Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) – согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы – бог-кузнец, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей – верховный бог восточных славян, небесный огонь. Некоторые исследователи отождествляют Сварога со Сварожичем.
Этимология
Исследователей давно привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки обосновать эту гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, по мнению Трубачёва, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный».
Теория О. Трубачёва об индоарийском лингвоэтническом компоненте в Северном Причерноморье была с одной стороны подвергнута критике рядом иранистов (Грантовский Э. А., Раевский Д. С.) и индологов (М. Майрхофером), так и поддержана в то же время немецким индоевропеистом Вольфгангом Шмидтом (нем.)русск., российским индологом В. Н. Топоровым, а также российским иранистом и индологом – Д. И. Эдельман, которая ссылаясь на работы О. Трубачёва, считает возможным как сохранение индо-арийского элемента в Северном Причерноморье, так и проникновение в славянские языки индоарийских заимствований, которые не всегда отличимы от заимствований из иранского.
Также итальянский славист М. Энриетти, опираясь на теорию О. Трубачева о сохранении индоарийского элемента в Северном Причерноморье, допускает возможность прямого заимствования теонима Сварог в славянский язык из индоарийского. В свою очередь, археолог и социальный антрополог Л. С. Клейн, например, не видит других альтернатив в случае теонима Сварог, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой. М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий». В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий».
Согласно мифам
Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог – это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.
Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом – из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи – небесные воины.
В более поздние времена великий волшебник полуконь Китоврас (греки называли его кентавром Хироном) построил вокруг Алатыря храм в честь Всевышнего. Так появилось слово алтарь – самое святое место в храме.
Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов. Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит – чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» – санскрит, вода).
Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце–Ра (отсюда наше слово радость) – и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Храм Всевышнего с алтарем-Алатырем стоял на склоне священной горы Эльбрус, высочайшей на Кавказе (5600 метров). В древности эту гору называли разными именами: Бел-Алабыр, Белая гора, Белина. Тут же протекает река Белая, а раньше стоял Белый город, где жил народ белогоров. Все названия в этих местах связаны с цветом Алатыря – белого камня, при ударе о который вылетали искры. В тех же краях до недавнего времени стоял величественный монумент великому славяно-русскому герою, потомку белогоров Бусу Белояру.
Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических. Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога, потому при обустройстве капищ современному язычнику стоит помнить о том. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями.
Атрибуты Бога Сварога
Птица: Алконост. По преданиям, эта птица – Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.
Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.
Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества – так и говорят: «искра божья».
Треба (подношение): огонь
Сварог – Бог-Покровитель
Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него.
Обычно такие люди, как:
- молчуны;
- работящи;
- любят конкретику и точность;
- практичны;
- надёжны;
- ответственны;
- усердны в труде;
- любят уединение.
Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:
Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.
Почитание и аналоги в других мифологиях
Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест – бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран – олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер – бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян – христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых — Кузьма, очень схожего со словом «кузнец».
У балтийских славян Сварог зовется Радогостом, в Словакии, Чехии – Рарогом. Широко известное святилище Сварога есть в польском поселении Радогост. Когда-то на высочайшей вершине Кавказа, Эльбрусе, тоже был храм Всевышнего, с Алатырём-алтарём, а гору называли Белой Горой, Белиной, Бел-Алабыром. Тут же был Белый город, народ, населявший его, называли Белогорами. Вся местная топонимика так или иначе связана с Алатырём, белым камнем, из которого ударом высекаются искры.
Символы и обереги Бога Сварога
Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:
- Конегонь,
- знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
- Сварожич,
- Сварга,
- Молот Сварога
«Символ Сварога» – Конегонь
Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название – «Конегон» или «Конегонь» Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает – в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»
«Звезда Сварога» («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)
Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно – это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.
День Бога Сварога
В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении. Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября. В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога. В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.
Видео
Мир языческих божеств загадочен и притягателен. Образы одних туманны и почти безлики, другие же очень похожи на людей или животных. Сохранились легенды о грозных хозяевах природной стихии, богинях-покровительницах жизни и плодородия. В наши дни эти боги оживают на страницах книг и телеэкране. Но есть и те из них, кого мы знаем меньше, чьи образы не столь ясны и меньше известны, и порой сложно отличить настоящую историю от поздних мистификаций. Один из них — бог Сварог из славянского языческого пантеона.
Кто такой Сварог
Этот персонаж известен как бог-кузнец у славян и властелин небесного огня. Его имя часто звучит в одном ряду с Перуном, Велесом и другими небожителями. Однако этому герою не нашлось место в пантеоне князя Владимира, где были собраны кумиры самых почитаемых божеств.
Его фигура весьма неоднозначна. С одной стороны, ей нашлось место в русских летописях и византийских хрониках, по которым образ в известной мере удалось реконструировать. С другой — Сварог стал персонажем легенд и теорий, где он именуется чуть ли не главным богом-демиургом, воплощением самого Рода.
Происхождение имени
Есть версия, что Сварог создал, «сварганил» земную твердь и первых богов. Исследователь М. Фасмер выводит его имя из общеславянского корня «свар», и небесный кузнец оказывается весьма конфликтным, своенравным, то есть «сварливым». Бытует также мнение, что имя божества и не славянское вовсе, а восходит к более древнему, общему индоевропейскому корню. Заимствовано же слово еще в глубокой древности, задолго до новой эры путем контактов наших предков с отдаленно родственными индоиранскими кочевниками, некогда населявшими северное Причерноморье.
Действительно, славянская мифология по своим признакам — типично индоевропейская, поэтому ученым удается воссоздать параллели не только в образах и функциях божеств, но и этимологию их имен через лингвистический анализ. В древнеиндийских мифах есть образ Сварги — это один из семи небесных миров, рай громовержца Индры. Сам корень svarga в санскрите и других языках индоарийской группы означает «небо» и связанные понятия. А это уже очень близко к функциям Сварога как властелина небесного огня, рождающего огонь земной, что горит в том числе и в кузнице.
Таким образом, относительно происхождения имени нам понятно следующее:
- оно точно восходит к древнему праиндоевропейскому корню;
- оно оформилось в славянской речи в процессе языковой эволюции, но могло быть и напрямую заимствовано у соседей — как это случилось с Хорсом и Симарглом;
- «пламенная» этимология имени бога славян, хранящего небесный огонь.
Легенды и мифы
Мифы, легенды и сказания о Свароге можно разделить на три основных сюжета — космогония (сотворение им материи и богов), упорядочение летоисчисления и дарование людям навыков и ремесел.
Небесный кузнец был первой ипостасью и воплощением демиурга и праотца Рода. Сварог нашел волшебный камень Алатырь — тот самый, что описан в сказках и лежит на острове Буяне близ дуба, который по своей сути ни что иное, как архетипический образ Мирового Древа. Некогда суши не существовало — только море, в которое Алатырь и был брошен Сварогом. Оно вспенилось, и так сотворилась земная твердь. Далее ударом молота по этому камню были созданы Сварожичи. Сказание называет в их числе Перуна, Стрибога, Семаргла и Дажьбога.
Коло, или круги, Сварога — еще один вклад хранителя божественного огня в сокровищницу людских знаний. Их два, большой и малый. Это круги земного и небесного времени, послужившие в дальнейшем основой для календаря, гаданий волхвов и астрологии.
Также податель огня даровал людям практические знания и ремесла, прежде всего кузнечное дело и навыки работы с металлами. Благодаря ему людям известны такие инструменты и предметы, как ярмо, плуг, меч и боевая секира. Впрочем, знал бог-кузнец толк и в сельском хозяйстве — согласно поверью, он также придумал, как сделать из молока сыр и творог.
В языческом пантеоне любого народа каждое божество или дух имеет свою специализацию. Воины и князья несли жертвы Перуну, земледелец чтил Велеса, а женщины просили у Мокоши благополучного исхода родов.
Сварог же помогает кузнецам, ремесленникам и всем тем, кто занимается ручным трудом. Но есть и более широкое понимание его как бога-покровителя трудолюбивых и творческих людей в целом, много и упорно работающих и созидающих мир. По мнению современных язычников-родноверов, покровительствует он и тем, кто избрал себя путь профессионального спорта, особенно в сфере тяжелой атлетики и единоборств. Человек дела, активный, ответственный и отдающийся своему призванию найдет поддержку у этого божества.
Внешний вид божества
О Свароге известно немногое — основными источниками являются «Повесть временных лет» и перевод византийской хроники Иоанна Малалы, где греческий автор отождествляет его с античным богом-кузнецом Гефестом. Поэтому образ буквально восстанавливается по крупицам. Есть гипотеза, что в мифах и языческих верованиях древних славян Сварог скорее был олицетворенной и персонифицированной стихией огня, нежели антропоморфным божеством вроде Перуна или Дажьбога. Но в наши дни уже сложно отличить правду от красивых вымыслов.
Идолов божества не сохранилось. В современном неоязычестве его кумир обладает собственной символикой и практически всегда изображается со своим главным атрибутом — молотом.
Главный предмет, принадлежащий божеству — именно молот. Согласно легенде, им наносились удары по камню Алатырю. Высекавшиеся при этом искры рождали богов-Сварожичей — и не погасли, а вполне могут попасть в человека, рождая в нем творческий дар, как гласит поверие.
Славяне издревле побаивались колдунов и волхвов, приписывая им способность к оборотничеству и превращению в волков. Есть это умение и у Сварога — бог-кузнец может приходить в мир людей в образе огненного вепря.
Встречается мнение, что райская птица Алконост служит ему, будучи вестником, и разносит распоряжения и людям, и богам. Впрочем, этот сюжет возник довольно поздно, ведь образ Алконоста заимствован на Руси из греческих мифов через посредство болгарских книжников. Произошло же это не ранее XII века, то есть уже после принятия христианства.
Символы божества
Для символики бога-кузнеца характерно обилие солярных знаков, присутствующих в самых разнообразных сочетаниях. Это связано с его функцией хранителя и земного, и небесного огня — а именно Солнце является его источником, поддерживающим движение и жизнь в материальном мире.
Представляет собой солярный символ, то есть один из вариантов свастики или коловрата. Но в данном случае основу знака составляет не точка в центре, а квадрат. Конегонь как бы собран из нескольких фигур, каждая из которых более всего напоминает обычный плуг. Здесь можно увидеть символизм земледельческого труда в лице орудия, дарованного людям, а также бесконечность движения, творчески преобразующего окружающий мир.
Также именуется звездой, кузней или крестом. В нем можно легко найти черты всех этих геометрических фигур. Крест образован двумя остроугольными эллипсами, заключенными в квадрат и переплетающимися с ним. Данный символ воплощается собой силу и мощь творческого потенциала человека.
Сварожич
В основе лежит большая свастика, на ее концах четыре малых, все это сливается в единое целое и выглядит, как гармоничная фигура. Символизм легко угадывается — это сам Сварог и его четверо сыновей. В качестве оберега данный знак призван защищать от зла, помогать в избавлении психики от негатива, находить себя, ставить цели и достигать их.
Сварга
Здесь мы видим слияние двух свастик, где большая поглощает меньшую, проецируя бесконечное пространство на отдельно взятую плоскость. Суть Сварги — преображение человеческой личности, развитие через преодоление себя, отказ от прошлого и прежних привычек.
Молот
Пожалуй, главный атрибут Сварога и отличительная черта — божество чаще всего изображают именно с этим молотом, применяемым как кузнечное орудие. Он воплощает собой силу, безопасность и хладнокровие, необходимое в непростых жизненных ситуациях.
Оберег бога — Звезда Сварога
Этот символ стал в наши дни одним из самых популярных образов в современном неоязычестве и родноверии. Сейчас он знаком даже людям, далеким от этой духовной традиции или субкультуры. Звезда Сварога наносится в виде татуировки, изображается на флагах некоторых политических движений и обложках релизов, выпускаемых тематическими музыкальными группами. Поэтому этот знак и оберег мы рассмотрим отдельно.
Как выглядит
С одной стороны, из-за некоторых внешних черт люди порой ставят звезду Сварога в один ряд с такими солнечными символами, как разные формы свастик и коловратов. Действительно, определенное сходство есть, но суть знака совсем другая. Звезду также именуют квадратом Сварога, ибо основой здесь является именно эта фигура. В нее вписан крест из двух вытянутых эллипсов. Ключевое в геометрии символа — не динамика кругового движения, как у классических солярных символов, а сплетение.
Кому подходит
Звезду многие видят как славянский языческий символ вообще, поэтому и оберег с его изображением нередко наделяют довольно общими либо универсальными функциями. Но на самом деле, звезда предназначена для другого — она прежде всего не защитник, а помощник, вдохновитель и мотиватор.
Этот талисман призван пробуждать в носителе скрытые внутренние силы для саморазвития и реализации талантов. Впрочем, может он и защитить от вмешательств и помех на пути к достижению цели.
Амулет более всего полезен для людей, занятых тяжелым физическим трудом, сопряженным с творчеством, ремеслом либо профессиональным спортом, особенно в сфере единоборств. По этой причине звезда более востребована у мужчин, нежели у женщин. Подойдет она пивоварам и изготовителям других алкогольных напитков — по преданию, этому навыку людей также научил Сварог.
Сила оберега
Звезда может быть талисманом в разных материальных формах, но и ее сила, как принято считать, будет отличаться. Бог с молотом в руках покровительствует творческим людям, поэтому самостоятельное изготовление оберега предпочтительнее, нежели покупка. Он будет хорош в качестве дара ученикам или награды за заслуги.
Звезда может украсить собой помещение — но оно должно быть местом для работы или творчества, то есть цехом, мастерской либо офисом производственной компании, в противном случае, оберег теряет свою силу. Также символ хорошо смотрится на одежде, особенно рабочей. Многие наносят его в качестве татуировки, но здесь рекомендуется отнестись серьезно — ведь изображая рисунок на теле, порой можно кардинально изменить свою жизнь.
Известный боксер Александр Поветкин, похоже, оказался готов к таким изменениям. Будучи последователем духовных традиций древних славян, он сделал татуировку в виде звезды Сварога перед боем с очень серьезным противником и в итоге одержал победу на ринге.
Заповеди божества
Это понятие хорошо нам известно по учениям авраамических религий. Однако заповеди имеются не только у последователей монотеизма, но и у приверженцев языческих верований.
Почитающие Сварога формулируют их следующим образом:
Наузы для Сварога
Под наузничеством в славянской традиции понимается магическая практика и заговоры, сопровождаемые завязыванием особого узла. Когда он готов, то превращается в оберег и призван содействовать владельцу в решении той или иной проблемы.
Наузы, адресованные Сварогу, помогают в следующем:
- устранение и снятие заклятий и наговоров;
- избавление мыслей от негатива;
- очищение тела, души и окружающего пространства;
- создание семьи или укрепление личных отношений;
- настрой ума на правильное мышление.
Праздники в честь божества
Сведений о древнем культе бога-кузнеца до нашего времени дошло немного. Поэтому неясно, какие именно памятные дни посвящали ему наши далекие предки, а в наши же дни на языческих празднествах люди воздают почести вкупе с другими богами без привязки к датам календаря. Впрочем, среди современных родноверов устоялся обычай отмечать день Сварога 14 ноября. Во время торжества принято жечь костры и умываться чистой водой, отдавая дань огненной природе божества.
Образ Сварога в культуре и творчестве
Фигура небесного кузнеца в наши дни вдохновляет многих писателей и художников. Интернет полон графики и рисунков, изображающих божество. Чаще всего можно увидеть физически крепкого и сильного человека среднего либо пожилого возраста, вооруженного молотом, с волевыми чертами лица. Он показан как творец или ремесленник, часто окруженный идолами посреди суровых северных пейзажей.
Авторы, работающие в литературном жанре фэнтези, создают произведения на языческую тематику. Так, перу писателя Александра Бушкова принадлежит целый книжный цикл, названный именем Сварога, особенно популярен роман «Чужие паруса». Ходят слухи о возможной экранизации произведений Бушкова. Но пока что Сварог остается героем лишь документальных и научно-популярных фильмов либо роликов на YouTube.
Божества, связанные со Сварогом
Прежде всего с богом-кузнецом ассоциируется праотец Род, чьей ипостасью считается Сварог. Сам же он является отцом четырех божеств, рожденных ударом молота — Перуна, Дажьбога, Стрибога, Семаргла. Есть и альтернативная версия родословной, где возникает фигура его супруги, богини Лады. У пары родился Перун, его сестрами стали Леля, Жива и Морена, отвечающие за весну, лето и зиму соответственно, а братьями — Лель и Полель, покровительствующие, в свою очередь, страстной любви и зрелым семейным отношениям.
В видео рассказывается вкратце о боге — небесном кузнеце, властелине огня и подателе ремесел.
У этого термина существуют и другие значения, см. Сварог.
Не следует путать с Дабог.
Сваро́г (др.-рус. ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Дажьбога. Историчность божества вызывает сомнения.
ЭтимологияПравить
С точки зрения предложенного подхода, становится понятным тот факт, что Сварог упоминается в памятниках единственный раз: в реальном язычестве такого высшего бога, очевидно, не было.
- Сварог // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 569—570.
- Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 297, со ссылкой на Syrku в Журнал Министерства народного просвещения. 1887, CCLI, 2.
- Mayrhofer M. Indogermanische Chronik // Sprache. 1978. Bd. 24. N 2. S. 205.
- Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., 1984. Архивная копия от 12 октября 2017 на Wayback Machine
- Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999. С. 280; Его же. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 2003. С. 198.
- Enrietti M. 1980. Slavo Svarogu. — D’Amella A. (dir.). Studii in onore di Ettore Lo Gatto. Roma, Bulzoni.
- Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 239—240.
- Michał Łuczyński. “2.1.2 Srus. Svarogъ” // Bogowie dawnych Słowian. Studium onomastyczne. — Kieleckie Towarzystwo Naukowe, 2020. — С. 99. — ISBN 978-83-60777-83-1.
- Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Сварог, Сварожич // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. // Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Редколлегия: С. М. Толстая (ответственный редактор), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин. Изд. 2-е. — М.: Международные отношения, 2002. — С. 423.
- Климов Е. В. Монотеизм восточных славян Архивная копия от 12 октября 2011 на Wayback Machine // Вопросы истории. — 2007. — № 12. — 168—169.
- Голубинский Е. Е. История Русской церкви: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 839-840.
- Боги / Топоров В. H. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 210. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. — 1995. — № 3 (7). — С. 46—48.
СсылкиПравить
- Сварог // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Творогов О. В. Античные мифы в древнерусской литературе XI—XVI вв. // Труды отдела древнерусской литературы. 1979. Т. 33. С. 3-31.
- Славянские вставки в переводе Иоанна Малалы и мифотворчество
В данной статье перечислены славянские божества языческого пантеона и персонажи низшей мифологии с краткими характеристиками их функций.
Общеславянские богиПравить
- Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества.
- Сирин, Алконост, Гамаюн — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции.
Боги западных славянПравить
Идол балтийских славян (о. Волин)
Боги балтийских славян
- Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
- Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «Старому богу».
- Вилы — женские водные духи, сходные с русалками.
- Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
- Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе.
- Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
- Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.
- Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.
Персонажи низшей мифологииПравить
- И. Л. Лось. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VI. — С. 348.
- Марена / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 180–182. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Мокошь / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 169.
- Коляда // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — .
- Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Ч. I.
- Фаминцын А.С. Божества древних славян (1884). — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 736 с.
Славяно-арийский народ всегда отличался своей самобытной культурой. И в основе этой культуре лежали славянские Боги, которым наши предки возносили молитвы на протяжении многих веков. И хоть знания о верованиях славянской языческой Руси трудно почерпнуть из фильмов или развлекательных источников, многие знания все же дожили до наших дней.
Славянский народ — дети Божеств
Древние славяне верили, что являются детьми Богов. Это отражалось в их образе жизни и религиозных ритуалах. Славяне относились к своим Божествам как к первопредкам: не поклонялись им, не боялись, не просили прощения, не целовали их образы и не вставали перед ними на колени. Славянские народы считали, что их с Богами связывает общая родословная.
Славянский народ был приближен к Богам. Если они совершали проступки, то стремились исправить их добрыми делами, а не трепетали в ожидании Божьей кары.
Божьим детям не страшна была и смерть. Во главе угла для них была жизнь, которую берегли и любили.
Смысл в осознании себя как Божьих детей был очень глубок. Боги не искали себе рабов (как, например, в христианстве верующие считают себя рабами Божьими). Они искали себе детей, которые продолжат их род и будут помогать им. Древние славяне не стремились к главенству на Земле. Они не хотели подчинить себе естественные процессы, изменить окружающую природу. Наибольшее, что славяне делали — это просили Божеств о хорошем урожае и благополучии в жизни своей семьи.
Пантеон и иерархия
У древних славян существовало множество различных Божеств в их пантеоне. Имена богов славянского язычества и их значение добрались до наших дней из многих неоднозначных источников.
Поскольку культура восточных славян основывалась на культе предков, Божества были тем главнее, чем раньше было их происхождение. Так, например, от Рода (Белобог, Первобог, Вышний Бог) произошли все светлые Божества, чем ближе к своему Праотцу — тем могущественнее.
Деление на светлых и темных
В славянской мифологии существовало два изначальных Божества — Род и Чернобог. Оба противопоставлялись друг другу.
Поскольку мир всегда делится на светлое и темное, злое и доброе, обе сущности должны существовать в гармонии и поддерживать друг друга. Поэтому, Белобог и Чернобог навеки неразрывно связаны.
Род в восточной славянской мифологии
Род главенствовал в пантеоне древних славян. Творец мира, праотец всех светлых Богов, Основатель и сущность самого мироздания. Бесконечная мысль, творящая всё сущее.
Род создал окружающий нас мир таким, каким мы его знаем. Небо, земля, горы, реки. Создал всех живых существ. И поделил мир на три части:
- Правь: обитель детей Рода, Богов.
- Явь: земной мир, населяемый животными и людьми.
- Навь: загробное царство, в котором по некоторым трактовкам было Пекло — оплот самой тьмы.
Род посадил и вырастил Древо (Дуб), своей кроной обуявшее весь внешний мир, своим стволом пронзившее мир земной и корнями ушедшее глубоко в подземный мир. Из дыхания Рода родилась Лада —славянская Богиня любви, которая перевоплощаясь в птицу Сва летала по земному миру, донося волю Праотца до всего живого.
Бог Род, какой был главным во всем славянском пантеоне Богов, почитался с самых древних времен, ему восточные славяне поклонялись с особым благоговением. Он считался прародителем всего сущего, воплощением многообразности и разноплановости мира.