Неделя русалки и неделя русалки

Русальная неделя или как иначе ее называют Зеленые святки – это особенные семь дней, которые в славянских традициях предзнаменуют полноценное начало лета. В этот мистический период проводят разнообразные ритуалы и можно гадать на будущее. Когда начинается русальная неделя в 2022 году и каких традиций придерживаются в это время, вы узнаете из статьи.

Неделя русалки и неделя русалки

Откуда взялась неделя Русалии

В старинных летописях сказано, что Зеленые святки — это праздник связанный с проводом русалок. На Русалью неделю начинает буйно расти зелень, природа оживает и наступает летний сезон. Люди в этот период украшали свои дворы и дома свежей зеленью и цветами.

С приходом христианства Зеленые святки начали связывать с Троицей, а отмечать его начали на седьмой неделе после Пасхального воскресенья. Поэтому по сей день однозначной даты у святок нет. Чаще всего празднование выпадает на Духов день, но бывают и другие даты.

Неделя русалки и неделя русалки

Кроме Зеленых святок и Русалии недели у этого праздника есть и другие названия, такие как Клечальная, Навья, Зеленая или Троицкая неделя. Ритуалы, которые проводили древние славяне, направлялись на вызов дождя, улучшение урожайности. Предки старались поклоняться природным силам, делать им подношения.

Известно, что в эту неделю выполнялся ритуал под названием Клечание. В нем люди выражали почтение силам природы. Хозяин дома срезал ветки на деревьях, а женщина собирала цветы и травы. Этим потом украшали свое жилье, тем самым выражая свое почтение. На улице, во дворах возводили жерди и тоже украшали все цветами. После этого молодые люди водили вокруг жерди хороводы.

Еще выполнялся обряд под названием пострижены. Он заключался в том, что детей остригали. Люди верили, что после такого волосы станут более здоровыми и густыми. Церковь хотела запретить подобные действия, но у нее этого не получилось, поэтому обряд признали официально.

Еще про Тора:  Обереги для дома – из прошлого в настоящее

Неделя русалки и неделя русалки

Традиция украшать свои дома и территорию возле них осталась и сегодня. Название клечание так и осталось. Старинные поверья гласят, что в этот период духи предков приходят к потомкам, проведывают их отдыхают. Интересно и то, что традиции святок тесно переплетаются с языческими и христианскими мотивами.

Когда начинается Русальная неделя в 2022 году

Определить когда празднуются Зеленый святки 2022 года легко. Достаточно определить когда будет празднование Святой Троицы. Четверг за три дня до этого праздника и будет Русалья неделя у славян. С этого и начинается летняя неделя. В этом году празднование выпадает на 13 июня. Однако следует помнить, что церковь эту дату не признает.

Традиции празднования зеленых святок

В давние времена Зеленые русалии относили к женским праздникам. В этот период девушки и женщины собирали духовные силы с помощью которой позже защищали своих близких. Проводили различные обряды и гадания, многие женщины в эти дни поручали дела по хозяйству своим детям и мужьям. Рассмотрим какие традиции соблюдались, и какие обряды выполняли.

Обряды на Зеленые святки связывают с березой. Древние славяне считали это дерево священным. Молодые девушки выходили в березовую рощу, водили там хороводы, пели песни и веселились. Обязательной традицией было плетение венков из веток березы. Кольцо венка символизировало цикл жизни, в котором выделялась роль продолжения рода. Люди верили в силу природы, и в то, что она способна наделить девушку способностью к рождению ребенка.

Срубали тонкую березу, после чего на нее надевали платье. Одетую березу с почестями проносили по улице. Наряженную “гостью” устанавливали на центральной площади, а к веткам привязывали разноцветные ленты и сделанными поделками. Когда наступал Духов день дерево сжигали, тем самым закрепляя цикл жизни и смерти.

Листья и ветки дерева сушили и хранили на протяжении всего года. Считалось что высушенная береза оберегает от болезней, голода и приносит в дом достаток и урожай. В эту же неделю занимались сбором лекарственных трав, ведь они наделялись магическими свойствами.

Молодые девушки проводили обряд Кумление. Использовался венок сплетенный из веток молодой березки. Его украшали крестиком, девушки целовались и менялись между собой платками и украшениями в знак дружбы и духовной близости. Когда девушка становилась кумой, это значило, что она переродилась в женщину способную родить ребенка.

Поминовения усопших – Семик

Особенно значимым днем был тот, в который проходило поминовение усопших. Он отличается от того, который мы привыкли проводить на Троицу. На Семик поминали только тех, кто умер от эпидемии, закончил жизнь самоубийством или его жизнь оборвал убийца. Тела таких людей отвозили в дома которые назывались гноищами или скудельниками. Хранили их в холоде, в подвале.

Во время Семика этих людей отпевали и предавали земле. Это позволяло достойно похоронить тех, кто умер неестественной смертью. Люди собирались и помогали по мере сил, кто-то обряжал покойных, а кто-то рыл могилы. После этого все присутствующие переходили к поминкам.

Дни после Троицы называются Русалии. В многих легендах Русалии в древней Руси указывалось, что этот период связывали с русалками. Они обладали крепкой связью с духами растений и воды.

Люди верили в то, что русалки выходили из воды, и ходили среди людей чтобы найти новую жертву. Если они встретят девушку, то начнут ее щекотать до смерти. Если повстречается парень, то русалки введут его в беспамятство, а когда он очнется, то вырваться из плена. Ритуалы, которые включает праздник русалия, часто носили непристойный и даже эротический характер, что осуждалось церковью.

Приметы в праздник Зеленых святок

В праздничную неделю верили в приметы.

Вот некоторые из них:

  • молодые девушки плели венки из березы и опускали их на воду, примета гласит, что если венок не утонет и поплывет, то можно ожидать свадьбы в грядущем году;
  • замужние женщины в это время собирали растение под названием Кукушкины слезы, его хранение усиливало любовь супруга;
  • когда обряд кумления проведен, все собирались за столом, обязательно на стол ставили яичницу, она символизировала солнце и сулило достаток и плодородие;
  • юношей не допускали к проведению обряда кумления, но за столом их присутствие было обязательным;
  • людям, которых хоронили на Семик давали название “заложные”, это связано с тем, что они стали заложниками обстоятельств, ведь умерли насильственной смертью.

Что можно и нельзя делать на Русальную неделю

Начать следует с того, что желательно делать в праздничную неделю.

К положительным действиям относят:

  • Дома нужно наводить порядок. Христиане освящали водой углы. Это позволяло убрать из жилья всю негативную энергию.
  • По всем комнатам развешивали букеты составленные из веток березы и собраны цветов. Такие обереги защитят от сил зла и привлекут положительную энергию.
  • Желательно посетить церковь, прочесть молитвы и попросить о здоровье, благополучии. Помолитесь за здоровье близких.
  • Конечно, церковь против подобных действий, но на этой неделе можно проводить магические ритуалы и гадать. Большой популярностью пользуется ритуал по привлечению любви.
  • Еще этот период принято считать удачным для восстановления жизненной энергии. Для этого отправлялись в березовую рощу и обнимали дерево. Считается, что береза обладает сильной энергетику.
  • По традициям люди отправлялись на кладбище, чтобы убраться на могилах родственников. После этого цветами и венками украшали убранную территорию.
  • Перед наступлением Троицы нужно делать благие дела. Старайтесь приносить пользу и не тратить время впустую.
  • Пребывайте в хорошем настроении. Веселитесь и больше радуйтесь.
  • Если вы хотите отказаться от вредных привычек обязательно воспользуйтесь этим порывом. В период праздников это сделать легче всего.

А теперь узнаем, чего делать категорически нельзя:

  • не следует злоупотреблять спиртными напитками;
  • старинные поверья гласят, что на протяжении Русальей недели нельзя давать свежую траву скотине;
  • нельзя купаться в водоемах, в старину верили, что мавка может утащить человека к себе, по этой же причине не ходили в поле в одиночестве;
  • предания говорят о том, что мавки не любят работу в праздник, они могут нанести вред человеку;
  • в Семик запрещено трогать воду в природных источниках, это сулит смерть близкого;
  • после того, как пройдет праздничная неделя, следует ограничиться в праздновании и предаться смирению.

Праздничные гадания и обряды на Троицкую неделю

Проводили на Зеленые святки обряды и гадания. Большая их часть выполнялась девушками, которые хотели узнать ждать ли им любви или замужества. Предлагаем рассмотреть самые популярные гадания.

Обряд с венком

При наступлении понедельника на праздничной неделе девушке нужно было отправиться на луг и собрать цветы. Из них делался венок. Девушка должна весь день носить этот венок на голове.

Вечером он снимается и нужно по его состоянию определить, что вас ждет:

  • растения остались свежими — грядет скорое замужество;
  • цветы завяли — суженого ждать рано;
  • если же изделие разваливается, то в ближайший год замуж девушка не выйдет.

Обряд с пирожками

Этот ритуал выполняют при наступлении четверга. Одинокой девушке нужно испечь пирожки с мясом. Ночью нужно отправиться к ближайшему водоему и “угостить” этими пирожками русалок. Обязательно это делать в компании, в одиночестве этого делать нельзя.

Пирожки кидаются в воду и читаются слова:

После это весь грядущий месяц нужно быть особенно внимательной к новым знакомствам и не упустить нужный момент. Русалка пошлет нужного избранника, однако дальнейшее развитие событий зависит только от девушки.
Этот обряд интересен тем, что его можно переделать для парня. Действия выполняются те же, но слова в заговоре меняются на молодца, суженую и ее сердце.

Гадание на замужество

Этот обряд даст возможность узнать, ждать ли в скором времени любви и замужества. Гадание старинное, его выполняют в компании с подружками. Нужно отправится в лес и найти березу, пригнуть ее к земле, верхушку оплести травой, и обвязать лентами. Так деревце оставляли до окончания праздника. В конце возвращались и смотрели на состояние дерева:

  • если ветки завяли, листья потускнели или начали опадать, значит замужества в этом году не ждать, а на любовной линии будут неудачи;
  • береза осталась здоровой и сильной, вероятность выйти замуж или встретить любовь очень велика.

После такого гадания, дерево нужно освободить от лент и обязательно поблагодарить.

Откуда ждать суженого

Это гадание несет развлекательный характер, проводить его можно в компании с подругами. Оно дает ответ на вопрос с какой стороны придет жених. Девушке нужно отправиться на просторный и открытый участок, хорошо подойдет поле или поляна в лесу. Нужно встать в центр этого места и начать кружиться, а потом упасть. В какую сторону девушка приземлилась, оттуда и придет возлюбленный.

Для предстоящего гадания подготовьте три небольших листика. На каждом из них нужно написать свое желание. Эти три листика нужно прикрепить к дубовой коре и перемешать.

Далее берется три тонкие свечи. Закрепляются свечи по одной на каждую кору. Свечки зажигаются и нужно за ними наблюдать. Какая свеча сгорит первая, то желание сбудется. Если же свеча сразу после загорания тухнет, то загаданному исполниться не суждено, или же оно сбудется, но ждать придется долго.

Заключение

Праздник Семик относится к корням нашей веры. Да, в православный календарь этот праздник не был вписан. Но несмотря на это традиции празднования остались и наложили отпечаток на празднование Троицы. К нам пришли красивые и интересные традиции в которых используются атрибуты Зеленых святок среди которых, используется красавица береза. Такой праздник, это прекрасная возможность весело и интересно провести время.

https://youtube.com/watch?v=effuR2pvk50%3Ffeature%3Doembed

Названия дней

Среда: Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.

Четверг: Русальская пасха, «Русалчин Великдень» (белорус.), «Русальний Великдень» (укр.), «Мавський великдень» (укр.), «Навська трійця» (укр.), «Трійця умерлих» (укр.), «Сухий день» (укр.), Кривой четверг (укр.), Русальный четверг (серб.).

Пятница: Игрище Ярилы.

Суббота: «Летнія Дзяды» (слуцк.).

Воскресенье: Игрище Ярилы, Ярило (нижегород.), Заговень (нижегород.), Строма (нижегород.), Развивание венков (воронеж.), Русальское воскресенье (воронеж.), Русальское заговенье, Крапивное заговенье, Кострома, Проводы Весны (нижегород.), День Всех Святых.

Обычаи

Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища.

После этого в календаре восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» (нечистых) покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику).

По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу.

Проводы русалок

Неделя русалки и неделя русалки

В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?». Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы часто сопровождались песнями.

Вождение «Русалки-коня»

Неделя русалки и неделя русалки

Неделя русалки и неделя русалки

«Вождение русалки» (коня) в с. Оськино Воронежской губ. 1930-е.

В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».

Похороны Костромы

Неделя русалки и неделя русалки

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX в.

В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:

Поговорки и приметы

«На Русальний тиждень не шиєм, не мажем на дворе, щоб Русалкам очей не забризкать глиною» (укр.). «Пакуль жито красуе (т. е. цветёт), русалки у жите ходять» (укр.). На Всесвятской неделе — всякий кусок свят! Невестится невеста, а будет ли толк — Bсe-Святые скажут. Святая неделя — красная, Всесвятская — пёстрая. Все Святые с одним богатырём — Ярилой борются, совладать не смогут. Ярило яровые ярит. На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется.

На Полтавщине в течение троицкой недели избегали пропалывать свёклу, считая, что иначе впоследствии в борщ попадёт жаба или мышь; белорусы остерегались строить дом в период между Духовым и Петровым днями, поскольку в нём непременно завелись бы тараканы и клопы.

Литература

  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — .: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  • Зеленин Д. К. Русалки // Умершие неестественной смертью и русалки / Очерки русской мифологии. Вып. 1. — , 1916.
  • Зимина Т. А. Похороны Костромы. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7
  • Пухова Т. Ф. Традиции ряжения в Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 22-29.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Соколов М. Е. Великорусские весенние и хороводные песни, записанные в Саратовской губернии // Труды III областного историко-археологического съезда. — Владимир, 1908. — С. 24.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — .: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7-21.

Русалочья неделя

Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя) — старинный русский женский обрядовый праздник.

Праздновался на восьмую неделю после начала Пасхи. Считалось, что на Семик, то есть в июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»).

Один из древних обычаев, связанный с этим праздником, — это запрет на купание в реке до конца июня. Он был связан с тем, что вода в это время ещё холодная, бывало много несчастных случаев, и существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.

В четверг девушки шли в лес «завивать берёзу». Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой. Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны». Во Владимире хоронили Ладу, а в Твери — Ярило. Это и было как бы изгнание и проводы русалок. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили.

После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру «уточки».

В некоторых местах Семик праздновали до конца XIX века.

До сих пор в некоторых местах России празднуют Семик. В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажженной свечкой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с вареных куриных яиц. При этом их праздник не похож на похороны, поскольку в него все веселятся. Непосредственно после Семика идет День Святой Троицы, в который мало кто из жителей ходит поминать усопших.

.
.

Смотреть что такое “Русалочья неделя” в других словарях

Неделя русалки и неделя русалки

Неделя русалки и неделя русалки

Каждый человек рано или поздно начинает интересоваться историей своего Рода и семьи, но все больше современных людей стараются копнуть намного глубже, не просто сквозь века, а сквозь тысячелетия. Стремясь узнать историю не только своей семьи, а и всего народа, его прошлое, обычаи и традиции. Для некоторых это необычное увлечение, а для некоторых хобби становиться работой всей жизни. Что же в себе скрывают славянские праздники и вообще религия древних славян? Этим вопросом задается огромное количество современных людей, и это связанно в первую очередь с обычным человеческим любопытством.

Славянский календарь полон разнообразных праздников, дней памяти, и прочих языческих торжеств. И одним из самых интересных и долгожданных летних языческих праздников славян была Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня, последним же днем празднования был день всеми любимого, обладающего невероятной силой бога Купалы 24 июня.

Как и многие славянские народные праздники, Русальная неделя имеет свои обычаи, традиции и ритуалы. В течение недельного празднования наши предки проводили целый цикл невероятно серьезных  обрядовых мероприятий, без которых праздник просто не мог состояться: «проводы русалок», «яичное заговаривание» и ритуал «русальные заговенья».

Что же собой представляли ритуалы Русальной недели?

Первым в списке проводимых обрядов считались прощания с русалками, они всегда считались дарительницами влаги для полей.  Данный ритуал служил неким переходным периодом – прощанием на определенное время с русалками. Когда нужда в большом количестве влаги на полях сводилась до минимума в результате завершающего этапа формирования будущего урожая. А говоря простым языком, уже сформированным колосьям, не было необходимо столько дождей и влаги, сколько было необходимо после засева полей.
Наши предки считали, что русалки основную часть года были на дне водоемов или рек, и только в Русальную неделю они могут появиться на суше.

Как праздновали Русальную неделю наши предки?

Зачастую славяне в праздничные дни собирались на небольших горах или холмах, где проводились веселые гуляния, торжественные пиршества и маскарады. Главным символом этого праздника были кони, поэтому кто-то из юношей деревни обязательно выполнял роль этого животного на празднике, но, конечно же, в шутку. Юные девушки одевали свои праздничные сарафаны, собирались возле костра и пели русальные песни.

Обряды «похорон и проводы русалок»

Центральным событием всего праздника были именно эти ритуалы. Наши предки выбирали одну из самых красивых молодых девушек деревни, надевали на нее невероятное количество сплетенных венков из свежих цветов и трав. Тем самым превращая девушку в настоящую новогоднюю елку с гирляндами из всевозможных венков и зелени. Затем все участники обряда, веселясь, обходили всю деревню в маскарадных костюмах, но с наступлением сумерек все направлялись к реке или открытому водоему. Если же такого не было по близости, тогда разводился костер, хотя наши предки всегда селились вблизи от воды.

Естественно вместе со всеми на берег приходила и именуемая «русалка» и начиналось таинство. Волхвы и жрецы начинали молиться богам, напевая специальные песни, и при этом с «русалки» снимали венки и бросать в воду или же костер – это было таинство прощания. После попадания последнего венка в воду все бросались убегать от уже бывшей русалки, а она стремилась поймать кого-то. Но попасть ей в руки для наших предков означало накликать на себя беду, обычно это предвещало хворь или же смерть.

Наши прародители верили, что во время празднования Русалии самих русалок можно увидеть поблизости на берегах водоемов, на перекрестках и даже погостах. До наших дней дошли предания, в которых сказано, что традиционные русальные танцы и веселье имело и несколько другой смысл. Это был своеобразный ритуал, который позволял с помощью танца защитить посев.

Еще одной особенностью Русальной недели был полный отказ от работы, иначе русалки могли наслать наказание на того, кто осмелиться работать в их день. Уничтожить урожай, наслать бури, грозы и прочие проблемы на головы неучтивых славян. Наши предки почитали и одновременно боялись Русальной недели, ведь встретить русалку считалось невероятной удачей, которая сулит несметные богатства, но только если человек действительно этого заслуживает. Но если же русалка встретит лгуна, вора или убийцу, то эта встреча обернется смертью для него. Детей и молодых девушек берегли от подобных встреч, так как славяне верили, что русалки могут затанцевать до смерти или же просто увести их с собой. Именно по этой причине в это время детей и девушек не выпускали на поля и луга. Для защиты на детей одевали специальные обереги, которые были изготовлены из нескольких сильнопахнущих трав: полыни, хрена и чеснока.

усальная, она же Троицкая и Русальская. Название Русальная (Русальская) ярко и образно отражает эпизоды временного заселения местности водными девами — русалками. В старину русалок опасались, считали, что они причиняют вред людям, поэтому от них следует защищаться. Вот почему Русальная неделя полна разными обрядами, традициями, запретами. Однако нельзя сказать, что всю неделю люди спасались от русалок, наоборот это был праздник с пирами, играми и другими забавами.

Неделя русалки и неделя русалки

Еще одно название «Троицкая неделя» связано с тем, что она совпадает с Троицей. То есть приходиться на предшествующую празднику неделю или после нее в так называемое Троицкое воскресенье.

Среди древних славян «ходили слухи», что русалки массово появляются в то время, когда цветет рожь. В эти дни людям было небезопасно проводить много времени на полях, отходить далеко от дома. Не разрешалось ходить в лес в одиночку, купаться (это носило особенный характер). Не выпускали даже домашний скот на пастбища. На Троицкой неделе женщины старались не заниматься своими повседневными хозяйскими работами в виде стирки белья, шитья, ткачества и другими работами.

Неделя русалки и неделя русалки

Обычаи и традиции

Молодые, в течение всей недели наряжались как русалки и гуляли по своим деревням и селам. Также для того, чтобы напугать односельчан некоторые девушки и вовсе в одних рубахах и с распущенными волосами (в древности считалось, что именно так выглядят русалки) бродили по улице у домов, они прятались и старались как можно сильнее напугать прохожих.

Все эти запреты, осторожность и многие другие обычаи люди соблюдали не только для того, чтобы защититься от русалок, но также они хотели поманить их к себе и узнать поближе. Для этого они пробовали самые разные методы. Развешивали рубашки около рек, в лесах и в тех местах, где, по их мнению, могли появляться русалки. А для того, чтобы вернуть свой скот, который потерялся на этой неделе, люди всяческими способами пытались задабривать русалок, так как в этом жители считали виноватыми именно их. Поэтому уговаривали их вернуть скот. А методы были самые разные, от онучей из женских рубах, до соли и хлеба. А старину люди сильно верили в приметы и поверья, поэтому такое их поведение не считалось странным и необъяснимым. Более того, странным было их невыполнение.

Неделя русалки и неделя русалки

Поверья русальной недели

Народ считал, что если не соблюдать все традиции и игнорировать их, то таких людей непременно ждет некое наказание от русалок. Считалось, что у тех, кто не следовал им, обязательно должны были случаться несчастия. Например, у таких людей, не было урожая, рождались уродливые дети и другие не менее страшные последствия.

Неделя русалки и неделя русалки

Также традиции гласили о том, что дни русальной недели (не все, а некоторые) носили определенные названия, в зависимости от обрядов и действий. Ниже приведены примеры.

  • Вторник назывался именем задушных поминок. Означало, что в этот день люди начинали призывать русалок.
  • Среду назвали буреломной. В этот день всячески запрещалось белить холсты и в случае не соблюдения этого правила, ждала человека страшная буря. Был и такой день, когда для русалок организовывали праздник. Это было воскресенье (крапивное или русальное заговенье).
  • Воскресенье, то есть конец Русальной недели считался днем, когда русалки оставляли людей и в честь этого они прощались с ними на целый год. Прощание с русалками носило ритуальный характер.

Неделя русалки и неделя русалки

— Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем». По пасхальному календарю это приходится на время от двадцатых чисел мая до середины июня и связано с петровым постом, который завершался всегда точно 28 июня, а начинался в разное время, в зависимости от троицына дня и пятидесятницы. В любом случае русальная неделя шла после семика. В древности разрыв мог быть больше, так как «Стоглав» говорит о русалиях на Иванов день, 24 июня. Глиняный календарь IV в. тоже определяет особую неделю непосредственно перед Иваном Купалой — 19-24 июня (включая в нее и день Купалы).
Проводы русалок, дарительниц влаги полям, производились в тот важный момент вегетации, когда завершилось формирование колосьев и на известный срок дожди были уже не нужны, с русалками можно было временно распроститься. Проводы русалок как обряд связаны с конями, с маскарадом, где один из парней рядится конем; на конях скачут во время праздника Купалы; иногда двое мужчин ведут лошадь в поле. Упоминаются в этнографических записях старики-русальщики, водившие маскарадного коня.
Считалось, что большую часть года русалки проводят на дне реки или появляются на земле во время так называемой «Русальной недели».
Древние славяне отмечали, русалии на возвышенных местах водили хороводы, ряженые ходили; по деревне, распевая русальные песни.

Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки).
После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Неделя русалки и неделя русалки

— тоже весенний праздник, и притом самый веселый и коренной, и так же цельно и свято соблюдаемый с древних времен седой доисторическкои старины. С русальным праздником у Семика такое близкое родство, что, судя по самым основным приметам, их теперь и отделить очень трудно, а с широкой масленицей у Семика такое сходство, что оно не ускользнуло и из праздничных хвалебных песен. Разница тут только в том, что один праздник приспособлен к концу весны, другой к концу зимы, и оба в честь красного солнышка.

Основное ядро семитского праздника и существенная отличительная его особенность — завиванье венков, — осталось в прежней силе и неизменном порядке, но сроки отправления празднества перепутались. Так, например, в окрестностях города Углича, для завиванья венков избран Вознесеньев день, в Калужской и Орловской губ. делают то же на Духов день, в Симбирской губернии Семик приходится еще за два дня до Троицына дня, а в Пошехоньи и вообще в Ярославской губ. на Троицын день. В Симбирской губ. (хотя бы, например, в Буинск. у.) особенно избранные девушки, накануне Троицына дня, ходят с раннего утра под окнами подруг и объявляют о наступлении Семика такими словами: «Троица по улицам, Семик по задам». Это значит, что когда каждая украсит свою избу березками вдоль всей деревенской улицы, то им, деревенским девицам, придется идти за околицу, под предводительством избранной по жеребью и одетой в мужское платье (это — Семик). Идут разодетые и с запасами: с печеными и сырыми яйцами для неизбежной яичницы, с лепешками и пирогами. В ближней роще выбирают кудрявую березу, срубают самую густую ветку, украшают ее лентами, втыкают в землю и, ухватившись за руки, сплетаются хороводом и поют известную песню: «Как из улицы в конец шел удалый молодец», с припевом о Дунае-сыне-Ивановиче. Песни поют до обеда, т. е. до той поры, когда дойдет очередь до принесенных яств, после чего с той же березы рвут ветки и плетут венки, с которыми опять водят хороводы и играют песни, спрашивая в одной из них: «Мне куда тебя, веночек, положить?» — и отвечают: «Положу тебя, веночек, на головку, ко душе милой девице, — ко названной сестрице». Что споют, то и сделают, а придя на пруд или реку, с зажмуренными глазами бросают венки на воду и гадают: потонул венок — в тот год замуж не выйти, а пожалуй, даже и умереть, но очень хорошо считается, если венок всплывет, да еще против течения.

В Ярославской губ. через сплетенные из березы венки девицы целуются, обязуясь сохранить на целый год дружбу, до новых поцелуев, хотя бы и с другой девушкой. Близ Углича игра с разукрашенной березкой и яичницей применяется к гаданью на урожай ржи, так как березку ставят среди озимого поля, а яичницу едят не иначе, как бросая через голову часть ее и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась» («колосок рожки уродился с ложку, а комелек рожки со Христову ножку»). Затем по ржаной полосе катаются, переваливаются с боку на бок, для того, чтобы не болела во время жнитва спина и не «расхваталась» (от схватки пучков ржи на серп) рука, перевязанная для устранения возможной беды на это время в запястье ниткой. Почествовав таким способом рожь, завивают венки на себя, на родителей, на жениха или просто на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходят «ломать венки», т. е., погадавши на них, бросать в воду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *