Фэн-шуй – популярная китайская наука о гармонии с окружающей средой и умении обустроить свой быт в соответствии с законами природы. В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома.
К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Не зная, правда, почему этого делать нельзя. Все эти вещи – лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.
Во все времена дом считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: «Дома и стены лечат». Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.
Приступая к строительству своего дома, как в прямом, так и в переносном смысле, мы можем использовать многие из правил, которыми руководствовались наши деды и прадеды.
Строительство следует начинать после новолуния – на растущей Луне. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора следует посадить дерево. Ранее сажали березу или рябину. Вообще все деревья в представлении наших предков обладали определенными качествами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб – силу и удачу, сосна – деньги и выздоровление, вишня – любовь, кедр – долгожитие, клен – любовь и материальное благополучие, а орех – здоровье.
С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку – она «обеспечит» здоровье семьи.
Особое место в домах наших прародителей занимал порог, высокий и крепкий, так как под ним в языческие времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция – на пороге не разговаривать. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову, символ счастья, или христианский крест – как защиту от негативных энергий.
Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь именно здесь предстоит принимать гостей, сюда возвращаются уставшими с работы, и через нее происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.
Окна тоже связывают нас с окружающей природой, поэтому их следует ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Посему и лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет на запад и север.
Центральное место практически в любом славянском доме – кухня-столовая (в древности – печь). Здесь всегда кипит жизнь: собирается вся семья за обедами-ужинами, беседуют с гостями, воспитывают детей, «изливают» душу друзьям, здесь же и по поверьям обитает дух-хранитель – домовой. Поэтому именно кухня, подчас самое уютное и «обитаемое» место в доме, должна быть красивой и чистой. Здесь по традиции можно развесить символы-обереги: ложки, символизирующие сытную жизнь, декоративные ключики – символ приданого, богатства, топорики – знак языческого Перуна – покровителя урожая, бубенчики, свистульки, лопатки, венички – защиту от разных бед, кукурузные початки и шапки высушенного подсолнуха – «детские» обереги и так далее. И красиво, и полезно!
Стол по славянским обычаям должен соединять в доме два пространства – жилое и рабочее, и на его главной стороне, под иконами, сажают хозяина-кормильца. На столе ранее стоял самовар с красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. У славян кукла имела глубокий смысл: оберегала и походила на идола. Берегиню (пышную куклу) помещали также над крыльцом и на окнах. Верили, что она охраняет детский сон и оберегает. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном – символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым.
Нарядные льнотканые полотенца слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными оберегами и украшениями дома (кухни-столовой, гостиной и даже спальни). Полотенце – символ человеческой жизни, как бы полоса судьбы.
Зеркало символизирует денежное благополучие. Повесьте зеркало рядом со столом в гостиной или кухне – оно привлечет достаток в дом. В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Никогда нельзя вешать зеркало возле кровати – в этом случае оно способно разрушить вашу жизнь, отобрав все силы и энергию! Не следует размещать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Очень кстати будут невинные домашние цветы в горшочках – герань, алоэ, нежные фиалки.
Наши предки вообще придавали большое значение растениям, кои и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги: например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.
Лишних вещей в доме быть не должно. По представлениям прародителей каждая вещь служит для конкретного дела и должна быть наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. А лишние вещи создают хаос и беспорядок, поэтому от них следует систематически освобождаться. Как правило, это делают перед Рождеством и Пасхой.
Традиция украшать свое жилище восходит к временам язычества, когда таким образом человек стремился защитить свою семью от злых сил. Поэтому образы священных животных и птиц располагались на самых уязвимых для негативных энергий местах: окнах, воротах, дверях, дымоходе или камине. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам – земли, воды и воздуха.
Природность используемых материалов, воплощенные в предметах быта поэтические образы и духовные идеи издревле помогали нашим предкам сделать свою жизнь прекраснее и теплее. Помогут они и нам, ведь устройство и дух дома зависят только от самих хозяев, от их добрых помыслов, желаний и трудолюбия.
Жилища древних славян
Жилищами наших предков в IV в. были землянки, покрытые сверху деревянным настилом. Позднее славяне и финно-угры начали возводить настоящие дома, целиком из бревен.
В землю вкапывались столбы, между ними укладывались бревенчатые стены, сверху настилалась крыша. Пол в таком жилище был земляным, дверь — низкой и узкой. Окна, вырезанные в стенах, тоже были маленькими. Их затягивали бычьим пузырем. В некоторых избах устраивали маленькие волоковые оконца — отверстия, через которые выходил дым. Ведь в долгую холодную зиму надо было и сохранять тепло, и давать выход дыму из очага. Очаг устраивался из тесаного камня, посередине избы, прямо на полу. Над очагом в потолке делали еще одно отверстие.
Шло время, и искусство строительства совершенствовалось. Начали строить крепости и высокие терема для князей и знати.
В богатой лесом стране именно дерево стало основным стройматериалом. Археологи по всей русской равнине находят городища — остатки древних поселений. Самые старые города — северные крепости Ладога, Новгород, Псков, Белоозеро и Изборск, Смоленск — столица племени кривичей, южный Киев — столица племени полян. Столицей древлян был город Искоростень.
Даже небольшая изба обычно состояла из трех частей: основной комнаты с печью, коридора и неотапливаемого помещения рядом с ним, которое использовали как дополнительную комнату летом или как кладовую (клеть). Если дом состоял из нескольких отапливаемых комнат, его называли хоромами. Рядом с жилищем строили амбары, хлева, конюшни и баню. Двор огораживали частоколом. Княжеские хоромы были намного просторнее. В Киеве они были каменными уже при княгине Ольге. В них имелись гридница и терем. В гриднице собирались дружинники, а в тереме жили женщины.
Города в Древней Руси
При возведении городов использовались в основном дубовые бревна. Прочность и долговечность деревянному укреплению придавала земля, уложенная между двумя рядами частокола. Надежность же в обороне обеспечивалась благодаря удачно выбранному положению на местности (высокий холм, крутой берег реки, та или иная водная преграда). Таких городов было много; недаром варяги прозвали Русь «Гардарикой» — страной городов. И поныне множество населенных пунктов имеет в своем названии корень «город». Только в одной Смоленской области таких поселков более 60 — Городок, Городец, Городище и др.
Дома Славян
Перед тем, как начать разговор относительно домов древнеславянских народов, сразу стоит обратить отдельное внимание на том, что они всегда строились не в случайных местах. Славяне никогда не строили дома в низменностях, строительство было своеобразным ритуалом, и дома возводились только в строгом порядке, а не хаотично. Древние славяне никогда не строили дома на месте разрушенных (в большинстве случаев сгоревших), так как место уже имело дурную славу, на местах силы и участках, где возможно некоторое изменение пространства и времени. Дом всегда строился на «чистом месте», недалеко от леса и источника питьевой воды. Естественно, с ростом поселений нашим предкам было все сложнее выполнить условия правильного строительства дома, поэтому они нашли простое решение проблемы – они основывали новые поселения, благо, территория славянских земель позволяла это сделать.
Если ориентироваться на данные, которые были получены археологами и исследователями славянской культуры в ходе раскопок, то можно увидеть интересную особенность – древние славяне возводили дома справа по течению рек, так как слева часто располагались кладбища и капища. В таком расположении нет ничего странного, ведь именно правый берег считался берегом живых – Яви, а левый – берег Нави и Прави, поэтому на нем могли жить только жрецы, ведуны и волхвы. Естественно, с ростом поселений и появлением первых городов правило нарушалось.
Как славяне строили дома
Если задать вопрос относительно того, как славяне строили свои жилища, то однозначный ответ услышать невозможно даже от ученых, посвятивших всю жизнь изучению славянской культуры. Это связано с тем, что остатки строений древних славян в большинстве случаев фрагментарны, поэтому многие моменты до сих пор не разгаданы, особенно касающиеся сакрального смысла построек, нанесенных на них обережных символов и даже расположения домов относительно друг друга. Но при этом на основании имеющихся материалов можно судить об особенностях древнеславянских домов и о том, как жили наши предки.
Строительный материал
Немаловажным моментом в строительстве домов древних славян являлся материал, от правильного выбора которого зависели долговечность строения и комфорт проживания в доме.
Выбор древесины
У древних славян практиковался культ дерева, согласно которого определенные деревья могли использоваться для строительства, а некоторые приносили неудачу. Естественно, подобные верования очень сильно связаны с тем, какими особенностями обладало дерево, как оно воздействовало с влагой, и обрабатывалось. Традиционным материалом для строительства жилых домов являлись деревья хвойных пород, смола которых защищала древесину от влажности – сосна, лиственница. Была одна особенность строительства – конструкцией дома было предусмотрено использование несколько пород древесины в разных частях дома. Если говорить о том, из какой древесины строились культовые сооружения, то это дуб – дерево Перуна, которое связывает загробный, земной и небесные миры. Никогда не использовалась осина, так как она считалась проклятым деревом.
Наши предки ревностно относились не только к тому, какая порода древесины будет использоваться для строительства дома, но и к тому, где дерево росло, какая у него была форма и даже на то, как оно упало при рубке. Славянские строители не использовали молодые и старые деревья, считая это неправильным. Недолюбливали они деревья с наростами, дуплами, с нестандартным стволом, так как веровали, что в них обязательно обитают злые духи. Для древних славян рубка деревьев была аналогом убийства, поэтому они всегда просили прощения у дерева и духов леса.
Обработка древесины
Отдельное внимание древние славяне уделяли обработке древесины. Свежий лес никогда не использовался, он должен был вылежаться, просохнуть и при этом его должны были покинуть лесные духи. Интересным моментом является фраза «рубить дом», а не «строить». Подобное словосочетание не случайно, так как обработка производилась топором – земной интерпретацией Секиры Перуна. Даже после того, как у наших предков появилась пила (от германских племен), при помощи которой процесс спиливания дерева и его обработка происходила значительно быстрее, топор всегда считался основным орудием строительства. Это связано еще и с тем, что пиленые бревна впитывают влагу больше рубленых, а также могут трескаться. Славянские дома традиционно строились из рубленых бревен, которые верой и правдой служили не один десяток лет.
Дом для каждого из нас – это место, куда хочется приходить. Дома человек отдыхает душой и телом. Там его ждут родные и любимые люди. Там он принимает пищу, растит детей. И неудивительно, что древние славяне очень большое внимание уделяли грамотному строительству своего жилья. Мужчина всегда был в образе домостроя, а женщина – хранительницы очага, домашнего уюта. Основные данные о том, в каких постройках жили наши предки, мы получаем из письменных источников, а также от археологов.
Как только славяне появились и начали свое расселение по необъятным просторам Европы и современной России, они жили около рек. Согласитесь, что источник воды рядом был большой необходимостью в хозяйстве. Конечно, первое жилище славян было очень примитивно. О нем не сохранилось много данных. В некоторых источниках описывается, что вся община (пока еще существовал общинный строй) жила в постройке, очень длинной, вдоль берега водоема.
Материал для строительства и место строительства
Жилища восточных славян были построены из дерева. Других материалов в то время еще, конечно, не существовало. Но славяне использовали далеко не все виды деревьев для строительства. Ведь некоторые считались опасными и приносящими беды и несчастья. Оптимальными породами для построек были хвойные (ель, сосна). Они и защищали дом от излишней влажности, и были полезными. Ни в коем случае наши предки не пускали в ход осину. Она считалась нечистым деревом.
После того, как дерево было срублено и доставлено на место будущего строительства, его нужно было обработать. Для начала сщичали кору и отрубали сучья. Так дерево оставляли на некоторое время, чтобы его покинули древесные духи. Основным инструментом при строительстве бы топор. Хоть у германских племен в то время уже были пилы, но от них дерево быстрее портилось, и на нем появлялись трещины.
Существовали определенные правила при строительстве жилища. Например, его нельзя было воздвигать в следующих местах:
Все эти места считались энергетически негативными и даже опасны для жизни будущих хозяев нового дома. А где же тогда следовало строить свой дом? В местах, где отдыхает рогатый скот. Например, на Украине специально выпускали скотину и смотрели, куда она приляжет отдохнуть. Кроме того, выбор места строительства мог определяться с помощью гаданий.
Уделяли внимание и времени начала строительства. В некоторых районах эту важнейшую миссию выполняли гадальщицы. Они называли конкретную дату начала. В Сибири, например, считали удачным временем начало весны, новолуние. Также существовало поверье, что процесс строительства обязательно должен попасть на Троицу.
По данным археологии, славяне до девятого века жили в землянках. То есть это жилища, которые полностью находились в земле. А чуть позже они стали «выбираться» к свету, сооружая настоящие обычные избы. Историки говорят, что жилища славян легко можно было отличить от таковых у других племен. Это касается и самой постройки, и внутренней отделки дома.
А как же выглядели жилища славян? Они отличались друг от друга в разные временные периоды. Кратко рассмотрим основные разновидности.
Землянки и полуземлянки
Первыми жилищами древних славян стали землянки. Как ее делали?
Когда у восточных славян сформировалось их первое государство – Киевская Русь, то основной разновидностью жилищ была полуземлянка. Для того, чтобы ее соорудить, выкапывали огромную квадратную яму. Глубина ее должна быть около метра. Стенки ямы обносили срубом (досками), который возвышался над землей еще на один метр. Таким образом получалось жилище, которое наполовину находилось в земле, а наполовину – над ней. Вход в него был с южной стороны. Обязательно делали лестницу, чтобы было удобно спускаться вниз.
Что касается крыши, то она была с двумя скатами (как и сегодня в деревянных деревенских домах). Делали ее также из деревянных досок, которые покрывали соломой и землей. Сруб, «торчащий» из-под земли засыпали землей, чтобы сохранить тепло в жилище и уберечь его от «красного петуха».
После постройки основного каркаса принимались за печь. Ее сооружали в углу, который был максимально удален от входа. Материалом для печи были глина или камень, в зависимости от их наличия. По форме они были чаще всего прямоугольными или квадратными, с отверстием для закладки дров. А уж когда и печь была готова, то ставили стол и лавки вдоль стен.
Интересные полуземлянки были у южных славян. У них впервые появляются так называемые сени. Это небольшое пространство позволяло сохранять тепло в жилище. Но на смену полузмелянкам быстро пришли уже полностью наземные избы (с десятого-одиннадцатого века).
Почему же это так быстро произошло? На это есть ряд важных причин:
Впервые избы появились в северных районах. Это легко объяснить тем, что там земля была либо слишком холодной и сырой, либо болотистой. В избах изначально делали только одну большую комнату. Перед входом обычно сооружали сени. Проблема окон была решена. Но оконце было лишь одно и притом очень маленьких размеров. Основной его функцией было не попадание света, а проветривание жилища. Печь сооружали так же, как и в полуземлянке. Если хозяин сооружал в избе трубу для выхода дыма, то она называлась белой. В противном случае – черной. В избах своего расцвета достигает так называемый красный угол. Он был противоположен тому, где стояла печь.
Вся изба была выполнена из бревен, образующих как бы венец. В ней мог быть подклет – это нижний этаж, типа подполья и погреба. Крышу обычно накрывали соломой или глиной. С течением времени славянская изба совершенствовалась. Если окна сначала просто прорубали в бревенчатой стене, то позже стали делать их полноценными, с рамами. И обязательно на фасаде дома вырезали разнообразные орнаменты и узоры, которые, по мнению древних славян, защищали их жилище от злых сил и дурного глаза. Также прогресс выражался в создании горницы в избе, то есть комнаты о сути становилось две. А на севере вообще сооружали полноценные две избы, соединенные вместе.
Безусловно, появление избы стало важным шагом в вопросах жилья. Они были просторными, теплыми. Кроме того, в избе сохранялась оптимальная влажность. Все эти условия заметно улучшали качество жизни людей, особенно, если в семье были маленькие дети.
Устройство жилища древних славян
Изба для славян была микроВселенной. Углы ее соответствовали сторонам света, крыша – небу, пол – земле. Важно было так спланировать жилище, чтобы максимально защитить себя от зла и привлечь в дом удачу и благополучие. Как мы помним, двери располагались с южной стороны. Ведь юг у славян ассоциировался с солнцем, теплом, торжеством жизни. А когда появились окна, то они также были обращены на юг или восток. Печь всегда сооружали в северной части. Вообще печь играла важную роль в жизни славян. Во-первых, она была источником тепла. Во-вторых, в ней готовили пищу. Даже сегодня некоторые национальные рестораны пытаются возродить традиции готовки в русской печи. Дело в том, что стряпня в ней получается просто восхитительной. В-третьих, печь использовали как спальное место.
И, конечно, внутренняя отделка в доме также украшалась знаками и символами, оберегающими и защитными. Это касалось и стен, и мебели, и домашней утвари. Если снаружи дом украшали от внешней угрозы (грабители, пожар, зависть прохожих), то изнутри – от возможных гостей-недоброжелателей.
И не стоит забывать, что со временем у славян появился двор, а также дополнительные постройки в виде бани, хлева, сарая.
Таким образом, жилища древних славян являлись не просто бытовым вопросом в их жизни. В каждом шаге, начиная от выбора места, прослеживается их вера в нечистую силу, духов. Даже жертвы они приносили, лишь бы будущее жилище было спасено от зла и горя. Жилища наших предков были, как мы говорим сегодня, экологически чистыми. Все материалы: дерево, солома, глина, мох, были природными. А это, в свою очередь, очень хорошо сказывалось на здоровье, самочувствии людей и потомстве. Поэтому славяне и продолжают существовать и здравствовать до сих пор.
Жилище славян – как выглядел дом на Руси
С давних времен славяне считали свое жилище крепостью, строили его на совесть для безопасности и удобства большой семьи. Дом на Руси – это уникальное сооружение, создаваемое на основе вековых традиций и славянских обычаев.
Как строились дома на Руси
На территории древней Руси дома строили в зависимости от местных традиций и климатических условий. В северных краях жильё возводили с расчетом на долгую и холодную зиму, стараясь уберечь от мороза домочадцев и хозяйство.
Деревянный дом превращался в комплекс жилых и подсобных помещений, объединенных под одной крышей. Двор всегда был широким, просторным и защищенным от снега навесом. Особенно заботливые хозяева даже устилали досками двор, чтобы зимой не приходилось ходить по сугробам.
Как выглядели старинные дома на Руси
Славяне строили добротные, высокие, чаще всего двухэтажные здания. За неимением фундамента, жилище ставилось на подклет – нижний этаж, используемый в основном для хранения продуктов.
Вход в жилые помещения всегда предваряли сени – неотапливаемое помещение, отделяющее тепло от холода. Хозяева использовали сени как подсобные помещения. Летом там можно было ночевать, а зимой устраивать молодежные посиделки.
Рядом с домом всегда располагался амбар и другие хозяйственные постройки. Жилые помещения соединялись с ними крытыми переходами, чтобы защитить имущество от суровой северной погоды.
Порог и окна в славянском доме
Дом для славян был надежным укрытием от реальных и потусторонних врагов. Окна и двери всегда считались границей между миром мертвых и миром живых. На Руси верили, что через двери и окна в жильё может проникнуть нечистая сила, поэтому убранству этой части дома уделяли особое внимание.
Вход всегда преграждал порог. В славянских домах он был массивным и высоким, чтобы надежно защищать жилище не только от холодного воздуха, но и от злых духов. Над порогом часто вешали обереги – подковы, иглы, ножи и рисовали защитные знаки. Тем, кто приходил к семье, всегда предстояло пройти через порог – так проверялась чистота намерений гостя. Отсюда известная примета, дошедшая до наших дней – ничего не брать и не отдавать, не прощаться и не здороваться через порог.
Не меньше внимания уделялось окнам. Их всегда были оснащены массивными ставнями, которые плотно запирались на ночь. На ставнях и наличниках также изображали обережные символы, защищающие дом от злых сил. Чем богаче было убранство окон, тем зажиточнее и благополучнее считалась семья.
Роль печи в славянском быте
Невозможно представить деревянную избу без печи. Печь – это сердце дома, кормилица и спасительница от лютых холодов. В ней всегда горел огонь, а хорошие хозяйки никогда не давали потухнуть тлеющим уголькам. Считалось, что с потухшим очагом из дома может уйти Домовой.
Вокруг печи строился быт всего дома. У печки ставились лавки, на которых ночью спали домочадцы, а днем трудились рукодельницы. Помимо отопления печь использовалась для хозяйственных нужд. Здесь сушили одежду, травы и зерно. На печи готовили еду, а под опечком хранили продукты, выхаживали цыплят и молодых животных.
Место почитания Богов
В славянской избе всегда находили место для домашнего алтаря – красного угла. Здесь ставили фигурки Богов, обереги и различные ритуальные предметы. Красный угол располагался по диагонали от печи и выходил на восточную сторону. Он освещался из двух ближайших окон и был всегда на виду. Алтарь ставили в помещении с таким расчётом, чтобы он был первым, что видел человек, входящий в дом. Домашний алтарь обычно состоял из трех уровней, символизирующих три измерения мира: Правь, Явь и Навь.
В славянской избе всегда находили место для домашнего алтаря – красного угла. Здесь ставили фигурки Богов, обереги и различные ритуальные предметы. Посмотреть
Начиная разговор о домах древних славян, нужно сразу остановиться на одном очень важном моменте, который имеет принципиальное значение. Дома славян всегда возводились в строго определенных местах. Во-первых, наши предки никогда не строили дома в низинах (по ряду очевидных причин). Во-вторых, строительство домов славянами предполагало четкое следование определенным ритуалам (в частности – сугубо социального плана). К примеру, дети всегда строили свои дома в непосредственной близости от домов родителей. По одной из версий слово «улица» семантически происходит от оборота «у лица», в смысле – перед «лицом» родственников, у них на виду. Разумеется, дома славян никогда не возводились на месте разрушенного (к примеру – сгоревшего) дома, потому что такое место несет на себе негативный отпечаток. Дома не строились на кладбищах, на так называемых «местах силы» или в иных локациях с измененной метрикой пространства. Дом должен стоять в «чистом месте», открытом, удобном и свободном. В непосредственной близости должен располагаться лес и источник воды. Конечно, когда города разрастались, следовать этим требованиям было сложнее, но из подобной ситуации есть простой выход – основание нового поселения. Учитывая обширность доступной На основе данных, полученных в ходе археологических раскопок, нетрудно сделать вывод о том, что дома восточных славян почти всегда располагались у реки на правом берегу. Поэтому большинство древних славянских городов имеют явно вытянутую форму (собственно – вдоль источника воды). Что касается символизма правого берега, то здесь все достаточно просто: на левом берегу располагались капища, куммирни и кладбища. Правый берег считался берегом живых, берегом мира Яви. Левый берег соответственно выступал берегом предков, образно выражаясь – берегом мертвых, берегом Нави и Прави. Вероятно, на левом берегу могли жить лишь жрецы. Но с течением времени это правило начало нарушаться, опять же – в связи с разрастанием городов.славянам территории, это никогда не было проблемой.На вопрос «как славяне стоили дома» у нас нет однозначного ответа, так как найденные в процессе археологических раскопок остатки строений в большинстве своем фрагментарны. Исключение составляют постройки сакрального плана. Однако на основании имеющейся фактологической информации и малочисленных хроникальных (в частности – летописных) свидетельств, можно сделать определенные выводы.Славянские дома редко были высокими, не выше двух-трех этажей. И вовсе не потому, что наши предки были не в состоянии создать прочный фундамент и рассчитать действительно масштабную конструкцию (храмы Аркаима и Арконы говорят о том, что они умели возводить строения, не уступавшие в габаритах лучшим средневековым храмам Европы). Дело в том, что просто не было необходимости строить действительно большой дом. Ведь в период с 16 по 21 год каждый мужчина в роду возводил собственное жиль, а каждая девушка уходила в другой род, к мужу. Конструктивно дома славян имели простые геометрические формы, в основном – квадраты, прямоугольники и ромбы (округлые формы оставались прерогативой строений сакрального плана). Почти всегда славянские дома стоились из дерева (бревна или брус), реже использовались варианты, когда первый этаж был каменным, а второй – деревянным. Это очевидно, исходя из того, что дерево представляет собой наиболее «проницаемый», как бы мы сейчас сказали – «дышащий» материал, не способствующий блокировке естественной атмосферной биохимии. Кроме того, дерево свободно проводит любую энергию, не искажая ее. Защита дома славян представляла собой обильную обережную резьбу. Обереги славянских домов – руна Одал и ее вариация – Волчий Крюк, различные узоры свастичного (солнечного) плана. Другой защиты домам славян просто не требовалось. Кроме того, не стоит забывать, что у наших предков существовал целый пантеон духов дома. У славян наиболее известным духом «домашнего» плана был Домовой (которого даже можно назвать богом славянского дома). Домовой фактически представлял собой ментальную аккумуляцию духовных, мысленных и иных эманаций людей, живущих в этом доме. Попросту говоря, главный дух славянского дома – это мысли, надежды и чаяния его жильцов. С течением времени этот очевидный образ обрел явно сказочную, фольклорную форму, став тем самым Домовым, эдаким мудрым и добрым старичком, который порой мог пожурить нерадивую хозяйку за немытую посуду, погоняв посреди ночи кошку или погремев плошками.Другие духи дома у славян – Овинник (покровитель овина, в котором жил скот), Дворовой (соответственно отвечал за хозяйство во дворе) и Банник (его функции, вероятно, не требуют пояснений). В образах этих существ наши предки воплотили простые хозяйственные принципы. Ведь тот же Овинник отвечал за порядок в овине (сарае), и если скотина заболевала, то говорили, что Овинник за что-то злится на хозяина. За что? Вероятно, за недостаточную чистоту или за отсутствие должного внимания к животным. Эти эффектные мифологические образы позволяли сызмальства привить детям «прописные истины», четко, в своеобразной игровой форме привить им базовые принципы ведения хозяйства. Славянская хата всегда имела двускатную крышу, никаких плоских вариантов. Предполагалось, что такая форма позволяет энергии свободно «курсировать» по вертикальному вектору, тогда как плоская «крышка» попросту блокировала возможность установления связи с высшими мирами Правь и Навь). Также славянская хата всегда имела много окон и большую печь, расположенную таким образом, чтобы нагревать воздух во всех помещениях максимально равномерно. Конечно, в рамках одной небольшой статьи трудно рассказать обо всех особенностях славянских домов. Но очевидно, что для защиты дома славяне использовали обережную резьбу, а конструкция жилища была инстинктивно простой, надежной и долговечной. Использовались только натуральные материалы и простые формы. Дома всегда возводились «всем родом», это позволяло проводить надлежащий комплекс работы быстро и качественно. Иными словами, тут мы видим свод принципов, которые кардинально отличаются от индивидуалистических тенденций, свойственных, в частности, европейской бытовой архитектуре. С другой стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь у славянской культуры всегда был свой собственный путь, в корне отличный от догматов и моральных устоев других народов.
Русское традиционное жилище в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии.
Хата — южно-русский тип жилья. Воронеж, XIX в.
КлетьПравить
Основная статья: Клеть
Основа русского национального жилища — клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими, 3 на 2 метра, оконных проёмов не было. Высота клети была в 10—12 брёвен. Крылась клеть соломой. От слова клеть происходит слово клетка.
В Синодальном переводе Библии «клеть» переведена как «комната». В отличие от избы, клеть могла не иметь отопления, и её использовали не только для жилья, но и для хранения припасов (кладовка, где обитал клетник, или сарай). Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. Спальня называлась ложница, или одрина. Божница — домовая церковь.
Клеть устанавливалась на подошве, то есть прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы — прообраз фундамента. Брёвна, как и в строениях финно-угорских и балтских народов, связывались в обло, в присек, в лапу, в замок, в ус. Брус связывался в ус, в брус, в косяк, в угол. Один ряд из брёвен или брусьев — венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце». Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху». Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым или земляным. Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро». Внутренние стены обшивались тёсом или липовыми досками. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.
ИзбаПравить
Резьба по дереву в оформлении внешнего угла дома в Санкт-Петербурге (Невский район)
Основная статья: Изба
Изба — клеть с печью. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, то есть установленные прямо на земле. Четверть площади избы занимала русская печь, вдоль стен располагались лавки. На стенах помещались полки. Очень поздно (XIX век) в интерьер избы вошли стулья и шкафы.
Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины — предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми — их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами — летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью — сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот или устраивалась кладовая.
У богатых людей избы были белыми — с дымоходом. Под влиянием города в XVIII—XIX веках распространились большие окна с резными наличниками.
ХоромыПравить
Хоромы — совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Цари (князья) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали. Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и так далее. Хоромы делились на:
Покоевые (постельные) хоромы — жилые помещения. Обычно три или четыре горницы: передние сени, крестовая, или моленная, и постельная. Кроме этих помещений, могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Нередко комнаты не имели специальных названий, а назывались третья (после передних сеней и передней), четвёртая и так далее. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором. Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина и соединялись переходами и сенями. Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.
Непокоевые хоромы — нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и так далее. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей. Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставался самым большим залом в русской архитектуре.
Третья часть хором — хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни (прачечные), оружейные, стряпные избы и так далее. Для сушки белья над портомойнями строили открытые обрешеченные терема.
ПодклетПравить
Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов Забайкалья
Подклет — нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница — кладовая с казной, то есть имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, нежилые — с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.
ОкнаПравить
В XIV веке в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр одного бревна сруба, вырубленные в двух расположенных друг над другом брёвнах. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками.
Тем не менее, в XIII—XV веках в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.
ГорницаПравить
Горница — чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы.
Горница устраивалась на втором этаже — над подклетом. Само слово горница означает горнее (ср. гора), то есть высокое место. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года.
Эх, да уж как Ванюшка
По горенке похаживаетнародная песня «Порушка-Параня»
Горница от избы отличалась красными окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая или четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская. Горницы делились стенами на комнаты — чуланы и каморки.
СветлицаПравить
Основная статья: Терем
Терем (чердак-чертог, вышка) — третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.
СениПравить
Основная статья: Сени
Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях». Сенник — неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти. На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений. В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье. Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.
КровляПравить
Двускатная кровля. На крючках курицы лежит водосток. 1861 год постройки. Этнографический музей народов Забайкалья
Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась и накрывалась тёсом и берестой. В хоромах кровля устраивалась шатром — со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли. Крыши часто делались с изломом внизу — с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую». Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица — флюгер, на князе устанавливались резные гребни. Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.
ЛестницыПравить
Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали — то есть устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками. В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.
ВоротаПравить
Двор обносили забором — заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах — в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота — с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома. Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша с иконой Спаса Нерукотворного.
Окно, оконце происходило от слова око (глаз). Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) — такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна — подъёмные и отворные, волоковые окна — отворные и задвижные. Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.
Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались. Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.
Также окна были расположены достаточно высоко над землёй. Это помогало сохранять тепло в доме, сугробы не достигали уровня окна, а также это служило защитой от диких животных.
УкрашенияПравить
Частым украшением русского национального жилища была резьба по дереву (домовая резьба), которой украшались наличники на окнах, ставни, фронтон (чело) и балясины крыльца. Отчасти резьба напоминала славянскую вышивку и, видимо, служила магическим целям. Изображались стилизованные животные (петушки, коньки). По форме орнамент делился на геометрический и растительный. Геометрический орнамент состоял из ромбиков, равносторонних крестиков, квадратики, треугольничков, кружков. Растительный орнамент содержал более плавные формы. По исполнению резьба могла быть глухой и сквозной.
Характерной чертой русского жилища была божница в красном углу, где помещались иконы (образа). Перед иконами висела лампада, а сами иконы иногда украшались вышитыми рушниками. Этнографы предполагают, что традиция красного угла имеет дохристианское происхождение, причем раньше вместо икон на полку ставили деревянное изображение (чурку) домового. Неотъемлемой чертой русского жилища была русская печь с лежанкой и полатями. Укрытый скатертью стол украшал самовар, вокруг которого собирались на чаепитие.
Не красна изба углами, а красна пирогамиНародная пословица
Строительные профессииПравить
Образцы русской национальной архитектуры представлены в музеях:
- Витославлицы — Великий Новгород;
- Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;
- Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» — Пермь;
- Малые Корелы — Архангельск;
- Этнографический музей народов Забайкалья — Улан-Удэ.
- Архитектурно-этнографический музей Вологодской области.
- Мещёрский Музей деревянного зодчества имени В. П. Грошева
- Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства
- Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» — Нижний Новгород
- Музей деревянного зодчества в Суздале.
- Музей Малые Корелы под Архангельском.
- Костромская слобода (музей-заповедник)