Радагаст славянский бог

Радагаст Карий (англ. Radagast the Brown) (в других переводах — Радагаст Бурый) — в произведениях Дж. Р. Р. Толкина — один из истари (магов), член Белого Совета, более других сведущий в травах и повадках животных и птиц — отсюда происходит его имя на квенья — Aiwendil (англ. , что значит «Друг птиц»).

Радагаст славянский бог

Запрос «Радегаст» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Ряд исследователей считают, что образ этого персонажа возник в результате путаницы названий божества, города и племени.

Радогост у славян – это Бог гостеприимства, урожайности. Бог Радогост почитался основным, высшим божеством. День Радогоста отмечают русичи, славяне в апреле.

Исследователи славянской мифологии полагают, что такие имена, как Радогощъ, Радегаст, Родегаст, Радогаст, Ридегост, являются именами одной божественной Личности у славян – Радогоста. Среди различных трудов мифологов, филологов, культурологов и других ученых, яркими трудами, где встречается такой Бог, являются труды А.Бременского, немецкого исследователя Гельмольда (Гольштейн, «Славянские хроники»), Титмара Мерзебургского и других. Самыми первыми упоминаниями о Радогосте, поклонении ему описаны в 1492 году Писторисом. Первое изображение Радогоста было обнаружено на гравюре (1133 г.). А сколько есть еще исторических памятников, не признанных учеными кругами!

Славянские Боги — воплощенное представление о Мире и о мировых правилах. Знакомясь со славянской верой и традициями, конечно, нельзя обойти стороной славянских Богов. С познания их характеров начинается глубокое понимание веры наших Предков.

Сегодня существует разнообразные представления того, кто такие славянские Боги. В одних источниках перечисляют множество Богов и даже тех, кто известен нам по мифам Индии или Египта, относят к славянским. В других источниках, напротив, называют всего несколько славянских Богов, считая, что у наших предков не сформировалась развитая мифология. Мы расскажем о мифологии и славянских Богах так, как говорят об этом на Русском Севере. Здесь сохранились многие древние традиции, былички, сказки, славянские мифы, из которых нам известно вот что.

ОписаниеПравить

В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове — птицу.

Священный город Ретра находился в земле лютичей, на мысу у озера. В храме стояли идолы Радигоста и других богов и богинь в доспехах и с оружием. По другим данным золотой идол Радигоста лежал на пурпурном ложе.

Сербо-лужицкий этнограф Абрахам Френцель (1696) пишет: «De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo».

История создания и возможные прототипыПравить

По мнению Джона Д. Рэйтлиффа, автора «Истории “Хоббита”», имя «Радагаст» может происходить из одного из следующих европейских языков: древнеанглийского, готского и одного из славянских. Из них древнеанглийский наиболее близок к тем языкам, на которых говорили люди в Долинах Андуина. В нём «rad» это название для одной из рун, которая обозначает букву «R» и значит «дорога», а «gast» — основное название для «духа» с меняющимся значением от «ангела» до «человеческого создания». Таким образом, «Радагаст» может означать «Дух Дороги». Однако Толкин придумал имя «Радагаст» до того, как изменил первоначальное славянское имя «Медведь» (Medwed) на древнеанглийское «Беорн» (Beorn); также оно предшествует изменению нолдоринского имени «Бладортин» (Bladorthin) на древнеисландское «Гэндальф» (Gandalf). Поэтому можно предположить, что это имя скорее славянское, нежели германское. Адам Бременский в своей работе «Деяния архиепископов гамбургской церкви» упоминает, что у вендов (wends), западных славян, живших между реками Эльба и Одер, был священный город Ретра (согласно Якобу Гримму, это название переводится как «главное место славянского язычества»), в котором был большой храм, посвященный богу Радегасту (Radegast). Более ранний летописец утверждает, что «Радегаст» это название города. Гримм называет Радегаста славянским эквивалентом Водана (Одина) германской мифологии и Гермеса (Меркурия) в классическом пантеоне богов.

Славянские Боги, что стоят особняком

Особая история у Велеса, Бога Трех Миров. Имя этого славянского Бога подсказывает, что ему открыты пути во все три мира, потому не можем отнести его ни к одному из них. Велеса особо почитают на Русском Севере, удивительную историю этого Бога непременно стоит узнать.  Так же особняком стоит Богиня Макошь, Богиня Судьбы и Магии.

Радагаст славянский бог

Знак Богини Макошь «Родовик»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Велеса «Бычья голова»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Рода «Сваор»

Славянские Боги мира Нави

Властитель Нави – Чернобог, брат Белобога. Этот темный Бог вовсе не воюет со своим братом, он лишь выполняет свою работу, очень важную, но неоцененную многими: Чернобог разрушает то, чему в мире Яви больше нет места.

Другие славянские Боги мира Нави тоже существуют для того, чтобы не давать миру остановиться в развитии. Кроме того, именно Навные Боги охраняют мир мертвых и стоят на границе между упорядоченным миром и хаосом. К славянским Богам Нави относим Морену, Кощея, Вия. Даже Славянский Бог Зимнего Солнца Коляда большую часть времени  проводит в мире Нави.

Радагаст славянский бог

Обереги тёмных Богов Нави

Навные Боги отвечают нам быстро. Но помощь их часто бывает неожиданной. В их действиях всегда урок человеку. Кто готов принять его, сам станет сильнее и мудрее.

Еще про Тора:  Славянские символы цветок папоротника

Радагаст славянский бог

Знак Бога Вия «Всевидящее око»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Чернобога «Навник»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Морены «Зимний косой крест»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Кощея «Кощюн»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Трояна «Целебник»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Коляды «Колядник»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Костромы «Перекрест»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Девана «Звезда оберег»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Переплута «Спираль»

Что славяне ведают про такую Личность, как Бог Радогост?

Славяне полагают, что Бог Радогост является сыном Радуницы, дочери Хорса, бога Солнца, а также – Коляды, Бога Зимнего Солнца. Потому многие уверенно обращались к Радогосту, как к внуку Бога Хорса – самого Солнца и правнуку Бога Рода – самого Прародителя. Наши предки в таких случаях часто так говаривали:

С такой роднёй только горы воротить!

Тем не менее, мы встречаем сомнения в ученых кругах насчет того, был ли Радогост Богом вообще?! Некоторые считают, что это был просто выдающийся человек богатырского сложения, весьма острого ума и притягательности Удачи. Потому и имя его расшифровали как «радование гостям» («Радо» и «гость»). Но по народным поверьям, которые далеки от устоев науки и близки к Природе, такой Бог, несомненно, всегда слыл представителем солнечной божественной династии. Потому и вся символика у него солярная (не лунного, а солнечного культа).

Ему приписывали функции Навьего Солнца! Об этом сказано в «Книге Коляды»:

Здесь  пред  Вием  сам  Радогост  сидит  – Он  в  деснице  скипетр  держит  и  умершие  Души  судит.

И  в  просторном  зале  дворца  –  Души  ждут  его  приговора.

В городе Ретра (на западе) устраивались богато украшенные храмы, посвященные этому Богу. Историки XVIII века подтверждают как существование города-храма, где поклонялись Радогосту, так и двоекратное его разрушение при разных войнах.

В храме не только служили службы, но и было принято гадать, устраивать магические действа. Кроме этого, считается, что храмы такому Богу могли устанавливать также и в Арконе, Радогоще, Аркаиме. Эти города славились крупнейшими славянскими центрами древнего мира.

Невозможно найти более детальное описание культа, посвященного этому Богу, у западных исследователей. Всё представлено обрывками и упоминаниями. Зато много информации передается от поколения к поколению в народе.

  • Топоров, 1995, с. 211.
  • Franz Boll. Kritische Geschichte der sogenannten Prillwitzer Idole Архивная копия от 20 октября 2013 на Wayback Machine, Nachtrag Архивная копия от 20 октября 2013 на Wayback Machine // Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. 1854.
  • W. G. Beyer.
    Die Hauptgottheiten der westwendischen Völkerschaften Архивировано 10 октября 2007 года. // Verein für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde: Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. — Bd. 37 (1872). P. 153—154.
  • Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
  • Нидерле Л. Славянские древности. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. С. 282.

КритикаПравить

В мире Яви тоже живут славянские Боги! Прежде всего, стихийные Боги: Агидель, Богиня Воды; Семаргл, Бог Огня; Стрибог, Бог Ветра, его дети и внуки, например, теплый ветерок Догода; Мать Сыра Земля, одна из самых почитаемых славянских Богинь.

Есть и другие славянские Боги, которые чаще всех появляются в мире Яви. Бог Солнца Хорс и его сестра Дивия, Богиня Луны. Тара – славянская Богиня Путеводной Звезды (Полярной звезды), это её яркий свет в старину не давал путникам сбиться с дороги. Часто видим в Яви молнии Перуна и богатые дожди, которые посылает его супруга Дива-Додола.

Какой солярный символ подходит тебе?

Славяне издревле почитали солнце. Солнечный свет дарил жизнь всему на земле, согревал после долгой зимы и прогонял тьму. Всюду подле себя человек видел напоминания о живой, солнечной силе!

Радагаст славянский бог

Знак Бога Хорса «Огнивец»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Дивии «Лунница»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Дыя «Богатство оберег»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Святогора «Боговник»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Стрибога «Птица оберег»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Семаргла «Рарог»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Перуна «Громовник»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Дивы-Додолы «Перуница»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Ярило «Яровик»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Даждьбога «Прямой крест»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Тары «Вайга»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Догоды «Враток»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Агидель «Хляби небесные»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Авсеня «Таусень»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Купало «Цвет папоротника»

В киноПравить

Как полноценный герой Радагаст появился в трилогии «Хоббит». Там он владеет магией, способной противостоять могучей тёмной силе. С её помощью он отгоняет от своего дома гигантских пауков из Лихолесья. Именно Радагаст первым обнаружил присутствие Некроманта в Дол-Гулдуре и вскоре сообщил об этом Гэндальфу. В поединке с Королём-чародеем он выбивает его меч своим посохом. Фактически Радагаст представляет собой друида, знакомого с каждым зверем в Лихолесье. Передвигается на санях, запряжённых гигантскими кроликами из Росгобела, со скоростью, превосходящей скорость варгов. Эксцентричен и чудаковат, однако Гэндальф считает, что Радагаст Бурый — великий маг. Он также принимает участие в Битве Пяти Воинств.

Предводитель Ордена Истари Саруман, пытаясь сорвать поход на Дол-Гулдур, уверяет, что все сведения Радагаста — чепуха, он «просто переел грибов», и вообще негоже магу-Истари шляться по лесам (подобное отношение Сарумана к Радагасту у Толкина отражается в тексте «Властелина колец», в сцене пленения Гэндальфа Саруманом, где тот за глаза саркастически называет Радагаста «грозным повелителем пташек», «простаком» и «дураком»).

Еще про Тора:  Славянские боги и ритуалы

Имена и титулыПравить

Согласно эссе «Истари» из «Неоконченных сказаний», имя Радагаст значит «прислужник животных» на адунаике, одном из разработанных Толкином языков. Кристофер Толкин, тем не менее, замечал, что отец хотел изменить происхождение имени путём ассоциирования его с древним языком людей долины Андуина — как для Гэндальфа и Сарумана. Правда, значение имени не изменилось бы — Толкин замечал, что это имя «сложно разобрать». Одно из предположений гласит, что имя наследует древнеанглийское rudugást, «бурый дух». Титул «Бурый» — просто намёк на бурую, цвета земли, мантию; у каждого Истари была мантия определённого цвета, отражающая их иерархию.

Ссылки

.
.

У других писателей

В романе Ника Перумова «Кольцо Тьмы» Радагаст играет значительную роль в качестве советчика и наставника главных героев. Согласно этой книге, Радагаст не вернулся в Валинор, а выбрал судьбу человека в Средиземье, отказавшись от своих волшебных сил. В конце книги Радагаст погибает в битве с Ночной Хозяйкой

В играхПравить

Радагаст появляется в качестве персонажа игр Властелин Колец Онлайн в городе Ост Гурут (англ. ), в The Lord of the Rings: War in the North, в игре Lego The Lord of the Rings, а также в Lego The Hobbit.

Описание храма в Ретре см. в статье Ретра.

  • Радагаст
  • Ретра.
  • Радегаст (пиво), названо в честь божества.

Если верить эссе «Истари» из Неоконченных сказаний, имя Радагаст значит «прислужник животных» на Адунаике, одном из разработанных Толкином языков. Кристофер Толкин, тем не менее, замечал, что отец хотел изменить происхождение имени путём ассоциирования его с древним языком людей долины Андуина — как для Гэндальфа и Сарумана. Правда, значение имени не изменилось бы — Толкин замечал, что это имя «сложно разобрать». Одно из предположений гласит, что имя наследует древнеанглийское rudugást, «бурый дух». Титул «Бурый» — просто намёк на бурую, цвета земли мантию; у каждого истари была мантия определённого цвета. В киноадаптации Питера Джексона Радагаста не было — его заменили на лунного мотылька, который был сигналом появления орла. Радагаст появляется в качестве персонажа игры The Lord of the Rings Online: Shadows of Angmar в городе Ост Гурут (англ. )).

Деление славянских Богов на светлых и темных

Северные сказания говорят, что Род, Бог-Творец, создал славянский мир и разделил его на три части: Правь, Явь и Навь. В Прави живут светлые славянские Боги. В Яви – люди и стихийные Боги. В Нави – тёмные Боги.

Это деление простое, однако, современный человек часто понимает его неправильно. Мы привыкли соотносить «свет» с «добром», а «тьму» со «злом». Поэтому многие ошибочно считают, что только славянские Боги мира Прави заслуживают почитания. Древние славяне относились к Богам Нави с неменьшим уважением, чем к Богам мира Прави, хотя побаивались их. Однако, в славянской картине мира Навные, Темные Боги нужны, нельзя обойтись без них.

Славянские Боги мира Прави

К славянским Богам Прави относим, прежде всего, Сварога, Небесного Отца, и Ладу, Небесную Мать. Их дети, Сварожичи – одни из главных героев славянской мифологии. Однако, не все их дети живут в мире Прави. Например, Стрибог и Семаргл появляются чаще в мире Яви, среди людей.

Конечно, один из значимых славянских Богов мира Прави – Белобог, Бог Белого Света, Бог Созидания. Братья-близнецы Белобог и Чернобог символизируют силы созидания и разрушения, баланс которых необходим для развития славянского мира, движения вперед.

Радагаст славянский бог

Знак Бога Сварога «Конегонь»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Лады «Звезда Лады»

Радагаст славянский бог

Тест «Кто твой Бог-Покровитель?»

«Мы — дети Богов!» — говорят славяне. Но кто из Богов славян захочет быть твоим личным Покровителем? Узнай это из теста. Славянские Боги-Покровители выбирают тех, кто похож на них своим характером. Боги с нами!

Радагаст славянский бог

Знак Бога Белобога «Светолет»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Чура «Сторож оберег»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Живы «Косой крест»

Радагаст славянский бог

Знак Богини Лёли «Лёльник»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Леля и Бога Полеля «Ладошка оберег»

Лель и Полель

Радагаст славянский бог

Знак Бога Квасуры «Обережник»

Радагаст славянский бог

Знак Бога Китовраса «Колохорт»

Радагаст

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 апреля 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Радагаст Бурый (англ. Radagast the Brown) (в других переводах — Радагаст Карий) — в произведениях Дж. Р. Р. Толкина — Майар, один из истари (магов), член Белого Совета, более других сведущий в травах и повадках зверей и птиц — отсюда происходит его имя на квенья — Aiwendil (англ. , что значит «Друг птиц»).

Как понимать такого Бога, как Радогост?

Одни наши предки славяне (руссы) почитали Радогоста как Бога Возмездия, отмщения, к которому обращались за справедливыми воздаяниями после оскорбления либо кровной обиды. Кровная обида – это нарушение Кона Мироздания представителем одного рода по отношению к представителю другого рода, возможно, с пролитием крови. Родов у славян Великой Расы было множество. Чаще всего Радогост выступал в качестве справедливого Воздаятеля. Такое понимание Бога характерно для северных славян, в северных мифах он выступает Загробным Судией, тем, кто взвешивает деяния на чашах добра и зла.

Еще про Тора:  Ладонь фатимы тату

Другие же славянские пращуры почитали Радогоста как Древнего Бога Гостеприимства, урожайности, плодородия и даже торговых взаимоотношений. Это понимание более распространено даже по сей день у славян, проживающих ближе к центральной и южной России. Бог Радогост по факту может быть прототипом Бога Световита, которого особенно на севере любят почитать под именем Авсеня – Бога осеннего Солнца и богатого урожая. Но более всего Радогост, по мнению исследователей, был почитаем у славянских народностей запада (к примеру, бодричей).

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Радагаст, как и другие истари, прибыл из Валинора около 1000 года Третьей Эпохи Средиземья и был одним из Майар. Вала Йаванна заставила мага Сарумана принять Радагаста как компаньона, что, как писал Толкин, могло быть причиной его пренебрежительного к нему отношения, вплоть до обзывания его «простаком» и «дураком». Радагаст был союзником и товарищем Гэндальфа, который описывает его в «Хоббите» как «кузена». Также он был другом Беорна, который отзывался о нём как о «славном малом, хотя и волшебнике».

Большую часть времени Радагаст жил в местности Росгобел, которая находилась в долине Андуина у южной опушки Лихолесья. Радагаст мало интересовался политикой и делами Совета, больше общаясь с животными, чем с людьми.

Впервые Радагаст появляется в «Сильмариллионе», где он помогает Саруману, участнику Белого Совета, в борьбе против Саурона (хотя сам Радагаст в Совете не состоит). Упоминается о птицах в числе шпионов Сарумана — помощи Радагаста — хотя сам Радагаст ничего не знал о предательстве Сарумана и верил, что он будет использовать их для слежки за Сауроном.

В Братстве Кольца Радагаста использовал без его ведома Саруман, чтобы заманить Гендальфа в свою башню Ортханк и захватить его. Но Радагаст, также без ведома, и спас Гэндальфа, послав орла Гваигира в Ортханк с новостями о передвижении сил Саурона. Увидев заключённого на вершине башни Гэндальфа, орёл отнёс его в безопасное место, прежде чем Саруман заметил побег.

Единственное упоминание о Радагасте кроме этого эпизода есть только после совета Элронда, на котором было решено созвать вместе всех союзников на борьбу против Саурона. На его поиски отправили разведчиков, которые, вернувшись, сообщили о его отсутствии дома в Росгобеле и вообще где-либо. Толкин не объяснил, что с ним случилось, и больше он в произведении не упоминается.

Толкин пишет, что он бросил свою миссию (борьбу против крепнущего Саурона) из-за увлечения растениями и животными. Также он считал, что провал Радагаста не такой серьёзный, как у Сарумана, и ему было позволено вернуться в Бессмертные Земли

ЛитератураПравить

Радагаст, как и другие маги-Истари, прибыл из Валинора около 1000 года Третьей Эпохи Средиземья и был одним из Майар. Валиэ Йаванна заставила мага Сарумана принять Радагаста как компаньона, что, как писал Толкин, могло быть причиной его пренебрежительного к нему отношения, вплоть до обзывания его «простаком» и «дураком». Радагаст был союзником и товарищем Гэндальфа, который описывает его в «Хоббите» как «кузена». Также он был другом Беорна, который отзывался о нём как о «славном малом, хотя и волшебнике».

Впервые Радагаст упоминается в «Сильмариллионе», где он помогает Саруману, участнику Белого Совета, в борьбе против Саурона (хотя сам Радагаст в Совете не состоит). Радагаст упоминается в связи с тем, что он предоставил Саруману птиц для наблюдения за врагами, Радагаст ничего не знал о предательстве Сарумана и верил, что он будет использовать птиц для слежки за Сауроном.

В «Братстве Кольца» Радагаста использовал без его ведома Саруман, чтобы заманить Гэндальфа в свою башню Ортханк и захватить его. Но Радагаст, также без ведома Сарумана, спас Гэндальфа, послав орла Гваигира в Ортханк с новостями о передвижении сил Саурона. Увидев заключённого на вершине башни Гэндальфа, орёл отнёс его в безопасное место, прежде чем Саруман заметил побег.

Единственное упоминание о Радагасте, кроме этого эпизода, есть только после совета Элронда, на котором было решено созвать вместе всех союзников на борьбу против Саурона. На его поиски отправили разведчиков, которые, вернувшись, сообщили о его отсутствии дома в Росгобеле и вообще где-либо. Толкин не объяснил, что с ним случилось, и больше он в произведении не упоминается.

Толкин пишет, что он бросил свою миссию (борьбу против крепнущего Саурона) из-за увлечения растениями и животными. Также он считал, что ему было позволено вернуться в Бессмертные Земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *