Русалочья неделя
Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя) — старинный русский женский обрядовый праздник.
Праздновался на восьмую неделю после начала Пасхи. Считалось, что на Семик, то есть в июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»).
Один из древних обычаев, связанный с этим праздником, — это запрет на купание в реке до конца июня. Он был связан с тем, что вода в это время ещё холодная, бывало много несчастных случаев, и существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.
В четверг девушки шли в лес «завивать берёзу». Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой. Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.
В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны». Во Владимире хоронили Ладу, а в Твери — Ярило. Это и было как бы изгнание и проводы русалок. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили.
После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру «уточки».
В некоторых местах Семик праздновали до конца XIX века.
До сих пор в некоторых местах России празднуют Семик. В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажженной свечкой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с вареных куриных яиц. При этом их праздник не похож на похороны, поскольку в него все веселятся. Непосредственно после Семика идет День Святой Троицы, в который мало кто из жителей ходит поминать усопших.
.
.
Смотреть что такое “Русалочья неделя” в других словарях
Каждый человек рано или поздно начинает интересоваться историей своего Рода и семьи, но все больше современных людей стараются копнуть намного глубже, не просто сквозь века, а сквозь тысячелетия. Стремясь узнать историю не только своей семьи, а и всего народа, его прошлое, обычаи и традиции. Для некоторых это необычное увлечение, а для некоторых хобби становиться работой всей жизни. Что же в себе скрывают славянские праздники и вообще религия древних славян? Этим вопросом задается огромное количество современных людей, и это связанно в первую очередь с обычным человеческим любопытством.
Славянский календарь полон разнообразных праздников, дней памяти, и прочих языческих торжеств. И одним из самых интересных и долгожданных летних языческих праздников славян была Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня, последним же днем празднования был день всеми любимого, обладающего невероятной силой бога Купалы 24 июня.
Как и многие славянские народные праздники, Русальная неделя имеет свои обычаи, традиции и ритуалы. В течение недельного празднования наши предки проводили целый цикл невероятно серьезных обрядовых мероприятий, без которых праздник просто не мог состояться: «проводы русалок», «яичное заговаривание» и ритуал «русальные заговенья».
Что же собой представляли ритуалы Русальной недели?
Первым в списке проводимых обрядов считались прощания с русалками, они всегда считались дарительницами влаги для полей. Данный ритуал служил неким переходным периодом – прощанием на определенное время с русалками. Когда нужда в большом количестве влаги на полях сводилась до минимума в результате завершающего этапа формирования будущего урожая. А говоря простым языком, уже сформированным колосьям, не было необходимо столько дождей и влаги, сколько было необходимо после засева полей.
Наши предки считали, что русалки основную часть года были на дне водоемов или рек, и только в Русальную неделю они могут появиться на суше.
Как праздновали Русальную неделю наши предки?
Зачастую славяне в праздничные дни собирались на небольших горах или холмах, где проводились веселые гуляния, торжественные пиршества и маскарады. Главным символом этого праздника были кони, поэтому кто-то из юношей деревни обязательно выполнял роль этого животного на празднике, но, конечно же, в шутку. Юные девушки одевали свои праздничные сарафаны, собирались возле костра и пели русальные песни.
Обряды «похорон и проводы русалок»
Центральным событием всего праздника были именно эти ритуалы. Наши предки выбирали одну из самых красивых молодых девушек деревни, надевали на нее невероятное количество сплетенных венков из свежих цветов и трав. Тем самым превращая девушку в настоящую новогоднюю елку с гирляндами из всевозможных венков и зелени. Затем все участники обряда, веселясь, обходили всю деревню в маскарадных костюмах, но с наступлением сумерек все направлялись к реке или открытому водоему. Если же такого не было по близости, тогда разводился костер, хотя наши предки всегда селились вблизи от воды.
Естественно вместе со всеми на берег приходила и именуемая «русалка» и начиналось таинство. Волхвы и жрецы начинали молиться богам, напевая специальные песни, и при этом с «русалки» снимали венки и бросать в воду или же костер – это было таинство прощания. После попадания последнего венка в воду все бросались убегать от уже бывшей русалки, а она стремилась поймать кого-то. Но попасть ей в руки для наших предков означало накликать на себя беду, обычно это предвещало хворь или же смерть.
Наши прародители верили, что во время празднования Русалии самих русалок можно увидеть поблизости на берегах водоемов, на перекрестках и даже погостах. До наших дней дошли предания, в которых сказано, что традиционные русальные танцы и веселье имело и несколько другой смысл. Это был своеобразный ритуал, который позволял с помощью танца защитить посев.
Еще одной особенностью Русальной недели был полный отказ от работы, иначе русалки могли наслать наказание на того, кто осмелиться работать в их день. Уничтожить урожай, наслать бури, грозы и прочие проблемы на головы неучтивых славян. Наши предки почитали и одновременно боялись Русальной недели, ведь встретить русалку считалось невероятной удачей, которая сулит несметные богатства, но только если человек действительно этого заслуживает. Но если же русалка встретит лгуна, вора или убийцу, то эта встреча обернется смертью для него. Детей и молодых девушек берегли от подобных встреч, так как славяне верили, что русалки могут затанцевать до смерти или же просто увести их с собой. Именно по этой причине в это время детей и девушек не выпускали на поля и луга. Для защиты на детей одевали специальные обереги, которые были изготовлены из нескольких сильнопахнущих трав: полыни, хрена и чеснока.
Названия дней
Среда: Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.
Четверг: Русальская пасха, «Русалчин Великдень» (белорус.), «Русальний Великдень» (укр.), «Мавський великдень» (укр.), «Навська трійця» (укр.), «Трійця умерлих» (укр.), «Сухий день» (укр.), Кривой четверг (укр.), Русальный четверг (серб.).
Пятница: Игрище Ярилы.
Суббота: «Летнія Дзяды» (слуцк.).
Воскресенье: Игрище Ярилы, Ярило (нижегород.), Заговень (нижегород.), Строма (нижегород.), Развивание венков (воронеж.), Русальское воскресенье (воронеж.), Русальское заговенье, Крапивное заговенье, Кострома, Проводы Весны (нижегород.), День Всех Святых.
Обычаи
Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища.
После этого в календаре восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» (нечистых) покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику).
По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу.
В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?». Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы часто сопровождались песнями.
Вождение «Русалки-коня»
«Вождение русалки» (коня) в с. Оськино Воронежской губ. 1930-е.
В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».
Похороны Костромы
Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX в.
В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:
Поговорки и приметы
«На Русальний тиждень не шиєм, не мажем на дворе, щоб Русалкам очей не забризкать глиною» (укр.). «Пакуль жито красуе (т. е. цветёт), русалки у жите ходять» (укр.). На Всесвятской неделе — всякий кусок свят! Невестится невеста, а будет ли толк — Bсe-Святые скажут. Святая неделя — красная, Всесвятская — пёстрая. Все Святые с одним богатырём — Ярилой борются, совладать не смогут. Ярило яровые ярит. На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется.
На Полтавщине в течение троицкой недели избегали пропалывать свёклу, считая, что иначе впоследствии в борщ попадёт жаба или мышь; белорусы остерегались строить дом в период между Духовым и Петровым днями, поскольку в нём непременно завелись бы тараканы и клопы.
Литература
- Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — .: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
- Зеленин Д. К. Русалки // Умершие неестественной смертью и русалки / Очерки русской мифологии. Вып. 1. — , 1916.
- Зимина Т. А. Похороны Костромы. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
- Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7
- Пухова Т. Ф. Традиции ряжения в Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 22-29.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
- Соколов М. Е. Великорусские весенние и хороводные песни, записанные в Саратовской губернии // Труды III областного историко-археологического съезда. — Владимир, 1908. — С. 24.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — .: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X
- Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6
- Христова Г.П., Ревнева С.Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7-21.
У наших предков славян было достаточно много разнообразных праздников во все времена года. К сожалению, многие традиции и празднества позабыты, многие слились с христианскими праздниками.
Мы предлагаем вспомнить некоторые забытые традиционные обряды, празднества, обычаи, существовавшие у славян, отголоски которых дошли до наших дней. И начинаем мы с начала лета (далее предполагается информирование посетителей сайта о других наших исконных празднествах на протяжении всего года по принципу лето – осень – зима – весна).
Окончание весны и начало лета воспринимались нашими предками славянами, как время достижения природой наивысшей точки своего развития (солнце ярко светит на небе, вода в реках и озёрах становится тёплой, травы, деревья, достигшие расцвета, переходят к плодоношению), как время наполнения её чудодейственной силой. Эти представления нашли своё отражение во множестве песен, легенд, обрядовых действий, в частности, в праздновании Русальной недели, которая отмечалась за неделю до дня летнего солнцестояния.
Русальная неделя являлась главным рубежом между зимой и летом, знаменовала окончание весны и начало лета. Считалась женским праздником и совмещалась с обрядами «проводов русалок». Кроме того, включала в себя обряды поминовения усопших.
С принятием христианства, она была приурочена к христианскому празднику Троицы. В христианские времена начало Зелёной недели (так она стала называться) отмечается в четверг перед Троицей, т.е. в седьмой четверг после Пасхи, откуда и название «семик».
Таким образом, эти дни стали иметь несколько названий: Семик, Зелёная неделя, Зелёные святки, Русальная (Русалочья) неделя, Русалии. В обрядах Зелёных святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Начинались Зелёные Святки (Русалии) с Духова дня. Это было либо последнее воскресенье перед днём летнего солнцестояния, либо (по христианской традиции) в четверг перед Троицей.
В 2017 году Духов день отмечается 1 июня.
Начинался он с чествования предков, которых приглашали погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие берёзовые ветки. Затем их сушили, хранили в укромном месте, а после начала жатвы клали в житницу либо подмешивали в свежее сено.
Кроме того, существовал ещё обряд Срубание берёзы. Обрядовую берёзку срубали или выкапывали с корнем и несли в селение. Там вносили её во все дома, обходили вокруг селения и бросали в реку или на засеянное поле. Брошенная в воду, берёза должна передать ей свою целебную силу, а оставленная на поле – способствовать его плодородию. Кроме того, считалось, что потопление обрядовой берёзки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на всё лето.
Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии, и людям, и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и водоёмы, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы.
Русальная неделя – это время памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями – русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушёл из жизни добровольно.
Женщины проводили тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляли для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одёжку своих детей, рушники, полотна: надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрёстках дорог и на кладбищах.
Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. А для того, чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.
В период Зелёных Святок проводили возрастные посвящения, которыми отмечались переход подростков в группу молодёжи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей.
Ещё в дни Русалий проходили и следующие интересные обряды.
Кормление дерева. Под деревом (чаще всего берёзой) девушки оставляли различную еду (основное обрядовое блюдо – яичница), приготовленную «вссыпку», то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами кушали под деревом (что может пониматься, как совместная с деревом трапеза).
Ряжение. Берёзу украшали лентами и платками, иногда полностью обряжали в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевали венки из берёзовых ветвей и другой зелени, и рядились сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: замужних женщин или мужчин, иногда – животных, чертей и русалок. Ряжение – сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных – для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.
Интересен обряд Кумления. Девушки через завитый венок обмениваются колечками, платками, серьгами и т.п.
Смысл обряда первоначально состоял в заключении союза с духом дерева. После завивания венков берёзу называли «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена союз заключался с русалками (цели такого кумовства – задобрить русалок и узнать от них своё будущее). Ещё позднее кумление совершалось со своими подругами. Тем самым девушки обещали помогать друг другу преодолевать различные трудности, и даже подобрать жениха по нраву.
усальная, она же Троицкая и Русальская. Название Русальная (Русальская) ярко и образно отражает эпизоды временного заселения местности водными девами — русалками. В старину русалок опасались, считали, что они причиняют вред людям, поэтому от них следует защищаться. Вот почему Русальная неделя полна разными обрядами, традициями, запретами. Однако нельзя сказать, что всю неделю люди спасались от русалок, наоборот это был праздник с пирами, играми и другими забавами.
Еще одно название «Троицкая неделя» связано с тем, что она совпадает с Троицей. То есть приходиться на предшествующую празднику неделю или после нее в так называемое Троицкое воскресенье.
Среди древних славян «ходили слухи», что русалки массово появляются в то время, когда цветет рожь. В эти дни людям было небезопасно проводить много времени на полях, отходить далеко от дома. Не разрешалось ходить в лес в одиночку, купаться (это носило особенный характер). Не выпускали даже домашний скот на пастбища. На Троицкой неделе женщины старались не заниматься своими повседневными хозяйскими работами в виде стирки белья, шитья, ткачества и другими работами.
Обычаи и традиции
Молодые, в течение всей недели наряжались как русалки и гуляли по своим деревням и селам. Также для того, чтобы напугать односельчан некоторые девушки и вовсе в одних рубахах и с распущенными волосами (в древности считалось, что именно так выглядят русалки) бродили по улице у домов, они прятались и старались как можно сильнее напугать прохожих.
Все эти запреты, осторожность и многие другие обычаи люди соблюдали не только для того, чтобы защититься от русалок, но также они хотели поманить их к себе и узнать поближе. Для этого они пробовали самые разные методы. Развешивали рубашки около рек, в лесах и в тех местах, где, по их мнению, могли появляться русалки. А для того, чтобы вернуть свой скот, который потерялся на этой неделе, люди всяческими способами пытались задабривать русалок, так как в этом жители считали виноватыми именно их. Поэтому уговаривали их вернуть скот. А методы были самые разные, от онучей из женских рубах, до соли и хлеба. А старину люди сильно верили в приметы и поверья, поэтому такое их поведение не считалось странным и необъяснимым. Более того, странным было их невыполнение.
Поверья русальной недели
Народ считал, что если не соблюдать все традиции и игнорировать их, то таких людей непременно ждет некое наказание от русалок. Считалось, что у тех, кто не следовал им, обязательно должны были случаться несчастия. Например, у таких людей, не было урожая, рождались уродливые дети и другие не менее страшные последствия.
Также традиции гласили о том, что дни русальной недели (не все, а некоторые) носили определенные названия, в зависимости от обрядов и действий. Ниже приведены примеры.
- Вторник назывался именем задушных поминок. Означало, что в этот день люди начинали призывать русалок.
- Среду назвали буреломной. В этот день всячески запрещалось белить холсты и в случае не соблюдения этого правила, ждала человека страшная буря. Был и такой день, когда для русалок организовывали праздник. Это было воскресенье (крапивное или русальное заговенье).
- Воскресенье, то есть конец Русальной недели считался днем, когда русалки оставляли людей и в честь этого они прощались с ними на целый год. Прощание с русалками носило ритуальный характер.
— Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем». По пасхальному календарю это приходится на время от двадцатых чисел мая до середины июня и связано с петровым постом, который завершался всегда точно 28 июня, а начинался в разное время, в зависимости от троицына дня и пятидесятницы. В любом случае русальная неделя шла после семика. В древности разрыв мог быть больше, так как «Стоглав» говорит о русалиях на Иванов день, 24 июня. Глиняный календарь IV в. тоже определяет особую неделю непосредственно перед Иваном Купалой — 19-24 июня (включая в нее и день Купалы).
Проводы русалок, дарительниц влаги полям, производились в тот важный момент вегетации, когда завершилось формирование колосьев и на известный срок дожди были уже не нужны, с русалками можно было временно распроститься. Проводы русалок как обряд связаны с конями, с маскарадом, где один из парней рядится конем; на конях скачут во время праздника Купалы; иногда двое мужчин ведут лошадь в поле. Упоминаются в этнографических записях старики-русальщики, водившие маскарадного коня.
Считалось, что большую часть года русалки проводят на дне реки или появляются на земле во время так называемой «Русальной недели».
Древние славяне отмечали, русалии на возвышенных местах водили хороводы, ряженые ходили; по деревне, распевая русальные песни.
Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки).
После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.
— тоже весенний праздник, и притом самый веселый и коренной, и так же цельно и свято соблюдаемый с древних времен седой доисторическкои старины. С русальным праздником у Семика такое близкое родство, что, судя по самым основным приметам, их теперь и отделить очень трудно, а с широкой масленицей у Семика такое сходство, что оно не ускользнуло и из праздничных хвалебных песен. Разница тут только в том, что один праздник приспособлен к концу весны, другой к концу зимы, и оба в честь красного солнышка.
Основное ядро семитского праздника и существенная отличительная его особенность — завиванье венков, — осталось в прежней силе и неизменном порядке, но сроки отправления празднества перепутались. Так, например, в окрестностях города Углича, для завиванья венков избран Вознесеньев день, в Калужской и Орловской губ. делают то же на Духов день, в Симбирской губернии Семик приходится еще за два дня до Троицына дня, а в Пошехоньи и вообще в Ярославской губ. на Троицын день. В Симбирской губ. (хотя бы, например, в Буинск. у.) особенно избранные девушки, накануне Троицына дня, ходят с раннего утра под окнами подруг и объявляют о наступлении Семика такими словами: «Троица по улицам, Семик по задам». Это значит, что когда каждая украсит свою избу березками вдоль всей деревенской улицы, то им, деревенским девицам, придется идти за околицу, под предводительством избранной по жеребью и одетой в мужское платье (это — Семик). Идут разодетые и с запасами: с печеными и сырыми яйцами для неизбежной яичницы, с лепешками и пирогами. В ближней роще выбирают кудрявую березу, срубают самую густую ветку, украшают ее лентами, втыкают в землю и, ухватившись за руки, сплетаются хороводом и поют известную песню: «Как из улицы в конец шел удалый молодец», с припевом о Дунае-сыне-Ивановиче. Песни поют до обеда, т. е. до той поры, когда дойдет очередь до принесенных яств, после чего с той же березы рвут ветки и плетут венки, с которыми опять водят хороводы и играют песни, спрашивая в одной из них: «Мне куда тебя, веночек, положить?» — и отвечают: «Положу тебя, веночек, на головку, ко душе милой девице, — ко названной сестрице». Что споют, то и сделают, а придя на пруд или реку, с зажмуренными глазами бросают венки на воду и гадают: потонул венок — в тот год замуж не выйти, а пожалуй, даже и умереть, но очень хорошо считается, если венок всплывет, да еще против течения.
В Ярославской губ. через сплетенные из березы венки девицы целуются, обязуясь сохранить на целый год дружбу, до новых поцелуев, хотя бы и с другой девушкой. Близ Углича игра с разукрашенной березкой и яичницей применяется к гаданью на урожай ржи, так как березку ставят среди озимого поля, а яичницу едят не иначе, как бросая через голову часть ее и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась» («колосок рожки уродился с ложку, а комелек рожки со Христову ножку»). Затем по ржаной полосе катаются, переваливаются с боку на бок, для того, чтобы не болела во время жнитва спина и не «расхваталась» (от схватки пучков ржи на серп) рука, перевязанная для устранения возможной беды на это время в запястье ниткой. Почествовав таким способом рожь, завивают венки на себя, на родителей, на жениха или просто на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходят «ломать венки», т. е., погадавши на них, бросать в воду.