления) искры. Другим примером явления искры или блеска может служить крёстное (или крестное) знамение по определению означает явление света от звезды (а не креста). В виде креста (отнюдь не всегда) может быть только сам блеск звезды. Также дело обстоит и с понятием Крёстный (в обиходе Крёсный, всегда через букву ё) – звание «Оживляющего» во время Крёса (языческого обряда, послужившего примером для христианского обряда крещения). Равно как и сам христианский крест – даже являясь распятием, служит символом именно Воскрешения. Слово Крес является и корнем понятия крестьянин – обозначая тем самым отнюдь не крещёного (которым вполне может быть и крестьянин), а именно живущего или просто живого человека. Есть такая народная поговорка, которая гласит: «Не бывать на кресу», что означает – не оправиться, не властвовать, не исполнить воли своей (т.е. не выжить, не жить).
Слово Крес (как и воскрешение с Христом) связано не только с Огнём (который воскресает при каждом новом явлении искры), но и с Водой (особенно на Водокрес), ибо даже христианское крещение производится посредством Воды. Поэтому в христианских воззрениях Воскрешение свойственно не только Христу (Воскресшему) но и Воде – на Водокрещи (которые естественно взяты из язычества, от русского Крёса Воды). Языческий же Обряд Крёс, осуществляется как через Воду, так и через, Воздух, Землю и конечно же Огонь (который – безусловно, доминирует в Русском Язычестве над всеми Стихиями, но не является синонимом слова Крес).
Грудень (Ноябрь)
Русское название месяца Грудень происходит от понятия груда – относящейся к характерной особенности, для этого времени, загрубевшей земли. Независимо от дневной температуры воздуха, ночи груденя всегда холодны, что в свою очередь способствует огрублению земли.
Латинское название этого месяца Ноябрём происходит от порядкового номера novem (девять). Покровительницей этого месяца была древнеримская богиня домашнего очага и священного огня Веста. Весту представляли как саму Землю, внутри которой и горит священный огонь. Именно благодаря Весте появился обычай зажигать свечи на Новый Год, так как именно в это время тушили и зажигали вновь в Её храмах неугасимый огонь – что символизировало начало Нового Времени.
В русском язычестве аналогом древнеримской Весты является богиня Макошь (Мокос), возле новгородского капища которой также точно горел неугасимый огонь, даже когда после языческой реформы (980 – 988 годов) Владимира Крестителя, на Её месте оказался Перун. Популярность этой богини на Руси говорит само за себя, так как Владимиру пришлось включить Макошь даже в свой реформаторский пантеон. Также точно и с принятием христианства, Макошь осталась в народной традиции с воплощением Параскевы Пятницы. Богине Макоши посвящается и главный праздник месяца Груденя – Чернотроп.
Праздник под названием Чернотроп имеет особое значение в русской народной традиции, так как «чёрная тропа» на снегу это последнее тепло погружающейся в зимний сон Земли. Естественно, также как и Покров, Чернотроп справляется по факту (то есть при наличии чёрной тропы на снегу), и естественно, вопреки чаяниям различных сатанистов и прочей погани (выдающей себя за язычников), не имеет никакого отношения к богине Смерти, а посвящается сугубо богине Судьбы – Макоши. Вторым, не менее значимым, но уже по солнечному календарю (т.е. с точной датировкой), на 26 число месяца Груденя приходится Празднование хранителя скота (т.е. блага) и повелителя воинов – Ярилы Холодного. Также как и на Чернотроп – Огонь Земной от Макоши, почитается священным – Огонь Небесный от Ярилы.
Просинец – середина Зимы, отмечают водосвятием. Славят Небесную Сваргу – Сонм всех Богов. «Про-сиять» – означает возрождение Солнца. Иудохристианский “православный” праздник Крещение (погружения в воду) — это содранный аналог Ведического праздникаПросинец – это середина Зимы – считается, что Холод начинает спадать и возвращается по велению богов в Земли славян Солнечное тепло.
В этот день вспоминают, да почитают Бога Крышеня – в ведических православных храмах вспоминают, как в древности Бог Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения (было время, когда Явь окунулась в величайшее оледенение — холода Марены захватывали всё большую территорию, а люди же утратили дар богов — огонь).
Потом Бог Крышень пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью ( Сурья или сурица — это согревающий медовый напиток. По факту это на солнце забродивший медовый отвар трав. По сути — великий и вкусный напиток богов. Рецептов очень много, и по этому поводу разгораются жесточайшие дебаты знатоков древности, но принцип вежде одинаков — это мёд+отвар трав+солнце+добрые духи).Принято считать, что в этот день Сурья проливается из Сварги и делает все воды целебными, поэтому верующие купаются в освященных водах.
Сурья — мед, на травах бродивший!Сурья — также и Солнце Красное!Сурья — Вед понимание ясное!Сурья — след Всевышнего Вышня!Сурья — истина бога Крышня!
В этот день принято купаться в холодной воде, закатывать пиры, обязательно употреблять молочные продукты во славу небесной коровы Земун. Это праздник славы Небесной Сварги — мира всех Богов. Излитая на Землю Сурья в этот день делает все воды целебными, потому верующие купаются в освященных водах. В летнем (годовом) круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке. В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
О Крышене как-то регулярно забывают, а между тем он достоин упоминания как, воистину, Герой. Он даже на свет появился и то не случайно, а с особой великой миссией — дать людям животворящее тепло и великие знания.
Водосвятие – Водокрес
Языческое Ведическое водосвятие 19-20 января в день рождения Богини воды и рек Даны – женского начала Всесвета, но это по новому стилю, а истиный славянский Водокрес 6 января – “Турицы зимние” – в этот день искра Небесного огня (Креса) из Сварожьей кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами и Велес благословляет в этот день все воды.
Обряд Водокреса (6 января)
Водокрес – ТУРИЦЫ ЗИМНИЕ – Святодень, завершающий Святки. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. В сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Бог Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов(в пору двоеверия на Руси 6 января иудохристиане отмечали “Крещение Господне” /иначе называемое “Богоявлением”/, вспоминая о «крещении» Иешуа-га Машияха или Исуса /Иисуса/ в водах реки Иордан в Палестине – отсюда в пору двоеверия пошло семитское название «иорданей» — прорубей, в которых иудохристиане купались на т.н. “богоявление” Примечание: Древнерусское слово крес означает «огонь», поэтому крещением первоначально называлось посвящение огнём. С водою же были связаны различные очистительные обряды
В этот период Солнце ближе всего к Земле и начинает яриться, наполняться молодой силой, чтобы стать после Великодня на весеннее Равноденствие – Ярилой. При этом оно влияет на всю воду — Дану, наполняя её божественной силой. Поэтому Водосвятие еще называют — Яр-Дана.В этот день на Родноверческих Капищах, а также на берегах водоёмов, у специально прорубленных во льду прорубях, около колодцев и священных незамерзающих в зиму источников совершают обряд Водосвятия. Раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу.
После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в обрядовой окруте (обряжавшиеся в личины выходцев из Нави) на Коляду и во время Велесовых Святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых.По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить их стороной.
Уголья от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии.Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова:
Велес и Макошь со мной,Несут чару с водой;Если пожару быть —Станут пожар тушить:Не гори — раз!Не гори — два!Не гори — три!
Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор:
Духи Предков стоят —Дом от пожара хранят!Слово моё крепко да лепко! Гой!
Славься, Могучий Велес!Славься, Мудрый наш Боже!Прими жертву да услышь нас, призывающих Тя!
Есть в Окиян-море белый остров Буян,Стоит на том острове сырой раскидистый Дуб —Всем дубам-деревам отец.Он пророс всю Мать Сыру-Землю корнями,А всю Златую Сваргу объял ветвями.Лежит под тем Дубом бел-горюч камень Алатырь —Всем камням отец — Сердце Мира.Бьют из-подтого камня Алатыря два ключа:Ключ воды Живой да ключ воды Мёртвой —Доля Живы Светлой и доля Мары Тёмной.
Ты приди кнам, Могучий Велес,Ты привстань на резвые ноги,Ты открой Своиясные очи!Яви Силу Свою Тримогутную да Мудрость Велию,Напои нас водою ЖивоюДа не замай нас водою Мёртвою!
Так, кладуя слово своё крепкоеПод бел-горюч камень Алатырь,Замыкаю его ключами золотыми,Бросаю те ключи в Окиян-море бездонное.Как никто их вовек не найдёт,Бел-горюч камень никак не изгложет,Так никто слова сего николиже не превозможет!
Да будет так! Истинно, так.От Кола до Кола!Велесу —слава! Гой!
Заговор на зачин обряда
От семи седмиц,От Небесных КриницСойди, Благость Божия,На наше требище,На свято Капище!Здесь Огонь горит,Здесь слава гремит,Здесь треба восходит,Здесь Сила водит,Круг хороводит,Горе возводит —От Земли РоднойДо Сварги Златой!Богам Родным — Вовек слава! Гой!
Заговор на огонь
Выходил Сварог на широкий двор — слава!Звал Сварог сына Своего — слава!Ты приди, приди ко Мне, сын Мой — слава!Ты приди ко Мне, Сварожич Честной — слава!Ты приди ко Мне, Огонь Удалой — слава!Как на тот зов выходил Сварожич Честной — слава!Сварожич Честной, Огонь Удалой — слава!Восходил Сварожич на дубову Краду — слава!Возносил Отцу Сварогу великую славу! Гой!
21 января отмечается Просинец – Середина Зимы – считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу.Название праздника “Просинец” происходит от “про-сиять”, что означает возрождение солнца.Вспоминали в Просинец в ведических храмах о том, как Крышень когда-то в древности дал людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения, огонь.В тот же день Крышень пролил на Землю из небесной Сварги волшебную Сурью. Славяне верили, что излитая на землю Сурья делает все воды целебными, поэтому обязательно купались в освященных водах.Сурья — мед, на травах бродивший!Сурья — также и Солнце Красное!Сурья — Вед понимание ясное!Сурья — след Всевышнего Вышня!Сурья — истина бога Крышня!
В Просинец происходило водосвятие. День этот соостветствует в годовом круге Перуновых праздненств еще и победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке. Поэтому в грандиозных пирах, которые славяне устраивали в Просинец, непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты. Также в этот праздник было принято купаться в холодной речной воде. До сих пор считается, что именно в Просинец холод начинает спадать и Солнечное тепло по велению богов возвращается в Земли славян.
Просинец отмечают водосвятием. Славят Небесную Сваргу – Сонм всех Богов. «Про-сиять» – означает возрождение Солнца. Иудохристианский “православный” праздник Крещение (погружения в воду) — это содранный аналог Ведического праздникаПросинец – это середина Зимы – считается, что Холод начинает спадать и возвращается по велению богов в Земли славян Солнечное тепло.
Языческое водосвятие 19-20 января в день рождения Богини воды и рек Даны – женского начала Всесвета, но это по новому стилю, а истиный славянский Водокрес 6 января – “Турицы зимние” – в этот день искра Небесного огня (Креса) из Сварожьей кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами и Велес благословляет в этот день все воды.
Как назывались месяцы в древности и откуда взялись современные названия
Разбираемся, почему у праславян было 13 месяцев, когда наступал просинец и в честь кого назван февраль.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Чем календарь праславян отличался от современного
«Январь», «февраль», «март» и все остальные сегодняшние названия месяцев — слова нерусского происхождения. У праславян был свой календарь, а в праславянском языке — свои наименования. Позже они попали в русский, чешский, болгарский и другие славянские языки и использовались до того, как им на смену пришли заимствованные аналоги. А где‑то используются до сих пор, например чешские březen, červen, listopad; польские sierpień, listopad, grudzień; белорусские «лістапад», «чэрвень», «ліпень»; украинские «березень», «травень», «грудень».
Одни учёные соотносят каждое славянское наименование с определённым месяцем юлианского календаря. Другие , что границы месяцев двух календарей не совпадали. Вероятно, начало праславянского месяца приблизительно соответствовало середине юлианского, а конец — середине следующего юлианского. Это объясняет, почему одно и то же древнее название относилось к смежным современным месяцам.
Вообще, праславяне называли месяцем отрезок времени от новолуния до новолуния. А это примерно 29 с половиной дней, то есть в лунном году получается где‑то 355 дней. Очевидно, что с течением времени расхождение между астрономическим и календарным вариантами становилось всё больше. Поэтому периодически в праславянском летоисчислении появлялся 13‑й месяц. Похоже на то, как мы сейчас раз в четыре года добавляем 29 февраля.
Есть разные версии о том, как праславяне присоединяли этот дополнительный месяц. Одни , что это делалось каждые три года в конце года, — что определённой регулярности не было. Существовали некоторые «опоры» — дни солнцестояния, дни равноденствия, жатва. Если было очевидно, что календарное и фактическое время не совпадают, то перед этими «опорами» добавляли ещё месяц.
Вероятно, именно поэтому у некоторых праславянских месяцев по два названия: одно использовалось всегда, а второе — когда за постоянным месяцем добавлялся «временный». Важно понимать, что это касается лишь самых древних названий. Позднее в славянских языках возникло множество альтернативных обозначений для месяцев, но это связано уже совсем с другими причинами.
Какие названия месяцев использовали в древности
В русском языке для каждого месяца найдётся несколько устаревших вариантов наименования. Среди них есть самые древние, которые произошли от слов, существовавших ещё в праславянскую эпоху. Мы рассказываем именно о них.
Про́синец
Исторически здесь «про» — это приставка, «син» — корень, а «ец» — суффикс. И название это с глаголом «сиять», то есть первоначальный его смысл — «время прибавления солнечного света».
К той же основе и современное прилагательное «синий». Поэтому ещё один вариант исходного значения — «месяц, когда небо покрыто синими тучами». Или серыми, потому что оба прилагательных от одной основы.
Время, которое называли словом «просинец», совпадало с январём. Некоторые учёные считают, что это примерно последняя треть декабря и первая половина января. Поэтому в некоторых текстах, словарях и диалектах просинец — это январь, а в некоторых — декабрь.
Се́чень
Учёные , что так назвали период, который наиболее подходил для рубки леса при подсечном земледелии. Объяснение, связанное с морозом, который «сечёт», считается народной этимологией.
Сечень в древнем календаре — это вторая половина января и первая половина февраля.
Су́хый
Наступала весна, таял снег, и высыхала земля — именно такой смысл отражён в старом названии первого весеннего месяца. Однако кое‑где на территориях наших предков снег таял уже в феврале, так что «сухый» относилось также и к последнему месяцу зимы.
Бе́резень
Появление листьев — одна из самых ярких черт весны. Берёза зеленела в числе первых деревьев, поэтому и название одному из месяцев. Есть и ещё варианты: «березовик» и «березозол».
Это время соотносилось со второй половиной марта и первой половиной апреля.
Тра́вень и цве́тень
Здесь этимология тоже предельно проста: весна набирает силу — появляются трава и цветы.
Оба названия соответствуют примерно одному периоду: второй половине апреля и первой половине мая. Однако некоторые учёные соотносят цветень с апрелем, а травень — с маем.
Изо́к
Этому времени соответствуют вторая половина мая и первая четверть июня.
Че́рвень и ли́пень
В начале лета черви и насекомые начинают активно размножаться, поэтому, чтобы не потерять урожай, их нужно уничтожать. Важность этого занятия в названии поры.
Также есть предположение о связи с прилагательным «червонный» («красный»). Сравните, например, с выражением «лето красное». Но эту версию считают вторичной, возникшей уже после переосмысления имеющегося слова. А «липень» так называется из‑за цветения лип.
Это время соответствует большей части июня и началу июля. Некоторые учёные соотносят червень с июнем, а липень — с июлем.
Се́рпень
Название «серпень» слову «серп». Так наши предки обозначали пору жатвы, когда собирали урожай.
Этому времени соответствуют вторая половина июля и первая половина августа. Однако некоторые учёные полагают, что серпень — это только август.
Рю́ен и ве́ресень
«Рюен» (есть также варианты «рюень» и «рюин») этимологически с глаголом «реветь». В эту пору происходит течка у оленей, которая сопровождается рёвом. Также есть версия о родстве rujen и «жёлтый» («жёлтый месяц», «золотая осень»), но её .
Происхождение слова «вересень» с цветением вереска.
Оба названия соответствуют второй половине августа и первой половине сентября. Однако некоторые учёные вересень с сентябрём, а рюень — с октябрём.
Листопа́д
Название образовано от слов «лист» и «падать». Этому времени в древнерусском календаре соответствуют вторая половина сентября и первые две трети октября. У праславян листопадом назывались последняя декада октября и первые две трети ноября. Некоторые учёные соотносят листопад только с ноябрём.
Гру́день
Это наименование от слова «груда». С наступлением холодов земля замерзает комьями, отсюда и название поры.
Этому времени в древнерусском исчислении месяцев соответствуют последняя треть октября и первые две трети ноября, а в праславянском — последняя декада ноября и первые две трети декабря. Поэтому иногда учёные соотносят грудень с декабрём.
Студёный
Это название указывает на погоду и восходит к существительному «студъ» — «холод». Кстати, у слова «стыд» та же : значение «срам, позор» развилось как переносное из семантики «холод» и со временем стало основным.
Студёный — это конец ноября и первые две трети декабря.
Как появились современные названия месяцев
У них латинское происхождение. Они появились в Древнем Риме, а затем попали в Византию. С принятием христианства календарные наименования из греческого пришли в старославянский, а уже оттуда — в древнерусский.
Это название от греческого genouarios, поэтому до XIX века также употреблялась и форма «генварь». А греческое слово восходит к латинскому, которое связано с именем древнеримского бога Януса, считавшегося творцом мира.
Февраль
Латинское februarius от глагола februare — «совершать очистительные обряды, очищать». У древних римлян февраль был последним месяцем года, когда в праздник Фебрууса, этрусского бога подземного царства, проводилось культовое очищение от грехов.
Март
Martius буквально «месяц Марса» — древнеримского бога войны.
Апрель
Это современное название к латинскому aprilis, скорее всего родственному apricus — «согреваемый солнцем». В Риме апрель довольно тёплый месяц, потому такое наименование вполне понятно.
Май
Латинское Majus как «месяц Майи». Это персонаж греческой и римской мифологии, одна из семи сестёр‑плеяд. Она отождествлялась с римской богиней плодородия, а в этом месяце проводили земледельческие праздники.
Июнь
Латинское iunius «месяц Юноны». Это одна из главных древнеримских богинь, жена Юпитера, покровительница Рима, а также брака и семейной жизни. Июнь считался удачным, чтобы сыграть свадьбу.
Июль
Считается, что Марк Антоний римский месяц квинтилий в июль в честь Гая Юлия Цезаря. Есть также версия, что название ещё при жизни Цезаря. Так или иначе, римское наименование месяца через греческий и старославянский попало в русский язык.
Август
Это название связано с латинским augustus. Месяц назван в честь Октавиана Августа, основателя Римской империи и, соответственно, первого римского императора.
Сентябрь — декабрь
Остальные современные названия месяцев восходят к числительным. Римский календарь начинался с марта. Сентябрь был седьмым, что и отразилось в наименовании: латинское septem — это «семь». Соответственно, octo — это «восемь», novem — «девять», а decem — «десять».
Просинец – это праздник начала возрождения Солнца и Жизни, который 21 января отмечается сакральным днём – Водосвятием (ВодоКрес), он же – «День Крышня» (Крышение).
В этот же день возносятся славы всему сонму наших Богов, собравшихся в небесной Сварге. Название «Просинец» образовалось от слова «просиять», что относится к светлому Яриле Солнцу. Люди призывают Ярилу просиять, воссиять, возродиться после тяжелой и холодной зимы. Люди просят вернуть на свои земли тепло и радость, счастье и достаток. Холода начинают отступать, и Солнце-Ярило начинает подниматься все выше и выше.
В этот день принято вспоминать, как в стародавние времена Бог Крышень принес людям огонь, без которого они замерзали и погибали от лютых холодов в страшные времена Великого Оледенения.
Во время явления Крышеня в мире людей стал проявляться Чернобог – он разрешил своей жене Морене окутать всю землю льдом и снегом. Люди из-за этого потеряли божественный дар – священный огонь, который согревал, дарил тепло и даже силу жизни всему живому. Потепление настало, когда Крышень прилетел с неба на белом коне и сразился с Чернобогом у берегов Ледовитого океана, а затем победил его.
Боги возрадовались такой победе и захотели отпраздновать это событие волшебным напитком долголетия – сурьей (сурицей), медово-травно-зерновым напитком, настоянным на Солнце. Сам же Крышень захотел принести такой напиток людям. Поэтому на вещей птице Гамаюн отправился он к Вышеню, набрал там чудесной сурьи (сомы – по индийской традиции, хаомы – по иранской) и спустил ее на землю как дар людям от богов. И никто не посмел ему воспротивиться.
Кроме того, Сурья – это ни что иное, как согревающее нас Красное Солнце. Сурья, пролитая в этот день на землю, наполняет все водные источники целительной силой. Поэтому все люди в этот день стараются искупаться в этих волшебных водах. А глоток воды обретает в это время могучую целительную силу, не сравнимую ни с какими людскими снадобьями и отварами.
На Просинец к столам обязательно подаются любые молочные продукты и чистое молоко во славу небесной коровы Земун. Кроме того, этот день знаменит победой Бога Перуна над ужасным зверем Скипером, а также купанием сестер Перуна, Лели, Марены и Живы, в Ирийской молочной реке.
Крышение переродились в современное крещение. Основа праздника «крес» означающая священный огонь, спасший людей от холодной смерти, заменен на «крест».
Просинец начинается 21 января, поэтому ночью с 20 на 21 и в течение дня можно проводить множество очищающих и целительных ритуалов.
Самый простой из них. Ночью перед наступлением праздника в небольшую миску нужно налить чистую воду, на дно опустить любой предмет, сделанный из серебра.
В интернете предлагается читать какие-то заговоры над водой, я же предпочитаю читать любимые мантры. После заговора вода оставляется до наступления рассвета. С наступлением рассвета нужно принять ванну или душ. При завершении водных процедур нужно умыться подготовленной с ночи водой.
Так же можно приготовить саму Сурью, или начать заготовку любых целительных настоев в этот день.