Из дальних Сварога садов
Плывёт пресветлый бог богов
Н. Клюев
В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого вседержателя Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода:» Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на твердь земную, что полотном безжизненным стелилась под ногами его. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень Алатырь. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи.
С любовью неизмеримою ковал новый мир Сварог и что дитя малое оберегал от зла. Сыновья его могучие двигали горы, реки отпускали на волю резвиться водой живой. И Сварог с женою своею ясной и прекрасной Ладой, что Великого Рода берегиней была, учил людей добру-разумению и делам всяким. Но главным из заветов была любовь. Потому как без любви не было бы ничего: Ни мира сего, ни иного, ни самого Сварога, ибо любовь — это жизнь, и дана она великим Родом, чтобы воспевать его в деяниях своих и рождении детей своих. Сварог ступал ногой своей по земле смертных и смотрел, как живут дети его. И когда увидел он, что люди что звери дикие, не ведали добра и зла, и смысла бытия, Сварог дал им порядок и закон. Научил он людей землю возделывать и руду добывать, чтобы орудия для мира и войны ковать. Дал Сварог-бог людям таинство, что творится меж мужем и женою. Научил людей создавать семьи и рождать детей, уважать предков и богов. Поэтому и чтили славяне Сварога, как отца своего и учителя великого, заступника и покровителя, что давал им огонь, горящий в духе человеческом.
Славянский Бог Сварог — тайна имени.
Имя Сварог с древнего санскрита переводится, как тот, кто ходит по небу. Этим именем обозначали путь, которое проделывало солнце на небе в течении дня. Позже это имя обозначало само небо. Если провести параллели между значением самого слова и тем языческим образом, который существовал в славянской мифологии вокруг Сварога, то можно проследить логическую закономерность. Сварог по древним преданиям был рождён Великим Родом из искры божественного огня. Это не божество солнца, но воплощение огня и тепла, что идёт от дневного светила.По утверждению некоторых исследователей, имя божества произошло от славянких слов «свара» и «сварь», что означает наказывающий, карающий. Эта теория тоже имеет право на истинность, так как образ Бога Сварога представляется, как тот что дал закон и порядок миру смертных и научил их жить, отделив их от зверей. Все те, кто пренебрегал его заповедям, был наказуемы божественной карой Сварога.
По легенде бог Сварог был рождён Родом из искры небесного огня. Когда сын Рода спустился на землю там не было ничего, поэтому он взял Алатырь и им взбурлил бесконечное море и сотворил твердь земную. Так родилась Земля. У Сварога был молот, который он сам выковал в небесной кузнице. Этим молотом он ударял всякий раз по Алатырю и рождал своих сыновей: богов Сварожичей да Ратичей, защитников и воинов небесных.
Часто проводят параллели с Сварогом и греческим богом-кузнецом Гефестом, сравнивая их и пытаясь доказать их идентичность. Такие утверждения в корне не верные, так как стоит вникнуть в предназначение этих богов. Гефест в древнегреческой мифологии был лишь сподручным для верховного бога Зевса и ковал для него орудие разрушения и войны- молнии. Гефест повелитель огня-разрушителя. Тогда как, в славянской мифологии огонь — это созидающая сила, что легла в основу мироздания. Славянский огонь Инглия порождает жизнь, любовь и тепло. Лишь зло может обжечься им и сгореть. Сварог не служит какому-то другому божеству, он и есть верховный бог, Отец Небесный. Он повелевает божественным огнём, но не затевает воины, а созидает и творит мир во имя своего отца Рода. Огонь Сварога в наковальне, это огонь, рождающий тепло для людского рода. Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных. То орудие, которое, куётся в его кузнице призвано лишь защищать, когда это необходимо.Сварог это мирный и мудрый бог, что созидает и творит добро. Но он бесконечно силён, когда нужно защитить Род и его продолжение от бесовских сил. Он мирный воин.
Сварог и Лада.
Сварог дал людям порядок и закон. Он научил людей создавать семьи, даровал им таинство супружества. Конечно он сам являлся примером для своих смертных детей. Женой Сварога была богиня-мать Лада. Она является дочерью Великого Рода, который родил её и Сварога, как две силы способные созидать, лишь объединившись. Сварог и Лада — это женское и мужское начало, способное продолжить и преумножить Род. Именно они и создали мир, в котором мы живём. Великие Небесные Мать и Отец.
Сварог выковал для своей супруги первое кольцо и показал этим смертным, что они должны искать своих половинок и создавать с ними семьи, чтобы созидать жизнь и продолжать Великий Род в детях своих.
Сварога называли и Ладом, что подчёркивало его схожесть со своей божественной супругой. Оба были призваны создавать и творить сей мир. По сути, Сварог или Лад, это мужская версия Лады, как она со своей стороны женская версия Сварога. Они оба продолжение своего отца Рода и являются разделёнными на две части, единым целым.
Сварог создатель и покровитель вселенной и всего живого в нём. Он создал и обитель богов Синюю Сваргу, куда уходили души предков и смотрели на потомков своих глазами-звёздами. Воля Сварога гласит сеять добро и душу свою очищать. Он принёс своим смертным детям — людям, законы по которым им надлежит жить в мире Яви. Тридцать три заповеди Сварога подчиняют бытие всех троих миров: Прави, Яви и Нави.
Первое, что завещал Великий Небесный Отец — это любовь и уважение к друг-другу: к своим родителям, супругам и детям. Выражая любовь люди порождают добро во имя Рода своего и небесного. Сварог завещал хранить мужчинам и женщинам хранить верность своим супругам, ибо верность есть спасение от искушений лукавых бесов. Заповеди Сварога так же проповедуют соблюдать чистоту тела и души, держать пост в великие духовные праздники, избегать мерзких и речей. Заповеди гласили жить в мире с другими родами и понапрасну не враждовать, проливая кровь невинных. Ежели дети других родов обращались за помощью и советом, никто не должен был им отказать. Сварог презирал ложь и завещал людям избегать её, не лгать и следовать только пути Истины.Заповеди гласят не отнимать жизнь, ибо не человеком она дарована, а богами. Но нужно защищать землю свою и святыни от врагов, ибо они против воли Рода пошли и возжелали власти и богатства, что не суждено им Небесами.Заповеди запрещали славянам отстригать свои волосы, даже если они были седыми. Ибо в волосах была мудрость прожитых лет и совершённых деяний, и были они продолжением дара богов, что создали человека естественным.Было запрещено силой своей и разумением гордиться перед слабыми и немощными, ибо не любят Боги хвастливых. Сила дарована для того, чтобы защищать слабых и это великий труд, требующий чистых помыслов и смирения.В заповедях говорилось, что нельзя приносить на алтарь богов своих кровавые жертвы, ибо кровь-это смерть, а смерти нет места на алтаре жизни. Нельзя было так же употреблять пищу с кровью, потому как от звериной крови и сам человек забудет себя и станет зверем.Сварог завещал любить природу и с благоговением принимать её дары. Он запрещал наносить вред всему растущему и живущему, потому как природа кормилица рода людского.То, что было неведомо людям, не должно было быть отвергнуто и забыто. Верующий и жаждущий получит разумение и постигнет неведомое, ибо все знания исходят от богов.
Символы и обереги Сварога.
Один самых известных знаков в древнеславянском язычестве — это Звезда Сварога. Иногда её называют Квадратом Сварога или . Данный оберег представляет себе сложное переплетение четырёх лучей, что олицетворяют четыре лика Небесного Отца Сварога и четыре конца света. По иным данным это очаг божественной наковальни, откуда рвутся четыре языка пламени. В центре знака ромб, а он в древности означал засеянное поле — знак плодородия и Матери Сырой земли. В очертаниях Квадрата Сварога можно увидеть и коловрат. Так как Сварог верховный бог-прародитель всего, его знак не может быть простым, он должен сочетать в себе все основные начала в этой вселенной. Данный оберег в древности носили ремесленники, те кто трудился своими руками, ибо Сварог был кузнецом и покровительствовал тех, кто создавал подобно ему. Этот оберег так же носили и женщины, ибо это и знак плодородия и продолжения Рода.
— это знак, который обычно не использовался как отдельно взятый оберег. У него было более сакральное и глубокое значение
.
Оно скорее служило напоминанием для людей о том, кем являлся Сварог, чем оберегом. Крест Сварога — это восьмиконечная звезда с четырьмя основными лучами, каждая из которых делится на две части. Трактовка это знака вероятно может быть такой: наши предки называли Сварога четырёхликим богом, но у него вовсе не было четырёх голов. Это означало лишь то, что они ведает всё что творится в каждом из четырёх уголков мира. Но Сварог создатель не только зримого мира, но и незримого, поэтому каждая из четырёх лучей имеет два ответвления — словно доказательство двухмерности вселенной. Ибо Сварог ведает всё.
является одним из самых известных и сильных древних амулетов славян. Наши предки верили, что после сотворения Бытия, бог кузнец Сварог выковал весь сущий мир, который мы видим сейчас. Некоторые славяне считали, что от сильных ударов Сварога появлялись искры, ставшие после первым поколением богов, а другие считали, что эти искры после стали звездами на небосводе и освещали путь странникам. Также древние славяне считали, что оберег Молот Сварога, купить который можно на нашем сайте заключает в себе огромную силу огня, а бог с легкостью распознает и уничтожит любую неправду, сказанную и сделанную человеком, после чего его ждет страшный гнев Сварога и расплата за деяния.
Перунов День года и День недели
В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг.
В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем.
Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна.
Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником.
Так же существует поговорка “После дождичка в четверг”, которая относит нас к древним поверьям.
Перунов День традиционно отмечается летом – 20 июля.
Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника.
В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух.
Кроме того, на этот праздник по традиции устраивается бой, олицетворяющий мифический поединок Перуна с Велесом.
Миф о битве Перуна и Велеса довольно известен.
Однако в некоторых деталях он разнится.
В одних случаях Велес угоняет у Перуна стада коров (дождевые облака), в других его жену Диву-Додолу (Додолу).
В результате битвы Перун отбил своё у Змия-Велеса и загнал его в подземелье.
С тех пор Велес является Земным Богом и Богом подземелья, а Перун властвует на небесах и пасёт свои стада без всякой опаски.
Так же в этот день часто встречается ритуал вызывания дождя.
Упоминания о Свароге в древних рукописях и исторических летописях
Родная ведическая культура сохраняет для наследников рода нашего знания о богах и предках наших, об их славных деяниях во времена былые. О Свароге упоминается в «Велесовой книге» как о праотце нашем, также в «Песнях птицы Гамаюн» о Свароге в каждом клубке знанием светлым сияющем воспевается.
В «Очерке старославянского баснословия и мифологии» упоминается о светопоклонении наших предков и светозарной сути Сварога: «ближайшее к богу истечение есть светло». Но также и христианские литературные памятники хранят упоминания о боге богов русичей — Свароге, как, например, «Ипатьевская летопись» (1114 г. н. э.):
«Некогда царствовал на земле Сварог (отец света), научил человека искусству ковати, потом царствовал его сын Дажьбог, еже нарицается Солнце».
Также в летописи мы находим ещё одно указание на общие корни верований, где говорится о том, что Сварога почитали египтяне, и это немудрено, ввиду того, что расселение народов некогда единой индоевропейской общности с изначальной прародины происходило также и в направлении юга, так, например, был заселён и Древний Египет, куда нашими предками были принесены верования в богов солнечных, верховным богом коих и был Сварог.
Этому подтверждением служат археологические находки, в частности, на территории Древнего Египта были найдены статуэтки богини-матери Макоши — идентичные тем, что находили при раскопках на территории Древней Руси и на всей протяжённости пути миграции наших предков на юг, куда они принесли также свою культуру, быт, устои, солнечный календарь. Так, первые поселения обосновались в Нильской долине, и там ими было заложено основание первой Египетской Династии.
Перун – славянский Бог-Громовержец
Перун – один из самых главных Богов Славян.
Бог-громовержец, покровитель воинов.
Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян.
Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря.
Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года.
Перун покровительствовал князю и княжеской дружине – это явно прослеживается в истории тысячелетней давности.
Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь.
В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует “Повесть временных лет”:
“И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь”.
Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые.
Идол Перуна был установлен и в Новгороде: “и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу”.
Дуб – дерево Перуна
Археологиами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами.
Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб.
Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом.
В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров
оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня.
Обе находки датируются VIII веком нашей эры.
В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира.
В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба.
В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе:
“дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить”.
Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.
Праздники в честь Перуна
До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха.
Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным.
При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров,
найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам.
Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц.
Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор – символ Перуна.
Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
В период христианизации оба капища были разрушены, а идолы сброшены в реки.
Культы громовержцев у соседних народов
Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов.
К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии – Пярун, в индии – Parjánya,
так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра.
В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис.
Стоит знать, что после христианизации многие Боги, скрытно ли, сознательно или бессознательно, самими ли христианами или славянами,
которые не хотели забывать своих Богов, были перенесены на образы христианских святых.
Эта участь не обошла и Перуна.
В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка,
которого также называют Ильёй Громовником.
Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата,
например: “Ты – это облако, ты – Ваю, ты – огонь, происходящий от молнии в небе.
Ты – гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты – страшный и несравнимый Перун, ты – грохочущее облако!
Именно – ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!”
или: “Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры.
И отколовшаяся часть перуна почитается Богами.
Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна.
У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она – в их обязанностях.
Кони у кшатриев – это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными”.
Сварог Бог-кузнец
По легенде бог Сварог был рождён Родом из искры небесного огня. Когда сын Рода спустился на землю там не было ничего, поэтому он взял Алатырь и им взбурлил бесконечное море и сотворил твердь земную. Так родилась Земля. У Сварога был молот, который он сам выковал в небесной кузнице. Этим молотом он ударял всякий раз по Алатырю и рождал своих сыновей: богов Сварожичей да Ратичей, защитников и воинов небесных.
Часто проводят параллели со Сварогом и греческим богом-кузнецом Гефестом, сравнивая их и пытаясь доказать их идентичность. Такие утверждения в корне не верные, так как стоит вникнуть в предназначение этих богов. Гефест в древнегреческой мифологии был лишь сподручным для верховного бога Зевса и ковал для него орудие разрушения и войны- молнии. Гефест повелитель огня-разрушителя. Тогда как, в славянской мифологии огонь — это созидающая сила, что легла в основу мироздания. Славянский огонь Инглия порождает жизнь, любовь и тепло. Лишь зло может обжечься им и сгореть. Сварог не служит какому-то другому божеству, он и есть верховный бог, Отец Небесный. Он повелевает божественным огнём, но не затевает воины, а созидает и творит мир во имя своего отца Рода. Огонь Сварога в наковальне, это огонь, рождающий тепло для людского рода. Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных. То орудие, которое, куётся в его кузнице призвано лишь защищать, когда это необходимо.
Сварог это мирный и мудрый бог, что созидает и творит добро. Но он бесконечно силён, когда нужно защитить Род и его продолжение от бесовских сил. Он мирный воин.
Славянский Бог Громовержец
Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ – животных и людей,
в представлении славян – стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть.
Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе.
В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией,
чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде.
С этим связано одно поверье.
Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина).
Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр.
По этой же причине именно в этот период большое количество гроз – Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.
Оружие Бога Перуна называют “громовыми стрелами”, “Перуновыми камнями”, “стрелками”.
Оружием этого Бога считаются – топор, палица, камни.
Под “камнями” имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа.
Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника – воды.
По описанию некоего Стрийковскаго “истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии”.
Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы,
которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю.
Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса.
Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем.
Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их “стрелками Перуна”,
которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.
Сварог – создатель Земли
Сварог – один из самых высших богов славяно-языческого пантеона.
Сварога почитают, как бога неба и творца Земли.
Сварог также считается покровителем воинов и оружия.
Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла.
Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот – символами Сварога.
По одной версии он – сын Рода, по другой – его ипостась.
Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми.
Он является отцом богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца Даждьбог.
Небо и Солнце, как отец и сын, присутствуют во многих древних верованиях и можно провести множество аналогий
между славянскими Сварогом и Даждьбогом и богами других народов.
Сварог в пантеоне славянских Богов
Сварог Бог славян — муж Лады, Матери Богов, Богородицы. Их дети:
- Перун – Бог-Громовник, Громовержец;
- Лёля – Богиня Весны;
- Жива – Богиня Лета;
- Морена – Богиня Зимы;
- Лель – Бог любви ранней, страсти;
- Полель – Бог крепких семейных отношений, зрелой любви.
Боги Семаргл и Стрибог считаются рождёнными в незапамятные времена от искр камня Алатырь, по которому Бог Сварог ударил своим волшебным молотом.
Сестры Лёля, Жива и Морена каждая выполняет свою задачу, своя у них доля и свой путь. Но от каждой из них многое зависит в Мироздании. Невозможно прийти весеннему теплу без Лёли, летнему солнцу и теплу без Живы. А зимней стуже и сна в Природе без Морены – тоже не быть.
Громовник – воплощение небесных стихий
Громовник — это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий.
Славяне-язычники называли его Сварогом (богом неба),
потом эти функции перешли к громовержцу Перуну.
С принятием христианской веры библейский пророк Илья стал осмысляться как хозяин грома и молнии, мечущий свои молниеносные стрелы,
чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку.
Злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты.
Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия.
Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием.
Самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади
или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей
(бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах).
День Кузьмы и Демьяна – Сварожки
Праздник Сварога приходится на 14 ноября.
Это день известен, как Сварожки.
В эпоху двоеверия, Сварожки стали называться днём Кузьмы и Демьяна, о чьей связи с богом Сварогом говорилось выше.
Бог-кузнец Сварог – господин металла и закователь брака
Одной из самых известных сторон, приписываемых одному из высших богов славян, является его кузнечное дело.
По преданиям, которые дошли до нас и в виде сказок и в виде упоминаний в поучениях против язычества,
Сварог научил людей ковать металл и создавать орудия труда.
Для этого он дал людям клещи, которые упали с неба: “въ вpемя цаpства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оpyжье.
Пpеже бо того палицами и камением бьяхyся (Лаврентьевская летопись)”.
Некоторые исследователи старинного фольклора относят это предание к находке людьми упавшего с неба метеорита,
который состоял из железа и который послужил первым источником металла для древних славян, однако это лишь предположение.
Стоит отметить, что Сварожичем называли как огонь, так и падающую звёзду на ночном небосклоне.
Падающие звёзды-сварожичи и упавшие металлические клещи с небес, подаренные людям Сварогом, вполне правдоподобно могут объяснить происхождение данного мифа.
Поэтому небесный кузнец Сварог является главным покровителем кузнецов и всех, кто работает с металлом,
а также пахарей, воинов и так далее, которые используют металлические изделия в своих целях.
По той же причине Сварог считается покровителем свадеб и молодожёнов.
В простонародье существует такое выражение, как “сковать свадьбу”, что относит нас всё к тем же поверьям
о небесном кузнеце, который сковал Землю и который может сковать людские сердца и чувства.
Изображение и атрибуты бога Сварога
Бог Сварог изображаться может в образе четырёхликом, зрящим во все четыре стороны света, имеющим также четыре руки. Сварог предстаёт нам также как седобородый старец, держащий в руках своих молот кузнечный и посох. Как правило, его изображают в кузне, заносящим молот кузнечный над наковальней.
Атрибутами Сварога считаются дары, которые преподнесены им были предкам нашим, они также имеют отношение к определённому сословию, которому эти дары были даны в помощь:
- Плуг и ярмо даровал Сварог землепашцам, дабы землю возделывать и трудиться во благо Рода нашего.
- Молотом и клещами одарил сословие ремесленников, чтобы могли ковать железо и созидать во благо Рода.
- Секира дарована была воинам, дабы землю родную да Род свой защищали, честь и праведность отстаивали.
- Чашу даровал Сварог жрецам и волхвам, дабы в ней богам подношение осуществлялось ими во время священных обрядов.
Обитель бога Сварога — Сварга всевышняя.
Древом Сварога, так же, как и сына его Дажьбога, является бук и клён.
Птица: Алконост. По преданиям, эта птица — Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.
Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.
Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества — так и говорят: «искра божья».
Треба (подношение): огонь
Символы и обереги Бога Сварога
Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:
- Конегонь
- Знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»
- Сварожич
- Сварга
- Молот Сварога
- Звезда Алатырь
– это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название — «Конегон» или «Конегонь»
Звезда Сварога («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога») – символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Несёт в себе изначальную творческую созидательную силу, является мощным оберегом. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. В отличие от Звезды Лады, квадрат, или звезда, Сварога есть мужской знак. Этот символ также олицетворяет изначальное упорядочивание мироустройства богом-созидателем.
Сварожич – это знак священного пламени бога Сварога, который позволял человеку раскрыть свою природу данную небесами еще до своего рождения. Сварожич это не просто символ, который способен защитить и уберечь от различных заболеваний. Этот символ даст невероятную силу и заступника во всех благих начинаниях верховного бога древних славян – Рода. Огонь Сварожича, который заключает в себе символ, не только становился настоящим небесным покровителем для человека, но и защищал от всяких воплощений темного мира стремящихся навредить людям. Считается оберегом, способным связать все поколения, начиная от самых богов. Носителем славянского оберега Сварожич может быть только человек Чести, который живет по Совести и Справедливости. Помыслы человека должны быть чисты и светлы, к примеру, в древние времена их носили воины, жрецы и старейшины кланов. Наши предки верили, что этот оберег, не только защити от окружающих, но и очистит мысли от негатива, которым человек способен разрушить свою Душу. Сила и мощь талисмана не просто защитит носителя от пагубных привычек, но и наставит на путь к истине. Ещё одним значением символа Сварожич можно считать помощь в раскрытии талантов, как творческих, так и бытовых. Это может быть как умение невероятно владеть оружием на поле боя, так и умение гадать.
Сварга – символизирует Светлый путь саморазвития, движение сквозь существующие вокруг человека проблемы, изменение привычных устоев. Амулет «подскажет» направление, в котором необходимо двигаться, искать путь к самопознанию, но свою дорогу человек выбирает только сам. Его основное значение – это связь совершенного Духа, который движется сквозь реальность, это прогресс человека. Сварга – прежде всего мужской оберег. Этот символ носят мужчины, готовые совершить что-то значимое для процветания своего Рода. Оберег Сварга может носить и женщина, в том случае, если главной задачей своей жизни она видит духовное развитие. Для женщин лучше всего выбирать этот оберег, если они уже замужем, иначе развитие мужских качеств характера может помешать им создать семью.
Молот Сварога – выглядит мощно, обозначает созидающую силу, исходящую от Бога. Эта сила передаётся и человеку, который носит такой оберег. Таким молотом когда-то Сварог создал орудия труда и подарил их людям; ударами этого молота о камень Алатырь Бог Сварог создал. Молот Cварога — сильный оберег, подходящий мужчине. Молот Сварога – это двухсторонний молот, с ударной частью по двум сторонам, на котором изображены символы. Чаще всего используют знак «Квадрат Сварога» («Звезда Сварога»).
Оберег-звезда Алатырь также является символом Сварога. Он представляет собой мощный солярный знак, обладающий защитной силой. Священный камень Алатырь есть источник всего сущего, из него была Сварогом сотворена твердь земная. Наши предки верили, что при помощи камня или символа боги могут говорить с людьми, поэтому его носили для того, чтобы наладить связь с высшими силами. Одним из значений считается символичное отображение бесконечности Вселенной, ее гармоничности, единство и противостояние добра и зла. Оберегу приписывается множество положительных свойств, в том числе и лечение различных болезней, причем не только физических, но и душевных – депрессий, лени, апатии. Символ способен подарить человеку счастье и благополучие, а также выступать в роли щита от негатива. Оберег Алатырь является универсальным – он отлично подходит и мужчинам, и женщинам, причем не имеет особого значения, из какого материала изготовлен оберег. Самое главное, что его ношение поможет человеку поверить в свои силы и активизировать свой внутренний резерв для борьбы с трудностями.
Огонь, Солнце, звёзды и другие Сварожичи
Огонь – сын Сварога.
По традиции огонь называют Сварожичем, как и других детей Сварога,
например Даждьбог Сварожич заведует или же сам является небесным Солнцем, самым ярким огненным светилом.
На земле его дети представляются и в виде падающих звёзд, и в виде огня в кузнице, который помогает справляться с ковкой,
и в виде домашнего очага, который издревле почитался как священный.
К огню-сварожичу всегда было отношение как к настоящему божеству в доме, который может согреть всех домочадцев своей горячей любовью и приготовить пищу.
В одном из антиязыческих поучений XV века говорится о том, что славяне чтут своих идолов
«покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють зовуще его сварожицемъ».
Есть также предположение, что сварожичами являются не только Даждьбог и сам огонь, но также такие боги,
как Перун, Семаргл, Ярило.
Славянский бог Перун
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Перун — бог-громовник, которому в славянском пантеоне принадлежит особое место.
Он связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя — князя.
Перун — сын Сварога. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи, гром выражает его гнев,
по всему небу развеваются его одежда и борода, ветры и бури — его дыхание.
Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста,
палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче.
Когда же вернутся из теплых стран птицы, Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов.
Богатырский конь переносит его в мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов.
Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый ворон, петух, возвещающий утро.
Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными.
Перун посылает дожди, от него зависит урожай, а значит — жизнь. Он покровитель земледелия и кузнечного дела.
Как Перун плугом-грозой вспахивает облачное небо, разбрасывает семя дождя, гремит палицей,
так и человек на земле возделывает пашню, кует плуги и топоры.
Как Перун побеждает темные силы, так и пахарь ведет вечный бой с засухой или холодом.
Поэтому в древнерусском языке родственны слова: оратай (пахарь) и рать (войско).
А Перун не только бог грома и молнии, но и покровитель воинов.
По традиции Перуна считают верховным божеством древних славян, хотя, по мнению исследователей,
он занял главенствующее место относительно поздно, а до него во главе пантеона стояли
Род (Сварог) или Дажьбог.
Перун представлялся славянам в образе немолодого длиннобородого мужа, разъезжающего по небу
на огненной колеснице в сопровождении грозной свиты — Грома, Молнии, Дождя и Урагана.
Перун мечет на землю каменные стрелы и там, где ударит такая стрела, из земли начинает бить гремячий (незамерзающий) ключ.
По свидетельству древнерусского летописца, идол Перуна был деревянный, с серебряной головой
(то есть волосами; серебро изображало седину) и золотыми усами.
Жрец Перуна поддерживал перед его идолом неугасимый огонь, в котором горели дубовые дрова.
Перуну посвящался центральный летний праздник земледельческого культа.
В этот день в жертву Перуну приносили быка или вепря (дикого кабана).
Шкура и внутренности жертвенного животного сжигались на священном огне, мясо съедалось во время ритуальной трапезы,
а череп вешали на дуб — священное дерево Перуна, росший поблизости от святилища.
Перун почитался также как покровитель княжеской власти, воинов и военных подвигов.
При заключении государственных соглашений князья клялись оружием и богом Перуном.
В договоре князя Святослава с греками есть такая клятва:
«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною, будем прокляты от бога,
в которого верим, от Перуна и Велеса, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».
В одной из летописей содержится загадочная фраза о том, что «Перун есть мног».
Исследователи толкуют ее по-разному: то ли «перуны» было собирательным названием какого-то разряда божеств,
то ли это указание на большое количество святилищ Перуна. Таких святилищ действительно было много.
Одно из наиболее значительных находилось в Киеве, другое — близ Новгорода, в местечке, до сих пор носящем название Перынь.
После введения христианства святилища всех языческих богов были уничтожены, идолы повержены.
Идол Перуна, стоявший в Киеве на вершине холма, сбросили в Днепр.
Летописец рассказывает, что, когда он плыл по течению, киевляне бежали по берегу следом и кричали: «Выплывай, Перуне, выплывай!»
В христианскую эпоху образ Перуна-громовержца слился в народном сознании с образом святого Ильи-пророка,
так же, как и Перун, разъезжающего по небу на огненной колеснице.
В засуху совершались молебны, посвященные Илье-пророку, а в Ильин день -20 июля (2 августа по новому стилю) —
строго запрещались полевые работы.
Если же кто-нибудь нарушал этот запрет, то его лошадь распрягали, а сбрую всей деревней пропивали в кабаке.
Связь образа Ильи-пророка с языческими представлениями ясно выступает и в поверьях о том,
что Илья-пророк своими громовыми стрелами преследует нечистую силу, которая в грозу прячется,
превращаясь в змей, собак и кошек, укрывается под шляпками грибов-поганок.
После Ильина дня запрещалось купаться, потому что в этот день купаются черти и вода становится опасной для человека.
Разделы страницы о древнеславянском боге-громовнике и его родне:
- Громовник – воплощение небесных стихий
- Перун – славянский Бог-Громовержец
- Культы громовержцев у соседних народов
- Этимология имени Перун
- Славянский Бог Громовержец
- Перунов цвет – ирис (перуника, богиша)
- Перунов День года и День недели
- Додола – жена Перуна
- Магура – дочь Перуна
- Вий – насылатель видений и привидений, дед Перуна
Магура – дочь Перуна
Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям.
На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца.
Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его своими крылами,
коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши в виде черепа.
Отведавший живой воды Магуры отправится в Ирий, в райские чертоги, — для жизни вечной,
где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры.
Перунов цвет – ирис (перуника, богиша)
Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным.
Например, в Житие св.
Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там.
Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: “А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ.
А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ”.
Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём “Регламенте духовном” запрещал “пред дубом молебны петь”,
что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.
Аналогии с неславянскими богами (Гефест-Вулкан)
Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест – бог кузнечного ремесла и брака,
а также Уран – олицетворение неба, супруг Земли.
В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер – бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла.
Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян.
Кузьма и Демьян христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа,
и перенявшие на себя многие черты Сварога.
Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых – Кузьма, очень схожего со словом “кузнец”.
Если обратиться к двоеверию, сопоставить христианских божеств и их качества, заимствованные у языческих богов, то можно провести и такую аналогию, как:
верховный христианский бог Иегова (Яхве), который соответствует Роду и Сварогу и его сын Иисус,
который во времена двоеверия перенял на себя черты сына Сварога Даждьбога – бога дающего блага.
Дни, посвящённые богу Сварогу, приходятся на особенные дни года.
Сварожье летнее (29 июня) и Сварожье осеннее (1 октября и череда праздничных дней с 1 по 7 ноября) — дни, когда почитают сварожью силу.
В частности, 29 июня отмечается день Сварога и Лады, чествуют в этот, как правило, самый жаркий день в году небесный огнь ярый. А 1 октября считается, что Сварог покрывает землю листьями павшими, а иногда и первым снегом, природа готовится к зиме, холодам.
С 1 по 7 ноября отмечаются Именины Кузни Сварожьей. Время, когда зима вступает в свои права, и призывает Сварог богов до весны из мира явного к Сварожьей Кузнице вознестись. Также на Масленицу тоже почитается бог Сварог, ибо считается, что открываются врата Сварги небесной, когда светлые боги в явный мир приходят.
3 июня отмечается Трибогов день, когда славят богов Триглава: Сварога, Перуна и Велеса.
На Руси ещё совсем недавно, в конце XIX века, отмечали праздник под названием «Зворожины» («Сварожины») и прославляли в сей день бога Сварога, и почитали предков. На обряде праздничном избирали ведунью — «Зворожью Бабу», которая предсказывала будущее, а также сказ вела о волшебном далёком крае Ирии.
Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта
Имя бога Сварога. Значение
На санскрите есть слово, схожее этимологически с именем «Сварог» — Svaraj, что означает ‘самодержец’. Так и есть, Сварог — бог Вседержитель и самодержец над всем миром. В основе имени всевышнего бога, являющегося олицетворением небес безбрежных, лежит корень svar (svar-ga), что с санскрита переводится как ‘небо’, ‘свет’, то есть тот, кто ходит по небу. Небеса олицетворяет бог Сварог, которые, по сути, являются синонимом «космосу», «Вселенной». Это и есть рай Индры, что на вершине горы Меру возвышается, один из семи миров, куда попадают души праведников.
Этим именем обозначали путь, которое проделывало солнце на небе в течение дня. Позже это имя обозначало само небо. Если провести параллели между значением самого слова и тем языческим образом, который существовал в славянской мифологии вокруг Сварога, то можно проследить логическую закономерность. Сварог по древним преданиям был рождён Великим Родом из искры божественного огня. Это не божество солнца, но воплощение огня и тепла, что идёт от дневного светила.
По утверждению некоторых исследователей, имя божества произошло от славянких слов «свара» и «сварь», что означает наказывающий, карающий. Эта теория тоже имеет право на истинность, так как образ Бога Сварога представляется, как тот что дал закон и порядок миру смертных и научил их жить, отделив их от зверей. Все те, кто пренебрегали его заповедям, были наказуемы божественной карой Сварога.
Кстати, слово «сварганить», этимологически родственное имени бога-творца мироздания, изначально имело значение «сотворить», но истинный смысл этого слова впоследствии был намеренно искажён.
Этимология имени Перун
Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова
*perti или переть, что означало – ударять, бить.
Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа – имя произошло от глагола или наоборот.
Таким образом, Перун означает – разящий, бьющий.
Словом “Перун” в древней Руси называли и просто молнию с громом.
Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю.
Тучи и облака называли – “Перуновы деревья”, на которых сидят птицы-молнии.
Вий – насылатель видений и привидений, дед Перуна
Существо из ада, родственен Нияну, царю адскому.
У древних славян насылатель ночных кошмаров, видений и привидений.
Славянский бог неба Сварог
Сварог — бог небесного огня, покровитель домашнего очага и кузнечного ремесла, считался владыкой Вселенной.
Один из главных богов славянского пантеона.
Во мраке он возжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь солнцу.
Он зажег от своего огня домашние очаги и повелел людям жить семьями, научил из обрабатывать железо,
выковал первый плуг и показал, как пахать землю.
Родив Даждь-бога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети.
Имя Сварог, вероятно, происходит от корня «вар», то есть жар, горение.
Сварог есть божество, дающее жизнь солнцу — рождающее Дажьбога.
Разделы страницы о небесном творце Земли и покровителе кузнецов славянского языческого пантеона:
- Сварог – создатель Земли
- Бог-кузнец Сварог – господин металла и закователь брака
- Сварог – один из эпитетов (ипостасей) Рода?
- Огонь, Солнце, звёзды и другие Сварожичи
- Этимология теонима и происхождение культа Сварога
- Аналогии с неславянскими богами (Гефест-Вулкан)
- День Кузьмы и Демьяна – Сварожки
Додола – жена Перуна
В ритуале, посвященным это богине, участвуют шесть молоденьких девушек от 12 до 16 лет:
четыре поют, а двое представляют древнего громовержца и его жену.
Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб.
Позднее культ Додолы стал представлять собой воспевание молодости человека, с ее силой, жаждой и способностью трудиться и жить.