Арианство после АрияПравить
Но поскольку многих людей беспокоят вопросы, касающиеся того, что в латинском языке называется «сущность», а в греческом — «усиа», то есть для более точного понимания, что есть «единосущность», или то, что называется «подобным по существу», вообще не должно быть ни упоминания ни о каком из них, ни изложения их в Церкви по той причине и по тому соображению, что в Священном Писании ничего не написано о них и что они выше человеческого знания и выше человеческого понимания.
Арианство на Западе
Сегодня существует несколько современных христианских и постхристианских деноминаций, которые придерживаются идей арианства.
Под влиянием арианских идей находятся некоторые христиане в движении унитариев-универсалистов. Современные христиане унитарии-универсалисты часто являются арианами или социнианами в своей христологии, либо видят в Иисусе отличительную моральную фигуру, но не равную Богу-Отцу и не вечную, либо следуют логике всеобщего спасения Оригена и, таким образом, косвенно подтверждают догмат о Троице, но утверждают, что все уже спасены.
В иранском миреПравить
В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō «Аирьяна Ваэджо», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).
Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша), Моуру и Харою (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваиризем (Согдиана и Хорезм). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.
В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:
- арийский — название языка надписей Дария I в Бехистуне (древнеперсидского)
- «арий» (ariya), «арийского рода» (ariya-čiça) — этническое происхождение Дария (Накш-е Рустам)
- Ахура Мазда, бог ариев — в эламской версии Бехистунской надписи.
В среднеиранскую эпоху
Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов, где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.
Для ведийской литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.
В эпоху смрити
Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.
Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.
«Арийская раса»Править
Бюст «арийского типа» из Анатомического института Университета Осло и прибор для измерения черепа (антропологическая краниометрия) из Национального института расовой биологии Швеции
В начале XIX века было установлено родство большого числа языков, получивших название индоевропейские, был выявлен ряд общеиндоевропейских мифов. В связи с этим слово арии в трудах европейских исследователей XIX века было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев.
Родина
После долгих дебатов о местонахождении родины ариев большинство ученых сошлись во мнении, что это была степь между Черным и Каспийским морями. Эксперты ссылаются на культуру бронзового века среднеазиатских скотоводов, известную как Ямная культура, которая распространила свои традиции и гены на восток и запад.
Однако, не существует никаких окончательных археологических доказательств, свидельствующих о связи Ямной культуры с субконтинентом. Было бы ошибкой однозначно считать Ямную предками ариев, но Понтийско-Каспийская степь явно является местом рождения индоевропейских языков и культуры.
Арийцы, как они есть.
Критика
В научной литературе термин «арийская раса» вышел из употребления ещё в первой половине XX века и более не используется. Идея «арийской расы» классифицируется как псевдонаучная, в частности, псевдоисторическая.
Термин смешивает лингвистическую и антропологическую характеристики: в современной лингвистике арийскими называются индоиранские языки, а во времена возникновения термина так именовались индоевропейские языки вообще; но носители как тех, так и других не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой-либо расы. Так, носителями арийских (индоиранских) языков являются такие разные в антропологическом отношении народы, как персы, индийцы, таджики, цыгане и другие индоиранские народы. Антропологическое разнообразие среди носителей всех индоевропейских языков ещё выше. Реальный антропологический облик первоначальных носителей индоевропейских языков (праиндоевропейцев) неизвестен, поскольку нет общепринятой точки зрения о месте и времени их существования.
Последние чистокровные
Последние чистокровные арийцы.
Скрытая в горной долине Ладакх в Гималаях этническая группа брокпа претендует на звание последних чистокровных арийцев. Живущие в нескольких деревнях на высоте 3000 метров над уровнем моря, брокпа оставались изолированными культурно и генетически на протяжении веков.
В прошлом сюда просто не допускали посетителей, а браки с людьми, не принадлежащими к этой культуре, были крайне нежелательны. Эндогамия и устные традиции сохранили то, что некоторые считают «архаичными чертами арийских предков». В 2010 году правительство Индии предприняло попытку открыть эти горные деревни для туристов, но туда до сих пор попасть довольно сложно.
Брокпа, как правило, выше, чем их тибетско-монгольские соседи, имеют средиземноморские черты лица, светлую кожу и волосы. Их происхождение остается неизвестным. Согласно одной из легенд, они являются остатками армии Александра Македонского.
СсылкиПравить
В четвёртом издании «Энциклопедического словаря Мейера» (Лейпциг, 1885—1890) «Кавказская раса» подразделяется на «арийцев», «семитов» и «хамитов». «Арийцы» в свою очередь подразделяются на «европейских арийцев» и «индоарийцев» (в дальнейшем термин «индоарийцы» использовался для обозначения группы народов, в настоящее время называемых индоиранцами)
Пустота долины Инда
Русло реки Сарасвати.
На протяжении десятилетий ученые полагали, что миграция арийцев на субконтинент была одним из завоеваний. Якобы завоеватели на колесницах пересекли Гиндукуш и покорили «низшую» дравидийскую культуру. Для многих это было явным свидетельством превосходства арийской цивилизации. Однако оказывается, что подобное описание в корне неверно. Цивилизация долины Инда была одной из самых сложных и развитых в древнем мире.
Первое свидетельство религиозных обрядов в этом месте восходит к 5500 году до нашей эры. Сельскохозяйственные общины развивались начиная с 4000 г. до н.э., а урбанизация (включая сложную подземную систему канализации) возникла уже в 2500 г. до н.э. Однако примерно в 1800 г. до н.э. русла рек, которые были основным источником воды для цивилизации долины Инда, начали меняться.
Река Сарасвати либо высохла, либо на ней начались катастрофические наводнения. Сельское хозяйство региона пришло в упадок, что привело к волнениям среди людей. Когда кочевники-скотоводы арии из Центральной Азии вошли в северную Индию, они нашли ее уже заброшенной. По сути, они просто заняли вакуум, оставленный дравидийцами.
Происхождение
«Арийский» происходит от санскритского слова арий – самоназвания ведических индейцев. Первоначальное значение понятия «ариец» не полностью понятно. Некоторые считают, что это означает «благородный» или «чистый». Если убрать расовые коннотации, то понятие «арья» стоит рассматривать скорее как культурное качество, почитаемое в священных текстах на санскрите.
Путаница относительно этого слова появилась в XIX веке, когда «ариец» стало существительным. Ученые неправильно предположили, что «ариец» был термином, используемым для описания предков всех индоевропейских людей. Германские националисты начали связывать этот термин с расовой принадлежностью, невзирая на все тексты на санскрите.
Раскопки арийских городов.
В 2010 году российские археологи объявили об открытии древних арийских городов на юге Западно-Сибирской равнины. Датируемые 4000 годами, эти 20 спиралеобразных поселений соперничали по размерам с греческими городами-государствами и в каждом из них жило 1000-2000 человек. Города были впервые исследованы более двух десятилетий назад.
Однако до недавнего времени из-за их крайне удаленного местоположения, о них практически никто не знал. Эксперты считают, что может быть обнаружено еще около 50 подобных поселений. Наряду со строениями, исследователи также обнаружили различные предметы снаряжения, колесницы, конные погребения и керамику.
Многие предметы украшены свастикой. Этот древний символ Солнца и вечной жизни в течение тысячелетий ассоциировался с арийцами до его присвоения нацистами. Хотя эти поселения, безусловно, являются индоевропейскими, нет прямых доказательств того, что это были люди, которые продолжали населять северную Индию.