Народный алфавит и статьи по этнологии

Главы из книги Г.М.НауменкоФольклорная азбука

Народный алфавит и статьи по этнологии

Фольклорная азбука Науменко Георгия Марковича

Народное хоровое пение в основе своей — многоголосное, являющееся высшей формой народного песенного искусства — полифонического распева «на голоса». Здесь каждый голос, возникающий и звучащий в песне, сохраняя свою мелодическую самостоятельность, в то же время осторожно и тонко углубляет выразительность мелодии, не искажая ее. Можно выделить четыре основных вида многоголосия.

Первый вид — гетерофонный. Относится к наиболее древним образцам хорового двухголосия. Представляет собой простейшее сочетание основного напева с сопровождающим его голосом — в унисон или с незначительными, как бы случайными, эпизодическими расхождениями на секунду, терцию и реже на кварту, квинту. Как правило, такие сопутствующие голоса мелодически мало самостоятельны. Они почти точно дублируют, сохраняют основной контур напева, лишь эпизодически варьируя его.

Второй вид — подголосочно-полифонический. Здесь вместе с ведущим голосом основного напева возникают его мелодические варианты — подголоски (от слова «подголосить», подпеть). Эта система подголосков отличается большой свободой и многообразием полифонического изложения. Подголоски могут находиться внизу, вверху, поддерживать основную мелодию, украшать, расцвечивать ее, а иногда и противостоять ей.

Третий вид — втора. Здесь сопутствующий основному напеву подголосок движется главным образом параллельными, чаще всего консонирующими интервалами. Подголосок подобного типа рождается из уменья народных певцов «вторить», то есть подстраивать второй голос к основному напеву. В развитой же форме народного многоголосия обе мелодические линии голосов могут быть вполне самостоятельными, полифоничными и соотноситься как варианты.

Четвертый вид — аккордово-гармонический. Голоса в этом виде многоголосия движутся, как правило, синхронно. Образуют своеобразную гармонию, в которой созвучия, возникающие в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость, а их изменяемость становится закономерной.

Еще про Тора:  Очищение амулета солью и зарядка

Пути использования песенного фольклора в многоголосном изложении могут быть разными. Одни преподаватели считают целесообразным точное сохранение конкретного образца песни; другие допускают более свободное обращение с ней, считая возможным присочинение подголосков; третьи в основном обращаются к авторским обработкам. Наиболее эффективным и правильным представляется первое из трех названных направлений, так как только в его русле можно поддержать самобытную традицию народного многоголосного пения в его подлинном звучании с сохранением стиля, языка, мелодической фактуры песни.

Работе по освоению многоголосного пения предшествует подготовительный период — предварительное ознакомление с довольно широким кругом народных песен. К распеванию подголосков следует приступать лишь тогда, когда юные певцы хорошо познакомятся с песней, когда она звучит уверенно и стройно в одноголосном изложении. Важно, чтобы песня понравилась. Творческая настроенность певцов, их увлеченность — одно из важнейших условий плодотворности хорового распева. К пению же в унисон надо постоянно возвращаться. Исполнение одноголосных песен способствует «выравниванию» голосов, достижению чистоты интонации, строя, ансамбля, влияет и на успех работы над многоголосием.

Принципы, определяющие обучение детей интонированию подголосков, импровизации, могут быть разными: одни преподаватели, опираясь на некоторые нормы стиля, строения песни, стремятся развить интуицию; другие используют простую зубрежку, выучивание мелодической линии подголоска. Безусловно, метод «натаскивания» певцов дает более быстрые результаты, но зато у понявших и освоивших принцип варьирования напева и импровизации подголосков вырабатывается творческий подход к песне, умение самостоятельно мыслить, своеобразно распевать не только отдельно взятую песню, но любую, близкую по музыкальному языку мелодию. Однако это более длительный, постепенный процесс. Сначала певцы выучиваются изменять в напеве всего два-три звука, и только в результате длительного труда и значительного опыта они смогут быстро разучить песню, почувствовать друг друга в ансамбле, «развести песню на голоса» интересно и мелодически богато.

Какова методика воспитания навыков многоголосного пения? С чего лучше начинать обучение? Думается, что наиболее правильно на начальном этапе осваивать навык гетерофонного многоголосия со всеми его разновидностями.

Гетерофонный вид народного многоголосия бытует во многих песенных ареалах России. В Брянской области, например, до сих пор поются песни, в которых применяется гетерофонный склад. В этих песнях основной напев находится в верхнем голосе и исполняется солистом-подголосочником, а остальные исполнители поддерживают его так называемым бурдоном11.

Легко и непринужденно звучат такие песни, яркой контрастной линией плывет над бурдоном основная мелодия. В то же время низкие голоса, являясь как бы фундаментом, удерживают ее наверху, не давая опускаться ниже бурдона.

Подобные виды многоголосия сохранились до сих пор и в других областях: в Курской, Орловской, Смоленской, в Поморье Архангельской области. Вот что пишет собирательница северного фольклора С. Кондратьева о наличии гетерофонного двухголосия в современном Поморье: «Двухголосно в песнях — простое: унисоны с эпизодическими расхождениями голосов на терцию, кварту, квинту».

Наряду с простейшими видами соединения голосов старинные образцы песен, как правило, имеют ясную ладовую основу и небольшой диапазон, который обычно укладывается в пределы кварты, квинты, реже — сексты и совсем редко — октавы. Но, несмотря на кажущуюся простоту изложения, старинные мелодии обладают исключительной выразительной силой и красотой. А если к описанным выше видам двухголосного пения добавить народные образцы с так называемой педалью11 в верхних голосах, наиболее часто встречающейся в песнях Воронежской и Курской областей, то налицо изумительный по своей художественной 14 15 ценности материал. Именно на него и нужно музыкальному педагогу обратить внимание в начальном периоде обучения детей двухголосному пению.

Начинать обучение детей многоголосному пению с гетерофонного вида следует еще и потому, что его варианты встречаются в детском хоровом фольклорном интонировании, так как наиболее доступны музыкальному мышлению детей и психологически преодолимы.

Исследования показали, что простейшие элементы гетерофонного двухголосия появляются в детских песнях (исполняемых хором) за счет варьированности напева. Например, в прибаутке, которую пели дети в селе Верхнее Талызине Сеченского района Нижегородской области. Сначала каждым исполнителем в отдельности были записаны напевы песни на магнитофон, а потом расшифрованы. Вот наиболее характерные из них:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Как видим, напев детьми интонируется с небольшими вариативными изменениями в звуковысотной сфере. При исполнении прибаутки этими же детьми хором была произведена многомикрофонная запись, с точной фиксацией исполнения песни каждым. Расшифровки записей детских голосов показали, что каждый из певцов, казалось бы пропевая прибаутку в унисон, в то же время точно интонировал тот вариант напева, который он исполнял и индивидуально, в целом не изменяя мелодической линии. Основными точками унисонного соприкосновения голосов оказывались лишь участки начальных тонов и устои:

Народный алфавит и статьи по этнологии

В этом хоровом распеве прибаутки в основной мелодии появились секундовые и терцовые отклонения. Их создали звуки из различных вариантов напева. Произошло «наслоение» одних вариантов мелодических линий напева на другие, где не попадающие в унисон звуки и образовали подголоски. Такое пение, возникающее на вариативном интонировании песенного фольклора, и есть традиционное детское гетерофонное двухголосие. Особенно часто оно встречается в хоровых распевах детьми игровых песенных припевов, календарных песен, прибауток, дразнилок. Это говорит о том, что в творческом потенциале детей имеются возможности и предпосылки к освоению более сложных видов многоголосия.

Вариативность народной песни — одна из ярких черт русской хоровой песенной культуры. Именно она развивает способности к импровизации подголосков, к умению «распевать песню на голоса». При варьировании напева, с одной стороны, происходит постепенное насыщение, обрастание его подголосками, а с другой — обязательно сохраняется, стабилизируется основной напев как ведущий стержень песни. Неосознанное стремление певцов сохранить, «сберечь» напев и объясняет то, что всегда он исполняется большинством голосов, тогда как возникающие подголоски — меньшим количеством голосов.

Важен сознательный подход певцов к ансамблю, к мелодии, к качеству вариантов основного напева. Это означает, что певец воспринимает песню не как нечто постоянное и неизменное, а осознает ее бесконечную вариативность и изменчивость, способность к многоголосному развитию и обогащению.

Нахождение вариантов, отвечающих традиционным закономерностям песенного стиля, который они представляют, импровизация как способ освоения многоголосного пения открывают большие возможности для раскрытия творческих способностей, творческого мышления детей.

Овладение навыками и умением в варьировании напевов не приходит сразу, оно требует определенной музыкальной подготовки участников хора, отличной спетости, творческого подхода. В период распевания песни развивать у юных певцов способности к самостоятельному варьированию напевов можно в форме специальных заданий на проявление творческой инициативы.

Оригинальный «вариативный метод освоения детьми песенного фольклора» разработала доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук Л. Л. Куприянова. По ее методике поиск вариантов напева складывается, как правило, из следующих этапов:

  • Многократно нараспев декламируется текст песни со строгим соблюдением слогоритмического рисунка, с «протяжкой» ударных гласных.
  • То же, но уже напевно произносится на разные звуковысотные тона. Это обеспечивает постепенное вхождение в регистровую зону возможного появления варианта основного напева.
  • Затем в унисон пропевается подряд несколько предложенных педагогом вариантов напева с различным текстом песенных строф, при этом главным объектом постоянного контроля является опорный тон в конце напева.
  • Далее каждому участнику хора предлагается «поискать» свой, индивидуальный вариант напева в пределах заданной звуковой сферы, сохранив при этом ритмический рисунок и опорный тон.
  • И последнее — попытка объединить найденные и заданные варианты в слаженное коллективное пение, сохраняя при этом характерные черты фактуры песни и другие ее жанрово-стилевые признаки.

Для таких занятий при обучении искусству варьирования лучше всего подбирать песенные образцы, хорошо знакомые детям, которые входят в их фольклорный репертуар. Вот, например, как дети проинтонировали свои индивидуальные варианты напева игры «У медведя во бору» со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, все на нас глядит»:

Народный алфавит и статьи по этнологии

После тщательного отбора лучшие варианты были записаны на ноты, возникла хоровая партитура. И вот какой получился распев песни:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Так, приучая детей произвольно манипулировать заданными песенными элементами, соединяя найденные варианты в многослойное, многоголосное звуковое полотно, в котором явно проступают характерные жанрово-стилевые черты, начинают постепенно формировать у детей оригинальное художественно-творческое мышление и создают необходимую базу для дальнейшей деятельности по выработке навыков многоголосного пения.

Вариативный метод освоения песенного фольклора в его простейшем гетерофонном изложении должен стать первой ступенью по овладению многоголосным пением. Постепенно приобщаясь к творческому процессу варьирования напева, поиска нового подголоска, импровизации, дети начинают чувствовать полифоничность, многослойность мелодического развития песни; начинают открывать для себя новые, еще неизвестные им возможности песенного хорового искусства. И практически все это им доступно. Они не поверхностно узнают песню, а проникают в самые ее глубины, постигают процесс ее создания, музыкального воплощения, сами становятся творцами, художниками.

После того как освоен вариативный метод хорового распева песни, можно переходить к обучению «педальному» двухголосию. Это наиболее простой вид многоголосия, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора. Например, хороводная песня «Долина-долинушка»:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Напев песни четко делится на запев и припев. Подголосок-педаль построен на новом для мелодии звуке, а именно на ноте до2 и появляется в припеве в первом и последующих куплетах.

Сначала разучивают только основную мелодию песни и поют ее одноголосно, добиваясь легкости и непринужденности в исполнении. Как только песня зазвучит свободно и уверенно, следует переходить к разучиванию двухголосного припева. Преподаватель выделяет группу детей, которым поручает петь подголосок. Сначала группа исполняет свою мелодию отдельно, затем дети поют припев поочередно: то хором, то группой солистов. И в конце исполняют песню двухголосно. Только что появившийся навык нужно настойчиво закреплять. Полезно, разбив хор на две группы, постоянно менять их роль: первой группе поручать исполнение подголоска, а второй — мелодии, и наоборот.

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Очень полезны для развития навыка двухголосного пения образцы песен с варьированным бурдоном, в которых одна из партий хора построена на постоянно повторяющейся попевке:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Подобные образцы с простейшими видами двухголосна, особенно с педалью и бурдоном, усваиваются детьми легко и подготавливают их к исполнению более сложных песен с подголосочно-полифоническим развитием.

Относительная самостоятельность каждого голоса при внутреннем их единстве в подголосочно-полифоническом виде двухголосия подсказывает и путь к исполнению. Самый верный метод — разучивание со всем хором обеих мелодий, так как ни одна из появляющихся мелодий не может считаться главной: основная линия музыкального содержания переходит из голоса в голос. И только после того, как обе мелодии будут выучены, можно переходить к двухголосному пению. Рассмотрим песню «В хороводе были мы»:

Народный алфавит и статьи по этнологии

В песне отчетливо просматривается выраженная самостоятельность голосов, что и определяет необходимость освоения всем хором обеих мелодических линий. Для этого выпишем мелодию верхнего и нижнего голосов:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Выучив с хором эти мелодии, можно непроизвольно заставить детей овладеть обоими голосами. После этого, собрав полученные мелодии в одну общую партитуру, пропевают ее. Выразительное исполнение двухголосной песни подводит определенный итог в овладении начальными навыками многоголосного пения.

Народный алфавит и статьи по этнологии

Теперь остановимся на народных песнях каноническо-имитационного склада. Такой тип многоголосия нередко встречается в играх — в песенных припевах. Играющие делятся на две равные группы. Одна начинает запевать игровой припев и задает вопросы, а другая отвечает на них:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Как видим, во фрагменте песенного припева из игры «Зайцы и волки» одна хоровая группа детей в своем вопросе интонирует музыкальную фразу, а вторая, отвечая ей, интонирует точно такую же музыкальную фразу (или ее вариант), но на терцию ниже основного тона.

Такой вид соотношения голосов свидетельствует о своеобразном применении каноническо-имитационного принципа в народном многоголосии. Наиболее трудный здесь момент — вступление второго голоса, так как он может появляться в другом регистре по отношению к основному голосу. Обычно последний звук мелодии первого голоса совпадает с первым звуком мелодии второго, что помогает певцам попадать на первые звуки канона; момент вступления второго голоса облегчается и точной имитацией основного мотива; мелодия как бы постоянно возвращается к своему началу, только на другой высоте.

Каноническо-имитационный вид многоголосия полезен тем, что помогает певцам овладеть интонированием мелодии в разнорегистровых уровнях, почувствовать многослойность звуковысотной сферы, где возникают подголоски.

Песни такого склада хорошо исполнять как упражнения. Хор разбивается на две группы. Сначала первая группа поет основной мотив, а вторая — канон. Потом наоборот. Второй имитационный голос полезно также петь, меняя интервал. Можно начинать с примы, потом петь в терцию, квинту. Найти необходимый материал для такой работы можно во многих сборниках хоровой литературы16.

Пение каноном во многом облегчит усвоение и всех других видов двухголосия, особенно вторы, так как в процессе имитации в голосах часто возникают консонирующие интервалы, особенно цепочки терций.

Разучивание песни со второй следует начинать с образцов, в которых основная мелодия находится в нижнем голосе:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Умение вторить основной мелодии — задача нелегкая. Поэтому, приступая к овладению этим видом двухголосия, рекомендуется провести целый ряд предварительных упражнений. Так, весьма полезно второй голос выделять контрастным по отношению к первому характером звуковедения и динамикой, исполнять его на различные звонкие слоги (да, ми, ма, зи), а верхний голос петь тихо или даже с закрытым ртом.

Далее, хорошо делать остановки-ферматы на самых узловых интервалах, добиваться их стройного и точного звучания, с тем чтобы дать детям представление о легкости и свободе в исполнении. Только твердо выучив нижний голос, следует подключать к нему и верхний. Вначале втору поручается петь только группе солистов, состоящей из самых опытных певцов. Все эти подготовительные упражнения позволяют быстро добиться уверенного двухголосия.

После того как дети будут успешно справляться с различными видами двухголосия, можно будет начинать работу над трехголосием. Последовательность включения в репертуар трехголосных песен остается такой же, как и при двухголосии: сначала песни гетерофонного склада — с педалью, с бурдоном, с каноном, а потом мелодии подголосочнополифонического изложения. Лишь овладев интонированием трехголосных песен, можно переходить к разучиванию песен аккордово-гармонического склада. Такие образцы песенного фольклора при исполнении требуют от коллектива уже достаточно высокого уровня вокально-хоровой подготовки и предназначены в основном для детей старшего школьного возраста.

Наиболее сложным в овладении трех-, четырехголосным пением является комплектование хоровых партий. Ведь до сих пор деление на голоса — первые и вторые — было условным. Неоднократно подчеркивалась обязательность исполнения обеих мелодических линий песни всеми детьми. Но, чтобы расширить исполнительские возможности коллектива и освоить более сложные хоровые партитуры народных песен, необходимо четкое деление на партии.

В многоголосных произведениях для каждой партии создаются совершенно определенные тесситурные условия, требующие от голосов соответствующей выдержки, наличия характерных качеств, типичных именно для данной партии. Поэтому педагогу необходимо точно определить голос каждого юного певца — как сопрано (дискант) или альт.

У детей к 12 годам диапазон голоса может достигать до полутора октав:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Весь объем голоса принято разбивать на три тесситурных регистра: нижний, средний и высокий. Как правило, нижний регистр у всех партий звучит довольно тускло, а верхний — напряженно и крикливо. Лучшие качества голоса проявляются в среднем регистре:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Вторые альты отличаются мягким, бархатным звуком в нижней части диапазона, а первые характеризуются насыщенным, как бы металлическим звучанием. Вторые сопрано отличаются от первых более матовым звучанием в верхней части диапазона, зато средняя часть у них звучит сочнее и плотнее. Для первых же сопрано характерен прежде всего легкий, светлый звук, присущий большей части диапазона.

Однако только по диапазону определить голос трудно.

Необходимо найти примарные («натуральные») звуки, выявить диапазон, тембровую окрашенность звучания и способность голоса выдерживать те или иные тесситурные условия. Так, если примарная зона расположена в параметрах звуков фа — соль первой октавы, тембр звонкий, упругий и наиболее удобная тесситура находится в пределах ре — си первой октавы, то такой голос следует отнести к партии альтов. Если же примарная зона расположена в пределах звуков си первой октавы — до второй, тембр легкий, светлый и удобная, естественная тесситура находится в пределах ля первой — ми второй октавы, то такой голос следует отнести в сопрановую партию.

Как только партии в хоре будут укомплектованы, можно приступать к освоению многоголосных партитур. Рассмотрим, например, смоленскую лирическую песню «В поле ветер пышет»:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Разучивая песню, как альты, так и сопрано делятся на голоса. Каждый певец может выписать свою партию на нотную бумагу и разучивать ее отдельно.

Народный алфавит и статьи по этнологии

В процессе распева очень важно, чтобы певцы вели свои самостоятельные мелодические линии выразительно и свободно. Песню начинает запевала, за сольным зачином ее подхватывает весь хор. На подобных образцах педагог формирует крепкие партии и добивается равноценного ансамблевого звучания.

Хоровой распев «на голоса» неразрывно связан с воспитанием у юных певцов умения и навыка слушать и подстраиваться в звуке и интонации к соседним голосам, как говорят в народе, певец должен уметь «ладить» в хоре. На ансамблевой чуткости певцов и основана народная импровизация. Но этот навык слушать себя и своего соседа (или соседей) приобретается постепенно, в процессе длительной работы.

В обучении искусству многоголосного пения, варьирования напева детям обязательно необходимы слуховые впечатления: прослушивание пластинок или компьютерных дисков с образцами многоголосных песен; ансамблевое пение под специально подобранную фонограмму, на которой в многоголосном изложении исполняется разучиваемая ими песня. Наиболее эффективно и полезно приглашать в детский хоровой коллектив или на урок музыки в школу местных знатоков народной музыки и мастеров пения. Обычно это люди с большим певческим опытом, знанием народного быта и стиля местного пения. Они могут выполнять роль консультантов. Заимствованные от них песни могут входить в репертуар хора. Вместе со взрослыми, подстраиваясь под их голоса, дети станут исполнять наиболее доступные для них варианты многоголосных песен. Такой опыт наиболее полно раскрывает творческие способности юных певцов, развивает их навыки по освоению искусства многоголосного пения.

Народный алфавит и статьи по этнологии

“Фольклорная азбука” по обучению детей народному пению

Автор представляет в книге «ФОЛЬКЛОРНАЯ АЗБУКА» концепцию методики работы с детьми по обучению их народному пению с учетом новых сведений по музыкальному интонированию и певческим возможностям детей, а также на базе их творческого потенциала, песенного фольклора, который дети исполняют в своих играх и забавах. Адресована она руководителям детских хоровых коллективов, учителям музыки дошкольных учреждений и общеобразовательных школ; также может использоваться в качестве одного из учебных пособий к курсам «Введение в народоведение» и «Мир народной культуры», разработанным для начальной и средней школы, а также программам «Наследие», «Истоки», «Радуга», «Развитие» для работы с детьми дошкольного возраста. Одной из целей «Фольклорной азбуки» является попытка поднять интерес к более широкому использованию песенного фольклора в сфере детского музыкального образования и, прежде всего, в одном из наиболее массовых его видов — хоровом пении.

Для этого предлагается методика обучения важнейшим вокально-хоровым навыкам: многоголосному пению, пению без сопровождения, развитию слуха, голоса, дыхания, дикции. Кроме того, в книге раскрывается роль русской народной песни в воспитании подрастающего поколения, описываются жанры музыкального фольклора, формирующие репертуар, а также рассказывается о детском фольклорном интонировании. В нескольких разделах подробно рассматриваются музыкальное мышление и возрастные особенности детей, их голос, музыкальные и творческие способности.

Большой интерес представляет опыт работы с детьми руководителей известных детских фольклорных коллективов России. Рассказанные самими руководителями методы и приемы обучения детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению во многом могут использоваться их многочисленными последователями. «Фольклорная азбука» поможет педагогам и воспитателям, работающих с детьми на фольклорном материале, приобщить детей к народной песенной культуре, развить их творческое мышление и музыкальные способности.

Введение. Периодизация детских возрастовДетское музыкальное интонированиеФизиологические и вокальные особенности детского голосаДетский народный хорРепертуар. Детские песниКалендарные песниХороводные песниСвадебные и лирические песниВокально-хоровая работаВоспитание навыка многоголосного пенияМузыкальный фольклор в детском саду и школеОпыт работы по обучению детей народному пению

Фотографии Г.М. Науменко сделанные в фольклорных экспедициях для книги:

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Народный алфавит и статьи по этнологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *