Перун — бог-громовержец в мифологии славян, наиболее известный и почитаемый. Какое место он занимал в пантеоне, чем знаменит и как поклонялись этому божеству?
Популяризация славянских истоков породила гороскоп бога-покровитель по дате рождения. Научных подтверждений такому календарю нет, но историки не опровергают факт принадлежности божеств к определенному периоду времени. Узнайте какой древнеславянский бог является защитником от бед, советчиком, указывающим правильный путь.
Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам. Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).
В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.
Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.
Род
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.
В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.
Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.
Белбог
Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.
Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.
Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.
Велес
С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.
Даждьбог
Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.
Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.
Девана
Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.
Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.
Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.
Доля и Недоля
Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.
Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.
Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».
Догода
Догода (Погода) — бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.
Коляда
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января.
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).
Крышень
Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.
КУПАЛО
Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.
«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».
Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.
Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.
В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.
Лада
ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) — богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.
В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.
Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того — это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.
По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.
У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.
Лед
Лед — этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке.
У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.
Лель
Лель— в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки – символы весны.
Макошь
Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.
Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.
Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия.
Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».
Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».
Морена
Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и ночи.
Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.
Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.
Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.
В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.
Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.
Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.
Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.
Перун
Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.
По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.
Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.
Радегаст
Радегаст (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.
Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.
Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.
Сварог
Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.
Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.
Святобор
Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкур
Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.
Женат Святобор на богине охоты Деване.
Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.
Семаргл
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.
Стрибог
В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.
Триглав
В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)
Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и Стрибога.
Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.
Хорс
Хорс (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.
Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.
Чернобог
Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок .Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством,
Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.
Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.
После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь — мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.
Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.
Ярило
Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.
Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.
Немного о мироустройстве славян
Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах – Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие “тёмные” Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.
Конечно, в одном посте не охватить всех богов, которым поклонялись наши предки. У разных ветвей славян одни и те же боги назывались по разному, были и свои “местные” божества.
Дива-Додола — верная жена Перуна
Перуница — Жена Перуна
Предки сохранили и романтичную легенду о знакомстве Перуна с его женой. Перуница, или Перына — дочь Дыя, повелителя звездного неба, и Дивии, властительницы Луны, насылавшей на людей вещие сны. Второе имя Дыя, которым нарекли его греки, — Зевс.
Молодая богиня с первого взгляда понравилась Перуну, который, не мудрствуя лукаво, предложил пожениться. Испугавшись подобного напора, Дива заплакала и бросилась бежать домой. Но упрямый Громовержец последовал за ней, не зная, что на пути его подстерегала новая беда — чудовищный трехглавый змей, живший в Черном море. Заприметив красавицу, он решил завладеть ею.
Перун отыскал дом своей возлюбленной и был приглашен побеседовать с родителями. Хотя Дый и не спешил давать согласие на брак дочери, ему понравился смельчак, не побоявшийся преодолеть огромное расстояние ради гордой Дивы. От беседы их отвлек чудовищный грохот и рев — змей, выползший со дна морского, крушил все вокруг, пытаясь похитить Додолу. Оба громовержца вступили в жестокую схватку с монстром, и, поразив его молниями, загнали обратно в пучину. После этого Дый, убедившийся в могуществе Перуна, дал согласие на свадьбу.
Перун — воин-громовержец
Перун — самый почитаемый среди славян бог, владыка грома и молний, покровитель князя и его дружины. «Разящий» был чистым воплощением мужского начала. Символы Перуна — дуб, молот, топор, плеть, а характерными чертами облика его идола являлись серебряная голова и золотые усы. Наши предки не только сравнивали Перуна со скандинавским богом Тором, знаками которого также были молот и молнии, но и считали их одной сущностью, а отличия во внешности объясняли разным восприятием действительности у народов.
Считалось, что Перун путешествует по небу в колеснице, сжимая в руке молнию, которую также называли «чертовым пальцем». По легенде демон, которого пытался поразить Громовержец, ускользал от его гнева, прячась то в человеке, то в камне, то в жабе, то в ветвях деревьев. Поэтому молнии ударяли в возвышенности или одиноко стоящие стволы — чаще всего это был дуб, который позднее стали почитать как священное дерево Перуна. Под ним устраивали ритуальные убийства быков и петухов, призванные задобрить бога и показать ему уважение.
Дуб, в который попала молния
Знаки Перуна — цветы ириса, синие, как холодное пламя молний, символизирующее очищение духа от скверны. В «Повести временных лет» упоминаются «громовые камни», которые находили практически на всех капищах Перуна. Особенно много их было на новгородском, которое считалось крупнейшим на территории Руси, — странные топоры, высеченные из камня. Славяне полагали, что сам бог создавал их, ударяя молнией в скалы.
Легенды свидетельствуют, что во время рождения Перуна случилось сильнейшее землетрясение. Его родителями были Сварог (бог-кузнец) и Лада, она же Слава — от этого имени и произошло название славян. Когда Перун был совсем юным, его вместе с тремя сестрами похитил получеловек-полускорпион Скипер-зверь, который погрузил бога в глубокий сон. Спасли брата Сварожичи Сирин, Стратим и Алконост, обмыв его живой водой.
Дети Перуна — великие боги славян
Среди детей Громовержца наибольшего внимания заслуживают двое — Тарх Перунович, он же Дажьбог, и Девана, ставшие неотъемлемой частью пантеона южных славян. Упоминания о них присутствуют даже в индуистских верованиях. Например, некоторые славяноведы утверждают, что именно Дажьбог был прообразом Будды.
Дажьбог всегда считался Богом-Хранителем знаний, владеющий великой мудростью. Его имя означает «дающий счастье», «дающий бог». Изначально он спас людей, страдающих от тьмы и холода, согрев их своим теплом и сиянием, а после подарил девять книг, в которых были собраны все тайны мира с самого начала его существования. Сын Перуна был покровителем солнечного света и плодородия. Его часто упоминают в песнях, а к имени князя Владимира добавили эпитеты «Красное Солнышко», что являлось наивысшим проявлением почитания и народной любви, ассоциирующим князя с божеством.
Дочь Перуна была известна практически всем народам. Греки называли ее Артемидой, говоря, что бесстрашная охотница пришла к ним с далеких славянских земель. Римляне же нарекли богиню Дианой.
Дочь Перуна — Девана
Девана знаменита неимоверной силой, унаследованной от отца. Она обладала возможностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Еще в юном возрасте девушка приручила огромных страшных волков, ластившихся к ее рукам как домашние собаки. Со временем охотница, не имеющая равных в своем ремесле, безумно возгордилась. В итоге она решила, что будет лучшим правителем, чем ее дед Сварог. Правь, Явь и Навь должны были стать новыми угодьями Деваны.
Однако Дажьбог прознал о планах сестры и рассказал все отцу. Разъяренный Перун бросился искать непокорную дочь и заметил ее в лесу, выслеживающую добычу. От страшного звериного рыка Громовержца опала с деревьев листва, а ручные волки Деваны, скуля и поджав хвосты, удрали. Принялся Перун убеждать упрямую дочь, но она стояла на своем — все три мира должны быть ее. Отчаявшись, Громовержец вызвал Девану на поединок.
От мощи божеств раскалилась сталь мечей, и бросили они их на землю; копья превратились в щепки. Хитрая Девана переменилась в львицу и атаковала отца, рассчитывая застать его врасплох. Но стал Перун гривастым львом и сбил с ног дочь. Охотница безумно испугалась впервые в жизни и, превратившись в птицу, взмыла в небеса. Но Громовержец в личине орла сбросил ее из-под туч в воду.
Девана стала рыбою и попыталась уплыть, но попалась в отцовский невод. Отчаявшись, зарыдала девушка, моля о помиловании. Сжалился Перун и обнял свое дитя, прощая ее. С тех пор Девана поклялась слушаться отца, зная, что страшная кара грозит ей за гордыню.
Перун и Велес
Велес издавна был добрым богом, покровителем скота, сказателей и поэтов, хранителем контрактов, памяти и душ предков, повелителем вод и дождей. Именно его фигура была ключевой для севера Руси. Ему приносили в дар стебли злаков — так называемую «бородку змея», ибо Велес подобен змее. Из-за облика его люди сочли божество оборотнем, чертом, спрятавшим свое гадкое естество под чешуей. Они призвали Перуна для того, чтобы он победил чудовище.
Давняя нелюбовь к змеям — ведь именно змей пытался похитить будущую жену Громовержца — дала о себе знать, и согласился он на поединок. Перун пытался убить Велеса, но ничего не получалось — хитрый бог ускользал, превращаясь то в лошадь, что одним взмахом хвоста поднимала сильный ветер, а ударом копыта высекала искры, то в чудовищного кабана, разоряющего посевы в отместку людям, просившим заступничества у Перуна. От вражеских молний не было ему вреда, а потому однажды, набравшись храбрости, Велес похитил прекрасную Мокошу и увел весь домашний скот Перуна в зеленые дебри.
Разъярился Громовержец, метнул молнии — и вспыхнул лес. Вот только не удалось так выманить хитрого Велеса. Отчаявшись, Перун спустился на землю и стал лично искать врага. И вот ему повезло — бродя среди чащи, наткнулся он на громадный дуб, в дупле которого спал утомленный погоней змей, да храпел так сильно, что ничего не слышал. Тотчас ударом молнии расколол Перун дерево, зажал Велеса и поджег ствол. Взвыл змей не своим голосом, взмолил о пощаде, но Громовержец был непреклонен и потребовал вернуть ему дочь и скот.
Живописание битвы Велеса и Перуна.Жрновника, Хорватия, вероятно, 8-е столетие.
Велес признался, где держал пленницу и куда угнал похищенных животных и птиц. Но Перун не сдержал своего слова — мстя за все беды, что причинил змей ему и простым людям, он отправился спасать своего ребенка, оставив Велеса гореть заживо. Так и погиб великий змей, а после его кончины сорок дней шел дождь, пока не закопали останки божества в сырую землю.
Славяне клялись именами Перуна и Велеса, но если первым скрепляли договор воины, то вторым — купцы. Столь непохожие, но вместе с тем одинаково важные в пантеоне боги были почитаемы по всей Руси. Их битва являлась олицетворением вечной борьбы двух сторон мироздания — войны и мира, огня и воды, смерти и жизни.
Итак, Перуна, могущественного бога молний, грозовых туч и войны, можно по праву назвать важнейшим божеством в пантеоне древних русичей. Его защиты и руководства просили как славные воины, так и страждущие селяне. Даже в наши дни язычники продолжают поклоняться Перуну, уповая на его помощь.
Как узнать своего бога-покровителя
По некоторым источникам, древние славяне пользовались аналогом современных гороскопов. Один из таких основывается на сопоставлении даты рождения и божества, что относят к конкретному периоду календаря.
То есть, у всех людей имеются славянские боги-покровители по дате рождения. Ангелов-хранителей в языческой традиции нет, эту роль берут на себя боги.
Славянский гороскоп не делит год на равные части. Всем богам посвящаются отдельные периоды в году, они неодинаковые по длительности. Со стартом славянского нового года начинается период первого знака, символизирующего смерть природы.
Выргонь с 1 по 10 декабря
Это Владычица Смерти из славянского пантеона. Она схожа с греческой Медузой Горгоной — змеи вместо волос, смертельный взгляд и проживание на острове в море-окияне. Стоит раз посмотреть Смерти в глаза, и придется покинуть мир живых.
Рожденные в это время люди отличаются независимостью, настойчивостью и уверенностью в себе. Они любят соревноваться и конкурировать. Это воинственные люди, никогда не упустят своего. Эгоцентричны и обладают фантазией. Любят комфорт, редко выбирают тяжелую работу.
Время Карачуна
В период с 11 по 23 декабря. Это подземный бог, покровитель зимы и холода. Карачуна предки представляли как нечто холодное, темное и беспросветное — как сама зима.
В его время день укорачивается — вплоть до 22–23 декабря, а температура воздуха снижается.
Родившиеся в это холодное время люди не обладают отменным здоровьем, необщительны, любят поворчать, отличаются раздражительностью. Но это не мешает добиться успеха в жизни. Они не умеют сидеть сложа руки и предаваться лени. Уживаются практически с любым человеком в браке, жизнь с ними спокойная и стабильная.
Одиночества такие люди, несмотря на необщительность, не переносят. Их главный враг — чрезмерная любовь к удовольствиям, что может лишить достигнутого упорным трудом.
Знак Перуна
Рожденным 24 декабря — 20 января людям покровительствует бог Перун. Это божество грозы и молний, имеет сходство с Зевсом. Его называют подателем мужской силы и воинской доблести. Перун — защитник мира Яви, сурово наказывающий за невыполнение правил и заповедей.
Согласно языческому гороскопу, люди под знаком Перуна — истинные воины. Он покровительствует тем, кто готов сражаться за родную землю и род. Это ответственные люди, готовы встать на защиту своих интересов, отличаются неистощимым запасом жизненной энергии. Их не интересует мнение окружающих, главное для таких личностей — справедливость.
Покровительство Рода
Так, богу Роду посвящен период с 21 января по 20 марта. Его предки считали прародителем всего сущего и отцом богов и людей. Род разделил мир на три части — Явь, Навь и Правь.
Люди Рода хорошие семьянины. Они умеют обеспечить стабильность во всех сферах жизни. В зрелом возрасте — это мудрецы, и они способны наставить на путь истинный. Они также хорошие психологи, умеют найти подход к любому человеку. Из таких личностей получаются замечательные педагоги. Привязчивы и покладисты, в личной жизни не испытывают серьезных проблем.
Время Ярила
21 марта по 20 апреля — покровитель бог Ярило. Это божество весеннего, молодого солнца. Его изображали молодым рыжеволосым всадником на белом коне. Каждый год приход Ярило обещает весеннее тепло и яркий солнечный свет пробудившегося от зимы солнца.
Рожденные в это время люди способны сохранять молодость до глубокой старости. Имеют крепкое здоровье и запас жизненных сил. Их излишек приводит к многочисленным любовным связям. Такие личности непостоянны и склонны к изменам. Они оптимистичны и избегают скуки. Эти люди упрямы и не отличаются ленью, поэтому к зрелому возрасту добиваются успеха.
Эмоции берут верх над их разумом, но это не мешает идти к цели. Тому, кому покровительствует Ярило, есть все — друзья, враги, деньги, любовники, дети, проблемы и удовольствия. У них насыщенная, яркая жизнь, и они получают от этого удовольствие.
Богиня Лада
Период с 21 апреля по 21 мая время Лады. Богини красоты, любви, добра и мира. Как богиня-мать Лада покровительствует семейному очагу и гармонии в доме. Она схожа с Богоматерью. Отождествляют Ладу и с Афродитой.
Потомки Лады стремятся к созданию семьи с детства. Они ценят семейный уют, а также способность обеспечить близких материально. Проявляться это по-разному, но все, что делают такие личности, ради семьи. Эти люди обладают чувством прекрасного, изящные и ранимые.
Рожденные во время Лады — гурманы. У них прекрасная интуиция, есть склонность к эмпатии. Они умеют сострадать и сопереживать, сентиментальны и чувствительны. Всегда в гармонии с природой, и этому учат детей, не испытывают проблемы с деньгами.
Покровительство Лели
С 22 мая по 2 июня — время Лели – богини весны и земледелия. Она покровительствует и любовным отношениям, но если Лада — богиня семейного очага, то Леля имеет отношение к началу романа. Ее предки изображали в виде высокой стройной и красивой девушки.
Потомки Лели добры и отзывчивы. С ними легко и приятно общаться. Это интересные личности, с ними не заскучаешь. Непредсказуемы и изменчивы. Предпочитают работать с людьми и умеют делать это качественно.
Период Купальницы
С 3 июня по 12 июля — период Костромы, дочери Купальницы и сестры Купалы. Это богиня изобилия и плодородия, имеет две ипостаси — девушка Кострома и русалка Мавка. Именно от имени ее русалочьей половины сущности произошли такие названия водной и лесной нечисти, как мавки и навки.
Как и покровительница, люди периода Костромы имеют двойственную натуру. Они практичны, целеустремленны и настойчивы, что позволяет добиться немалых жизненных успехов.
Жизнь таких личностей не ограничивается заработком денег и семьей. Они талантливы и увлекаются творчеством. Потомки Костромы любопытные и увлекаемые новыми идеями.
Рожденные под знаком Купала
6-7 июля — праздник Ивана Купалы. Купала — языческий бог, и праздник в его честь отмечался славянами до прихода христианства. Это бог лета, урожая, цветов и плодов, богатства и изобилия. Божество здоровья и жизненной силы.
Потомки Купалы стараются жить по установленным обществом правилам. Им подходят традиционные типы мировоззрения – жизнь по принципу «построил дом, посадил дерево, воспитал сына». Хозяйственные и практичные личности, твердо стоят на ногах, а не летают в облаках.
Любят порядок и щедры. Имеют много друзей и состоят в хороших отношениях с родственниками. Их дом — полная чаша даже тогда, когда доход невысок. Эти люди любят тепло и солнце и не жалуют зиму.
Знак Велеса
Рожденным с 8 по 22 июля покровительствует Велес — скотий бог. Хозяин дикой природы и властелин дорог, покровительствует путешественникам.
Велес — хозяин мира Нави, присматривает за миром людей, властелин времени и всего неопознанного, мистического, необъяснимого с точки зрения логики. Он посылает испытания при жизни, а после смерти человека выступает судьей. Велес имеет отношение к торговле и обретению богатства, обучению и поиску знаний, а также удаче.
Люди под знаком Велеса имеют легким характером и обычно нравятся окружающим. Они не любят вступать в конфликты и быть свидетелями выяснения отношений. Ценят каждый прожитый день и умеют наслаждаться всеми моментами молодости.
Покровитель Даждьбог
С 23 июля по 23 августа — время Даждьбога, дающего земные блага бога. Это солярное божество, один из нескольких покровителей дневного светила. Даждьбога называют «дающий долю». Согласно славянским легендам, он выбирает судьбу для человека. Даждьбога также считали покровителем брачной церемонии.
Людям этого периода свойствен царственный характер. Они великодушны и добры к окружающим, любят находиться в центре внимания. Это трудолюбивые и настойчивые личности, быстро добивающиеся жизненного успеха. В то же время эмоциональны и любят новые впечатления.
Семья для них – предмет гордости. Такой человек сделает все, чтобы нарядам супруги, достатку в доме и школьным успехам детей завидовали окружающие.
Время богини Майя
С 24 августа по 8 сентября управляет Майа, богиня мистических сил природы, осеннего урожая и изобилия. Символы богини — зрелые колосья и спелые плоды.
Люди знака Майа ожидают заботы и внимания от окружающих. Они ранимы и любят чистоту отношений, ценят верность и непорочность.
Чуткие личности, понимают настроение собеседника с полуслова, тактичны и обладают природным чувством меры. Последнее не дает им стать жертвой злоупотреблений. Эти люди ценят ощущение гармонии и покоя. Избегают конфликтов и обладают покладистым нравом. Консервативные личности, их сложно обучать новому. Они альтруисты и любят помогать окружающим.
Рожаница
С 9 по 11 сентября — время Рожаниц – покровительниц деторождения и беременных женщин. Они также ответственны за судьбы людей. По ранним легендам, судьбы пишет Даждьбог, а по поздним – Рожаницы плетут их из особых нитей, подобно Норнам из северной мифологии.
Тем, кому покровительствуют Рожаницы, гармоничны и спокойны. Их сложно вывести из себя. Ответственные личности, они не нарушают данных обещаний. Им доверишь любое дело. Потомки Рожаниц трудолюбивы, и, если это качество ценится начальством, способны заработать целое состояние.
Рожденным с 12 по 27 сентября покровительствует Макошь, старшая из богинь судьбы. Это божество рукоделия – прядения, а также хозяйственности и достатка в доме. Покровительствует плодородию и получению прибыли. Макошь — богиня волшебства и магии, в равной мере доступны жизнь и смерть. Баба Яга — одна из ипостасьей.
Люди этого покровителя добиваются успеха, когда сумеют побороть лень. От природы они дипломатичны, мудры и немногословны. Спокойствие и скромность — добродетели таких личностей. Заботливы по отношению к близким, хозяйственны, ценят домашний уют и семейные отношения. У них с детства интерес к рукоделию.
Сварожич
С 28 сентября по 15 октября — день Сварожича, сына Сварога, бог земного огня, войны и победы. Он покровительствует и земной стихии.
Потомки Сварожича умны и склонны к аналитике. Предпочитают придерживаться баланса и равновесия во всех сферах жизни. Они довольно романтичны, несмотря на привычку доверять логике, а не чувствам. Связывают судьбу только с человеком, к которому испытывают чувства. В поисках второй половинки готовы провести часть жизни.
Богиня Мара
Период Мары длится с 16 октября по 1 ноября. Мара, или Морена, — хозяйка зимы, приносящая мор, опустошение, смерть и холод. Ей приносили кровавые жертвы. Богиню зимы почитали, боялись ее гнева. Это ее чучело сжигают на Масленницу.
Люди этого периода сильны духом. Не умеют идти на компромисс. Считают, что существуют два мнения — их и неправильное. Это самодостаточные личности, ценят власть. Бывают жестокими. Когда речь идет о представительнице прекрасного пола, ее называют роковой дамой. Люди с покровительством Мара живут долго и отличаются отменным здоровьем.
Период с 2 по 8 ноября принадлежит Семарглу. Он препятствует проникновению зла в мир людей, охраняет вход в него из иных измерений. Семаргла предки считали божеством Луны и Огня, хранителем дома и посевов. По легендам, живет среди людей.
Люди под покровительством Семаргла с рождения имеют дух воина. Они готовы штурмовать вершины и побеждать. В семейных отношениях такие личности заботливые, ценят искренние чувства, хранят верность второй половине. У них развита интуиция, и опасность они чувствуют на расстоянии, что помогает сохранять благоразумие и избегать неприятностей.
Такие люди умеют подать себя, отличаются внимательностью и наблюдательностью. Исполнительны и надежны, что дает возможность добиться жизненных успехов в зрелом возрасте.
Период Скипера
Временем с 9 по 30 ноября распоряжается Скипер-зверь. Он пришел на земли Руси, когда Перун был младенцем. Скипер-зверь — предводитель змей и существ из потусторонних измерений и мира Нави.
Скипер-зверь, как и славянские боги, решил покровительствовать людям. Рожденные в это время, скептичны и недоверчивы. Поскольку змея – символ мудрости, это качество им также присуще. Осторожные личности, умеют разглядеть темные стороны поступков окружающих. Не верят в добродетели и считают, что за каждым положительным поступком скрывается – личная выгода.
Почитают старших и следуют традициям. Люди Скипер-зверя сильны в психологическом воздействии. Разбираются в мотивах поступков людей и имеют врожденную склонность к гипнозу и телепатии. Это хорошие друзья, но и страшные враги.
Славянский гороскоп — спорная тема для разговора. Но стоит ознакомиться с ней: знание тотема, системы чертогов и бога-покровителя полезно для каждого. Оценят эту возможность практикующие маги, им контакт со своим внутренним животным принесет немало пользы.