Запрос «Ярило» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
ОбразПравить
«Похороны Костромы». Рисунок с лубка. XIX век
По мнению ряда исследователей, ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. Дж. Фрэзер так реконструировал стадии развития этого божества:
- Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» — сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
- «Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже́ не дух, но то, что им повелевает.
- Персонификация (Ярило, Кострома, Кострубонька). Это ещё не боги — им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
Образ по П. Древлянскому
П. Древлянский описывал образ Ярилы (Ярила), как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.
СтатусПравить
Начиная с XIX века, образ Ярилы нередко встречается в различных литературных произведениях, например:
Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!
- Древлянский П. Белорусские народные предания. Кн. 1 // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. — СПб., 1846.
- Ярила, Ярило, Ярыло / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 631—632. — ISBN 5-85270-032-0.
- Ярила / Петрухин В. Я. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 637. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Яцимирский А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ярила // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 686—687.
- Фаминцын А.С. Божества древних славян (1884). — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 736 с. Архивная копия от 25 сентября 2020 на Wayback Machine
Солнечный обряд на Ярило
Первый в году защитный обряд на постановку тына
Почему конь?
«Коней на переправе не меняют»
«Дареному коню в зубы не смотрят»
«Конь о четырех ногах, да спотыкается»
«Не в коня корм»
Знакомые пословицы, не правда ли? А задумывались ли вы, почему так часто в фольклоре упоминается конь? Ведь он не относится к лесным зверям, по умолчанию наделенный особыми качествами. И все-таки это животное оставило заметный след в древнеславянской культуре. Удивительного тут нет, потому как лошади в целом тесно связаны с земледельчеством и вытекающим отсюда аграрным культом. Интересно то, что их в сказках наделили необычайными способностями, мудростью и даже даром исцеления.
Вообще, образ коня довольно многогранен. Он был связан одновременно и с плодородием («Старый конь борозды не испортит»), и культом солнца («Борони по солнцу, лошадь не вскружится»), и даже со смертью («Если больной бредит о дороге и конях, то умрет»). А еще он играл важную роль в обрядах свадебных и погребальных, календарных праздниках и бытовой магии славян. Далее я подробно разберу каждое проявление героя этой тайны. А начну, пожалуй, с самого понятного образа.
О связи коня и Солнца
Для начала предлагаю вспомнить сказку. Василиса спрашивает:
— Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?
— Это день мой ясный, — отвечала Баба-яга.
— Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет, это кто такой?
— Это мое солнышко красное! — отвечала Баба-яга.
— А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
— Это ночь моя темная — все мои слуги верные!
На самом деле это не придумка. Считалось, что Утренняя Заря ведет с собой белоснежных коней. Днем они окрашиваются в красный цвет. А Вечерняя Заря уводит под уздцы уже темных жеребцов. Именно эти цвета всегда считались сакральными, обладающими магическими свойствами.
Движением Солнца определялись и времена года. Так, прежде говаривали, что Осень и Весна ездят на пегой кобыле. До сих пор сохранились пословицы и приметы, объединяющие переход от одного сезона к другому. Только дошли до нас они уже видоизмененные в соответствии с христианскими воззрениями:
«Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.»
«На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы.»
«Гурий на пегой кобыле (грязь и снег).»
Солярная природа коней объясняется тем, что у наших предков Солнце отождествлялось с Божественным скакуном. Появляясь утром, он пересекает небосвод, после чего спускается по землю. А поводья или вожжи уподоблялись лучам, освещающим все небо.
Примечательно, что не только у славян имелось такое представление. Обратитесь к иным культурам, и вы увидите такую же связь. Так, у древнегреческого солнечного Бога Гелиоса была целая упряжка, перевозивших его колесницу. В индуизме Бог Солнца Сурья также передвигается на повозке, запряженной семью лошадьми. И даже скандинавская Богиня Сунна тоже правит своей солнечной колесницей, которую влекут два коня. Обратимся теперь и к нашим славянским Божествам.
Ярило и конь
Бог Весеннего Солнца Ярило является на белом коне, облаченный в такие же белоснежные одеяния. С собой он приносит животворящие силы, плодородие и процветание. Потому и встречали его всегда с радостью и надеждой на плодовитость (во всех смыслах). У восточных славян даже существовал особый майский обряд по этому случаю. Молодого парня сначала наряжали, а затем усаживали на коня. В таком виде он должен был проехать близ засеянных полей. А девушки в это время водили хороводы и пели песни, посвященные Ярому Богу.
По другим преданиям Ярило держал в одной руке сноп, а в другой – череп. Здесь тоже прослеживается определенный символизм: напоминание о том, что все имеет свой конец. Одновременно это означало освобождение умерших душ и их возвращение на землю в весенние дни поминовения (Красна Горка, Навий День). Отражение подобных воззрений можно найти в обрядовых действах, проводимых в Русальи недели. В завершающий Русалий день 2-3 человека накрывались одним пологом. Впереди идущему давали в руки палку с лошадиным черепом, на который надевали сбрую. Ряженых вели в поле, сопровождая проводы прощальными песнями. Так прощались с вернувшимися ненадолго душами Предков.
С принятием христианства славянские Боги стали замещаться святыми угодниками. В результате Ярило сменил св. Георгий, который, к слову, тоже изображался верхом на белом коне. Выше уже упомянута пословица о нем, но есть и другие, подтверждающие, что именно он призван был заменить в умах людей образ Бога Весеннего Солнца:
«Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.»
«Весной Георгий с летом, Никола с кормом; в осень Георгий с мостом, Никола с гвоздем.»
«Защити мою коровушку, св. Егорий, Власий и Протасий!»
Роль коня в погребальных обрядах
Как же получилось, что солнечный скакун стал отождествляться с похоронами? Тут нужно взглянуть на него как на перевозчика. Взгляд на коня как на проводника душ умерших людей сохранялся у многих народов. Раньше ведь только так можно было доставить покойника до его последнего пристанища. Вот и укоренилось такое представление о лошади как о вестнике смерти. По возвращении с погоста было принято разворачивать животное к дровням и обходить троекратно. А во время движения похоронной процессии и вовсе все старались смотреть на копыта. Считалось, что конь может «затоптать» страх перед покойным. В некоторых местностях даже устраивались ритуальные скачки, чтобы установить связь между Мiрами и помочь душе умершего уйти из Яви.
Как вы видите, образ коня довольно неоднозначен и многогранен. Однако для современных людей он остается скорее положительным. Иначе как объяснить повсеместно продаваемые амулеты в виде подковы? Именно об обережной силе коней пойдет речь в следующей статье.
На благо!
Ярило – Бог Солнца.
Солнце ясное знает и ведает, что на сердце у человека, что прячется в тени ветвистых деревьев. Ничто не скроется от ясноокого, ни дела грешные, ни благие. Отогреет лучами своими от стужи зимней покалеченного и от тоски сердечной страдающего. Ярило солнце любовь свою каждый божий день на землю проливает, золотом волос своих и лазурью глаз своих.
Ярило бог по весне из кольца холодных рук тёмной Мары выходит и на землю спускается, чтобы льды и снега растопить, ручьями их погнать по земле, заспанной и жизни семя даровать её глубинам. Оживает с шагами Ярило и племя людское: красна девицы красотой наливаются, точно яблоки в садах божественных и мужи молодые загораются от красоты той диким пламенем и яростью покровителя своего. И если Ярило солнце улыбнётся, то быть свадьбам и пирам без конца, ибо он есть и жизнь и сила, и расцветание и буйность молодая.
Сын вечного Велеса словно ветер весенний, буйный и весёлый. Сила его в тепле и свете, что днём на землю солнце лучами своими посылает. И любовью дышит Ярило бог: от любви его колосятся золотом поля, реки журчат в раздолье, девы томно улыбаются, глаза под тенью ресниц пряча, парни в плечах шире и крепче становятся.
Сын Додолы отвергнутой, ликом своим прекрасен. В глазах его беспечность весеннего неба и в волосах его лучи солнца плетут паутину. На коне своём белом, по небесам скачет Ярило и освещает землю. На голове его, словно венец, венок из маков алых, как сама кровь и улыбка Ярило солнца как жемчуг, ослепляет белизной своей.
Где пройдёт светлый бог, там нынче быть хорошему урожаю и счастью людскому. Не любит Ярило Бог неверных и лживых, ибо свет не должен тьмой пятнаться. Лишь чистые помысли и сердце полное добра – вот благодать для Светлейшего. Любить будет таких Ярило Солнце и пошлёт им благодать свою: тяжелеть будут колосья в полях людей-любимцев ясноокого, смех слышен будет в стенах домов их и дети здоровые родятся, сильные и нравом весёлые у таких. Потому как Ярило – защитник добрых и весёлых. Жизнь от него через свет даётся миру людскому, потому и величали его светилом великим и любили, и молились на него.
За советом приходили к ясноокому, ибо он ведал чувствами людскими, что разум побеждали. Но то была не похоть слепая и ничтожная, но любовь, что загоралась меж сердец людских. И просили влюблённые помощи у Ярило Солнца и покровительства, чтобы никто разлучить не смог и отнять половину свою обретённую. Сам Ярило однако тоже любил безумно всех женщин как на земле, так и на небесных просторах. Велико сердце его и любовь его для всех. Влюблялись в него богини и забывали про свою гордость и удел, в чувствах клялись прекрасному Ярило. Такой была и Леля, зарёй рождённая и прекрасная. И любил её Ярило, как прамать богов Ладу и холодную Мару, ибо любовь его была слишком велика для одной.
Лучами своими Ярило, словно стрелами стрелял. Попадали они в землю, и росла там трава сочная и буйная, а попадали в сердце людское, так и вовсе влюблялись те беспамятно. Но однажды ветер, позванный на помощь Отцов Велесом, солнечную стрелу вернул Ярило и постигла любовь великая сердце бога. Прекрасную Тайю увидел он и запамятовал про всё, ибо краше весны любой была дева та. Забыл про всех дев красных Ярило Солнце и страсть словно пламя разгорелось в нём. Возжелал он одну её — Тайю, дочь Светогора и Пленки и взял её в жёны перед родом людским и божественным, ибо отныне верен останется лишь ей весёлый и озорной Ярило Бог.
Ярило – Бог Славян.
Веровали древние славяне в солнце, да только величали по-разному. Кто-то на имя Ярило молился, кто-то в темноте ночной молил о рассвете Яровита, кто-то солнце Яромиром называл, ибо миру свет яркий тот даровал. Имён было много и разных, но верили славяне всё же в одного и того же бога – Солнце, что теплом своим зимние стужи прогонял и светом наполнял мир и сердца человеческие.
Имя Ярило словно говорит о чём-то яростном, ярком, неудержимом и сильном. И таким был Бог Ярило – бог молодости и силы юношеской, бог чувств и плоти любви предающейся, бог плодородия и урожая, бог света и тепла. Много имён у него и много суждений, о том, откуда имена эти пошли. Корень имени бога «яр» означает весенний и плодородный. Отсюда слова «ярый» — сердитый, страстный; «ярица» — весна; «ярый хлеб» — свежий, душистый хлеб. Отсюда и возникло поверье, что Ярило – это Бог приходящий на землю весной, ступающий и приносящий урожай и любовь.
Ярило поклонялись и другие народы. Балтийские славяне поклонялись божеству, которого называли Яровитом, а иначе Геровитом. У этого бога были символы: золотой шлем и большой круглый щит из золота. Они словно олицетворяли двоякость Солнца: его тепло и свет, что дарили жизнь и его ярость и пекло, что могли испепелить врагов. Потому у балтийцев Яровит был не только богом солнца и весенней поры, но и богом войны. У сербских и хорватских племён такого бога называли Леро.
У Ярило, как у бога солнца были солярные знаки и символы. Один из них это — «» . Его обычно носили жрецы, дружинники князей и ратники. Солнечный крест использовался как нательный оберег. Он олицетворял всю духовную мощь и чистоту Ярило.
Следующим символом этого бога был – Посолонь. Он служил олицетворением заходящего и засыпающего светила Ярило. Так знаменовался конец дня, когда труд на благо прославления рода своего заканчивался и наступали сумерки. Но сия тьма была блаженна для трудящихся, так как была праведна за труды дневные и служила покоем.
«» – это боготворящий огонь, из которого рождались и боги, и миры. Это победа света праведного над лживой тьмой. Инглия горит в Ярило, вечным костром, который проливается на землю.
Сваор-Солнцеврат был символом движения. Ярило бог на коне своём двигался по небосклону от самой зари и до самого заката. Так и Сваор-Солнцеврат олицетворял движение человеческой души от тьмы к свету, от сомнений к чистоте помыслов своих.
Восхождение Ярило солнца на заре олицетворялось «» . Это был символ победы жизни над смертью.
«» был знаком плодородия, что Ярило бог давал земле сырой. Это был знак наполнения божьей благодатью и благословением, чистотой и светом, объединяющий мудрость Рода всего и дарующий достаток.
Купить Оберег Ярило
Ярило (Яровит, Ярый Вихрь, Ярый Бог, Волчий пастырь) – славянский Бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как Бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Ярило почитают как Волчьего пастыря. Пастухи обращаются к Богу Ярило с просьбами защитить домашний скот от диких зверей. Земледельцы обращаются к Ярило во время праздника первой борозды. Чтят его и воины. Можно сказать, что славянский Бог Весеннего Солнца почитаем всеми.
Ярило – Яростный — в славянской мифологии значит неукротимый, яровать – неистовать забываясь. Сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в веденье» славянского Бога Ярило. То есть его можно назвать в какой-то степени богом любви. В системе религиозных верований наших предков Ярило стал воплощением весеннего солнца, только что покинувшего неласковые объятия зимы. Поэтому отличительными чертами характера этого бога были неистовость, искренность, чистота. Он олицетворял собой возрожденное солнце, полное живительной энергии, необходимой всем земным существам. Безусловно, утверждение о том, Ярило – бог солнца также является абсолютно верным. Просто в отличие от Хорса (зимнее солнце) и Дажьбога (летнее солнце) Ярило был воплощением солнца весеннего. Стрелы Ярилы при этом обращались солнечными лучами и в соответствии с некоторой сакральной символикой этого бога могли расцениваться как стрелы любви.
Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств, приток сил. Именно Ярило приводит к людям Лёлю, Богиню Весны в день весеннего равноденствия. Наиболее устойчивая ассоциация Ярилы – это весна. Во всей ее красе и великолепии. И как мы видим, совсем не зря культуры, сажаемые под весну, славяне называли «яровыми». А «ярицей» именовалось засеянное пшеничное поле.
Ярило в пантеоне славянских Богов
Ярило— Бог Весеннего солнца, сын ВелесаБога Трех Миров, и Дивы-Додолы, Богини Небесной Влаги. Славянские мифы рассказывают, что Бог молодой страсти и рожден был именно от неожиданных сильных чувств. Когда-то Велесу понравилась красавица Дива Додола, но своенравная Богиня предпочла ему Перуна-Громовника. Тогда Велес превратился в волшебный ландыш, который Богиня Дива Додола увидела и не удержалась, понюхала волшебный цветок. Так и появился юный Бог Весеннего Солнца.
От своего отца Велеса Ярило перенял мужскую силу и способности к оборотничеству. Поэтому Ярило стал покровителем волков, Волчьим пастырем. От матери Дивы Додолы он перенял привлекательность и живой характер, потому Ярило почитают Богом Страсти. По одной из легенд Леля, богиня утренней зари, влюбилась в красавца Ярилу и рассказал ему о своих чувствах. Ярила честно признался, что тоже любит Лелю. И Мару. И Ладу. А также всех женщин в мире как небесных, так и земных.
Легенды и мифы о славянском Боге Ярило
О славянском Боге Весеннего Солнца, Ярило, сохранилось много мифов и легенд. Во многих быличках Ярило описывается как помощник влюбленных или как покровитель Волков и других диких животных. Самый известный миф о Ярило связан с ним, как с Богом Плодородия.
Согласно этому мифу, славяне не всегда возделывали землю и выращивали хлеб. Долгое время умение растить рожь, делать муку и выпекать из неё хлеб. Впервые Бог Ярило попробовал чудесные лепешки в заморской стране, а позже и сам научился делать их. Народ, у которого гостил Ярило, научил его делать хлеб, и Бог Весеннего Солнца принес эти знания славянам. Сперва Ярило дал попробовать хлеб Богам, а после уж все вместе решали, как научить людей сеять зерно. Славяне считали телоМатери Сырой Землинеприкосновенным и не согласились бы причинять ей боль. Но Богиня Земли сама согласилась на то, чтобы её сын Микула Селянович сделал первую борозду, а Ярило посеял первые зерна.
С тех пор Ярило почитают Богом Плодородия.
Приехал К Нам Зелен Ярило —Ярый Бог На Зелёном Коне,Зелёный, Как Травушка,Росистый, Как Роса.Привёз Жита КолосИ От Солнца Добрую Весть!
Оберег – символ Бога Ярило
Так Ярило просили защитить зерно и домашний скот от диких животных, которые подчиняются этому славянскому Богу.
Как личный оберег символ Бога Ярило носят для уверенности, смелости, получения жизненных сил, бодрости, для радости и счастья, для зарождения новой любви.
В “Житие епископа Оттона” (ХII век) говорится о культе Яровита. А в Вольгасте есть описание храма богу Яровиту. Из этих сведений видно, что:
1. Яровит является Богом Плодородия, т.к. появление всех живых растений и приплод животных в его власти.
2. Главенство культа Яровита во время войны говорит о нем, как о воинском да и само слово “вит” вполне может трактоваться как “витязь” т.е. воин. Кроме того Оттон прямо отождествляет Яровита с Марсом.
3. Златой щит Яровита был круглым, т.к в те времена русы (они же руги, как два варианта произношения слова “ruhs”) носили именно крутые щиты”у самого Океана (обитают) ругии и лемовии, отличительная особенность всех этих племен – круглые щиты кораткие мечи и покорность царям ” Публий Корнелий Тацит о происхождении германцев и местоположении Германии (1-11 вв. н.э.) Золото солнечный металл и выглядит солнце абсолютно круглым это свидетельствует о том, что Яровит это солнечный культ т.к основным его атрибутом является солнечный символ Жрец Яровита стоял на возвышенности, что так же связано с солнечным культом (это будет пояснено далее). А само описание появления крестьянина, идущего на базар (хотя речь о ночи) свидетельствует, что описаная ситуация произошла на рассвете, при появлении первых лучей солнца
4. Отсыл к Плодородию и намек на солнечный культ, дает основания полагать у Яровита вцелом производительные функции. Если он наделяет все живое жизненной (солнечной) силой энергией, то она же течет и в человеке проявляясь в интимной сфере (как плодородие). Стало быть, Яровит покровительствует и этому. Тотемом Яровита является волк, что следует из названия города, где стоял его храм- Вольгаста (ср. былинного Вольгу, Волха, “вопка”.) Связь между Ярилой и Яровитом очевидна уже хотя бы из их званий.
1 “Яра” весна “яровые” (например о злаках) весенние “ярка” молодая (ранная) овечка (овечки рождаются только весной), яровик (гриб, бычок барашеку весенний ранни молодой. Это говорит о связи Ярилы-Яровита с земледельческим культом, те с плодородием, т.к полевые работы начинаются весной.
2. Корень “яр” есть и в слове “ярость”, “разъяренный” те взбешенный Ярость в бою это неистовство, боевой задор, отвага и безудержная храбрость это связывает ярипу Яровита с воинским культом. А древнерусское слово “ярыцы” прямо обозначает “доспехи, латы, шелом” (см. словарь Даля)
3. Слово “ярость” связывается с кипением огнем переполняющей человека огненной силой. “Яркое” – это о солнце либо огне. В словаре Даля слово “ярый” трактуется как “Огненный, пылкий, белый”. В латинской транскрипции (у южнославянских народов) заметен еще один вариант значения слова “ар” (јаг”) – это жар, а слово “жар” прямо относится к солнцу и огню. Есть еще и “даг” (чеш. и слав. вариант слова агар совпадающее с германским и эллинским “гер”) – отсюда русское “гарь” (относится к огню). Связь слова “ЯР” с весной говорит о связи Ярилы-Яровита с теплом приходящим весной, а значит и с причиной его появления – активностью солнца (солнечным жаром). “Ярилой” в окрестностях Нижнего Новгорода называется высокая гора, а возвышенности в первую очередь связаны с солнечным культом (ср. нем. “herr” – господин. благородный. высокородный) т.к. горы и холмы (называемые “арилины плеши”) чуть ближе к солнцу. Это же относится и к полностью освещаемым солнцем ярилиным равнинами “ярилиным рощам”. Сюда же можно отнести значение слова “яр” (ярыга) как “овраг с крутыми берегама”, синоним этого слова “круча что связано с кручением. качанием (солнечных) колес на Купалу. Таким образом, на празднике солнца Купале, огненные колеса котаются с яров.
4. Упомянутый выше жар (как сила Ярилы-Яровита) есть и в человеке (как Плодородие). Есть понятие “любовный жар”, “любовный пыл”, страсть. Слово “пыл”, от “пылать” – “гореть”, непосредственно связано с огнем. Тотем Ярилы, ровно как и Яровита – волк, поэтому Ярилу называют “волчий пастырь”. Сам по себе волчий культ – это культ воинский. Волк – главный хищник европейских лесов, а образ хищника логически связан с образом воина, как образ быка или тура (травоядного) – с образом земледельца. Волк “вооружен” когтями и зубами, как воин-оружием. Кровь жертвы пьянит волка, как кровь врага-воина. Волк может подолгу голодать, но это только придает ему ярости и ярость так же единит его с воином. Волка нельзя выдрессировать и даже находясь в неволе он не может смириться со своим положением и постоянно ходит по клетке, разминая и разогревая мышцы, чтобы воспользоваться любой возможностью обрести свободу. Так же поступают воины в мирное время – все время тренируются, потому что войну трудно предсказать и нужно быть к ней готовым всегда, всю жизнь. Стая волков, где есть вожак (зрелый и опытный, но не потерявший силы), а есть “рядовые волки” соответствует воинской дружине с воеводой и рядовыми дружинниками (что связывает волка с варягами).
Волки в охоте применяют хитрость и стратегически мыслят (устраивая засады и загоняя добычу), как и воины во время войны Русские “волкодлаки” (“длака”- шкура) или “волхит” и их деяния обрасли множеством сказок и легенд превратив волхов в мифических существ-оборотней, но изначально волкодлаками были люди в волчьих шкурах которые пробирались под покровом ночи во вражеский лагерь для диверсионных операций А диверсантом даже в современной армии может стать только лучший воин, а отнюдь не любой боец таким образом, волчий культ- это не просто воинский культ, а “сверхвоинско” культ героев и победителей
На Руси образ Ярипы с крещением заменил св. Георгий, которого именно у нас (а не везде, где есть st. George) называют Победоносцем.
Его образ, облаченного в броню брестающего воина на коне, с копьем пронзающим змея был основным воинским знаменем (как прежде щит Яровита), а так же известны знамена с изображением солнца, да и сам красный цвет русских знамен свидетельствует об этом. Св. Георгий был покровителем воинов (особенно героев). До недавнего времени георгиевская лента являлась символом воинской отваги, а крест Георгия был высшей воинской наградой Равносторонние (равноконечные) кресты – с древнейших времен являлись символами солнца и крест Георгия Победоносца яркий тому пример: сама награда даже внешне напоминает солнце с расходящимися лучами.
Даже белый цвет на имперском флаге символизировал именно “белого всадника” (см. словарь Даля, где “белый” – это ярый”) – со Георгия (согласно указу Александра II).
Все эти сведения (и не только эти) были положены в основу сюжета книги «Приключения Ярого Бога».
Атрибуты Бога Ярило
Животное – волк, заяц.
Геральдика, предметы – колос, венок, ветка с молодыми листьями.
Треба (подношение) – блины, зерно, каша, пироги, яйца, мёд.
Ярило – Бог-покровитель
Ярило может стать Богом-покровителем и для тех, кто схож с ним характером. Это людиобщительные, эмоциональные, обаятельные. Они любят говорить окружающим добрые, приятные вещи, умеют поднять настроение, приободрить. Те, кому близок Бог Ярило, всегда готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду: могут дать добрый совет или найти выход из сложной ситуации. Люди, схожие характером с Ярило, яркие, творческие, но быстро остывают, начинают скучать и ищут новое дело или новую возлюбленную.
В характере тех, кому Ярило может стать покровителем, есть такие качества:
- оптимизм;
- доброжелательность;
- общительность;
- эмоциональность;
- зависимость от настроения;
- нелюбовь к порядку и расписанию.
Обряды, обращенные к Богу Ярило
Появление Ярило, Весеннего Солнца, заставляет мужчин приосаниваться, а женщин улыбаться. Обряды, обращенные к Ярило – дают очищение от старого, расцвет жизненных сил и привлекают удачу для начала любых дел.
Праздники, где чествуют Ярило, Бога славян
Славянскому Богу Ярило посвящено несколько праздников:
20-21 марта (дата меняется в разные годы) – Весеннее Солнцестояние, Ярило приводит в мир Яви Лёлю-Весну.
Ярилу чествовали в середине апреля – 15-го числа. В этот день обычно выбиралась самая красивая девушка на деревне – Ярилиха. Ее одевали в наряды, на голову – венок, сажали на белого коня. В руках Ярилихи были колосья и изображение головы человека (отрубленной). Затем девушка на лошади прогуливалась по полям, принося плодородие.
23 апреля – Ярилин день, мужской праздник, день первой борозды.
18 августа– Хорояр, день Хорсаи Ярило, праздник лошадей.
Возрождаются славянские традиции, вспоминаем мы родные праздники. Радует, что нынче многие уже помнят про день, когда Лёля и Ярило приходят к людям. А есть другие праздники, которые ещё забыты. Ярилин день знаете когда?
Встречают Ярилин день 23 апреля. Это день в старину называли Днем Солнцезахода. К этому моменту снег начинал таять везде и превращался в грязное месиво, которое не высыхало даже под солнечными лучами. Но существовали в народе специальные ободряющие приметы. Например, 23 апреля говорили, что, если правая нога увязнет раньше, чем левая, то это к добру. Также была распространена следующая традиция. Славяне выходили на улицу в этот день и внимательно смотрели на Восток. Если солнце окружено маревом, то эта примета сулит, что год будет урожайным, и наоборот.
В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в Ярилин день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. Да обо всём по порядку!
23 апреля – праздник Ярила Вешний
Праздник земледельцев
Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:
В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.
Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.
В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.
На Ярилин день обходили поле с песнями:
Ярила, вставай рано,Отмыкай землю,Выпускай росуНа теплое лето,На буйное жито,На ядренистое,На колосистое!
Праздник Ярила Вешний – день первого вывода скотины на пастбище
Ярила Вешний: праздник пастухов
В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.
Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.
В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день ведали свой в каждой деревне. После пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Сказывают, в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом пастух всё лето не подает руки чужим людям – таков уговор с Ярило.
Ярилин день – время молодости, радости, любви к жизни
Ярилин день: праздник молодоженов
Ещё одну традицию праздника Ярило Вешний ведаем. Собирались в деревне жонки да шли обходом по домам молодоженов, тех, кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, Ярило Вешнего просили о плодородии, скором рождении деток в семье. Молодожены за то одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением.
Как встретить праздник Ярила Вешний нынче?
Трудно нынче в городах соблюсти традиции праздника, столь сильно связанного с природой. Ярила Вешний был любим нашими предками, жившими на земле, а нынче вовсе почти забыт. А всё же волшебный дух, настроение этого дня можно ощутить и нынче!
Вспомните об этом нынче 23 апреля, чтобы ощутить силу Ярилы Вешнего, Бога Весеннего Солнца, Плодородия и молодой Страсти!
Народные приметы на 23 апреля
Солнце от восхода и до заката окружено маревом (туманностью), то лето будет хлебородное. Если же 23 апреля дымки нет, то люди понимали, что, скорее всего, придется засевать поле заново, перепахав его. Молодые паучки появились – теплые деньки скоро настанут Если старые пауки в этот день сидят на паутине высоко, то ночью возможны заморозки После марева жди бурь Солнце светит, и на небе нет ни одного облачка – примета к тому, что пора отправляться перепахивать озимое поле и засевать его яровыми. В сущности, именно этого знака обычно ожидали крестьяне, чтобы отправиться на работу. Если лещина 23 апреля украшена пушистыми сережками, то земля больше промерзать не будет Если утром 23 апреля стоит туман напротив солнца, то в течение дня, скорее всего, пойдет дождь. «На Руфа путь рушится» говорили когда-то и были совершенно правы. Растаявший снег к этому времени превращался в талую, уже успевшую помутнеть воду, высушить которую у апрельского солнышка еще силенок не хватало. «Кругом грязь — ни проехать, ни пройти». Поэтому чтобы не огорчаться из-за распутицы и придумали: «Правая нога на дороге увязнет раньше левой — к удаче», «Правая нога в дороге озябнет прежде левой- к добру». Впрочем, счастливых и не очень счастливых примет, связанных с дорогой, существует немало. В день отправления в дальнюю дорогу не купайся и не мой волосы — чтобы не было беды. В дождь выехать 23 апреля — удачной дороге быть. В дальние путешествия следует отправляться во вторник или субботу. Отъезжающего в пятницу ждут неприятности, а у тех, кто выехал в воскресенье, деньги быстро кончатся. Подметать или мыть пол в день отъезда кого-то из членов семьи — вымести, смыть его навсегда. Если у собравшегося уходить из дома упали ключи — к беде. Перед тем, как уйти из дома, не стоит ничего зашивать — удачи не будет. Если, что-то забыв, вернулся в дом — посиди на стуле или посмотрись в зеркало, иначе не будет удачи. Если собираешься в дорогу и наденешь что-нибудь из одежды наизнанку — ожидай неприятности. Споткнулся на ровном месте — кто-то бранью поминает. Крестик никогда не поднимай на дороге — к несчастью. Встретил кого-нибудь с пустым ведром — день будет пустым. Если 23 апреля кто-то идет навстречу с полным ведром — уступи ему дорогу, не переходи путь своей удаче. Увидел старуху с веником в руках — поворачивай домой от греха подальше. На пороге не здороваются и не прощаются — чтобы не поссориться. Если, выходя из чужого дома, зацепишься за что-то — скоро опять там будешь; то же самое произойдет, если что-то свое в гостях забудешь. Не следует спрашивать у близкого человека: «Куда идешь?» — ему удачи не будет. Скажи лучше: «Далеко ли?»
Народные приметы на 23 апреля Солнце от восхода и до заката окружено маревом (туманностью), то лето будет хлебородное. Если же 23 апреля дымки нет, то люди понимали, что, скорее всего, придется засевать поле заново, перепахав его. Молодые паучки появились – теплые деньки скоро настанут Если старые пауки в этот день сидят на паутине высоко, то ночью возможны заморозки После марева жди бурь Солнце светит, и на небе нет ни одного облачка – примета к тому, что пора отправляться перепахивать озимое поле и засевать его яровыми. В сущности, именно этого знака обычно ожидали крестьяне, чтобы отправиться на работу. Если лещина 23 апреля украшена пушистыми сережками, то земля больше промерзать не будет Если утром 23 апреля стоит туман напротив солнца, то в течение дня, скорее всего, пойдет дождь. «На Руфа путь рушится» говорили когда-то и были совершенно правы. Растаявший снег к этому времени превращался в талую, уже успевшую помутнеть воду, высушить которую у апрельского солнышка еще силенок не хватало. «Кругом грязь – ни проехать, ни пройти». Поэтому чтобы не огорчаться из-за распутицы и придумали: «Правая нога на дороге увязнет раньше левой – к удаче», «Правая нога в дороге озябнет прежде левой- к добру». Впрочем, счастливых и не очень счастливых примет, связанных с дорогой, существует немало. В день отправления в дальнюю дорогу не купайся и не мой волосы – чтобы не было беды. В дождь выехать 23 апреля – удачной дороге быть. В дальние путешествия следует отправляться во вторник или субботу. Отъезжающего в пятницу ждут неприятности, а у тех, кто выехал в воскресенье, деньги быстро кончатся. Подметать или мыть пол в день отъезда кого-то из членов семьи – вымести, смыть его навсегда. Если у собравшегося уходить из дома упали ключи – к беде. Перед тем, как уйти из дома, не стоит ничего зашивать – удачи не будет. Если, что-то забыв, вернулся в дом – посиди на стуле или посмотрись в зеркало, иначе не будет удачи. Если собираешься в дорогу и наденешь что-нибудь из одежды наизнанку – ожидай неприятности. Споткнулся на ровном месте – кто-то бранью поминает. Крестик никогда не поднимай на дороге – к несчастью. Встретил кого-нибудь с пустым ведром – день будет пустым. Если 23 апреля кто-то идет навстречу с полным ведром – уступи ему дорогу, не переходи путь своей удаче. Увидел старуху с веником в руках – поворачивай домой от греха подальше. На пороге не здороваются и не прощаются – чтобы не поссориться. Если, выходя из чужого дома, зацепишься за что-то – скоро опять там будешь; то же самое произойдет, если что-то свое в гостях забудешь. Не следует спрашивать у близкого человека: «Куда идешь?» – ему удачи не будет. Скажи лучше: «Далеко ли?» Скопировано с сайта: https://www.astromeridian.ru/magic/
6 мая по современному календарю (23 апреля по старому стилю) староверы Сибири празднуют Яровитов день. У этого праздника немало других сохранившихся народных названий — Ярила Вешний, Юрьев день (так его стали называть после принятия христианства), конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Юрий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу. Это был один из основных календарных рубежей в жизни крестьян. На Ярилу Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы.
Яровит-Ярило Вешний (Юрий Вешний) — суть и традиции
На весенний Юрьев день «Юрий открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена ведических времен (язычества) в это время отмечали праздник, посвященный Яровиту (Яриле Вешнему).
Яровитовой росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми ключами Яровит открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.
Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После славлений Богам и предкам, каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства Яровитовой росы.
Практически забытая традиция Ярилы Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник (от слова Вить-соединять, потому и Яровит), или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на некоторые другие праздники.
Яровит считался покровителем невест, и в его праздник девушки читали замолвления о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.
В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев (Яровитов) день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Перунов день, 2 августа.
Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.
Обычаи и обряды
В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой.
6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы.
Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.
В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, освящать пол. Существовала примета — если на Юрия осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей — проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.
Обряды и заговоры на Юрия Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки — плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.