Полумесяц — неполный диск луны, имеющий форму серпа.
Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым
В этой статье:
- История оберега лунницы
- Разновидности лунницы
- Свойства оберега
- Изготовление лунницы
- Активация и правила ношения лунницы
Оберег лунница имеет богатую историю, но в нашей культуре он известен как талисман предков, древних славян, чьи женщины часто декорировали им свою одежду или носили в качестве украшения. Название говорит само за себя – Луна дает силу, именно поэтому оберег делают в форме месяца.
Лунницу можно купить или сделать самостоятельно, но главное – это правильная активация. В нашей статье мы расскажем, какими свойствами обладает оберег, разберем правила его создания и активации, а также поговорим о правилах ношения.
Кому безопасно носить лунницу
Если для вас она – просто необычное, красивое украшение с интересными культурными мотивами, то носить можно абсолютно любой амулет из этого направления. Так как вы совершенно не вкладываете в него никакого глубокого эзотерического, мистического или религиозного смысла. То есть – вы ничем не активируете его силу.
Однако если вы действительно хотите обрести определенные качества характера, пробудить свою женственность или же обратиться к магическим искусствам, то подход должен быть совершенно иным. Подбор амулета, материалов, из которых он создается, специфика рисунка на нем и тому подобное будут оказывать крайне сильное влияние на вас.
Считается, что лунницу стоит носить только тем женщинам, которые хотят в первую очередь построить именно качественные взаимоотношения внутри пары и семьи. Для ярких карьерных достижений лучше выбирать амулеты и талисманы иного характера. Женщинам же, желающим привлечь больше мужского внимания, рекомендуется носить парные серьги-лунницы.
В любом случае – сила луннницы будет на вашей стороне!
Лунницы (средний вертикальный ряд) и другие украшения
Дошедшие до наших дней старинные обереги и амулеты – это не только бесценное достояние культуры и истории, но и тема стильных современных украшений. Они всегда становятся предметом всеобщего внимания – и благодаря оригинальному дизайну, и как предмет многочисленных споров и противоречий. И просто энтузиасты, и серьезные специалисты склонны трактовать одни и те же формы, символы и знаки очень по-разному – у древних уже не спросишь точный смысл, поэтому каждый из толкователей опирается на свой уникальный профессиональный и культурный опыт.
Дополнительные сложности, связанные с точным определением предназначения той или иной вещи, обычно возникают еще и в том случае, когда магический, религиозный предмет или украшение имело хождение на протяжении многих веков в самых различных уголках мира. Именно так, например, и произошло в случае с лунницей. Она многими считается исключительно славянским символом – и отчасти это верно, потому что у славян она была невероятно популярна. Намного меньше известно о том, что на практике подобные амулеты были известны почти всем культурам мира: их создавали в Древнем Египте и Шумере, они были частью кельтской и гальской магической среды, их находят по всей территории современной Восточной Европы.
Что означает этот амулет и кому он подойдет? Тонкость в том, что значение лунницы претерпело несколько серьезных трансформацией.
Носились
они как
элемент
ожерелья,
серьги,
нагрудные
подвески,
элементы
головного
убора,а
также
крепились к
поясу.
Просуществовали
вплоть до XIII
века; в
течение
периода
монголо-татарского
ига эта
традиция
была
утрачена, в
то же время
усиление
христианства
могло
способствовать
забвению
языческого
наследия.
Украшения в
виде
лунницы
сохраняются
и по сей день
в составе
национального
костюма у
некоторых
народов
Индии.
Эта «Лунница»
датирована 8-ым
– 11-ым вв.,
изготовлена
литьём из
меди.
Найдена в
Новгородской
области
России.
Аналогичные
«лунницы»
распространены
по Руси
повсеместно
Лунница и её
аналоги:
слева
сверху – «лунница»
радимичей;
слева снизу –
«лунница» из
Владимирских
курганов, 10 – 12
вв. (по М.В.
Седовой);
справа
сверху – «лунница»
10 – 13 вв.; справа
снизу – копия
«лунниц»
радимичей, г.
Воротынск и
вятичей, р.
Высса.
Изображение
имеет три
реперные
символические
точки:
Малый
треугольник
слева (1) –
устоявшийся
символ
молодого
месяца.
Молодой
месяц
именно так и
выглядит (выгнутостью
вправо). К
слову, на
карте «Таро» «Колесница»,
как
известно,
несущих
определённый
символизм,
пара
месяцев
расположена
на плечах
воина
именно
таким
образом – на
левом (от
зрителя)
плече
молодой
месяц, на
правом –
старый.
Соответственно,
правый
малый
треугольник
символизирует
старый
месяц (2).
Астрономический
знак
спутника
Земли Луны
изображается
именно так.
В центре
композиции
находится
треугольник,
расположенный
вершиной
вниз. Это
также
устоявшийся
символ
славянской
богини Мары (женский
символ) (3)
Исходя из
описания, мы
можем с
твёрдостью
констатировать
– перед нами
изображение
астрономического
цикла
развития
видимого
диска Луны –
от молодого
Месяца до
полной Луны
и, далее, до
старого
Месяца.
Рассматривая
полосы
поднятия
рельефа и
его
понижения
как риски,
сообщающие
о
чередовании
неких
событий,
детализирующих
указанное
выше
развитие
Луны, мы
обнаруживаем
полное
совпадение
количества
светлых и
высоких
рисок с
количеством
дней в
астрономическом
месяце.
Как
известно,
лунный
месяц имеет 28
дней.
Считаем
количество
выступающих
рисок в
одной
половине «лунницы»
(от центра): 1 –
луч малого
угла,
расположенного
на оси
симметрии; 2 –
луч
большого
угла,
расположенного
там же; 3, 4, 5 – три
наклонные
полосы; 6, 7 – два
луча
молодого
Месяца.
Между этими
семью
рисками
находятся 7
рисок,
образованных
зоной
понижения
рельефа.
В сумме обе
семёрки
рисок дают
нам 14 дней.
Таким
образом, в
обеих
половинках «Лунницы»
содержится
рисок
числом,
соответствующим
28-и дням. Что
составляет
календарный
лунный
месяц.
Из книги Б. А.
Рыбакова “Язычество
Древней
Руси”, Часть
третья “Двоеверие
– 11-13 века”,
глава “Народные
обереги”:
Кроме
небесных
символов, на
подвесках
есть такие
элементы,
которые
позволяют
считать их
символами
земли.
Таковы
косые
решетки,
которые
дают в
центре
архаичный
узор из
четырех
косо
поставленных
квадратов.
Лунница –
исключительно
женский
оберег, так
как луна
всегда
считалась
женской
планетой.
Лунница
оберегала
от ночных
духов и нави,
просыпающихся
при свете
луны. Их
изготавливали,
как правило,
из серебра
или другого
серебристого
металла,
символизирующего
луну. В XII-XIII вв.,
особенно на
вятической
земле, были
распространены
круглые
прорезные
подвески, в
центре
которых
помещены
изображения
лунницы и
креста.
Такие
подвески
представляют
собой
единый
солярно-лунарный
символ. В
языческих
представлениях
солнце и
луна
являются
космической
брачной
парой и
покровителями
супружества.
Солнце и
луна
благоприятствовали
жизни,
здоровью и
благополучию
человека –
отсюда
охранительное
значение их
символов на
амулетах.
Наша
подвеска
повторяет
привески на
вятичском
ожерелье XI в.,
хранящемся
в ГИМ.»
Эта круглая
прорезная
привеска-лунница
также
объединяет
в себе
солярную и
лунарную
символику.
Между рогов
лунного
серпа
находится
один из
вариантов
символа
засеянного
поля – знака
плодородия
и
материнства,
что еще
более
усиливает
этот оберег,
как
универсальную
защиту
женщины в
любом
аспекте ее
жизни. Узор
на этой
луннице
отражает
космогонические
представления
славян,
связанные с
земледельческой
магией. Тут
символически
изображен
небесный
свод с
солнцем
посередине,
земля и
струи
благотворного
дождя,
обозначенные
косыми
рядами
мелкой
зерни. Дождь
есть акт
бракосочетания
земли и неба,
в
результате
которого
мать-земля
родит
всевозможные
плоды и
злаки.
Неизвестно,
представляется
ли
возможным
восстановить
то прежнее
понимание
предками
лунницы,
каким оно
было на Руси,
насколько
вообще
существующие
официальные
исторические
работы
правильно
трактуют
эту
символику,
ведь она
связана
конкретно с
лунными, а
значит
темными
богами.
Луна, месяц –
мужское
божество у
германцев,
балтов,
вообще
индоевропейцев,
значит и
русских.
Мани (луна,
месяц) у
скандинавов
имел два
аспекта, две
ипостаси,
как и солнце.
Священный
духовный
свет
почитался
особенно,
поэтому у
воды
поклонялись
луне, т.к. от
воды
отраженный
солнечный
свет
отражался
еще раз.
Велес и Мара
связаны с
ночью, луной
и смертью,
потусторонним
миром,
обителями
мертвых,
водными
пространствами,
скрытой и
первородной,
особенной
жизненной
силой.
В русских и
украинских
стихах
хозяин дома
уподобляется
месяцу, жена
его солнцу,
правда
бывает и
наоборот.
Конечно, в
русском
язычестве
наиболее
вошло в
обиход, что
солнце –
непременно
мужской
аспект, луна –
женский, но
другие
ветви
европейской
традиции не
дадут нам
заблуждаться,
потому что
все-таки
наши боги
имеют
андрогинную
природу, а
значит,
верны
различные
суждения.
