Русальская неделя

Что это за праздник

Русалии являются общеславянским (а может быть, и общеиндоевропейским) аграрным праздником, связанным с плодородием полей, молениями о дожде и рождении новых колосьев.

Исследователями давно отмечена близость всех обрядов и праздников русального месяца июня: семика, троицы и Купалы.

Итак, Русалии – языческий праздник древних славян, который упоминался в средневековых источниках, начиная с 12 в. Они отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).

Во всех этих праздниках явно выступает культ воды, растительности, плодородия и плодовитости.

Пляски девушек, хороводы вокруг березки, плетение и бросание в воду венков, песни о яровой пшенице и о будущем урожае, о яр-хмеле, о девице и о молодце, имитация coitus’a, обращения к русалкам, Ладе, Леле, Туру и Яриле, жертвы воде в виде женских кукол, похороны мужских кукол (Кострома, Кострубонъка, Ярила).

Русальная неделя в 2023 году: дата празднования

Все это обычно происходит в июне, колеблясь между 4 и 30 числом этого русального месяца. Путаницу в сроках обрядов вносит, во-первых, география (чем севернее, тем позже происходит обряд).

А во-вторых, церковный календарь с его подвижной пасхой, подвижным троицыным днем, передвигающим языческий семик и русальную неделю.

Русальная неделя или Троицкая — время, когда славяне чествовали русалок. О том, какого числа будет в 2023 году русальная неделя и как праздновали этот праздник наши предки вы узнаете из нашей статьи.

Русальная неделя (русальская, гряная) — по народным представлениям, время пребывания русалок на земле. В течение этого периода русалки находятся в непосредственной близости от человеческого жилья и могут вступать с человеком в контакт.

В рамках народного календаря русальная неделя ориентирована на Троицу. Она приходится на неделю, предшествующую празднику, и совпадает с так называемой семицкой или троицкой неделей (калужск., орловск., тульск.; см. Семик).

Или, что встречается чаще, начинается после троицкого воскресенья — с Духова дня и заканчивается днем всех святых (см. Всесвятская неделя). По представлениям русских, время разгула русалок соответствовало периоду цветения ржи.

Русальная неделя была насыщена обрядами, обычаями, запретами, соблюдение которых связывалось в народном сознании с временным появлением русалок на земле.

И обуславливалось желанием крестьян избежать их вредоносного воздействия. Она осмыслялась как праздничное время: устраивались общие трапезы, гулянья с хороводами, танцами и играми.

Духов день – древний праздник, который отмечается на следующий день после Троицы.

Русальная неделя в 2023 году начнется с 5 июня и закончится 11 июня.

Его также называют Клечальный понедельник; Духови; Духова; День Духа; Духовден; Святой Дух; Земля именинница; именины Земли; Провожание русалок; Русальница; Русалье. Этот день считается началом Русальей недели. Он сочетает церковные и языческие традиции.

Согласно учению Церкви, в едином Боге три лика – Отец, Сын и Святой Дух, который обладает всем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти.

Верующие вспоминают о том, что в день Пятидесятницы сошедший на апостолов Святой Дух наделил их способностью проповедовать христианское учение на разных языках народам мира.

Русальская неделя

Русальская неделя

Каждый человек рано или поздно начинает интересоваться историей своего Рода и семьи, но все больше современных людей стараются копнуть намного глубже, не просто сквозь века, а сквозь тысячелетия. Стремясь узнать историю не только своей семьи, а и всего народа, его прошлое, обычаи и традиции. Для некоторых это необычное увлечение, а для некоторых хобби становиться работой всей жизни. Что же в себе скрывают славянские праздники и вообще религия древних славян? Этим вопросом задается огромное количество современных людей, и это связанно в первую очередь с обычным человеческим любопытством.

Славянский календарь полон разнообразных праздников, дней памяти, и прочих языческих торжеств. И одним из самых интересных и долгожданных летних языческих праздников славян была Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня, последним же днем празднования был день всеми любимого, обладающего невероятной силой бога Купалы 24 июня.

Как и многие славянские народные праздники, Русальная неделя имеет свои обычаи, традиции и ритуалы. В течение недельного празднования наши предки проводили целый цикл невероятно серьезных  обрядовых мероприятий, без которых праздник просто не мог состояться: «проводы русалок», «яичное заговаривание» и ритуал «русальные заговенья».

Что же собой представляли ритуалы Русальной недели?

Первым в списке проводимых обрядов считались прощания с русалками, они всегда считались дарительницами влаги для полей.  Данный ритуал служил неким переходным периодом – прощанием на определенное время с русалками. Когда нужда в большом количестве влаги на полях сводилась до минимума в результате завершающего этапа формирования будущего урожая. А говоря простым языком, уже сформированным колосьям, не было необходимо столько дождей и влаги, сколько было необходимо после засева полей.
Наши предки считали, что русалки основную часть года были на дне водоемов или рек, и только в Русальную неделю они могут появиться на суше.

Как праздновали Русальную неделю наши предки?

Зачастую славяне в праздничные дни собирались на небольших горах или холмах, где проводились веселые гуляния, торжественные пиршества и маскарады. Главным символом этого праздника были кони, поэтому кто-то из юношей деревни обязательно выполнял роль этого животного на празднике, но, конечно же, в шутку. Юные девушки одевали свои праздничные сарафаны, собирались возле костра и пели русальные песни.

Обряды «похорон и проводы русалок»

Центральным событием всего праздника были именно эти ритуалы. Наши предки выбирали одну из самых красивых молодых девушек деревни, надевали на нее невероятное количество сплетенных венков из свежих цветов и трав. Тем самым превращая девушку в настоящую новогоднюю елку с гирляндами из всевозможных венков и зелени. Затем все участники обряда, веселясь, обходили всю деревню в маскарадных костюмах, но с наступлением сумерек все направлялись к реке или открытому водоему. Если же такого не было по близости, тогда разводился костер, хотя наши предки всегда селились вблизи от воды.

Естественно вместе со всеми на берег приходила и именуемая «русалка» и начиналось таинство. Волхвы и жрецы начинали молиться богам, напевая специальные песни, и при этом с «русалки» снимали венки и бросать в воду или же костер – это было таинство прощания. После попадания последнего венка в воду все бросались убегать от уже бывшей русалки, а она стремилась поймать кого-то. Но попасть ей в руки для наших предков означало накликать на себя беду, обычно это предвещало хворь или же смерть.

Наши прародители верили, что во время празднования Русалии самих русалок можно увидеть поблизости на берегах водоемов, на перекрестках и даже погостах. До наших дней дошли предания, в которых сказано, что традиционные русальные танцы и веселье имело и несколько другой смысл. Это был своеобразный ритуал, который позволял с помощью танца защитить посев.

Еще одной особенностью Русальной недели был полный отказ от работы, иначе русалки могли наслать наказание на того, кто осмелиться работать в их день. Уничтожить урожай, наслать бури, грозы и прочие проблемы на головы неучтивых славян. Наши предки почитали и одновременно боялись Русальной недели, ведь встретить русалку считалось невероятной удачей, которая сулит несметные богатства, но только если человек действительно этого заслуживает. Но если же русалка встретит лгуна, вора или убийцу, то эта встреча обернется смертью для него. Детей и молодых девушек берегли от подобных встреч, так как славяне верили, что русалки могут затанцевать до смерти или же просто увести их с собой. Именно по этой причине в это время детей и девушек не выпускали на поля и луга. Для защиты на детей одевали специальные обереги, которые были изготовлены из нескольких сильнопахнущих трав: полыни, хрена и чеснока.

Русалии в народе называют Троицкой или Русальной неделей, и это время являлось одним из самых ярких праздничных дней в славянском праздничном календаре. Наши предки связывали Русалии с поминовением усопших, легендами о русалках, девах-утопленницах, живущих в реках и водоёмах.

Считалось, что Русалии – непростой период, и необходимо защититься от водной нечисти, что в этот праздник приобретает особую силу. Для этого проводили специальные праздничные ритуалы, соблюдали традиции, зародившиеся много столетий тому назад. Какими были Русалии у древних славян? Что за обычаи связаны с Русальной неделей?

Когда праздновали Русалии?

Изначально время празднования разбивалось на два периода – в апреле и конце мая. Связано это было с началом полевых работ, который сменяла пора цветения. Позднее, с приходом христианства, Русалии прозвались Троицкой неделей.

На мой взгляд, это определение вполне ясно указывает на время празднования. Русалии, как правило, проводились за семь дней до праздника Троицы. Не секрет, что многие языческие обычаи сохранились и с появлением новых верований, а православной вере пришлось смириться с наличием большого количества старинных заимствований.

Русальская неделя

Русалии – волшебное, но опасное время

Наши предки связывал появление русалок с определёнными природными явлениями. Например, если зацветала рожь – у прудов и рек следовало быть осторожным, водные девы готовились к своему празднику.

Во время Русалий нельзя было долго задерживаться в поле, купаться и ходить в лес в одиночку и вовсе запрещалось. На Русальной неделе женщины не занимались рукоделием, а пастухи не выводили животных на пастбища. Славяне верили, что большую часть года русалки проводят на дне водоёмов, но в Троицкую неделю непременно выходят на поверхность. От потусторонних созданий, конечно, добра не стоило ждать.

Русалии – веселый праздник

Во время праздничных дней народ собирался на небольших горках или холмах, где проводились торжественные маскарады и пиршества. Во время ритуалов молодёжь переодевалась в различных животных. Например, многие юноши примеряли образ коня, который считался надёжным хранителем и защитником от нечисти. Такой “конь” должен был присутствовать на каждом празднике.

Русалии были весёлым временем, и всегда находилось место шуткам, забавам и даже розыгрышам. Нередко девушки наряжались русалками, распуская косу поверх белой рубашки. Такие “русалочки” едва ли не до смерти пугали путников или соседей, если появлялись на улочках деревень или рядом с домами.

Если накануне Русальной недели у людей пропадала живность, народ просил русалок вернуть похищенный скот. Чтобы задобрить речных дев, неподалёку от водоёмов развешивали на деревьях красные рубашки. Это был ценный подарок для русалок.

Все традиции и ритуалы Русалий должны были неукоснительно соблюдаться. Более того, любое отклонение или нежелание участвовать в обряде приносило бедствие. Наши предки считали, что пренебрежение обычаями может обратиться карой для человека. Думаю, это были всего лишь суеверия, однако основой их было сохранение культуры, что вызывает уважение.

Русальская неделя

Празднование Русалий было связано со многими обрядами

Особенные традиции Русальной недели

Каждый день Троицкой недели имел особое значение, был связан с определёнными ритуалами. Например, во вторник проводились “задушные поминки”. Народ призывал русалок, словно желая познакомиться с ними. Важным аспектом вторника Русалий было преодоление собственного страха перед непознанным.

Среда прозвалась в народе “буреломной”. Люди верили, что тот, кто будет отбеливать холсты в этот день, будет настигнут страшной бурей. А вот воскресенье было завершением празднеств, когда народ прощался с русалками.

Центральное место на Русалиях занимали обряды похорон и проводов русалок. Для них выбирали самую красивую девушку селения, на которую навешивали большое количество трав и цветов.

Вместе с главной героиней праздника люди обходили все дома, завершая путь у открытого водоёма. Во время ритуала прощания с “русалки” снимали многочисленные венки и цветочные украшения, бросая их в воду и напевая старинные русальи песни.

Когда в воду падала последняя часть зелёного убранства, “русалка” бросалась вперёд, пытаясь поймать кого-то из присутствующих. Несмотря на то, что девушка лишь отождествлялась с русалкой, попасться ей в руки было плохим знаком. Нередко во время ритуала проводов русалок исполнялись особые танцы, что были направлены к силам плодородия и просьбам духам послать хороший урожай.

Древние славяне жили в единстве с природой, а потому даже недобрые создания, такие как русалки, не имели однозначно негативную характеристику. Люди верили, что по вечерам и ночам во время Русалий эти девы могут бродить по улицам. Встретив человека искреннего и доброго, она не причинит ему зла.

Но вору или убийце встреча с русалкой грозит смертью. Также оберегали от наяд молодых девушек или маленьких детей. Считалось, что русалка может поманить их за собой, за чем последует гибель в воде.

Русальская неделя

На Русальной неделе русалки могут заманить к себе и погубить человека

Мне кажется, Русалии – тот праздник, что абсолютно точно и очень ярко отражает мировосприятие наших предков. Славяне жили в мире, полном чудес и тайн, они принимали природу как неотъемлемую часть жизни, как великое чудо, что не переставало удивлять человека. Это трепетное, бережное отношение заметно и в празднованиях Русалий. Очень хочется, чтобы и мы, потомки великого народа, не забывали ценить красоту мира, загадочного и во многом непознанного даже для современного человека.

славянские отголоски древнеклассического чествования памяти умерших (Rosaria, Rosalia, dies rosae). По древним свидетельствам (надпись в Драме, близ Филиппополя), розалии состояли в ежегодном принесении роз на могилу, вероятно с разными обрядами и пением. Из Фракии и Македонии Р. были заимствованы славянами, с разными местными изменениями. Церковь часто поднимала свой голос против Р., но так как они издавна примкнули к христианским праздникам (обыкновенно — к Троицыну дню), то и распространялись вместе с христианством, как элемент народно-церковного обряда. Вальсамон, в толковании на 62 канон трулльского собора, упоминает о русалиях, как древнем празднике, отбываемом в деревнях после пасхи. Епископ охридский Димитрий Хоматиан (XIII в.) говорит, что Р. праздновались в Македонии в неделю по пятидесятнице. Древнерусские церковные писатели часто с осуждением упоминают о Р. Название Р. для весеннего праздника и игр на зеленых святках до сих пор сохранилось у славянских народов, румын и албанцев. Во многих местностях, преимущественно в Македонии, Болгарии, Сербии и Белоруссии, сохранилось много связанных с Р. древних обрядов и песен. Местами Р. празднуются под другими названиями: у великороссов — семик (собственно четверг на седьмой неделе по Пасхе), у словаков — турицы. Древнее поминальное значение Р. у славян затемнилось разными весенними играми и песнями, но не совсем заглохло. Анализ русских суеверий приводит к заключению, что весенние Р. — главным образом поминальный обряд. Празднование Р. местами сохранилось на рождественских святках. Замечательным остатком древности служат рождественские Р. в южной Македонии — “погани дни”, от Рождества до Богоявления. Этот праздник объясняет выражение “Стоглава”, что в старой московской Руси Р. были “о навечерии Рождества Христова и Богоявления”. “Стоглав” упоминает еще об “роусалии о Иоаннове дни” (т. е. 24 июня). По свидетельству этого памятника, на Р. сходились “мужие, жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание, и на скакание”. Академик А. Н. Веселовский готские игры византийского придворного церемониала, сохранившиеся отрывочно на фресках Киево-Софийского собора, объясняет январскими русалиями.См. Веселовский, “Разыскания в области духовного стиха” (вып. V, 260—286); Joret, “La rose dans l’antiquité” (357 и др.); Miklosich, “Die Rusalien”.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
.

Смотреть что такое “Русалии” в других словарях

«На Русальний тиждень не шиєм, не мажем на дворе, щоб Русалкам очей не забризкать глиною» (укр.). «Пакуль жито красуе (т. е. цветёт), русалки у жите ходять» (укр.). На Всесвятской неделе — всякий кусок свят! Невестится невеста, а будет ли толк — Bсe-Святые скажут. Святая неделя — красная, Всесвятская — пёстрая. Все Святые с одним богатырём — Ярилой борются, совладать не смогут. Ярило яровые ярит. На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется.

На Полтавщине в течение троицкой недели избегали пропалывать свёклу, считая, что иначе впоследствии в борщ попадёт жаба или мышь; белорусы остерегались строить дом в период между Духовым и Петровым днями, поскольку в нём непременно завелись бы тараканы и клопы.

Русалочья неделя

Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя) — старинный русский женский обрядовый праздник.

Праздновался на восьмую неделю после начала Пасхи. Считалось, что на Семик, то есть в июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»).

Один из древних обычаев, связанный с этим праздником, — это запрет на купание в реке до конца июня. Он был связан с тем, что вода в это время ещё холодная, бывало много несчастных случаев, и существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.

В четверг девушки шли в лес «завивать берёзу». Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой. Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны». Во Владимире хоронили Ладу, а в Твери — Ярило. Это и было как бы изгнание и проводы русалок. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили.

После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру «уточки».

В некоторых местах Семик праздновали до конца XIX века.

До сих пор в некоторых местах России празднуют Семик. В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажженной свечкой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с вареных куриных яиц. При этом их праздник не похож на похороны, поскольку в него все веселятся. Непосредственно после Семика идет День Святой Троицы, в который мало кто из жителей ходит поминать усопших.

Смотреть что такое “Русалочья неделя” в других словарях

Русальская неделя

В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?». Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы часто сопровождались песнями.

Русальная неделя — названия дней недели в разных регионах

  • Понедельник — Духов день, Троица, Именины Земли, Земля именинница, Провожание русалок, Русальница, Иван-да-Марья, украинское — Богодухів день, Розигри, белорусское — Брэзжыны.
  • Вторник — Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день, Скорбящая, Ярилин праздник, полесское — Кiнскiй Велык-день, Семик, Духов день, сербское- Водени уторак.
  • Среда — Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.
  • Четверг — Русальская пасха, у белорусов — Русалчин Великдень, у украинцев — Русальний Великдень, Мавський великдень, Навська трійця, Трійця умерлих, Сухий день, Кривой четверг, у сербов — Русальный четверг .
  • Пятница — Игрище Ярилы.
  • Суббота — Летние Деды.
  • Воскресенье — Игрище Ярилы, Ярило, Заговень , Строма , Развивание венков, Русальское воскресенье , Русальское заговенье, Крапивное заговенье, Кострома, Проводы Весны , День всех святых.

Похороны Костромы

Русальская неделя

Русальская неделя

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX в.

В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:

Вождение «Русалки-коня»

Русальская неделя

«Вождение русалки» (коня) в с. Оськино Воронежской губ. 1930-е.

В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».

Обряды и традиции

Считается, что именно в тот день, который сейчас называется «Духов», больше всего шансов увидеть настоящих русалок, однако появляются они и на протяжении всей русальей недели. Причем встретить их можно не только в воде, но и на берегу – в рощах, на полях, на перекрестье дорог и на погостах.

Как они добираются туда на своих хвостах – загадка. Хотя некоторые считают, что на самом деле у русалок красивые длинные ноги, а миф о том, что подводные девы ниже пояса – рыбы, придумали селянки, чтобы их мужья не искали встреч с речными красавицами.

Испокон веков для того, чтобы задобрить этих существ, женщины и маленькие дети раскладывали на полях и развешивали на деревьях возле рек и лесных озер бусы, детскую и женскую одежду, вышитые рушники, отрезы материи.

Существовало поверье, что если русалки останутся довольны подарками, то ни один человек из ближайших селений летом не утонет, а урожай по осени будет очень обильным.

Кроме того, считается, что спастись от русалок можно с помощью очень пряных трав – полыни, листьев хрена и чеснока. Поэтому в течение русальей недели наши предки старались брать эти пряности с собой даже на поле и в лес за грибами-ягодами, а уж стирающие в реке белье девушки и рыбачащие парни обязательно затыкали за пояс обережные травы.

Кстати, напомним, что девушек и женщин русалки губили из зависти, детей забирали, потому что сами не могли родить, а добрых молодцев завлекали к себе для плотских утех. Возможно, и в наши дни на русальей неделе не стоит терять бдительность – вдруг еще не все русалки перевелись.

Так как русалья неделя тесно связана еще и с плодородием, считается, что в «Духов день земля урожаем беременна», поэтому нельзя пахать и боронить, сеять, копать почву и даже вбивать в нее палки и колья.

Редакторы 2020-years.ru вам рекомендуют прислушаться к этой примете и на этот день оставить в покое не только грядки на дачных участках, но и свои домашние растения.

В некоторых селениях существовал обычай «кормить землю» – в Духов день уже рожавшие женщины уходили в поля, расстилали там красивые скатерти, раскладывали праздничную еду и трапезничали.

Потом они разбредались по полю и оставляли на земле кусочки угощения, приговаривая: «Землица-именинница, дай нам урожай». Попробуйте тоже положить на своем огороде какое-нибудь лакомство – вдруг это поможет повысить урожайность.

Среда: Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.

Четверг: Русальская пасха, «Русалчин Великдень» (белорус.), «Русальний Великдень» (укр.), «Мавський великдень» (укр.), «Навська трійця» (укр.), «Трійця умерлих» (укр.), «Сухий день» (укр.), Кривой четверг (укр.), Русальный четверг (серб.).

Пятница: Игрище Ярилы.

Суббота: «Летнія Дзяды» (слуцк.).

Воскресенье: Игрище Ярилы, Ярило (нижегород.), Заговень (нижегород.), Строма (нижегород.), Развивание венков (воронеж.), Русальское воскресенье (воронеж.), Русальское заговенье, Крапивное заговенье, Кострома, Проводы Весны (нижегород.), День Всех Святых.

Обычаи

Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища.

После этого в календаре восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» (нечистых) покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику).

По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу.

Как праздновали раньше русальную неделю

Русалья неделя – неделя Женщины, женской духовной силы оберегающей весь род. Праздник, по разным источникам, отмечался после дня Троицы до Ивана Купалы.

Это день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.

На русальной неделе принято было выполнять магические обряды. Праздник «Русалии» начинался одним из них: в домах разбрасывали зелёные берёзовые ветки в знак приглашения в гости духов предков.

Женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю.

А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.

Русские люди верили, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны.

В этот день за пределы деревни выносили обрядовое деревце – троицкую березку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Бросают венки в воду: потонет – к несчастью, поплывет – к счастью.

В Калужской губ. в Духов день полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.

В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

Литература

  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — .: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  • Зеленин Д. К. Русалки // Умершие неестественной смертью и русалки / Очерки русской мифологии. Вып. 1. — , 1916.
  • Зимина Т. А. Похороны Костромы. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7
  • Пухова Т. Ф. Традиции ряжения в Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 22-29.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Соколов М. Е. Великорусские весенние и хороводные песни, записанные в Саратовской губернии // Труды III областного историко-археологического съезда. — Владимир, 1908. — С. 24.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — .: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7-21.
Еще про Тора:  Bestiary.us

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *