С древних времён многие люди, включая и мусульман, активно используют различные амулеты и талисманы, которые, по их убеждению, оберегают человека от болезней, сглаза или порчи.
В наши дни мы можем встретить множество различных атрибутов со схожим предназначением, начиная от подвесок на шее и заканчивая повязками на руках ребёнка. Каково отношение к ним в исламе и могут ли они помочь человеку?
Ношение «классических» амулетов
Подобное деяние, по мнению богословов, следует трактовать как ширк (многобожие). Согласно исламу, всё в этом мире происходит исключительно от Аллаха. Следовательно, помощь извне человек тоже получает при наличии на то воли Всевышнего, а амулет или талисман – это лишь предмет, который не способен что-либо сотворить или уничтожить. В Священном Коране, в суре «Хадж», сказано:
Кроме того, эти амулеты не способны защитить себя, не говоря уже о защите человека. Показательной в данном случае может быть история пророка Ибрахима (а.с.), который разрушил идолы своих соплеменников, показав тем самым, что это лишь куски камня, которые не способны ни навредить, ни принести пользы.
Подтверждением этого служат также слова Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Заклинания, обереги и приворот – это форма ширка» (Абу Дауд, Ибн Маджа)
Примечательно, что в этом хадисе амулеты были перечислены вместе с приворотом и магическим заклинанием, что считается большим грехом в исламе, именуемым как колдовство.
Талисманы с аятами Корана и дуа (сабаб)
У мусульманских народов большое распространение получили амулеты и талисманы, на которых написаны изречения из Книги Аллаха или же дуа. Относительно дозволенности подобных оберегов мнения богословов разделились.
Одни учёные считают, что абсолютно все талисманы в исламе запрещены. Такого мнения придерживались Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Абу Шуайба, имам Шавкани. В качестве далиля ими приводится вышеупомянутый хадис о ширке. Ведь в нём не уточняется, какие именно амулеты – харам, а значит, речь идёт обо всех оберегах.
Кроме того, противники амулетов утверждают, что Создатель ниспослал людям всё необходимое, что может нам помочь. Ярким примером тому служит само Откровение, в котором говорится:
Отсюда, исцеление следует искать не в самодельных предметах, на которых даже написаны сами аяты, а в первоисточнике этого – в Книге Всевышнего.
Другие богословы дозволяли ношение талисманов с аятами и дуа, но при условии, что верующий осознаёт тот факт, что всё происходит лишь по воле Господа миров. Такого мнения придерживались Ибн Хаджар Аскаляни, имам Навави, имам Куртуби, шейх Ибн Усеймин, Ибн Сирин.
Сторонники «исламских амулетов» трактуют вышеупомянутый 82 аят суры «Перенёс Ночью» в свою пользу, утверждая, что для исцеления можно использовать как весь Коран, так и его часть – суру или аят, которые можно не только читать, но и носить у себя на шее. Кроме того, такие учёные ссылаются на сахаба Абдуллаха ибн Умара (сын Умара ибн Хаттаба, р.а.), который писал тексты дуа на бумаге и вешал их на шею своих детей. Сообщение об этом приводит имам Куртуби, а имам Байхакый пишет о том, что носить талисманы с аятами велел табиин (сподвижник сахаба) по имени Саид ибн Мусаиб.
Кольца с шахадой
В последние годы модным атрибутом верующих мужчин стали перстни (печатки), на которых написана шахада или одно из имён Аллаха. Известно, что сам Пророк (с.г.в.) носил такое кольцо, и на основании этого богословы пришли к выводу об их дозволенности.
Однако существует ряд ограничений:
Во-первых, мужчинам запрещено ношение золотых ювелирных изделий, включая и перстни. Как следует из хадисов, Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил мужчинам шёлк и золото (Ахмад). Сунной считается ношение серебра.
Во-вторых, кольцо должно иметь определённый вес. Согласно ханафитскому мазхабу, его масса не должна превышать 4,25 грамма, по маликитскому – 2,95 грамма. Шафииты и ханбалиты не устанавливают подобных ограничений, но оговаривают, что перстень не должен особо выделяться. Кроме того, по Сунне его желательно надевать на мизинец. Что касается руки, то допустимо ношение как на правой (как это делал Посланник Всевышнего, с.г.в.), так и на левой (как это делали сахабы Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) и Умар ибн Хаттаб (р.а.).
Правила ношения талисманов с аятами
1. Снимать перед входом в туалет или баню. Это связано с тем, что помещения для гигиенических процедур считаются в исламе нечистыми местами, нахождение в которых аятов недопустимо. В хадисе сказано: «Перед входом в туалет Посланник Аллаха снимал свой перстень» (Тирмизи).
2. Не класть поверх них какие-либо предметы, иначе это будет проявлением неуважения к Книге Аллаха, так как Писание – выше всех предметов.
3. Не опускать на пол или землю, так как это так же будет считаться актом неуважения к Корану. По мнению некоторых учёных, нежелательно опускать аяты ниже пояса.
4. Их запрещено выбрасывать. Если кто-либо захочет избавиться от подобных талисманов из-за их старения или по иным причинам, то допустимы 2 варианта. Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов, а также некоторые шафииты считают, что предметы, на которых написаны Священные аяты, лучше закопать в чистом месте (по аналогии с погребением человека), по которому не будут ходить люди. Они ссылаются на мнение некоторых крупных учёных, таких как Навави, а также хадисы, в которых сказано, что сахабы закапывали тексты с аятами Корана. Маликиты считают, что лучше такой талисман сжечь, так как это защищает аяты от угрозы хождения по ним в случае, если их закопать. Маликиты ссылаются на халифа Усмана ибн Аффана (р.а.), который сжигал старые и истлевшие экземпляры Корана. Кроме того, они утверждали, что огонь – это творение Всевышнего, и нет ничего запретного в сжигании старых экземпляров.
Обновленная версия статьи об амулетах, дополненная и переработанная:
Дозволены ли амулеты и прочее, в чем содержатся аяты Корана?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Что именуется амулетами?
Сказал аль-Хальхали: “«Тамима» (амулет, талисман) множественное число от слова «тамаим». Это то, что вешают на шею детям в виде бус или костей, желая отразить тем самым сглаз. Подобное является запрещенным, потому что только Аллах защищает от беды. Все, что вешается, надевается для отражения сглаза и тому подобного, именуется тамимой, из чего бы это ни было”. См. “Миркъатуль-мафатих” 8/318.
Итак, амулеты – это все, что носят люди или вешают детям на шею для защиты, исцеления и т.п.
Об амулетах, не содержащих в себе аяты Корана и слов поминания Аллаха (зикр)
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещенные виды заклинаний, амулеты и привораживание, являются многобожием»”. Ахмад 1/381, Абу Дауд 3883, Ибн Маджах 3530. Имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришла делегация, и он принял присягу у девятерых, не приняв ее у одного из них. Ему сказали: “О посланник Аллаха, ты принял присягу от девятерых, а его оставил?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, на нем амулет!», затем он сорвал с него амулет, принял от него присягу и сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот впал в многобожие»”. Ахмад 4/156, аль-Хаким 4/417. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 492.
Таким образом, любые амулеты, которые не из аятов Корана, имен Аллаха и слов поминания Аллаха, запрещены по единогласному мнению ученых, ибо все это является проявлением многобожия. Вешание на себя различных амулетов, талисманов, всяких веревок и бусин, различных иероглифов, записанных на бумаге и завернутых в кожаный чехол, а также рисование точки на лбу у детей и т.п. с целью защиты их от чего-либо дурного, все это является большим грехом! Ведь создание подобных причин для защиты от бед не узаконены ни Кораном, ни Сунной. Если человек делает подобное причиной, но уповает при этом на Аллаха, то это является малым многобожием. Но если совершающий упомянутое убежден в том, что эти вещи сами по себе избавляют от беды или предотвращает ее, то он уже впадает в большое неверие. См. “аль-Къауль аль-муфид” 1/115.
Что же побуждает людей отвернуться от Всемогущего Аллаха и вверять себя и собственных детей различным талисманам, бусинкам и веревкам, не приносящим ни пользы, ни вреда?! Всевышний Аллах сказал: «О люди! Приводится притча, прислушайтесь же к ней! Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (аль-Хадж 22: 73).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Ношение кольца, шнурка, амулета или тому подобного с целью избавления от случившейся беды или ее предотвращения, является многобожием в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя, поскольку Ему приписывается соучастник в сотворении и управлении делами. Одновременно это является и многобожием в поклонении, поскольку имеет место обожествление не Аллаха. Упование на этот объект обожествления сердцем и надежда на то, что он принесет пользу, является многобожием”. См. “Къауль ас-садид” 89.
Многие люди, по своему невежеству полагают, что ношение различных амулетов и т.п. избавляют их от бед, тогда как на самом деле это лишь прибавляют им больше вреда. ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Тот ответил: “Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сними его, ибо поистине, оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья!»” Ахмад 4/445, Ибн Маджах 3531. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусыри и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
О мусульмане, задумайтесь над этими словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «оно лишь увеличивает твою слабость». В этих словах содержится ясное указание на то, что любое проявление многобожия, пусть даже малого, лишь увеличивают слабость. Если ношение какой-то безделушки являлось причиной слабости мусульманина, то, что можно сказать о совершении такого многобожия, как поклонение могилам и вызывании к умершим?! Мусульмане сами создают все, для того, чтобы Аллах вверг их в еще большую слабость, однако, не понимая этого и не ища ошибку в самих себе, они обвиняют в этом только неверных, правителей и ученых.
Мнения имамов относительно амулетов из аятов Корана, слов поминания и имен Аллаха
Что же касается амулетов в виде надписей на бумаге или чем-либо ином аятов Корана, имен Аллаха, различных мольб и слов поминаний Аллаха (зикр), заворачиваемые в кожаные маленькие чехлы и т.п., то ученые разошлись относительно дозволенности этого.
Среди тех, от кого передается полный запрет: Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас, ‘Укъба ибн ‘Амир, Ибрахим ан-Наха’и, Ахмад и др., а также этого мнения придерживались из числа современных ученых шейх Ибн Баз, шейх аль-Альбани и др. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 2/459, “ат-Тыб ан-набауи” 189, “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1/168, “Фатауа Ибн Баз” 2/384, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/585.
Что же касается тех, кто считал это дозволенным, то среди них: ‘Аиша, Са’ид ибн аль-Мусайиб, Ибн Сирин, ‘Ата, Малик, аль-Байхакъи, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-Къуртуби, Ибн Таймия и др. См. “ас-Сунан аль-кубра” 9/350, “ат-Тамхид” 17/161, “Тафсир аль-Къуртуби” 10/320, “Маджму’уль-фатауа” 19/65, “Файдуль-Къадир” 6/107.
Также следует отметить, что сами сторонники дозволенности разошлись в вопросе, можно ли носить амулеты с аятами Корана просто так, постоянно, даже до того, как постигнет что-то плохое или некая болезнь, или же это дозволено только после? Многие из них считали, что дозволено это лишь после несчастья, а не до. См. “аль-Баян уа-ттахсыль” 1/439, “Задуль-ма’ад” 4/357.
Рассмотрим с дозволения Аллаха доводы обеих сторон:
Доводы сторонников дозволенности
Те имамы, которые считали дозволенным ношение амулетов с аятами Корана, словами поминания Аллаха, и т.п., в качестве довода опирались на хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Укайма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Ахмад 4/311, ат-Тирмизи 2072. Хадис хороший в силу существования усиливающих его версий. См. “Гъаятуль-марам” 297.
Ученые этой стороны говорили, что повесивший на себя амулет, содержащий в себе многобожие, вверяется этому, тогда как тот, кто повесил на себя амулет из аятов Корана, вверяется Всевышнему Аллаху, а не кому-то иному, так как человек желает исцеления посредством Корана. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 10/320, “Файдуль-Къадир” 6/107.
Что же касается запрещающей стороны, то они ответили на этот аргумент тем, что, несмотря на то, что в Коране и в различных мольбах содержится исцеление, необходимо использовать это в качестве исцеления именно так, как установил это шариат! А шариат установил использования чтение Корана и заклинание (рукъя), обращение с мольбами за защитой, и т.п., а не ношение этого! И если бы достаточно было, повесив что-то быть вверенным этому, то не было бы нужды тогда читать слова поминания Аллаха, установленные Сунной по утрам и вечерам и в определенные моменты и периоды. Достаточно было бы просто носить на шее в виде надписей все эти мольбы, аяты и т.п. Как и не было бы нужды прибегать к чтению заклинания из Корана. См. “Та’ликъ ‘аля аль-Калим ат-тайиб” 85, “Ахкам ар-рукъа уа-ттамаим” 248.
А более того, данный хадис ‘Абдуллах ибн ‘Укайм привел именно тогда, когда у него была некая болезнь и ему посоветовали надеть на себя что-то, тогда он и передал данный хадис. ‘Иса ибн Хамза рассказывал: “Как-то я зашел к ‘Абдуллаху ибн ‘Укайму, у которого была опухоль и сказал ему: «Почему бы тебе не повесить на себя амулет?» На что он сказал: «Прибегаю за защитой Аллаха от этого! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому»”. Ахмад 4/311, ат-Тирмизи 2072, аль-Хаким 4/216.
Явно ‘Иса ибн Хамза, а это Ибн ‘Абдур-Рахман ибн Аби Лейля не советовал ему надеть на себя то, что содержало в себе язычество и т.п., но тем не менее данный хадис ‘Абдуллах использовал в качестве порицания подобного. И имам ат-Тирмизи в своем сборнике, в котором привел этот хадис, назвал главу так: «О том, что пришло относительно порицания вешания (амулетов)». См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/345.
Также сторонники дозволенности рассматриваемого вопроса опирались в качестве довода на хадис, который передается со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ничего страшного в том, чтобы вешать на себя защитные аяты Корана до или после постижения беды».
Однако данный хадис является слабым. Шейх аль-Альбани сказал: “Этот иснад является слабым. Передатчика Сулеймана ибн Аби Кариму назвал слабым Абу Хатим, а Ибн ‘Ади сказал: «Большинство его хадисов являются неприемлемыми». Что касается ‘Амра аль-Байрути, а это Ибн Хашим, то хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: «Он правдивый, но допускал ошибки». Что же касается его сына Хашима ибн ‘Амра, то я вообще не нашел его биографии”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 10/312.
Также сторонники дозволенности опирались на два асара от сподвижников.
Первый асар:
‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца, который передал от деда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучал их словам, которые следует произносить во время испуга во сне: «С именем Аллаха, прибегаю к совершенным Словам Аллаха от Его гнева, наказания и зла Его рабов. А также от наущений шайтанов и того, чтобы они являлись ко мне». И ‘Абдуллах ибн ‘Амр обучал этим словам своих детей, которые достигли (возраста понимания), чтобы они читали это перед сном. А кто был из детей маленьким и не мог выучить, он записывал это на бумаге и вешал ему на шею”. Ахмад 2/181, Абу Дауд 3893, ат-Тирмизи 3528. Имам ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а шейх Ахмад Шакир назвал иснад достоверным.
Сторонники же запрета ответили на это тем, что данный хадис никак не может быть достоверным по той простой причине, что в его иснаде передатчик по имени Мухаммад ибн Исхакъ, который был известным мудаллисом, занимавшийся подтасовками хадисов. Имам Ахмад сказал о нем: “Он очень часто и много занимался подтасовками”. См. “аль-Мизан” 3/470.
Поэтому хафиз Ибн Хаджар в «Табакъат аль-мудаллисин», приведя мнения имамов о нем заключил, что он слабый передатчик.
Но следует отметить, что у данного хадиса есть некоторые версии, которые также не лишены слабости, однако по их причине шейх аль-Альбани назвал данный хадис хорошим в силу существования других, однако до слов, которые переданы от ‘Абдуллаха, что он вешал своим детям данные слова на шею. Дело в том, что в других версиях данного хадиса не упоминается ничего об этом. Поэтому он назвал сам хадис хорошим, без упомянутого поступка ‘Абдуллаха. См. “ас-Сахиха” 264, “Да’иф Сунан Аби Дауд” 3893.
Но даже если бы это сообщение со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и было бы достоверным, то оно не может использоваться в качестве довода для ношения амулетов с аятами Корана и т.п., всем людям любых возрастов. Ведь в этом сообщении говорится, что он вешал это в качестве исключения именно на тех детей, которые были не в состоянии выучить данные слова, тогда как тех, кто был способен на это, он учил повторять их перед сном.
А имам аш-Шаукани сказал: “Передается в хадисах то, что указывает на запрет вешать (что-либо), поэтому нет довода в словах ‘Абдуллаха ибн ‘Амра”. См. “Тухфату-ззакирин” 89.
Все это в случае, если бы данный асар был достоверным от ‘Абдуллаха, однако как мы видим, он недостоверен.
Даже если принять во внимание то мнение, что дозволено носить амулеты с аятами Корана, то самая большая опасность этого в том, что простолюд со временем начнет уповать на этот амулет, а не на Аллаха, полагая, что этот амулет и есть причина избавления от вреда, что и происходит с большинством носящих такие амулеты. А ведь это уже многобожие, да упасет нас Аллах от его любых проявлений! По этой причине все двери, ведущие к проявлению многобожия необходимо закрыть, и этого следует избегать!
Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх, перечислив разногласия ученых в этом вопросе, сказал: “Правильное в этом вопросе мнение тех, кто запрещал, и это по трем причинам:
Во-первых, обобщенный запрет амулетов, не имеющий исключений.
Во-вторых, перекрывание путей, которые могут привести к запретному, когда начнут вешать и амулеты не с аятами.
В-третьих, повесивший на себя амулет с аятами обязательно отнесется к этому пренебрежительно, заходя с этим в отхожее место, справляя нужду, отчищаясь и т.п.”. См. “Фатхуль-Маджид” 1/244.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: “Единогласны обладающие знанием в том, что запрещено носить амулеты, не содержащие в себе аяты Корана. Однако они разногласили в отношении дозволенности амулетов из аятов Корана. Некоторые дозволили ношение этого, а некоторые запретили. Однако мнение тех, кто это запретил сильней, поскольку опирается на общий смысл хадисов, запрещающих амулеты, а также закрывает двери, ведущие к запретному”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 1/212.
Воистину, уповать следует лишь на Одного Аллаха, Владыки вселенной и всего, что в ней есть. Ведь Всевышний Аллах сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен!» (ат-Талякъ 65: 3).
Следует знать, что создание любых причин для улучшения положения в мире этом или ином, не оговоренных шариатом, не принесут никакой пользы. См. “аль-Къауль аль-муфид” 1/109.
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Вхождение в туалет с украшениями с надписью “Аллах”
Вхождение в туалет с украшениями с надписью “Аллах”
Ассаламу алейкум ва рахматуллагьи ва баракатух.
Скажите, пожалуйста, можно ли носить кулон с надписью “Аллах” не снимая или на его ношение есть ограничения?
Зарание большое спасибо!
Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра Лидия! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
На Ваш вопрос отвечает шейх Атия Сакр: “Анас (да будет он угоден Аллаху) сказал: “При входе в туалет Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно снимал свое кольцо”. Известно, что на кольце Пророка были выгравированы слова “Мухаммад, Посланник Аллаха”.
Всевышний Аллах знает лучше.
Разрешено ли ношение кулона с именем Аллаха?
Разрешено ли ношение кулона с именем Аллаха?
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Первое, что нужно учесть в этом вопросе – это с какой целью вы одеваете этот кулон.
1. Если с целью оберега, как амулет – то это однозначно харам (запрещено), и относится к ширку (многобожие).
2. Если с целью украшения – то это мубах (разрешено). Но в этом случае нужно учитывать некоторые нюансы – это вход с таким кулоном (где написано имя Аллаха, или аяты из Корана) в туалет.
Анас (да будет он угоден Аллаху) сказал: “При входе в туалет Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно снимал свое кольцо”. Известно, что на кольце Пророка были выгравированы слова “Мухаммад, Посланник Аллаха”. Пророк поступал так попросту из-за того, что туалет – это место, в которое не следует заносить Имя Аллаха. Таким образом, входить в туалет с кольцом или чем-нибудь еще, содержащим Имя Аллаха, не разрешено.
Но мы должны подчеркнуть, что правило о входе в ванную с кольцом, кулоном содержащим имя Аллаха, относится к обычным случаям, когда нет опасения потерять кольцо. Если же оно может быть потеряно, брать его в ванную допустимо.