Мифические болотные существа и список болотных монстров

Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды. В этом посте попробуем познакомиться с некоторыми из них.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Хозяином вод в славянской мифологии всегда считался Водяной. Он обитает на дне, командует водными жителями, в том числе и русалками, а также пасет косяки рыб. Водяного можно встретить в омутах или под водяной мельницей. В старину вообще считали, что мельники имеют связь с водяными и, соответственно, со всей нечистой силой.

Водяной по своей сущности не агрессивный дух, но затащить к себе в царство зазевавшегося человека может. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. В некоторых случаях он может обернуться кем угодно – либо рыбой невероятных размеров, либо человеком. Когда Водяной злится, он может разрушить запруды, в таких случаях приносят в жертву животное, дабы смягчить его гнев.

Жены Водяного – Водянихи, Водяницы. Они любят озорничать – рвать сети, портить мельничные жернова.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками.

Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом (см. ниже), ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Нечистая сила, обычно живущая на обочинах дорог, там же справляющая свои свадьбы (пыльные омуты). Голова у него с кулачок, нос длинный и вертлявый – словом, похож на кукиш. «Хмельные шиши» мучают пьяниц, допившихся до белой горячки.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Русалка – человекоподобное существо, обычно женского пола, обитающее в водоемах. Также её называют купавкой, водяницей, шутихой. Русалка похожа на людей, с очень длинными волосами и иногда с рыбьим хвостом вместо ног. По ночам русалки любят выходить из воды, располагаться на камнях или на траве и расчёсывать свои волосы.

Женщин русалки недолюбливают, а молодых парней русалки завлекают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков или разными способами заманить пловца на глубину. Чтобы уберечься от чар русалок, нужно избегать их взгляда и смотреть в землю.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Их часто путают с русалками. Берегинями славяне называли воздушных дев, которые оберегали людей от злых духов и прочей нечисти. Отсюда и название. Берегинями могли стать умершие до свадьбы невесты. Считалось, что они обладали легким нравом, привлекательной внешностью и отличались дивными голосами. Они любили водить хороводы по берегам водоемов, обычно это случалось ранним летом.

Славяне верили, что берегини привязаны к жилищу человека и что они защищают жителей дома. Также им приписывали умение предсказывать будущее. Кроме того, берегини нередко спасали маленьких детей, оставленных без присмотра возле водоема. Также славяне выделяли берегинь-водниц – духов воды, которые отвечали за сохранность бродов – т.е. мест, где можно было перейти водоем вброд. В былинах сохранились рассказы о том, как берегини указывали измученным путникам брод.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Лесной дух-оборотень. Внешний вид Лешего очень похож на человеческий, но его легко вычислить по перепутанной обуви. Часто у Лешего нет правого уха, волосы обычно с пробором налево, а зелёные глаза горят, словно угли. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. В лесу он хозяин, и все подчиняется его правилам. Леший предпочитает жить в ельниках, очень любит громко петь и ходит по лесам с очень большой

скоростью. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак (имеется ввиду собака, у которой над обычными глазами белые «брови»). И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной.

Лешие не имеют цели причинить человеку какой-то вред, они скорее шутят, просто шутки их получаются злые и грубые – то заведут человека в топь, то туман в глаза напустят. Впрочем, от морока человеку легко избавиться – достаточно поменять местами обувь на правой и левой ногах, или одеть вывернутую на изнанку одежду.

Однако в день на Ерофея-мученика (17 октября) в лес ходить не стоит – лешие бесятся, и ничто их не берет, тогда они могут причинить настоящий вред и даже погубить человека. В деревнях бытует мнение, что Лешие неравнодушны к женскому полу. А пастухи в стародавние времена старались заключить с ними договор о том, чтобы скот оставался в целости и

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, воинственная хранительница рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Дух человека, жившего без совести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т.д. Душа таких людей после смерти не могла попасть в Рай и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции, вызываемые этими проделками у живых людей, служили пищей таким духам. Со временем Бесы превращались в злых духов, приспешников Сатаны, антиподами Ангелов-Хранителей. Они невелики по размерам, но способны на всё – от невинных шалостей в личине обычных духов, до убийств уже на службе в Дьявола.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный. От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания. Постоянное место обитания чёрта – пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Однако чёрт может появиться в любом месте. Живут черти в лесах, на болотах, в заброшенных домах и

церквях, на перекрёстках, могут вселяться в человека. Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змею, чаще – в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого – соседа, мужа и т. п.). Основное назначение чёрта – искушать человека, толкать его на дурные поступки,

склонять к лени, жадности, злобе и прочим порокам и грехам. Они часто насылают морок, провоцируют на преступление, самоубийство, пытаются заполучить душу человека. Искуситель нашёптывает свои козни человеку в левое ухо, а ангел-хранитель наставляет на путь истинный, шепча в правое ухо.

В брак черти в основном вступают с ведьмами. Когда чёрт с ведьмой венчаются, устраивают они игрища, пляски и шабаши, во время которых на перекрёстках дорог возникают пыльные вихри. По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже – в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром.

Но не так страшен чёрт, как его малюют. Универсальное средство борьбы с чёртом – святая вода и крестное знамение.

Упырь (Вовкулак, Оборотень)

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Славянский оборотень, дух умершего ведьмака, бродящий по ночам волком или летающий пугачем и высасывающий кровь у людей и скотины. Чтобы угомонить их, разрывают могилу и пробивают труп осиновым колом.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

В русской мифологии род Нежити, один из немногочисленных подвидов нечистой силы, что творит свои чёрные дела не ночью, а средь бела дня. Увидеть его непросто, движется он очень быстро, так что заметить его можно лишь по мельканию огненно-рыжей шерсти. Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Если Полевик

разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар.

Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом – поле от пожара.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Полудница относится к полевым Берегиням. Рождаются и умирают Полудницы вместе с полем, к которому относятся. Полудница, совместно с Полевиком, настигает тех, кто работает в поле в жаркий полдень (по народному обычаю в полдень следовало отдыхать) и наказывает их солнечным ударом. Оставленного в поле без присмотра ребёнка похищает или же может заменить своим собственным. Обычно на глаза не попадается, но если вдруг и встретишься с Полудницей, то она может начать загадывать загадки, если не разгадаешь – может защекотать до полусмерти.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Русский дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы. Он помогает исподтишка людям во время сенокоса и считается дитям Полевого и Полудницы. Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Луговик бывает очень сердитым, когда люди покос прозевают: гонит траву в буйный рост и так заплетёт ее, что ни срезать, ни разорвать, а то и сушит траву на корню.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Птица, представляемая полуженщиной – полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой. Кроме крыльев, у существа есть также руки. Птица имеет сладкий голос, и когда она поет, то сама себя не ощущает. Услышавший ее чудесное пение человек забывает всё на свете. Зимой Гамаюн летит на море и откладывает там яйца, высиживая их в течении семи дней. В течении этого времени на море царит полный штиль.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то уже ничто не утаится от его взоров. Вий одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами. Вий считался одним из главных служителей Чернобога. Его полагали судьей над мертвыми. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести – не наказаны. Славяне полагали, что место казни беззаконников внутри земли. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Его почитали насылателем ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста совесть.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Вредный дух в облике маленькой женщины, голова у которой с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора домашняя живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а также проказничает по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу). Считается женой домового. Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Но иногда на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет. Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до крещения. Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.

Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.

Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Один из многочисленных славянских домашних духов, он любит жировать – то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо – его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам – человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо – он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Мертвяки – духи человека, который умер неестественной или преждевременной смертью. К ним обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм.

Еще про Тора:  КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Предвестница несчастья. Внешне это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будущее. Исчезает также внезапно, как и появляется. Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, приколачивали к порогу подкову.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Злой дух, символизирующий внезапную смерть в молодом возрасте, смерть от холода или мороза. Чаще всего изображается седобородым стариком с суровым выражением лица и леденящим взглядом. По некоторым данным, Карачун является праобразом Деда Мороза.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

В славянской мифологии – дети кикиморы болотной или умершие младенцы, проклятые своими родителями, некрещеные или просто мертворожденные младенцы. Они продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных младенцев закапывали в подполье или близ избы).

Игош – существо вообще непонятное – безрукий, безногий, невидимый дух. Если он живет в доме, то по части пустого озорства сто очков вперед даст и шишигам и кикиморам . Его боялись и уважали, и потому порой за столом отводили особенное место и выделяли отдельную тарелку с пищей и ложку.

Сведенья об Игоше немногочисленны. Безрукость и безногость Игоши в поверьях, возможно, свидетельствует о его “неполноценности”, (он существо, едва оформившееся, едва явившееся на свет).

В некоторых славянских странах Игоши – новорожденные дети, утопленные своими горе-матерями (Покрытками) в болоте или ополонке (лунке) подо льдом или оставленные в лесу. Такие существа живут там, где их оставили. На болоте они попадают под заботу болотной кикиморы и превращаются в её детей. В водоёмах это Анчутки. В лесах живут Потерчата. Людям обычно показываются в виде блуждаючх бродячих огоньков и странных прачуще-умоляющих голосов, просящих забрать их домой и увлекающих в такие болотные топи, с которых человек уже не возвращается.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Зимой бегает он по полям и улицам и стучит посохом: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы. Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. Зима — его супруга, Морозы — верные слуги. С ноября по март Дед Мороз такой мощи набирается, что даже солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит поверхность озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

С другой стороны, Мороза люди побаивались и всячески старались задобрить (особенно по праздникам), выставляя на улицу «на мороз» всяческие яства.

Между прочим, цикл зимних праздников, который сейчас ассоциируется с библейскими легендами и персонажами, изначально, задолго до крещения Руси, был создан именно для того, чтобы задобрить зимнего духа, чтобы тот «отпустил Морозы». Люди гуляли и веселились, всячески показывая, что они не боятся зимней стужи. Считалось, что после этого «Мороз угомонится».

В славянской мифологии ещё много всяких персонажей, забавных и не очень, добрых и злых, дружелюбных и кровожадных. Народная фантазия порой не знает границ, и одного поста, чтобы описать всю нечисть, живущую в наших домах, лесах, полях и головах явно недостаточно.

В этом посте я познакомил вас с самыми яркими существами народной мифологии славян. Надеюсь, вы не зря потратили своё время. Всем удачи, приятного вечера и хорошего настроения.

P.S.: Информация взята с просторов Интернета

Затем огненный змей проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся, ложится с нею в кровать, угощает пряниками. Ну и дальше по сценарию.

Охуеть как просто, оказывается нужны были пряники

Селянская классификация нежити несколько отличалась от общепринятой магической, включая всего три вида: «вупыр», «вомпэр» и «щось такэ зубасто». Ольга Громыко.

Ну вообще классно конечно) но есть парочка но.

Вы сначала сказали что будет массовка, я уж приготовилась читать о всякой мелкой малоизвестной массовой нечисти а тут всё как обычно. Стандартный набор.

Дети убитые собственными матерями скорее станут криксами или там теперь уже заезжеными игошами. Разной мелкой злобной нежитью мстящими духами, но это не всегда. Много факторов должно совпасть для становления иным существом.

Полуденницы не имеют отношения к русалкам это овеществление тяжёлого времени для работы в поле. Это в первую очередь дух а русалки материальная нежить.

О а ещё мавку можно со спины узнать, там всегда торчат кости, и дыра прогнившая, поэтому если вас около воды манит девушка проверьте её спину)))

Про речных русалок читал очень старые сказки – и там они были очень даже злыми тварями. Безумно красивые, они заманивали молодых людей и мужчин к себе в воду, где “щекотали и утаскивали на дно”, утопленник впоследствии тоже становился какой-то там тварью.

Ага, боггарт это бабайка, так и запишем

Сирин и Алконост.

С детства жуть вызывают эти персонажи.

Интересно было бы узнать источники сего, ибо фантазёры -новоязычники заполонили своими помоями, а реально известные данные – откопать сложно

Как-то несправедливо выходит. Почему погибших насильственной смертью приравнивали к самоубийцам?

Да интересно, просто пока пробежался по нему. И в тему

Я русАЛКО ))

Есть рыбы, которые сидят на деревьях

Ива – дерево для рыб

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Ух, я как раз начал ведьмака читать, и дошел до момента, где он принял бруксу за русалку, а потом как захуячился с ней, когда та показала свой облик!!

2 года назад

НЕ Лихорадка, а Лихоманка!

Со многими персонажами знаком их песен “король и шут”

Источники в студию, пожалуйста. Пока больше похоже на то, что вы разносите по сети выдумки родноверов, которые имеют такую же степень достоверности, как мифология Вестероса.

Про огненного змея есть ещё поверье, что это черт и он приходит к вдовам, горюющим по своим мужьям. И если он будет ходить достаточно долго, то в конце концов убьёт женщину. Мне про мою прабабушку рассказывали. Когда мой прадедушка умер, она очень по нему горевала, убивалась прям. Ей в деревне говорили, что так нельзя. И вот однажды он к ней пришёл. Она его в дом завела, угощала, детям своим показывала, что наконец, их папа пришёл. Бабушка говорила, что ничего не видела, а её мама на это очень злилась. Бабушка наверно подумала, что у прабабушки крышняк рванул. Так было несколько ночей. В конце концов в деревне про это узнали, пришли прабабушку уму-разуму учить. В итоге убедили, дом святой водой окропили, молитвы читали. В ту ночь прабабушка с детьми ночевала у родственников. Говорят, шум такой стоял у их дома. Утром пришли: окна побиты, в доме кавардак, дверь выбита. Но больше никто не приходил. А про прабабушку ещё долго в деревне судачили, мол, Маруся с чертом жила. Хотя это не помешало ей потом второй раз замуж выйти.

Древнерусская мифология – возможно. Средневековая мифология – да. Но славянская – ой, сомневаюсь.

ещё изображение избушки на куриных лапках тот ещё треш. на самом деле курьи ножки ни что инное как дым. кур-дым. отсюда и слово курить.

Спасибо за пост. Очень познавательно) люблю пофантазировать о реальных прототипах мифических существ, ведьмы – старые озлобленные одинокие женщины, лешие – какие-то люди живущие изолированно в лесах, упыри – маньяки-канибалы какие-нибудь т.д. Помню читала книгу про западноевропейские мифы о том, как фейри подменяли новорожденных и недавно родившая женщина постепенно начинала понимать, что младенец какой-то не такой, что его лицо стало уродливым, поведение изменилось и пр. Очень похоже на проявление послеродовой депрессии.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Отличный пост! Теперь осталось прояснить, а что там у Вилы выше копыт? Фурри возможен? А исторические факты были?

Интересная фраза про “западного вампира”. Собственно “вампир” это адаптированная форма слова “упырь”. И вампиры появились на западе благодаря Просперу Мериме и Брэму Стокеру (XIX век)

Постараюсь ответить на наиболее частые вопросы:

Всех мифических существ славян указать невозможно, как и подробно их расписать. Это развлекательный ресурс для общественного досуга, а не для узкоспециализированных специалистов. Моя задача просветить вкратце, в общих чертах. Заинтересовать. Кому интересно, могут поискать дальше (что в основном и происходит). Я сужу по себе: я часто не знаю какого то факта в истории, но мне достаточно о нём узнать и я иду и ищу подробности, или просто говорю “хм, интересно” и читаю дальше.

Да, я иногда ошибаюсь, как в орфографии, пунктуации, так и в понимании источников, но в целом, передача исходного материала верна. Я спокойно отношусь к вежливой конструктивной критике (и всегда принимаю и учитываю в будущем. Готов на диалог), но без “не читал, но осуждаю”, “всё хуйня”, “афтар, ты пиздишь!” и т.д.

И главное. Предки русских, украинцев, белорусов, поляков и пр. проживающих на территории Российской, Австрийской Империй были славянами. И даже сейчас русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, сербы, хорваты и пр. это тоже славяне! Этнографы, которые собирали сказания по деревням и написали об этом труды, сделали важное дело, они рассказали нам о верованиях славян! Потому что мифология славян вообще не обязательно чистая кристальная исконняя дохристианская языческая! То что было 200-300-400 лет назад, это тоже мифология славян!

Мифологические существа могут кардинально отличаться по своим характеристикам даже в соседних деревнях, не говоря уже о таких расстояниях как Новгород, Киев, Польша, Хорватия и т.д., так что спорить об этом можно бесконечно и бессмысленно. Общие понятия, это общие понятия, особенно на такой зыбкой теме. Конечно, можно всегда написать, что “а моя бабка говорила, что мавки и русалки это одно и то же!” а другой скажет противоположное.

Богов я не брал специально, потому что о них достоверно точно ничего не известно, кроме обрывков упоминаний.

Так вот, христианство не могло так просто взять и уничтожить язычество, и они со временем слились. А потом углублялось в сторону христианства, так как священники учат по единому шаблону (да, я знаю о сектах и пр., я в целом, а не в частности, про Библию как канон, и да, я знаю, что Библия где то состояла из большего или меньшего количества материала), а язычники постоянно меняют свой образ мышления. Священнослужители веками учили людей христианству, и со временем боги стали святыми (точнее приобрели какие то черты), анчутки – бесами и т.д. и т.п. Переплетение это происходило веками! И от разных мест и священников получалась разная вариация веры. Так как искоренить верования которые были у людей многие века просто так нельзя.

Опять таки, это очень скользкая тема (вариативность, многочисленные исследования и спекуляции типа Велесовой Книги), у вас уже, наверняка масса вопросов типа “а вот в этом слове я не согласен, я читал/слышал иное”, или “а я считаю так”. Дискутировать можно вечность. Ну что ж, постараюсь ответить, куда деваться=) Но я не всегда сижу на сайте и жду вопросов.

Какая то смесь этнографии и сказок русских. К славянам это все очень мало относиться. Если вы адепт Семёновой, то ее тоже наука не воспринимает как адекватный источник.

Прибожка не забываем, да

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Извините, что то не очень поняла про русалок. Вначале:

(утопленицы, но не самоубийцы).

Русалки являются примером “заложного покойника”, т.е. умерших насильственной смертью, самоубийц

Это объединение нескольких источников? Или самоубийцами они не являлись, но символизировать их это не мешало(типа такое упрощение в народе)?

Спасибо за картинку с Радагастом 🙂

В Ведьмаке Сапковский тоже давал определения разным тварям.

Мне кажется, мы так и не дошли? Ариэль по этой классификации кто? Сирена? Ундина? Раскройте, пжлст!

Это прекрасно :-)Спасибо автору.

рыбаков язычество древних славян

Бля, хуясебе про банника вспомнил из детства)))

Так интересно изложен материал!Можно было ещё про Чура написать и про священного крылатого пса Симаргл)

Не совсем разобрался насчет пряников. Ими дух женщин уже в постели угощал, или все же до. Крошки, знаете ли.

Про куриного бога поподробнее пожалуйста, что за камень?

Еще про Тора:  Триксель купить и Амулет Триксель

У меня вопрос из зрительного зала.

Зачем вештице вселяться в человека или животное, если она и так имеет тело старухи?

И куда она девает это тело, если вселяется в другое?

Так, любопытствую. Обзор понравился.

Искажение изображения в глазах ведьмака признак, характеризующий любых ведьм, независимо от пола. Кроме того, в их глазах может полностью отсутствовать отражение. Ещё одной чертой ведьм/ведьмаков является стремление отвести взгляд, никому не показывать глаза. В целом, в зависимости от региона черты могут разниться. Иногда в их глазах видят огонь, но эта черта является отличительной для многих представителей “чужого” мира. В общем, славянская мифология весьма увлекательна.

Есть еще один дух или кто-то типа – сумочник,  живет в сумках и нихера не дает найти нужную вещь с первого раза 🙂

Автор, а где про полудницу и игошу?) Фанаты ведьмака требуют. Это тоже часть славянской мифологии. Ещё, из недавнего, они в книге “Вьюрки” упоминаются.

А сами чьих будете? Откуда такое знание предмета?

Как будто бестиарий Ведьмака прочитал, хехех

Отличный слог и подача информации. Спасибо. Только вот совсем не к месту постоянные отступы в стиле Петросяна. Не надо так.

Кстати есть мнение, что упырь мог прийти в славянскую мифологию либо из финно-угорской, либо из тюркской мифологии.

Сербская песня, Вила са Кошара, теперь все ясно

Надо понимать, что образы передавались устно и любая попытка их изображения ведет к искажению передаваемого смысла, поскольку привязывает его к изобразительным средствам материализма.

Кого там только нет.

ТС ну упомянул Погодников например. Велетов.

Я чёт не поняла, а Ариэль-то кто?

Интересно об этом пишет Александр Кондратьев “На берегах Ярыни.”

А этот банник тот ещё фетишист

Интересно, а если русалки – это утонувшие молодые девушки, то кем становятся утонувшие мужчины и замужние женщины? Упырями?

А этот, который Чубайс – он взаправдашний или тоже новодел?

Оказывается, в пантеоне славянских богов это третьеразрядное мифологическое существо, мелкий домовой пакостник, который изображался в виде рыжей крысы с человеческим лицом.

Чубась – (чубысь по-украински, чубайс по-литовски – бесенок рыжий ) в низшей мифологии великороссов и латгальцев маленький зловредный домовой дух.

Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы “с лицом вроде человеческого”. Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном (“все в амбарах поберет, из сусеков заметет”) и животными (“что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку – гони в буераки, курку и козлищу – ко мне в логовище”), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать . “Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою”.

Чубась сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может “цельную волость запустошить”.

Известен цикл сказок о победе странствующего героя над Чубасём; Герой (кузнец, солдат или “человек прохожий” без указания рода занятий) попадает в дом (в село), где бесчинствует Чубась:

“Мифологический словарь” под ред. Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова

Прямо Dominions вспоминается с его Rus/Vanarus/Bogarus.

все верно написал – Алконост без рук пить не сможет нормально, ну и плюс за картинку с Пендальфом)

Как обернуться в оборотня?

А где Лада и Лель?

Мне вот тоже от алконост что-то грустно становится, особенно если много буха смотреть

Что большая часть- сплошные злыдни)

упыри только христианскую кровь пили или языческой тоже не брезговали?

А есть книга на эту тему? Купил книжку “Волшебные существа севера” и такую же по славянской мифологии приобрел бы.

А песиголовцы это кто или что?

Ещё немного занудства. Вия в славянской мифологии не существовало. Хотя сейчас интернет пестрит ложной информацией о нём. Однако это персонаж, созданный Николаем Васильевичем. Вий имеет фольклорную природу происхождения, но вот его источник до сих пор не известен. Фольклорных персонажей, наделенных подобными свойствами не так уж и много. Самый известный, пожалуй, св. Касьян. Не стоит вводить в заблуждение читателей. Да и искать материал стоит дальше Википедии.

Пост обалденный! Пишите ещё!

Вещица (вештица звучит ) в болгарии – ведьма, соседок старых так обзывают

Мавки (Навки) прости, Таня, я не о тебе

Принято!А говорящая у неё фамилия. Не зря раньше людям давали красноречивые прозвища, которые впоследствии стали фамилиями. ))

Какое ещё нахрен крещение на Руси времен упоминаемой мифологии?

Прекрасная информация, благодарю вас.

Ведическая вера была более богата и более свободна, нежели монотеизм. Славяне обладали обширными космологическими знаниями, которые похоронили тёмные.

кстати,  выражении “Вилами по воде писано” имеется в виду не сельхоз инструмент, а вот эти вот мифические существа

Про симуранов забыл, бро.

Довольно забавно фольклор славянский, но “Мавками становятся малолетние дети, умершие без КРЕЩЕНИЯ или задушенные матерями”.

Это как скандинавский фольклор извращался под влиянием христианства и если до него тролли были духами земли и не обязательно злыми, то после стали аналогами нечести/демонов.

Автор пишет “родная славянская мифология”,лол все мусульмане,ускоглазые,евреи,цыгане и прочие: “Да да”

Из за христианской бредни потеряли свою славянскую самобытность и “богов” своих предков.

Насчёт водяного очень спорно. Он далеко не всегда имеет антропоморфный облик с животными чертами. Он может являться и в облике рабы с человеческими / бычьими глазами. Известны и другие обличия.

Ничего глупее в жизни не читал. По сравнению с написанным, Фоменко с Носовским просто величайшие историки .

Интересно, каким источником пользовался Автор?Несёт околесицу.

Зачем вы плюсуете это? Это же бред. Откуда крещение то? Фантазии чьи-то

Хорошая книга “Чужая сила”, там целая серия детективов в стиле городского фэнтези про всех вышеперечисленных персонажей.

Идея этого списка родилась после просмотра фильма “Фантастические твари и где они обитают” – там можно было наблюдать огромное количество волшебных животных. Жанр фэнтэзи вообще изобилует разного рода существами различной степени опасности, как для людей, так и друг для друга. Оставалось выбрать критерий, по которому будет производиться отбор. И этот критерий был незамедлительно (и не без ценной подсказки) выбран – это “пушистость”, а именно наличие меха. Зверь может бегать по равнинам, лазить по деревьям или вообще плавать под водой – но он должен быть покрыт мехом в той или иной степени. Мы углубимся в мифологию разных стран и народов в поисках мохнатых созданий.

Итак, это ТОП-10 волшебных пушистых существ.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Безусловно, самый обеспеченный фантастический зверь. Нюхлер или нюхль (niffler) обитает только в Великобритании книг Джоан Роулинг. Он похож на крота с длинным носом-хоботком, а по версии фильма Йейтса – на австралийскую ехидну. Обладает густой чёрной шерстью. Очень любит похищать и коллекционировать ценные предметы. Интересен тот факт, что в цикле книг о Гарри Поттере нюхлеры фигурируют, но так как в фильмах они до недавнего времени не показывались, то были абсолютно непопулярны (как впрочем и незаслуженно забытый полтергейст Пивз).

Нюхлер – воистину волшебный зверь, так как у него на животе есть “сумка”, в которую он складывает похищенные ценности, причём сумка “больше внутри, чем снаружи”, что означает то, что спрятать он в неё может очень много, чем и активно пользуется. Но у сумки всё же есть определённые пределы, чего не скажешь о жадности этого пройдохи.

Ближайшим сумчатым “родственником” нюхлера может являться крупный хищный сумчатый зверь банийип из австралийской мифологии, который любит слоняться по побережьям, грустить и поедать любопытных аборигенов.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

При всём при том, что в кельтской мифологии есть волшебные существа (Ши) всех видов, форм и расцветок, легенды о волшебных чёрных котах не имели популярности за пределами Альбиона, тем более что чёрные кошки издревле имеют плохую репутацию. Так или иначе, вашему вниманию представляется Кайт Ши – кот-оборотень чёрной масти с белым пятнышком на грудке. Причём нет точной информации о том, в кого эти коты обычно “обращались”, слово “оборотень” здесь скорее добавляет этим существам ещё больше отрицательных качеств. По легендам, эти коты были спутниками ведьм, а там, где случались “охоты на ведьм”, страдали конечно и их меньшие братья. В Ирландии распространено поверье в кота по имени Большие Уши. С этим котом связана серия жертвоприношений – необразованные селяне жгли на кострах чёрных котов и кошек. Вряд ли бы Большие Уши воспринял это благосклонно.

За исключением вышеупомянутого белого пятнышка под описание кельтских котов подходит всем известный кот Бегемот из произведения М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. В разрезе этой аналогии Бегемот, разжигая пожар из примуса, мстит людям за загубленную родню.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

В японской мифологической традиции вообще очень много оборотней. Есть и коты-бакэнеко, и лисы-кицунэ – они предпочитают обращаться в людей, а вот тануки (енотовидные собаки-оборотни) практикуют превращение не только в людей, но и в неживые предметы (трансфигурация!). Говоря языком из книг Роулинг, они не анимаги и не антерионы (оборотни наоборот). Они трансфигурируют своё тело самым натуральным образом. Одним из отличительных свойств магии тануки является необходимость прикрывать голову листком. Как это конкретно помогает и как это точно работает – неизвестно, но возможно это делается для того, чтобы “отвести глаза” случайным наблюдателям за таинством перевоплощения.

Ещё у тануки очень большая мошонка и она может аномально растягиваться, причём вся эта конструкция может активно участвовать в превращении. Старейшина тануки в истории, расказанной в мультфильме Хаяо Миядзаки “История войн тануки в период Хейсей и Помпоко”, смог превратить свою мошонку в парусный фрегат – и уплыл в закат. Правда, его больше никто никогда не видел.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

В первую очередь при описании этого создания необходимо упомянуть о том, что геральдика и эволюция – понятия абсолютно разные, а в чём-то даже и противоположные. Некоторые крылатые существа, такие как альфины и гиппогрифы вообще с точки зрения аэродинамики на полёт не способны, если брать в расчёт образы, изображённые средневековыми художниками. Цель их существования – вздыбливаться на гербах и своими составными частями символизировать то или иное качество, позаимствованное от отдельных животных.

У энфилда, украшающего герб ирландских родов О’Келли, лисья морда, орлиные оперённая грудь и передние лапы, тело худосочного льва и задние лапы и хвост волка. Весь этот набор и позволил этому зверю в битве между ирландским королём и норманнами 23 апреля 1014 года выйти из моря (неожиданно!) и засвидетельствовать своё почтение погибшему воину из клана О’Келли. С тех пор это редкое геральдическое животное и украшает могильные камни этого безусловно славного ирландского рода.

5.Жеводанский зверь (La Bête du Gévaudan).

Мифические болотные существа и список болотных монстров

История этого зверя неразрывно связана с провинцией Жеводан в средневековой Франции, на границе исторических регионов Овернь и Лангедок. По легенде (как и по многочисленным историческим хроникам) объявился там волк-людоед. И так как красной шапочки он так и не встретил, то жеводанский зверь начал методично поедать местное население (250 нападений с за три года, с 1764 по 1767). На чудовище была объявлена охота, которая давала свои плоды. Но убиты были крупные волки, один другого больше. И внешне они никак не совпадали с описанием, которое давали этому зверю выжившие после его нападений крестьяне.

По их описанию зверь был выше любого волка, издавал странные звуки, не похожие на волчий вой и перед нападением приподнимался на задние лапы, а передними размахивал в воздухе. Нетипичное поведение для волков, не так ли? В конце концов зверь был убит, но окончательно определить, кто это был так не получилось.

Это мог быть как гибрид волка и собаки, но судя по нетипичной для этих мест внешности, вполне могла быть сбежавшая из зверинца гиена или какой-либо другой экзотический хищник. В Европе есть много легенд о больших кошках (кошка Палуга), которые были созданы под влиянием встреч с подобного рода “беглецами”.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

А теперь переместимся на восток и дальше, туда, где средневековые картографы обычно рисовали всяческих псоглавцев и блемиев (это такие мускулистые парни с лицом на груди). Вот в этих краях и носится это создание, именуемое левкрокотой (левкротой). Описал его ещё Плиний Старший в I веке н.э. и, видимо, описание это родилось под впечатлением от самого быстрого наземного хищника на планете – гепарда. У левкрокоты длинное поджарое тело, широкая пасть, а на ногах можно рассмотреть небольшие копытца. Копытца эти (у плотоядного-то хищника!) растут из геральдической традиции гибридизировать всё подряд, пока не надоест. Описывается также её способность издавать звуки, похожие на человеческий голос, но скорее всего это ограничивалось идиотским смехом гиен из мультфильма “Король Лев”.

Зубы в пасти устроены таким образом, чтобы рвать и терзать жертву, что роднит её ещё с одним обитателем тех мест – мантикорой. Но в отличие от мантикоры, у которой хвост заканчивается ядовитым шипом, у левкрокоты – изящная кисточка.

Еще про Тора:  Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Очень известное в европейской мифологической традиции создание – зайцелоп. По сути это клыкастый заяц, с рогами и иногда с крыльями. У баварцев носит название вольпертингер и украшает собой пивные этикетки. В средние века ушлые таксидермисты частенько изготавливали всяческие чучела, многие из них даже составные, из нескольких несчастных зверушек. Доходило даже до изготовления “настоящих” русалок. Собственно, когда скептики в первый раз увидели чучело утконоса, они подвергли сомнению реальность его существования, утверждая, что кто-то пришил утиный клюв и лапы к кроту.

Это значит, что большая часть людей в существование зайцелопа не очень-то и верила. Но иногда попадавшиеся по лесам зайцы, больные папилломавирусом (у них эти болячки могли разрастись до ужасных размеров, чем напоминали и рога и клыки) вселяли в сердца людей веру в то, что зайцелоп существует. Ведь существует же клыкастый олень – кабарга. Что характерно, во времена мамонтов жили рогатые сурки Epigaulus. И они вполне процветали.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Вот представьте на минуту такой сценарий – США, штат Луизиана, наши дни. Компания молодых людей отправляется на отдых в дом на озере. Выпивка, марихуана, громкая музыка. И вот одна парочка отправляется подальше от чужих глаз с целью уединения. Но уединиться им не удаётся – компанию им составит гигантский плотоядный бобр. Похоже на сценарий для хоррора? Кадр из фильма “зомби-бобры” как нельзя кстати.

Бобр аванк, представляющий собой помесь бобра с крокодилом крайне опасен как для неосторожных купальщиков, так и для животных, пришедших на водопой. Они и составляют его рацион, хотя, возможно, иногда он по зову природы этот бобёр и валит вековые деревья, но с исключительно злым умыслом. По своему происхождению аванк относится к валлийской мифологии, но раз сценарий ужастика, который был тут предложен, происходит в США, то стоит посмотреть, а какие же пушистые волшебные существа встречаются в здешнем мифотворчестве.

Вообще, в индейской мифологии (своей-то у американцев почти нет) встречается множество пушистых созданий. Одним из них является сквонк, который по сути, ничем другим не занят, кроме как ходит по зарослям, ноет и сопливит. А вот и чистый сюр – топороголовая собака, которая выглядит как собака с клиновидной мордой. Или, к примеру, пушная форель, которая попала в этот список, только потому, что обладает густым белым мехом.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Мохнатые “зверята” не обошли стороной и настольные игры. Огромное количество их можно встретить на иллюстрациях к играм в фэнтезийной стилистике, стоит вспомнить хотя бы пресловутые “grizzly bears” из Magic the Gathering. Но здесь у нас случай особый. Это жряк, обитатель мира Лаар, в котором и происходит большая часть событий в настольной игре “Берсерк”. Жряк – зверь живущий в лесу на деревьях в дуплах (хотя и норами тоже скорее всего не брезгует). И он не настолько бесполезен, как говорит о нём надпись на карте. До переиздания (когда игра не называлась ещё Берсерк: Герои и основывалась на принципиально иной игровой механике, не похожей на Hearthstone) жряк был картой-паразитом, которая прыгала на существо противника и могла переместить его на значительное расстояние, “утащить”, так сказать. Так что скорее всего жряк умеет ещё и “заплутать” одинокого путника.

Название своё жряк совершенно бесстыдно умыкнул у водного ракообразного монстра из серии книг Анджея Сапковского “Ведьмак”, в которых, кстати, тоже встречаются пушистые существа, например барбегазы, похожие на огромные пушистые шары. Которые (совершенно бесстыдно) умыкнули название у гоблинов-лыжников из итальянского фольклора.

Мифические болотные существа и список болотных монстров

Шишига – мелкий славянский домовой. Неизвестно, насколько он антропоморфен, потому что разглядеть удаётся лишь клочок меха, с двумя горящими глазами. (что роднит его с золовиками из мультфильма Миядзаки “Унесённые призраками”). Но если предположить его вероятное родство с лешими и водяными, то можно предположить, что распутав его мех, можно найти там две маленькие ручки и две маленькие ножки с небольшими коготками. Ни дать ни взять – гуманоид Алёшенька.

Но у этого характер весьма своенравный. Хозяева должны были оставить домовому на ночь миску с молоком или ещё с какими-нибудь подношениями. В противном случае мелкий пакостник мог учинить пакость: стащить мелкую кухонную утварь, запутать гривы лошадям на конюшне или надудонить в жбан со сметаной.

Также шишигой называли кикимору, живущую на болоте. Вообще, в некотором роде – это собирательное название нечистой силы, которая может быть различной степени мохнатости.

На самом деле на этом список пушистых волшебных существ не заканчивается. Можны было бы рассказать о диком хаггисе, обросшем грязным белым мехом. По легендам, именно из этого существа делают национальное ирландское блюдо хаггис. Или о северном волшебном народце ульдра, ноги которых покрыты шерстью и заканчиваются копытами. А ещё у них нет спины (сюрреалистическая анатомия?). Ну или посмеяться от истории о попобаве – громадной одноглазой летучей мыши, цель существования которой – анальное насилие над африканскими мужчинами, которые вынуждены рассказывать о случившемся акте изнасилования всем подряд, иначе “визит” повторится.

Можно было бы. Но стоит обратить свой взгляд в глубины космоса и пучины времени, в прошлое и будущее. Там везде можно встретить разного рода существ. Волшебных – уже нет. Пушистых – конечно!

Но об этом в другой раз.P.S. Боянометр выругался только на изображение шишиги, но уж очень он миленький.

Обитатели трясин или нечисть болотная

Испокон веку люди не любили болота. И хотя они манили человека вкусными и целебными ягодами, служили надежной защитой селений от врагов, все-таки их коварные топи словно поджидали зазевавшегося любителя ягод, чтобы засосать навсегда. К тому же зыбкая трясина хранила массу загадок. Недаром предания многих народов «населяли» болота нечистью, и люди старались держаться подальше от этих мест.

Издревле болота, их вероломные топи, запах гнилой воды, посеревшие высохшие деревья, разлапистые коряги вызывали у человека страх и отвращение. Не исключено, что неприглядный вид и опасность этого места сыграли свою роль в создании жутковатых преданий о его рождении.

Так, одна из легенд рассказывает о том, что когда-то на нашей планете плескались волны огромного океана и не было не единого клочка суши. И вот когда Богу надоело «наблюдать» морской пейзаж, он решил создать землю. За работой творца внимательно следил черт, и когда Бог отвлекся, нечистый стащил небольшой кусочек землицы и спрятал у себя во рту. Закончив создавать земную твердь, Всевышний решил украсить свое создание, и тут же сушу украсили травы, цветы и деревья.

Зелень начала расти и во рту черта, беспощадно щекоча его горло, щеки и нёбо. От нестерпимого зуда нечистый стал неудержимо чихать, и земля из его рта полетела в разные стороны. Однако смоченная слюной черта почва была осквернена нечистым, и там, где она упала, появились непроходимые болота. С тех пор создатель болот взял топи под свое покровительство и заселил их всевозможной нечистью.

Другое предание рассказывает нам о том, что в стародавние времена болот на земле вообще не было. На земной тверди зеленые леса и луга чередовались с зеркалами озер, наполненных чистой прозрачной водой. В те времена в одном селении жила всемогущая ведьма, имеющая единственного сына. И вот как-то отпрыск волшебницы пропал. Долго искала его безутешная мать, пока не обнаружила тело сына на берегу водоема.

Оказалось, что из-за своей безалаберности утонул юноша в озере, и оно, сжалившись над горем матери, вынесло тело погибшего на берег. Этот благородный жест не умерил гнева ведьмы. Оплакивая сына, колдунья в ярости прокляла все озера, губившие людей, и в тот же миг их хрустальная вода стала гнилой, а ровные поверхности затянулись вязкой тиной.

Но боги, исполнившие месть ведьмы, покарали и саму убитую горем мать. Согласно легенде, обратилась волшебница в камень и была обречена несколько столетий стоять у края болота, что, будучи озером, погубило ее сына.

Как бы там ни было, но болотные топи и по сей день, внушая людям страх и отвращение, считаются излюбленным местом обитания нечистой силы.

Частенько прикидывается хозяин топей кочкой, подставляя спину человеку, пересекающему болото. Как только путник ступает на этот бугорок, кажущаяся до этого надежной опора исчезает из-под его стопы, и несчастный проваливается в вонючую жижу. Вот тут-то болотник хватает жертву за ноги и топит в вязкой трясине.

Для доверчивых мужчин у болотницы припасено немало уловок. Она может запеть вкрадчивым зовущим голосом, услышав который, грибники и охотники как завороженные идут на манящий зов, не замечая смыкающихся вокруг них топей. Может прикинуться болотница несчастной девушкой, заблудившейся среди трясины и просящей помощи у сильного мужчины.

Как только жертва оказывается в ее власти, болотница принимает свой истинный образ. В один миг превращается она из синеокой красавицы в костлявую бабу с огромным ртом, наполненным острыми, как иглы, зубами. Завлеченного чарами мужчину болотница критически осматривает; если жертва ей нравится, то жить бедолаге у ведьмы в услужении на самом дне болотной трясины. Невзрачного же мужичка превращает ведьма в сухую корягу, и суждено ему гнить долгие годы, валяясь среди болота.

Самой известной болотной нечистью испокон веков считается кикимора, тщедушная и наглая дама, обладающая зычным голосом. Согласно преданиям, кикиморами становятся девочки, проклятые своими матерями до рождения или же умершие до крещения. Нечистая сила уносит несчастных малышек в болотную топь, где те получают соответствующее воспитание. Спустя некоторое время юные кикиморы выбирают себе супруга.

Если невесте приглянулся домовик, то она «переезжает» в людской дом, где потихоньку наводит свои порядки. Кикимора, «выскочившая» замуж за лешего, остается жить в болоте. Здесь она развлекается, пугая путников громким криком и демоническим хохотом, или же украшает себя мехом сгинувших в болоте животных, мхом и водорослями.

Частенько кикимора подстерегает заблудившегося в лесу путника, сидя на высокой ели, чтобы потом спрыгнуть несчастному на спину и кататься на перепуганном страннике ночь напролет. Избавиться от такого неожиданного «подарка» можно, если сразу же, не растерявшись, зажать в правой ладони нательный крест и быстро прочитать любую молитву.

Пение и блеск

Особый страх на людей столетиями наводили «поющие» болота. Долгое время одной из таких музыкальных трясин считалось болото, раскинувшееся неподалеку от города Череповца. Еще в XIX веке находилось немало свидетелей, приходивших в ужас от тяжелых протяжных звуков, доносившихся со стороны топи. Предания гласят: «поет» трясина из-за того, что ее духи «воруют» голоса у людей, собирающих на болоте торф или ягоды.

Незадачливые ягодники рассказывали, что, идя по болотным тропинкам, они вдруг не могли вымолвить ни слова, и только сделав несколько шагов, вновь обретали дар речи. Знающие люди говорили, что пение нужно болоту, чтобы завлекать в топь людей, притягивая их волшебными звуками. Так это или нет, конечно же, сказать сложно, однако, согласно данным, в XVII-XVIII веках на дороге, проложенной возле болота, пропало немало торговых людей, едущих в город на ярмарку. Причем их обозы с товарами находили прямо возле топи нетронутыми.

Интересен тот факт, что после 40-х годов прошлого века череповецкое болото неожиданно «замолчало». Быть может, оно растеряло свою злую силу или же просто затаилось, поджидая подходящую жертву.

Другой загадкой трясин долгое время считались болотные огоньки. Блеклые, синеватые искорки, мерцающие над топью, породили немало версий о своем происхождении. Согласно одной из них, огоньками становились души некрещеных младенцев и утопленников, попавших под власть болотника. Повинуясь приказу своего хозяина, мечутся по ночам огни над топью, завлекая в ее недра новые жертвы. Другие предания называли болотные огоньки душами убитых воинов, охраняющих клады, сокрытые под зловонной трясиной.

Не исключено, что со временем, отступая перед наукой, болота раскроют все свои тайны. А пока они заставляют замирать от ужаса нечаянно забредших туда путников. Ведь живы еще предания о том, как любит собираться в трясине всевозможная нечисть, чтобы отдохнуть от трудов неправедных и отведать удивительно вкусного пива, которое под силу сварить только болотнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *