Славянские Боги — кто они?
Первое, с чего лучше начать описание устройства мироздания, так это с Солнечной системы. По древнеруским представлениям, само наше Солнце имело название Ярило, планеты назывались землями, например: Мать-Сыра Земля Ярилы Солнца.
Звезды и наше Солнце у славян именовались Сварожичами – в честь главного Бога Русов, Сварога, бога небесного и земного огня и света. Слово Сварожич означает «свет рождающий» (Сва + Рожич).
По различным календарям многих народов в 2012 году наступила эпоха Света. Многие мудрецы и ясновидящие предрекали эту дату, связывая с ней рассвет Славянской культуры. К примеру болгарская ясновидящая Ванга, говорила что с России начнется пробуждение жителей всей Земли и именно Русь станет основой и примером жизненного уклада, соответствующего новой эпохе. Для этой эпохи существует много названий, но мы предлагаем остановиться на старославянской традиции, ибо это есть корни наши и следует взирать на мир, в первую очередь, так как нам заповедали наши мудрые Предки.
Испокон веков, время соответствующее эпохе возрождения, на Руси называли Утром Сварога, а время тьмы и упадка нашей культуры, соответственно, Ночью Сварога. Чтобы разобрать эти понятия нам следует ведать кто есть Славянские Боги и кто таков этот самый Сварог!? Славянские Боги суть Предки и Пращуры, Диды и Покровители, наши Отцы Небесные, Род наш, семья, а мы суть Внуки Божие, потомки Великих и Славных! Сварог — это один из вышних Богов, хранитель Мира Прави или Сварги Пречистой — места где живут Светлые Духи Предков и наши Родные Боги.
С наступлением Утра Сварога, открываются Врата Сварги и на Землю нисходит поток светлых энергий, то есть Славянские Боги, Рать Небесная приходит к нам и живет бок о бок, покровительствуя и наставляя нас, чад своих, на путь истовый — Путь Прави! Путь Прави или Сварга – это ничто иное как Млечный Путь или как называли в древности, Молочная Река, или Небесный Ирий, предшествующий центру Вселенной. С наступление светлой эпохи из центра, суть Творца Вселенной, через Врата Сварги идут Небесные потоки, питая собою все и вся. Так и нынче, спустя многие тысячи лет упадка, явившегося отражением Ночи, которую в индусской культуре называют Кали-Юга, настала долгожданная Заря, а вместе с ней начала просыпаться Родовая память. Нам снова открыты знания наших Предков, их мудрость и связь с Родными Богами!
Славянские Боги и ЛюдиМногие религиозные учения рассматривают человека как существо отдельное от Бога или же подчиненное его воле. Но наша Родная культура построена совершенно на других постулатах и мы, Люди, являемся продолжением наших Богов, словно река является продолжением родника или же как проросшее семя могучего древа, тянется к Солнцу подобно своему Предку. Конечно позиция о ничтожности человека имеет место быть и люди видящие, говорят что есть на Земле существа имеющие человеческий облик, но суть у них совершенно иная.
Славянское мировосприятие в первую очередь строится на позиционировании людей, Внуками Божьими, то есть Богами и это далеко не тщеславие или гордыня, ибо осознавший все проявления Оного, узрел и свои грани. И это накладывает ответственность на деяния свои и своих потомков, ответственность за Мир и Землю, и за Мир на Земле. Ведь мы, Люди, есть Боги Земли и нашими руками строится настоящее и создается будущее. И нет в этом мире сильнее опоры нежели мы сами и потому не просим мы помощи более чем благословения наших Вышних Богов, суть Предков. И ведают то Славянские Боги, а потому и не вмешиваются в дела наши, лишь тонком намеком они создают ситуации, где все остальное уже зависит от нас и нашего восприятия.
Эту мудрость хранит и наш могучий язык, где первой буквицей является Азъ — то есть Бог на Земле живущий и свой Мир на Земле творящий. Осознав это, при произношении или упоминании Богов, мы в первую очередь будем зреть в свою суть, ибо мы Славянские Боги и хранители Рода Земного, и нам продолжать его со всей ответственностью за содеянное. Существует еще довольно весомый пример из скандинавской культуры, где Богов именовали Асами, а во главе был Бог Один. Один жил на Земле и одно из древних писаний, а именно Сага об Инглингах, затрагивает период когда Люди были Богами. Это говорит о том, что Славянские Боги ближе к нам чем мы порой думаем, остается лишь чаще заглядывать в свою душу и глаза своих родных и близких, и тогда все сразу встанет на свои места и Боги снова обретут свой Земной Мир!
Славянская мифология — истории из жизни ВселеннойСлавянская мифология — это уникальное по своей природе направление народного мировоззрения, которое позволяет осознать себя частью Истока Мироздания, единым целым с огромным Вселенским океаном и будучи его каплей, продолжать творение здесь и сейчас. Славянская мифологии в своей основе построена на метафоре глобальных процессов и их сакрализации внутри народного фольклора. Многие сказки, песни, былины несут в своих казалось бы банальных и адаптированных детских образах, весьма не шуточные и довольно масштабные действа. Даже взяв в пример одну из детских сказок про Колобка, мы можем обнаружить движение Ярилы-Солнца по Чертогам Сварожьего Круга, а это уже космос, влияние созвездий.
И это все лишь одна сказка! А если копнуть глубже? Если подойти к изучению народного фольклора более обстоятельно? Какие пласты информации сокрыты в шуточных оборотах веселых сказок? Примеру Молочная река, встречающаяся во многих сказках, чем не Славянская мифология!? Вполне мифология и даже весьма наглядная если учесть что это Млечный путь, разлившийся белой рекой. Так же эту реку именуют Небесный Ирий, а на ее берегах Боги живут и произрастает там сад, а во саду яблочки цветут, да простые — Молодильные! И так во всем! Вся Славянская мифология пронизана живыми примерами, основанными на реальных событиях и умело зашифрована нашим Жречеством, дабы жить в народном сказании и удивлять многие поколения своими чарующими, но не совсем понятными образами, а потом расцвести знанием и распустить свой бутон в сознании многих потомков!
Так же в Славянской мифологии существует множество примеров воинской доблести и богатырской силы, которыми славились русские витязи. Народная память хранит множество былин о весьма настоящих персонажах прошлого и этого является основной из отличительных черт Славянской мифологии. К тому же пришла эпоха возрождения Руси и настало самое подходящее время для подвигов, которые могут стать новыми былинами и сказаниями. Конечно поле для сражений сегодня, это не что-то внешнее и нет врага вокруг, но есть что-то внутри, то что следует укротить и взять под контроль. И обретя внутреннюю силу и волю, нам могут открыться многие дары, такие как Меч-кладенец или Путеводный клубок, и многие другие культовые вещи Славянской мифологии.
Люди, родившиеся в промежуток с 21 января по 20 февраля, являются очень сильными личностями, не привыкшими сгибаться под тяжестью жизненных проблем и неурядиц. Ведь их покровителем считается Стрибог – бог, который управляет ветрами. Темной стороной таких людей считается алчность, честолюбие и лицемерие. Они очень любят власть и используют все возможные методы для ее достижения. Окружающие очень часто чувствуют это негативное влияние и относятся к таким личностям враждебно.
Период с 21 февраля по 22 марта предназначен для богини Мокоша. У древних славян она ассоциировалась с хранительницей домашнего очага. Люди, родившиеся под ее началом, очень привязаны к своей семье, но не любят раскрывать окружающим свою душу и внутренний мир.
Период с 23 марта по 20 апреля считается основным временем расцвета весны. Это самое прекрасное время в году, по праву, отдано Ярилу – богу Солнца. Люди, родившиеся в этот промежуток времени, считаются необычайно дружелюбными и добрыми личностями. Заводить новые знакомства и друзей для них легко. Но, как и солнце, такие люди не терпят угнетения, предпочитая постоянную свободу в своих действиях.
Лада покровительствовала на Руси рожденным в период с 21 апреля по 21 мая. Богиня олицетворяла жизнь и любовь, являясь женским воплощением Рода. С ее приходом на земле воцаряется тепло и гармония. В этот период славяне праздновали Ладодение, посвященное весеннему пробуждению природы. Именинники под защитой Лады отличаются хорошим здоровьем. Они умеют создавать приятную домашнюю атмосферу и ладят с окружающими.
В первый летний месяц рождаются те, защитницей которых становится Летница (или Леля). Ее считали супругой Перуна и также называли Громовицей или Перуницей. Этот символ характерен для летнего сезона с 22 мая по 2 июня. У кого день рожденья в это время, имеют развитый интеллект и обладают хорошим чувством юмора. Они всегда душа компании и стремятся оказать любую посильную поддержку нуждающимся.
Всего 10 дней, с 2 по 13 июня, в начале лета отведено для Костромы – символа плодородия и весны. В честь ее проводов проводилось празднование, похожее на сохранившуюся традицию Маленицы. Ее шляпу и одежду сжигали, поскольку древние славяне верили, что так земля станет более плодородной. Люди, чье рождение пришлось на это время, отличаются талантами в литературной сфере.
Додола властвовала с 13 по 21 июня. Она покровительствовала молодости и красоте. Считалось, что рожденные в это время сохраняют на всю жизнь молодость души, но несколько ленивы из-за склонности к созерцанию к явлениям природы и жизни. додола
Приход Велеса (или Коляда) был ознаменован с 22 июня по 6 июля. Этот культ имел центральное место в культуре славян. Он определял время захода Солнца и течение ночи. Люди, чье появление на свет приходилось на это время, характеризовались как практичные, мудрые, им был свойственен интерес к оккультным наукам. приход велеса (коляда)
Даждьбог правил на Земле с 23 июля по 23 августа. На Руси представляли этот культ в виде высокого мужчины, перемещающегося по небу в колеснице. У него был открытый взгляд, а понятие лжи было ему неведомо. Он стал символом правителя судеб и правителем свадеб. Младенцам, роившимся под знаком Даждьбога, пророчили лидерские качества, достижение за счет своего гибкого ума и целеустремленности высокого социального статуса. К ним причисляли основателей династий и великих империй.
Период года с 23 августа по 23 сентября принадлежит Рожанице. Ее культ символизирует плодородие и начало жизни, она также является покровительницей рода. Люди, чья дата рождения приходятся на это время спокойны, ценят тихую и размеренную жизнь. Часто проводят жизнь в одиночестве, но если находят свою половинку, то способны остаться с ней до самой смерти.
С 24 сентября по 24 октября на Земле главенствует одна из сильнейших богинь славянского пантеона – Морена. Она символизирует увядание, окончание пути. Не понятно почему, но люди, родившиеся в этот период, не могут разобраться в себе, определиться, по какому пути необходимо идти в жизни. Единственной отрадой у них становится работа. Такие личности за короткий промежуток времени выполняют поручения любой сложности и очень быстро занимают высокие должности.
Пик могущества богини Мары приходится на период времени с 25 октября по 22 ноября. Она считается олицетворением сил зимы. Люди, находящиеся под ее властью, отличаются чрезвычайно жестоким характером, все свои проблемы решают посредством применения грубой силы. И очень любят, когда на пути к их цели не остается ни одного соперника.
Выргонь – богиня смерти, обычно изображается в виде женщины со змеями вместо волос. Точно такое же мистическое существо можно найти в древнегреческой мифологии в облике Медузы Горгоны. Ей подвластен отрезок времени с 23 ноября по 21 декабря, а людей, родившихся под ее началом, отличает крепкая независимость. Такие личности не могут подчиняться, они способны только властвовать. Также дети Выргони должны постоянно видеть, что их работа оценивается окружающими на должном уровне. Это обычно проявляется в виде лести и похвалы.
Не все славянские боги-покровители по дате рождения были названы. Особое место в язычестве занимает Перун. Считается, что люди, родившиеся в период с 22 декабря по 20 января, обладают особой силой. Они целеустремленные, смелы и необычайно преданны любви. Но очень часто такие сильные личности остаются одинокими до конца жизни.
Рождение и гибель телесной Вселенной по сохраненным ведическим источникам происходит каждые 4 320 000 000 лет. Именно столько длятся Сутки Рода-Рожанича – времени единения Отца Сварога и Матушки Лады. Сутки Рода-Рожанича состоят из одной тысячи Суток Сварожьих, за изменением которых следит Числобог. Сутки Сварога имеют 4 отрезка, как и обычные сутки.Первый отрезок – Ночь Сварожья (432 000 земных лет), темное время, когда происходит закладывание основ нового мира. Связь со Всебогом очень слаба, но именно в это время готовится духовный фундамент для рождения Праведной Вселенной. В начале и в конце Ночи Сварога в Явь приходит Спас, чтобы на некоторое время возобновить благодать Рассвета Сварожьего.Второй отрезок – Рассвет Сварожий или Золотой Век (1 728 000 земных лет) – это время, когда человек проявляет свои наилучшие качества – творчество, любовь, справедливость, доброту. Люди общаются с Богами и живут праведно.Третий отрезок – Полдень Сварожий (1 296 000 земных лет), в период которого проявляются первые порочные стремления человека, они еще не доминируют в обществе и осуждаются, но склонность к несправедливости уже очерчивается.Оканчиваются Сутки Сварога Сумерками (864 000 земных лет) – временами, когда многие люди становятся на путь кривды и несправедливости, пытаются распространить свое порочное мировоззрение и беспрестанно ведут человечество к гибели. Сварожья Ночь является полным крахом старой Вселенной и одновременно рождением новой.Каждый отрезок Времен Сварожьих, в свою очередь, делится также на 4 отрезка, которые в пропорции длятся 4:1:2:3 части отведенного времени. В конце своего Времени Род-Рожанич опять превращается в Див – море небытия, первичный хаос и пустоту, чтобы через мгновение опять родиться.Каждое новое рождение Рода-Рожанича (Сварога и Лады) в Роде Всевышнем сопровождается новым воплощением Вселенной. Об этом ясно говорят Карбы веданья Покона Рода Всевышнего: «Все Родом объединено и в Роде пребывает, Боги пришли из Рода и Родом удержаны».Род-Рожанич – это сочетания Сварога и Лады, которые проявляют себя в Яви яйцом-райцом, рожденным из слезы Сокола-Рода. Оно несет в себе признаки Отца и Матери, которые рождают все живое. Всевышний, отдавая часть своего тела, через Сварога и Ладу дарует жизнь разным своим проявлениям, в том числе и человеку, который на нашей Земле является самым совершенным, наиболее развитым существом.Извечно Сварог и Лада дают жизнь всему сущему, проявляя ее в многообразных формах, чтобы познавать и совершенствовать себя. Именно так появляются и развиваются разные сущности и рождаются Боги. Это Род Всевышний дает возможность жить всему телесному, наполняя и направляя его своим Светом-Силой.Получая Свет Рода Всевышнего, телесное развивается как отражение и неотъемлемая часть духовного. Сварог и Лада, соединяясь в духовную и телесную суть, разворачивают Мир в ширину и глубину. Сначала они рождают Богов – Род Небесный, а после Боги порождают в себе людей – род земной. В процессе развертывания телесной Вселенной Род-Рожанич (Сварог и Лада) становится Родом-Породителем, то есть тем, кто порождает все сущее.Ведическое Православие, Родная Вера учит, что нет ни начала, ни конца Всемирья, потому что для Рода Всевышнего времени не существует, оно влияет только на нашу обусловленную (телесную) Вселенную. Конец является одновременно началом, а начало – концом, поскольку смерть является поводом для нового рождения, а рождение – повод для естественной смерти. Дерево роняет старые листья, чтобы на том же месте родить новые почки.Вселенная рождается, умирает и перерождается несметное количество раз, потому что Дух (Бог) существует вне времени, он является его причиной, но не поддается его влиянию. «Конец Света», которым пугают Славян многочисленные “душпастыри”, в действительности он является концом света “невежества” и рождением Нашего – Светлого, Праведного Света (мира), ибо мы ведаем, что существует лишь Вечность.
Див – бог неба. Сегодня нельзя сказать, к каким богам его относили славяне. В одних легендах он был хорошим, а в других плохим. Можно сделать вывод, что отношение к нему было неоднозначным. Либо, что скорее всего, оно просто менялось и в разные времена было разным. К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало сведений и упоминаний о Диве, поэтому его образ остается неясным. Одно совершенно точно – он относился к пантеону небесных богов и занимал там не последнее место.
Место в пантеоне славянских богов
В разных легендах Див предстает разным. В одних он однозначно на стороне сил тьмы и символизирует надвигающуюся катастрофу, в других он отвечал за погоду, помогая трудолюбивым крестьянам с урожаем. Иногда он выступает в роли покровителя тех, кто творит недобрые дела под покровом ночи.
Но во всех источниках он упоминается как бог небо, другое дело, что в одних он хозяин дневных светил, а в других он повелевает только ночным небом. Есть упоминания и о его жене – Дивии, которая была богиней плодородия.
Славяне считали, что жил Див в районе Уральских гор, откуда посылал на поля людей дожди. У него были слуги – великаны, которые со временем перестали ему подчиняться. Это разозлило его и он объявил себя богом ночного неба. И тогда ему стали поклоняться воры и убийцы, которые привыкли действовать под покровом темноты. Закончилось все тем, что Див попытался отравить Велеса, которого люди попросили о помощи.
Почитание
Сведений об обрядах связанных с Дивом не сохранилось. Нет и упоминаний о датах, когда его могли чествовать.
Изображение и символика
Дива изображали как пожилого, но сильного человека с густой бородой. Но перед людьми он появлялся только в образе птицы, которая иногда приносила хорошие вести, а иногда была предзнаменованием серьезной катастрофы.
Дий (Дый, Див) в славянской мифологии – бог ночного Неба и богатства, он-же Птица-Див. Он – бог небесных вод следующего, изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог.Он родился от небесной козы Седуни и Бога Рода, Дый – брат Сварога, Владыка Пекельного царства, Верховный бог лунной династии. Когда Дий ударил Золотым Копьем в Мать Сыру–Землю, родился от этого богатырь Индра, а от союза Дыя с сестрой Дивией родились у них дивная дочь Дива-Додола и красавец сын Чурила. Дый поддерживал любовную связь с Тарусей, женой Бога Бармы. Считается, что Дый (Див) и Таруся были прародителями Дивьих людей.Облик Дыя никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели его по-разному. Сходятся отзывы о нем в одном: это вихрь-человек, сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные.Обитал Дый в Уральских горах. Он был рожден, как светлый Бог Неба, того неба, по которому ходят облака и тучи, из которых изливается дождь. Он был любим людьми, потакал их желаниям, в нужное время поливал посевы дождем, благодаря этому люди получали хорошие урожаи. В подчинении у него состояло целое воинство великанов, которые называли себя «дивьи люди». Он обложил их тяжелой данью, которую они не в силах были платить. В ответ они перестали приносить жертвоприношения в его честь. И тогда он разгневался на них. Дый начал склоняться к темным силам и назвал себя Богом Ночного Неба, а поклоняться ему стали те, для которых темная ночь – мать родная. Это были воры, разбойники, всякие мошенники. Они после удачных ночных дел приносили Дыю богатые требы. Люди обратились за помощью к Велесу, который низверг Дыя в подземелье. При поддержки Вия он вернулся на землю, где решил устроить пир в знак примирения с Велесом. Там Дый предложил ему чашу, в которой был яд, и Велес сам ушел в мир мертвых. Великаны во главе с сыном Дыя победили воинов Сварога, на что тот разгромил его войско и замуровал «дивьих людей» под Уральскими горами. А после Сварог и Сварожичи пошли с Дыем и Чурилою в хоромы Дыевы и устроили пир. Чурила решил замолить свои прегрешения, он принес из тайных кладовых золото и драгоценные камни и поднес их Сварогу. И тогда Сварог взял Чурилу себе в услужение.
Бог небесных вод Див
Див – один из наиболее неоднозначных образов славянской мифопоэтической системы. Очевидно, что Див (другие, более поздние и менее распространенные имена – Дый и Дий) имел прямое отношение к божественному пантеону. По «Слову святого Григория» Див – бог неба, а точнее – небесного света. Л.А. Баркова в своих исследованиях говорит о том, что изначально имя «Див» само по себе обозначало «небесный бог», обладая, видимо, достаточно широким значением, выходящим за рамки единичной персонификации. С течением времени имя «Див» приобрело значение «чудесный» (отсюда – дивный). При этом очевидна связь с санскритом, где слово «дэва» означает «сияющий» и происходит от формы «див» (div).
Любопытно, что в «Слове о полку Игореве», а также в «Задонщине» образ Дива не несет в себе позитивной образности. В упомянутых текстах Див – это если не враждебный, то как минимум явно не позитивный образ. Фактически в «Слове» Див – образ катастрофы («уже вержеся Див на землю»), поэтому на данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно толкования этого образа. Возможно, функции Дива как бога менялись с течением времени. В таком случае должны были существовать легенды, описывающие эти изменения, но если таковые и имели место, то они не сохранились, ни в устной традиции, ни в качестве документальных памятников.
В «Беседе Григория Богослова об испытании града» упоминается, что Див – есть небо, а его супруга Дива (или Дивия) – воплощение земли. Это классический дуалистический мифологический образ, который можно встретить во многих культурах древнего мира (самый простой и всем знакомый пример – Уран и Гея из древнегреческой мифологии). В связи с этим многие исследователи говорят о том, что Див почитался как бог небесных вод, изначальных творческих потоков, первичной энергии творения, которая «оплодотворила» твердь материального мира. В эзотерическом смысле образ Дива и Дивы близок к архетипическим образам-символам современной викканской религиозной системы, в которой есть лишь два верховных бога (суть манифестация двух творческих первопричин в физическом мире) – это Рогатый Бог и Триединая Богиня. В тоже время, Див и его «царство звезд» (см. легенду о Перуни и Додоле) вполне реально соотнести с древнескандинавским Удгард-Локи и соответственно Удгардом, чудесным (быть может, дивным?) миром, который живет по своим собственным законам, и где нет власти даже у асов.
ДИЙ, ДЫЙ, ДИВ
В ведийском и санскрите deva — производное глагольного корня div, одно из значение которого «сиять» (а вообще, их масса). Именно от того же корня происходят слова div и diy, у которых есть общие косвенные формы в ведийском (например, dyaus в номинативе и вокативе (с разным ударением), dive в дативе и т.д.), и основы которых чередуются в санскрите. Так вот, и div, и diy означают «небо», «день» и т.п. Соответственно, эти слова тоже имеют массу производных. Кстати, буквальное значение слова deva — «небесный». Вполне логично предположить, что славянские див и дый между собой тесно связаны. Дый — бог, согласно «Дыевому служению» и «Слову и откровению святых апостолов».
Он же птица-Див из «Слова о Полку Игореве». «збися Див, кличет верху древа — велит послушати земли незнаеме» «Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже вержеся Дивь на землю».
Возможно, бог небесных вод — следующего изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог. Поскольку Дэва в переводе с санскрита означает «Бог», — может быть сопоставлен с Родом как одно из его имен, значащее абстрактное «Бог», неба и света дня.
«По Летовнику Георгия Амартола — сообщает нам Гальковский — Дий был сын Крона и брат Hина. Дий был назван в имельстые звёзды. У персов был закон поимати свою матере и сёстры, почему и Дий был женат на сестре своей Ире. В честь Дия в Египте заклали козлов и иных животных. У Амартола разсказывается, что Серух первый ввёл эллинское учение в Вавилонской земле почитать подвиги и деяния древних бывших ратник или князей; впоследствии же не ведущие люди стали почитать знаменитых предков за богов: «яко богы небесныи почитаахоу, и жрехоу им, а не яко человекомь мрьтвьном бывшем». Таким образом, люди стали обоготворять людей же, сделавших какое ни будь открытие или изобретение, — таковы, напр. Посидон — изобретший кораблестроение, Гефест, ковач меди и пр. Hо эти обоготворённые герои были простыми людьми. «И древле оубо иже от творць глаголемых богов, диа и крона и аполонаа, и ироя, мнеще, человеци богы быти, прельщаахоусе чтоуще». Потом под этими именами стали обоготворяться стихи. «Диа дьжда реше быти», т.е. Дий — это дождь. Hиже говорится, что люди послужили твари паче Создателя, обоготворили небо, землю, животных, птиц и гадов. «Именовахоу Диа небо». Итак, у Амартола под Дием разумеется божество дождя и неба, т. е. Зевс. Полагаем, что составитель русского слова был знаком с Эллинским Летописцем первой редакции. По Летописцу Дий был сын Крона (т. е. Хроноса), царствовавшего в Ассирии, который пожирал своих детей; но Дий был спасён благодаря хитрости своей матери Арии, подавшей Крону вместо ребёнка камень. Дий в Летописце отождествляется с Зевсом: «Егда же время ей б родити нарицаемаго Пика Зевсом ижи ес Дий». Hесколько строк ниже читаем: «Крон же остави сына своего Пика Зевеса, те ес дый, остави в Асури» он овладел западными странами. В Хронографе второй редакции Дий также отождествляется с Зевсом: «о Зеусе еже есть Дий». Дый — тоже, что ДИЙ. Дий имел и форму женского рода: «ов дыю жреть, а дроугый дивии». Беседа Григория Богослова о избиении града, — славянская вставка. Итак, Дий или Дый — бог дождя и неба, т.е. Зевс» .
Див (мн. число — Дэвы, Д*в(ы); ж.р. Дэ́ва, а также — Д*в(а), Де́ва, Девата, Дива; и м.р. Д*в, Дэв) — относят как к Богам – Боги Среднего Мира, так и к полубогам/полулюдям в восточной мифологии и язычестве.
В древнерусской языческой мифологии Див (дивы, дива, диваха и т. п.) — дух леса. По мнению исследователей русско-славянских древностей, это одно из воплощений верховного бога Сварога. Именование Див, дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: сначала наверху дерева — «Див кличетъ връху древа», а затем внизу — «уже връжеся дивъ на землю».
В произведениях славянской литературы есть упоминание о дивах и самодивах, позволяющее также считать, что в языческой культуре дивы занимали срединное положение между богами и героями.
Происходит от праслав. формы divъ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.), также диво (род. п. дивесе, им. мн. дивеса; Син. Пс.), русск. диво, укр. ди́во, болг. ди́вен «чудесный», сербохорв. ди̑ван, чешск. div, польск. dziw «чудо», в.-луж. dźiw — то же, н.-луж. źiw — то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas «чудо», латышск. dĩva «морское чудо, чудовище». Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе. Родственные формы см. на дивиться. Если дивъ — более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ, русск. ди́вный, укр. ди́вний, чешск. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, латышск. dìevs «бог», др.-инд. dēvás «бог», авест. daēva- «демон», др.-исл. tîvar «боги», др.-в.-нем. ziu, лат. deus «бог», dīvus «божественный», греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо. Некоторые этимологи сближают др.-русск. дивья «хорошо» (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! «дай бог», колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ «богиня».
Другие отделяют ди́во от праиндоевр. «бог»; пытаясь связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ «религиозный помысел», dhī́ras «мудрый».
Бог Дый имеет мистическое происхождение. Если верить мифам, то он произошел от Черного Змея и козы Седуни. Родился он в начале сотворения мира и считался Богом Луны и Ночного Неба.
Дый и его облик
Дый имеет несколько разных обличий. Никто из видевших его людей не мог восстановить в памяти его точный образ, да и являлся он всем в разных обликах. Лишь в одном сходится его описание: это был вихрь, который сверкал, словно молния. Он неожиданно возникал на пути воинов, которые шли на сражение, крича им вслед свои предсказания. Эти предсказания могли быть как добрыми, так и пугающими. Поэтому этого Бога славяне называли ещё вестником бед и несчастий. Славянский Бог Дый является одновременно и птицей Див, так как он имеет способности к оборотничеству. Дый может легко обернуться птицей Див, которая тоже предвещала беды и несчастья.
Родословная Бога Дый
Бог Дый произошёл от Черного Змея и козы Седуни, а сам Дый дал жизнь богатырю Индре. Сам же Дый вступил в союз с Дивией, которая родила ему Диву-Додола и сына Чурила. Оба ребенка были дивно красивы. Поддерживал Дый связь и с Тарусей, которая была женой Бармы. Как гласят мифы, именно Дый и Таруся стали прародителями Дивьих людей.
Изначально Дый в славянской мифологии описывается как светлый Бог Неба. По этому небу ходят облака, из него проливается дождь. Дыя любили люди, и он отвечал им взаимностью. Он старался выполнять их желания и помогал им получать богатые урожаи. Для этого он поливал землю дождем, когда это требовалось. Но затем Дый стал больше склоняться к темным силам, поэтому и стал называться Богом Ночного Неба. Ему стали поклоняться те люди, которые любили скрываться под покровом ночи. К таким людям относились разбойники и мошенники, а также любители воровства. После своих ночных промыслов они приносили Дыю свои дары, словно платя ему оброк за укрывательство под покровом ночи.
Несмотря на то, что Дый стал Богом Ночного Неба, он остался очень хорош собой. Красота его была дивная, невероятная. В память о нем дошли до наших дней такие слова как: «диво», «удивление», «диковинка».
Какая разница между ними?
Для того, чтобы понять, какая разница между Велесом и Дыем, следует обратиться к мифам древних славян. Согласно мифам Дый стал облагать людей слишком большой данью, поэтому они перестали делать для него жертвы. Тогда разозлился Дый и стал карать преступников. Несчастные люди попросили Велеса помочь им. И Велес не остался равнодушен к их просьбам. Он победил Дыя, уничтожив его небесный дворец, который был возведён из крыльев орлов. Побежденный Дый был сброшен Велесом в царство Вия. Люди были очень рады этому, они стали восхвалять Велеса и поклоняться ему.
Но в скором времени Вий помог Дыю снова вернуться на землю, где Дый по этому случаю закатил пир. На этот пир он пригласил и Велеса, как будто бы желая примириться с ним. Велес принял это приглашение. Но в чаше, которую Дый дал ему выпить в знак примирения, была отрава. Испив из неё, Велес сам оказался в царстве Вия. Вернуться на землю ему помогла Азовушка.
Для этого ей пришлось спуститься в царство Вия и умолять его, чтобы он пощадил Велеса. И Вий согласился. Но перед выходом из царства Вия они услышали голос Всевышнего, который сказал, что Велесу, потерявшему своё прежнее тело, теперь следует проходить через другие ворота, что означало родиться вновь через несколько поколений. И тогда Азовушка не смогла оставить Велеса одного в ожидании иных времен. Она осталась с ним, чтобы ждать его нового рождения. И согласно мифам, Велес перевоплощался ещё много раз. Он умирал и снова рождался в разных обличиях. В разных ликах рождалась на земле и его супруга Азовушка.
Миф
В древнеславянских мифах упоминается о том, что Велес многому обучал людей. Он учил землепашеству, посеву и жатве и даже рассказывал, как варить пшеничное пиво.
Также Велес учил людей грамоте мудрости. Именно он дал людям первый календарь. Велес любил повоевать, участвовал во многих сражениях. В мифах упоминается и о том, что Велес помог Перуну одержать победу над Скипером-зверем. Велес враждовал со всем Родом Дыя и Вия, в борьбе с ними он прошел много битв. В этих битвах он убивал и людей, которые поклонялись этим богам.
Проанализировав мифы древних славян, можно понять, какая разница была между Дыем и Велесом. Это были два Бога, враждующие друг с другом. Велес шел по пути Прави и учил этому всё человечество, его наставления оставлены в «Кииге Велеса». Он помогал людям обрести веру и мудрость, прийти к Богу. А Дый тоже был слугой Бога, но смысл его служения был в том, чтобы испытывать верующих. Дый посылает людям различные блага, если они приходят к Богу, но он же может и искушать, призывая человека отвернуться от Бога, чтобы взамен он получил все блага мира.
Таким образом, главная разница между Велесом и Дыем в их служении Богу. Древние славяне делились на два рода, которые шли разными путями. Первый – путь Солнца, второй – путь Луны. Первый путь связан с Яром, богом Солнца, являющегося сыном Велеса. Втрой путь – это путь Индры, который был сыном Дыя – Бога Луны и Ночного Неба. То есть Велес – это путь солнца, а Дый – путь Луны. Это разделение сохранилось в дальнейшем. Так, например, появились ахуры и дивы в иранской традиции, асуры и дэвы – в индийской. При этом оба пути ведут к Богу, главное не терять цели и не сворачивать с истинного пути.
Бог Дый в славянской мифологии
Этот Бог в мифологии славян упоминается часто. С его именем связано множество легенд и мифов. Не раз о нем рассказывается, как о правителе Вселенной. С ним даже связан миф о всемирном потопе. В этом мифе рассказывается о том, что однажды Дый пожелал посмотреть, как на земле живут люди. Для этой цели он попросил Стрибога освободить небо от всех туч, разогнав их ветров. Когда Стрибог выполнил его просьбу, то взору Дыя открылись ужасные беззакония. Разгневался он и решил покарать людей. Для этого он отправил на землю Богдана, являющегося Богом морских глубин, и Стрибога – повелителя грозных бурь.
Этот Бог был как вихрь, который сверкал, словно молния
Стрибог стал дуть изо всех сил, подняв безумный ураган, сумевший смести с земли всё живое. Богдан же так сильно пошатнул моря, что мгновенно залил водой всю землю. Лишь толь вершина горы Триглавы осталась возвышаться над залитой водой землей. Таким образом, погибли все люди на земле. Спастись удалось лишь тем, кто успел взобраться на вершину Триглавы.
Увидев результат деяний Стрибога и Богдана, Дыю стало жаль людей. И он бросил им ореховую скорлупку, которая упала рядом с горой. Тогда взошли на эту скорлупку, словно на корабль, люди и животные, оставшиеся в живых, и смогли пережить всемирный потоп. Дый же в знак примирения с людьми и как обещание, что он больше не будет так безудержно гневаться, воздвиг на небе радугу. Или как её называли древние славяне – Рай дугу. И если верить мифам о Дые, то Радуга подарит вечное счастье каждому, кто пройдет или проедет под ней.
Как следует из мифов и легенд, Бог Дый занимал значимое место в религии славян. Это противоречивый Бог, который может как миловать, так и карать. Он требует уважения к себе и испытывает людей в их вере.
Это интересно
Масти карт Таро носят, как известно, названия “мечей”, “кубков”, “денариев” (монет) и “жезлов”. Напрямую это связано с господством таких сословий, как дворянство, духовенство, торговый класс во времена Средневековья.
Что вас ожидает в ближайшее будущее
Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время при помощи славянских рун.
Остальные гадания на рунах
В понимании древних славян Дид был Богом крепкого и счастливого брака, любви и взаимопонимания в доме, поэтому чаще всего к нему обращались за помощью новобрачные, супружеские пары, которые постоянно скандалили, не в силах найти общего языка и прийти к компромиссу, а также те, кто просто хотел прожить долгую и счастливую семейную жизнь в согласии и понимании.
Третий сын Богини Любви и Красоты Лады, Дид перенял от нее стремление оказывать помощь людям, давая им правильные советы, наполнять их сердца и души чувством солнечного тепла и света. Его любимым занятием считалась игра на музыкальном инструменте (дудочке) и любование красотами Земли.
Он должен был следить за тем, чтобы семейные узы не распадались, ведь именно семья издавна считалась основой «здорового» общества. Именно Дид, согласно мифологии, наполнял сердца супругов любовью и взаимным уважением, поэтому семейные пары, почитающие его, проживали долгую совместную жизнь без ссор и недопонимания. Даже когда любовь угасала, муж и жена становились друг для друга надежной опорой и верными друзьями до самой смерти, сохраняя глубокое взаимоуважение.
Вспоминать этого Бога было принято 23 и 24 февраля, поэтому в эти даты семейные пары старались сохранять спокойствие, не ссориться и делать подношения Богу, прося у него защиты. Желательно было приходить всей семьей, приносить ему в дар ягоды, цветы и веселиться, напевая песни, но это веселье должно было быть искренним и идти от самого сердца.
Зачастую Дида изображали в виде взрослого статного привлекательного мужчины с моложавым лицом, облаченного в народную одежду и венок, сплетенный из васильков. В руках у него была либо деревянная дудочка (свирель), либо две горлицы, символизирующие собой супружескую верность и трепетное отношение возлюбленных друг к другу.
Символами Бога считаются две птицы, поэтому амулеты с их фигурами желательно носить молодоженам, объединившим свои судьбы исключительно по любви, а не из корысти.