Отмечают ли славяне рождество

Отмечают ли славяне рождество

Праздник начинался с появлением первой звезды

Отмечают ли славяне рождество

Отмечают ли славяне рождество

Отмечают ли славяне рождество

Колядовщики. Россия, декабрь 2012 г.

Отмечают ли славяне рождество

Отмечают ли славяне рождество

Другие названияПравить

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. В колядках много посвящений, предназначенных отдельно для хозяина, для хозяйки, для детей.

Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днём плющит». «Пришли колядки — блины да оладки». «Колядки — хозяйские порядки».

Не дуй, не вей, метелица.
Не завевай дороженек,
Я к мамке иду, веночки вью.
От мамки пойду, венок разовью.
Цветок упадёт, слеза проплывёт.
А где венок — там ручеёк.

Коляда у южных и западных славянПравить

  • Колядование // Российский этнографический музей
  • Календарная обрядность поляков в Сибири: празднование Рождества (zaimka.ru)
  • Обряд колядования: правила, традиции, особенности (telegraf.com.ua)

Рождество Христово в России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2021 года; проверки требуют 39 правок.

Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. Отмечается в России 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.

ИсторияПравить

Русская рождественская открытка (начало XX века)

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря.

Народные традиции празднованияПравить

Ряженые: медведь, дед-поводырь, старуха, коза (рисунок П. Каверзнева, XIX век)

Традиционные русские блюдаПравить

Холодец, резаный кусочками, с хреном

Современные традиции празднованияПравить

В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных праздников в 1991 году.

Жалобы в Конституционный суд РФПравить

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

Приблизительное время чтения:

Как встречали Рождество на Руси?

Наши предки получили рождественское богослужение в Х веке почти уже в готовом виде из Константинополя. Примерно с конца XII века праздник стал предваряться сорокадневным постом, который иногда называется еще «Филиппов пост», потому что он начинается 28 ноября – сразу после празднования памяти апостола Филиппа.

У древних христиан был обычай строго поститься накануне великих праздников, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека в пище. Такой строгий однодневный пост по сей день сохраняется накануне праздников Рождества и Крещения и называется Навечерием или Сочельником от обычая вкушать вечером этого дня (после первой звезды) сочиво – вареную пшеницу с медом.

Почему именно после первой звезды? Никакого мистического смысла здесь искать не стоит. Просто первая звезда появляется на небе с наступлением темноты, то есть весь день христиане проводят в строгом посте, а вкусить сочиво можно только вечером. Но конечно, накануне Рождества хочется, чтобы даже самые малейшие церковные установления напоминали о наступающем торжестве. Потому и говорят о звезде.

От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками. У славян-язычников на это время тоже приходился солнечный праздник. Начинался он в конце декабря и длился до первых чисел января. Это были дни «солоноворота», когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Солнце наряжается в солнечный сарафан, кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны», – так говорили наши далекие предки. Зима делается лютой, но конец ее уже виден, поэтому надо веселиться. Зиме пришел «карачун» – это день солнцеворота, то есть самый короткий день. С другой стороны, «Карачун» у славян – это злой дух, убивающий жизнь.

Отмечают ли славяне рождество

Видимо, древние славяне-язычники рассуждали так: солнце только что родилось, значит, оно слабенькое и зима может «задать ему карачун». Поэтому солнце является людям не в обычном своем виде, а в маске, переряженное. Отсюда берут начало маскарады. Можешь веселиться от души, но надень маску, чтобы злой дух не узнал тебя и не навредил. Кроме того, эти дни у язычников были связаны со множеством обрядов, игр, примет, гаданий, в основе своей имеющих одно желание – начать с благословенья богов новую жизнь, полную радости, счастья и довольства. Конечно, молодые люди имели здесь преимущество – у них ведь впереди будущее. Поэтому молодежи на святках отводилось первое место. Старшее поколение могло быть лишь «группой моральной поддержки».

Общее название этого веселья – колядование. Николай Карамзин считал, что Коляда у славян был богом пиршеств и мира. В словаре Даля сказано, что это слово происходит от латинского calendae (январь 1 – 6). Некоторые исследователи считают, что коляда происходит от санскритского «Kala» – созывать.

В Х веке Русь приняла крещение.

Как же поступить с языческими праздниками? В Западной Европе в этом смысле было проще: Церковь обращалась к государственной власти и та силой подавляла пережитки язычества. В России было по-другому. Церковь сама боролась с язычеством и, отнюдь не силовыми методами. Каким же образом? Она старалась наполнить старую форму новым содержанием.

Говоря о разнице мировоззрения Востока и Запада, Василий Розанов очень точно подметил, что на Западе средства спасения, употребляемые Церковью в отношении к заблуждающимся, по ее мнению, людям, носят характер причинный, отгоняющий от заблуждения. На Востоке же – характер целесообразный, привлекающий к истине. Именно поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла святки. Зато на основании старых появились новые традиции. Например, колядки стали обрядом хождения по домам в святочные дни так называемых «славильщиков или «христославов» с вертепом и со звездою. Они пели песни, посвященные Рождеству Христа.

Но с другой стороны, если люди не переходят эту грань, если они радуются рождению Христа и славят Его, как может Церковь запретить это? Напротив, следуя словам апостола Павла «всегда радуйтесь», она будет радоваться в святочные дни вместе с теми, кто обрел Христа. Другое дело, что бывают разные уровни радости и ее выражения. И чем глубже радость, тем она тише, тем сильнее заботится человек о том, чтобы ее не потерять.

Что же касается гаданий, то Церковь не раз высказывалась против этой языческой традиции, хотя существует устойчивое мнение, будто бы на святках Церковь гадания благословляет. Конечно, в новогодние дни человеку хочется заглянуть в свое будущее, хочется узнать, «что день грядущий нам готовит». Но христиане ведь не случайно выражают свое религиозное мировоззрение не словом «знание», а словом «вера». Оно предполагает, что человек всегда свободен в своей духовной жизни. А гадание нарушает свободу, потому что люди пытаются взять за шиворот духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе или в кофейной гуще. И здесь уже нет места для свободного решения. Но Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода и даже не в доме иудейского Первосвященника. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог предоставил человеческому сердцу свободу верить.

Кто же он такой, этот Коляда? Увы, в славянской мифологии, если не считать Велесовой книги, подлинность которой признают далеко не все исследователи, ничтожно мало сведений об этом таинственном персонаже. Зато в европейских источниках встречаются упоминания о нем как о Боге — управителе времени.

И действительно: кто еще может обеспечить нарастание светового дня, укороченное, пущенное вспять злобным богом подземного мира Карачуном? Только тот, кто облечен соответствующими полномочиями. И имя Коляды вовсе не случайно. Ведь издревле солнечный диск, которому поклонялись славяне, назывался Коло (как тут не вспомнить, что скифский царь Колоксай был солнечным царем, и былинный князь Владимир звался Красным Солнышком).

Наши далекие предки считали, что нарождающееся в ночь с 24 на 25 декабря Солнце — это младенчик, которого крадет ведьма и превращает в волчонка (потому и обряды колядские полагалось начинать волчьим воем, который издавал не абы кто, а почитаемый кудесник).

И лишь когда по весне снимут с Коляды звериную шкуру и сожгут ее на огне, он предстанет во всем своем величии и блеске. В ожидании этого часа был обычай отправлять «Солнце» (т.е. его изображение) на санях в южную сторону или же вкатывать горящее колесо в гору, непременно при этом приговаривая: «В гору катись, с весной воротись».

У празднеств в честь Коляды, длившихся с 25 декабря по 6 января, было любопытное название: «воробьиный скок» — потому что день прибывал понемногу, аккурат на расстояние, доступное для одного прыжка этой славной пичуги.

Глубоким смыслом был исполнен и обряд колядования. На первый взгляд, это всего лишь веселые игрища, в которых ряженая молодежь ходила по домам односельчан, собирая всевозможные угощения. Но на самом деле в этом действе совершался серьезный обмен, взаимное дарение: старшее поколение делилось с юным накопленным материальным достатком, а то передавало ему молодую силу духа.

На Коляду гадали, используя воду, снег и лед. Девушки, например, ходили ночью к колодцу и гляделись в него, пытаясь узнать будущую долю. А потом приносили оттуда воду в ковшике и плескали на девятый венец дома: считалось, что, коли попадешь, то в новом году выйдешь замуж. Кроме того, перекидывали сапожок через амбар: если он перелетал, то не сомневались в скором замужестве.

С течением времени многое забывается и, как ни парадоксально, даже то, что связано с его управителем — Колядой. А хорошо бы помнить!..

Святки

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2022 года; проверки требует 1 правка.

Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Рождественские Святки.

Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

Отмечают ли славяне рождество

П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)

Отмечают ли славяне рождество

Рождественская дореволюционная открытка

Этимология и названияПравить

  • зап.-белор. ; між каляд, поміж каляд (то есть ‘между колядами’); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
  • укр. святі дні, коляда;
  • полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;

Церковное празднованиеПравить

Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина (ум. 373 г.), произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди Амвросия Медиоланского и Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

ОбрядностьПравить

В Псковской губернии (в Торопце) девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом:

Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!

Еще про Тора:  Как выбрать камни рожденным в январе, чтобы они приносили удачу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *