КАРТА ЗЕМЛИ (кликабелле, жмите, да увеличится!) ПАОЛО ТОСКАНЕЛЛИ (размер огромен – можно разсматривать и читать всякие интересности)Очень важно – в то время когда изготовлялась карта, уровень мирового океана был заметно выше – это видно по тому как Крым на карте не полуостров а остров.
Карта Страбона 1018 год, огромная территория. наравне с Индией называется Ариана
Ниже, на реконструированной карте Агриппы (1020г) часть Асии, примыкающей к Индии, называется Ария (подчеркнуто красным)..Достаточно примеров? Ничего не приходит на ум? Куда ушли Арии с Северной Индии Супериор-Сибирской пра-родины? Они ушли на полуостров Индостан, через Арию в современную Индию- возможно так стали называть местность по их приходу..Так называли ту землю еще в начале прошлого тысячелетия, и более позже..Замечу, что на более ранней карте 1020г (ниже) Ария отмечена наравне с Индией.А на более поздней карте (та что выше) Ария уже потеряла свое политическое значения, и отмечена маленькими буквами, не в пример Индии, которая сохранила свое значение, а возможно и приумножила.Возможно что арии разселялись и в Северной Америке, пока сохранялся перешеек между континентами – там тоже есть следы белого человека. Ведь и Северную Америку до 15го века называли Индией (читать подробне – http://gilliotinus.livejournal.com/99809.html) никакой Колумбус ее не открывал, все прекрасно ее знали и плавали туда.
Хорошо, значит память об Ариях была жива еще 1000 лет назад, и 600 лет назад о них еще помнили как о отдельной стране..Тогда как индийские арии назывались индами, а позже индусами (вместе с местными тоземными племенами) некоторые из ариев продолжали называть свою страну Ария, по названию своего этноса, народа.Что было раньше, Индия или Ария неизвестно, возможно инды просвящали местные племена, и где то смешали частично свою кровь, облагородив тоземцев генофондом. А жители Арии предпочли сохранить чистоту своего рода и с местными племенами общалиссь “через платочек”..Как видим, это вряд ли пошло им на пользу как государству, стране. Впрочем это моя, авторская версия.
карта Дионисия (1124г)
Вот она, эта местность на карте Птолемея 1168г (её реконструкцию 1495г) – вполне себе можно говорить о том где находится эта местность, пусть форма Каспия была в то время совсем иной, и он разполагался не вертикально, а горизонтально, относительно нашего привычного видения карты мира..И такого крупного озера (что рядом с названием АРИЯ) в сопоставимом масштабе сейчас не наблюдается..Скорее всего АРИЯ находилась на стыке границ Афганистана, Пакистана и Таджикистана , где то в тех краях..Надо заметить, что в горных областях Таджикистана обитают совсем белые таджики – это потомки ариев..Да, да, у нас с таджиками одна гаплогруппа, так что не обижайтесь на таджиков что они мол “понаехали”..Они по генам наши братья – не я это придумал. послушайте мировое светило профессора Клесова (http://maxpark.com/community/8/content/3130340)Так что название на карте вполне себе в тему.
Вот как это примерно выглядит на современной карте..
КТО ОНИ, ПОТОМКИ АРИЕВ?
(Вот тут можно почитать про индийских ариев – http://gilliotinus.livejournal.com/75651.html)
Документиальный фильм – “Арии Памира”
Горные таджики из Таджикистана
Афганские таджики – потомки ариев
Калаши, белые жители Пакистана.
Таким образом можно сделать ВЫВОД, что спасаясь от невыносимых условий существования, арии, которые вынуждены были покинуть свою северную пра-родину, мигрировали южнее, и образовали там государство АРИЯ. С тех пор их потомки так и живут на том месте, куда однажды пришли их далекие славные предки – в Афганистане, Пакистане, Таджикистане, на месте бывшей АРИИ. Это самые яркие представители арийских народностей. чтобы там не думали себе “истинные арийцы”,гитлеровской Германии. Вот они – истинные арийцы
В процентах указана доля R1a от общей численности этноса
А ЧТО ЖЕ МЫ, ЛЮДИ РУСКИЕ?
А русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они – его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой – кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ – русский.И у нас свои отношения к славяно-арийскому этносу, а так К СЛАВЯО-АРИЙСКОМУ ЭПОСУ – вот, очень интересное повествование
БИОЛОГИЯ – НАУКА ТОЧНАЯ
Двояких толкований она не допускает, и генетические заключения по установлению родства принимаются даже судом. Поэтому генетико-статистический анализ структуры населения, основанный на определении гаплогрупп в ДНК, гораздо достовернее позволяет проследить исторические пути народов, чем этнография, археология, лингвистика и прочие занимающиеся этими вопросами научные дисциплины.
Действительно, гаплогруппа в Y-хромосоме ДНК, в отличие от языка, культуры, религии и прочих творений рук человеческих, не модифицируется и не ассимилируется. Она либо та, либо другая. И если у статистически значимого количества коренных жителей какой-либо территории присутствует определенная гаплогруппа, со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эти люди происходят от изначальных носителей данной гаплогруппы, которые на данной территории когда-то присутствовали.
Поняв это, американские генетики, с присущим всем эмигрантам энтузиазмом в вопросах происхождения, принялись бродить по миру, брать у людей анализы и искать биологические «корни», свои и чужие. То, что у них получилось, представляет для нас огромный интерес, поскольку проливает истинный свет на исторические пути нашего русского народа и разрушает многие устоявшиеся мифы.
Итак, возникнув 4500 лет назад на Среднерусской равнине (место максимальной концентрации R1a1 – этнический очаг), русский народ быстро расплодился и стал расширять ареал своего обитания. 4000 лет назад наши предки вышли на Урал и создали там Аркаим и «цивилизацию городов» со множеством медных рудников и международными связями вплоть до Крита (химический анализ некоторых найденных там изделий показывает: медь – уральская).
Выглядели они тогда точно так же, как мы сейчас, никаких монголоидных и прочих нерусских черт у древних русов не было. Ученые воссоздали по костным останкам внешний облик молодой женщины из «цивилизации городов»: получилась типичная русская красавица, миллионы таких же живут в наше время в российской глубинке.
Гаплогруппа R1a1 в древнем мире
Еще через 500 лет, 3500 лет назад, гаплогруппа R1a1 появилась в Индии. История прихода русских в Индию известна лучше других перипетий территориальной экспансии наших предков благодаря древнеиндийскому эпосу, в котором его обстоятельства описаны достаточно подробно. Но есть и другие свидетельства этой эпопеи, в т. ч. археологические и лингвистические.
Известно, что звались древние русы в то время ариями (так они зафиксированы в индийских текстах). Известно также, что не местные индусы дали им это имя, а что это – самоназвание. В гидронимике и топонимике сохранились убедительные тому свидетельства – река Арийка, деревни Верхний Арий и Нижний Арий в Пермской области, в самом сердце уральской цивилизации городов, и т. д.
Известно также, что появление на территории Индии русской гаплогруппы R1a1 3500 лет назад (вычисленное генетиками время рождения первого индоария) сопровождалось гибелью развитой местной цивилизации, которую археологи по месту первых раскопок назвали хараппской. Перед своим исчезновением этот народ, имевший многолюдные по тем временам города в долинах Инда и Ганга, принялся строить оборонительные укрепления, чего раньше никогда не делал. Однако укрепления, видимо, не помогли, и хараппский период индийской истории сменился арийским.
Первый памятник индийского эпоса, в котором говорится о появлении ариев, был письменно оформлен спустя 400 лет, в XI в. до н. э., а в III в. до н. э. в завершенном уже виде сложился древнеиндийский литературный язык санскрит, удивительно похожий на современный русский язык.
Анатолий Алексеевич Клёсов”Гаплогруппы Ближнего Востока”
Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к единой «арийской» или индоевропейской языковой семье. Однако историки до сих пор спорят, существовали ли «арии» на самом деле.
Арии – древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Этимология их самоназвания весьма загадочна. В XIX веке была выдвинута гипотеза о том, что этноним «арий» произошел от слов «кочевник» или «земледелец». Уже в XX веке ученые считали, что индоевропейское ar-i̯-o- означает «тот, кто гостеприимен к ari», а «ari» можно перевести с древнеиндийского как «друг» или, наоборот, «враг» (противоположное значение одного и того же слова или родственных слов свойственно для древних языков).
Продолжение истории после рекламы
Объединяющим значением также может быть «соплеменник из чужого клана», так как он мог быть и другом, и врагом. Таким образом понятие «арий» обозначало человека, входящего в этническую совокупность различных племен ариев. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана, отвечающего за дружбу и гостеприимство.
Другой вектор этимологических изысканий приводит нас к иному значению слова «арий» – «свободнорожденный» и «знатный», которое пришло из семитских языков. Возможно, что рудименты этого слова сохранились в древнеирландском языке, в котором «aire» переводится как «знатный» или “свободны”, а также в некоторых других.
Откуда пришли арии
Последние исследования показывают, что древние праарии изначально были единым народом, и только во втором тысячелетии до нашей эры разделились на две ветви – иранскую и индоарийскую. Само слово «иран» имеет связь со словом «арийский», и означает «земля ариев». При этом важно учитывать, что современный Иран является лишь небольшой областью на карте тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы: Иранское плато, Средняя Азия, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря и другие. Кроме того, общность индоарийской и иранской ветвей доказывает схожесть священных текстов – иранской Авесты и индийских Вед. На сегодняшний день существует несколько несколько версий о том, откуда пришли арии.
Если верить лингвистической гипотезе, арии мигрировали в Индию и осели там примерно в 1700-1300 гг. до нашей эры. Версия основывается на изучении древних языков и обычаев, отраженных в исторических источниках. Лингвистика показывает, что Индия не была родиной ариев – как правило, в регионе происхождения какой-либо языковой семьи присутствует множество различных языков и диалектов той же семьи, а в Индии наличествует только одна индоарийская ветвь языков. В Центральной и Восточной Европе, напротив, существуют сотни разновидностей индоевропейских языков. Логично предположить, что именно здесь зародилась индоевропейская семья языков и народов. К тому же, придя в Индию, арии столкнулись с коренным ее населением, разговаривающих на языках другой семьи, к примеру, на мунда (аустроазиатская семья) или дравидском – языках, из которых были взяты архаичные заимствования в санскрите.
Наиболее признанная на данный момент – курганная гипотеза. Согласно ей, прародиной индоевропейцев были волжские и причерноморские земли, на которых археологами зафиксирована ямная культура. Ее представители первыми построили боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.
Помимо академических версий есть и десятки фантастических: что арии, на самом деле, жители мифической Гипербореи, пришедшие из Заполярья; что они являются непосредственными предками немцев, русских или кого-то еще. Как правило, такие теории пользуются спросом среди националистически настроенных сообществ для выстраивания псевдоистории определенного народа Основная цель, “продлить” историю своей страны.
Арии или индоиранцы оставили богатое культурное наследние. Кроме важнейшего письменного наследия, такого, как Веды и Авеста, более поздник Махабхарата и Рамаяна, арии оставили и памятники материальной культуры. Изначально полукочевой народ, они уделяли основное внимание разведению коров и коней. Основным оружием ариев были стрелы. Этому народы были знакомы системы орошения, ковка медных и золотых изделий.
Семья ариев была патриархальной, в каждой семье были помимо главы семьи другие члены, рабы и скот. Семьи объединялись в роды, общины и племена, иногда враждующие между собой. Та трехклассовая социальная система, что получила распространение в древнеиранских и индийских обществах, не была так же сильно развита у ариев, однако, основные ее черты присутствовали. Верхушку иерархии составляли жрецы, будущие брахманы, и аристократы-кшатрии, повелевающие простым народом. Арии были воинственным народом, добывающим земли в поисках новых угодий и пастбищ.
Происхождение рас до XIX века было исторической загадкой. Однако в начале века ученые открыли общность многих европейских языков с языками Индии и Ирана. Все эти языки назвали арийской языковой семьей – впоследствии она станет называться индоевропейской. Самоназвание народов древних Индии и Ирана – арии, было ошибочно понято как общее название всех индоевропейских племен, а археологи вскоре нашли так называемую ямную культуру, которая, благодаря строительству боевых колесниц, быстро расширила свое языковое, культурное и политическое влияние с небольшого участка в границах некоторых земель современной Польши, Украины и юга России до масштабов целой империи – от Португалии до Шри-Ланки. Несмотря на то, что никакой отдельной расы арийцев не существовало, а смешение физиологических признаков с лингвистическими было лженаучным (к носителям индоевропейских языков относились весьма различные между собой народы Таджикистана, Персии, цыгане и даже ведды, которые являются австралоидами), ученые стали считать, что общность языков равна общности расовой. Известная ошибка немецкого исследователя Макса Мюллера, нечаянно сославшегося на несуществующую «арийскую расу», повлекла за собой распространение в научном мире мнения о существовании расы арийцев, а в дальнейшем и возникновение нацистских расовых теорий.
Согласно германской расовой теории носители арийской крови имели биологическое превосходство над остальным нациями. Эталонный ариец практически всем отличен от других: ростом, цветом кожи, волос и глаз, и даже пропорциями тела.
Расовая лестница
Расовая теория – краеугольный камень фундамента Третьего рейха, она собственно и отличает немецкий национал-социализм от итальянского фашизма. Для нацистов принципиально было разделение рас на «высшие», способные к самоорганизации и прогрессу, и «низшие», не способные ни к чему.
На верхушке иерархической лестницы, согласно немецкой расовой доктрине, расположилась нордическая раса (германцы и скандинавы), дальше следовали восточно-балтийская, адриатическая и романская расы. Интересно, что французов немцы считали «выродившимися, негроидизированными, испорченными», и как следствие – неполноценными.
Еще ниже по расовой лестнице находились метисы (помесь белых и цветных народов), в самом подвале нашлось место для представителей «черной» (негроидной) и «желтой» (монголоидной) рас. Последних, равно как славян, евреев и цыган нацисты пренебрежительно называли «untermensch» («недочеловеками»).
В июле 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая перед бойцами СС, охарактеризовал европейский конфликт как «войну идеологий и борьбу рас». «На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия», – провозглашал Гиммлер.
«Истинный ариец»
Немцы часто подменяли понятия нордической и арийской расы, хотя они имеют отличия. Термин «нордическая раса» Третий рейх позаимствовал из книги французского писателя Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855 г.), где автор характеризовал нордический подтип белой расы, как светловолосых и голубоглазых людей. Там же Гобино утверждал, что именно «нордическая раса» является высшей ступенью развития человечества.
Термин «ариец» изначально использовался для обозначения народов, говорящих на языках индоиранской группы, и происходит от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. На русский язык это слово может переводиться как «уважаемый», «достойный», «благородный». Понятие «ариец» было вырвано немецкими идеологами из традиционного контекста и использовано исключительно в целях пропаганды расового неравенства.
Теория об общем арийском происхождении немцев и иранцев – это продукт работы идеологов рейха, в первую очередь, Альфреда Розенберга, который на этой основе создал стройную картину истории с древнейших времен до настоящего времени: от арийской Индии и Персии через дорическую Элладу и италийский Рим к «германской Европе». С 1933 года расовая теория стала обязательной дисциплиной в школах и университетах Германии.
Специальным указом иранцы даже были освобождены от действия «расовых» законов. В 1934 году, чтобы подчеркнуть роль Персии, как прародины арийской расы, она при содействии немецкой дипломатии была официально переименована в Иран.
К популяризации мифа об арийских корнях германской расы приложили руку и немецкие архитекторы, спроектировав здание Национального банка в Тегеране в неоперсидском стиле. А расовое управление СС всерьез рассматривало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства.
Расовый стандарт
Антропологический, биологический аспект – определяющий и наиболее наглядный в нацистской расовой теории. Для его выражения немцы опирались на благодатный методологический материал. В частности, на труды австрийского католического монаха и публициста Адольфа Ланца, который подразделял человечество на два племени – арийцев и людей-животных. Согласно взглядам Ланца, арийцы воплощали в себе ангелов, а люди-обезьяны символизировали демонов.
Нашлось место в идеологии рейха и взглядам американских египтологов Глиддона и Нотта, которые в книге «Типы человечества» доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам, а также суждениям итальянского врача Чезаре Ломброзо, утверждавшего, что черепа дегенеративных личностей отличаются от черепов высших существ.
Увлеченная подобными идеями нацистская пропаганда выводит свой расовый стандарт. В средствах информации вещалось, что у истинных представителей арийской расы должен быть особый череп: с удлиненным, выпуклым затылком, продолговатым лицом, небольшим лбом, узким носом и чуть угловатым подбородком. В районе висков череп должен быть сужен, а скулы – распложены практически вертикально.
В качестве антропологического и биологического образца «истинного арийца» был взят коренной голубоглазый житель северных областей Германии, который отличается высоким ростом (женщины не менее 170, мужчины не менее 175 см.), светлой, практически белоснежной кожей, густыми волосами, цвет которых варьируется от абсолютно белых до золотистых. Считалось, что на тех участках тела, где проступают вены, кожа имеет чуть голубоватый оттенок, и ей не должно вредить солнечное облучение.
Мужчины-арийцы обладают узкими бедрами и широкими плечами, в женской фигуре преобладают «длиннотные» параметры, кроме того, у нее должны быть узкими шея, руки и утонченные черты лица. У идеальных мужчин и женщин размах рук должен составлять 94-97% длины тела.
Кроме этого, у арийца вес должен быть пропорционален росту, а поясница – находиться примерно на высоте 52-53% от общей длины тела. Спина и ноги должны быть лишены волос, на остальных частях тела, кроме головы, их проявления должны быть слабо выражены. А еще – симметрично посаженные глаза, ровные и здоровые зубы, отсутствие подверженности наследственным заболеваниям, позднее половое созревание и позднее старение.
Новая генерация
Неотъемлемой составляющей нацистской расовой теории была евгеника, распространенная в Германии под названием расовой гигиены. Согласно этой теории, строгие правила воспроизводства должны привести к улучшению германской расы и остановить рост низших представителей человеческой породы, которые размножались гораздо быстрее.
Так в Третьем рейхе появилась программа «Lebensborn» («источник жизни»), которой руководил лично Генрих Гиммлер. Основной задачей этой программы была подготовка расово чистых матерей, а также рождение и воспитание здоровых детей – будущую гордость арийской нации. В качестве отцов выступали исключительно представители элитных немецких подразделений.
Требования к родителям обновленной расы были выставлены жесткие: безупречное здоровье, отсутствие судимостей и чистота крови. Женщины, отобранные для участи в программе улучшения генофонда, помещались в приюты – «гиммлеровские фабрики детей», где в комфортных условиях рожали и воспитывали детей. Если у рожденных детей волосы были недостаточно светлыми, их облучали ультрафиолетом до получения нужного оттенка.
Вскоре нацистские идеологи решили не ограничиваться матерями из Германии и обратили свои взоры на норвежек: белокурые и голубоглазые скандинавки как нельзя лучше подходили для «производства» чистокровных арийцев. Существуют сведения, что на роль «арийских матерей» подбирались и славянские женщины.
За весь период существования программы «Lebensborn» в Германии на свет появилось около 8 тысяч детей, в Норвегии еще больше – порядка 12 тысяч. В 1938 году Гиммлер посчитал, что воспроизводство супердетей идет слишком медленно. Было внесено новое предложение, отбирать беременных женщин с подходящей внешностью. В обмен на денежное вознаграждение им предлагали отдавать младенцев государству.
После окончания войны женщинам, участвовавшие в программе «Lebensborn», пришлось несладко. В Германии и Норвегии они стали настоящими изгоями: их унижали, избивали, заставляли выполнять самую грязную работу. Норвегия попыталась избавиться от детей, рожденных по немецкой программе, отправив их в Германию. Но там открестилась о них. Несколько сот «норвежских» арийцев приняла Швеция, среди них – будущая солистка группы ABBA Анни-Фрид Лингстад, отец которой был сержантом СС.
Предупреждаю: статья не имеет отношения к расовой теории рейха. Аргументы сторон приводит знаменитый российский ученый Лев Клейн.
В 1786-м году сэр Уильям Джонс из Верховного суда Индийской Калькутты, читая “Ригведу” – книгу религиозных гимнов завоевателей Индии, ариев, пришел к заключению о родственности предшественников индоевропейских языков – санскрита, латыни, древнегреческого, германских, балтских и славянских.
Дело английского юриста продолжили немецкие лингвисты 19-го века, которые разработали принципы сравнительного анализа языков и окончательно доказали происхождение индоевропейских от одного общего предка.
Арии (авестийский: airya, древнеиндийский: ārya-, древнеперсидский: ariya )— название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи.В научной среде ведутся споры между сторонниками двух концепций их происхождения.
1-я версия: Арии (индоарии) вышли из Индостана.
Концепция в трактовке Клейна: Индоарии или их прямые предки в их языковом и культурном аспектах сформировались в Северо-Западном Индостане (Индия-Пакистан) не менее 9 тысяч лет назад (7 тыс. до н. э.), цивилизация долины Инда (хараппская) принадлежала им. В соседнем Восточном Иране, сформировались близко родственные им иранские народы. Оттуда они распространились по степям Евразии. Прародина всех индоевропейцев находится также в Азии.Ученые: Кенойер, Эльст, Казанас, Шэффер, Лихтенштейн, А.СемененкоКлейн приводит их аргументы:
1. Культура серой расписной керамики, общепризнано индоарийская начинается в конце III тыс. до н. э.
2. Культура серой расписной керамики является прямым продолжением и развитием хараппской культуры.
3. Многие исторические явления, отраженные в книгах Ригведе и Махабхарате, находят себе соответствие в хараппской культуре:стовесельные корабли, тысячеколонные дворцы, лингам и йони . Ведийские мотивы на хараппских печатях: дерево ашваттха, рогатый на троне, рогатый лучник Шива, 7 матерей, бык, буйвол, охота на буйвола и т. д.4. Священная река ариев Сарасвати описывается в Ригведе как полноводная, а такой она была только во времена ранней хараппской культуры. Уже ко времени зрелой хараппской культуры она пересохла.5. В Пенджабе (карта внизу) топонимика и гидронимика сплошь арийская, а ведь тут до культуры серой расписной керамики была хараппская цивилизация. Это не дравидская топонимика.
6. Начало хараппской культуры тоже передатировано, удревнено. Теперь она начинается как минимум около 3700 г. до н. э.7. Между 4500 и 800 гг. до н. э. нет вторжений в Индостан, подходящих для идентификации с ариями.8. В Средней Азии есть следы миграций из Индостана: Шортугай (из хараппы), хвалынская культура (из шегирской), Синташта и андроновцы (из Передней Азии, по Григорьеву), индо-афганский антропологический тип.9. ГЕНЕТИКА: Субклад Z93 гаплогруппы R1a распространился из Индии, а это арии.
Но появились и контр-аргументы: река Саравасти очень переменчива: то она пересыхала, то снова текла полноводной (Васильков).-Сохранность старой топонимики (гидронимики) зависит не от ее древности, а исключительно от характера происходившей смены населения, а мы знаем по Ригведе, что арии презирали своих соседей и предшественников.-Древность начала хараппской культуры не имеет никакого значения для определения древности индоариев в Индостане. -Были в этот долгий период вторжения или их не было, определить вовсе не так легко, как это представляется Семененко и тем археологам, на которых он равняется.-Распространение субклада Y93 гаплогруппы R1a из Индии главным образом на юг никак не вяжется с распространением ариев (главным образом на север), тем более, что Семененко отрицает достоверность датировок по геному.География Ригведы:
Есть еще один из участников дискуссии, кто в какой-то мере поддержал позицию Семененко. Это специалист по санскриту из Петербургского университета Игорь Александрович Тоноян-Беляев. Он с самого начала заявил, что обе гипотезы считает недоказанными, но высказал аргументы:
10) Доминирование небольшой группы ариев над колоссальным населением Индостана невероятно. 11) Индоарийские генеалогии уводят начало счета в эпоху хараппской цивилизации – к 1900 году.
12) Древнейший языковой субстрат (“почва) в Ригведе – мунда, а уж за ним появился субстрат дравидийский, кстати весьма незначительный. Значит арии не шли с севера, иначе дравиды появились бы до мунда.
13) Дравидийские заимствования, возможно, есть и в других индоевропейских языках (кельтском) и есть сходства дравидского с праиндоевропейским. Это вроде говорит в пользу восточной, азиатской прародины индоевропейцев.
14) Всё культурное богатство Северо-Запада Индостана создано в Пенджабе, а не к Северо-Западу от него. Оно не могло быть принесено ариями, особенно если они пришли после 800 г.
15) Венгры и другие несомненно переселились из Зауралья на Дунай – в рамках Великого Переселения народов на запад. А переселение ариев в противоположном направлении выглядит изолированным.
16) В Китае светлая пигментация появилась уже около 2600 г.: “Желтым” император назван так по цвету волос. А андроновцы почти на тысячу лет позже. На каком основании считается, что светлая пигментация распространялась из Европы?
Что ж и на это ответили:
10а. История знает немало примеров доминирования небольшой группы иностранных пришельцев над массами коренного населения. Например, норманны в целом ряде завоеванных стран. Пришельцы из Зауралья в Венгрии. Конкистадоры в Америке.
11а. Допустим, что индоарийские генеалогии действительно начались около 1900 года до н. э., но откуда взято, что они начались на территории Индостана?
12а. Как известно, и дравиды и мунда не жили непосредственно перед возникновением серой расписной керамики сплошными массивами, а были разбиты на ряд народностей, живших в разных регионах.
13а. Пока эти заимствования и сходства, чрезвычайно интересные, очень немногочисленны и сугубо предположительны, делать из них выводы преждевременно. Такие заимствования могли попасть через посредников и от общего источника.
14а. Где и кем было создано культурное богатство Индостана, в целом или по частям – не известно
15а. Козинцев: было и великое переселение народов на восток перед переселением на запад – освоение степей. Тохары, европеоиды на севере Китая..
16а. Козинцев: Китай 2600 г. это легенды, по фактам же это Гумугоу и Сяохэ, а они близки к андронову. Таримские мумии свидетельствуют о переселении из Европы.
2-я версия: Индоарии вышли из степей.
Существует в двух основных версиях: андроновской и катакомбной. Андроновскую развивала в течение ряда лет Елена Ефимовна Кузьмина, катакомбную – сам Лев Клейн.За эту концепцию: доктора наук Васильков, санскритолог из Кунсткамеры, Александр Козинцев, антрополог оттуда же; Сергей Кулланда – языковед, к. и. н. из московского Института восточных языков и Виктор Новоженов – археолог, к. и. н. (Ph.D.).
Кузьмина считала, что предковая – андроновская культура Казахстана первой половины II тыс. до н. э., Клейн счтает, что это катакомбные культуры Северного Причерноморья второй половины III тыс. до н. э. В 17 – 15 веках до н. э. арии вторглись в Пенджаб, где и создали Ригведу, а вскоре в Восточном Пенджабе у них возникла культура серой расписной керамики.
1. В реконструированном словаре праиндоиранского и праиндоарийского языков, Кузьмина проанализировала лексику быта и материальной культуры, дополнив это анализом Ригведы и Авесты. Обнаруженные термины свидетельствуют о пастушеском хозяйстве – с преобладанием скотоводства над земледелием. Скот – мерило богатства, война – борьба за захват коров. Она также показала, что эта лексика вполне соответствует реалиям андроновской культуры.
В своих исследованиях Кузьмина также показала, что обнаруженная лексика свидетельствует в деталях о соответствующем пастушескому хозяйству весьма подвижном быте, домостроительстве, утвари, которые налицо в андроновской культуре. Характерно, что свиноводство у андроновцев отсутствует.
2. Высокая роль коневодства в реконструированном по словарю хозяйстве и быте ариев, что отвечает высокой доле коня в стаде степных культур, в частности андроновской, тогда как в Индии в более ранней хараппской культуре коня либо нет, либо роль его крайне незначительна. Высокой роли коня у ариев соответствует его огромная роль в мифологии и культах ариев (конь – главное жертвенное животное), чему находятся соответствия в степных археологических культурах и у индоевропейских народов вообще.
3. Точно так обстоит дело с колесницами, тогда как в предшествующей хараппской культуре колесницы нет, а в культуре Синташты, исходной для андроновской культуры, колесницы представлены. Представлены там и детали колесничной упряжи, в частности узды (псалии), попавшие оттуда в микенскую культуру.
Аргументы против:1а. Семененко противопоставил этому большое количество упоминаний земледелия и плуга в Ригведе. Клейн пишет : “Он поймал меня на грубой ошибке: в одной из работ, сделанной в период, когда я уже не мог работать в библиотеках, я написал, что в Ригведе не упомянут плуг.”Торжествуя по этому частному поводу, Семененко по большому счету всё равно неправ: земледелие в Ригведе не столь значительно, как скотоводство, злаки, по его собственным словам, ограничены одним ячменем (немного есть и пшеницы). Я. В. Васильков показал, что все доводы Семененко о развитой ирригации и вообще передовом земледелии основаны на неверном толковании стихов Ригведы. Вообще выражения о пахоте встречаются массово только в поздних мандалах Ригведы. Ранняя Ригведа в основном пастушеская.
2а. Против этого пункта возражений нет.
3а. Семененко возражает, что лошадь есть и в хараппской культуре и приводит случаи находок. А индоарии Ригведы заказывали арабских скакунов (у них при жертвоприношении перечисляется 17 пар ребер, а не 18, как у обычных лошадей). Значит, полагает Семененко, индоарии не держались за своих коней, якобы приведенных из степей.
4а. Семененко неоднократно указывает на наличие колесниц в хараппской культуре, на то что они древнее уральских (имеется в виду Синташта) и обладают другой структурой. Под наличием колесниц он понимает наличие глиняных моделек и колес, на которых нарисованы спицы. Он мог бы еще упомянуть (но не упоминает) медную модель колесницы из Даймабадского клада (Центральная Индия), которую приписывают импорту из поздней хараппы. Что касается синташтинских колесниц, он склоняется к их толкованию как исключительно ритуальных устройств.
Ответные возражения сторонников степной концепции.3б. По поводу арабских же скакунов возражу: увлечение индоариев импортными скакунами никак не противоречит наличию у них собственных старых традиций коневодства. У андроновцев палеозоологи фиксируют 3 или 4 породы лошадей – от тяжелых до похожих на ахалтекинцев. Неоднократные ссылки Семененко на импортных арабских скакунов с их 17 парами ребер производят странное впечатление.4б. Клейн уже указывал, что глиняные модельки изображают не колесницы, а повозки-двуколки, запрягавшиеся волами. Недавно к дискуссии присоединился Новоженов, который указал гораздо более развернуто то же самое, добавив, что модели колес со спицами это скорее пряслица с изображениями солнечных лучей. Он привел внушительную серию колесниц 21 – 17 вв. из степей, резко отличив ее от повозок для упряжки волов и связав распространение колесницы с ариями.В Ригведе упоминаются традиционные состязания на колесницах, запряженных быками.
КАТАКОМБНАЯ версия КЛЕЙНА
1. В андроновской культуре не было свиноводства, чем свидетельствовался подвижной образ жизни этих скотоводов. Но и в стаде катакомбных культур свиньи либо не было, либо она занимала незначительное место.
2. В катакомбных культурах, как и в андроновских конь был весьма распространен, хотя еще и не использовался в повозках (это ведь III тыс. до н. э., а не II). В погребениях: в книге Пустовалова отмечается, что в сопроводительной пище конь на первом месте (16% погребений, в некоторых районах до 38,7%), бык/корова – с большим отрывом на втором (5,4%).
3. В андроновской культуре двугорбый верблюд был весьма используемым животным, и этим андроновская культура схожа с иранцами, а не индоариями, у которых верблюд не был распространен. Тут Семененко нашел у меня вторую ошибку. Он указал упоминания верблюда в Ригведе, правда, добавил, что это в поздней Ригведе, а в ранней его всё-таки нет. А вот у иранцев верблюд обычен и есть культ верблюда, от его имени «уштра» образовано имя пророка: Заратуштра. В катакомбных культурах верблюд отсутствует, и этим они больше подходят на роль предковых для индоариев, чем андроновская.
4. Кузьмина показала, что изготовление керамики, описанное в Черной Яджурведе и брахманах отвечает андроновским правилам и формам. Правда, андроновская керамика богато орнаментирована и изготовляется женщинами, а в ведийской Индии без орнамента и выделывается мужчинами. Что ж, протоиранские вклады в ведийскую культуру не исключаются: керамическая терминология в Ригведе вообще в большой мере иранская (Кузьмина).
5. Иранцы и индоарии вообще резко различаются по некоторым позициям. Иранцы придерживаются веры в то, что нельзя осквернять мертвым телом чистые стихии – землю, воду и огонь. Потому они применяли разные способы обойти это: скармливание мертвых собакам и птицам, помещение покойников в каменные ящики.У индоариев, наоборот, Мать-Земля с радостью приемлет покойника, огонь его поедает. С этой точки зрения андроновцы – типичные иранцы: они хоронят в каменных ящиках, как срубники – в срубах.
Катакомбная версия миграции.
Остальные аргументы Клейнв направлены на доказательство преемственности именно от катакомбных культур к индоариям (и косвенно они поддерживают также оппозицию андроновской культуре).
Сахамарана (соумирание) погребение женщины на похоронах мужчины, скелеты лежат в обнимку в позах соития. Правило объясняется из индийского ритуала – умирающий (а в древности это могло относиться и к умершему) должен произвести зачатие, а жена должны родить своему мужу новое тело для загробной жизни. В катакомбных культурах это частое явление (19,4%).
Красный траурпосыпка головы, кистей рук и стоп ног покойного красной краской в катакомбных могилах. В Индии именно эти места в ритуальных ситуациях окрашиваются в красный цвет.
РанголиВ ряде катакомбных могил наших степей обнаружены рисунки, выведенные на дне могилы порошком. Это практика ранголи в современной Индии – узоры порошком на полу.
ЧатурашраДля индоариев характерно увлечение игрой в кости («Гимн игрока» в Ригведе и проч.). Ни в одной культуре бронзового века не найдено столько наборов резных метательных костей, сколько в катакомбных погребения Северного Причерноморья. Причем в Индии и в катакомбах Причерноморья это не кубики, что было бы банально, а октаэдры с притупленным срединным ребром. Получается четыре гнутых грани – чатурашра. В Индии до сих пор именно такие применяются в игре чаупар. По знакам восстанавливаются правила игры, совпадающие с индийскими.
Павитри и граваны.В катакомбных погребениях есть прототипы культовых вещей индоариев – цедилок павитри (глиняные воронки) и пестов (граваны) для выдавливания сока из сомы – пестов фигурно оформленных и тщательно зашлифованных.
ВаджраСреди финно-угорских заимствований из арийского (индоиранского) и индоарийского есть слово близкое к форме «вечер». В одних финно-угорских языках оно означает «молот», в других – «топор». Его прототип – явно арийское «ваджра» (оружие, в частности Индры). А в катакомбной культуре основной вид вооружения знатного воина – каменный боевой топор-молот. Те же функции исполняла каменная булава с четырьмя выпуклинами. С этим согласуется то, что ваджра в представлении индийцев была четырехконечной.
КапалыС помощью Тонояна-Беляева я обнаружил в списке ритуальных предметов индоариев Черной Яджурведы капалы – жертвенные тарелочки из черепков, отбитых стенок глиняных сосудов. Это хорошие соответствия «жаровням» катакомбных погребений – отбитым стенкам сосудов, заполненным краской и угольками. Больше нигде в подобных масштабах таких нет.
Курильницы-кормушкиТипичным предметом катакомбных погребений являются «курильницы» — чаши с отделением внутри, на четырех ножках или на четырехлепестковом поддоне. В культуре Заман-баба эти курильницы приобрели вид четырехугольных сосудов. Узбекский археолог Аскаров нашел аналогии им в живом быту Узбекистана и Индии, где это двучастные кормушки и поилки для птиц, в которых видят души покойников. Клейн построил типологию родственных сосудов Европы и нашел подтверждение этому толкованию в керносах Кипра, где на бортике помещены фигурки птиц.
Культовые очаги В Средней Азии (на пути в Индию) расположены культуры с катакомбами – Заман-баба (вдобавок и с курильницами), бишкентская и вахшская. В бишкентской есть очень специфичные для индоариев ритуальные очаги из камней – круглый (гархапатья), четырехугольный (ахавания) и полумесячный (дакшинагни), а также каменные вымостки в виде свастики. Всё в одном и том же могильнике. И там же сахамарана – в типичных позах. Обращаю Ваше внимание, что всё это не в Индии, а далеко на севере.
Моя трактовка катакомбных культур как праиндоарийских вступает в противоречие с общепринятым убеждением, что разделение ариев на индоариев, иранцев и прочих произошло перед самым вторжением в Индостан – у меня это минимум на тысячу лет раньше .
Если верны предположения генетиков, что ямная культура дала начало всем индоевропейцам Европы, то она не может быть культурой одних лишь ариев.
Расовое равенство постоянно ставили под сомнение. Арийская теория, появившаяся ещё в XIX веке, а затем подхваченная в XX веке Третьим рейхом, пыталась доказать, что существовала некая высшая, чистая раса, которой и принадлежали все достижения искусства, науки и техники. Что обо всём этом думает генетика — в нашей статье.
Создание германского мира
По мнению историков, германская языковая общность сформировалась на севере Германии и юге Скандинавии в рамках ясторфской археологической культуры, в первом тысячелетии до н. э. Ранее с юга туда пришли воинственные племена и подчинили себе эти территории. Завоеватели частично уничтожили местное население и смешались с его остатками.
Эти места были не самыми комфортными для жизни, поэтому вскоре в поисках добычи и славы, а также Lebensraum — «жизненного пространства» — германцы начали двигаться на юг. Сначала были набеги и походы, а затем и переселения целых племён.
Римляне впервые столкнулись с выходцами из северных стран в конце II века до н. э. во время нашествия кимвров и тевтонов. И мало им не показалось.
Между германским и кельтским миром археологи и лингвисты видят ещё целый ряд культур, которые протянулись полосой от Рейна до Карпат и не относились ни к тому миру, ни к другому. Учёные полагают, что племена этого «третьего мира» говорили на несохранившихся индоевропейских языках или даже на доиндоевропейских. В дальнейшем, как предполагается, часть этих племён ассимилировали германцы.
Переправившись через Балтийское море на кораблях, племена готов высадились в устье Вислы в конце I века н. э. и вместе с племенем гепидов начали движение на юго-восток. Достигнув Чёрного моря и поселившись в стране Ойум, они (не в одиночку) создали культуру, которую современные археологи знают как «черняховскую». После скифской войны III века готы в течение века жили в мирном симбиозе с империей. И лишь гуннское нашествие в конце IV века положило конец этой идиллии. Спасаясь от гуннов за Дунаем, готы добили Римскую империю.
Точкой исхода готов на юг стал остров Готланд в Балтийском море или материковая часть южной Швеции — археологи зафиксировали и там и там уменьшение населения примерно в это время. «Репетицией» этого исторического переселения была высадка каких-то переселенцев в устье Одера веком раньше — этих германцев Тацит называл «готоны».
Но готы не исчезли в Скандинавии полностью. Южная часть Швеции исторически называется Гётеланд (Ётеланд). Этот же корень невооружённым глазом виден в названии племени ютов, которые вместе с англами и саксами переселялись в Британию.
Но причем здесь арийцы?
Арийская теория появилась в XIX веке. Согласно ей, прародиной арийцев является Северная Европа — там они сохранились в чистом виде, а среди прочих народов могут присутствовать лишь как составной компонент. Именно эта теория легла в основу идеологии Третьего рейха. Арийцам в заслугу ставились все достижения человеческой культуры.
Современная наука придерживается иных взглядов. Все народы в генетическом плане представляют наборы различных гаплогрупп — и в этих сплавах отражается их история.
Германцы — это смесь R1b1, палеоевропейской I1 и «арийской» R1a1 Y-хромосомных гаплогрупп. О том, кем были носители R1b1 и когда они пришли в Европу, учёные спорят до сих пор. Известные специалисты в этой сфере Брайан Сайкс и Стивен Оппенгеймер считают таких носителей потомками палеолитического населения Иберии.
От носителей I1 в германский (а затем и в английский) язык вошла масса слов из палеоевропейского субстрата. Например, названия сторон света; термины, связанные с мореплаванием, а также «сильные» (неправильные) глаголы. То есть произнося «зюйд-вест» или go to the sea, мы повторяем слова древнего языка неизвестных племён, обитавших на севере Европы до прихода туда индоевропейцев.
Но существовали ли арийцы на самом деле?
Во втором тысячелетии до н. э. в Евразии произошло бурное расселение индоевропейских племён ариев. Это связывают с появлением и распространением у них передового оружия — боевых колесниц. Конница на полях сражений появилась позже.
Волны боевых колесниц в течение нескольких веков докатились до Европы, Китая и Египта. Правда, в последнем случае там были не арии, а племена гиксосов, которые взяли новинку на вооружение.
Иногда пишут, что «арийский» генетический маркер — это R1a1. Если говорить точнее, Y-хромосомная гаплогруппа — индоевропейская. Распространение R1a1 чётко видно в Иране и Индии, куда во втором тысячелетии вторглись арии, принеся свой язык. В высших кастах северной Индии доля R1a1 достигает 60-70 процентов.
Высокие частоты этого маркера есть также у таджиков и киргизов. Эта же гаплогруппа присутствует в генофонде ряда народов Европы, что даёт основание для поиска там «арийской», то есть индоевропейской компоненты.
Что касается индоевропейского маркера, то у современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев доля R1a1 в генофонде колеблется в пределах 17-24 процентов.
Исландцы по мужской линии являются преимущественно потомками скандинавов, а по женской — жителей Британских островов. Очевидно, что викинги оттуда привозили себе и рабынь, и жён.
Исследования древней ДНК в погребениях показали, что первые поселенцы меньше походили на жителей современной Скандинавии, чем современные исландцы. То есть доля выходцев из Британских островов первоначально была выше. В дальнейшем в Исландию продолжилась миграция скандинавов — благодаря чему и сложился современный генофонд островитян.
У немцев доля R1a1 колеблется в пределах 6-20 процентов. При расселении на юг германские племена покоряли и ассимилировали какие-то группы кельтов или племён «третьего мира» — и частота распространения индоевропейского маркера несколько уменьшилась.
Распространение R1a1 у немцев в разы меньше, чем русских, поляков или сербов-лужичан (52-64 процентов). То есть «арийская» кровь у них, конечно, есть, но в довольно малом количестве.
«Арийская теория» несостоятельна — и тому есть совершенно научное объяснение.