Образ Кощея Бессмертного в сказке о Кощее Бессмертном и образ Кощея Бессмертного в сказках

Образ Кощея Бессмертного в сказке о Кощее Бессмертном и образ Кощея Бессмертного в сказках

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Образ Кощея Бессмертного в сказке о Кощее Бессмертном и образ Кощея Бессмертного в сказках

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

Наталья Кротова. «Как убить Кощея бессмертного?»

В эпоху Киевской Руси появились былины — значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. А его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем:

И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди, А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб, От сыра дуба стрелочка отскакивала, Становилася Кощею во белы груди: От своих рук Кощею и смерть пришла.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Проанализировать образ Кощея Бессмертного в сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи нашей статьи:

* Узнать из дополнительной литературы о Кощее Бессмертном.

* Провести опрос по теме работы среди учащихся.

* Прочитать русские народные сказки, в которых действует Кощей Бессмертный.

* Проанализировать образ Кощея Бессмертного и сделать выводы.

Объект исследования: Кощей Бессмертный.

Предмет исследования: русские народные сказки.

Предположим, что Кощей Бессмертный – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Тип проекта: групповой.

Общая характеристика Кощея Бессмертного

Происхождение слова <<кощей>>

Февраль – начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом. Именно в високосном году 29 февраля празднуется День Кощея.

Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек – Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец – Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.

В Энциклопедии “Мифы народов мира” сказано, что Кощей – это значит “пленник”, “раб”. Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, кащеями назывались пленники злого колдуна или божества.

В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце.

Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, судьба. Наши слова “кошелек”, “кошелка”, тоже являются ёмкостями для хранения чего-то (денег, которые очень влияют судьбу).

На средневековом русском языке кощей – тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв. )

Ближе всего к образу Кощея Бессмертного подходит определение, в котором говорится, что в слово “кощь” (“кошть”) – сухой, тощий, худой телом и, родственное со словом “кость”.

До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем:

“Там Царь Кощей над златом чахнет. “

Тверская область – родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный персонаж обитал в Старицких пещерах. Там местный сапожник однажды повстречал чудище с горящими глазами. А старуха с клюкой, изображенная на гербе древнего города Старицы, есть та самая Баба-Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.

Памятник Кощею Бессмертному есть в Суздали.

Основные черты образа Кощея Бессмертного в русских народных сказках

Сначала мы решили провести опрос среди учащихся своих классов, так как нам стало интересно: что думают другие ученики о Кощее Бессмертном? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такой Кощей Бессмертный?

2. Каким вы его себе представляете?

3. Где он живёт?

4. Чем занимается?

5. Как выглядит?

В опросе участвовало 43 ученика. Варианты их ответов мы записали в таблицу.

Результаты опроса учащихся

Зловещий сказочный герой русских сказок, царь, колдун, сказочный персонаж, сказочный злодей, отрицательный герой русских народных сказок.

Очень жадный старик, старый и некрасивый, страшный, безжалостный, злой, коварный, хитрый, жестокий, бессмертный, вредный, скупой, беспощадный, злобный старикашка.

В сказочном каменном дворце, в высоком замке, в тридевятом государстве, в замке на высокой скале, в тридесятом царстве, в пещере, в тёмном царстве, в подземелье, замок на горе, в сказках, в темном лесу в замке, далеко за горой, в каменном замке, в дремучем лесу.

Похищает чужих невест, колдовством, злом, промышляет похищением принцесс, пугает людей, плохими делами, совершает злодейство против людей, ворует людей, задумывает коварные действия, творит зло, всем вредит, чародейством, губит людей, устраивает гадости, сжигает деревни и забирает людей в плен, наводит страх, считает золото в сундуках, вредительством, обижает и ворует добрых людей, наводит ужас на людей.

Костлявый, чахлый, высокий, страшный, худой, тощий, старый, скверный, седой, лысый, с кривым носом, злой, в чёрной одежде, некрасивый, похож на скелет, смешной, лицо очень злое, высокий худой старик, хитрый, очень ужасно, с короной на голове.

Далее мы самостоятельно проанализировали образ Кощея Бессмертного. Для этого прочитали русские народные сказки, где говорилось о Кощее Бессмертном.

Результаты своего исследования по сказкам мы записали.

Место обитания Кощея Бессмертного

Волшебные вещи в сказке и другие чудеса

Животные, служащие Кощею Бессмертному

Положительный или отрицательный персонаж (Кощей Бессмертный)

За тридевять зе-мель, в тридеся-том царстве, в подсолнечном государстве

Скелет, его ни стрелой, ни пулей не убьешь

Клубок, гриб, палочка, яйцо, игла

Заяц, утка, дракон

За тридевять зе-мель, за тридесять морей, за далеки-ми лесами, в царс-тве темном, в ста-ром замке.

Высокий старик, скупой, злой, сильный и хитрый.

Мертвая и живая вода, огненная река, волшебный платочек. Сокол, орел, филин превраща-лись в добрых молодцев. Перс-тень такой, что если его вниз кам-нем повернуть, так через любую реку мост про-кладывается.

Иван Богатырь и Кощей Бессмертный

(Сказка об Иване-богатыре)

За тридевять зе-мель, в тридеся-том царстве есть каменная гора выше облаков.

Рос Иван – бога-тырь не по дням; а по часам; недю-жинная сила бо-гатырей; сам с но-готок, борода с локоток, сорок во-зов сена тянет; зо-лотой дворец, се-ребряный дворец, медный дворец; в каком месте яичко с руки на руку перебро сишь, в том месте дворец встанет; волшеб-ная вышивка; жи-вая и мёртвая во-да; ковер – само-лет.

На высокой горе в пещере.

Кощей Бессмертный представлял собой злой персонаж.

Перстень двенад-цати молодцев, волшебные воро-та, камень с над-писью.

Заяц и утка

В высоких горах, в темном замке

Парень из сосны; сила Ивана Сос-новича; человек гору поднимает; две бутылочки с живой водой и две бутылочки с мертвой.

Сила Кощея

Кощей связан со стихией воды:

* Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. (Воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и получали от этого силу).

Враги Кощея

* Во многих сказках врагом Кощея была Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.

* Также врагами Кощея были богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки Иван Соснович, двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей погибает от рук Ивана Сосновича.

Тайна Кощея Бессмертного

То, что Кощей бессмертен – это знает каждый. А вот почему у него такое прозвище, где находится его смерть, кто может его победить?

Еще про Тора:  Древо жизни Иггдрасиль

Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Вот что говорят об этом сказки.

В русской народной сказке “Кощей Бессмертный”: <<Пошел сын искать свою мать, которую Кощей утащил. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает:

– У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо.

В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:

– Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!

– Что ты, Кощей? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.

Кощей опять и говорит:

– Я что-то не могу!

А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:

– Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:

– Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.

Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко – и Кощей Бессмертный умер”.

А в сказке “Марья Моревна” Иван убивает Кощея совсем другим способом.

<<Долго ли, коротко ли – нагнал он (Кощей) Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.

То есть Кощей гибнет от удара копытом волшебного коня, родственником которого является его собственный конь.

А есть еще один вариант этой сказки, в котором говорится о смерти Кощея так:

<<Полетели Сокол, Орел и Ворон к Бабе-Яге, у которой был табун волшебных коней, да и угнали одного – того, что быстрее ветра. Привели его к Ивану-царевичу. Поблагодарил он братьев – и снова поехал в каменные горы.

Добрался до Марьи Моревны, та ну его целовать-миловать, слезами обливать:

– Я уж и не чаяла тебя увидеть. Но лучше уезжай подобру-поздорову, не то догонит нас Кощей – быть тебе снова изрубленым, а мне это хуже своей смерти.

– Не догонит.

Кощей хитрый, и в одной сказке, которая тоже называется “Кощей Бессмертный”, несколько раз обманывает Ивана и его невесту, называя неправильные места своей смерти.

“. за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: “Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?” – “На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана”.

Но не оказалось его смерти в венике.

“Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана”.

И только на третий раз поведал Кощей где смерть его на самом деле.

“. говорит он Ненаглядной Красоте: “Ах ты, глупая баба! То я пошутил; моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре, та кокора в море плавает”.

А когда нашел Иван то яйцо заветное, положил его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному.

“Приходит к нему во двор, и встречает его Ненаглядная Красота, в уста целует, к плечу припадает. Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: “А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть”. – “Ты сам у меня ее отнял! – отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: – А это что?” У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку – Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем – тут Кощей свалился и помер”

А про смерть Кощееву, которая на конце иглы находится, рассказала Ивану-царевичу Баба-Яга в сказке “Царевна-Лягушка”.

“Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

– Знаю, знаю, – говорит ему баба-яга, – твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.

Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит – стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.

Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц – и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее – утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти!

Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.

Про смерть Кощея мы теперь узнали многое. В разных сказках он умирает по-разному. Зло наказано. А если Кощей – олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.

Внешний вид Кощея Бессмертного

Кощей Бессмертный старый, очень худой, тощий и костлявый человек, похожий на скелет, обтянутый кожей. Он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скупой), и он не вежливый, грубый и неблагодарный.

Что сказано в сказках про Кощея?

Кощей ездит на коне и свободно держится в седле, значит он совсем не слабый, не хилый, а достаточно сильный и ловкий.

Кощей ходит каждый день на войну, как на работу, оставляя красавицу, которую украл, дома у себя горевать, жениха своего поджидать. А когда возвращается вечером, начинает ругаться, что, мол, русским духом у него в доме пахнет, ревнует, значит. А девица ему и отвечает: “Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался – от тебя русским духом и пахнет”. Значит, Кощей еще и летать умеет, как Змей Горыныч, или птица какая диковинная.

Кощей умеет шутить. Он неправильно говорит Красавице о месте нахождения своей смерти, обманывает, то есть, а потом и говорит: “Глупая баба! То я пошутил. “, а потом другое место называет.

Был и такой случай:

Пас он как-то кобылиц у Бабы-Яги. Да не простые те кобылицы были, ветра сильные, неугомонные. Три дня он пас их, и не одна не убежала от него. За это получил он от Бабы-Яги своего верного Коня. Не помогал Кощею никто в его деле. Сам справился. А Иван, за три дня не смог ни разу их без помощников своих собрать, да и коня, в общем-то, украл он у Яги.

Кощей безжалостен к своим врагам. Иван-царевич оказывается его злейшим недругом, хоть и спас его от жажды, Кощей убивает его и разрубает на куски.

Общие выводы

Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин. Он обладает несметными богатствами. Кощей – высохший костлявый старик с горящими глазами. Он бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров – в безбрежном море. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея. Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки иглу, ломает кончик – и вот “сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть”

III. Анализ результатов исследования

На основе связей между предметами, явлениями, действиями Кощея Бессмертного можно в русских народных сказках можно сделать вывод:

Кощей Бессме́ртный – отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда – всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скупым. А характер у него вредный, злой, грубый и неблагодарный.

Кощей – олицетворяет Зиму, Холод, Смерть. Он является могущественным чародеем. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.

Называют Кощея Бессмертным, потому что Смерть его далеко спрятана.

Таким образом, наше предположение, что Кощей Бессмертный – вымышленный сказочный персонаж, подтвердилось.

В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали русские народные сказки, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Кощее Бессмертном. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

ПРО КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО

Там, где скалы, словно зубья,

Небо синее грызут,

Там, где ветры терпеливо

Валуны о камни трут.

В тёмной потайной пещере

Еле теплица огонь.

В ней сидит Кощей при деле;

Сто веков мечтает он.

Грезит он, как мог бы в жизни

Славный подвиг совершить,

Мог добиться бы успеха,

Победить и полюбить.

И мечтает, как бы царством

Правил справедливо он,

Как народ ему подвластный

Благодарный слал б поклон.

Он мечтает, как в ненастье

Мог бы тучи раздвигать,

Как бы в голод и в несчастье

Смог бы помощь оказать.

Он мечтает век за веком,

Но не делает труда,

Встать и взяться бы за дело.

Так пропали все века!

Словарь терминов

КОЩЕЙ (Ожег. ) 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный, 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр. ).

КОЩЕЙ (Ушак. ) – (или кащей), кощея, м. (казак. – бедняк). 1. (К прописное). В народных русских сказках – мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг. ). 3. Скупец, скряга (разг. ).

Еще про Тора:  Имена древнерусских богов и иерархия богов, славянские обряды и обереги

КАЩЕЙ – сказочное лицо, вроде вечного жида, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего.

Толковый словарь Даля, 1863-1866

Кощей (или Кащей) – фантастическое лицо русских сказок и былин, играющее ту же роль скупого хранителя разных сокровищ, что и змей; оба они враждебны сказочным героям.

Биографический словарь

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ – в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Герой побеждает его, добыв яйцо, в котором спрятана кащеева смерть.

Большой энциклопедический словарь

Кащей, кощей бессмертный, герой русск. сказок, худой (кожа да кости) старик-скупец, обладающий тайной долговечной жизни.

«Образ Кощея Бессмертного – олицетворение зла

в волшебных сказках»

ученика 1 б класса

МКОУ СОШ № 3 г. Киренска

Унжакова О. Г., Сосненко О. В.

Тема: Кощей Бессмертный – олицетворение зла в волшебных сказках

исследования моей проектной работы является сказочный персонаж «Кощей Бессмертный»

исследовать образ Кощея Бессмертного в волшебных сказках

  • прочитать сказки, где персонажем является Кощей Бессмертный,
  • проанализировать образ Кощея

исследования: если я смогу доказать, что Кощей Бессмертный  отрицательный персонаж в сказке, то скажу ребятам, что нельзя быть похожим на такого героя.

исследования: чтение книг, анкетирование, анализ результатов

Определив цели и задачи работы, наметил вопросы, на которые должен найти ответы.

  • Кто такой Кощей Бессмертный?
  • Каким вы его себе представляете?
  • Где живет Кощей Бессмертный?
  • Чем он занимается?

Чтобы найти ответы на вопросы читал волшебные сказки, анализировал образ Кощея Бессмертного. Также мне стало интересно и мнение моих одноклассников по данной теме. Я предложил им ответить на мои вопросы.

В опросе приняли участие 26 учеников нашего класса:

Я поинтересовался происхождением имени Кощея. Существует много версий происхождения имени Кощея. Хочу остановиться на самых интересных:

  • Кащей Бессмертный, Кощей Бессмертный (заимствование из тюрк. Kosci «пленник», в восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо», в яйце – смерть Кощея Бессмертного. Древность этого мотива подтверждается его наличием в русских заговорах и хеттских обрядовых текстах. В русских волшебных сказках Кощей Бессмертный уносит героиню на край света в своё жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передаёт тайну герою-избавителю, который добывает смерть Кощея Бессмертного, и тот погибает.
  • Существует версия происхождения имени Кощея (вар.через “О”) от славянского “кош” – связка кожаных шнурков, по образу узелкового письма кипу. Такими праписьменами записывалась история рода. Хранителя узелков и называли КОЩЕЙ. Титул бессмертный, получен им за связь времен между предками и потомками. Отрицательный статус получил в связи с христианизации Руси. Сравните КОШелек, КОШелка, КОШара (плетеное укрытие в степи) и так далее.
  • Было такое слово – кощюнить, то есть колдовать, а кощюнник – волшебник. А еще означает слово «кощун» – тощий, костлявый. Кощей, этот костлявый скелет всю жизнь сидит на черной горе и корпит над своею золотой казной. Золото, которое Кощей от людей прячет олицетворяют с золотым светом солнца, которое рушит скалы льда, будит природу, пробуждает ее после долгого зимнего сна (мы знаем из сказок, что Кощей живет где-то «прикрай свету», «на стеклянных горах», а это очень похоже на северные земли).

Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться  «на край света». Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать много трудностей. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом. Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг.

Также Кощей является и могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство;  в  сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех; в сказке «Царевна-змея» превращает Царевну в змею; а в сказке «Царевна-лягушка» Царевну одевает в лягушачью шкуру.

Сам Кощей часто превращается в ворона.

Вместе с тем сила Кощея победима. Мы видим  из сказок, и его сила, и он сам, при определенных обстоятельствах, могут быть уничтожены. Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, которое спрятано в определенном месте.

Иногда в сказках говорится, что ящик или сундук с Кощеевой смертью находится на дубе, а дуб — на горе или в поле, и «то дерево Кощей как свой глаз бережет». Кощеева смерть находится там, где «никто не ходит, никто не ездит». А сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его непобедимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою.

И как только яйцо оказывается в руках героя, Кощею сразу становится  плохо, он болеет, а иногда всё же старается уговорить победителя сохранить ему жизнь, но тот не идёт на уступки и давит яйцо, Кощей сразу умирает. А в некоторых сказках в яйце оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что тоже вызывает быструю смерть Кощея.

В сказке «Марья Моревна» Кощей умирает после того, как конь Ивана-царевича «размозжил ему копытом голову, а Иван-царевич доконал палицей».

Я прочитал несколько сказок, где встречается Кощей Бессмертный. Во всех сказках Кощей Бессмертный – это обязательно злой персонаж.

Подводя итог, я составил таблицу, в которой доказал, что в образе Кощея выражается мир зла и насилия.

Из сказок известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В сказке Кощей всегда кого-нибудь похищает, разлучает детей с матерью или Ивана – Царевича с невестой, тем самым причиняя боль людям.  Практически всегда в бой с Кощеем Бессмертным вступает Иван – Царевич. И именно Иван – Царевич всегда выходит победителем. Сказаний про Кощея очень много, и во всех них он является абсолютным злом, и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня и так далее. В разных сказках Кощей умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей – олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.

Таким образом, мое исследование показало, что Кощей причиняет людям только боль и страдание, а такой персонаж в сказке не может быть положительным героем

Я первый раз провел такую серьезную работу, доказывал, что Кощей

Бессмертный – это отрицательный персонаж в сказке. Я прочитал много сказок, и даже, составлял вопросы для анкеты. Мне было очень сложно и интересно. Я даже не представлял, что столько нового узнаю о Кощее Бессмертном, очень интересно было читать о происхождении его имени.  Я знаю, что читать нужно очень внимательно, вдумываясь в каждое слово, и обязательно делать выводы о прочитанном.  Тогда чтение будет не только полезным, но и откроет для меня много нового и интересного!

Список использованной литературы

  • Я познаю мир. Нечистая сила: Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», – 2001 – 400 с.
  • Леонид Яхнин. Мифы и герои Древней Руси. – Москва «Стрекоза – пресс», 2006 г.
  • Русские народные сказки. – Москва: Детская литература, 2002 – 203 с.
  • Русские сказки. Былины. – Москва «АДЛ», 1993 г.

Мой первый доклад

ТЕМА: «РОЛЬ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО

В РУССКИХ СКАЗКАХ»

Выполнил: Корнилов Роман 1 «Г»

Роль Кощея Бессмертного в русских народных сказках

Меня зовут Корнилов Роман. Объектом  моего исследования является сказочный персонаж Кощей Бессмертный.

моего исследования: проанализировать сказки и определить роль Кощея Бессмертного

  • изучить сказки, где присутствует Кощей Бессмертный
  • познакомиться с происхождением имени персонажа
  • изучить его роль в сказке

Кощей Бессмертный – олицетворение зла в сказке

Сказки о Кощее

Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Давайте посмотрим, что говорят об этом сказки.

В русской народной сказке сын идет искать свою мать, которую утащил Кощей. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает:

В то время прилетел Кош Бессмертный и говорит:

– Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.

Кош опять и говорит:

А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:

– Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:

Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко – и Кош Бессмертный умер”.

А в сказке  Иван убивает Кощея совсем другим способом. Долго ли, коротко ли – нагнал он (Кощей) Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. Кощей гибнет от удара копытом волшебного коня.  После того собрал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

А про смерть Кощееву, которая на конце иглы находится, рассказала Ивану-царевичу Баба-Яга в сказке . И в том, как Иван переломил иголку, видны отзвуки древней магии, когда предметы могли, по поверьям, содержать души людей. И уничтожить их можно было только через этот, особый, только им принадлежащий предмет.

Вдруг подплывает к берегу, щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.

Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет, пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. д., но стоит помнить о том, что это народные сказки и ссылаться стоит не только на сказки о «Марье Маревне» и «Царевне лягушке», но так, же и на другие предания. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку  «Про Кощея-богатыря».

Еще про Тора:  Тату сила воли

Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы, Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.

Про смерть Кощея мы теперь узнали многое. В разных сказках он умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей – олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.

2 Происхождение слова «кощей»

Не настала ли пора поближе познакомиться с самим Кощеем Бессмертным? Что про него говорят сказки, и мифы

Помните ли вы хоть одну сказку, где бы было описание внешности Кощея? И, хоть его никто не знает “в лицо”, он узнаваем, как самим Героем (Иваном), так и нами (читателями).

– это значит “пленник”, “раб” ( в переводе с тюркского языка) и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, первоначально, кащеи – это пленники злого колдуна или божества, а потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея – Бессмертного. А формы слова Кащей и Кощей, обе имеют право на существование

В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце, и т.д. Об этом мы уже знаем.

Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, а с другой стороны – жребий, судьба. Сравните наши слова “кошелек”, “кошелка”, они тоже являются емкостями для хранения чего-то (в том числе и денег, которые очень влияют на нашу судьбу).

Есть еще один вариант. На средневековом русском языке кощей – тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв.)

Мне кажется, что ближе всего к образу Кощея Бессмертного, который мы знаем по сказкам, подходит следующее определение, в котором говорится, что в старославянских памятниках слово “кощь” (“кошть”)

попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом и, очевидно, состоит в ближайшем родстве со словом “кость”, как прилагательное к существительному. Глагол же “окостенеть” употребляется в смысле “застыть”, “оцепенеть”, “сделаться твердым”, как кость или камень, от сильного холода.

До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем, во многом благодаря Пушкину и его строкам:

Демон зимы в народных преданиях нередко представляется старым колдуном, волею которого сказочные герои и героини, вместе с их царствами, подвергаются злому

Кощей (кащей) бессмертный

(вечный жид, Брал с родного, брал с убогого.

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

3. Внешность Кощея

Теперь давайте попробуем представить себе, как выглядел, или мог выглядеть Кощей Бессмертный. В этом нам помогут сказки и рисунки к ним, сделанные художниками. Именно они создают тот образ, портрет героя, про которого мы читаем в книге или в сказке.

Портрет Кощея мы примерно нарисовали, но соответствует ли он действительности? Этого мы, конечно, никогда не узнаем, поскольку он всего лишь игра нашего воображения. Но попробуем обратиться к текстам сказок. Что в них сказано про Кощея. Из весьма отрывочных сведений мы можем узнать следующее:

Кощей ходит каждый день на войну, как на работу, оставляя красавицу, которую украл, дома у себя горевать, жениха своего поджидать.  Кощей еще и летать умеет, как Змей Горыныч, или птица, какая диковинная.

Конечно, у Кощея много богатств, золота, серебра разного. Он копит эти богатства, чтобы потом, возможно, сделать подарок на свадьбу своей невесте. Но так как он ворует невест у других женихов, а сам не выглядит молодым и красивым, то невесты все от него сбегают, в конечном счете, со своими настоящими кавалерами – царевичами и королевичами. Но это не указывает на то, что Кощей – скуп. Просто он бережлив и копит денежки на что-то очень для него важное.

А еще он жаждет власти, причем неограниченной. Может и для этого ему нужны все его богатства. Он знает мир, знает людей, и считает, что за деньги купит любого. Но что-то никто не покупается.

Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец – Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.

В одной из версий сказки “Царевна-лягушка”, Василиса была превращена в зеленую квакушку своим отцом, Кощеем Бессмертным за то, что мудрее и хитрее она его оказалась. Зависть и ненависть к родной дочери съедает злобного старика.

И он не успокаивается на одном только превращении ее в лягушку, он потом еще крадет ее у мужа и запирает в своем замке.

К сожалению, ни в одной сказке Кощей не изображается в виде скелета, как бы нам этого ни хотелось. Это уже наши догадки и предположения, а скорее тот стереотип, который нам привили некоторые виды изобразительного искусства.

Но остается открытым вопрос, почему же Кощей такой злой?

Подведем некоторые итоги. Мы выяснили, что в образе Кощея выражается мир насилия, человеконенавистничества. Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того, он предстаёт в сказках и обладателем несметных богатств. Сказки (точнее художники, оформляющие сказки) рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров – в безбрежном море. В яйце – начало жизни. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка  губила бессмертного Кощея. Прибегая к воображаемым средствам расправы с Кощеем, сказочники прекращали жизнь этого существа вполне понятным и наивным способом – зародыш раздавливался.

Кощей и по сей день остается одним из колоритнейших персонажей сказок, про которых пишут стихи, придумывают анекдоты и новые сказочные истории, даже ставят памятники (как в Суздали, например).

Дайте мне красу-девицу!

Дайте царскую казну!

Не дадите – сам возьму!

И не жадный, и не злой я,

А вот такой:

Как увижу что чужое,

Так сам не свой!

Так же во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. д., но стоит помнить о том что это народные сказки и ссылаться стоит не только на сказки о «Марье Маревне» и «Царевне лягушке», но так же и на другие предания. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кощей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кощея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. д. и т. п., но здесь есть один интересный факт: есть одна сказка, которая фигурировала в сборниках русских народных сказок (издательство «Детская литература», ещё существовавшее в советский период правления). В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена,

в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *