Муж богини лады

Лада – богиня первого поколения славянского пантеона Ясуней. По разным версиям является либо дочерью Сварога, либо его женой. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь . В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя, в тоже время, есть свидетельства, на основе которых многие исследователи полагают Ладу богиней брака (а вернее – миролюба, как говорили наши предки).

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами, как у ее скандинавского аналога – Фрейи. Лада – возвышенный образ женщины, которая, вероятно, вскоре станет Валькирией – помощницей и хранительницей Витязя.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Ясуней. Великая Лада богиня – покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Богиня Лада и Змей Ладон

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Кононенко Алексей Анатольевич

Еще про Тора:  Традиции и праздники славян

Символизировала у славян природу, жизненную силу, была матерью солнца (света) и воды, богиней любви, гармонии, брака, веселья, красоты и всякого благополучия, матерью-кормилицей мира, подательницей благ.

Муж богини лады

Встреча весны начиналась зазыванием матери солнца, великой Лады. Пели торжественные гимны в честь солнца, водили хороводы возле воды, обращались к луне, звездам, птицам, деревьям. Украшали березу, которая была символом Лады, поклонялись ей, водили вокруг нее хороводы.

На голове у Лады было малое дите – воплощение света, в руке – яблоко, зародыш творения мира. Бог Лад – муж богини материнства Лады. Представляли Ладу в образе красивой, украшенной слепящими лучами солнца женщины. Утренняя зоря считалась слезой этой богини. В руках она держала цветы и колосья.

По преданиям, родилась защитница людей и всего земного мира под прадеревом Золотой Вербой, почитали ее от прихода весны до начала полевых работ. Леда – богиня весны и плодородия у давних поляков, равнозначная Ладе. У чехов эта богиня называлась Красопани, Красина; литовцы называли ее Золотой Бабой. По функциям Ладе подобны: у индийцев богиня Бгавани; у египтян – Изида; у римлян – Венера; у греков – Гера, Афродита, Минерва, а более Латона; у пруссов – Жиза; у скандинавов – Фригия; у северных германцев – Герта. Как Латона у греков была матерью Аполлона и Дианы – мужской и женской сути, так и Лада у славян – мать Леля (света) и Лели (воды).

Девушки, которые принимали участие в ритуальных играх и хороводах в честь Лады, были служанками, или жрицами великой богини. Их называли ладовицами, ладовницами.

От имени Лады есть много исходных слов:

Ладувать, ладкувать (Волынь) – славить свадьбу;

Ладкувать (Рязань, Тула) – сватать;

Лады (Калуга) – обрученье;

Ладины (Осташков) – сговор о свадьбе;

Ладканье (Западная Украина) – свадебная песня;

Ладованье, ладуванье – пение весенних птиц; песни на Юрьев день;

Ладовицы – исполнительницы весенних песен;

Ладуванье (Болгария) – гадание о женихах;

Ладыно коло, ладыно хоро (Болгария) – весенние хороводы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лада
Семейное божество, широко распространенное в славянском фольклоре. Важнейшая богиня славянского пантеона.Исследователи долгое время считали, что Лада является одной из двух богинь рожениц. Корни их происхождения скрыты в глубокой древности. Аналогичные божества

ЛАДА И ЛЕЛЯ. А БЫЛ ЛИ ЛАД?

ЛАДА И ЛЕЛЯ. А БЫЛ ЛИ ЛАД?
По созвучию Летница — Лето — Лато — Лада А. Н. Афанасьев сопоставляет богиню Ладу с женской ипостасью Громовника: «Богиня Лада, в христианской замене её Богородицею, чествуема в народе прозваниями громницы и огненной Марии» (Афанасьев, 1994, т. 2, с.

Лад и/или Лада — Ладо (?)

10. Лад и/или Лада — Ладо (?)
Лада — общеславянская богиня любви, женского уклада в семье, богиня брака, согласно чешской „Mater Verborum“, (соотносимая там с Венерой) и „Синопсису“, а также „Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе“ (XVI век записи), под

РИТА — “КРУГ” — ЛАДА

РИТА — “КРУГ” — ЛАДА
В основу “Ригведы” и мировоззрения ариев положен “закон, которому должны повиноваться все боги, все люди”. Он называется рита, что переводится как “путь”, “движение”, “закон” и происходит от индоевропейского рото, означавшего “повозка”, “колесо”, “круг”. От

Глава 12 Лада – Мать сыра земля

Глава 12
Лада – Мать сыра земля
Наиболее древние упоминания о Ладе содержатся в польских церковных запрещениях языческих обрядов и относятся к первой половине XV века. В конце того же века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Ляда (Lyada), а в XVII

Жан Батист Ламарк Лада Терлова

Жан Батист Ламарк
Лада Терлова
Первая последовательная теория эволюции была создана Жаном-Батистом Ламарком, французским естествоиспытателем и философом. Его теория впервые представляет в систематическом и законченном виде взгляд на сам факт эволюции и факторы,

Глава 21. Лада

Глава 21. Лада
Как мы уже выяснили, мистическое, с иудохристианской точки зрения, слово «бог», с древнерусского языка и священного санскрита означает всего-навсего «луч», проявление какой-либо вибрационной энергии. Мистическим может выглядеть только то, что эта энергия

ЛАДА — СЛАВЯНСКАЯ МАТЕРЬ БОГОВ

Лада — самое прекрасное, нежное и светлое Божество славянского мира. В Её веданье находились любовь и семейное благополучие. Поэтому каждая молодая пара обязательно приносила Ладе дары — сладкий мед, спелые ягоды или букет полевых цветов, прося Богиню о семейном счастье. Лада — это старшая из Рожаниц, Матерь Богов, трансформировавшаяся в христианстве в Богородицу. Лада, как и другие Богини славянского пантеона, присутствует при появлении человека на свет и во многом определяет его жизненный путь, по окончании которого Она препровождает душу в мир иной, каждую в свой Род. Ладу почитали все — и стар, и млад, но все же чаще обращались к Ней женщины, принося Богине вышитые рушники, платки и кольца. Дары оставляли не только подле Куммира, но и в Священных Рощах, повязывая или подвешивая их на деревьях. Олицетворением Лады считалась береза, и кое-где и поныне на Троицу (заместившую с приходом христианства древний праздник Стадо, проводившийся в честь Богини) принято заплетать на березке ветви, словно косы Богине. Отсюда становится понятным, почему именно это дерево стало символом нашей страны.

, а еще один праздник в Её честь, соответственно, щедровки. Отмечался он 19 января (по новому стилю), в день нынешнего Крещения. Во славу Богини пелись песни, приносились дары и проводились народные гуляния. Так что традиция под Старый новый год ходить по дворам с песнями, растет корнями именно отсюда, тем более, что зачастую и песня исполнялась характерная — «Щедрый вечер». Невероятной красоты храм Лады находился в Киеве, и в том храме стоял Куммир Богини, представлявший супругу Сварога как неописуемую красавицу в венке на золотых волосах, украшенных жемчугами, одетую в платье с богатым шитьем и богато отделанное драгоценностями. За руку она держала чудесного младенца, своего сына Леля — славянского Бога Любви. Храм действовал вплоть до крещения Руси Владимиром, но культ Богини продолжал существовать и после. Посему неудивительно, что в нашем языке с именем Лады связано столько понятий и слов: поладить, ладно, уладить, уклад, в той или иной мере обозначающих установление порядка. Вспомнимъ Мɣдрыя Заповеди и наставленiя Лады Матушки: 01. Благословлённыя Сварогомъ первенцы Рода да сочетаютъ ся Союзомъ Семейнымъ въ Лѣта Мɣдрости своей. 02. Та изъ женъ коiя отречетъ ся отъ мужа свояго и Рода его, недостойна быти Матерью и не извѣдаетъ она Счастья и Радости въ жизни своея а токмо лишь горечь утратъ. 03. Ежели коiя Матерь отречетъ ся отъ чада свояго въ мукахъ рождённаго то не обрящетъ она покоя въ Дɣше своея ни въ Мiре Яви ни въ Мiре Нави и Сварга Прѣчистая навѣчно скроетъ ся отъ нея. 04. Да вложитъ любая Матерь Дɣшу свою да во всѣ дѣянiя своя и сотворитъ въ Доме своя Покой, Ладность и Радость. 05. Да не отречетъ ся дщерь Божiя отъ долга предъ Родомъ и не отречетъ ся отъ рожденiя чадъ сверхъ Долга предъ Родомъ. 06. Да царитъ въ Союзе Семейном лишь Ладъ да Любовь и да не постигнутъ Союзъ Семейный тотъ беды лихолетье и утраты. 07. Живите люди въ Союзе съ Природою возмножая ея а не губя ея. 08. Да прiиметъ дщерь Божiя въ Семейномъ Союзе супруга нареченнаго свояго и любить-почитать будетъ его, какъ Бога-Защитника Рода свояго. 09. Да прiиметъ сынъ Божий въ Семейномъ Союзе супругу нареченную свою и любить-почитать будет ея, какъ Богиню-Хранительницу домашняго Очага свояго и продолжательницу Рода свояго. 10. Сохраняйте Семейныя Союзы ваши. Богами освященныя во врѣмена радостныя и во врѣмена горестныя и да помогутъ вамъ Боги Свѣтлыя и приумножатъ ся древнiя Роды ваши. 11. Берегите дщери Божiи съ измальства власы русыя – честь Родовъ своихъ, заплетай те свои власы русыя въ косы дивныя покрывай те ихъ бѣрегинями. 12. Пробуждайте сь вы ото сновъ съ Яснымъ Солнышкомъ на покой проводятъ васъ Звезды Ясныя. 13. Да прибудетъ во Родахъ младший сынъ со Родителями и содержитъ онъ Родителей своихъ во дни старости тако же как и они содержали его во дни младости. 14. Ежели во славном Роду вашемъ более шести дочерей то лучше породнить ся вамъ съ могучимъ Родомъ въ коем более шести сыновей. И сiе благодатное Родство ваше укрепитъ древнiя и славныя Роды ваши. 15. Чемъ больше детей будетъ въ Родахъ вашихъ темъ больше Любви, Радости и Счастья пребуде въ Родахъ вашихъ ибо дети ваша укрепляютъ Роды ваша и приводятъ их къ велицiю и процвѣтанiю. 16. Никогда не забывай те чада Расы Великай Боговъ-Покровителей Родовъ ваша и всѣхъ Прѣдковъ Родовъ ваша ибо всѣ Боги-Покровитѣли и Мɣдрыя Прѣдки ваша есть могучiя корни Родовъ ваша источникъ жизни и процвѣтанiя Родовъ ваша. Во Урочище родного Пятигорья Разносило эхо Славу въ Поднебесье, Обращали сь люди къ Ладушке съ Любовью, Да изъ Дɣшъ Славѧнскихъ лили сь песни. Ко Небесной Багородице ихъ рѣчи Сквозь пространства многiя, Мiры, Изъ сердецъ костровъ и въ Безконечность Приносили Русичи дары. Ой, да Слава Ладе, Ладе Матушке! Да Боговъ поКоны Раса не забудетъ! Славеѵ да Триславеѵ Родъ нашъ Батюшка! Такъ бысть, такъ еси и такъ буди! (С. Языковъ) Гимн-Правьславленiе: Ой, Ты, Лада-Матушка! Матерь Сва Прѣчистая! Не остави насъ безъ Любви и Счастiя! Благодать свою низпошли на насъ, яко и мы чтимъ и славимъ Тя нынѣ и прiснw и отъ Круга до Круга, до скончанiя Врѣменъ пока свѣтитъ намъ Ярило-Солнце! Да Пребудетъ во всѣх Родахъ Свѧта РАСЫ Ладъ да Любовь! Слава Ладе-Богородице Матушке нашей Небеснай! Отъ Круга до Круга! Такъ бысть, такъ еси, такъ буди! Го Сударыня Лада-Матушка Мать Небѣсная Богородица! Посети насъ Ты Сiлай Свѣтлаю благослови на дѣянiя добрыя на дѣянiя славныя да въ Славу Рода наша. Такъ бысть, такъ еси, такъ буди! Го Сударыня Лада-Матушка Мать Небѣсная Багородица! Благословенна Ты Покровитѣльница Родовъ Расы Великай да потомковъ Рода Небѣснаго! Благодаримъ Тя за помощь во всѣхъ дѣянiяхъ наша да въ всѣ врѣмена пока свѣтитъ намъ Ярило-Солнце! Такъ бысть, такъ еси, такъ буди! Го Сударыня Лада-Матушка Мать Небесна Богородица! Благослови Ты мя въ путь- дорогу дальню, перехожу да прямоезжу и да пусть свѣтится Имя Твоё изъ Рода в Родъ! Такъ бысть, такъ еси, такъ буди! Слава Ладе Богородице

Муж богини лады

Муж богини лады

Муж богини лады

Славянская богиня Лада.

Если вдуматься, то само имя богини — Лада звучит, крайне благозвучно и очень приятно. Само имя происходит от слова «лад», что означает хороший, пригожий, ладненький, милый. Древние славяне этим словом называли жену. Имя само диктует, какой представлялась нашим предкам идеальная жена: добрая, весёлая, спокойная и умная. В древнерусской речи присутствовали такие слова, как: «лады», что означало помолвка, или, например, «ладканя», так называлась песня, которую пели на свадьбе. С сегодняшней русской речи часто употребляют слово «лады», сейчас оно скорее относится к сленгу, означает, что речь идёт о том, что говорящие смогли прийти к соглашению. В древности, когда достигали соглашения, то это называлось «ладником». Так, имя богини Лады непрерывно связанно с институтом брака. Именно поэтому древние славяне почитали её как богиню браков и семьи. Если в семье долго не было ребёнка и рождалась дочь, то её называли Ладой, что означало, что этот ребёнок был желанен всем сердцем. Считалось, что это благодать самой богини.

Богиня любви и красоты Лада.

Кроме того, что Ладу почитали как богиню брака, её так же называли богиней любви и красоты. Сам образ светлой богини всегда изображался в лоне природы, окружённой солнечным светом и бабочками. Её платья словно были свиты из листьев и по большей части были зелёными. Некоторые даже приписывают образу богини Лады зелёные волосы. Всё вокруг богини наполнялось жизнью и стремлением любить. Лада давала своё благословение людям и за ней по пятам на смену зимы приходила тёплая весна — пора любви. Девушки молились ей о том, чтобы были они красивы и желанны для своих избранников. Богиня любила лишь добрых и мягких нравом девушек и потакала их просьбам. Существуют доказательства, что до того, как на Русь пришло христианство, в Киеве стоял деревянный храм богини Лады. В центре храма стояла большая скульптура красивой женщины, облачённый в традиционный русский сарафан, который был подпоясан ремешком из драгоценных камней. На золотых волосах её лежал венок розовый. Вообще капища богини были по всей Руси, но самый большой из них был расположен на берегу Ладожского озера. Если вдуматься, то можно заметить, что само название озера происходит от слияния двух слов: «Лада» и «га», что означало путь. Иными словами, название озера означает «идти к Ладе». Славянская богиня Лада женская ипостась великого Рода, поэтому её и называют старшей и трёх Рожениц, которым покровительствует отец Род. Богиня Лада является женой Сварога Светлого и праматерью всех богов. Она относится к первому поколению богов Ясуней. Именно Лада лада свободу мужскому началу Рода и позволила нашему миру родиться. Она двигательная сила нашей вселенной и она продолжение самого Рода. Она может принимать разные виды. Одним из таких является бог мужского рода — Лад. Это бог согласия и дружбы. Вообще древние славяне свой быт и всю жизнь называли «ладом», что означает, что человек должен жить правильно и хорошо. От имен бога Лада произошло слово «ладонь». Обычай пожимать руку берёт своё начало именно отсюда. Подать свою ладонь, значит дать согласие и высказать свою доброжелательность. У языческой богини Лады так же есть и другая мужская ипостась — Лель. Озорной и прекрасный юноша, с чьих ладоней сыплются искры, которые способны пробудить любовь. В древнегреческой мифологии Лель имел отклик в образе Эроса, а у римлян в образе Амура, что своими стрелами соединял сердца смертны. Но самой яркой мужской ипостасью славянской богини Лады принято считать образ бога наслаждения — Услада. Этот бог отвечал не просто за веселье, а за сближение душ и упоение от чистой и искренней любви.

Сварог и Лада.

Сварог и Лада являются мужем и женой, и главными богами в древнеславянском пантеоне. Они первые дети Великого Рода, являясь его продолжением. Лада и Сварог-это воплощение женской и мужской силы, от которого и произошла наша вселенная. По верованиям наших предком, вначале было яйцо, из которого появился Род и тело его послужило полотном для создания вселенной. Солнце и луна — это очи Рода, а млечный путь — это его волосы. Он искрой света и святого огня породил своего первого сына Сварога, что стал небесным кузнецом всего мира. Лада второе творение Рода, и она стала женой для Сварога. Сварог ковал и из искр его огня рождались новые боги, а Лада порождала богинь, которые были её продолжением и воплощением одновременно. Сварог выковал для своей жены самое первое обручальное кольцо, что научило людей искать своих суженных. Чаще всего Лада и Сварог изображались вместе, как отец и мать всего живого. Они символ крепкого семьи и любви между супругами. Отличный пример того, как мужчина и женщина должны дополнять друг друга.

Символы и обереги богини Лады.

Муж богини лады

Муж богини лады

Русские боги. Подлинная история арийского язычества
Абрашкин Анатолий Александрович

У восточных и южных славян имя богини возглашается преимущественно в припевах весенних и свадебных песен. За пределами славянского мира имя Лады известно также балтийским народам – латышам и литовцам, так что ареал распространения ее культа охватывает земли от Адриатического моря до Камы и от Балкан до Балтийского моря. А.С. Фаминцын в книге «Божества древних славян» показал, что корень «лад» присутствует во многих названиях славянских земель, преимущественно же в Хорватии, Венгрии и в средних и северных областях России.

Некоторые исследователи (в частности, Е.В. Аничков, Н.М. Гальковский) настаивали, что, мол, не следует возводить Ладу в ранг божества, поскольку упоминания о ней у славян присутствуют только в песенном фольклоре. Но разве можно идти против народной традиции? Вот, к примеру, хорватская песня-молитва конца XVIII в., которая исполнялась во время летнего солнцестояния:

Красивый Иван рвет розы

Тебе, Ладо, святое божество.

Ладо! Слушай нас, Ладо!

Песни, Лада, поем мы тебе,

Сердца наши склоняем к тебе.

Здесь Лада не только напрямую названа святым божеством, но и замещает Купалу – одно из воплощений богини Марьи. В народных песнях слово «лад» означает нежно любимого друга, мужа, любовника, а в женской форме «лада» – подругу, жену, возлюбленную. «Лады», – говорят люди, когда решили какое-то важное дело и достигли согласия, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады – помолвка, ладило – сват, ладканя – свадебная песня. «Ладовые» песни исполнялись преимущественно девушками. В Болгарии их называли «ладовицами», а их хороводы – «ладино коло (хоро)». В большинстве этих песен «Лада», «Ладо» – обычно лишь простой припев. Но в одной русской песне говорится:

Ой, мати Лада, мати!

Здесь Лада – богиня весны, богиня-мать. Заклинание весны и пение веснянок производилось на высоких местах: люди выходили на вершины холмов, влезали на деревья, по угловым торцам влезали на крыши изб и оттуда приветствовали весну. В некоторых украинских песнях Ладу называют царевной, а в белорусских – королевной. Учитывая все это, обычно (вслед за А.С. Фаминцыным и поддержавшим его Б.А. Рыбаковым) делается вывод, что Лада – божество согласия, весны и любви, богиня брака и благополучия, и ее можно поставить в один род с рассматривавшимися в предыдущей главе весенними воплощениями Великой богини. Однако есть ряд обстоятельств, которые требуют отнестись к образу богини более внимательно.

Для начала подчеркнем, что Лада – единственный персонаж русской мифологии, который напрямую именуется матерью. Ранее, проясняя смысл имен богинь Марьи, Масленицы, Костромы, мы выделяли в них слог «ма», имеющий значение «мать». Но это, так сказать, шифр слова, его внутренний код. Никаких прямых указаний на материнство этих богинь нет. В отличие от них, Лада именуется матерью, и мы вправе предположить, что в ряду ипостасей Прародительниц мира она имеет особый статус. Тем более, согласно польским преданиям, она, действительно, мать Леля и Полеля.

Вторая «мелочь». Ладовые песни исполнялись не только весной и в первую половину лета, но и во время свадеб и святочных гаданий. В Болгарии девушки под Новый год проводили гадание, называемое «ладуванием». Для этого доставали «немую воду» (то есть взятую молча), ставили ее на ночь под звезды, а затем бросали в нее свои перстеньки. При извлечении перстней пелись песни с припевом «Тай-Ладо!» Выходит, что обращались к богине и зимой, а это значит, что Ладу нельзя называть богиней весны. Она поминалась независимо от времени года, что опять-таки говорит об обладании ею какими-то более широкими функциями, по сравнению с весенними богинями плодородия.

И, наконец, самая главная «придирка», филологическая. Заглянув в «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера, мы с удивлением обнаружим, что у слов «лад», «лада» надежной этимологии нет. По-другому, они родились на общеиндоевропейской почве и оригинального смыслового значения в славянских языках не имеют. Это очень серьезный удар по традиционной трактовке образа богини, в статье «лада» даже дана ссылка на статью А.А. Потебни, где Лада названа лжебожеством. Конечно, известны примеры, когда академические ученые отстаивают заведомо неверные позиции, как в случае происхождения имен «Русь» и «Иван». Но в данном случае ситуация особая. Дело в том, что перевод словаря с немецкого и дополнения к нему выполнены О.Н. Трубачевым – исключительно уважаемым славистом, твердым защитником национальных святынь.

О.Н. Трубачев считал неприемлемым обе крайности, порожденные неясностью слова – как отнесение этого слова к бессмысленному песенному рефрену, так и возведение Лады в ранг божества. Сам исследователь трактовал его в контексте славянских терминов родства. Согласно ему, праславянское *lada (звездочка означает, что слово это гипотетическое и существовало в эпоху индоевропейского единства) восходит к индоевропейскому корню *aldh – «выросший, зрелый», который дал в германском языке aldi – «человек». Первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина» (сравни: упоминание лад – возлюбленных мужей в «Слове о полку Игореве»). Перенесение этого слова на женщину – вторично. Песенный рефрен «дед-ладо», «дид-ладо» объясняется при этом, как название старшего родича (деда) и именное определение при нем.

Пусть извинит меня читатель за столь подробное погружение в языкознание. Но сделано это намеренно. Ведь вы почувствовали, что маститый ученый перемудрил! Ведь никакие хитроумные построения не обманут родовой памяти и сердца, которое откликается на заветные слова, пронесенные сквозь тысячелетия. Тем более, если это имена богов. Но свои предчувствия надо доказывать. Что ж, попробуем возразить О.Н. Трубачеву, предложив свою версию происхождения слова «лада».

Есть в русском языке одно древнее, но удивительное по богатству охватываемых им смысловых ассоциаций слово. В настоящее время оно почти не употребляется, и мало кто даже слышал его. Но теперь уж точно никогда не забудет. Ляда (лядина) – пустошь, заросль, покинутая и заросшая лесом земля, запущенные заросли, чищоба, починок, посека, кулига, валки, пожог, лесной перелог, лесок по болоту, березнячок с хвойным посадом, то есть мешаный; вообще: низкая, мокрая и плохая почва; мочижина с мелким леском, ляга, болото с яминами, лыва, постоянная лужа, полой. Казалось бы, простенькое слово из четырех букв, но как же многозначно оно. Тут же проясняется смысл названий нижегородских сел и деревень, в которых автор бывал раньше – Ляды, Валки, Починки. Общее для всех них в том, что они стоят на плохих и, большей частью, мокрых почвах. Но как в одном слове уместились столь разнообразные «картинки»?

Давайте немного пофантазируем. Представим, например, территорию, с которой отступил ледник. Долгое время здесь еще будет болото с яминами или ляга (лужа, пруд). С наступлением теплого климата в этих краях на пустошах вблизи водоемов появятся лесочки, где березки будут чередоваться с хвойными растениями. Еще позже люди, пожелавшие окультурить этот кусочек земли, начнут осушать болота и устраивать пожог выбранных для земледелия участков леса. Край будет постепенно преображаться, а изначальное название местности – «ляда», которое мы предлагаем производить от слова «лед», будет оставаться неизменным. В итоге слово «ляда» обретет множество значений.

Итак, мы предлагаем следующую схему рождения «лада»:

ЛЕД ? ЛЯДА ? ЛАДА

В нашей интерпретации в своем изначальном значении лада – это ляда, неокультуренная, влажная почва. Соответственно, богиня Лада – это Мать сыра земля. Эпитет «сырая» богиня земли носит только в русской мифологии. При этом имя богини не называется. Часто в качестве Матери-земли называют богиню Макошь (Мокошь). Основанием к тому служит лишь одно: желание производить ее имя от прилагательного «мокрый». По нашему мнению, Макошь – «Ма(ть) Коша (Кощея)», Троецыплятница (смотри главу 5), богиня плодородия. Но с культом земли она не связана.

Слова «лада», «лад» происходят от «ляды», но последняя непосредственно связана с корнем «лед». Именно с оттаявшей ото льда землей первоначально соотносилась ляда (возможность перехода «я (йа)» в «а» трудно отрицать). Даже в слове «лед» корневая гласная в некоторых славянских языках изменяется: в словацком – «l’ad», в польском – «lod», в древне-прусском – «ladis». Но что самое важное: для слова лед «за пределами балто-славянской группы бесспорных соответствий не имеется» (Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1993). А это как раз и есть ареал почитания богини Лады!

Соединяя понятие твердого, неизменного льда со словом «лад», мы объясняем, почему последнее имело значение «порядок», «согласие». Соглашаясь с О.Н. Трубачевым, что отношения родства, отражаемые этим словом, являются следствием общих корней индоевропейских народов, мы, однако, воспользуемся примерами из русского языка. Пусть извинит нас читатель, но наше ненормативное слово «елда» (мужской половой член), наверное, все же архаичнее германского «человека». Во всяком случае, указав на него, мы вправе говорить об автохтонности общеславянского корня «лад». Это означает, что все топонимы в славянских землях, содержащие корень «лад», даны славянами. И изыскания А.С. Фаминцына о распространенности культа славяно-русской Лады абсолютно правильны. Развивая эту мысль, мы со всей определенностью проговорим, что названия Ладожского озера и города Ладоги на нем хранят память о почитании в этих местах богини Лады. Ладога – родина Лады. Да будет так! Кстати и то, что Ладожское озеро ледникового происхождения. Лед, лад, Лада – звенья одной цепи.

А.С. Фаминцын, отталкиваясь от анализа ладовых песен, высказал предположение о существовании мужской параллели Лады – бога Лада (или Ладо), которого он отождествил, с одной стороны со славянским Ярилой, а с другой – с Аполлоном. Эту идею не поддержал даже Б.А. Рыбаков – главный защитник языческой самобытности в советское время. Согласимся, что основательных доказательств А.С. Фаминцын не привел, но думал он, безусловно, в правильном направлении. Если была мужская параллель у Марьи – Яр и у Купалы – Бел, то почему бы не быть таковому у Лады?

Какой русский не слышал об Алатырь-камне? Латырь (Алатырь) – в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», пуп земли, наделяемый сакральными и целебными свойствами. В «Голубиной книге» и русских заговорах Алатырь – «бел горюч камень». Пуп значит «гора», «яр», а «Латырь» – «ледяной яр» (ледырь!), лед-камень, «Ладо-Яр». Сверкающий на солнце лед, действительно, похож на белый, горящий огнем камень. Алатырь лежит в самом центре мира, посреди океана, на острове Буяне. Под тем камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет. Прозвище «лодырь» (изначально «лодарь») очень подойдет ему.

Из-под Алатырь камня текут источники, дающие всему миру пропитание и исцеление, то есть живая вода. Алатырь – символ мужского плодородия (не забудем о связи его названия с нашим ненормативным существительным). В архаическую эпоху вертикально стоящие камни (ритуальные фаллосы) выступали в роли святилищ бога любви. Поэтому Алатырь-камень символизирует супруга Лады. В незапамятные времена Балтийское море называлось Алатырским. Ледяная Балтика (ледяное болото), лядина с возвышающимся над ней айсбергом – олицетворение любовного союза Лады и Ладояра.

В храме Природы Алатырь – алтарь Лады. По имени камня названы возвышения рельефа – (В)алдай, Алтай, Алданское нагорье (Якутия), и города – Алатырь (Приволжская возвышенность) и Ялта (Крымские горы). Это сакральные центры культа Лады. Но культ Лады и ее возлюбленного распространялся с Русского Севера не только на юг и юго-восток, но и в балканском направлении. Гористая Эллада – это та же ляда, но уже обожженная неизбывным солнечным теплом. В Греции Ладояра называли Ладоном. Он был известен в двух ипостасях: как речной бог и как змей, стерегущий золотые яблоки в саду Гесперид. В обоих случаях он – потомок морских божеств: в первом – сын Океана и Тефиды (его сестры), породившей все реки и три тысячи океанид, а во втором – сын морских чудовищ Форкия и Кето (сравни, русское «кит»). Это крайне важное указание в пользу связи образа богини Лады со льдом и водой. Надеемся, теперь читатель согласится, что сказочным воплощением Лады выступает царевна-лягушка. Неожиданно, не правда ли? Но «ляга» – это «пруд», «озеро», «яма с водой», это, считай, тоже ляда.

Многие исследователи отмечали, что греческими параллелями Лады являются богиня Лето – мать Аполлона и Артемиды, и возлюбленная Зевса – Леда, с которой он соединился, воплотившись в лебедя. Однако, кажется еще никто не утверждал, что к числу греческих воплощений Лады следует отнести и дочь богини раздора Ириды Лету, чьим именем названа река в царстве мертвых. Испив ее воду, души умерших забывают свою земную жизнь. Традиционная интерпретация Лады, как богини любви, брака и плодородия не в силах объяснить ее параллель с Летой. Но в нашей интерпретации это естественное развитие образа Лады, как хранительницы целительных источников. В какой-то момент греки связали чуждую им богиню с подземным миром (в силу ее древности), где она стала хранительницей источников забвения.

Аполлона, Артемиду и породившую их Лето греки относили к гиперборейским богам. Гипербореи, то есть живущие за северным ветром, – обитатели Русского Севера и Прибалтики. Это как раз те края, откуда пришел культ Лады в Центральную и Западную Европу. Названия Латвия и Литва происходят от имени богини. Англичане хранят память о богине в словах «леди» и «миледи». Лето была дочерью титаниды Фебы, имя которой в переводе с греческого означает «светлая, сияющая». Иными словами, Лето была дочерью русой богини, русалки, русской богини. Сама Лето олицетворяла людей, мигрировавших в Грецию с севера, и выступала естественным замещением Лады.

Итак, с Ладой и ее божественным другом Ладояром мы, кажется, разобрались. Но вопрос с ее детьми так и остался. Здесь царит полный разнобой. Обычно говорят только о Леле, считая Полеля песенным фантомом, прилепившимся к Лелю как припевка.

Последнего же во многих книгах представляют в виде златовласого, как и мать Лада, крылатого божка любви, славянского Амура.

Противники такого истолкования ссылаются на существование у украинцев и белорусов праздника под названием Ляльник, который проводился 25 апреля по старому стилю. В этот день девушки выбирали из своего круга самую красивую на роль Ляли. Украшенная венком, она усаживалась на специально приготовленную из дерна скамью (связь с миром растительности), а рядом с ней укладывались приношения: хлеб, яйца, сыр, масло, сметана, кувшин с молоком. У ног ее складывали венки. Девушки водили хоровод вокруг Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая:

Дай нам житцу да пшаницу,

Ляля, Ляля, наша Ляля!

В агародзе, сенажаце

Ровны гряды, ровны зряды,

По окончании хоровода Ляля раздавала девушкам венки.

Песни с припевом «О-эв-Леля!», «Лелемье» наиболее часто исполнялись в русальную неделю, посвященную благодарению духов растительности. На основании этого делают вывод, что Леля – богиня молодой зелени. Как покровительница юности, покровительница девушек, она была включена в свадебную обрядность и стала персонажем исполняемых во время свадеб песен.

Пример чисто женского праздника – Троецыплятницы – мы уже приводили. Символом фаллоса на празднике Троецыплятницы выступали неразломанные куриные кости, и мужчина все равно как бы участвовал в обрядовых действиях. В Ляльнике это скамья из дерна, на которую садится Ляля (если кто-то сомневается в этом, то пусть вспомнит о значениях глаголов «дернуть», «отодрать»). Если Ляля на празднике играет роль Лады, то скамья – роль Алатыря. Ляля попросту заместила Ладу. Имя Лады отсутствует также и в обрядовых песнях Ляльника. Следовательно, никаких выводов о связи Лады и Леля (или Лели) праздник Ляльник дать не может!

Придется разобраться с Лелем и Полелем самостоятельно. Мы будем исходить из факта существования обоих героев, все ж таки надо уважать древних собирателей фольклора. Уж, наверное, они понимали, где употребляется имя, а где просто припевка. К тому же, есть хорошее практическое правило: если при сборке какой-либо конструкции остаются лишние детали, не спеши их выбрасывать.

Лада – одна из ипостасей Великой богини, и мы достаточно хорошо представляем, как происходили праздники в ее честь. Но есть одна деталь, которая еще не обсуждалась. Иногда хоронили не чучело богини, а чучело мужчины с подчеркнутыми физическими атрибутами. Так, к кукле Ярилы приделывали огромный фаллос (дубину стоеросовую). Известен и другой персонаж русской мифологии, имя у которого «говорящее», – Кострубонька. Чучело его тоже сжигали, но это действие имитировало процесс утраты божеством производящей силы, оскопление, «отрубание Кости». В мифологии это хорошо известный факт: бог нового поколения, чтобы взойти на престол, оскоплял предшественника.

На Руси, похоже, такие ритуалы носили чисто символический характер. Этого нельзя сказать про страны Средиземноморья. Так, малоазийская (фригийская) богиня Кибела требовала от куретов полного подчинения. Во время праздничной церемонии они наносили друг другу кровавые раны, а неофиты оскопляли себя во имя богини, уходя из мира обычной жизни и предавая себя в ее власть.

Вы скажете, а при чем здесь Лада? Что ж, пора открывать и ее тайны. Вот одна из греческих параллелей Лады – Леда. Она была матерью двух знаменитых близнецов. Их называли Диоскурами, то есть «Божественными Куретами». Интересно? Идем дальше, имя одного было Кастор, его мы переводим как «кастрат», этот курет – двойник нашему Кострубоньке. Имя второго – Полидевк. Он был известен, как великий кулачный боец, но принадлежность к куретам почему-то настраивает нас толковать его имя как «Полудевка».

Впрочем, сама расшифровка имен близнецов для нас не главное. История Леды подталкивает нас к мысли, что Лель и Полель были двумя братьями-близнецами. Но что же означали их имена? Тут самое время еще раз подчеркнуть, что почитание Великой Богини в нашем Отечестве не принимало таких разнузданных форм, как в Средиземноморье. У нас крайне важное значение имел символизм. Что наши волшебные сказки, что имена божественных персонажей – все облечено в завораживающую поэтическую форму. Вот, к примеру, хорошо известная всем с детских лет песенка:

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

О чем она? Это обрядовая песня, исполнявшаяся во время праздника в честь Великой богини. Береза (дерево) здесь символически обозначает предмет жертвоприношения богине. Лель (в данном припеве «люли») – его название. В нашей песне фигурирует береза, но какое дерево на Русском Севере, на родине Лады, должно было стать ритуальным? Конечно же, ель. Лель – это ель! Согласитесь, что красиво. К тому же, слово «ель» («ели») имеет значения «есть», «согласие». Первое из них выражает главное содержание понятие «бог» (его существование), а второе передает ключевой смысл русского лада. Восхитимся нашими предками! И.С. Тургенев писал: «О, великий и могучий русский язык!» Нам же хочется продолжить: «О, великий и могучий русский народ!»

Ну, хорошо. А что значит Полель? Пол-ели, половина ели, переломанное дерево – есть кому «березу заломати». Русская мифология намного тоньше и изысканней изображает диоскуров. Имя Лель символически обозначает эректированный фаллос, это атрибут неофита, который только готовится принести жертву богине. Имя его брата-близнеца символизирует уже сам предмет жертвоприношения, вернее, его часть, половину. Понятно, что Лель и Полель должны быть близнецами, поскольку они по существу обозначают состояние одного и того же человека до и после жертвоприношения. Кстати, «ляда» – прозвище скопцов.

Здесь следует еще раз вспомнить, что богиня Лада была покровительницей браков и постоянно поминалась во время свадебных ритуалов. А на них, как свидетельствуют христианские апологеты, «чтили срамные уды», кланялись им и клали жертвенные приношения. Таким образом, все сходится: культ фалла пронизывал свадебные ритуалы и был частью священных ритуалов, которые олицетворяли Лель и Полель.

В момент зарождения культа Лады ее священным деревом была ель. По мере распространения культа богини в умеренные широты эта роль перешла к березе. Но на Новый Год мы наряжаем все же елку! Новый Год – это новый цикл обновления, это, по своей внутренней сути, праздник Великой богини. Вот почему на святки пели ладовые песни. А наши выражения «елки-палки» и «елы-палы»! Так мы поминаем Леля и Полеля, а в их лице и божественную мать близнецов, богиню Ладу.

Уже в эпоху повсеместного распространения христианства в крестьянской среде хранили верность Ладе. Известна такая сербохорватская песня:

Молимся вышнему богу.

Ой, Лада, ой!

Да подует, Лада,

Да подует тихий ветер,

Да ударит, Лада,

Да ударит урожайный дождь,

Все песнопение о дожде пронизано именем Лады, но рядом с ней (вслед за ней, на втором месте) появился и «вышний бог» из христианской фразеологии. Таким образом, среди языческих богов Лада обладала огромным авторитетом, и сравниться с ней по степени влияния мог разве только Род. Но уже к середине XIX века, когда произошло вытеснение из крестьянского быта древних языческих обрядов, имя богини, отделившись от христианского бога, сохранилось лишь в припеве:

Благослови, троица богородица,

Нам в лес пойти,

Нам венки завивать!

Ай, Дидо, ай, Ладо!

К тому же, словосочетание «бе лада» («быть ладой») сделали матерным ругательством. Но, как бы то ни было, пусть даже в искаженной транскрипции (в виде повсеместного ныне «блин»), имя богини живет в народе. Да, велика сила народной традиции!

Мать сыра земля
Согласно народным представлениям, одна из основных составных частей мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем).Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожай,

ОТЕЦ-НЕБО И МАТЬ-ЗЕМЛЯ

ОТЕЦ-НЕБО И МАТЬ-ЗЕМЛЯ

Занимающие широкий простор, великие, неиссякающие,
Отец и мать охраняют все существа.
РВ, I, 160, «К Небу и Земле»

ДЫЙ/ДИВЪ
В шести гимнах Ригведы бог неба Дьяус упомянут рядом со своей., женой Притхиви — землёй, но ему не посвящено ни единого гимна

Мать – сыра земля

Земля как мать народов
Неделю назад папа Римский пpичислил к лику святых 45 испанских священников, pасстpелянных в годы гpажданской войны 1936-39 гг. Ее считают последней кpестьянской войной в Евpопе. Расстpеливали в основном pабочие-анаpхисты, сыновья и внуки тех кpестьян,

Мать Сыра Земля
Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарник, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью

Ярило и Мать Сыра Земля

Ярило и Мать Сыра Земля
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья.И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли

Блюда из сыра и с добавлением сыра

Блюда из сыра и с добавлением сыра
Сычужные сыры пригодны к употреблению без всякой кулинарной обработки. Поэтому у оседлых народов сыроварение являлось способом переработки молока для длительного хранения и получения деликатесных продуктов. Блюд из сыра в их кухнях

Глава 16 КРЫШКА С КОРОБКИ ТЕРТОГО СЫРА – СМЕЮЩАЯСЯ КОРОВА

Мать Земля и Отец Небо
Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему слову, означающему

Мать Сыра Земля
С древних времен Землю славяне называли матерью, она обожествлялась. В поверьях Земля – святая и чистая, нет в ней ничего лихого, враждебного людям. Например, ведьм и злых колдунов Земля не принимает – бродят они упырями. Нечисть после третьих петухов (на

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *