Посолонь что это значит

РусскийПравить

Морфологические и синтаксические свойства

Наречие, определительное, сравнения и уподобления; неизменяемое.

  1. по ходу солнца от востока к западу

  1. частич.: по часовой стрелке

  1. противусолонь=противосолонь

  1. по кругу

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

ДревнерусскийПравить

Морфологические и синтаксические свойства

Наречие; неизменяемое; неизменяемое.

  1. по направлению солнца ◆ Отсутствует пример употребления (см. ).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ
ПОСОЛОНЬ

нареч. по солнцу, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки (кверху) к левой. Посолонь ходила, венчана. Борони по солнцу (посолонь), лошадь не вскружится. Крути веревку посолонь. Посолоновать архан. о сельдях, идти руном через Белое море на Тверской берег.

Толковый словарь Даля.

.

Смотреть что такое “ПОСОЛОНЬ” в других словарях:

Посолонь

посолонь

нареч., “по солнцу, с востока на запад”. Из *по-сълнь- от со́лнце.
••

Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс.
.
.

Смотреть что такое “посолонь” в других словарях:

Посолонь

посолонь

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений).
.
.

Смотреть что такое “посолонь” в других словарях:

Значение слова “ПОСОЛОНЬ” найдено в 18 источниках

ПОСОЛОНЬ

(по Солнцу), посолонное хождение — первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви “не по солнечному всходу”. “Неции прелестницы” наклеветали вел. кн. Иоанну Васильевичу, что митрополит поступил не по правилам. Великий князь счел жалобу очень важной, заметив, что за это гнев Божий приходит. В следующем году началось расследование вопроса. Для решения его стали наводить справки в богослужебных книгах, но желанных подтверждений законности П. нигде не нашли. Одни из споривших (архимандриты и игумены) стояли за владыку, другие были на стороне князя. Последний нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана.Митрополит и его сторонники указывали на то, что и другие некоторые церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против Солнца; защитники П. вдавались в запутанные умствования и на них только и основывались. Скоро вопрос проник в среду мирян и вызвал в ней бесконечные толки. Отвлеченный на время татарским нашествием, вел. князь в 1482 г. возобновил свою распрю с митрополитом, которая теперь едва не кончилась полным разрывом. И глава государства, и глава иерархии упорно отстаивали свои мнения. Митроп. Геронтий удалился в Симонов монастырь, приняв намерение и вовсе отказаться от митрополии, если князь не оставит требование ходить по Солнцу; великий князь целый год не дозволял освящать новых церквей и если, наконец, уступил, то лишь потому, что на стороне митрополита были почти все — и духовные, и миряне. Вопрос о хождении по Солнцу или против Солнца остался открытым: решили делать так, как было в старину. Когда и откуда явился на Руси обычай ходить по Солнцу — сказать трудно. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. не возникал; Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П. вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности; поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей м-рей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения.

См. С. Смирнов, “История русского раскола старообрядства” (изд. 2, СПб., 1895); Н. Ивановский, “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола” (ч. I и II, Казань, 1887); митроп. Макарий, “История русского раскола, известного под именем старообрядства” (изд. 3, СПб., 1889); И. Стрельбицкий, “История русского раскола, известного под именем старообрядчества” (Одесса, 1889); П. Знаменский, “Руководство к русской церковной истории” (Каз., 1888).

посолонь нареч. устар. По ходу солнца; от востока к западу.

Видео на тему

https://www.youtube-nocookie.com/embed/ITYKy65ABQk

https://www.youtube-nocookie.com/embed/zvq1eMoAVuI

посолонь
нареч, кол-во синонимов: 4
• налево (13)
• по направлению от востока к западу (1)
• по солнцу (2)
• по часовой стрелке (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
налево

Посолонь (по Солнцу), посолонное хождение — первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви “не по солнечному всходу”. “Неции прелестницы” наклеветали вел. кн. Иоанну Васильевичу, что митрополит поступил не по правилам. Великий князь счел жалобу очень важной, заметив, что за это гнев Божий приходит. В следующем году началось расследование вопроса. Для решения его стали наводить справки в богослужебных книгах, но желанных подтверждений законности П. нигде не нашли. Одни из споривших (архимандриты и игумены) стояли за владыку, другие были на стороне князя. Последний нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана. Митрополит и его сторонники указывали на то, что и другие некоторые церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против Солнца; защитники П. вдавались в запутанные умствования и на них только и основывались. Скоро вопрос проник в среду мирян и вызвал в ней бесконечные толки. Отвлеченный на время татарским нашествием, вел. князь в 1482 г. возобновил свою распрю с митрополитом, которая теперь едва не кончилась полным разрывом. И глава государства, и глава иерархии упорно отстаивали свои мнения. Митроп. Геронтий удалился в Симонов монастырь, приняв намерение и вовсе отказаться от митрополии, если князь не оставит требование ходить по Солнцу; великий князь целый год не дозволял освящать новых церквей и если, наконец, уступил, то лишь потому, что на стороне митрополита были почти все — и духовные, и миряне. Вопрос о хождении по Солнцу или против Солнца остался открытым: решили делать так, как было в старину. Когда и откуда явился на Руси обычай ходить по Солнцу — сказать трудно. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. не возникал; Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П. вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности; поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей м-рей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения. См. С. Смирнов, “История русского раскола старообрядства” (изд. 2, СПб., 1895); Н. Ивановский, “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола” (ч. I и II, Казань, 1887); митроп. Макарий, “История русского раскола, известного под именем старообрядства” (изд. 3, СПб., 1889); И. Стрельбицкий, “История русского раскола, известного под именем старообрядчества” (Одесса, 1889); П. Знаменский, “Руководство к русской церковной истории” (Каз., 1888).


8 букв, 7 звук

приставка – ПО; корень – СОЛОНЬ;
Основа слова: ПОСОЛОНЬ
Вычисленный способ образования слова: Приставочный или префиксальный

¬ – ПО; ∩ – СОЛОНЬ;

Слово Посолонь содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (1): ПО;
  • ∩ корень слова (1): СОЛОНЬ;
  • ∧ суффикс (0): –

По солнцу, по направлению от востока к западу.

Трижды покадила Никитишна посолонь перед иконами, потом над головой Насти. Мельников-Печерский, В лесах.

ПОСОЛОНЬ нареч. по солнцу, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки (кверху) к левой. Посолонь ходила, венчана. Борони по солнцу (посолонь), лошадь не вскружится. Крути веревку посолонь. Посолоновать арх. о сельдях, идти руном через Белое море на Тверской берег.

Ударение в слове: п`осолонь
Ударение падает на букву: о
Безударные гласные в слове: п`ослнь

(движение) по солнцу, с востока на запад.

На посолонь. Печор. По движению солнца. СРНГП 2, 121.

Сноп Слон Посолонь Посол Соло Соль Сольно Сон Поль Полон Осло Ооо Оон Ноль Лось Лоно Сопль Лосьон Нло Нос Нпо Ось Пол Полно Понос Пос Сопло

ПОСОЛОНЬ нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение посолонь.

ПОСОЛОНЬ наречие устар. По ходу солнца; от востока к западу.

посолонь п`осолонь, нареч.

Смотреть что такое ПОСОЛОНЬ в других словарях:

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

посолонь нареч. устар. По ходу солнца; от востока к западу.

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

Ударение в слове: п`осолоньУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: п`осолонь

ПОСОЛОНЬ

(движение) по солнцу, с востока на запад.Синонимы: налево

ПОСОЛОНЬ

п’осолонь, нареч.
Синонимы: налево

ПОСОЛОНЬ

На посолонь. Печор. По движению солнца. СРНГП 2, 121.Синонимы: налево

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

Сноп Слон Посолонь Посол Соло Соль Сольно Сон Поль Полон Осло Ооо Оон Ноль Лось Лоно Сопль Лосьон Нло Нос Нпо Ось Пол Полно Понос Пос Сопло

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение посолонь.

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ наречие устар. По ходу солнца; от востока к западу.

Смотреть что такое ПОСОЛОНЬ в других словарях:

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

посолонь нареч. устар. По ходу солнца; от востока к западу.

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

Ударение в слове: п`осолоньУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: п`осолонь

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

(движение) по солнцу, с востока на запад.Синонимы: налево

ПОСОЛОНЬ

п’осолонь, нареч.
Синонимы: налево

ПОСОЛОНЬ

На посолонь. Печор. По движению солнца. СРНГП 2, 121.Синонимы: налево

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ

Сноп Слон Посолонь Посол Соло Соль Сольно Сон Поль Полон Осло Ооо Оон Ноль Лось Лоно Сопль Лосьон Нло Нос Нпо Ось Пол Полно Понос Пос Сопло

ПОСОЛОНЬ

ПОСОЛОНЬ нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение посолонь.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.


нареч. качеств.-обстоят. устар.

По ходу солнца; от востока к западу.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ПО́СОЛОНЬ, нареч. (устар.). По солнцу, по направлению от востока к западу. Хождение посолонь.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДАЛЯ

ПОСОЛОНЬ – нареч. по солнцу, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки (кверху) к левой. Посолонь ходила, венчана. Борони по солнцу (посолонь), лошадь не вскружится. Крути веревку посолонь. Посолоновать архан. о сельдях, идти руном через Белое море на Тверской берег.

По солнцу, по направлению от востока к западу.

Трижды покадила Никитишна посолонь перед иконами, потом над головой Насти. Мельников-Печерский, В лесах.

СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

СЛОВАРЬ СЛОВ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По ходу солнца от востока к западу.

Венчанье у раскольничьего попа поди еще доказывай, а в церкви хотя не по-старому венчаны, хоть не посолонь вкруг налоя вожены, да дело выходит не в пример крепче. // Мельников-Печерский. В лесах //*.

На посолонь. Печор. По движению солнца. СРНГП 2, 121.

нареч, кол-во синонимов: 4

Посолонь – по ходу солнца; с востока на запад

Еще про Тора:  Володарь в славянской мифологии и самая опасная нечисть в славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *