Как и во многих других религиях, праздники в язычестве тесно соприкасались с природными явлениями: лунный цикл, астрономический солнечный год, дни весеннего и осеннего равноденствия, летнее и зимнее солнцестояние. Это связано с тем, что наши предки уважительно относились к природе и земле, всячески почитали их, считали себя единым целым с ними. Филологи считают, что сам термин «язычество» произошел от древнего слова «яжичество», смысл которого в почтении рода, кровных уз и всего сущего.
Несмотря на то, что от язычества нас отделяют сотни лет, в наши дни многие праздники верующих пересекаются с верой язычников, их идеалами, традициями, верой.
Основы праздников в язычестве
Славянские язычники обожествляли Солнце, считая, что оно является основополагающим в возникновении жизни. Все значимые народные гуляния проводились в дни, характеризующие особое положение светила на небе. Тщательно отслеживая перемещения Солнца и примечания события солнечного календаря, они исчисляли года не неделями и не днями. Год условно разделялся на четыре периода между главными праздниками их жизни: это дни солнцестояния зимой и летом, а также дни равноденствия, отмечаемые весной и осенью.
Самые первый весенний праздник – день равноденствия, который язычники называли Комоедица (у православных – Масленица). Летом, в день летнего солнцестояния, народ праздновал День Купайлы (Купалы). Осенний праздник получил имя Вересень. Зимой приходила Коляда – Солнцеворот. Одним из самых значимых праздников в язычестве была Коляда. Она была ознаменована перерождением и непременным возрождением Божества, которому они поклонялись.
Как отмечали праздники в язычестве
В эти дни люди собирались вместе, устраивали веселые народные гулянья с песнями, угощениями, плясками. Зажигали обрядовые костры, которые отпугивали нечистую силу, сжигали в нем старые вещи для избавления от прошлого, читали заговоры, проводили различные обряды, гадали. Считалось, что сбор людей в магическую ночь привлекает предков для противостояния злым силам.
Ночь Йоля с 31 декабря на 1 января язычники считали волшебной. Именно в эту ночь к детям приходил языческий Дед Мороз, который помогал уберечь землю от замерзания и способствовал хорошему урожаю в новом году.
Поклоняясь Солнцу, язычники, тем не менее, демонстрировали привязанность значимых событий к лунному циклу, а точнее к его началу – новолунию. Фактически не имея календаря таким, каким мы знаем его сегодня, они прекрасно ориентировались по Луне, используя ее для определения праздничных дней.
В современном календаре торжеств, среди светских и христианских дат, находят свое место славянские праздники. Их отмечают с таким же удовольствием, как сотни лет тому назад, но с большим размахом. Народные гуляния проходят по всей стране ежегодно.
Что такое язычество
Религиозные представления человека появляются более 400 тысяч лет назад. Люди пытались объяснить природные явления и процессы. Ощущая свое бессилие перед стихиями, природу наделяли магическими свойствами.
Современная теология трактует язычество как любое вероисповедание, характеризующееся многобожием. Но не все культы политеистичны. А боги, как правило, человекоподобные существа. Присутствует идолопоклонничество. Одухотворяются предметы неживого мира: камни, ветер, деревья. А также времена года, суток: лето, осень, день, ночь.
Все языческие верования обладают общими чертами, сходятся в главном. Характеризуются связью с природой, почтением к ней. У славянских племен зародилась собственная религия. Создан уникальный божественный пантеон. И свои народные праздники.
Языческие праздники славян
Старославянский календарь делил год на четыре цикла по сезонам.
А основными были следующие даты:
Все праздники характеризовались обрядностью. Каждому сопутствовало проведение особого ритуала. Некоторые из этих церемоний сохранись после принятия христианства, претерпев незначительные изменения.
Образ Солнца и праздники солнцестояния
Солнце почитали во многих культурах. Для древнего человека огромное светило было загадкой. Но уже тогда люди понимали, что Солнце дарит свет и тепло, необходимые для жизни. Без него не вырастить урожай, не справиться с диким зверем, невозможно добыть пищу. Но желтый диск обладает также разрушительной силой. Как мудрый бог звезда создает и уничтожает.
Древние люди стремились задобрить суровое божество. Славяне здесь не исключение. В России Солнце было представлено четырьмя божествами, которые одинаково важны для язычников.
Разные лики, характер, образ небожителя определялись временем года:
- весна – Ярило;
- лето – Даждьбог;
- осень – Сварог;
- зима – Хорс.
Велесова сына Ярило чествуют весной. Это бог раннего солнца, олицетворяющий пробуждение природы, радость жизни, буйство, энергию и страсть. Изображается как юноша в светлых одеждах, с русыми волосами, голубыми глазами, босой.
Как правило, верхом на белоснежном жеребце. Зимой он выглядит иначе: сгорбленный, умирающий старик, который снова возрождается мальчиком в начале марта. Непостоянен, как само весеннее солнце.
Даждьбог сын Сварога – символ солнечного света. Тепло и плодородие дарит он людям. Выглядит как мужчина средних лет, крепкого телосложения, с рыжими волосами, небесного цвета глазами.
Появляется на колеснице, запряженной огненными львами, реже – лошадьми. Упряжку сопровождают утки и лебеди, олицетворяющие рассвет и закат.
Даждьбог обладает мощной магической силой, но использует ее лишь во благо людей и животных. Занимает особое место в божественном пантеоне восточных славян. Его идолы располагались рядом с Перуном, Хорсом и Сварогом. Всех представителей славянских народов принято считать потомками Даждьбога.
Сварог – верховный славянский бог. Мифы гласят, что именно он создал землю, вспенил море.
От него зависит движение солнца, а значит все земные циклы.
Холодное зимнее солнце олицетворяет Хорс. Изображается как зрелый мужчина с суровым выражением лица. Одет в тканую рубаху, полотняные штаны и плащ лазурного цвета.
Его влияние определено временем между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.
У каждого божества есть свой день чествования и обычаи, которые его сопровождают.
Зимнее солнцестояние приходится на последние числа января, что повлияло на время встречи нового года. Весеннее равноденствие приходится на середину марта. Время, когда начинают сходить снега. Дни становятся теплее, длиннее. А бог зимнего солнца Хорс передает власть юному и сильному Яриле.
Это нашло отражение в Масленице – празднике, сохранившем свое влияние при христианстве. Всю неделю православные пекут блины, отдавая дань Солнцу. А в конце масленичной недели сжигают чучело зимы, что тоже является чисто языческим обрядом.
Календарь славянских праздников
Достигнув определенного уровня развития, люди испытали потребность в отслеживании времени. Стали появляться календари.
Природный древнерусский календарь основан на четырех опорах – днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния.
Год делился на двенадцать частей – поворотов колеса Сварога.
Зимние праздники
Карачун (Корочун) – владыка царства мертвых, также назывался древнерусский рождественский пост. В славянской мифологии злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть в юном возрасте. Царь нижнего мира, могущественный повелитель морозов, холода, мрака. Он же Чернобог. По сей день название «карачун» употребляется в значении «смерть», «гибель».
Изображался как суровый седовласый старик, взгляд которого несет оледенение и вечный сон для всего живого. Одевался в синий кафтан с меховой оторочкой. Опирался на леденящий посох. Был суров, но справедлив. Образ часто встречается в народных сказках, например «Морозко».
Праздник Карачуна приравнивался к зимнему солнцестоянию – особенный, магический день. Время, когда стираются границы между мирами. Явь (пространство людей) и Навь (царство мертвых) становятся одним целым. А на поверхность земли вырываются духи нижнего мира.
Дата непостоянная, так как Солнцеворот всегда в разных числах. Массовых гуляний не было, в отличие от Коляды, так как Карачун символизировал ущерб. Но были определенные традиции.
Колядки проходили после 25 декабря, в предновогодний период. Люди всех возрастов наряжались в мифических существ, животных, сказочных персонажей.
Под песни и прибаутки ряженые отправлялись в дома зажиточных хозяев и требовали угощения, сладостей, благодарили, желали богатства и здоровья дарителям. Обделить, выгнать гостей означало разгневать самого Коляду. Поэтому все заранее запасались конфетами, пирогами и другими угощениями.
1 января встречали Новый год. Селяне верили, что по окрестностям и дворам ходит Морок – бог лютого холода, насылая гибельные морозы.
Чтобы уберечься от стужи, жители стремились задобрить сурового Морока, ставя на подоконник кисель, кутью, блины, пироги, сладости. И только к середине 19 века языческий бог обрел новое лицо, став добрым Дедом Морозом и приняв роль дарителя.
Новогодний вечер имел сакральное значение. Произносились заклинания, уберегающие от несчастий в новом природном цикле.
Отсюда и вера в то, что жизнь в новом году зависит от того, как проведешь этот вечер.
5 февраля (лютеня) отмечали День Велеса, Волчьего пастыря. Лют – это волк. Отсюда и название месяца, так как февраль – пора волчьих свадеб. День посвящен почитанию врага и признанию достойных противников.
12 февраля отмечается Велесова среча – это встреча весны и зимы. Проходят первые «заклички» Весны. Селяне обращались к богине Живе и Ярилу-солнцу, чтобы они поскорее послали на землю тепло.
Праздники зимы не заканчивались с приходом календарной весны.
Весенние праздники
С 9 по 12 марта проходили Сороки. С вершин холмов начинал сходить снег, оголялась почва. Такие участки называли «Ярилиными Плешами».
24 марта (березозола, березня) отмечалась Масленица. Приурочивалась к весеннему равноденствию. Перед основным торжеством полагалась Масленичная неделя (седмица). Период возрождения, пробуждения природы от зимнего сна.
Летние праздники
С конца мая по вторую ночь июня гуляли Зеленые святки. Чудотворные вечера освещены женскими духами – русалок-берегинь.
С 19-го по 24-е июня задабривали русалок. Устраивали «русальи проводы», отгоняя обитательниц водоемов от поселений. Ведические законы предполагали уважение к духам, в том числе к тем, кто недружелюбно настроен.
24 июня – великий день по древнеславянскому календарю, приуроченный к летнему солнцестоянию. Чествовался Иван Купала.
Праздник теплого Солнца и живительной Воды. Союз, который дает основу жизни на Земле.
Славяне населили оба полушария планеты. Разность культуры племен, но общность происхождения понимали с древности. Поэтому ввели праздник дружбы и единения – 25 июня.
Осенние праздники
9 сентября – праздник Рода. Начинается сбор урожая. К концу сентября полевые работы заканчиваются. И русские отмечают Таусень (Радогош) – крупный праздник урожая, прощания с теплом.
К первому октября листва опадает, стелется ярким ковром по земле. 14.10 отмечается православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
С 1 по 7 ноября гуляют Осеннее Сварожье. Седмица чудотворных вечеров, посвященных Сварогу.
Значение народных праздников на Руси
Люди чтили природу, осознавая, что она их кормилица, мать всего живого. Суть всех языческих праздников сводилась к чествованию богов, которые неразрывно были связаны с природой. Поэтому народные гуляния носили особый смысл, не направленный лишь на развлечение.
Языческим божествам приносили жертвы, щедрые дары, читали молитвы, благодарения. Люди верили, что обрядами и ритуальными танцами добивались благосклонности высших сил.
Славянские магические обряды
Предки верили в силу белой магии. Ведовство славян направлялось на наставление, исцеление, защиту. Магические обряды были частью жизни народа.
Жрец черпал энергию от сил природы. Чудотворные таинства делились в зависимости от стихии –помощника.
Создавались и активно использовались талисманы от злых духов и колдунов.
Заключение
С принятием христианства изменилось летоисчисление. Календарь приобрел иной вид. Но старинные праздники имеет значение до сих пор. Часть из них сохранилось в неизменном виде, другие претерпели преобразования, смешались с православными традициями.
«Круглый год». Лубок. Конец XVII — начало XVIII века
Славянские резные календари. XVII век
Специфика календаряПравить
В традиционной культуре восточных славян существуют два основных цикла обрядов:
О датах церковных праздниковПравить
Большинство дат православных праздников, послуживших основой для русского народного календаря, устоялось ещё в Римской империи и Византии и было заимствовано во время христианизации Руси. Собственно на Руси зародилось немного крупных праздников, например Покров день или Егорий Осенний, а также дни памяти русских святых, нередко имевших локальное распространение и отмечавшихся лишь в качестве престольных праздников.
Советский фольклорист В. Я. Пропп считал, что:
Современный историк В. Я. Петрухин считает утверждения о «языческих» истоках обрядности народных праздников плодом некритичного восприятия церковных поучений против язычества:
Предметы для отслеживанияПравить
Со второй половины XVII века сохранились народные месяцесловы, напечатанные на бумаге, обычно с рисунками или схемами.
Названия и приметы днейПравить
- Народный календарь
- Читинский резной календарь
- Тайна вомынского календаря
- Мороз А. Б. Календарь и народная квазиагиография
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных доменов
КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ СОХРАНИЛИСЬ ОТ ЯЗЫЧЕСКИХ ОБРЯДОВ?
КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ СОХРАНИЛИСЬОТ ЯЗЫЧЕСКИХ ОБРЯДОВ?
Самые популярные — Святки, Масленица и день Ивана Купалы.
В наши дни продолжают отмечать некоторые праздники, традиции которых уходят в язычество. Самые популярные среди них — Святки, Масленица и день Ивана Купалы.
Святки наступают в канун Рождества, 6 января, и длятся до Крещения, которое приходится на 19 января. Святочные дни связаны с обрядами, поверьями и магическими ритуалами. В старину Святки считали опасным временем: верили, что потусторонние силы и нечисть выходят из преисподней и свободно передвигаются, крадут месяц и звезды и пугают людей. Святочные обряды и запреты помогали уберечься от злых духов, не навести на себя их гнев. В народе считали, что события, которые случаются в это магическое время, влияют на весь будущий год. Поэтому на Святки не давали денег взаймы, чтобы не раздавать их весь год, и готовили много блюд, чтобы избежать голода. По вечерам и ночью молодые люди колядовали: ходили по домам, пели песни-колядки и получали угощение.
Масленицу считали границей зимы и весны. По мнению ряда историков, до принятия христианства Масленица была приурочена ко дню весеннего равноденствия в конце марта, а позднее ее стали праздновать перед Великим постом. Праздничные обряды и обычаи — ряженье, чучело и костры, народные гулянья, катание на санях — сохранили в себе элементы языческой мифологии. На Масленичную неделю много ели, особенно блины и лепешки, так как считали, что чем обильнее будет угощение, тем богаче будет год. Главное предназначение Масленицы, по мнению исследователей, — символическое умножение, например, урожая, скота или домашней птицы. Филолог и фольклорист Владимир Пропп отмечал, что «празднование это носило аграрно-магический характер в целях способствовать плодородию земли и размножению всего живого, то есть что Масленица по своему происхождению и исконному смыслу есть продуцирующий обряд».
День Ивана Купалы отмечают во время летнего солнцеворота, когда дни становятся очень длинными, а природа входит в самую силу. В церковной традиции Купала соединился с днем Иоанна Крестителя — 7 июля. В старину в купальскую ночь искали волшебные растения, разводили костры и жгли их до утра. Девушки прыгали через огонь: считалось, что пламя помогает очиститься и защититься от болезней. Знахари и колдуны собирали целебные травы, которые именно в эту ночь получали особую лечебную силу. Со временем элементы праздника изменились, многие из них утратили первоначальное значение, однако и сегодня огонь и вода остаются главными атрибутами дня Ивана Купалы.
Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Ольгу из Москвы.
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Сверчков. На Масленице. XIX век
Луганский областной художественный музей, Луганск, Украина