Славянский бог див

Див (мн. число — Дэвы, Д*в(ы); ж.р. Дэ́ва, а также — Д*в(а), Де́ва, Девата, Дива; и м.р. Д*в, Дэв) — относят как к Богам – Боги Среднего Мира, так и к полубогам/полулюдям в восточной мифологии и язычестве.

В древнерусской языческой мифологии Див (дивы, дива, диваха и т. п.) — дух леса. По мнению исследователей русско-славянских древностей, это одно из воплощений верховного бога Сварога. Именование Див, дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: сначала наверху дерева — «Див кличетъ връху древа», а затем внизу — «уже връжеся дивъ на землю».

Див – один из наиболее неоднозначных образов славянской мифопоэтической системы. Очевидно, что Див (другие, более поздние и менее распространенные имена – Дый и Дий) имел прямое отношение к божественному пантеону.

По «Слову святого Григория» Див – бог неба, а точнее – небесного света.

Л.А. Баркова в своих исследованиях говорит о том, что изначально имя «Див» само по себе обозначало «небесный бог», обладая, видимо, достаточно широким значением, выходящим за рамки единичной персонификации. С течением времени имя «Див» приобрело значение «чудесный» (отсюда – дивный). При этом очевидна связь с санскритом, где слово «дэва» означает «сияющий» и происходит от формы «див» (div).

В произведениях славянской литературы есть упоминание о дивах и самодивах, позволяющее также считать, что в языческой культуре дивы занимали срединное положение между богами и героями.

Любопытно, что в «Слове о полку Игореве», а также в «Задонщине» образ Дива не несет в себе позитивной образности. В упомянутых текстах Див – это если не враждебный, то как минимум явно не позитивный образ. Фактически в «Слове» Див – образ катастрофы («уже вержеся Див на землю»), поэтому на данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно толкования этого образа. Возможно, функции Дива как бога менялись с течением времени. В таком случае должны были существовать легенды, описывающие эти изменения, но если таковые и имели место, то они не сохранились, ни в устной традиции, ни в качестве документальных памятников.

Еще про Тора:  Какие татуировки что означают для мужчин

В «Беседе Григория Богослова об испытании града» упоминается, что Див – есть небо, а его супруга Дива (или Дивия) – воплощение земли. Это классический дуалистический мифологический образ, который можно встретить во многих культурах древнего мира (самый простой и всем знакомый пример – Уран и Гея из древнегреческой мифологии). В связи с этим многие исследователи говорят о том, что Див почитался как бог небесных вод, изначальных творческих потоков, первичной энергии творения, которая «оплодотворила» твердь материального мира. В эзотерическом смысле образ Дива и Дивы близок к архетипическим образам-символам современной викканской религиозной системы, в которой есть лишь два верховных бога (суть манифестация двух творческих первопричин в физическом мире) – это Рогатый Бог и Триединая Богиня. В тоже время, Див и его «царство звезд» (см. легенду о Перуни и Додоле) вполне реально соотнести с древнескандинавским Удгард-Локи и соответственно Удгардом, чудесным (быть может, дивным?) миром, который живет по своим собственным законам, и где нет власти даже у асов.

Происходит от праслав. формы divъ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.), также диво (род. п. дивесе, им. мн. дивеса; Син. Пс.), русск. диво, укр. ди́во, болг. ди́вен «чудесный», сербохорв. ди̑ван, чешск. div, польск. dziw «чудо», в.-луж. dźiw — то же, н.-луж. źiw — то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas «чудо», латышск. dĩva «морское чудо, чудовище». Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе. Родственные формы см. на дивиться. Если дивъ — более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ, русск. ди́вный, укр. ди́вний, чешск. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, латышск. dìevs «бог», др.-инд. dēvás «бог», авест. daēva- «демон», др.-исл. tîvar «боги», др.-в.-нем. ziu, лат. deus «бог», dīvus «божественный», греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо. Некоторые этимологи сближают др.-русск. дивья «хорошо» (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! «дай бог», колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ «богиня».

Другие отделяют ди́во от праиндоевр. «бог»; пытаясь связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ «религиозный помысел», dhī́ras «мудрый».

В понимании древних славян Дид был Богом крепкого и счастливого брака, любви и взаимопонимания в доме, поэтому чаще всего к нему обращались за помощью новобрачные, супружеские пары, которые постоянно скандалили, не в силах найти общего языка и прийти к компромиссу, а также те, кто просто хотел прожить долгую и счастливую семейную жизнь в согласии и понимании.

Место в пантеоне славянских Богов

Третий сын Богини Любви и Красоты Лады, Дид перенял от нее стремление оказывать помощь людям, давая им правильные советы, наполнять их сердца и души чувством солнечного тепла и света. Его любимым занятием считалась игра на музыкальном инструменте (дудочке) и любование красотами Земли.

Он должен был следить за тем, чтобы семейные узы не распадались, ведь именно семья издавна считалась основой «здорового» общества. Именно Дид, согласно мифологии, наполнял сердца супругов любовью и взаимным уважением, поэтому семейные пары, почитающие его, проживали долгую совместную жизнь без ссор и недопонимания. Даже когда любовь угасала, муж и жена становились друг для друга надежной опорой и верными друзьями до самой смерти, сохраняя глубокое взаимоуважение.

Почитание

Вспоминать этого Бога было принято 23 и 24 февраля, поэтому в эти даты семейные пары старались сохранять спокойствие, не ссориться и делать подношения Богу, прося у него защиты. Желательно было приходить всей семьей, приносить ему в дар ягоды, цветы и веселиться, напевая песни, но это веселье должно было быть искренним и идти от самого сердца.

Изображение и символика

Зачастую Дида изображали в виде взрослого статного привлекательного мужчины с моложавым лицом, облаченного в народную одежду и венок, сплетенный из васильков. В руках у него была либо деревянная дудочка (свирель), либо две горлицы, символизирующие собой супружескую верность и трепетное отношение возлюбленных друг к другу.

Символами Бога считаются две птицы, поэтому амулеты с их фигурами желательно носить молодоженам, объединившим свои судьбы исключительно по любви, а не из корысти.

Див – бог неба. Сегодня нельзя сказать, к каким богам его относили славяне. В одних легендах он был хорошим, а в других плохим. Можно сделать вывод, что отношение к нему было неоднозначным. Либо, что скорее всего, оно просто менялось и в разные времена было разным. К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало сведений и упоминаний о Диве, поэтому его образ остается неясным. Одно совершенно точно – он относился к пантеону небесных богов и занимал там не последнее место.

В разных легендах Див предстает разным. В одних он однозначно на стороне сил тьмы и символизирует надвигающуюся катастрофу, в других он отвечал за погоду, помогая трудолюбивым крестьянам с урожаем. Иногда он выступает в роли покровителя тех, кто творит недобрые дела под покровом ночи.

Но во всех источниках он упоминается как бог небо, другое дело, что в одних он хозяин дневных светил, а в других он повелевает только ночным небом. Есть упоминания и о его жене – Дивии, которая была богиней плодородия.

Славяне считали, что жил Див в районе Уральских гор, откуда посылал на поля людей дожди. У него были слуги – великаны, которые со временем перестали ему подчиняться. Это разозлило его и он объявил себя богом ночного неба. И тогда ему стали поклоняться воры и убийцы, которые привыкли действовать под покровом темноты. Закончилось все тем, что Див попытался отравить Велеса, которого люди попросили о помощи.

Сведений об обрядах связанных с Дивом не сохранилось. Нет и упоминаний о датах, когда его могли чествовать.

Дива изображали как пожилого, но сильного человека с густой бородой. Но перед людьми он появлялся только в образе птицы, которая иногда приносила хорошие вести, а иногда была предзнаменованием серьезной катастрофы.

Бог Дый имеет мистическое происхождение. Если верить мифам, то он произошел от Черного Змея и козы Седуни. Родился он в начале сотворения мира и считался Богом Луны и Ночного Неба.

Дый и его облик

Дый имеет несколько разных обличий. Никто из видевших его людей не мог восстановить в памяти его точный образ, да и являлся он всем в разных обликах. Лишь в одном сходится его описание: это был вихрь, который сверкал, словно молния. Он неожиданно возникал на пути воинов, которые шли на сражение, крича им вслед свои предсказания. Эти предсказания могли быть как добрыми, так и пугающими. Поэтому этого Бога славяне называли ещё вестником бед и несчастий. Славянский Бог Дый является одновременно и птицей Див, так как он имеет способности к оборотничеству. Дый может легко обернуться птицей Див, которая тоже предвещала беды и несчастья.

Родословная Бога Дый

Бог Дый произошёл от Черного Змея и козы Седуни, а сам Дый дал жизнь богатырю Индре. Сам же Дый вступил в союз с Дивией, которая родила ему Диву-Додола и сына Чурила. Оба ребенка были дивно красивы. Поддерживал Дый связь и с Тарусей, которая была женой Бармы. Как гласят мифы, именно Дый и Таруся стали прародителями Дивьих людей.

Славянский бог див

Изначально Дый в славянской мифологии описывается как светлый Бог Неба. По этому небу ходят облака, из него проливается дождь. Дыя любили люди, и он отвечал им взаимностью. Он старался выполнять их желания и помогал им получать богатые урожаи. Для этого он поливал землю дождем, когда это требовалось. Но затем Дый стал больше склоняться к темным силам, поэтому и стал называться Богом Ночного Неба. Ему стали поклоняться те люди, которые любили скрываться под покровом ночи. К таким людям относились разбойники и мошенники, а также любители воровства. После своих ночных промыслов они приносили Дыю свои дары, словно платя ему оброк за укрывательство под покровом ночи.

Несмотря на то, что Дый стал Богом Ночного Неба, он остался очень хорош собой. Красота его была дивная, невероятная. В память о нем дошли до наших дней такие слова как: «диво», «удивление», «диковинка».

Какая разница между ними?

Для того, чтобы понять, какая разница между Велесом и Дыем, следует обратиться к мифам древних славян. Согласно мифам Дый стал облагать людей слишком большой данью, поэтому они перестали делать для него жертвы. Тогда разозлился Дый и стал карать преступников. Несчастные люди попросили Велеса помочь им. И Велес не остался равнодушен к их просьбам. Он победил Дыя, уничтожив его небесный дворец, который был возведён из крыльев орлов. Побежденный Дый был сброшен Велесом в царство Вия. Люди были очень рады этому, они стали восхвалять Велеса и поклоняться ему.

Славянский бог див

Но в скором времени Вий помог Дыю снова вернуться на землю, где Дый по этому случаю закатил пир. На этот пир он пригласил и Велеса, как будто бы желая примириться с ним. Велес принял это приглашение. Но в чаше, которую Дый дал ему выпить в знак примирения, была отрава. Испив из неё, Велес сам оказался в царстве Вия. Вернуться на землю ему помогла Азовушка.

Для этого ей пришлось спуститься в царство Вия и умолять его, чтобы он пощадил Велеса. И Вий согласился. Но перед выходом из царства Вия они услышали голос Всевышнего, который сказал, что Велесу, потерявшему своё прежнее тело, теперь следует проходить через другие ворота, что означало родиться вновь через несколько поколений. И тогда Азовушка не смогла оставить Велеса одного в ожидании иных времен. Она осталась с ним, чтобы ждать его нового рождения. И согласно мифам, Велес перевоплощался ещё много раз. Он умирал и снова рождался в разных обличиях. В разных ликах рождалась на земле и его супруга Азовушка.

Миф

В древнеславянских мифах упоминается о том, что Велес многому обучал людей. Он учил землепашеству, посеву и жатве и даже рассказывал, как варить пшеничное пиво.

Также Велес учил людей грамоте мудрости. Именно он дал людям первый календарь. Велес любил повоевать, участвовал во многих сражениях. В мифах упоминается и о том, что Велес помог Перуну одержать победу над Скипером-зверем. Велес враждовал со всем Родом Дыя и Вия, в борьбе с ними он прошел много битв. В этих битвах он убивал и людей, которые поклонялись этим богам.

Проанализировав мифы древних славян, можно понять, какая разница была между Дыем и Велесом. Это были два Бога, враждующие друг с другом. Велес шел по пути Прави и учил этому всё человечество, его наставления оставлены в «Кииге Велеса». Он помогал людям обрести веру и мудрость, прийти к Богу. А Дый тоже был слугой Бога, но смысл его служения был в том, чтобы испытывать верующих. Дый посылает людям различные блага, если они приходят к Богу, но он же может и искушать, призывая человека отвернуться от Бога, чтобы взамен он получил все блага мира.

Таким образом, главная разница между Велесом и Дыем в их служении Богу. Древние славяне делились на два рода, которые шли разными путями. Первый – путь Солнца, второй – путь Луны. Первый путь связан с Яром, богом Солнца, являющегося сыном Велеса. Втрой путь – это путь Индры, который был сыном Дыя – Бога Луны и Ночного Неба. То есть Велес – это путь солнца, а Дый – путь Луны. Это разделение сохранилось в дальнейшем. Так, например, появились ахуры и дивы в иранской традиции, асуры и дэвы – в индийской. При этом оба пути ведут к Богу, главное не терять цели и не сворачивать с истинного пути.

Бог Дый в славянской мифологии

Этот Бог в мифологии славян упоминается часто. С его именем связано множество легенд и мифов. Не раз о нем рассказывается, как о правителе Вселенной. С ним даже связан миф о всемирном потопе. В этом мифе рассказывается о том, что однажды Дый пожелал посмотреть, как на земле живут люди. Для этой цели он попросил Стрибога освободить небо от всех туч, разогнав их ветров. Когда Стрибог выполнил его просьбу, то взору Дыя открылись ужасные беззакония. Разгневался он и решил покарать людей. Для этого он отправил на землю Богдана, являющегося Богом морских глубин, и Стрибога – повелителя грозных бурь.

Славянский бог див

Этот Бог был как вихрь, который сверкал, словно молния

Стрибог стал дуть изо всех сил, подняв безумный ураган, сумевший смести с земли всё живое. Богдан же так сильно пошатнул моря, что мгновенно залил водой всю землю. Лишь толь вершина горы Триглавы осталась возвышаться над залитой водой землей. Таким образом, погибли все люди на земле. Спастись удалось лишь тем, кто успел взобраться на вершину Триглавы.

Увидев результат деяний Стрибога и Богдана, Дыю стало жаль людей. И он бросил им ореховую скорлупку, которая упала рядом с горой. Тогда взошли на эту скорлупку, словно на корабль, люди и животные, оставшиеся в живых, и смогли пережить всемирный потоп. Дый же в знак примирения с людьми и как обещание, что он больше не будет так безудержно гневаться, воздвиг на небе радугу. Или как её называли древние славяне – Рай дугу. И если верить мифам о Дые, то Радуга подарит вечное счастье каждому, кто пройдет или проедет под ней.

Как следует из мифов и легенд, Бог Дый занимал значимое место в религии славян. Это противоречивый Бог, который может как миловать, так и карать. Он требует уважения к себе и испытывает людей в их вере.

Див – одно из многих воплощений верховного бога Сварога (возможно, то же самое, что Дим).В некоторых старинных русских преданиях говорится о поклонении богу Диву. Память об этом сказочном, невероятном существе сохранили для нас слова «диво», «удивление»: то есть нечто, вызывающее изумление. Облик Дива никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели его по-разному!

Славянский бог див

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *