Мистические существа россии

Публикации раздела Традиции

В детстве мама наверняка пугала тебя разными страшилками. Но кем именно? Чей образ смутно формировался в твоём живом детском воображении, когда ты раздумывал: лечь спать или поиграть ещё немножко? Русская культура, надо признаться, имеет достаточно широкий бестиарий мифических монстров: тут тебе и кощей, и водяной, и леший, и баба Яга, домовой, на худой конец.

Однако раз уж пугаться, то пугаться с сердцем, с душой, так сказать. Ты не можешь утверждать, что разбираешься в ужасах, если не слышал о филиппинском вампире с половиной туловища, пожирающем детские сердца. Ты в курсе, кто такие Караконджулы и почему они выбираются на поверхность только раз в году? Может быть, ты воображал, как отвешиваешь поклоны каппе, чтобы лишить его магической силы? Если нет, тогда садись поудобнее и заваривай чай, — будет страшно интересно.

Некогда забытый отечественный фольклор сегодня возрождается в литературе и кинематографе. На экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. И то ли еще будет! Мы решили вспомнить, кого боялись наши предки и их соседи.

А если вам некогда читать, то посмотрите короткое видео по теме этого материала.

Полудница и Нощница

Мистические существа россии

Два женских демона-антагониста, персонифицированные выражения переломного времени суток как периода, опасного для человека. Как видно из имен, одна появлялась в середине дня, другая — в середине ночи.

Род деятельности. Полудница наказывает тех, кто работает в полдень. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. Оставленного без присмотра младенца обязательно заменит своим собственным.

Издевается над детьми и нощница, из-за которой, судя по поверьям, малыши не спят по ночам.

Внешность. Полудница и Нощница разные не только по времени появления, но и по внешности. Если первая появляется в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то вторая — в виде уродливой когтистой бабы в черном. Жители Польши представляли себе Нощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым червяком.

Способ защиты. Спасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. Охотиться бессмысленно, только проблем наживете.

Баба Яга

Мистические существа россии

Фольклорно-сказочный персонаж, встречающийся у западных, южных и восточных славян. Несмотря на то, что в адаптированных сказках для детей Яга оказывается почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в «тридевятое царство».

Род деятельности. Ворует детей и пытается зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. Образ самой избушки связывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объясняется то, что у Бабы Яги «нос в потолок, губы на притолоке висят». Часто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «Добры молодцы», приходящие к ней за помощью, проходят своеобразный обряд, который исследователи связывают с погребальным. Они парятся в бане (омовение умершего) и едят приготовленную Ягой стряпню (поминальная трапеза). Таким образом они временно умирают и перерождаются уже в другом качестве и с другими способностями.

Внешность. Как мы уже сказали, главным атрибутом Бабы Яги является костяная нога. Также известно, что это горбатая старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанная и не подпоясанная (верх неприличия!). На лубочных картинках она изображается в зеленом платье, лаптях и брюках.

Способ защиты. Его нет! Единственный совет — не соваться на опушку темного леса и бежать сломя голову от избушки на курьих ножках.

Стржига

Мистические существа россии

От лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.

В одних регионах — это демон, в которого превращаются повешенные (чаще такое существо называется стригоем), в других — стржигами рождаются. Известны случаи, когда за них принимали младенцев, появившихся на свет с прорезавшимися зубами.

Предания, сказки и мифы западных славян

Род деятельности. Обычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. Считалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. Укушенный стржигой человек превращался в такого же демона.

Внешность. Согласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. По другой версии, они могли принимать любую внешность. В албанской мифологии, куда проникла история о стржигах или стригоях, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. У стржиг два сердца и две души, одна из которых остается в теле после смерти.

Способ защиты. Самый популярный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в Румынии находят могилы с железными кольями. Вычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажется идти вперед, вы обязательно найдете стржигу.

Лихо (одноглазое)

Мистические существа россии

Воплощение зла и всех бед, которые только могут свалиться на голову человека. Образ этого демона восходит к мифу о циклопах.

Внешность. Лихо имеет общий корень со словом «лишение». У разных народов изображается с физическими недостатками. Самый распространенный вариант Лиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи. Этимология имени также включает в себя значения «остаточный», «лишний», и в связи с этим Лихо могло оказаться с лишними пальцами или лишними зубами. Считалось, что люди, родившиеся с такими недостатками, приносят несчастье.

Чудо чудное, диво дивное. Русские народные сказки от А до Я (ил. С. Ковалева)

Род деятельности. Этот демон может выступать и как плотоядное жестокое существо, готовое сожрать незваного гостя, и как злой дух, привлекающий беды, просто находясь рядом. Лихо несло ответственность и за падеж скота, и за внезапную смерть хозяина, и за пожары.

Способ защиты. В случае, если Лихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об Одиссее и Полифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Но если это бестелесный демон, то, по поверьям наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.

Водяные русалки и мавки

Мистические существа россии

Мифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. Водными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками становятся некрещеные младенцы и дети, проклятые своими матерями.

Род деятельности. Сказка о русалочке, созданная Хансом Кристианом Андерсеном, навсегда закрепила за этими существами славу несчастных страдалиц. Но в фольклоре русалки вовсе не были такими милыми и добросердечными. Это же относится и к смертельно опасным мавкам. Считалось, что русалки заманивали и топили в водоемах молодых мужчин, могли защекотать путника до смерти или же забросать камнями и шишками. Девушек русалки на дух не переносили и прогоняли их из леса. Мавки же нападали на всех незащищенных людей, мстя за свою раннюю смерть, и воровали младенцев.

Мифы древних славян

Внешность. Часто русалки и мавки выглядят как молодые девушки. В северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. Мавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.

Способ защиты. Было несколько способов избавиться от русалки. Самый действенный из них — не снимать нательный крестик. Но если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. Один из них записан этнографом Павлом Шейном:

«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещенного тебе не видать»

Получите книгу в подарок!

Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор

Мы уже подарили   книги

Полкан

Мистические существа россии

Юрий Карельский. Полкан весной (Китоврас и притчи) (фрагмент). 2005. Новомосковский историко-художественный музей, Новомосковск, Тульская область

Мистические существа россии

Славный, сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана Богатыря (фрагмент). Лубок. 1867. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир

Мистические существа россии

Виталий Сорокин. Полкан (фрагмент). 1989. Тульское музейное объединение, Тула

Полкана в народных верованиях считали полубогом и наделяли супергеройскими способностями. Историк Михаил Чулков писал: «Славяне приписывали ему чрезъественную силу и невоображаемую прыткость в бегании: он имел сверху до половины тело и сложение человеческое, а от пояса коневье». Но в отличие от диких кентавров, полкан был богатырем, в сказках и легендах выступал в качестве антагониста главного героя. В XVII веке были популярны лубочные картинки, на которых полуконь-получеловек сражался с русскими богатырями. Иногда его изображали с телом пса и головой человека — неслучайно собакам часто дают кличку Полкан.

Колокольный мертвец

Мистические существа россии

Нечистый дух в теле мертвого колдуна. Предки утверждали, что если забраться на колокольню в полночь — можно увидеть его сидящим в углу в белом колпаке. И ни в коем случае нельзя снимать с него колпак, если хочешь сохранить свою жизнь. В противном случае он будет стоять под окнами и просить вернуть ему колпак. И когда ты согласишься это сделать — руки мертвого колдуна схватят тебя за шею и задушат.

Еще про Тора:  Амулет медведь значение для женщин

Есть и другой колокольный мужик. Привидение, чьим большим страхом является звон колоколов. Считается, что многие церкви и колокольни служили прибежищем для чертей, живых мертвецов и упырей, которые исчезали с первым криком петуха. Интересное, конечно, место выбирали эти существа.

Йорогумо

Мистические существа россии

Справедливости ради, японцы, да и азиаты в принципе, — крайне изобретательны, когда дело касается всяких мифов, легенд и страшилок. В этом ты сегодня не раз убедишься, поверь.

Йорогумо большую часть времени проводит в облике красивой женщины. Этот демон может менять обличье и становиться либо красоткой, либо водопадом. Почему водопадом — неизвестно, но пытаться понять — себе дороже. Йорогумо заманивают мужчин игрой на музыкальном инструменте биве.

Мужики, естественно, слушали музыку развесив уши, а коварный демон превращался в огромного паука, коим и являлся на самом деле, и спокойно поедал свою добычу.

Волосень

Мистические существа россии

Дух болезни под названием «костоеда». Он мучает женщин, которые прядут под Новый год, объедая их пальцы, из которых выпадают «нечистые» кости. Пряхи, которые берутся за работу в пятницу против запрета, также подвержены наказанию злого духа.

Гаки

Мистические существа россии

Мы ненадолго ушли из Японии, чтобы снова к ней вернуться, и будь уверен, вернёмся ещё не раз. Вечно изнывающие от голода демоны-бесы Гаки являются перевоплощением чревоугодников или тех, кто выбрасывал нормальную еду. Они похожи на младенцев-переростков, около метра в высоту: их животы вечно раздуты, а рот и горло чрезвычайно маленькие, чтобы неудобно было есть и глотать.

Гаки страдают по-разному, в зависимости от своих прегрешений. Некоторые могут есть всё, что захотят, но никогда не наедаются. Одни питаются только трупами и навозом, в то время как у других любая еда сгорает около рта, а есть они могут только благословенную миром живых еду.

Карасу-тэнгу

Мистические существа россии

В японской мифологии Карасу-тэнгу представляют собой злых духов, которые доставляют неприятности людям, устраивают пожары и манипулируют человеческим сознанием. Покрытые перьями, с лицом ворона и крыльями за спиной, они практически всегда облачены в одежду горных отшельников — ямабуси.

Согласно легендам, злой или горделивый человек может стать Карасу-тэнгу после смерти. Им приписывают умение летать, морочить людей своими фокусами, мастерски обращаться с холодным оружием, а также приносить мнимую благодетель, которая потом оборачивается проклятием.

Карасу-тэнгу похищают взрослых и детей, подстрекают к вражде, войнам, устраивают пожары, а также разрывают на части тех, кто хоть как-то навредит лесу. Согласно поверьям, эти демоны живут где-то в лесу, обычно говорят про верхушки деревьев, но это не точно.

Ярамайхаху

Мистические существа россии

Маленькое, не больше метра ростом, покрытое красной шерстью создание, по австралийским легендам, обитает на востоке острова. Ярамайхаху обладают неестественно большим и беззубым ртом, а на кончиках пальцев рук и ног у них присоски. Они живут в тёмных местах, например, пещерах или расщелинах, однако чаще всего их можно встретить в густых кронах фиговых деревьев. Эти чудовища даже не охотятся, они просто ждут, пока невезучий путник присядет отдохнуть от солнца под их деревом.

Тогда Ярамайхаху спрыгивает и присасывается всем телом к жертве, открывая обильное кровотечение. Когда человек уже практически теряет сознание от потери крови, монстр начинает ходить кругами и шипеть, как ящерица. В конце концов Ярамайхаху проглатывает истощённую жертву целиком, а после — танцует, чтобы утрамбовать пищу в желудке. По некоторым легендам, нападение монстра можно пережить, оставшись в живых после того, как он изрыгнёт останки. Правда, ты сам со временем превратишься в Ярамайхаху, но это уже совсем другая история.

5 наших любимых монстров из фильмов

Кикимора

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Кикимора (фрагмент). 1993. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград

Мистические существа россии

Елена Федорова. Кикимора болотная. 2011. Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн», Екатеринбург

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Кикимора (фрагмент). Из серии литографий «Чертова дюжина». 2018. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Кикимора — женский образ домового — почиталась славянами как ночное божество. Они жили в домах, банях, кабаках и других постройках, особого вреда не приносили, но пугали людей по ночам. Считалось, что происходили кикиморы от умерших — убитых детей и мертворожденных, самоубийц и украденных нечистью.

Кикимор описывали как длинноволосых девушек, маленьких девочек или сгорбленных старух. В более позднее время они сменили место жительства и переселились в леса; появилась кикимора болотная — поросшая мхом скрюченная старушка в лохмотьях. Из глубины веков образ кикиморы дошел и до наших дней: до сих пор человека, который смешно или нелепо выглядит, называют кикиморой.

«Кикиморы суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами к кому-нибудь в дом, которые бывают невидимы, однако иные из них с хозяевами говорят, и обыкновенно по ночам прядут, и хотя никакого вреда не делают, но наводят великий страх своим неугомонством».

Если кто-то из домашних видел кикимору, это был верный признак: в доме не все благополучно. Также считалось, что кикимору могли подсадить в избу из мести — так делали недовольные плотники, если им не заплатили за работу. Тогда злой дух не ограничивался рукоделием, а ломал и крушил вещи, стучал и шумел по ночам. Словом, выживал жадного хозяина из дома. Избавить от беспокойного жильца за хорошую плату могли сами плотники или доки — люди, разрушающие чародейство.

Дрекавак

Мистические существа россии

Точного описания этого существа нет. Одни считают его животным, другие — птицей, а кто-то говорит, что это душа мертвого некрещеного младенца. Но в одном все единодушны: дрекавак умеет издавать жуткий крик.

Чаще всего это персонаж детских страшилок, но в некоторых местах (горный Златибор в Сербии, например) в него верят взрослые люди. Жители поселка Тометино Полье сообщают о нападениях на свой скот, и по ранениям невозможно установить, что это был за хищник. Поскольку незадолго до обнаружения раненых или мертвых животных жители слышат ужасающий крик, они убеждены, что это дело рук дрекавака.

Дивьи люди

Мистические существа россии

Одноглазые, одноногие и однорукие полулюди. Для того чтобы передвигаться, они складываются пополам. Размножаются дивьи люди искусственно, выковывая из железа себе подобных. Дым, поднимающийся из их кузниц, несет с собой мор, лихорадку и оспу. Почему они дивьи — непонятно. Очевидно, название никак не связано со словом «дивный».

Домовой

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Домовой (фрагмент). 2018. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Мистические существа россии

Татьяна Бахтова. Поцелуй домового Мара. Из серии «Талисман». 1990. Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ

Мистические существа россии

Александр Мальцев. Домовой. 1998. Самарский областной художественный музей, Самара

Покровитель и хозяин дома, в народных верованиях его считали духом покойного предка. Домового обычно представляли как маленького сморщенного старика, отдаленно похожего на старшего мужчину в семье. Он никому не показывался на глаза, жил за печкой, на чердаке или в хлеву.

«Он весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу, подле конюшни; а что ладони у домового в шерсти, то это знает всякий, кого дедушка гладил ночью по лицу: рука его шерстит, а ногти длинные, холодные».

Древние славяне верили, что домовой может предсказывать будущее, дотрагиваясь ночью до спящего. Если человеку казалось, что домовой коснулся его мягкой, мохнатой рукой, — нужно ждать счастье, богатство или свадьбу; если же гладкой и холодной — беду, бедность или болезнь. На Севере Руси женщины при помощи обрядов и гаданий спрашивали у домового, вернется ли муж с войны.

Как покровитель он оберегал домочадцев, охранял хозяйство от воров и присматривал за детьми. По поверьям, домовой ухаживал за полюбившейся ему скотиной, обычно за коровой или лошадью. Считалось, что он кормит и лечит животных, чистит и заплетает гриву. Нелюбимое животное домовой, напротив, мучил: если скотина внезапно умирала, говорили, что дух ее невзлюбил. Если в доме раздавались странные звуки, то их тоже приписывали домовому. Владимир Даль писал: «Для робких домовой бывает всюду, где только ночью что-нибудь скрипнет или стукнет; потому что и домовой, как все духи, видения и привидения, ходит только в ночи». Если его сердили, то он мог вредить — щипать спящих, прятать вещи, пугать, воровать продукты. Тогда домового нужно было задобрить подношениями: цветными лоскутками и монетами. Если хозяевам казалось, что домовой покинул дом, то ждали беды.

Летающий змей

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Покатигорошек. 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

Мистические существа россии

Николай Домашенко. Змей Горыныч (фрагмент). 1992. Картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская область

Мистические существа россии

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем (фрагмент). 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еще про Тора:  Чертог орла картинки

Змей в славянской мифологии был посредником между небом и землей, поэтому считался одновременно опасным и добродетельным духом. Славяне верили, что в змея перевоплотился умерший предок. Домовую змею или ужа традиционно считали духом первого хозяина дома, который и после смерти охраняет покой домочадцев. В поздних мифах змей обрел черты дракона — стал крылатым и огнедышащим. Он являлся в облике огненной кометы в вихре, имел власть над градом и дождем. Он также воплощал силу подземного потустороннего мира.

В фольклоре змей превратился в многоголовое чудище, обычно его побеждал герой былины или сказки. Крылатый змей похищал прекрасных девушек, царских дочерей или охранял путь в потусторонний мир. Так, персонаж былин Змей Горыныч жил в горах и стерег мост в царство мертвых.

Ырка

Мистические существа россии

Покончившие жизнь самоубийством люди через год после гибели превращались в злобного демона Ырку, согласно славянским преданиям. Он похож на крепкого, покрытого трупными пятнами и язвами человека. Ырка движется бесшумно за спинами своих жертв, а увидеть его можно, только внезапно обернувшись.

Леший не пускает столь низкую и нечистую силу в лес, поэтому демон вынужден скитаться по полям в поисках неосторожных путников. Ырка может сбить человека с толку и с верного пути, ему нельзя смотреть в глаза, потому что он начнёт дурманить разум, а потом выпьет всю кровь.

Избавиться от него можно, прочтя молитву, или с помощью огня. Именно поэтому древние славяне зажигали костры на ночь Ивана Купалы: по местным поверьям, многие злые духи, в особенности Ырка, боятся огня.

Славянский бестиарий

ревние славяне одушевляли природу, верили в существование сверхъестественных сил и таинственных чудищ. Важное место в их мировоззрении занимали домовые и кикиморы, русалки и лешие, змеи и упыри — существа низшей мифологии. С ними нужно было уметь общаться — ведь они могли как погубить человека, так и вызволить из беды. «Культура.РФ» предлагает разобраться с тем, кто есть кто в славянской демонологии.

Анчутка

Мистические существа россии

Начнем с наиболее безобидного. Злой дух, чей рост составляет всего несколько сантиметров. Тело анчутки покрыто черной шерстью, голова лысая, и одна из особенностей злого духа — отсутствие пяток. Согласно легенде, нельзя произносить его имя вслух, иначе он тотчас появится перед тем, кто это сделал. Существует несколько видов этих духов, и далеко не все из них мирные. Многие анчутки любят злобные розыгрыши, которые могут привести к смерти человека. К примеру, забавы ради болотный анчутка может схватить человека за ногу и утащить на самое дно.

Аспид

Мистические существа россии

Согласно древним поверьям, аспид — крылатая змея с двумя хоботами и птичьим носом. В каких краях ни побывает — всё опустошит. Обитает аспид в каменных горах и никогда не садится на землю, только на камни. Застрелить змия невозможно. Единственный способ убить его — сжечь.

Мистические существа россии

Злое человекоподобное существо. Отличается лихо очень высоким ростом и худощавым телосложением. Поскольку у него один глаз, видит он в узком диапазоне. Любимые лакомства этого монстра — человеческие страдания, человеческая плоть и плоть животных. Большую часть жизни проводит в лесах, где питается зверями, чем досаждает лешему. Если наткнешься на монстра в одиночку, он не упустит шанса ввести тебя в состояние уныния и начать питаться твоей болью. Если же человек не поддается его чарам, он предпочитает убить его и съесть.

Шуликуны

Мистические существа россии

Шуликуны — существа, популярные в преданиях Русского Севера. По легендам, это совсем крохотные, размером с ладонь, существа, которые носят остроконечные железные шапки и ловко управляются с различными инструментами. Эти демоны происходят из мертворождённых или зачатых в период Святок детей. В это же время на поверхность из прорубей и водоёмов вылезают Шуликуны.

Мелкие вредители по-всякому пытаются испортить жизнь деревенским, то вынося ценности и еду из избы, то заманивают пьяных в сугробы, то пугают детей. Однако излюбленным занятием Шуликунов, по легенде, стали попытки затащить взрослого человека к себе в обитель. С помощью небольших железных крюков они опутывают свою жертву и тащат её ко льду, там они сверлят прорубь своими острыми шапками и топят бедолагу в ледяной воде.

Камазотц

Мистические существа россии

Камазотц — бог ночи в мифологии майя, он изображался как человек с головой и крыльями летучей мыши, у которой на носу была острая обсидиановая бритва. С её помощью ацтекский Бэтмен убивал своих жертв и выпускал из них кровь.

Майя прониклись глубоким уважением к богу ночи по двум причинам: во-первых, они считали, что душа человека после смерти блуждает по пещерам в попытках найти путь в подземный мир. А во-вторых, в тех местах обитает великое множество достаточно опасных и больших летучих мышей-кровопийц.

Если сложить религиозную тягу майя к пещерам и постоянно нападающих на них в этих самых пещерах летучих мышей, то нетрудно догадаться, почему они уважали Камазотца, приносили ему в жертву кого только могли и наверняка пугали им детей.

Каппа

Мистические существа россии

Каппа — японский водяной, который умеет ходить по суше благодаря ямочке на голове, в которой всегда должна находиться вода. Они не могут похвастаться крепким телосложением, но умом и хитростью — вполне. Выглядят они как помесь лягушки, человека и черепахи: относительно человеческая форма тела, перепонки на руках и ногах, и черепаший панцирь на спине.

Род деятельности Каппы не ограничивается простыми пакостями по типу: спугнуть рыбаков, порвать сети, перевернуть лодку. Они не брезгуют предаться плотским утехам с женщинами против их воли или сожрать путника, заманив его в воду.

Каппу можно лишить силы, если поклониться ему на суше, тогда демон отвесит ответный поклон, вода выльется из ямочки на голове, и он потеряет силу. Кстати, если изловить Каппу, то он пообещает больше не вредить людям и исполнит любое желание.

Буньип

Мистические существа россии

Злой дух, родившийся в качестве объяснения всему непонятному и страшному у австралийских аборигенов. А мы то знаем, что в Австралии как раз этого непонятного и страшного просто пруд пруди. Буньип — это некая мешанина из перьев, чешуи, ласт, шерсти и прочих немыслимых сочетаний частей тела животных.

Он обитает в австралийских водоёмах и сидит в засаде по ночам, поджидая невнимательного путника. Несмотря на свой странный вид, Буньип обладает многими мистическими способностями, которые существенно различаются в зависимости от регионов Австралии.

Как ни странно, легенда о нём сохранилась до наших дней, и многие австралийцы иногда видят странные, полупрозрачные фигуры в воде, напоминающие им тюленей. Ещё одна причина трижды подумать, прежде чем отправиться на самый безумный материк.

Дзикининки

Мистические существа россии

Скажем сразу, Дзикининки недалеко ушли от Гаки в своих вкусовых предпочтениях. Зато они выросли, кое-где подгнили, сгорбились, в общем, на славу постарались придать себе максимально отвратительный вид.

В японской мифологии Дзикининки представляют собой определённую разновидность гулей: выглядят примерно также, предпочитают есть трупы на кладбищах, но, говорят, если взглянуть им в глаза, то можно остолбенеть навеки.

По ночам эти монстры оскверняют могилы, а днём принимают облик обычных людей и живут себе как ни в чём не бывало. Хотя не совсем: вообще-то, Дзикининки — это духи проклятых за алчность и эгоизм людей. Поэтому многие из них сознают, что им приходится делать каждую ночь, но изменить этого никак не могут.

Врыколак

Мистические существа россии

Одноглазый злой дух в обличье волка. Врыколак обитает в заброшенных крепостях, на мельницах. Завтрака и обеда у злого духа нет, а вот на ужин, превратившись в хищное животное, он ищет человеческую плоть и кровь.

Амарок

Мистические существа россии

Амарок — это гигантский серый волк, пожирающий неосторожных охотников в преданиях инуитов, или эскимосов, кому как привычнее. В отличие от других волков, он всегда охотится в одиночку, как правило, на неопытных охотников, которые отправились ночью в лес за добычей.

По одной из легенд, скорбящий о смерти родственников мужчина прознал, что где-то поблизости завёлся Амарок. Тогда он с товарищем пошёл в лес, чтобы выследить и убить зверя, однако нашёл лишь детёнышей существа и зачем-то перебил их всех. Когда волк вернулся с оленем в зубах, то обнаружил лишь трупы своих щенят.

Еще про Тора:  Значение татуировки скандинавские треугольники для мужчин и Амулет Валькнут

Амарок поспешил к озеру и достал оттуда некую человекоподобную фигуру. В этот момент убийца щенков упал замертво: Амарок забрал его душу, потому что от волка невозможно ничего скрыть.

Мананангал

Мистические существа россии

Мананангал — это филиппинский высший вампир, который перемещается крайне необычным образом. Ночью ноги вампира остаются на земле, в то время как вторая половина туловища отрывается от тела и на крыльях отправляется искать свою жертву.

Мананангал проникает в дома к спящим филиппинцам в поиске беременных женщин, тогда вампир достаёт свой длинный тонкий язык и высасывает кровь и сердце младенца, оставляя у девушки в животе лишь кости. Более того, эти вампиры могут сожрать и бодрствующего человека, но проще всегда нападать на спящих.

Победить Мананангала непросто: сначала надо прийти в себя от ужаса, который ты можешь испытать, если увидишь, как посреди ночи в твоей комнате парит разорванный наполовину вампир. Потом надо прикинуть, где у него могли бы быть ноги, и посыпать это место солью, хотя ты, я думаю, для верности посыпал бы солью вообще всё вокруг при виде такого монстра.

Леший

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Леший (фрагмент). 1993. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград

Мистические существа россии

Павел Попатенко. Леший (фрагмент). 1910-е. Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Мистические существа россии

Афанасий Куликов. Леший (фрагмент). 1930-е. Малоярославецкий музейно-выставочный центр им. И.А. Солдатенкова, Малоярославец, Калужская область

Если домовой — хозяин дома, то мифический покровитель леса — леший. Славяне считали лес опасным местом, граничащим с потусторонним миром, — там обитала нечистая сила. В темный лес отправляли в заговорах болезни, там, по поверьям, обитали кикиморы и русалки. Однако не ходить в лес крестьянин не мог: там пасли скотину, заготавливали дрова и материал для домов, охотились. Отношение к лешему было неоднозначным. Верили, что он сбивает путников с дороги, может даже убить. С другой стороны, он присматривал за заблудившимися детьми и помогал им найти дорогу домой.

Как и многие персонажи славянской мифологии, лешие считались «заложенными покойниками». Так называли людей, умерших «неправильной» смертью, — самоубийц, некрещеных и проклятых родителями детей. В некоторых районах Руси лешего считали потомком черта и ведьмы. Его описывали как старика с седой бородой, покрытого древесной корой, он мог менять рост и быть невидимым. Историк Михаил Чулков писал: «Когда ходят лешие между травой, то становятся с ней равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с высотою оных». Кроме роста, он мог изменять и облик, превращаться в животных, прикидываться родственником человека. В народе верили, что заблудившийся в лесу путник под воздействием чар нечисти попадал в потусторонний мир. Чтобы выбраться из него, нужно было снять с себя всю одежду и надеть ее наизнанку.

Они

Мистические существа россии

Это могущественные краснокожие демоны, которые в японской мифологии пытают грешников в местном аду. Они сильны, выносливы, ростом крупнее и физически сильнее обычного человека. Обычно ими становились те, кто грешил куда больше остальных. Они были вынуждены служить Владыке ада Эмме и истязать человеческие души в наказание за их проступки.

Однако Они можно было стать и при жизни: им становился человек, который совершил нечто настолько ужасное, что это нельзя было искупить никакими молитвами. Именно таких демонов японцы боялись больше всего: великое множество легенд и историй было связано с тем, как хитрецы, самураи или благородные девы встречались с Они и пытались остаться в живых.

Жердяй

Мистические существа россии

И снова не спеши смеяться. Жердяй — от слова «жердь»: очень длинный и очень тонкий нечистый дух. Он шатается по ночным улицам и заглядывает в окна, пугая людей. Жалкий шатун, осужденный бессмысленно слоняться по свету. А если отойти от темы мифологии — кажется, жердяев полно и сегодня.

Караконджул

Мистические существа россии

Караконджулы — мелкие бесы в средиземноморской мифологии. Они могут выглядеть как им вздумается, однако чаще всего их описывают как лохматых бесов с козлиными ногами, рогами и хвостом. Они вредят преимущественно женщинам: царапают, кусают, пьют кровь и иногда едят. При этом Караконджула очень легко спугнуть: достаточно достать любой железный предмет.

Согласно греческой легенде, Караконджулы живут под землёй и неустанно пилят Мировое дерево, чтобы погубить всё человечество. Однако на Рождество они могут выйти наружу, тогда они бросают свою работу и отправляются пакостить людям. 6 января они возвращаются под землю и узнают, что дерево зажило, и придётся пилить его заново. Так происходит из года в год.

9 атмосферных фильмов ужасов, действие которых происходит в Новый год и Рождество

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Русалки (фрагмент). 1993. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград

Мистические существа россии

Герман Метелев. Русалка. 1992. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург

Мистические существа россии

Евгений Шитиков. Дева речная. Русалка (фрагмент). 1987. Музейный ресурсный центр, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Русалки — богини вод и лесов. Их называли по-разному: купалка, лесная девка, шишига, чертовка. Славяне верили, что русалки живут в реках, озерах, полях и лесах и по ночам расчесывают длинные зеленые волосы. Происхождение русалок связывали с преждевременной смертью девушек до замужества, с утопленницами, ими могли стать проклятые родителями дети. Их представляли как привлекательных девушек или же уродливых старух, с бледной кожей и горящими глазами. Образы русалок отличались в разных регионах: так, в Сибири из-за холодного климата их описывали косматыми и одетыми в лохмотья, а на юге — совсем юными девушками в светлых одеждах.

Представления о русалках отличались на протяжении веков: от хранительниц полей и лесов до дьяволов в женском обличье. Изначально образ русалки был близок к лесной нимфе, духу природы: в отличие от европейский морских дев у них не было рыбьего хвоста. Позднее их все больше отождествляли с нечистью. Про русалок говорили, что они пугают людей, могут утопить, защекотать до смерти, навредить посевам, украсть ребенка. Они же помогают земле плодоносить и возвращают пропавшую скотину. На Севере Руси верили, что русалки, словно ведьмы-оборотни, могут превращаться в разных животных: белок, коров, крыс, лягушек и других зверей.

Упырь

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Упырь (фрагмент). Из серии литографий «Чертова дюжина». 2018. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Мистические существа россии

Вильгельм Котарбинский. Смерть вампира (фрагмент). Репродукция. 1890-е. Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону

Мистические существа россии

Борис Забирохин. Упырь (фрагмент). 1993. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград

В славянской мифологии упырем называли восставшего из могилы мертвеца. Как и вампиры, упыри пили кровь человека и животных. В народе верили, что упырями становились умершие колдуны и оборотни, а также «заложенные покойники», чьи души не могли успокоиться после смерти. Выглядели они, по представлениям древних славян, как конкретные умершие люди и появлялись в той же одежде, в которой их похоронили. Их описывали как существ с красными глазами и алым румянцем на щеках от выпитой крови, с хвостом и особым отверстием под коленом — через него вылетела душа. У них не было клыков — кровь упыри пили при помощи острого языка. Днем они лежали в земле, а ночью приходили в дома родной деревни. Упыри не могли далеко отходить от своей могилы — им нужно было вернуться в нее до рассвета. Народные былички — рассказы «очевидцев» о встречах с нечистью — часто описывали, как превратившийся в упыря умерший муж, приходил по ночам к жене.

В деревнях верили, что упыри становились причиной страшных эпидемий чумы и холеры. Если во время повального мора в каком-то человеке заподозрили упыря, его сжигали на костре. Думали также, что упыри «подрезают» жизнь — высасывают не только кровь, но и силы из внутренних органов, отчего человек быстро умирает. Народные поверья сохранили много способов расправы с духами, самый действенный — осиновый кол. Его нужно было вбить в нечисть или в могилу.

Под влиянием европейской культуры образ упыря все больше соединялся с образом вампира. Слово «упырь» позже приобрело переносное значение: так могли называть неприятного, упрямого и злого человека.

Дикинькие мужички

Мистические существа россии

Ты уже, наверное, от души посмеялся над названиями вышеперечисленных существ. А прочитав это — ты, должно быть, упал со смеху. И штука в том, что именно так дикинькие мужички, обитающие в лесах, совершали нападения на людей: они с диким хохотом щекотали их своими костлявыми пальцами по всему телу. До тех пор, пока те не умирали. Как-то выходит не очень-то и смешно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *