Надписи из Подонья (на камнях, кирпичах и баклажках)
Аналогичные по происхождению и характеру знаки имеются также на баклажках, хранящихся в Новочеркасском музее
(надписи на Новочеркасской и Кривянской баклажках).
Надпись на Кривянской баклажке
Надпись на Кривянской баклажке с ВОЗМОЖНЫМ разделением слов и/или слогов (слева).
Предполагается, что некоторая бОльшая удаленность между знаками, по сравнению со средней,
а также сдвиг по высоте этих подстрок косвенно указывает на словораздел.
Кстати, эта надпись отличается от предыдущих двух (новочеркасской и алекановской)
отсутствием кружочков, которые, возможно, и применялись там для словоразделов.
Надпись на Новочеркасской баклажке
Надпись на Новочеркасской баклажке с ВОЗМОЖНЫМ разделением слов (слева).
Притягивают глаз кружочки, которые, возможно, и являются разделителями слов (помечены справа снизу синими штрихами),
Но, если рассматривать похожие подстроки (одна повторяется дважды), то можно установть по ней другие словоразделы
(красные черточки сверху).
Слитный знак, похожий на Nf, является, возможно, аббревиатурой. Он разделен в другом варианте линейной прорисовки надписи.
Кстати, там после второй “f” стоит точка слева от кружочка.
Если надпись выполнена на восточнославянском языке, то аббревиатурами могут быть сочетания “шт” и “жд”.
Если на любом из славянских языков, то это могут быть йотированные гласные типа “я”.
В этой версии точки могут передавать смягчение согласного или редуцированные гласные (“ь”, “ъ”) после согласного.
А, если на германском языке, то – оглушение или озвончение.
Подонские надписи на кирпичах и камнях городищ
Маяцкая крепость – памятник IX-X веков, времён Хазарского каганата.
Это одно из сооружений оборонительной линии на границе каганата и земель славян.
Ближайшее поселение к Маяцкой цитадели – Титчихинское городище, которое было крепостью славян.
Дальше по берегам Дона, Тихой Сосны, реки Воронеж археологи находят десятки славянских укрепленных городищ и открытых поселений.
В июле 1978 года раскопки на территории Маяцкой цитадели проводила Советско-Болгаро-Венгерская экспедиция
под руководством доктора исторических наук Светланы Алексеевны Плетнёвой.
На одном из каменных блоков с рисунками оленей, на его длинном торце оказались начертаны
2 строки рунообразных символов (всего 78 знаков).
В Ленинграде, в Государственном Эрмитаже, прочитать надпись тогда не смогли. Лишь предположили, она сделана на тюркском.
На иллюстрации – надпись на крепостной стене Маяцкого городища (бывший Саркел, или Белая Вежа – столица Хазарии):
А это – полный список знаков (с вариантами-аллографами) со стены хазарской Маяцкой крепости:
Строка 1: значки – ограничители (“знаки препинания”) или фонетические модификаторы или указатели типа вирамов.
Строка 2: аллографы, отличающиеся количеством черт – возможно, обозначения числительных.
Строка 3: С-образные знаки, их разновидности и комбинации (сигма-образные).
Строка 4: знаки на основе одной вертикальной черты (с различными перекладинами, подпорками и ответвлениями).
Первые 2 “столба” – 2 одинаковых знака из разных мест, просто по-разному наклоненных.
А четвертое и пятое “F”, возможно, – комбинации углового “C” и наклонного штриха в середине или внизу.
Строка 5: знаки на основе двух вертикальных или наклонных линий.
Четвёртый знак (второе “W”) может быть комбинацией из 2-х, но, скорее, всего, идентичен третьему.
Седьмой знак (“VI”) может тоже быть комбинированным, но, скорее всего, это 2 соседних знака (“V” и “I”).
Надпись на стене Цымлянской крепости
(Пока нет данных.)
Восточнославянские “черты и резы”
В древностях Европейской России ныне известно лишь 36 предметов с нанесенными на них
степными руническими надписями VIII-XII веков.
По алфавитному членению 21 из них относится к донскому, а 12 — к кубанскому письму.
Обе рунические системы были первоначально свойственны Хазарскому каганату,
затем кубанский алфавит применялся в Волжской Болгарии.
Алфавитная принадлежность 3 надписей оставалась неясной, из-за их краткости.
Они были названы доно-кубанскими и обозначены индексом ДК.
Вполне понятно, что при столь ограниченном эпиграфическом материале любые дополнительные сведения о каждой надписи
представляют значительную ценность. (Игорь Кызласов)
В Болгарии на скалах и Украине на черепках также найдены процарапанные рунические знаки, которые условно называют
“восточно-славянскими рунами”, хотя это могут быть и рунические надписи тюрков, либо более древних фракийцев или даже скифов.
Если же эта письменность принадлежит действительно славянам, то, возможно, она имеет независимое происхождение
от западно-славянского рунического письма, образовавшись на базе
фракийских
или древнетюркских рун.
К нерасшифрованным дохристианским надписям Руси относятся:
- Надпись, воспроизведенная Ибн-эль-Недимом.
- Надписи на алекановских урнах и тверских медных бляшках.
- Надпись на крепостной стене Маяцкого городища (быв. Белая Вежа).
- Надпись на ребре барана, найденная под Черниговым.
- Знаки на дрогичинских пломбах.
Эти надписи могли быть выполнены на разных языках средневековых народов этих территорий:
алтайских (тюркских, аварском~монгольском?),
индоевропейских (древнерусском, балтском, аланском=древнеосетинском, готском),
финно-угорских (древневенгерском, волжско-финнских),
северо-кавказских (древнечеркесском, древненахском, дагестанских)
семитских (древнееврейском, арамейском, арабском),
и даже на древнеенисейском (если на нём разговаривала гуннская элита).
Разделы страницы о руноподобной письменности на территории древних восточных славян:
- Свидетельства мусульманских путешественников
- Рязанские надписи на урнах и тверские на бляшках
- Надписи из Подонья (на камнях, кирпичах и баклажках)
- Варианты расшифровки рун Восточной Европы
- Исследование автором сайта “русских рун” Дона
- Ресурсы по руноподобному письму русов
Алфавит славянских рун
Славянские руны как алфавит Богов и древнейший способ общения с ними и между собой уже давно не вызывают споров историков и знатоков Русской Веды. Более того: к нашей великой радости и всеобщей Силе Народа – с каждым днем возрождается Родная Память, и язык Предков учится Братьями и Потомками с таким же великим удовольствием и интересом, как современные иностранные языки.
Как и прежде, из славянских рун создаются обереги с глубоким значением и огромной силой. Наши мастера представляют на страницах этого портала многочисленные работы, в которых каждая славянская руна из алфавита составлена в емкое слово или фразу, и несет определенный посыл и заряд. Многие из утвержденного сегодня алфавита в 18 главных славянских рун имеют перевод в виде букв кириллицы, а самые сильные из них носят имя Родных Богов: Перуна, Чернобога, Даждьбога и Лели.
Но в самом начале знакомства с забытым на века алфавитом славянских рун у многих появляются страх и растерянность – как перевести тот или иной символ, как трактовать вязь и как она действует в амулетах и талисманах?
Зареница будет стараться ответить на все ваши вопросы и попробует рассказать просто и понятно о славянских рунах так, чтобы вы услышали Главное и смогли научиться использовать их Cилу.
Черниговская надпись на ребре барана
Ресурсы по руноподобному письму русов
Пока пусто. Ресурсы канули в вебархив.
Арабскими путешественниками и черноризцем Храбром упоминалось употребление у славян “черт и рез”.
В Восточной Европе, в землях, где проживали славяне, были найдены надписи неизвестной природы,
предположительно ассоциированные с этими “чертами и резами”.
Такого же типа надписи были обнаружены на артефактах храма Ретры
на острове Руяне в Балтийском море, но там знаки несколько другие,
причем, в 19 веке без достаточных оснований объявленных подделками.
Оба эти типа письмен назвали “славянскими рунами” по их форме, схожей с германскими рунами.
Сходство это объясняется материалом – руны и “руны” вырезались на дереве или камне, процарапывались на керамике.
Нектороые дилетанты-романтики называют их обобщенно “славянской руницей” (хотя у славян вряд ли было такое название).
При этом восточноевропейские “черты и резы” называют восточно-славянскими рунами, а западноевропейские – западно-славянскими.
Те и другие имеют, скорее всего, различное происхождение.
Как только появились первые сообщения о существовании письменности у вендов, они тотчас подверглись суровой критике.
И это правильно, ибо наука должна строиться только на совершенно проверенных положениях, иначе ей нельзя будет верить.
Но и сама критика бывает разной. Одно дело усомниться в верности интерпретации знака,
другое дело поставить под сомнение понимание всего текста, и, наконец,
третье – объявить фальсифицированным весь археологический памятник.
В первом случае исправление может внести сам эпиграфист, во втором случае придется обратиться к услугам его коллеги,
но в третьем случае положение оказывается отчаянным и даже безысходным.
Именно такая самая жуткая история и приключилась со «славянскими рунами».
(Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей)
Допуская, что славянские племена действительно использовали одно или несколько видов письма,
рассмотрим здесь виды рунических письменностей, которые некоторыми исследователями считаются славянскими:
западнославянские (на фигурках из храма Ретры) и восточнославянские руны (надписи на Дону и др.).
Часто в популярной литературе объединяют знаки разных надписей на славянских территориях в некую “руницу”.
Это стремление во что бы то ни стало показать наличие письменности у древних славян вызывает иронию.
- Во-первых, предвзятость – не научный путь. Нужно выявлять истину, а не натягивать чебурашку на крокодила.
- Во-вторых, и так ясно, что множество народов в Северной Евразии (от Монголии до Венгрии и Балтики, от Памира до Рязани и Кубани)
пользовались как простыми (футарк),
так и сложными (орхонским)
системами письменных знаков, состоящих преимущественно из прямых черточек. И славяне среди них не должны быть исключением.
И чем чаще эти знаки процарапывались на дереве, тем больше там было прямых черт (чаще вертикальных и косых). - В третьих, как степные народы на разных территориях пользовались различными неродственными, лишь частично (или формально) похожими письменностями,
так и у славян от Балтийского до Средиземного и Черного морей могли быть в ходу совершенно различные по происхождению наборы таких “рун”.
Причем, в этой графической стихии могли быть и искусственно созданные наборы знаков.
- Аргументы о наличии древнеславянского письма
- Ресурсы о руноподобных надписях у славян (на этой странице)
- Книги о находках рунообразных текстов на землях славян
Древнеславянские Руны и их значения
- ОБОЗНАЧЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ РУН Славянские маги и колдуны широко использовали рунические знаки в своей практике, оказывая простым людям магическую помощь для решения разнообразных проблем. Защитные обереги в виде рун, заряженные позитивной и мощной энергией, от таких мастеров считались очень действенными и эффективными. Помимо этого, руническую вязь наносили на различные предметы быта, «вплетали» в ткань, украшали ими одежду. Серебро почитали, как благородный магический металл, поэтому обереги из него были очень ценными и в первую серебряный оберег с руническими знаками старались приобретать для детей, чтобы защитить их от различных напастей. Руны из золота принято было носить, когда у человека наблюдался упадок сил, разлад в хозяйстве, преследовали неудачи.
- Руны – это ключи к информационным порталам, дар Богов, проецирующий на Землю их силу и волю, призванный укреплять божественный порядок мироздания на нашей планете. Доказательством этому может послужить более тщательное изучение каждой руны.
- Ниже перечислены названия древнеславянских рун и разъяснены их символические обозначения: Руна Есть – изначальная Мать-Богиня, абсолютное воплощение женского начала у славян. Принадлежит Живе – хранительнице жизни; Руна Уд – символ Бога-мужа, совершенная мужская энергия. Представляется в виде бога с оленьими рогами и неуемной сексуальной силой. Считалось, что оберег с изображением Уд, увеличивает мужскую силу. Ей покровительствует Купала; Руна Даждьбог – обозначение древнего ритуала оплодотворения Небом Земли, который проводился славяно-арийскими племенами для получения хорошего урожая. Соответствует Даждьбогу – славянскому богу земледелия, покровителю плодородия; Руна Чернобог – воплощение Бога-трикстера, правителя «той стороны» всегда скрытого в тени, помогающего открыть в себе глубинные, потаенные силы; Руна Радуга – священный мост меж мирами, пройти по которому могут лишь достойные. Ей покровительствует Рада, дающая правильные советы и направляющая по жизненной дороге богиня; Руна Крада – воплощение мирового Огня, как потребности духовного развития. Ее значение противопоставлено руне Есть, отвечающей за физические потребности. Символизирует одновременно священный огонь и приносимую ему жертву;Руна Рок – Сила Порядка, действий в рамках жесткой структуры мира, определяемой богами. Символизирует Рок – понятие редкое для мировоззрения славян. Это не римский Фатум, от которого не убежать, а скорее великие Законы Природы соответственно которым необходимо жить человеку; Руна Нужда – следование собственному закону-порядку, видящему цель и понимающему, зачем человеку нужны самоограничения. Человек осознает неизбежность, но это знание используется для собственной выгоды; Руна Исток – постепенное накопление мощи. Она сигнализирует, что внешние условия пока не созрели, внутреннее «я» не готово к переменам, время действий еще не настало. Прообраз «мертвой воды», созидающей крепкую структуру тела и очищающей в посмертии. В представлении славян, это полет во сне к Морозко – воплощение мужского начала бессознательного или к Госпоже Метелице – воплощение женское; Руна Сила – знак Поворота судьбы, Соединения Противоположностей. Представляет циклические процессы природы, критическую ситуацию, когда две энергии доселе враждующие сливаются и гармонично дополняют друг друга. Близкий древнеславянский термин, характеризующий значение руны, — Правь, становящийся целым в соединении Яви и Нави; Руна Опора – шаманский транс, соединение сознания с другими частями «я», а затем и с самой вселенной. Прослеживается связь с родовым древом славян – дубом и с посохом Силы, служащим оберегом волхву, оружием воину и опорой калеке; Руна Перун – властная энергия, соединение с абсолютной мужской силой, управление. Ей благоволит Перун, повелитель великих Князей, воплощение управляющей силы небес. Перун – один из главных богов, который наряду с Родом и Велесом ведет нескончаемый спор о судьбах славян; Руна Треба – Жертва богам, очищающая жертва, когда избавляешься от дорого, но уже тяготящего бремени богатства, знаний, таланта, карьеры и других подобных вещей. Жертва необходима самому ее приносящему, иначе чрезмерность может поглотить душу и заменить ее физическими благами. Здесь чем больше отдашь, тем больше и получишь. Славянские сказители воплотили эту истину в легенде о Герое, кормящем собственным телом Орла, несущего Героя из нижнего мира домой, в мир живых; Руна Берегиня – одна из ипостасей Богини-Женщины, хранительницы междумирья, сторожащей дорогу между потусторонним миром и миром живых. Традиционно охраняет весь род славян, молодых матерей и рожениц от происков сущностей нижнего мира.Древнеславянские и арийские женщины часто наносили руну на личные обереги. Одновременно она не пускает любопытных живых в мир предков. Прообраз Бабы-Яги, охраняющей границу леса и села; Русалки, стерегущей переход от суши к воде и т. д; Руна Ветер – образ божественного наслаждения битвой, ветра, уносящего прочь все суетное, ветра Битвы, где смерть – лишь один из этапов поединка. Она родственна Коням, которые определяли у славян ход битвы и уносили павших за грань жизни;
- Руна Белбог – стремление к высшей цели, обозначение программ реализации общемирового развития. В славянской мифологии она принадлежит Роду – самому старому из богов, который властен над глубинными знаниями, определяющими силу рода. Эти знания накапливаются с каждым новым поколением для наиболее эффективного достижения высшей цели, возвышения рода, развития Жизни в форме все более совершенных людей – детей; Руна Леля – сущность Богини-Матери, где она предстает в образе вечномолодой женщины-ребенка, чья цель – рождение и появление нового. Славянские источники изображают Лелю вершиной родового древа, покровительницей ребенка, в которого устремлена вся энергия, мощь и сила древа Рода, надежды и чаяния предков; Руна Алатырь – отражение глубокой стабильности «я», когда на человека не влияют внешние и внутренние факторы. Достижение абсолютного покоя, в котором любое принятое решение станет единственно верным, изменит жизнь к лучшему. Алатыть – это Горюч-Камень, семя Земли, взятое Демиургом со дна древнего Океана и давшее плоды тверди.
РУНЫ: ОБЕРЕГИ СЛАВЯНСКИЕ Древние славяне отлично разбирались в эзотерических вопросах, эти знания они использовали во всех сферах своей жизнедеятельности. В подавляющем большинстве они пользовались защитными магическими амулетами или талисманами. Для изготовленияоберегов, в основном, использовались древнеславянские руны, их наделяли особыми магическими свойствами, способными реализовывать различные жизненные задачи. Талисманы использовались с целью увеличить достаток, совершить удачную торговую сделку, стать участником какого-нибудь выгодного предприятия, привлечь на свою сторону силы природы. Так, наши предки умели, например, привлекать дожди в период летней засухи, чтобы повысить урожайность, а также разгонять дождевые тучи, когда дожди были нежелательны. Обереги выполняли защитную функцию – помогали сохранить целостность семьи, здоровье всех её членов, любовь между супругами, способствовали рождению здоровых детей, охраняли дом и имущество. Наши славянские предки очень трепетно относились к природе, знали многое о её мощи и силе, умели воспользоваться ими в нужное время. Владея тайнами взаимодействия природы и человека, они верили в высшие силы, почитали множество Богов, каждого из которых они наделяли конкретным набором черт характера, стихией и силой для её управления. Мистический ореол обрядов, руны, магические амулеты и рунические символы оберегов – это важные элементы древнеславянской культуры, сыгравшие ключевую роль в развитии этой уникальной и могущественной (на то время) цивилизации.СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ – ЧТО ЭТО? Само это понятие означает некую совокупность специальных знаков/символов, являющихся одновременно магическим инструментом и древним алфавитом народов, проживающих на территории Северной Европы. Само слово «руна» (от «run») означает «секрет» или «тайна». Позже древняя руническая письменность была вытеснена письменностью латиницей, но не исчезла, а перешла в новое качество – её стали использовать для гадания, проведения магических ритуалов, создания оберегов и амулетов, талисманов. Существует несколько вариантов рунической письменности, наибольшую распространённость получили древние германские и славянские руны. Известно, что в распоряжении древних славян было гораздо больше рун, современному же обществу известно лишь восемнадцать из них. Трактовать их значение можно только в том случае, если вы: разбираетесь в ранжировании славянских богов; знаете по имени каждое божество, а также стихию, за которую отвечает каждый из богов; разбираетесь в «языке рун»; владеете методами (магические славянские обряды) взаимодействия с богами; способны управлять силами природы посредством рун.КАКИЕ РУНЫ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ?Можно смело сказать, что на «сильные» и «слабые» их делить нельзя, поскольку каждая из них, обладая уникальными свойствами, выполняет конкретную задачу. Каждая руна может быть использована отдельно или в сочетании с другими рунами, складывающимися в комбинации с определённым их количеством. Какое количество рун вы намерены использовать, зависит от сложности задачи, которую должны выполнить ваши обереги и вашего желания решить её наиболее эффективно. Исходя из этого, можно заметить, что древнеславянские рунические символы призваны решать различные задачи. Противостояние Тьмы (Хаоса) и Света (Блага) лежит в основе славянской культуры, наши предки свято верили в это, поэтому в приоритете были обереги защитного порядка. С их помощью славянские племена пытались противостоять силам зла и негативной энергии природного происхождения или специально направленной недобрыми людьми. Такой мощной защитной силой обладают, например, руны Даждьбог, Перун, Мир. Такие руны, как Нужда и Чернобог относят к стихии Хаоса. Однако, рунические символы, обладающие силой Хаоса, не стоит относить к категории безусловного Зла, поскольку вместе с силами Света они являются основополагающими для существования всего живого и неживого в мире. Без них не существовал бы и мир духовный. Их главное предназначение – это уничтожение и разрушение чего-то ненужного, больного и отжившего, чтобы на его месте можно было возвести что-нибудь новое. Разрушение всегда лежит в основе сотворения чего-либо нового.ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНСКИХ РУНПоявлению прототипа современной письменности на Руси наше общество обязано трудам первопечатников Мефодия и Кирилла, которые изобрели старославянский язык глаголицы и кириллицы. До этого наши предки пользовались не буквенным письмом, а руническим. Кроме знаков письменности руны наделялись и тайным магическим смыслом, где каждому символу давалось определённое значение для гадания и колдовских действий. - РУНЫ: ОБЕРЕГИ СЛАВЯНСКИЕ Древние славяне отлично разбирались в эзотерических вопросах, эти знания они использовали во всех сферах своей жизнедеятельности. В подавляющем большинстве они пользовались защитными магическими амулетами или талисманами. Для изготовленияоберегов, в основном, использовались древнеславянские руны, их наделяли особыми магическими свойствами, способными реализовывать различные жизненные задачи. Талисманы использовались с целью увеличить достаток, совершить удачную торговую сделку, стать участником какого-нибудь выгодного предприятия, привлечь на свою сторону силы природы. Так, наши предки умели, например, привлекать дожди в период летней засухи, чтобы повысить урожайность, а также разгонять дождевые тучи, когда дожди были нежелательны. Обереги выполняли защитную функцию – помогали сохранить целостность семьи, здоровье всех её членов, любовь между супругами, способствовали рождению здоровых детей, охраняли дом и имущество. Наши славянские предки очень трепетно относились к природе, знали многое о её мощи и силе, умели воспользоваться ими в нужное время. Владея тайнами взаимодействия природы и человека, они верили в высшие силы, почитали множество Богов, каждого из которых они наделяли конкретным набором черт характера, стихией и силой для её управления. Мистический ореол обрядов, руны, магические амулеты и рунические символы оберегов – это важные элементы древнеславянской культуры, сыгравшие ключевую роль в развитии этой уникальной и могущественной (на то время) цивилизации.
- СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ – ЧТО ЭТО? Само это понятие означает некую совокупность специальных знаков/символов, являющихся одновременно магическим инструментом и древним алфавитом народов, проживающих на территории Северной Европы. Само слово «руна» (от «run») означает «секрет» или «тайна». Позже древняя руническая письменность была вытеснена письменностью латиницей, но не исчезла, а перешла в новое качество – её стали использовать для гадания, проведения магических ритуалов, создания оберегов и амулетов, талисманов. Существует несколько вариантов рунической письменности, наибольшую распространённость получили древние германские и славянские руны. Известно, что в распоряжении древних славян было гораздо больше рун, современному же обществу известно лишь восемнадцать из них. Трактовать их значение можно только в том случае, если вы: разбираетесь в ранжировании славянских богов; знаете по имени каждое божество, а также стихию, за которую отвечает каждый из богов; разбираетесь в «языке рун»; владеете методами (магические славянские обряды) взаимодействия с богами; способны управлять силами природы посредством рун.
- КАКИЕ РУНЫ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ?Можно смело сказать, что на «сильные» и «слабые» их делить нельзя, поскольку каждая из них, обладая уникальными свойствами, выполняет конкретную задачу. Каждая руна может быть использована отдельно или в сочетании с другими рунами, складывающимися в комбинации с определённым их количеством. Какое количество рун вы намерены использовать, зависит от сложности задачи, которую должны выполнить ваши обереги и вашего желания решить её наиболее эффективно. Исходя из этого, можно заметить, что древнеславянские рунические символы призваны решать различные задачи. Противостояние Тьмы (Хаоса) и Света (Блага) лежит в основе славянской культуры, наши предки свято верили в это, поэтому в приоритете были обереги защитного порядка. С их помощью славянские племена пытались противостоять силам зла и негативной энергии природного происхождения или специально направленной недобрыми людьми. Такой мощной защитной силой обладают, например, руны Даждьбог, Перун, Мир. Такие руны, как Нужда и Чернобог относят к стихии Хаоса. Однако, рунические символы, обладающие силой Хаоса, не стоит относить к категории безусловного Зла, поскольку вместе с силами Света они являются основополагающими для существования всего живого и неживого в мире. Без них не существовал бы и мир духовный. Их главное предназначение – это уничтожение и разрушение чего-то ненужного, больного и отжившего, чтобы на его месте можно было возвести что-нибудь новое. Разрушение всегда лежит в основе сотворения чего-либо нового.
- ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНСКИХ РУНПоявлению прототипа современной письменности на Руси наше общество обязано трудам первопечатников Мефодия и Кирилла, которые изобрели старославянский язык глаголицы и кириллицы. До этого наши предки пользовались не буквенным письмом, а руническим. Кроме знаков письменности руны наделялись и тайным магическим смыслом, где каждому символу давалось определённое значение для гадания и колдовских действий.
Следите за творчеством мастера
Рязанские надписи на урнах и тверские на бляшках
Наибольший интерес из восточнославянских “руниц” представляет так называемая “алекановская” надпись.
Она была нанесена на глиняный сосуд X – XI вв., а открыта в 1897 г. В. А. Городцовым
во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью.
Надпись содержит 14 знаков, расположенных в строковой планировке.
Тверские надписи на горшках и бляхах
Некоторые из знаков, подобно алекановским, напоминают буквы
глаголицы.
Варианты расшифровки рун Восточной Европы
Доклад доктора филолог. наук О.А. Мудрака «Язык и тексты восточно-европейской руники»,
с которым он выступил в Институте востоковедения РАН, стал событием в среде археологов и лингвистов.
В докладе была представлена расшифровка и перевод рунических надписей памятников,
найденных на территории Восточной Европы – от Днепра и Кавказа до Поволжья.
Прочтение этих надписей привело к неожиданным заключениям относительно языка бытового и официального письма живших на этой территории народов.
Расшифровка выявила их близость к дигорскому варианту праосетинского языка и лишь отчасти — к нахским языкам.
Свидетельства мусульманских путешественников
Арабский путешественник Ибн-Фадлан, предпринявший в 921 году путешествие в Волжскую Болгарию,
рассказал о погребении знатного русского воина с надписью на памятнике имени этого воина и имени царя.
В сочинении арабского автора Х века Эль Массуди есть запись о пророчестве, начертанном на камне,
который он обнаружил в одном из «русских храмов».
Надпись ибн эль-Недима
Надпись, воспроизведённая ибн эль-Недимом.
Аргументы о наличии древнеславянского письма
Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия;
некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к «pyнице»,
некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.
Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей,
yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные «особыми», негеpманскими pyнами.
Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным,
мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.
Путешественник Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки.
Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах.
Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате
pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись).
В чешской песне «Сyд Любyши», сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются «дески пpавдодатне» —
законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.
В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал.
Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе).
Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков.
Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты.
Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической.
Сходство есть, и не только сходство — половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами
Фyтаpка (Скандинавия).
Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз — pомб, поставленный на веpшинy.
Дpyгyю — более позднюю — гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники,
связываемые с венедами, балтийскими славянами.
Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.
Еще одним — поистине yникальным — памятником «балтийской» славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах
из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.
( Источник – https://rusichi.info/109-runicheskaja-pismennost-slavjan.html )
Ресурсы о руноподобных надписях у славян
- Славянский алфавит.
- Руны славянские.
Исследование автором сайта “русских рун” Дона
Сначала я увидел сходство рунообразных знаков Восточной Европы в надписях, найденных в рязанских и донских землях.
Кстати, по аналогии с западнославянскими “вендскими рунами”, которых называли также венедскими,
эти восточноевропейские “руны” с предположительно славянским языком можно называть не только “русскими”
(т.к. находки были на территории Киевской Руси, даже если сами русы первоначально говорили не по-славянски),
но и, уходя в глубь веков, – “антскими”.
Далее срвынивал их со знакми других письменных систем, к удивлению, найдя некоторые сходства с глаголическими знаками.
Увидев, что готский алфавит, составленный Ульфилой для готов-христиан, также содержит знаки готских рун,
понял, что в новых миссионерских письменностях для крестившихся народов можно найти остатки предыдущей письменности.
Внимательно сравнивая донские знаки со знаками других редких руноподобных надписей с близлежащих территорий,
с удивлением обнаружил, что большинство знаков с надписи на стене Маяцкого городища похожи на донские.
А перед этим заметил сходство маяцких знаков (которые называют также “хазарскими ровами”, т.е., рунами)
с “венгерскими рунами” (или ровами), которые, однако же, были распространены не у всего венгерского народа,
а у двух его субэтносов (секелов), продержавшись аж до XIX века. Раньше считалось, что эти “секейские ровы”
произошли от орхоно-енисейских (сибирских тюркских), но очень уж они разные, и теперь преобладает мнение,
что древнетюркское и древневенгерское письмо произошли независимо от какого-то общего источника.
Каталог “донских рун” в порядке их сходства
- Аббревиатуры места находки и объекта с надписью:
АН – алекановская надпись (Рязанская обл.);
МГ – надпись на крепостной стене Маяцкого городища (др. Саркел);
НН – надписи из Новочеркасскаого музея (КБ – кривянская баклажка; НБ – новочеркасская баклажка);
ПН – подонские надписи на стенах;
ТН – тверские надписи. - Позиции – номера позиций знаков на объектах, например, КБ (2, 4) – второй и четвёртый знаки на кривянской баклажке.
- Акронимы основных сравниваемых письменностей:
герм. (зап.) – германские / западные руны
(анг. – англо-саксонские, внд. – вендские,
гот. – готские, пкт. – пунктированные, фут. – классический футарк);сиб. (вост.) – сибирские / восточные руны
(ал. – алано-булгарские, венг. – венгерские, исс. – иссыкские, орх. – орхоно-енисейские);старосл. – старославянские азбуки
(гл. – глаголица,
кир. – кириллица). - Сокращения для некоторых других письменностей:
бал. – балканские (род. – родопские, сан. – сантии даков);
гр. – греческая;
иб. – иберийские;
ит. – италийские
(лат. – латинская, пиц. – пиценская, этр. – этрусская,..);лив. – ливийские;
ма. – малоазийская/анатолийская
(кар. – карийская,
лид. – лидийская,
лик. – ликийская,
пис. – писидийская, сид. – сидетская,..);сем. – семитские
(фнк. – финикийский,
йем. – йеменский=южносемитский).
Наблюдения и замечания:
- Судя по наличию пунктированного знака X3 – должен быть и непунктированный (как в парах C2-C3, X1-X2).
- Возможно, точка слева от X5 – не значимая (т.е., X5=X4)