Правда, все-таки
есть
разница в
символическом
отображении
этих
аспектов, но
которой, по
всей
видимости,
можно также
придавать
различные
значения и
подвергать
различным
трактовкам,
арийское
знание
универсально.
Так,
например,
открытая
вверх дуга
лунного
серпа может
означать не
мужское, а
опять же
женское
начало, чашу,
собирающую
и хранящую,
Грааль,
тогда
опущенная
вниз она
будет чашей,
дарящей и
проливающейся,
питающей.
Данная
работа
посвящена
лишь иному
из многих
пониманий (имеется
в виду
материал,
подготовленный
Общиной «Белые
традиции»).
Лунница,
которая
рогами вниз,
выражает
женский
аспект,
являет
собой
темных,
лунных,
подземных,
земных,
водных
богинь. Она
более
выражает
пассивное
начало, а
визуально
походит на
врата,
пещеру,
ограниченный
свод
указывает
на спуск,
погружение.
Окно,
отверстие,
скрытый
выход. Куда? В
пространства
как их
описывает
Герман Вирт –
к Белой
Женщине (Белой
Богине у
кельтов –
Арианрод),
Великой
Матери,
Черной
Матери, где
скрыты
безграничные
космические
потенции,
священные
знания рун,
любви,
преобразования
и
бессмертия.
Она убивает
своим
серпом, но и
воскрешает
своей
любовью.
Символика
лунницы
хранит в
себе не
только
обережью
суть, но и
мистерию
смерти,
поэтому
Морану
предки
всегда
изображали
с серпом в
руки, как
устрашительницу
Яви,
воительницу
Нави: “Подсече
ему (Мара,
Смерть) ноги
косою, и взем
серп – и
захвати его
за шею, и взем
малый
оскордец – и
нача
отсекать
нозе и руце и
вся составы
его, и
расслабеша
жилы его”. В
чем мы видим
забытую и
уже не
понимаемую
предками
гиперборейскую
науку, где
главной
целью было
достижение
освобождения
от
животного,
материального
начала,
бессмертия
и
тотального
преображения.
Знание было
усечено
Серпом
Мораны.
Для
любознательных:
Статья про
трёхрогие
лунницы http://kronk.narod.ru/library/kargopolz
ev-bazhan-1993.htm
Работы
мастера
Йоана (Москва.
Наше время – http://www.silverwolf.ru/)
Славяне, 10 век,
место
находки
Гнездово
И вместо
постскриптума
(с pewter.ru):
П
Эта
трехрогая
лунница
изготовлена
по мотивам
находки в
Лаа-на-Тае,
Нижняя
Австрия. Она
относится к
инвентарю
из
погребения
знатного
ругия и
датируется
первой
половиной/серединой
V в. Воины из
племени
ругиев по
поручению
Рима
обеспечивали
безопасность
романского
населения
на
территории
от
восточной
части
провинции Noricum
ripense до границы
с Паннонией,
получая за
это
достаточно
высокую
оплату.
Оригинальная
лунница
изготовлена
из золота и
украшена
вставками
из
альмандина.
Представляет
собой
подвеску в
форме
лунницы с
петелькой
на верхнем
крае и с
треугольным
выступом в
центральной
части
выреза,
обрамленную
рифленой
проволокой,
украшенную
группами
зерни и
тремя
вставками
из
альмандина –
одной
миндалевидной
и двумя
круглыми. В
настоящее
время
хранится в
ГМИИ г.
Москвы.
- Ю.В. Арсеньев. Геральдика. Лекции читанные в Моск. архелог. инст. в 1907-1908. Изд: А.С. Снегирёвой. М. 1908. Луна. стр. 184.
- Alchemy and Symbols, By M. E. Glidewell, Epsilon.
- ↑ 1 2 3 4 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма Архивная копия от 7 сентября 2018 на Wayback Machine // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
- Полумесяц в основании Креста? Статья на Православном Мире. Дата обращения: 8 декабря 2009. Архивировано 21 мая 2010 года.
- Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики Архивная копия от 17 июня 2018 на Wayback Machine // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. — Вип. 20. — Переяслав-Хмельницький, 2008. — С. 319—338.
- Michael G. Morony Iraq After the Muslim Conquest. Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Религиозная и политическая символикаПравить
Символ растущей Луны также ассоциируется с иконографией индуизма. Его носит Шива в своей причёске. Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.
Является частью символа соёмбо изображенного на флаге и гербе республики Бурятия.
Античность и христианство
Крест, снятый с главы Дмитриевского собора во Владимире и заменённый в 2002 году копией
Полумесяц (цата) под крестом характерен для наверший многих русских храмов ещё с древнерусского периода. Этот полумесяц не имеет отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, до столкновения с мусульманами.
В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.
В иконографии цата участвует как элемент святительского облачения святителя Николая Чудотворца, а также встречается на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Из этого можно заключить, что цата на кресте связана с Христом в его роли Царя и Первосвященника. Крест же на куполе храма напоминает о принадлежности его Царю царствующих и Господу господствующих.
Из ранних времён христианства можно проследить ещё одно значение креста с полумесяцем. В посланиях апостола Павла есть рассуждение о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18—6:19). Это одновременно и символическая защита от поругания язычниками и знак избавления от последствий греха, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной через бурные волны краткой земной жизни.
Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикреплённые к шесту однотонные куски материи.
На флагах и гербах
Красный полумесяц — одна из эмблем Международного комитета Красного Креста, принятая во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Османской империи, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.
Полумесяц с человеческим лицомПравить
- Весёлые ребята (1934)
- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (мультфильм) (1951)
- Украденный месяц
- Муми-Дол, серия «В Муми-дол приходит осень»
РаспространениеПравить
Согласно выводам Хамайко, в Х—XIII веках параллельно с видоизменением формы и декора, широкорогие лунницы вытесняются новыми типами — остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключёнными и др. Эти типы имеют прямые византийские прототипы, в свою очередь восходящие к римским лунницам III—IV веков. Эволюция лунниц может быть сравнима с распространением амулетов-змеевиков, число находок которых на территории Руси на несколько порядков превышает число их византийских прототипов.
Главным предметом жарких споров вокруг лунницы, конечно же, был и остается наиболее важный предмет дискуссий: была ли лунница исключительно волшебным амулетом, предназначенным для установления связи и получения помощи от одной из лунных богинь – или же его нужно воспринимать как универсальный символ женского начала и роли женщины в сохранении семьи и традиционных устоев общества. На практике этот спор разрешить нельзя – хотя бы потому, что это вопрос личной веры и картины мира каждого конкретного человека. Никакая логика или аргументы здесь обычно не работают.
“Правильная” форма лунницы
Вторым камнем преткновения стал вопрос о том, как должна быть сориентирована луна и в какую сторону «правильно» должны смотреть ее «рожки».
Многие источники склоняются к мысли, что оригинальное ношение этого амулета (или вышивки на одежде) должно выполнятся “рожками” вниз – и вот только исключительно так. Хотя жизнь показывает и другую сторону – на раскопках находили и «альтернативные» лунницы с уголками, направленными вверх.
Классическая лунница считается символом истинного женского начала (можно сравнить с очень глубокой энергией Инь в фен-шуй – вода, всегда стекающая вниз), знаком одной из лунных богинь, которые издревле покровительствовали не только волшебству, целительству и искусству прорицания будущего, но и зачатию, легким родам, достатку в доме, сохранению верности супругов друг другу.
Лунницу могли подарить как совсем еще юной девочке, так уже и замужней женщине. Считалось, что амулет помогает незаметно сформировать подходящие для удачного и гармоничного брака черты характера женщины, делая ее более мягкой и спокойной.
Что же означала лунница с рожками, направленными вверх? Можно только строить всевозможные версии. Одна из самых распространенных – это символ достижения гармония между Луной и Солнцем, прекрасное слияние мужского и женского начала, чаша с эликсиром гармонии. Но точного знания здесь – нет.
Астрология и алхимияПравить
Для начала необходимо определить, для каких целей будет делаться оберег лунница. Орнамент зависит именно от этого. Если у вас есть склонности к рукоделию, то этот древний символ можно вышить на одежде, куске коже или головном уборе. Все зависит от вашей фантазии. Хорошие варианты лунницы можно сделать из:
- бисера и бусин;
- плотной ткани, соорудив «каркас», а вот декорировать уже можно стразами, бисером и камнями;
- ювелирной проволоки.
Если вы делаете простую лунницу с двумя рожками, то это несложно. Элементы будут располагаться по всей площади украшения. Лунница с тремя рожками несколько сложнее, так как крест и сам третий рожок должны быть строго по центру.
Имейте в виду, что в данном талисмане каждый цвет имеет значение. Вот несколько примеров:
- Белый – символ чистоты, воздуха, земли и небес. Хозяйку будут окружать люди с чистыми помыслами, а негатив не сможет пробиться через барьер.
- Красный – цвет силы, энергии, воли. Характеризуется как огонь, солнце. Модный оберег от негатива, дарующий физическое здоровье и стойкость.
- Черный. В данном случае этот цвет далек от траура. Он означает богатство, хороший урожай и в целом отвечает за плодородие.
- Синий – цвет неба и мужской энергетики. Хорошая защита от завистников, порчи и сглаза.
- Желтый (оранжевый) – теплый цвет, который станет прекрасным барьером от колдовства и злых сил.
- Зеленый – цвет богатства и финансового роста. Дарует развитие и благополучие во всем.
Какой техникой вы будете вышивать – неважно. Это может быть и крестик, и гладь, и ленты. Главное – делать оберег лунницу надо на растущей Луне. Не используйте ножницы и не делайте узелки. Важно сохранить форму оберега. Это значит, что рожки должны быть опущены книзу, однако допускается легкое загибание их к центру.
Если вы решили плести лунницу из бисера, обязательно поместите в самую середину либо бирюзу, либо кабошон.
Кстати, древнерусский кокошник тоже считался разновидностью оберега лунницы. Не зря по своей форме он напоминает месяц. Главное – его нужно было сделать своими руками.
- ↑ 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики Архивная копия от 17 июня 2018 на Wayback Machine // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. Вип. 20. Переяслав-Хмельницький, 2008. С. 319—338.
- Сапрыкина И. А. Ювелирные украшения Дьяковской культуры : по материалам памятников бассейна Москвы-реки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Архивная копия от 1 декабря 2018 на Wayback Machine. М., 2006.
- Сыроватко А. С. Дьяковская культура в юго-восточном Подмосковье. Материалы и исследования по археологии Коломны и Коломенского края Архивная копия от 5 июня 2018 на Wayback Machine. М. 2009.
- ↑ 1 2 3 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма Архивная копия от 7 сентября 2018 на Wayback Machine // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 225—258.
- Покровская Л. В. Привески-лунницы с Троицкого раскопа (хронология) // Археологические вести. № 28. 2020. С. 152—159.
- Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014. С. 92, 361.
- Рябцева С. С. Древняя Русь — Моравия — Дунай (одно из исследовательских направлений на кафедре археологии ЛГУ) Архивная копия от 6 ноября 2021 на Wayback Machine. В: Тихонов И. Л. (отв. ред.). Университетская археология: прошлое и настоящее. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2021. С. 41—48
История оберега лунницы
Еще древние племена обратили внимание, насколько сильно Луна влияет на природу и образ жизни людей. В то время дать научное объяснение всем этим процессам человечество не могло, поэтому в обиходе были магические понятия и ритуалы. Изначально оберег лунница ассоциировался с богиней Марой, отвечающей за плодородие, со спокойствием, мудростью и первозданной стихией. Уже позднее амулет стал определяться, как растущая Луна.
У древних славянских народов главным оберегом для женщин считалась лунница. Она использовалась не только как амулет, но и как главное украшение. Оно выполнялось из различных металлов: от обычного железа до золота. В Киевской Руси было принято талисман покрывать эмалью. Самый распространенный вариант оберега лунницы выполняется из серебра.
Самые первые украшения в виде полумесяца, найденные в раскопах, были изготовлены еще в античное время. В Восточной Европе славянский оберег лунница появляется ближе ко второй половине IX столетия. В католической конфессии полумесяц – символ Девы Марии.
Кроме того, данный символ был в почете не только в восточноевропейских странах, но и в африканских государствах, например, в Египте. В Индии по сей день подобного типа украшение является частью национального костюма некоторых народностей.
Серебро или альтернатива?
Если придерживаться классической традиции, то с силой Луны, конечно же, связывают серебро, а также самоцветы, имеющие отношение к ночному светилу – лунный камень, селенит и тому подобное.
Однако встречаются лунницы и из других материалов – золота (видимо, для самых состоятельных), олова, дерева – даже кости. Учитывая всю запутанность символики на амулетах, разнообразие в материалах не должно нас как-то удивлять.
Активация и правила ношения лунницы
Лунницу, как и любой другой оберег, перед использованием важно активировать. Это можно сделать в три этапа:
- Очистить талисман в соли или подержать его под водой из-под крана. Таким образом, вы стираете чужое воздействие на амулет.
- При появлении серпа растущей луны оберег кладут на подоконник таким образом, чтобы в течение трех суток на него падал лунный свет. Таким образом вы его заряжаете.
- Перед тем как надеть на себя лунницу, подержите ее в руках и четко представьте перед собой цель, обозначьте, ради чего вы решили носить ее.
Носите ее так, как вам удобно. Что касается оберега, который расположен на теле в качестве татуировки, то тут активация не нужна.
Четких и однозначных правил в ношении этого талисмана нет, но можно выделить какие-то общие моменты, которые точно улучшат благополучие носителя:
- Носите оберег лунницу в качестве сережек и кулонов, как подвеску или браслет.
- Прекрасно смотрятся кожаные украшения с этим оберегом.
- Лунница хорошо подойдет в качестве подвески на пояс.
Рекомендуется носить амулет регулярно, но если по каким-либо причинам это сделать невозможно, обязательно носите его при:
- Менструациях, тем самым защищая себя от болезней и негативного воздействия.
- Планировании свадьбы или других семейных торжественных случаев. Это не позволит вам отвлекаться на посторонние мысли, вы легко сфокусируетесь на совместной семейной жизни.
- Беременности, талисман рекомендуется носить ближе к животу, чтобы защитить малыша от негатива.
- Семейных ссорах и трудностях. В эти моменты держите оберег рядом.
Помните! Для христиан амулет бесполезен, но если хозяйка является частью славянского язычества, его сила будет ее оберегать.
Как писалось ранее, интересный вариант ношения оберега лунницы – татуировка, однако нужно иметь в виду, что расположение играет важную роль:
- Плечо, предплечье – для развития ясновидения и предвидения.
- Бедро (нога) – влияет на сексуальность, женственность, повышает уверенность в себе.
- Запястье – развитие интуиции, женственности. Обладательницам будет легко даваться обустройство домашнего очага и налаживание гармонии в семье.
- Лодыжка – менее распространенный вариант. Специалисты рекомендуют не использовать его. Лунница в этом месте наделяет хозяйку «легким шагом», что дает ей возможность двигаться налегке по дороге жизни.
Предпочтительнее всего, чтобы тату вам делала мастер-женщина, так как ее энергетика окажет дополнительное воздействие на оберег лунницу.
Прекрасный вариант ношения талисмана – брелоки или вышивки на одежде носителя. Важно, чтобы сохранялся ежедневный контакт с амулетом, в противном случае он потеряет силу и будет простой безделушкой. Если вы нанесете изображение Лунницы на расческу, то каждый день сможете снимать с себя стресс, негатив и усталость, просто расчесывая волосы.
Ношение данного талисмана не является обязательным условиям для всех женщин. Если вы хотите устроить личную жизнь, повысить свою уверенность и раскрыть женственность, он вам отлично подойдет. Обратиться к высшим силам и магии можно в любом возрасте, просто приобретя или самостоятельно сделав оберег славянской лунницы.
ФормаПравить
Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).
Свойства оберега
Значение оберега Лунница рассматривается не только в качестве защиты владельцев от нечистой силы, негатива и болезней, но и в качестве:
- Талисманов, которые привлекают успех, любовь, счастье и богатство. Материальные блага и финансовое положение улучшается и стабилизируется.
- Амулетов, которые даруют своему носителю везение и удачу. Кроме того, они служат прекрасным барьером и отражателем от сглаза, порчи и колдовства.
Древние племена наделяли лунницу чисто женской энергетикой. Сам оберег считался тоже женским. Славяне приписывали ему магические свойства, позволяющие хозяйке общаться с духами и оберегать ее. Так как амулет оберегал девушку от всего негативного, большим спросом он пользовался у беременных. Кроме основной защитной функции, он даровал быстрые и легкие роды.
Оберег лунница создавал для женщины защитное поле, которое сдерживало плохие помыслы, не пропускало негатив извне, стабилизировало эмоциональное состояние и уберегало от споров, склок, скандалов и порчи. Благодаря луннице в доме был порядок, благополучие и достаток во всем.
Славянский оберег лунница в последнее время вернул свою популярность. Многие женщины в наше время предпочитают его носить с собой, обеспечивая себе тем самым благополучие. Талисман позволяет:
- Укрепить физическое состояние и здоровье. Иммунитет укрепляется, беременность проходит легко, патологии и болезни обходят стороной. Кроме того, он положительно влияет на ментальное здоровье.
- Найти достойного мужа и хорошего отца для детей. Лунница влияет на шестое чувство женщины, развивая его до сверхъестественных возможностей. Девушка лучше разбирается в людях, но и на мужчин оберег действует не хуже. Например, слабохарактерный мужчина под влиянием лунницы может запросто сделать предложение любимой.
- Повысить привлекательность и самооценку. Обладательница лунницы будет привлекать внимание мужчин. Это связано не с внешними данными, а с внутренним состоянием. Развивает чувственность, открывается женственность и скрытая сексуальность.
СсылкиПравить
- Название города Хило на Гавайях означает полумесяц.
- Логотипы DreamWorks Pictures и DreamWorks Animation используют полумесяц как основной элемент.
- Новый Орлеан имеет прозвище Город-Полумесяц, а полумесяц, или полумесяц со звездой, используются как официальная эмблема города. Основано это название на форме старого города на восточном берегу реки Миссисипи.
- Расположен на гербе ирландского футбольного клуба «Дроэда Юнайтед».
- Также расположен на флаге американского штата Южная Каролина.
- Мнемоническое правило: если к месяцу пририсовать палочку и в этом случае получится буква «р», то месяц — «р»астущий; а если он напоминает букву «с» — месяц «с»тареющий.
В астрономииПравить
Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Темно-серая часть рисунка
Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.
Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.
Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:
- «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
- «уменьшающейся» («старой», «худеющей», «ущербной») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.
При наблюдении из Южного полушария Земли фазы луна выглядят зеркально отображенными, направления изменяются на противоположные.
В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна „стареющая“, а если в виде дужки от буквы Р — „растущая“». По-французски они, соответственно, называются d (от слова dernier — последняя четверть) и p (от слова premier — первая четверть). В Южном полушарии больше подходят Diminuendo и Crescendo.
В. В. Гольмстен была первой, кто комплексно рассмотрел проблему происхождения, периодизации и типологии древнерусских лунниц. Она считала эти украшения предметом арабского влияния и даже импорта. Гольмстен указывала на возможность апотропейной функции лунниц. А. В. Успенская отметила процесс эволюции форм лунниц и обратила внимание на их связь с культом луны. Б. В. Сапунов рассматривал крестовключённые лунницы как отражение древнерусского религиозного синкретизма.
Ж. Бланкофф выстраивает эволюционную цепь лунниц на территории Европы, начиная с бронзового века, и возводит их к малоазийским прототипам. Возникновение древнерусских лунничных украшений исследователь относит к догосударственному периоду и предполагает, что они были заимствованы из Византии посредством Крыма, на территории которого лунницы и литейные формы для их изготовления датируются VІІІ—ІХ веками. Сведя все лунницы Европы в единую традицию, Бланкофф выделяет их как языческий символ, бытовавший от эпохи бронзы до ХІІІ века и в ХІ—ХІІ веках трансформировавшийся в символ Богородицы.
Ж. Бланкофф и С. В. Пивоваров рассматривают связь древнерусских лунниц с почитанием Богородицы. Это предположение основывается на католическом иконографическом сюжете, в котором Святая Мария изображается на тонком серповидном полумесяце. Более древний тип католической иконографии Девы Марии именуется «Луна» (Luna). Образ известен с VII—VIII веков и становится распространенным в XI—XII веках.
Г. Атанасов обратил внимание на отсутствие лунниц в достоверно славянских археологических культурах VІ—VІІІ веков на фоне их наличия у многих соседей, включая христианскую Византию. На основании этого исследователь высказал сомнение относительно языческой семантики славянских лунниц. С. С. Рябцева считает лунницы античным наследием и унифицирует их эволюцию от первых веков н. э. до эпохи развитого Средневековья в пределах Центральной и Восточной Европы. По мнению Н. В. Жилиной, декор филигранных лунниц отражал общеславянские языческие представления, но в Х веке он в большей мере исполнял декоративную функцию, поскольку весь сканно-зернёный убор этого периода подчинялся идее престижности атрибутов древнерусской знати.
Серебряные штамповано-филигранные лунницы из богатых уборов обильно украшены зернью, отличаются большими размерами (шириной до 15 см) и тонкой работой. Но уже в середине Х века их копируют литые образцы меньших размеров с имитацией орнамента. Широкое распространение литых бронзовых лунниц в рядовых восточнославянских погребениях конца Х—XI веках позволила В. В. Седову отнести лунницы к обязательным элементам женского убора северян, вятичей, радимичей и ильменских словен. Этот факт часто интерпретируется как свидетельство важного значения лунниц в качестве символа в славянских языческих представлениях.
Согласно результатам этнографических исследований в Испании, Италии и Португалии, охранительные функции лунничных амулетов, широко распространённых в этих странах вплоть до начала XX века, обычно связаны с образом Девы Марии. Сами эти амулеты здесь сохраняли типичные формы серповидных и остророгих лунниц, что привело В. Хильдбурга к выводу об их римских истоках. Связь лунниц с образом Мадонны исследователь объяснял иконографическими образами и упоминанием Богородицы и луны в Святом Писании.
Объединение с крестомПравить
Амулеты, более близкие к античному периоду, выглядели гораздо тоньше, чем те, к которым мы привыкли сегодня. Чаще всего на таких украшениях были изображены какие-либо растения, делая отсылку именно к аспектам плодородия.
Впоследствии на более широкую лунницу стали наносить косые линии (для вызова дождя), “зерна” и треугольники, обозначающие три лунные фазы или же родовую связь прошлого, настоящего и будущего, символ Макошь – засеянное поле, делали “крестовключение” (времена раннего христианства на Руси), рисовали руны, вставляли самоцветы.
Последний вариант такой старинной лунницы, например, можно найти в ГМИИ города Москвы. Это кельтский трехрогий амулет-подвеска, сделанный из золота и украшенный яркими альмандинами, группами зерни и рифленой проволокой. Эта лунница была извлечена из знаменитого захоронения в Ла-Тен, относящегося к кельтской культуре и датируемого первой половиной пятого века. Амулет принадлежал очень богатому галлу, возможно, поэтому он был сделан из золота. (Кстати, почему “женская” лунница находилась в месте погребения мужчины – это само по себе вопрос.)
Примечательно, что именно кельтские лунницы обычно имели три рога вместо двух.
Геральдика и мифологияПравить
- Полумесяц, как геральдический символ прослеживается в древних верованиях славянских народов.
- В английской и канадской геральдике полумесяц означает младшую линию, второго сына.
Расположен на гербах: Тернополя, Остоя, Тржи Гвязды, Круневич, Гарчинский, Бойомир, Булат, Тржаска, Дулич, Шелига, Деспот, Мурделио, Корибут, Дрогослав, Лахницкий, и др.
Какие боги за этим стоят.
С типичной лунницей привыкли связывать сразу несколько известных языческих богинь. Возможно, действительно в разные периоды времени (или в зависимости от местонахождения) “власть” над Луной передавалась таким богиням, как Макошь, Мара, Лада и даже Дивия. И учитывая уникальные характеры каждой из них, можно сказать, что по своим свойствам это были совершенно разные амулеты.
Если Макошь – это в первую очередь плодородие и все производные с этим связанные, то сила Мары может оказаться чуть более коварной – эта богиня поможет вам в легком формировании нужных для спокойного брака черт характера, но также может сделать более внушаемой и излишне уступчивой.
Что касается Лады и Дивии, то к ним, скорей всего, в первую очередь обращались за умениями целительства и прорицания.
Разновидности лунницы
В качестве оберега для женщин лунница может быть разных размеров, форм и отличаться своим оформлением.
Распространенный вариант изображения – полумесяц с тремя рожками, которые трактуются как прошлое, настоящее и будущее. Еще один вариант трактовки – три лика славянского бога Луны. Часто рожки украшаются колокольчиками. Согласно легенде, они отпугивают нечисть и призывают светлых богов. Также считается, что лунница может активировать женское начало.
Оберег может быть узким и широким, украшается он либо решетчатым, либо зигзагообразным рисунком, с добавлением цветов и других природных орнаментов. Часто на луннице можно было увидеть изображение птиц.
Дополнительным декором были точки. Они могли представлять собой корону, треугольник или орнамент. Как правило, в середине вырезался цветок из точек. Многие специалисты полагают, что в данном случае это символизация зерен.
Лунница украшалась также спиралью и ликом человека, который изображался в центральной луне.
Амулет может украшаться крестами. Это необычное сочетание и языческой, и христианской культуры. Значение оберега лунницы в этом случае берет смысл из двух религий сразу и называется он крестовключенным оберегом.
Каждый узор и деталь орнамента имеют свою трактовку. Так, косые полосы означают дождь, который нужен для богатого урожая и роста растений. Это говорит о плодородной земле. Цветочные мотивы в луннице дают солнечную энергию, а это значит – симпатия окружающих и их благосклонность.
Если говорить о традиционном обереге луннице, то у него есть три треугольника, которые расположены в левой, центральной и правой части. Означают они молодой месяц, полную луну и старую луну, соответственно.
У старославянских народов Луны назывались Леля, Фатта, Месяц. Центральная фигура делила оберег на две части, в каждой из которых вырезались 14 полос (точек), что вместе обозначало количество дней лунных циклов.
Также на луннице встречались такие элементы, как рунические буквы.
Сильным элементом будет считаться мужской знак солнца в амулете, который объединит мужское и женское начала. Наличие волн в обереге луннице имеет значение спокойного течения жизни и принятие происходящего.
Распространенные элементы – колосья пшеницы, которые означают материальные богатства. Подобное значение имеет веретено, оно тоже часто встречается в амулете. Орнаменты веток деревьев и капель воды, велесовик – все это считалось оберегом для женщин.
Сложность деталей и количество элементов зависели от того, насколько искусен мастер. Археологи находили лунницы с замысловатыми узорами и совсем простые. Последние обычно имели на конце рожков шарообразные колокольчики.
ЛитератураПравить
- Андреева Р. П. // Энциклопедия моды. — СПб.: Издательство «Литера», 1997. — С. 236. — ISBN 5-86617-030-2.
- Гольмстен В. В. Лунницы императорского российского исторического музея имени императора Александра III. — 20 с. (Отдельн. оттиск из «Отчета» Ист. Музея за 1913 год).
- Родинкова B. E. Подвески-лунницы Козиевского клада (к постановке проблемы раннесредневековых лунниц) // Краткие сообщения Института археологии. — М. : 2003. — Вып. 215. — С. 6—19.
- Вострокнутов А. В. Подвески-лунницы родановской археологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 22 (351). — С. 8—17.