Особенности славянского алфавита

В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.Тайна славянской азбукиСвое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова. В 1574-м году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. В Львове появилась первая печатная «Азбука», которую увидел Иван Фёдоров – человек, напечатавший её.

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов. Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст.Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин. Букварная истина, высшая часть азбуки Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная, часть, расположенная в начале и часть, которая находится в конце. Кроме того не стоит забывать о том, что Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного. Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чет и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. В свою очередь чётные числа представляли тьму и зло. При этом единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами. С точки рения эротической нумерологии считается, что 1 представляет собой фаллический символ, с которого начинается продолжение рода. У этого числа есть несколько синонимов: 1 – это единица, 1 – это один, 1 – раз. Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ. Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. Например, «боуди» обозначает «пусть будет», а «боудоущий», как вы, наверное, уже догадались, обозначает «будущий, предстоящий». В этом слове наши предки выражали будущее как неизбежность, которая могла быть, как хорошей и радужной, так мрачной и ужасной. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Букам Константин не дал числового значения, однако многие ученые предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы. Ведь по большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки. Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием. Не менее важна и числовая нагрузка этой буквы. Ведь 2 – двойка, два, пара были не просто числами у славян, они принимали активное участие в магических ритуалах и вообще были символами двойственности всего земного и небесного. Число 2 у славян обозначало единение неба и земли, двойственность человеческой натуры, добро и зло и т.д. Одним словом двойка была символом противоборства двух сторон, небесного и земного равновесия. Причем стоит отметить, что славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств, считая, что именно двойка открывает числовой ряд отрицательных чисел, которые несут человеку смерть. Именно поэтому рождение близнецов в старославянских семьях считалось плохим знаком, которые несли роду болезни и несчастья. Кроме того у славян дурным знаком считалось вдвоем качать колыбель, двум людям утираться одним полотенцем и вообще совершать вдвоем какое-либо действие. Несмотря на такое отрицательное отношение к числу 2, славяне признавали его магическую силу. Так, например, многие ритуалы изгнания нечистой силы проводились с помощью двух одинаковых предметов или при участии близнецов. Рассмотрев высшую часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Константина к потомкам. «Где это видно?» – спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы, зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания: • Веди + Глаголь обозначает «ведай учение»;• Рцы + Слово + Твердо можно понять как фразу «изрекай слово истинное»;• Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон».Если вы присмотритесь к другим буквам, то тоже сможете найти тайнопись, которую оставил после себя Константин Философ. А вы задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке, а не каком-либо другом? Порядок «высшей» части букв кириллицы можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, то, что каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита. Во-вторых, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой еще и число. Причем все буквы-числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица, В – 2, Г – 3, Д – 4, Е – 5 и так до десяти. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10, 20, 30, 40, 50, 70, 80 и 100. Кроме того многие ученые заметили, что очертания букв «высшей» части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно подходили к скорописному письму, и человек не испытывал никаких затруднений в изображении этих букв. А многие философы усматривают в численном расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает человек, стремясь к добру, свету и истине. Изучив азбуку с самых «азов» мы можем прийти к выводу, что Константин оставил своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая темные тропинки злобы, зависти и вражды.

Еще про Тора:  Цветок жизни подвеска

Свое
название старославянская азбука получила
от сочетания двух букв «аз» и «буки»,
которые обозначили первые буквы алфавита
А и Б. Интереснейшим фактом является
то, что древнеславянская азбука
представляла собой граффити, т.е. надписи,
нацарапанные на стенах. Первые
старославянские буквы появились на
стенах церквей в Переславле приблизительно
в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние
граффити появились в Софийском соборе
в Киеве. Именно на этих стенах указывались
буквы азбуки в нескольких начертаниях,
а ниже приводилось толкование буквы-слова.

Если
оглянуться назад, то можно увидеть,  что
Кирилл и Мефодий создали не просто
алфавит, они открыли славянскому народу
новый путь, ведущий к совершенству
человека на земле и торжеству новой
веры. Если изучить исторические события,
разница между которыми составляет всего
125 лет, то можно понять, что на самом деле
путь утверждения христианства на нашей
земле непосредственно связан с созданием
славянской азбуки. Ведь буквально за
одно столетие славянский народ искоренил
архаичные культы и принял новую веру.
Связь создания кириллицы и принятия
христианства сегодня не вызывает никаких
сомнений. Кириллица была создана в
863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир
официально заявил о введении христианства
и свержении примитивных культов.

Изучая
старославянскую азбуку, многие ученые
приходят к выводу, что на самом деле
первая «Азбука» является тайнописью,
которая имеет глубокий религиозный и
философский смысл, а самое важное, что
она построена таким образом, что
представляет собой сложный
логико-математический организм. Кроме
того, сравнивая множество находок,
исследователи пришли к выводу, что
первая славянская азбука была создана
как целостное изобретение, а не как
творение, которое создавалось по частям
путем добавления новых буквенных форм.
Интересно также то, что большинство
букв старославянского алфавита
представляют собой буквы-числа. Причем,
если вы посмотрите на всю азбуку, то
увидите, что ее условно можно разделить
на две части, которые в корне отличаются
друг от друга. При этом первую половину
азбуки мы условно назовем «высшая»
часть, а вторую «низшая». Высшая часть
включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от
«аз» до «ферт» и представляет собой
перечень букв-слов, которые несут в себе
понятный славянину смысл. Низшая часть
азбуки начинается с буквы «ша» и
заканчивается «ижицей». Буквы низшей
части старославянской азбуки не имеют
численного значения, в отличие от букв
высшей части и несут в себе негативный
подтекст.

Еще про Тора:  Тату лист папоротника и тату цветок папоротника (79 фото)

Для
того чтобы понять тайнопись славянской
азбуки, необходимо не просто бегло
просмотреть её, а вчитываться в каждую
букву-слово. Ведь каждая буква-слово
содержит смысловое ядро, которое
вкладывал в неё Константин.

Азъ –
это начальная буква славянского алфавита,
которая обозначает местоимение Я.
Однако ее коренным смыслом является
слово «изначально», «начинать» или
«начало», хотя в быту славяне чаще всего
употребляли Азъ в
контексте местоимения.

Кроме
того не стоит забывать о том, что Азъ имеет
числовое значение, которое выражается
цифрой 1. У древних славян цифра 1 была
началом всего прекрасного. Сегодня,
изучая славянскую нумерологию, можно
сказать, что славяне, как и другие народы,
разделяли все числа на чет и нечет. При
этом нечётные числа были воплощением
всего положительного, доброго и светлого.
В свою очередь чётные числа представляли
тьму и зло. При этом единица считалась
началом всех начал и очень почиталась
славянскими племенами.

Буки
(Букы) –
вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет
цифрового значения, однако имеет не
менее глубокое философское значении,
нежели Азъ. Буки –
значит «быть», «будет» чаще всего
использовалась при оборотах в будущей
форме. Например, «боуди» обозначает
«пусть будет», а «боудоущий», как вы,
наверное, уже догадались, обозначает
«будущий, предстоящий». В этом слове
наши предки выражали будущее как
неизбежность, которая могла быть, как
хорошей и радужной, так мрачной и ужасной.
До сих пор доподлинно неизвестно,
почему Букам Константин
не дал числового значения, однако многие
ученые предполагают, что это связано с
двойственностью этой буквы. Ведь по
большому счету она обозначает будущее,
которое каждый человек представляет
для себя в радужном свете, но с другой
стороны это слово также обозначает
неизбежность наказания за совершенные
низкие поступки.

Веди –
интереснейшая буква старославянского
алфавита, которая имеет числовое значение
2. У этой буквы есть несколько значений:
ведать, знать и владеть. Когда Константин
вкладывал в Веди этот
смысл, он подразумевал сокровенное
знание, знание – как высший божественный
дар. Если вы сложите Азъ, Буки иВеди в
одну фразу, то получите фразу, которая
обозначает «Я буду знать!». Таким образом,
Константин показывал, что человек,
открывший созданную им азбуку, впоследствии
будет обладать каким-то знанием. Не
менее важна и числовая нагрузка этой
буквы. Ведь 2 – двойка, два, пара были не
просто числами у славян, они принимали
активное участие в магических ритуалах
и вообще были символами двойственности
всего земного и небесного.

Глаголь –
буква, значение которой является
выполнение какого-либо действия или
произношение речи. Синонимами
буквы-слова Глаголь являются:
глаголить, говорить, разговор, речь, а
в некоторых контекстах слово глаголить
использовалось в значении «писать».
Его числовое значение было числом 3 –
три. Тройка или триада, как её часто
называли наши предки, считалась
божественным числом.

Во-первых,
тройка – это символ духовности и единения
души со Святой Троицей.
Во-вторых,
тройка/триада была выражением единения
неба, земли и подземного царства. 
В-третьих,
триада символизирует завершение
логической последовательности: начало
– середина – конец.

Одним
из самых многогранных слов старославянской
азбуки является Есть.
Это слово обозначается такими словами,
как «есть», «достаток», «присутствие»,
«присушность», «существо», «естество»,
«природа» и другие синонимы, которые
выражают значение этих слов. Числовая
загадка буквы Есть скрывается
в пятерке.

Если
говорить о положительных сторонах
пятерки, которая является численным
значением буквыЕсть,
то, в первую очередь, необходимо отметить,
что это число несет в себе большой
религиозный потенциал: в Священном
Писании пятерка является символом
благодати и милости. Масло для священного
помазания состояло из 5 частей, в которые
входили 5 ингредиентов, а при осуществлении
обряда «окуривания» также используется
5 различных ингредиентов, таких как:
ладан, стакт, оних, ливан и халван.

Земля –
девятая буква старославянской азбуки,
значение которой представляется как
«земля» или «страна». Иногда в предложениях
буква-слово Земля употреблялась
в таких значениях, как «край», «страна»,
«народ», «земля» или же под этим словом
понималось тело человека. Почему
Константин назвал букву именно таким
образом? Всё очень просто! Ведь все мы
живем на земле, в своей стране, и относимся
к какой-либо народности. Поэтому
слово-буква Земля представляет
собой понятие, за которым скрывается
общность народа. Причем все начинается
с малого, а заканчивается чем-то большим
и необъятным. То есть Константин в этой
букве воплотил следующее явление: каждый
человек является частью семьи, каждая
семья относится к общине, а каждая община
в совокупности представляет собой
народ, который живет на определенной
территории, называемой родным краем. И
вот эти лоскуты земли, которые мы называем
родным краем, объединены в огромную
страну, где есть единый Бог. Однако кроме
глубоко философского смысла в
букве Земля скрывается
число, которое непосредственно связано
с жизнью самого Константина. Это число
7 – семь, семерка, седмица.

Иже –
буква, смысл которой можно выразить
словами «ежели», «если» и «когда». Смысл
этих слов по сей день не изменился,
просто в повседневной жизни современные
славяне используют синонимы Иже:
если и когда. Константина больше увлекала
не словесная расшифровка этой буквы-слова,
а числовая. Ведь Ижесоответствует
цифра 10 – десять, десятка, декада, как
мы сегодня называем это число. У славян
число десять считается третьим числом,
которое обозначает божественное
совершенство и упорядоченную завершенность.

Како –
буква-слово славянской азбуки, которое
обозначает «как» или «подобно». Простой
пример употребления этого слова «како
он» сегодня звучит просто «как он». В
этом слове Константин пытался выразить
схожесть человека с Богом. Ведь Бог
создал человека по образу и подобию
своему. Числовая характеристика этой
буквы соответствует двадцати.

Люди –
буква славянского алфавита, которая
сама за себя говорит о том смысле, который
в неё заложен. Истинное значение
буквы Люди применялось
для обозначения людей любого сословия,
пола и рода. Букве-слову Люди соответствует
число 30 – тридцать

Мыслете –
очень важная буква-слово, истинный смысл
которой обозначает «мыслить», «мыслящий»,
«думать», «размышлять» или, как говорили
наши предки, «мыслить умом». Для славян
слово «мыслить» обозначало не просто
сидеть и размышлять о вечности, в это
слово вкладывалось духовное общение с
Богом. Мыслете –
это буква, которой соответствует число
40 – сорок. В славянском мышлении число
40 имело особое значение, ведь говоря
«очень много» славяне имели в виду 40.
Видимо, в древности это было наивысшим
числом. Если же обратиться к Священным
письменам, тогда стоит отметить, что
славяне считали 40 еще одним божественным
числом, которое обозначает определенный
период времени, который проходит
человеческая душа с момента искушения
до момента наказания. Отсюда традиция
на 40 день после смерти поминать усопшего.

Буква-слово Наш тоже
говорит сама за себя. Константин Философ
вкладывал в неё два значения «наш» и
«брат». То есть это слово выражает
родство или близость по духу. Синонимами
истинного смысла буквы были такие слова,
как «свой», «родной», «близкий» и
«принадлежащий нашему роду». Таким
образом, древние славяне разделяли всех
людей на две касты: «свои» и «чужие».
Буква-слово Наш имеет
свое числовое значение, которое, как вы
наверное, уже догадались, равно 50 –
пятьдесяти.

Следующее
слово в азбуке представлено современной
буквой О,
которая в старославянском алфавите
обозначена словом Он.
Истинным значением этой буквы является
«лицо». Кроме того, что Онобозначало
личное местоимение, его использовали
для обозначения какого-либо человека,
личности или персоны. Число, которое
соответствует этому слову – 70 –
семьдесят.

Покой –
буква духовности славянского народа.
Истинный смысл Покоя заключается
в тишине и покое. В эту букву Константин
Философ вкладывал особый душевный покой
или душевную гармонию. Он часто в
различных трудах акцентировал внимание
людей на том, что, только имея в душе
благодать, можно обрести душевный покой.
Число, соответствующее букве Покой равно
80 – восьмидесяти.

Рцы –
это древнеславянская буква, которую мы
знаем сегодня как букву Р.
Конечно, спросив простого современного
человека о том, знает ли он, что обозначает
это слово, вы вряд ли услышите ответ.
Тем не менее, буква-слово Рцы была
хорошо знакома тем, кто держал в руках
или видел на стенах церквей первую
славянскую азбуку. Истинный
смысл Рцы заключается
в таких словах, как «изречешь», «скажешь»,
«выскажешь» и других словах, близкими
по смыслу.  Числовым
значением Рцы является 100 – сто.

Слово –
буква, о которой можно сказать, что
именно она дает название всей нашей
речи. С тех пор как человек придумал
слово, окружающие предметы получили
свои названия, а люди перестали быть
безликой массой и получили имена. В
славянской азбуке Слово имеет
множество синонимов: сказание, речь,
проповедь. Числовым аналогом
буквы Слово является
200 – двести.

Следующая
буква азбуки сегодня известна нам как
буква Т,
однако древние славяне знали ее как
букву-слово Твердо.
Как вы понимаете, истинный смысл этой
буквы говорит сам за себя, и обозначает
она «твердый» или «истинный». Именно
от этой буквы пошло известное выражение
«твердо стою на своем слове». Это
обозначает, что человек четко понимает,
что он говорит и утверждает правильность
своих мыслей и слов. Подобная твердость
– это удел или очень мудрых людей или
полных глупцов. Тем не менее,
буква Твердоуказывала
на то, что человек, говорящий что-то или
совершающий поступки чувствует себя
правым. Если говорить о числовом
самоутверждении буквы Твердо,
то стоит сказать, что ей соответствует
число 300 – триста.

Оукъ –
еще одна буква в азбуке, которая на
сегодняшний день трансформировалась
в букву У. Незнающему человеку, конечно,
тяжело понять, что обозначает это слово,
однако славяне знали её как «закон».Оукъ часто
употреблялась в значении «указ»,
«скреплять», «законник», «указывать»,
«крепить» и т.д. Чаще всего эта буква
использовалась для обозначения
государственных указов, законов, принятых
чиновниками и редко употреблялась в
духовном контексте.

Заканчивает
плеяду «высших» букв азбуки Ферт.
Эта необычная буква-слово обозначает
не что иное, как славу, вершину, верх. Но
обращено это понятие не к человеческой
славе, которая обозначает известность
какого-либо человека, а воздает славу
вечности. Обратите внимание,
что Ферт является
логическим окончанием «высшей» части
азбуки и представляет собой условный
конец. Но этот конец дает нам пищу для
размышления о том, что все-таки есть
вечность, которую мы должны прославлять.
Числовым значением Фертаявляется
500 – пятьсот.

Рассмотрев
высшую часть азбуки можно констатировать
факт, что она является тайным посланием
Константина к потомкам. «Где это видно?»
– спросите вы. А вы попробуйте теперь
прочитать все буквы, зная их истинных
смысл. Если брать по несколько последующих
букв, то складываются фразы-назидания:

Веди
+ Глаголь обозначает «ведай учение»;

Рцы
+ Слово + Твердо можно понять как фразу
«изрекай слово истинное»;

Твердо
+ Оукъ можно интерпретировать как
«укрепляй закон».

Если
вы присмотритесь к другим буквам, то
тоже сможете найти тайнопись, которую
оставил после себя Константин Философ.

А
вы задумывались когда-нибудь, почему
буквы в азбуке стоят именно в таком
порядке, а не каком-либо другом? Порядок
«высшей» части букв кириллицы можно
рассмотреть с двух позиций.

Во-первых,
то, что каждая буква-слово складывается
в осмысленную фразу с последующей, может
означать неслучайную закономерность,
которая была придумана для скорейшего
запоминания алфавита.

Во-вторых,
старославянскую азбуку можно рассмотреть
с точки зрения нумерации чисел. То есть
каждая буква представляет собой еще и
число. Причем все буквы-числа расположены
в порядке возрастания. Так, букве А –
«аз» соответствует единица, В – 2,
Г –
3, Д – 4, Е – 5 и так до десяти. С буквы К
начинаются десятки, которые здесь
перечислены аналогично единицам: 10, 20,
30, 40, 50, 70, 80 и 100.

Кроме
того многие ученые заметили, что очертания
букв «высшей» части азбуки графически
просты, красивы и удобны. Они прекрасно
подходили к скорописному письму, и
человек не испытывал никаких затруднений
в изображении этих букв. А многие философы
усматривают в численном расположении
азбуки принцип триады и духовной
гармонии, которой достигает человек,
стремясь к добру, свету и истине.

Как
человек образованный и стремящийся к
истине Константин не мог упустить из
виду тот факт, что добро не может
существовать без зла. Поэтому «низшая»
часть старославянской азбуки является
воплощением всего низменного и злого,
что есть в человеке. Итак, давайте
познакомимся с буквами «низшей» части
азбуки, которые не имеют числового
значения. Кстати, обратите внимание, их
не много – не мало 13!

«Низшая»
часть азбуки начинается с буквы Ша.
Истинный смысл этой буквы можно выразить
такими словами как «ничтожество» или
«врун».

Очень
похожей на Ша буквой
является следующая буква Ща.
Какие ассоциации возникают у вас, когда
вы слышите эту букву? А вот наши предки
эту букву употребляли в случае, когда
говорили о суете или пощаде, однако
коренным синонимом к букве Ща можно
подобрать лишь одно слово «нещадно».

Ер.
В древности Ерами называли воров,
мошенников и плутов. На сегодняшний
день мы знаем эту букву, как Ъ. Ер не
наделен никаким числовым значением,
как и другие двенадцать букв низшей
части азбуки.

Еры –
это буква, которая дошла до наших дней
и красуется в нашем алфавите, как Ы. Как
вы понимаете, она тоже имеет нелицеприятный
смысл и обозначает пьянчугу, ведь,
ерыгами в древности называли гуляк и
пьяниц, которые болтались без дела.

Ерь представляет
собой в современной азбуке Ь, однако
смысл этой буквы многим современникам
неизвестен. Ерь имела
несколько значений: «ересь», «еретик»
«враг», «колдун» и «отщепенец». Если
эта буква выступала в значении «отщепенец»,
тогда человека называли «ериком».

Ять –
это буква, к которой наиболее подходит
синоним «принять». В старославянских
текстах его чаще всего использовали
как «имать» и «ятный». Удивительные
слова, особенно для современных людей.
Хотя думаю, некоторые сленговые словечки,
употребляемые нашими подростками, и
древние славяне не поняли бы. «Имать»
употреблялось в контексте поймать или
взять. «Ятный» же употребляли в
старославянских текстах, когда говорили
о чем-то доступном или о легко достижимой
цели.

Еще
две интересные буквы старославянского
алфавита Юс
малый и Юс
большой.
Они очень похожи по форме и смыслу.
Давайте же рассмотрим, в чем их различие.

Юс
малый по
форме напоминает связанные руки. Самое
интересное то, что коренным смыслом
этой буквы являются «узы», «оковы»,
«цепи», «узлы» и похожие по смыслу слова.
Часто Юс
малыйиспользовался
в текстах как символ наказания и
обозначался такими словами: узы и узлят.

Юс
большой был
символом темницы или тюрьмы, как более
строгого наказания за совершенные
человеком злодеяния. Интересно, что и
по форме эта буква была похожа на темницу.
Чаще всего в древнеславянских текстах
вы можете встретить эту букву в виде
слова узилище, под которым подразумевался
острог или тюрьма.

Если
посмотреть на все тринадцать букв
низшего ряда азбуки, то увидите, что они
являются условным назиданием славянскому
народу. Объединив все тринадцать букв
по смыслу, мы получим следующую фразу:
«Ничтожные вруны, воры, мошенники,
пьянчуги и еретики примут долю горькую
– изгоями будут замучены, в кандалы
закованы, в темницу брошены и казнены!»
Таким образом, Константин Философ дает
славянам назидание о том, что все грешники
будут наказаны.

Кроме
того графически все буквы «низшей»
части намного сложнее воспроизвести,
чем буквы первой половины алфавита, и
сразу бросается в глаза то, что многие
из них не имеют названия и численного
отождествления.

И
наконец, о второй половине старославянского
алфавита можно сказать, что большинство
букв-слов не имеют того позитивного
начала, которое заложено в буквах
«высшей» части. Практически все они
выражены шипяще-цикающими слогами.
Буквы этой части алфавита косноязычны
и лишены мелодичности, в отличие от тех,
которые расположены в начале таблицы.

Изучив
истинный смысл двух частей старославянской
азбуки, мы получаем два совета-назидания
от мудреца. Однако не думайте, что на
этом секреты азбуки заканчиваются. Ведь
мы имеем еще несколько букв, которые
стоят как бы особняком от всех остальных.
К этим знакам можно отнести
буквы Херъ, Омега, Цы иЧервь.

Самое
интересное, что буквы Х
– Херъ и W
– Омега стоят
в центре азбуки и заключены в круг, что,
согласитесь, выражает их превосходство
над остальными буквами азбуки. Главными
особенностями этих двух букв является
то, что они перекочевали в старославянскую
азбуку из греческого алфавита и имеют
двойственный смысл. Посмотрите на них
внимательно. Правая сторона этих букв
является отражением левой стороны,
таким образом, подчеркивая их полярность.
Быть может, Константин не случайно, а
умышленно позаимствовал эти буквы у
греков? Ведь в греческом понимании буква
Х обозначает Вселенную, и даже ее числовое
значение 600 – шестьсот соответствует
слову «космос». Константин вкладывал
в букву Х единение Бога и человека.

Рассматривая
букву W, которой соответствует число
800 – восемьсот, хочется акцентировать
внимание на том, что она обозначает
слово «вера». Таким образом, эти две
буквы, обведенные в круг, символизируют
веру в Бога, являются образом того, что
где-то во Вселенной есть космическая
сфера, где живет Господь, определивший
от начала и до конца судьбу человека.

Кроме
того Константин в букву Херъ вкладывал
особый смысл, который можно отразить
словом «херувим» или «родоначальник».
Херувимами считали высших ангелов,
которые были ближе всего к Богу и окружали
Престол Господен. Славянские слова,
произошедшие от буквы Херъ,
имеют только положительное значение:
херувим, хероизм, что обозначает героизм,
херальдика (соответственно геральдика)
и т.д.

В
свою очередь, Омега наоборот
имела значение конечный, конец или
гибель. Это слово имеет множество
производных, так «омежный» обозначает
взбалмошный, а омерзительный имеет
значение чего-то очень плохого.

Таким
образом, Херъ и Омега,
заключенные в круг, и были символом
этого круга. Посмотрите на их значения:
начало и конец. А ведь круг – это линия,
которая не имеет ни начала, ни конца.
Однако в то же время она является и
началом, и концом.

Есть
в этом «зачарованном» круге еще две
буквы, которые мы знаем в старославянской
азбуке какЦы и Червь.
Самое интересное, что эти буквы имеют
двойственный смысл в старославянском
алфавите.

Так
положительное значение Цы можно
выразить в словах церковь, царство,
царь, цесарь, цикл и еще во множестве
похожих по смыслу слов-синонимов этих
значений. При этом буква Цы подразумевала
как царство земное, так и царство
небесное. В то же время его употребляли
с негативным оттенком. Например, «цыць!»
– заткнись, прекрати говорить; «цирюкать»
– кричать, голосить и «цыба», что обозначало
неустойчивого тонконогого человека и
считалось оскорблением.

Буква Червь также
имеет как положительные черты, так и
отрицательные. От этой буквы пошли такие
слова, как чернец, то есть монах; чело,
чаша, чадо, человек и т.д. Весь негатив,
который можно было выплеснуть с этой
буквой, можно выразить такими словами,
как червь – низменное, пресмыкающееся
существо, черево – брюхо, черь – приплод
и другие.

Изучив
азбуку с самых «азов» мы можем прийти
к выводу, что Константин оставил своим
потомкам главную ценность – творение,
которое призывает нас стремиться к
самосовершенствованию, учению, мудрости
и любви, оминая темные тропинки злобы,
зависти и вражды.

Древнейшие
дошедшие до нас старославянские азбуки
написаны двумя азбуками – глаголицей
и кириллицей. Кириллица в дальнейшем
легла в основу русской, украинской,
белорусской, македонской, болгарской
и сербской азбук. Глаголица вышла из
употребления и сохранилась только в
Хорватии в церковном обиходе (до XVII в.
она употреблялась там для светских
целей).

Вопрос
о возникновении двух славянских азбук
и о их взаимном отношении с давних пор
занимал ученых. Старославянские памятники
свидетельствуют, что две сильно
отличавшиеся друг от друга азбуки
существовали уже в глубокой древности.
Чешский ученый И.Добровский считал, что
более древней азбукой была кириллица
и именно она была составлена Константином.
Что касается глаголицы, то, по его мнению,
она возникла около XIV в. в Хорватии. Ее
возникновение он объясняет так: римская
церковь в областях, которые входили в
ее подчинение, преследовала все, что
свидетельствовало о связи с Византией,
т.е. с греческой церковью. А так как
кириллица, основанная на греческом
письме, явно говорила об этой связи, то
она была заменена глаголицей с целью
сохранить богослужение на славянском
языке. В 1836 г. славянский филолог В.Копитар
открыл в библиотеке графа Клоца древнюю
рукопись, написанную глаголицей. По
палеографическим данным, она была
гораздо древнее тех рукописей, которые
были до сих пор

известны
и датировались не ранее, чем XIV в. Это
открытие привело к пересмотру прежней
точки зрения на происхождение славянских
азбук. В.Копитар выдвинул гипотезу о
сравнительной древности глаголицы по
сравнению с кириллицей. Дальнейшие
открытия в этой области подтвердили
точку зрения В.Копитара.

О
большей древности глаголицы говорит
следующее:

1.
Глаголица беднее по количеству букв,
и, следовательно, кириллица является
более совершенной азбукой.

2.
Древнейшие в языковом отношении памятники
написаны глаголицей (например, Киевские
листки, Зографское и Мариинское
евангелия).

3.
Имеется много рукописей, написанных
кириллицей на пергаменте со смытой
глаголицей, но нет рукописей, написанных
глаголицей по смытой кириллице.

Все
это дало основание считать, что более
древней азбукой, созданной Константином,
была глаголица. Кириллица же возникла
в восточной Болгарии в период правления
царя Симеона (893-927), т.е. тогда, когда там
уже давно была принята христианская
религия, но богослужение совершалось
греческими священниками на греческом
языке.

Предполагают,
что по образцу греческого алфавита эту
новую славянскую азбуку сложил ученик
Мефодия пресвитер Константин. Позднее
славянские книжники стали отождествлять

пресвитера
Константина с первоучителем Константином
– Кириллом, а изобретенная им азбука
стала называться по имени второго –
кириллицей.

Палеогафия
– вспомогательная
историко-лингвистическая наука, изучающая
древнее письмо.

Глаголические
памятники
имеют даты, им свойствен более архаичный
строй языка, в них много греческих слов.
Наиболее древним глаголическим памятником
считают Киевский
миссал (киевские
листки). Особенностью его является то,
что он носит печать западнославянского
влияния. По чертам языка и написаниям
ученые относят его к 10 веку. Памятник
представляет собой отрывок католической
обедни на семи листках.

Зографское
евангелие содержит
304 листа. По особенностям письма и языка
полагают, что памятник был написан в 11
веке в Македонии.

Мариинское
евангелие (
мариинский кодекс) – памятник
старославянского языка сербской редакции
в 173 листа. Относится к 11 веку.

Ассеманиево
евангелие
названо по имени востоковеда Иосифа
Ассемани, вывезшего этот памятник из
Иерусалима в конце 18 века.158 листов.
Относится к 11 веку.

Клоцов
Кодекс –
отрывки из сборника поучений, похвальных
слов на 12 листах.

Синайская
псалтырь – состоит
из 177 листов, относится к 11 веку.

Синайский
требник –
сборник молитв содержит 107 листов
относится к 11 веку.

Орхидские
листы, и Македонский листок.

Кириллические
памятники.
Языковые и палеографические особенности
кириллических памятников письменности
свидетельствуют о том, что они были
написаны позже глаголических. Все они,
за исключением одного, не датированы.
Старейшими являются Графи’ти
– надписи на
могильных плитах, на стенах церквей.
Надпись на надгробном камне 993 год, по
распоряжению царя Самуила. За последнее
десятилетие открыто еще более ранних
надписей. Одна из кот. Датирована 893
годом.

Саввина
книга – 11 век.
Представляет собой евангельские чтения.

Супрасльская
рукоись в 285
листов, содержащая жития, легенды и
слова.

Остромирово
евангелие –
памятник середины 11 века. Представляет
собой роскошную рукопись на 294 листах,
написанную на пергаменте гусиным пером
и красками.

Другие
кириллические памятники: Архангельское
евангелие, Изборник князя Святослава,
Новгородские служебные минеи, Мстиславово
евангелие, Юрьевское евангелие, Галицкое
евангелие, Добрилово евангелие,
Хиландарские листки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *