Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а так же предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает понять славянскую мифологию, в обычаи и приметы.

Русская культура зародилась много веков назад.

Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Символ жизни, воды и моря. Знак символизирует саму Мару, которую иногда называют чёрной змеей.

Так же символ грома, счастья. Крест привлекает счастье, энергию, огонь, гром, ветер, солнце. Сильный и популярный символ во всем мире. Используют, когда надо идти бороться за что-то.

Знак Мартыня

Знак осеннего урожая и плодородия.

Так же крест крестов – символ огня и его границы. Это символ счастья и любви. Защищает от злых духов.

уна – оберегатель людей и помощник в ночных походах и работах, которые связаны с лунным календарем. Знак привлекает силу небесного плодородия. Растущая и убывающая луна – это знак жизни и уничтожения.

Знак мудрости, знаний, изворотливости, острого ума и находчивости. Ассоциируется с потусторонними ритуалами. Этот знак используют чародеи в серёзных действиях как символ подземелья.

Знак Солнца

Символ вечного движения, силы жизни.Охраняет род, несет благословение Бога.

Знак Яна

Солнце находится в самой высокой точке над землей.

Благоприятен для домашних животных, особенно для лошадей. Знак обозначает лошадей Бога Света Усиньша, извозчика Солнца. Его носителю приносит удачу в пути.

Метелочка счастья. Иголочка

Символ всемирного дерева. Обозначает божественную Лайму. Выметает прочь плохую информацию, так же совершенное «дурным глазом». Иголочка – так же символ всемирного дерева. Это не символ, а орнамент, в основе которого символ Мары.

Образован от божественного креста. Несёт плодородие, даёт благословение и энергию. Юмис – верхушка крыши дома – несёт плодородие и достаток.

Дубок, дерево солнца, так же дерево Аустры.

Так же садик, колодец, счастье. Оберегает род, обладателя соединяет с Богом. Даёт силу и совет. Хранитель домашнего очага и огня.

Божественный – небесный знак

Древнейший культовый знак божественного света – небеса. Соответствует Вселенной и знаку мужской силы – треугольник

Звезда. Аусеклис, в наипростейшей форме – крест.

Оберегает от зла. Аусеклис – это символ утренней звезды, который символизирует победу света над тьмой.

Ромб в русском народном искусстве

Ромб — один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля.

В русском народном искусстве широко распространены всевозможные интерпретации данного символа, впервые появившегося на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры).

С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось – «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» . Отсюда и ритуальное значение этого символа – «Роженица», и традиционное название этого славянского свастического символа – «Засеянное поле».Обыкновенный ромб, обозначал Мать-Землю, также бога Рода, (не трудно догадаться что это синонимы Род — роды- Мать..))На черепе новорожденного различают 6 родничков, самый крупный имеет форму ромба. Символ Макоши(Макуши), выполненный в виде квадрата, поставленного на один из своих углов и рассечённого двумя прямыми на четыре равных меньших квадрата, напоминает символ «Засеянное поле». Только без засеяния этого поля. То есть само поле, изначальное, имеющееся как основа для урожая – богатого или бедного – как Макошь решит, рассудит.

Археологически символ «Засеянное поле» относят к трипольской культуре протославян (5 – 3 тыс. до н.э.) Отсюда символ «Засеянное поле» распространился и в южные области: в античное время такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века. А в эллинистическое время – на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов, на которых «крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса»

Корни славянских свастических идеограмм трипольского времени лежат в ещё более древних археологических культурах региона Русской равнины. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 – 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область». Сюда же относится и свастическая сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете из кости мамонта, найденном в Мёзине (Черниговская обл., Украина, 23 тыс. до н.э.).

«Засеянное поле» – Славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры.

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»»

Символика является наследием истории человечества. С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, которые используются и по сей день.

Большое символическое значение имеет цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего используются два цвета: белый и красный. Кроме этих цветов мастерицы используют также золотой, черный или синий цвета.

Чаще всего это цвет фона, мастера называют его “землей” он олицетворяет землю. Женский цвет, символизирует чистоту, свет, благо.

Красный или золотой.

Цвет солнца, огня. Цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Мужской, сильный цвет.

Синий или черный.

Связан с пониманием краткости человеческой жизни. Чаще использовался в одежде очень пожилых людей. С увеличением возраста человека в его одежде становилось больше черного и синего цвета. Отрицательный цвет.

Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь — эстетическую.Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега

Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.

Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.

В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.Количество зубцой, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.

Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».

Землю в смысле участка, дающего урожай, представляли в форме квадратов, прямоугольников, покрытых густой сеткой, т.е. засеянную. Между полосок земли и воды помещали зерна. Главная тема Земли, плодородия, чадородия преобладает в русском узоре. Образ Земли — излюбленный в вышивке.

Изображение священного дерева встречается у всех народов мира.. Змея — символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.

Спирали у русских популярны в украшениях, особенно на височных кольцах. Их можно найти в фибулах, диадемах, пряжках. Спиральный орнамент — излюбленный образ в русской традиционной вышивке. Женщины Новгорода любили украшать спиралями головные уборы.

Солярная символика — символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярная символика — одна из самых светлых в Славянской традиции. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот — все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножении их. Однако, это — только одна сторона медали.

Пожалуй, основополагающий знак для солярной символики. Некоторые считают этот знак неизменным атрибутом фашизма, так модных нынче скинхедов. Это не так. Любой историк или философ, а тем более, язычник, проследит историю этого знака из глубин многих тысячелетий. Впервые этот символ, наряду с некоторыми другими символами германского язычества, присвоил для своей фашистской державы Адольф Гитлер. С тех пор и повелось, как фашизм — так свастика, в честь великого (и ужасного) Гитлера. На самом же деле, знак сей, не имеет никакого отношения к безобразию, называемому фашизмом. Знак сей есть изображение Солнца, обращение к светлым богам. Знак этот приносит благо и справедливость в мир Яви, несет в себе огромный заряд светлой магической энергии.

Классическое санскритское название этого символа происходит От индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом». Однако у славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот.

Также некоторые авторы связывают его с единством статики и динамики. Причем динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если она вращается по часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения.

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Что касается темного и светлого в узорах, то основные правила такие:

-если темного больше – узор связывает своего владельца с земным миром живых, его предназначение – активизация физических процессов в организме и энергетике (назовем это трансовым эффектом);

-если светлого больше (есть даже варианты «белая нить по белому») – то узор протягивает между владельцем и Небом свои мощные связующие нити. Такой узор помогает духовной работе;

-если же узор включает в себя равное количество светлых и темных ниток, то его предназначение – гармонизация в целом системы Земля-Человек-Небо.

ВОТ НЕКОТОРЫЕ СЛАВЯНСКИЕ СИМВОЛЫ:

АЛАТЫРЬ (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь – Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине.

БЕРЕГИНЯ – это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.Берегиня – женский образ – защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищатет , оздоравливает родовые связи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения.

МИРОВОЕ ДЕРЕВО, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) Змей.

Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть, как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх (Руна Мир). Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками, вокруг которой летают птицы. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую – славных воинов, героев, жрецов.

КОЛОВРАТ (Свастика) — это символ Солнцеворота. Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон). Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе.

Вариантов изображения – множество. Однако, по направленности вращения различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу – благотворная, созидательная Сила, против солнца – разрушительная Сила. Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических, инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей.

ОРЕПЕЙ- символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный на территории Рязанского края под народным названием “орепей”, или “арепей”, (он же “репейник”, “дубок”, “колодец” в других местах). Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри – символ “засеянной земли”, то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством. В локтевой зоне как “предок”. На подоле – как вход в потусторонний мир или также “предок”.

СВАДЕБНИК- сильный оберег, олицетворяющий соединение двух Родов. Этот орнамент обязательно присутствовал на свадебной вышивке. Узор означает вечное духовное, душевное и физическое слияние сущностей: двух молодоженов и двух Родов. Нити Тела, Души, Духа, Совести обоих Родов переплетаются в новую созданную Жизненную Систему.

Свадебник олицетворяет объединение мужского (огненного) и женского (водного) начала. Именно поэтому очень важное значение имеет цвет вышивки Свадебника – одна свастика красного цвета, а вторая – синего. При этом в разрезе обряда Любомира (сейчас это называют свадьбой) объединение Стихийных энергий представляет собой не только рождение великой универсальной энергии, но и физическое проявление бесконечной во времени и пространстве энергии жизни, которую наши Предки называли – Инглия

МАКОШЬ- небесная Богородица – вершительница судеб. Со своими дочками Долей и Недолей она плетет нити судьбы богам и людям. Те, кто придерживается праведного образа жизни, чтит святых, знает каноны, вытягивают добрый жребий, и Макошь дает им Долю, хорошую судьбу. У тех людей, которые идут на поводу у своих желаний и эгоизма, хозяйкой судьбы будет Недоля. Макошь покровительствует плодородию, женским занятиям рукотворчеством, на ее плечах ответственность за перекрестки Межмирья. Этот символ всегда считался больше женским, защищал от бед и даровал семейное счастье и благополучие детей. Впрочем, она покровительствовала и земледельцам, Макошь-это великая мать, дающая жизнь .

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Символы имеют огромное значение для любой культуры, ведь именно они несут в себе основную смысловую нагрузку, играют главную роль в магических и религиозных действах, служат средством выражения и коммуникации.

Символ – не просто графическое изображение на ритуальном или же бытовом предмете. Он – способ передачи информации, принятый в рамках смыслового поля определенной культуры. Символ не имеет какого-то единого обозначения. Значение символа зависит от интерпретации, от способа «считывания» его смысловой нагрузки. Только в рамках материнской культуры символ не требует трактовки, понимается однозначно.

Десять веков, что отделяют нас от живой языческой традиции славян, наложили свой отпечаток на наше понимание символического языка наших предков. Мы склонны понимать символическое изображение прежде всего как эстетический элемент, несущий минимум смысловой нагрузки. Но для древних славян дело обстояло иначе.

Символы имели прежде всего магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир. Выражались символы не только графически, но и ритуально: например, в определенных движениях во время праздничных обрядов, в песенной традиции и т.д. Большинство символов древних славян носило общий, кросскультурный характер. Вероятно, они возникли в древнейшую эпоху и существовали, практически без изменений, вплоть до наших дней.

Ярким примером использования символики являются традиционные славянские вышивки и резные элементы в оформлении зданий. Орнаменты вышивок и резьба играли роль оберегов, магических талисманов, призванных защитить своего владельца от злых духов. С этой целью специальными узорами вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины на одежде; резьбой покрывали ставни, дверные и оконные наличники, порог и притолок, т.е. места, через которые нечистая сила может проникнуть в тело человека или же в его жилище.

В традиционной вышивке и резьбе наиболее распространены следующие символические мотивы: символы солнца, символы стихий – огня (часто совпадают с солярными, воды и земли), символы деревьев и трав. Реже встречается символика различных животных. Также встречаются изображение божеств, в основном женских.

Солярные символы славян

Как и в любой культуре с развитым земледелием, у славян был развит солярный культ. Он находит свое воплощение в символах и знаках, которые занимают значительное место в древнеславянских орнаментах, мотивах росписи и вышивок. В качестве изображений солнца выступали круги, колеса, кресты и свастики.

Крест – магический символ, существовавший во множестве культур задолго до появления христианства. Форма креста изначально имитировала орудие для добывания огня, а потому крест сам становится символом огня, а со временем – и солнца.

Земной огонь, по поверьям славян, происходит от огня небесного, средоточием которого является солнце. Крест выступает символом единства двух огней. У креста четыре луча. Число четыре является священным во многих традициях, в том числе и в славянском язычестве. Лучи креста – символическое отображение четырех сторон света, на которые распространяется солнечный свет. Таким образом, крест – символ всемогущества солнца как средоточия небесного огня.

– символ, по внешнему виду и значению схожий с крестом. Короткое значение символа «Одолень-Трава» – «двойной огонь», то есть очищение как души, так и тела. Славяне верили, что символ «Одолень-Трава» обладает силой, способной исцелить любые заболевания, в том числе психологические (от стресса и депрессии до серьезных недугов души). По легендам, больные люди могут значительно поправить свое здоровье и усилить воздействие символа Одолень Трава, просто выйдя в солнечный день на побережье озера или реки. Поэтому кто чтит и помнит свои корни, очень чтут данный символ.

– еще один солярный символ, связанный с формой солнечного диска на небосводе. В символике часто сочетается с крестом. Крест в круге также Крест в круге у славянвыступает схематическим изображением колеса, еще одного весьма распространенного солярного символа. Колесо, как и свастика, подразумевает динамику, движение солнца по небосводу. Как символ солнца, колесо играло немаловажную роль в языческих праздниках, в частности Масленице и Купале, где облитые дегтем зажженные колеса скатывали с холмов, изображая движения солнца, поворачивающего на лето и зиму соответственно.

Крест или же свастика в круге

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

– один из распространенных мотивов для изготовления подвесок-оберегов и различных украшений-талисманов.

Громовой знак. Знак Перуна Громовой знак – шестиконечный крест в круге. Знак Перуна. Громовой знак изображали на прялках, использовали при оформлении изб, гравировали на шлемах и пластинах доспехов, вышивали на мужской рубахе. На избах его вырезали на кокошнике (полукруглое завершение наружного участка стены) в качестве магического громоотвода и оберега от злых сил. Громовой знак был магическим знаком русской дружины.

Символика земли и плодородия у славян

Символика земли и плодородия также имеет непосредственное отношение к древнейшим аграрным культам. Земля в представлении язычника – женское начало мира, мать, подательница всех благ. Культ земли как Великой Матери в большинстве культур предшествует патриархальному культу Неба. Во времена развитого язычества Киевской Руси культ земли уже утратил свое первостепенное значение, но символика земли и плодородия была все так же широко известна. В основном она использовалась в вышивках и женской одежде и украшениях.

Самый распространенный символ земли – ромб. Зачастую такие ромбы разделялись внутри еще на четыре маленьких ромбика. Это – символическое изображение поля. Если внутри маленьких ромбов нарисованы точки, то поле засеяно, что означает плодородие. Если точек нет – поле не засеяно, бесплодно. Встречаются разнообразные вариации ромбов в темах вышивок и украшений, но общая смысловая нагрузка их весьма близка.

Славянская символика воды Вода – творческая стихия, дающая жизнь всему живому. Дожди приносят с собой жизнь, заставляя зеленеть травы и зреть урожай. Также вода – способ ритуального очищения. Недаром перед каждым важным ритуалом язычник совершал обряд омовения. Вода очищает тело и душу от зла, защищает от влияния злых духов.

Но вода – дуальная стихия. Если живая, проточная или дождевая вода несет жизнь и является светлым символом, то стоячая, мутная вода несет в себе угрозу. Недаром воображение язычника населяет омуты и болота разными злыми духами.

Символически воду изображали в виде вертикальных или горизонтальных волнистых линий. Горизонтальная линия (зачастую двойная) – это «хляби небесные», которые по представлениям славян располагались над небом. Также горизонтальными линиями изображались реки и подземные воды. Вертикальные волнистые линии символизируют дождь.

Символика деревьев у славян Дерево как символ несет двойную нагрузку. С одной стороны дерево это символ Мирового Древа, разделения мира на Правь (мир богов), Явь (мир людей) и Навь (потусторонний мир, мир злых сил и/или мертвых). С другой стороны – это символ взаимосвязи всего в мире, символ преемственности поколений, жизни рода. В этом контексте корни дерева символизируют предков, ствол – живущих, а крона – будущие поколения.

Живые существа в славянской символике

В традиционной вышивке встречаются изображения различных животных. Большинство из них связано с символикой плодородия (такие животные, как олень, лось, кукушка, свинья, козел). Особенно ярко этот мотив отражает изображение лосих по обе стороны от богини Макоши (на вышивках традиционно изображена как женщина с поднятыми руками). Б.А.Рыбаков считал, что лосихи символизируют богинь-рожаниц.

Изображения других животных зачастую «считываются» как символы различных богов языческого пантеона. Так, изображения быка, ворона, медведя и змея считаются символом бога Велеса, орел – символ Перуна, а конь – символ солярных божеств Даждьбога и Хорса.

Таким образом, символ – это способ передачи и сохранения текста культуры, а не просто изображение на ритуальном предмете. Символы выступают как атрибуты магических и религиозных действ, играют роль оберегов и талисманов. Славянская архаическая символика сохранилась вплоть до нашего времени благодаря традиционной вышивке и резьбе по дереву.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Круговые солярные символы

Символ Велеса «Змеевик» — старинный знак, который часто находят в раскопках. Соотносят с Богом Велесом, которого почитают Владетелем Змей. Считается, что он подходит тем, кто ищет тайных знаний.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Символ Божественного  Рода — «Сваор» – представляет собой четырёхлопастный коловрат. Хотя название этого знака мало кто знает, но все, кто интересуется славянской символикой, прекрасно знают этот символ Божественного Рода. Существуют два знака, которые «крутятся» в противоположные стороны — «Посолонь» и «Противосолонь». Это символ творения Родины, непрерывное развитие, жизнь и свет. Знак, равно благосклонный к детям, мужчинам и женщинам любого образа жизни и интересов.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Символ «Громовик» – славянский Бог Перун известен даже тому, кто мало знаком со славянской мифологией. Символ «Громовик» традиционно связывается с этим Богом Грома. Этот символ известен прежде всего по домовой резьбе, где его часто вырезали для того, чтобы уберечь деревянное строение от огня небесного. Знак преимущественно мужской, образ защитника.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Символ «Чёрное солнце» — соотносится с Навью — Миром Духов, с Богом Колядой (Богом молодого Солнца). Считается символикой, которая подойдёт занимающимся магией.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Символ «Светоч» иначе называемый Свитовит (Свитовид)  — редкий символ, соединяющий в себе мужскую силу в виде знака «Колядник» и женскую в виде знака «Ладинец». Является образом ладного соединения противоположных сил. В этом качестве предназначен как для мужчин, так и для женщин. Так как в славянской магии используются силы противоположных потоков («посолонь» и «противосолонь»), символика этого знака помогает в обрядах.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Символ «Ладинец» – ещё один оберег Богини Лады. Этот оберег схож с «Колядником», только развернут в другую сторону. Значение славянского символа Ладинец – мягкая женская оберегающая сила. Знак часто изображают с закругленными концами. Оберег Ладинец помогает привести в равновесие внешнее и внутреннее, например, найти баланс между семьей и работой.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

«Солнцеворот» пожалуй, самый известный славянский символ. Этот знак отражает движение солнышка по небу. Потому и посвящен знак Хорсу, Богу Солнечного Диска. Светлый славянский символ, оберегающий от всякой беды.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Славянский знак «Колядник» – символ Бога Коляды, Зимнего Солнца. Несмотря на то, что этот знак наполнен светлой, солнечной силой, Ведающие советуют носить его только взрослым, сильным людям. Согласно славянским мифам, Бог Коляда половину года проводит в мире Нави.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Ещё один любимый славянами солнечный символ – «Яровик». Знак Ярило, Бога Весеннего Солнца. Ярило – Бог Страсти. Потому тот, кто обращается к нему, обретает уверенность, смелость, жизнелюбие. «Яровик» – один из лучших знаков для мальчиков и молодых мужчин.

Славянский символ и РОМБ КАК ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ СИМВОЛОВНЫХ АРХЕТИПОВ РАБОВ

Продолжение: Часть 2 https://zen.yandex.ru/media/id/60811639e453f822393dab6a/slavianskie-simvoly-i-znachenie-tradicionnoi-slavianskoi-simvoliki-chast-2-6093da9555f6b841382e7815

Продолжение: Часть 3 https://zen.yandex.ru/media/id/60811639e453f822393dab6a/slavianskie-simvoly-i-znachenie-tradicionnoi-slavianskoi-simvoliki-chast-3-6096a227b8e935293cf0b09b

Окончание: Часть 4 https://zen.yandex.ru/media/id/60811639e453f822393dab6a/slavianskie-simvoly-i-znachenie-tradicionnoi-slavianskoi-simvoliki-chast-4-6096a6257ffcba2d9ebaadda

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

Один из вариантов изображения Дерева Царствования

Варианты изображения символа солнца у славян

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Для чего нужно знать славянские символы

Славянская символика удивительно богата. Посмотрите на вышивку, украшающую традиционную одежду. Всё в ней неслучайно, каждый поворот узора, знак, вписанный в общий рисунок вышивки – всё имеет свое значение. Однако, для непосвященного человека вышивка остается просто устаревшим способом украсить наряд, тайна славянских символов остается сокрытой.

Славянскую символику стоит изучить вот для чего:

  • для понимания славянских мифов и легенд, их зрительного восприятия.
  • для понимания мировоззрения наших предков.
  • чтобы уметь читать славянские символы на одежде, предметах быта, украшениях жилища, определять назначение ритуальных предметов.
  • чтобы уметь выбрать оберег для себя и близких.

Какие славянские символы нам известны?

Разделить славянские символы на группы можем разными способами. Например, по отношению к славянским Богам. Тогда рядышком окажутся Громовик, он же Громовой Крест, и кованый топорик. Оба знака обращаются к славянскому Богу Грозы Перуну.

Можем разделить знаки по их исполнению. Тогда выделим славянские символы, которые изображают на оберегах, вышивают на одежде, вырезают на убранстве славянских изб, и знаки-предметы. Например, знаком Сварога станет и Звезда Руси с острыми кончиками, и молот, символ Бога-Кузнеца.

Некоторые Боги имеют славянские символы, связанные с изображениями животных. Больше всего подобных знаки относят к Богу Велесу. Среди его символов встречаем змеевик, печать Велеса в форме лапы медведя и волка. Даже сам знак Велеса, в форме перевернутой буквы «А» иначе зовется «бычья голова».

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  • Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  • Разложить рисунок на простые детали.
  • Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  • Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  • Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

Подобный узор под силу нарисовать каждому

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  • Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  • Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

Роспись гжелью — старинный промысел

Роскошная жостовская роспись

Хохлома популярна и в наши дни

Старооскольские глиняные игрушки

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Возникают споры об истоках славянских символов. Одни источники приписывают нашим узорам древние корни, видят в них сложные схемы, описывающие устройство мира. Другие, наоборот, с недоверием относятся к славянским символам, даже таким известным, как Коловрат или Звезда Руси, называя их новоделом.

Где истина? Достаточно посмотреть на сохранившиеся в северных домах старинные наряды ручной работы, богато украшенные славянской символикой, чтобы убедиться в том, что она возникла много веков назад. Однако, бабушки и дедушки, ещё умеющие вышивать и вырезать традиционные узоры, вовсе не связывают их значение с космосом, со сложными исчислениями, не объясняют происхождение узоров запутанными теориями.

Истинными мы считаем все славянские символы, которые встречаем в убранстве домов, народной вышивке, оберегах, найденных на раскопках старинных городов. А объяснение ищем простое, близкое к природе, связанное с нашими мифами. Но простое не значит примитивное. Именно в простоте славянского узора, в возможности объяснить даже малому ребенку значение традиционных узоров и есть глубокая мудрость.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Еще про Тора:  Славянский бог семаргл картинки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *