Символика древних культур

Символика древних культур

Дерево символизирует единение неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; «срединное древо», соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; центр мира.

Дерево как древний символ

Дерево как древний символ также означает женское начало; питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру.

Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира.

Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.

Дерево, как древний символ, подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей.

Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда – наверху колонны.

Древними символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т. п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных.

Деревья, приносящие плоды жизни, – священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль и кунжут.

В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла.

С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания, и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из-за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен.

Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей.

В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах.

Его стволом был Христос как древний символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии.

Древо Жизни, Древо Познания и Мировое Дерево – что они означают

Древо Жизни и Древо Познания растут в Раю.

  • Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла.
  • Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла.

Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением.

Древо Жизни как древний символ символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого.

Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни либо выпив влаги, полученной из этого Дерева. Древо Познания часто изображается как лоза (in vino Veritas).

Мировое Древо

Мировое Древо – символ мироздания. Согласно славянской мифологии, мировое древо – ось мира – стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней.

По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры.

В «Слово о полку Игореве» говорится о легендарном певце Бояне, который путешествовал по древу, превращаясь в мышь (она же белка, соответствует среднему, т. е. земному, миру), в орла (соответствует небу) и в волка (преисподней).

В традиционном жилище обязательным элементом был шест (в культурах кочевников) или столб (у оседлых народов), который также символизировал ось мироздания.

В восточнославянских орнаментах мировое древо как древний символ изображалось условно. Крона-в свернутом, еще не распустившемся виде, отростки посередине ствола, два корня и между ними зерно, из которого выросло дерево.

Построить дом, посадить дерево и вырастить сына – означало правильно прожить жизнь, реализоваться.

Что символизируют ветви и корни

Символика древних культур

Ветвь

Значение этого символа тесно переплетается с символизмом Древа Жизни, которое часто изображалось одной ветвью и являлось символом жениха и невесты.

Значение древних символов Дерева: украшение человеческого жилища вересковыми веточками на 1 -е мая было частью весеннего ритуала плодородия.

Золотая Ветвь как древний символ олицетворяет связь между низшим и высшим Мирами, ключ к небесному миру, инициацию, волшебную палочку. Сломать ветвь означает убить короля. Символизм ветви связан также с символизмом палочки, шеста и весла.

Символ связи с землей, с семьей. «Человек, имеющий корни»-говорят о человеке, который твердо стоит на ногах. «Смотреть в корень»-обращать внимание на самое существенное, вникать в суть.

«Корень зла»-источник, сердцевина зла. «Вырвать с корнем»-лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально решить проблему.

В орнаменте корни как древний символ представлены переплетениями в виде шестигранника, буквы «Ж» («живите» по древнерусски). Переплут-бог корней.

Что символизирует лес

Олицетворяет женский принцип. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы.

Лес как древний символ может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом.

Береза, верба, дуб и ель – магические свойства

Символика древних культур

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей. «Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло».

Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была она нашим предкам. В бане попариться, колесо смазать, лучину зажечь, весенним днем собрать целебный сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы.

Береза как древний символ – священное дерево всей Северной Европы. В гороскопе друидов ей посвящен день летнего солнцеворота, 24 июня.

В то же время Она символизировала переход от зимы к весне, как первое дерево, выпускающее почки. Первый месяц весны в Украине носит название «березень».

Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом. Ярилин день – древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня (по старому стилю).

Позднее этот праздник увязали с православной Пасхалией, он стал зависеть от дня Пасхи и назывался «семик» – седьмой четверг по Пасхе. Поэтому береза еще считается у православных русских Троицким деревом.

На семик и на Троицу березу освящают в храмах.

Связанные с этим днем обряды – хороводы девушек, заплетание березовых веток в косы, украшение березок лентами, венками из трав и венками из теста («козулями»), – представляют березу как символ девичьей красоты, целомудренности.

Береза как древний символ связана со сказаниями о Берендеевом царстве. Есть сведения, что в некоторых племенах, живших на территории России и Белоруссии, хоронили людей в бересте.

Береза почиталась как вместилище душ умерших. Береста в Древней Руси заменяла бумагу, и по сей день она используется в традиционных ремеслах (плетение коробов, туесков).

У восточных славян – символ весны. У древних славян верба как древний символ символизировала первоисточник сотворения мира, Дерево Жизни, Чумацкий Шлях на небесах.

В России верба, как символ весны, заменила священные пальмовые ветви (листья вайи) в праздник памяти входа Иисуса Христа в Иерусалим (праздник вайи отмечается в последнее, шестое, воскресенье Великого поста, перед Пасхой).

В этот день ветки вербы освящались в церквах.

Принесенные домой после службы ветви ставили в красный угол, веточками били детей, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтоб быть здоровым», и домашнюю скотину.

Дотронуться до человека освященной вербой – означало соединить его с силами Космоса, обновить его здоровье.

Одно из самых сакральных деревьев, с которым связано много символических пластов. Означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело.

Дуб часто бывает связан с богами-громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Дуб – древний символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща.

В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.

Дуб – древний символ мужской силы. Кроме того, желудь – символ процветания, плодородия и духовной энергии. Согласно некоторым повериям, Христа распялила дубовом кресте.

Под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь.

Священное дерево у кельтов и у славян. Под ним приносились жертвы. Поклонялись отдельным деревьям и целым священным рощам.

С введением христианства началось безжалостное истребление дубов по всей Европе, как главного предмета языческих культов.

Древний символ твердости, крепости, прочности, долголетия. В мистериях Бог-Отец часто выступал под именем или в форме дуба. Дуб с желудями – эмблема зрелости, полной силы.

Дуб без желудей – древний символ юной доблести.

В христианстве – символ Христа, как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По разным источникам, крест был сделан из дуба, падуба или осины.

Символизирует смелость, цельность и честность. Символизировала вечную жизнь. Символика ели получила свое воплощение в двух непересекающихся значениях:

1) как «дерево жизни» ель стала почитаться в новогодних и рождественских празднествах, эмблема которых – разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево;

2) как древний символ жертвенности и похоронного знака употребляется еловый лапник, гирлянды из еловых лап или еловые веники.

Часто лапник специально мелко рубят и набрасывают на свежую могилу, чтобы подчеркнуть частность, обрывочность человеческой жизни.

Рождественская елка. Вечнозеленое дерево – древний символ зимнего солнцестояния, а также Нового года и нового начала. Это дерево возрождения и бессмертия, Райское Древо света и подарков, сияющее ночью.

Каждый огонек на ней – это душа и, кроме того, огоньки олицетворяют солнце, луну и звезды, сияющие на ветвях Космического Древа.

Яблоко и яблоня – древние символы

Символика древних культур

Символ материнства, плодородия, материнского благоговения. Это значение яблони сохранилось в народных сказках «Гуси-Лебеди» и «Хаврошечка».

С античных времен яблоко, а точнее гранат, фигурировавший у народов Европы под этим значением, считался древним символом совершенства и эмблемой Божественного дара.

В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее происхождение и коренится в том удивлении, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов.

Яблоко как древний символ означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века.

Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Предложить яблоко – значит сделать признание в любви.

Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест.

Шарообразная форма и красный либо золотистый цвет хорошо отражали два понятия: совершенство (ведь форма шара-самая совершенная геометрическая форма!) и обладание (точнее – трудности обладания, ибо охватить шар рукой труднее, чем любое другое тело).

В европейской и русской символике яблоко часто заменяет понятие «плод». Является символом искушения, соблазна, недозволенного плода и делания.

В христианстве имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло и является плодом совращения Адама и Евы.

С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.

Символика древних культур

Дерево – высший символ бесконечности бытия, умирания и обновления жизни и природы. Деревья считались священными, обладавшими магической силой в большинстве культур и цивилизаций. Таким образом постепенно люди определили магические свойства деревьев.

Магические свойства деревьев у ариев

Арии и славяне олицетворяли, одушевляли и даже обожествляли деревья, населяя леса сказочными и мифологическими обитателями, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девками.

В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись магическими свойствами разные деревья.

И в наши дни вера в магические свойства деревьев жива.

Все от мала до велика испытывают благоговение и в некотором роде душевный трепет, когда засверкает, заискрится в ярком убранстве Рождественская или Новогодняя сосна – языческий символ плодородия, бессмертия и долголетия, дерево

Береза – священное дерево ариев, связанное с культом Тора – бога Природы, землепашества и плодородия; березе посвящены две руны – Вегсапа и Uruz. Талисманы и обереги из березы защищают владельца от всех несчастий – как физических, так и духовных.

В Древней Руси из березы делали колыбели, чтобы защитить младенцев от дурного глаза и порчи, а моления в березовых рощах совершались вплоть до XVIII века.

Боярышник

Боярышник – символ весеннего цветения и девственности, дерево богини любви, с ним связаны две руны Старшего Футарка – Юurisaz и Odhal.

Священное дерево считалось заколдованным – запах цветов, внесенных в дом в неурочное время, предвещал смерть.

Посягнувшего на цветы и ветви священного дерева ждала суровая кара богов дерева позволяли считать его защитным, украшали лентами и цветными лоскутами, принося жертвы суровым, но справедливым богам.

Бузина

Бузина – магическое дерево германо-скандинавских народов, воплощенная магическая сила высоких энергий;

Дерево Фрейи, ему посвящены руны «мира людей» – Fehu и Erda. Бузина – дерево ведьм, однако обереги из самбука защищают его владельца от злого ведьминого колдовства в Вальпургиеву ночь.

Только безумец рискнет изготовить поделки из бузины или сжечь ветку в печи, ибо это приносит неминуемые несчастья и беды.

Бук

Бук – в эзотерической традиции ариев с ним связаны руны РегЮ и Naudh. Бук – дерево языческих капищ, символ знаний древности, путевой знак-веха обретения эзотерического знания будущего.

Вяз – дерево Великой Праматери – Богини Земли, ему посвящена руна Gebo. Используя вяз при творении заклятий, маги прошлого привносили в них крепость, твердость и потребную жесткость.

Магические свойства деревьев на древней Руси

Дуб – самое могущественное дерево всех индоевропейских народов. В языческой мифологии – дерево Перуна, бога грозы; на Руси вплоть до сегодняшнего дня считается опасным стоять под дубом в грозу, потому что он «притягивает» молнии.

Литовцы почитали Громовержца в образе Перкунаса, греки – Зевса, римляне – Юпитера, а у германцев дуб считался деревом бога войны Тюра.

Дубу посвящены шесть рун Старшего Футарка: Юurisaz, Ehwaz, Raido, Teiwaz, Jera и Dagaz. Дуб – символ долголетия, надежности и прочности – такие магические свойства приписывают дереву. Кора и ветви дуба – непременный атрибут магической практики индоевропейцев.

Вековую ель рубить нельзя – к неприятностям. – В народе считается, что старая, вековая ель – это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Ива

Ива – покорное, податливое, клонящееся к воде дерево – поэтический символ несчастной любви и скорби, цикличности природы, приливов и отливов духовной и физической силы.

Иве посвящена руна изменчивой и грозной стихии Воды – Laguz. На Руси в особой гибкости ивовых побегов усматривали змеиный символизм и связывали иву со Змеем.

Калина

Калина – эзотерические учения посвящают ей одну из самых таинственных и загадочных рун Футарка – РегЮ.

В мифологической традиции славян калина связана с одним из «идолов капищ» – божеством растительности, «собако-птицей» Симарглом.

О нем мало что известно, однако крылатые псы в окружении растительных орнаментов – один из излюбленных мотивов древнеславянского прикладного искусства.

На Руси считалось, что смазанные калиновым соком колотые и рубленые раны, полученные воинами в бою, заживают быстрее.

Липа

Символика древних культур

Засохла липа в саду – к худу, говорили наши предки. Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой.

Лишиться липы в своем саду – действительно, к худу.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. – Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату.

Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости.

В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не дает.

Пословица «влюбился, как черт в старую вербу» подтверждает негативное отношение.

Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Ольха

Ольха – ей посвящена руна человека Mannaz. Из не подверженной гниению смолистой древесины ольхи рубили сваи, на которых в свое время стояли пол-Европы и полРуси.

Возможно, поэтому считалась она деревом священным – связующим звеном между «подземным» и «надземным» мирами.

На Руси считалось великим грехом рубить дерево без нужды, а всякий раз, когда древесина ольхи использовалась в строительстве или кузнечном деле – уголь из нее традиционно считался лучшим и использовался при ковке мечей, – следовало приносить жертву духам леса.

Осина

Осина – священное дерево, символ выносливости, сопротивляемости и терпения. В арийской эзотерике признавали ее сродство с ветром и считали Деревом мудрости.

Осине посвящены нортумбрийская руна Eoh и руна старшего Футарка – Вегсапа.

Наши славянские предки полагали, что дрожание листьев осины даже в тихую погоду вызывают разгуливавшие под корнями осины злые бесы, поэтому добрые люди считали ее «деревом нечистым».

На Руси осину называли еще «деревом удавленников»: когда Добрыня убил Змея, то повесил его именно на ней!

Согласно более позднему христианскому апокрифу, бытовавшему в народе, осиновый лист дрожит с тех пор, как на осине повесился Иуда.

Магические свойства дерева, по преданию, в том, что осина отводит смерть – индоевропейцы изготавливали из нее доспехи, щиты, древки копий, рукояти мечей и т.д.

На Руси, в ночь на Ивана Купалу, крестьяне втыкали веточки осины по периметру полей, чтобы оборониться от нечистой силы.

В русской деревне осиновый кол традиционно считался эффективным оружием против упырей, а во время мора и падежа скота было принято «бить коровью смерть», размахивая над головой осиновым поленом.

От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре – верили наши предки. Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда.

Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырем оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного.

С течением времени варварский обычай расправы с «вампиром» видоизменился: стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле.

Из этого же ряда – примета, что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживет и укусит.

Не исключено, что основа соединения в сознании осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, ее прикладывали к месту укуса.

Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: «чтоб он на осиновом дереве сгорел!»

При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины. – В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу.

В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Падуб

Падуб остролистый – символ смерти и возрождения в языческой мифологии и христианских апокрифах. Ему посвящена руна человека Mannaz.

Белая прочная древесина падуба традиционно использовалась при изготовлении древков копий, из нее выстругивались оси для повозок.

В магической практике дерево символ падуб остролистый, а точнее его древесина и кора применялись при составлении заклинаний сна и покоя, для облегчения перехода в загробный мир – славянский вырий (ирий).

Наши пращуры не знали оппозиции «рай – ад», в вырии находилось место для всех, а чтобы «навь» или «погребаемые в лодке» смогли попасть туда, родственники должны были всего лишь надлежащим образом исполнить погребальный обряд и сжечь усопшего в ладье.

Рябина

Символика древних культур

Рябина – священное дерево-хранитель индоевропейцев, ей посвящены руны Napuiz и Algiz. Рябиновые рощи охраняли подступы к языческим капищам и святилищам древних богов.

В магической практике считалось, что форма гроздьев и расположение зернышек в ягодах рябины геометрически повторяют символ гармонии, здоровья и сверхъестественных сил – пентакль.

Из рябины вырезали рунические плашки, делали обереги и талисманы дерева ценились на Руси – гроздья рябины развешивали у входа в загоны для скота и у дверной притолоки в избах как мощный охранный оберег против порчи и сглаза.

С рябиной связано несколько интересных народных примет. Например, рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил – значит скоро погибнешь или в доме мертвец будет.

С рябиной связано много примет и поверий – как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней аптечке.

Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму.

Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, – лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута-«извинение» перед деревом за причиненный вред.

Сосна

Сосна – дерево Одина и Перуна, дерево символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов. Сосна – воплощенный свет, изгоняющий тьму, ей посвящена руна Kenaz.

Сосна – центр многих обрядовых действ: от весенних празднеств плодородия до рождественских ритуалов.

Германцы считали, что запах внесенной в дом сосны избавляет от чувства вины. В Древней Руси сосны сажали на перекрестках дорог как «указующие путь деревья», стойкие к разложению и гниению – их высаживали вокруг погостов как деревья-охранители.

На Руси бытовала поговорка: «В сосновом лесу – богу молиться, в березовом – веселиться, в еловом – удавиться».

Терновник

Терновник – одно из главнейших магических деревьев многих эзотерических учений. Терновнику посвящены руны Юurisaz и Stan.

В магической практике ариев и славян использовались жезлы из древесины «карающего бича» или «распри», как называли его в древние времена «черные» маги.

Колдуны, ведуны и ведьмы использовали терновые шипы в ритуалах прокалывания восковых и бумажных фигурок.

Тис

Тис – дерево бессмертия, самое долговечное на европейском континенте. Тис, посаженный на кладбище, символизировал дверь в иной мир и защищал покой умерших.

Тису посвящены руны Eihwaz, Hagalaz, Algiz и рунический знак Wolfsangel – языческий оберег, называемый иногда «волчьим крюком», который защищал владельца от происков темных сил и давал власть над оборотнем – верфольфом или волкодлаком.

Друиды вырезали из тиса волшебные палочки-жезлы, воины минувшего изготавливали древки копий, тяжелые боевые луки и стрелы из не подверженной гниению древесины;

в разнообразных колдовских ритуалах и волшебных действах чернокнижники и ведуны Севера воскуривали благовонные вещества из листьев, смолы или коры тиса для усиления своих магических сил.

Яблоня – дерево символ вечности бытия и человеческой жизни, ей посвящена руна Inguz и десятая буква огамического письма культов и пиктов Quert.

Яблоко бессмертия – атрибут скандинавской богини Идунн, а молодильные яблоки и живая вода присутствуют во многих волшебных сказаниях и сказах древних славян.

Яблоня – одно из первых деревьев, окультуренных человеком, поэтому эзотерические учения связывают ее с сознательным выбором дерева связывают с добром и злом.

Несмотря на то, что в библейском апокрифе об искушении Евы в райском саду не указывается конкретное название «греховного плода», толкователи Священного писания сходятся на том, что это было, скорее всего, яблоко.

Таким образом, связывают символику яблони с «древом познания добра и зла».

Ясень

Ясень – космическая ось, Мировое Древо, ясень Иггдрасиль, соединяющий девять миров скандинавской мифологии: Асгард – небесный мир богов, Альвхейм – мир света, Нифльхейм – северный мир холода и тьмы,

Йитунхейм – мир великанов, Мидгард – Земной мир, Ванахейм – мир крыльев, Муспельхейм – мир огня, Дваргталхейм – подземный мир двергов, Хельхейм – мир холода и смерти.

Ясеню посвящены руны света и радости – Gebo и Wunjo, Руна Одина – Ansuz, руна речи – Os и руна путешествия между мирами – Ehwaz. В магической практике древесина ясеня укрепляла заклинания, требующие внимания, сосредоточенности и целенаправленности.

Символика древних культур

Подобно деревьям и цветам, растения символизируют смерть и воскресение, жизненную силу, жизненный цикл. Символически растения и цветы тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение – это древний символ материнства.

Растения как древний символ

Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.

Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое.

Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Озириса – пшеница и целебные травы, из крови Диониса-гранаты, из крови Адониса – анемоны, из крови Христа – красные розы.

Ребенок, поднимающийся из цветка, олицетворяет рождение бога или рождение дня, рассвет, новую жизнь.

  • Синий цветок недостижим;
  • красный олицетворяет рассвет, восходящее Солнце, страсть, атрибут Богини-Матери;
  • для белых цветов типично значение чистоты и невинности;
  • белые и красные вместе значат смерть.

Зерно – символ жизни

Зерно – древний символ средоточия, возможности, разрешения к существованию.

Колосья или снопы пшеницы и других зерновых – атрибуты всех зерновых богов и символизируют плодородие земли, пробуждающуюся жизнь, возникающую из смерти, зарождение и рост посредством силы Солнца, изобилие.

Золотые колосья – отпрыски брака сияющего Солнца с девственной Землей. Зерно и вино, как хлеб и вино, представляют сбалансированный продукт сельского хозяйства и, вместе с тем, провиант для жизни.

Меры зерна изображают плодородие, изобилие. Как составная часть погребальных ритуалов, зерно означает изобилие в потустороннем мире. Древний символ дороги, ее начала и конца.

Осыпали зерном во время свадеб каждый раз, когда жених и невеста покидали дом жениха или невесты, перед отправкой в церковь и по возвращении из церкви, на условных границах-переходах (во дворе, при входе во двор, у ворот дома, на пороге дома, в сенях и так далее), то есть в те моменты, когда участники обряда покидали «свою территорию» или возвращались назад.

У славян зерно как древний символ символизировало благополучие, плодородие, богатство, жизнь, кроме того, предохраняло человека от порчи.

Поэтому до сих пор широко распространен обряд осыпания зерном на Рождество и в Щедрый вечер (Старый Новый Год), на свадьбах.

В христианстве колосья пшеницы – это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать, праведное, Божье. Зерно вместе с вином символизирует Евхаристию.

Сохранилось и гадание «на зерно»: если девушка, подметая под Новый год, найдет зерно, то выйдет замуж.

Гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный.

Под Новый же год девушка, ложась спать, насыпала зерно на себя и загадывала увидеть во сне будущее.

Что символизируют Плоды и шипы растений

Плод как древний символ означает бессмертие, сущность, кульминацию и результат одного состояния и зародыш следующего.

Первые плоды олицетворяют лучшее от пожертвованного. Христос – Первый Плод Девы. Плод от Древа Страсти – привязанность к этому миру.

Плод от Древа Познания – грехопадение, осознание себя отделенным от Бога. Плод от Древа Жизни – бессмертие.

Покрытые шипами растения, такие как акант, акация, роза и т. п., символизируют рога полумесяца. Шип и роза олицетворяют антитезис боли и удовольствия, страдания и наслаждения.

В христианстве шип символизирует грех, печаль, горе. Это символ мук Христа. Венец из шипов был пародией на венец из роз римского императора.

Мистическое значение разных цветов

Символика древних культур

Белая кувшинка

Древний символ чистоты, девственности. Иначе ее называли «русалочьим цветом», считая, что кувшинка олицетворяет холодную русалочью красоту.

Еще одно название кувшинок -«одолень-трава», помогающая путнику преодолеть все тяготы дороги. Считалось, что одолень-трава, рожденная сырой землей из живой воды, отгоняет «нечистую силу».

Лилия

Символизирует чистоту, покой, воскресение и царственность. Посвящена всем богиням Девственницам, Матери, Единому. Кроме того, лилия олицетворяла плодовитость богини Земли, а впоследствии богов Неба.

На Западе лилия как древний символ имеет ту же символику, что и лотос на Востоке. Несколько лилий на одном стебле означает девственность, возрождение и бессмертие.

Лилия является символом Благовещенья и святых дев, подчеркивая их непорочность. Данте назвал ее «лилией веры».

Прямой стебель лилии олицетворяет Божественный ум Девы Марии; ее поникшие листья – скромность; аромат – Божественность; белый цвет – чистоту.

Лилия, окруженная шипами, означает Непорочное Зачатие, чистоту среди грехов нашего мира.

Как древний символ является эмблемой святых Антония Падуанского, Франциска Ассизского, Казимира, Екатерины Сиенской, Клары, Доминика, Евфинии, Френсиса Ксавьера, Иосифа.

В искусстве лилия, изображенная на одной стороне, а меч на другой, означают, соответственно, невинность и вину.

С эпохи Возрождения лилия фигурирует в искусстве как символ благой вести. Тройная лилия представляет Троицу.

Hemerocallis graminea – разновидность лилии, много веков использовавшаяся в качестве лекарства или талисмана для отвода несчастий; ее носили в поясе женщины, желая родить мальчика.

В связи с этим лилия как древний символ является эмблемой матери семейства.

Молодые листья употреблялись в пищу, оказывая опьяняющий и в некоторой степени стимулирующий эффект.

Цветы высушивались и перетирались с лепестками Lilium bulbifer для использования в качестве лекарства и приправы, известной под названием Цветок лилии.

Мак

Символизирует воспоминания, тишину, сон. Посвящен всем лунным и ночным божествам. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность. Символизирует невинно пролитую кровь.

На Украине – один из самых любимых цветов-символов, использовавшихся в орнаментах. В народе ассоциировался с безграничностью плодородия и бесконечностью звездного пространства (как маковых зерен).

Древний символ безграничного света зари, здоровья, красоты. Свадебные караваи посыпали маком. Детей забавляли маковыми коробочками-погремушками.

В христианстве – сон, невежество, безразличие. Кроваво-красный мак олицетворяет страдания Христа и сон смерти.

Роза

Символика древних культур

Эмблема весны, красоты, любви. Бутон розы – древний символ девственности. Увядшая роза-кратковременность земных благ.

«Усыпать путь розами» означало устранить все препятствия, сделать дорогу легкой и безбедной. Отсюда традиция усыпать путь розами перед новобрачными на свадьбах.

Лепестки роз были олицетворением изнеженности. Ходило представление о том, что в Раю розы растут без шипов.

Символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность.

Цветок женских божеств, роза как древний символ означает любовь, жизнь, творчество, плодородие, красоту, а также девственность.

Увядание розы символизирует смерть, смертность и скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Роза символизирует также молчание и тайну – нечто говорится sub rosa (букв, «под розой», т. е. наедине, и поэтому не подлежит разглашению).

Розу вешают или рисуют в залах для совещаний, что символизирует секретность и осторожность. Розетка – это изображение розы (или лотоса) при взгляде сверху.

«Роза ветров» рисуется в виде круга, охватывающего двойной крест, что символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями, тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса.

«Розовый Сад» – символ Рая и место мистического брака, единения противоположностей. В христианстве роза как древний символ посвящена Деве Марии.

Алый цвет розы признан цветом крови Христа. В христианстве роза – цветок Рая, благодаря своей красоте, совершенству и благоуханию.

Шипы розы – это грехи, начавшиеся с грехопадения, а «роза без шипов», или Мистическая Роза, – это Богородица, освобожденная непорочным зачатием от последствий первородного греха.

Золотая роза – эмблема Папы, означающая также особое папское благословение. Роза является также эмблемой святых Анжелы, Кекилии, Дорофеи Каппадокийской, Елизаветы Венгерской, Розалии, Розы из Лимы и Розы из Витербо.

Розы разных цветов

  • Золотая роза означает совершенство;
  • красная – желание, страсть, радость, красоту, завершенность (это цветок Венеры, кровь Адониса и Христа);
  • белая роза – это «цветок света», невинность, девственность, духовное раскрытие, очарование; красная и белая розы символизируют союз огня и воды, соединение противоположностей;
  • голубая роза – символ недостижимого и невозможного.

Четырехлепестковая роза как древний символ олицетворяет четверичное деление космоса, пятилепестковая – микрокосм, а шестилепестковая – макрокосм.

Венок

Обычно означает славу, победу, превосходство, посвящение и святость, но также имеет и противоположные свойства.

Он символизирует счастье, счастливую судьбу, удачу и водружается на священные предметы и объекты поклонения.

Венок как древний символ также символизирует смерть, скорбь и возлагается на могилу или памятник.

Таким же образом, венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой – умирание в старой жизни и рождение в новой.

Вечнозеленые растения. Означают бессмертие, бесконечность, жизненность, юность и бодрость, вечность и производящую силу.

Венки из вечнозеленых растений означают неувядающую славу и посвящены бессмертию.

Читайте другие статьи

Символика древних культур

Древо жизни, лев, единорог и символическая стража сундука. Рисунок на сундуке. Северная Двина. 1688 год

Мифология и религияПравить

В фольклоре, мифах и художественной литературе упоминаются различные деревья жизни, часто связанные с бессмертием и плодородием.

В персидской мифологии (до ислама) древо жизни описывается как огромное священное дерево, носящее на себе все семена. Дьявол (Ариман) создал лягушку, которая должна была взобраться на дерево и уничтожить его, надеясь помешать вырасти всем прочим деревьям на земле. В ответ Бог (Ахура Мазда) создал двух рыб наблюдать за лягушкой и охранять древо. Поскольку Ариман является ответственным за всё зло, включая смерть, а Ахура Мазда — за всё добро, концепция мирового древа в персидской мифологии очень близка к концепции Дерева Жизни.

Казахи называли древо жизни Байтерек. Корни этого дерева находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — в земном, а крона — в небесном.

Алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) — мир душ предков, которых оберегает бог Эрлик вместе с подругой Тенгри-Умай. Эрлику подчиняется нижняя зона мира — духи предков, Эрлик является опорой Древа Жизни, придает ему импульс вечности. Благодаря ему происходит круговорот жизни в мире.

В языке крымских татар древо жизни имеет название «омюр агъач» (тур. — мир, вселенная,  — дерево) и дословно переводится как «мировое дерево». Для крымских татар символ древа также связан с жизнью рода и благополучия. Мотив древа жизни получил наибольшее распространение как элемент декора в вышивке одежды, а также предметов домашнего обихода.

У малоазийских турок священными были сосна и можжевельник. Они считали, что люди связаны с деревьями, а дерево напрямую ассоциировалось с матерью-Богиней.

Дерево в народной культуре и мифологии чувашей — объект поклонения. Аналог Древа жизни в традиционной чувашской народной культуре носит название киреме́т.

В книге «Берешит» (Книга Бытия) древо жизни (ивр. ‏‏‎ эц хаим) — дерево посреди райского сада, плоды которого дают вечную жизнь. Во время изгнания из рая после грехопадения Адам и Ева теряют доступ к этому дереву.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.(Быт. 3:22)

В Книге притчей Соломоновых древом жизни названы Тора и мудрость:
«Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её!» (Прит. 3:18), а также: «Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа» (Прит. 15:4).

В «Книге Еноха» сказано, что во время великого суда всем, чьё имя есть в Книге Жизни, Бог даст плод с Дерева жизни.

Эц Хаим часто используется как имя для иешив, синагог, для произведений раввинстической литературы, а также как название деревянных шестов, на которых намотан Свиток Торы.

В каббале Дерево жизни изображается десятью связанными элементами, представляя центральный символ каббалы. Это дерево представляет собой 10 сфирот силы божественной реальности. Пантеистический и антропоморфный акцент этой эманационной теологии интерпретирует Тору, еврейские обряды и цели существования как символическую эзотерическую драму единения в сфирот, восстанавливая гармонию Творения. Со времён Ренессанса еврейская каббала является важной традицией в не-еврейской западной культуре, сначала через принятие христианской каббалой, а затем появившись в оккультной герметической Каббале. Эти адаптации иудейского дерева жизни синкретичны за счёт ассоциирования с другими религиозными традициями, эзотерическими теологиями и магическими практиками.

В дополнение к Еврейской Библии дерево жизни символически описано в Книге Откровения как обладающее следующими свойствами: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22:1–2).

НаукаПравить

От первого роста дерева отделяется множество ветвей, которые потом разрушаются и опадают; и эти опавшие ветви представляют собой целые порядки, семьи и поколения, которые теперь не живут, и о которых известно лишь по ископаемым и окаменелостям. Когда мы там, мы видим тонкую, упорно растущую веточку, растущую из разветвления дерева внизу, которая всё ещё жива. Иногда мы видим животных, вроде Орниторинкус (Утконос), или Лепидосирен (Американский чешуйчатник), которые в малой степени связаны со своими более крупными ветвями жизни, и которые, по всей видимости, избежали смертельной конкуренции за счёт населения защищённой станции. По мере того, как почки растут, и, если пригодны, вырастают в ветви и перекрывают более слабые ветви, и так за поколением поколение; я верю, что это великое Древо Жизни, которое наполняет мёртвые и сломанные ветви корой земли, и покрывает поверхность своим всё время растущими и красивым ветвлением.

В культуреПравить

В мире существуют скульптурные композиции, посвящённые Древу жизни. Одна из них находится в России.

Кельтское дерево жизни Джен Делис.

В «Dictionaire Mytho-Hermetique», книге известного алхимика Антуана-Жозефа Пернети Дерево Жизни ассоциируется с эликсиром жизни и философским камнем.

В книге «Eden in the East» (1998) Стивен Оппенгеймер предполагает, что традиция поклонения деревьям происходит из Индонезии и распространилась в ходе событий около 8000 года до нашей эры, получивших название «Younger Dryas», когда поднялся уровень моря. Эта традиция достигла Китая (провинция Сычуань), затем Индии и Ближнего Востока. Наконец, финно-угорская ветвь этой религии распространилась через Россию в Финляндию, где дала начало скандинавскому мифу об Иггдрасиле.

  • Мировое дерево / В. Я. Петрухин // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 253—254. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Беляев Л. А. Мотив «древа жизни» в изобразительном фольклоре Руси XIV—XVI вв. // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей / Сэфер. Академическая серия ; Ред. коллегия: О. В. Белова, В. В. Мочалова, В. Я. Петрухин (отв. ред.), Л. А. Чулкова. — Вып. 2. — М., 1998. С. 130—137.

СсылкиПравить

Мировое дерево. Роспись крышки сундука. XVII век

Еще про Тора:  Символы викингов и их значение на русском языке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *