Заканчивается 2021 год, и до встречи следующего года остается всего несколько дней. Поэтому мы не можем обойти вниманием самого главного персонажа этого праздника – Деда Мороза.
Жестокое языческое божество, персонаж сказок и старославянского фольклора – образ современного Деда Мороза за десять веков пережил множество трансформаций, приобретя в итоге ореол волшебства.
Историки утверждают, что образ Деда Мороза мог возникнуть только там, где холодная зима и длинная ночь. Если углубиться в исследования ученых, то можно обнаружить, что многие из них сходятся во мнении, что образ Старца Севера возник на территории северо-восточной Вологодчины – территории славянских племен. Обращаясь к мифологическому наследию русичей, мы находим множество языческих богов, которые могли бы стать прообразами Деда Мороза. Например, бог Позвизд , отвечающий за бури и непогоду. Старославянские легенды гласят, что стоило ему только тряхнуть головой, как на землю обрушивался град. Сопровождаемый своей свитой – вихрями и ураганами, бродил он по свету в плаще, сотканном из ветров, а с полы его одежды хлопьями падал снег. Среди зимних божеств выделялся также Зимник , который представлял собой старика маленького роста с белыми волосами и седой бородой. Одет он был в теплый длинный плащ, в руках держал железную булаву. Славяне боялись Зимника, потому что были уверены, что там, где он ступит, будет страшный мороз. Свирепостью отличался злой дух, сокращающий жизнь, – Карачун. Славяне считали его богом подземного царства, распоряжавшимся морозами.
Первоначально в силу своих языческих традиций древние славяне относились к Деду Морозу с опаской, считая его злым и жестоким духом. По легендам, он принимал жертвоприношения и воровал детей, унося их в мешке. О беспощадности Старца Севера повествует поэма Некрасова “Мороз, Красный нос” , в которой Мороз хладнокровно расправляется с молодой крестьянкой, оставляя ее маленьких детей сиротами.
В XIX веке однозначного отношения к Морозу не было, хотя его образ стал несколько сглаживаться. В поэзии для детей зарождался положительный двойник зловредного зимнего духа, насылающего на людей вихри и стужу. В сказке Владимира Одоевского “Мороз Иванович” впервые была представлена литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза, где он был изображен седым добродушным стариком. С волос Мороза Ивановича сыпался иней, спал он на перине из пушистого снега, а жил в ледяной избе. Так постепенно собирательный образ Деда Мороза менялся. Под влиянием православных традиций и художественно-литературных исканий русских писателей из сурового бога, повелевающего бурями и ветрами, он превращался в доброго деда, который одаривал детишек подарками.
К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился и вышел в тираж. Его стали использовать в качестве рисунков на новогодних игрушках, мастерить фигурки Дедов Морозов и ставить их под елки. Но в середине 1920-х годов в Союзе началась антирелигиозная кампания, которая превратила елку и Деда Мороза в “религиозный хлам”. В конце 1935 года соратник Сталина Павел Постышев напечатал в газете “Правда” статью, в которой предложил повсеместно организовывать для детей празднование Нового года. Тогда-то Мороз был полностью восстановлен в правах, и его обличения прекратились. Кукла на витринах, персонаж сказок, главный герой новогодних кинолент и долгожданный гость на детских утренниках, Дед Мороз стал символом Нового года. Во время войны его образ широко использовали в целях патриотической пропаганды : Дед Мороз, прогоняющий фашистов, или Дед Мороз, напоминающий Сталина, который держит в руках мешок с оружием. Что же говорить о традиционном ритуале коллективных елок, который соблюдался на всей территории СССР от Москвы до Якутска.
Сегодня добрый Дедушка Мороз – настоящий новогодний фетиш, который с 1999 года официально проживает в Великом Устюге в Вологодской области и получает каждый год десятки тысяч писем от детей со всех уголков нашей страны.
Новогодний гость
Естественно, прибывал он к нам с далекого Севера и при этом пользовался у славян определенным уважением и почетом. Как же без Мороза? Народ был практичным, все знали, что холодная и снежная зима гарантировала хороший урожай на следующий год. Поэтому практиковался обряд «кликанья Мороза». Дорогого гостя зазывали на трапезу, угощали ритуальной едой в виде блинов, кутьи и овсяного киселя. Но никаких сведений о том, что он раздавал подарки, нет, все как раз происходило наоборот – ему надо было давать подарки и всячески задабривать, чтобы он не унес в мешке малых детишек.
«Дед Мороз, Дед Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй».
Все, что мы знаем про нашего героя, почерпнуто из народного творчества, которое обращено к славянской мифологии. Здесь обязательно надо уточнить, что раньше его никто не ассоциировал с Новым годом и Рождеством. Не забывайте, что Новый год в привычные нам даты празднования появился только при Петре I, а до этого праздник приходился на 1 сентября.
Теперь вряд ли кто помнит, что Дед Мороз прижился в новогодних праздниках только в середине XIX века. В России ему отвели очень торжественную и важную роль «рождественского деда», задачей которого стало раздавать подарки послушным детям, как это делал «дедушка Николай» (Николай Угодник) на западе. В начале XX века Дед Мороз мало чем отличался от современного, но тогда доминирующим праздником все-таки было Рождество. В 1929 году победила идеология, и строители нового общества в категорической форме запретили Рождество. Деду Морозу пришлось уйти на несколько лет в отпуск. Все изменилось в 1936 году. Было принято эпохальное решение по празднованию Нового года. Обязательным «героем» праздника была названа новогодняя елка. Другие персонажи не предусматривались, но самым удачным героем для проведения этих мероприятий стал Дед Мороз. Ему в помощницы была выделена Снегурочка. Эксперимент прошел успешно, и вот уже 85 лет неувядающий дедушка радует детвору и взрослых.
Кто такой?
Спросите своих малолетних детей и внуков, кто должен принести им подарки на Новый год. Ответ будет один: конечно, Дед Мороз. Образ доброго дедушки, который только и мечтает, чтобы осчастливить детвору, появился совсем недавно. Первоначально он был известен, как маленький, сгорбленный старикан, и нрав его был непростым. Прошло несколько тысячелетий, чтобы дедушка с бородой из ваты украсил наш праздник. Восточные славяне даже не предполагали, что со временем он станет добрым и покладистым. Он всегда отражал суровую русскую зиму, и к его основным качествам относились твердость, непоколебимость, жесткость, характер его был суровый и властный. Хотя он тоже был заложником своего настроения, и в зависимости от ситуации дух зимы мог быть и добрым.
У разных славянских племен он и назывался по-разному: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и Дед. Вроде один и тот же персонаж, но славяне вкладывали в каждое имя свои особенности. Например, Трескунец отвечал за сильные и трескучие морозы, именно он заставлял скрипеть снег под ногами, трещать от мороза деревья и лед на реках.
Карачун проживал под землей, и у древних славян этот бог повелевал морозами. Его можно было встретить в образе медведя-шатуна. Считалось, что как только медведь в берлоге перевернется на другой бок, то зиме осталось только половина срока.
Следующий среди зимних духов – Зимник. Вот он обликом больше всего похож на знакомого нам Деда Мороза – старик с длинной бородой и булавой в руках. Ему лучше не жаловаться на стужу и мороз, а тот, кто бодр и весел, может заслужить от него здоровье. Но среди всех зимних персонажей выделяется Морозко. Он главный помощник верховного славянского бога Перуна, которого называли еще Снежным Дедом. Вот он и был самым могучим русским языческим богом, о котором сложены русские легенды. Именно он – главное олицетворение русских зимних морозов. С кем его только ни сравнивали: это и кузнец, сковывающий льдом воду, и богач, щедро раздающий серебро, и весельчак, приносящий радость зимнего празднества. Есть у него и еще одно замечательное качество: он защитник, который в трудную годину защищал русскую землю от наступающих врагов. Ярким примером могут служить события ноября-декабря 1941 года. Как раз в эти дни мы отмечаем 80-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Как ни странно, но западные историки большую роль в нашей победе отводят именно морозу. Мол, именно сильные морозы ноября и декабря 1941 года внесли серьезную лепту в нашу победу. А потому нашему Деду Морозу было присвоено звание, его стали именовать не иначе как Генералом Морозом.
Наши предки умели персонифицировать любое природное явление, вот и зимний холод нашел у них свой образ. Стоит только зайти в зимний лес, и тут же можно ожидать встречи с Дедом: то он перепрыгивает с елки на елку и осыпает путника снегом, то совсем рядом потрескивает или пощелкивает, то вдруг заметет тропу, скрывая следы. Встретиться с Дедом Морозом в лесу и ощутить его проделки можно и сегодня.
Для наших предков зимний мифический персонаж был прежде всего справедливым богом и защитником. Хорошим людям его бояться не стоило, а вот плохим могло и достаться от его волшебного посоха. Но все же от века к веку суровый дед добрел. Сказания и предания о характере Деда Мороза были взяты за основу русскими писателями В. Ф. Одоевским, который уважительно называет героя Морозом Ивановичем, и Н. Н. Некрасовым, чей Мороз, Красный нос суров и немилосерден. А уже дальше в новогоднем образе Дед Мороз зажил почти самостоятельной жизнью.
А как должно все быть?
Со временем в наши традиции вмешалась и западная культура. Носители раскола хотят нас запутать, выдавая Деда Мороза с Санта-Клаусом за одного и того же персонажа. Здесь мы должны вмешаться и сказать, что кое-что действительно было заимствовано у западного сказочного деда (например, раздача подарков и новогодние поздравления), но в целом образ Деда Мороза – это наш отечественный продукт, которому нет аналогов в мире. Начнем с того, как должен выглядеть русский новогодний Дед. В первую очередь у нашего героя всегда должна быть густая длинная борода. Не забывайте, что борода указывает на его почтенный возраст и является символом богатства и достатка. Славяне указывали, что у Мороза была не просто борода, а борода до ног.
По традиции Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Узоры на шубе обязательно должны быть традиционными – орнамент в виде гуськов или звезд. По канонам Мороз должен быть в шубе красного цвета. Сегодня можно увидеть его в разных шубах (даже в зеленых), но это неправильно.
Шапка у Деда Мороза овальной формы – такие были у бояр. Валенки или сапоги шиты серебром. Варежки – обязательно белого цвета, поскольку символизировали святость и чистоту, которую он дает из своих рук. И еще одна важная деталь: у Деда Мороза обязательно должен быть посох. Этот волшебный предмет необходим при ходьбе, он помогает узнать о приближении Деда, так как издает своеобразный стук, а при необходимости посох может быть использован для создания холода, может и заморозить тех, кто не прошел проверку.