Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Как ни странно, но 4-6 декабря самое время вспомнить Духа Зимы — Деда Мороза. Ведь Мороз, потворник Богини Зимы и Смерти Морены, вовсе не тот добрый дедушка, который приходит к нашим детям на детсадовские праздники. Древние славянские мифы рисуют нам совсем другой образ! Тёмный Бог, со своей сильной магией и непростым характером!

Почему 4-6 декабря? Думаю, что есть в этом потаённый смысл. 22-24 ноября были дни Морены — Повелительницы Нави. Застудила она своим холодным дыханием землю, спрятались от неё птички и зверушки в гнёздах и норках. Прошло девять дней — как раз столько, сколько надо, чтобы неясное что-то превратилось в явное и превратилось в новое. И вступает в свои новые права могучий волшебник Нави — Бог Мороз.

Мы в «Северной сказке» не могли обойти своим вниманием этого великолепного героя славянских мифов. В книге «Трагедия Бога Велеса» есть миф о том, как парень, спасая любимую, спустился в Навь. Почему эта история вообще случилась и чем закончилась можно прочитать в книге, а здесь приведу отрывок из сказки «О том, как Велес парню помог». Древние славянские мифы повествуют нам о жизни и смерти, о предназначении и случайности и о том, что даже тёмные Боги способны горевать о бедах своих детей и внуках.

Этот отрывок из книги «Трагедия Бога Велеса» начинается с того, что у Русина пропала девушка. Да не просто так, а в тот миг, когда он, держа её на руках, перепрыгнул через купальский костёр! Вот и подоспел на эту беду Велес — Бог Мудрости и Магии. И вот что из этого вышло:

Еще про Тора:  Значение семейного символа, от чего помогает и как использовать

— Нет у меня такой привычки, чтобы в чужие дела вмешиваться. Но ты упомянул имя девушки, а я хорошо знаком с её дедом. И, как мне показалось, девушка эта в беде! Или я ошибаюсь? — пристально взглянул Велес на Русина.

Русин всё ещё не пришёл в себя.

— Нет у неё деда, только приёмные родители, — буркнул он, отстраняясь, — и вообще, кто ты такой? Ты не из нашей деревни.

— Верно, — ласково отозвался Бог Мудрости, — но сейчас мы пойдём с тобой к её деду, и там ты ясно и по порядку расскажешь, что такое случилось со Снежаной, и почему в этом виноват ты. И мне, и деду это очень даже интересно.

— Никуда я не пойду! — заупирался парень.

Но где ему было спорить с Богом Чародейства. Русин и глазом не успел моргнуть, как очутился перед узорчатой, как бы инеем покрытой, дверью.

В холодной горнице

Его спутник легонько стукнул в дверь и открыл, не дожидаясь ответа.

— Заходи, заходи, не стесняйся, — обратился он к парню и подтолкнул вперёд. Тот перешагнул высокий порог и очутился в большой то ли горнице, то ли кухне, большая печь уютно расположилась в обнимку с полатями, занимая больше половины помещения.

В красном углу, как и положено, стоял большой стол, вокруг лавки и пара стульев. А за столом сидел самый необыкновенный дед из всех виденных Русином дедов. В полушубке, отделанном серебристым мехом, в тёплой меховой шапке и, самое неожиданное, в рукавицах.

— Это посреди лета да в рукавицах! — мелькнула мысль и тут же пропала, когда парень увидел глаза старика. Столько в них было боли и столько гнева, обращённого именно на него, на Русина, что тот невольно отступил к двери. А хозяин вдруг сдёрнул с руки рукавицу. В избе резко похолодало, стены заиндевели, выступили морозные узоры, а парень почувствовал, как леденеет тело. Но его спутник шагнул вперёд и загородил Русина.

— Подожди, Мороз, надень голицу. Парень, может быть, не так уж и виноват! Вижу, ты уже знаешь о Снежане?

— Да, знаю. Птицы страшную весть принесли. Я говорил ей, просил, предупреждал — близко к кострам не подходить, а не то, что прыгать! А всё этот! — и он стал стягивать рукавицу уже с другой руки, явно собираясь закончить начатое. Велес остановил хозяина горницы.

— Подожди, Мороз! Надень рукавицы! Не хитрое дело насмерть заморозить! Но не пожалеть бы потом! Парень ничего не знал, не ведал. Девочка, видать, тоже толком не знала, почему это опасно. Давайте сядем, и ты по порядку расскажешь, как всё началось, почему внучка пострадала.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Дыхнёт Мороз на северный лес — заскрипят от холода вековые сосны!

Несчастная любовь. Страшное материнское проклятие

— Так это же Мороз! Так вот кто дед у Снежаны! — понял Русин.
Хозяин нехотя согласился, но продолжал бросать ледяные взгляды на парня, хотя рукавицы надел. Гости расположились за столом.

Парень предусмотрительно уселся, как можно дальше от разгневанного хозяина, и только тут рассмотрел своего неожиданного спутника. Это оказался мужчина средних лет, богатырского сложения, статный и красивый. Тёмные волосы ниже плеч, голову держит гордо, а взгляд задумчивый, скорее даже печальный, в лицо собеседнику смотрит внимательно, оценивающе, но, по всему видно, привык, чтобы считались с его словами. Вот и хозяин теперь обращался только к старшему гостю и, рассказывая, смотрел только на него.

— Ты помнишь, Велес, какой был переполох, когда моя дочь Метелица и сын Стрибога, молодой летний ветер Погода, решили пожениться?

— Так это сам Велес, Бог трёх Миров! — пронзила догадка Русина. — Ничего себе!

А хозяин тем временем продолжал рассказ:

— Против был Вий, против и Сварог. Да и Род, по слухам, был не в восторге. И не потому, что Погода был Светлым Богом, а Метелица из Тёмных. Дело было не в этом. Боги-Творцы понимали, что влюблённые по своей природе и характерам совершенно не подходят друг другу. Он — яркий, чернобровый, глаза сверкают, характер переменчивый, непостоянный; от него так и веяло жаром летнего полдня. Она — белоснежная голубоглазая красавица, коса золотая до полу стелется, но своенравная и уросливая, как молодая кобылка, строптивая, вся в движении, каждый шаг, как быстрый танец. Но Старшие, запретив им даже встречаться, а не только вступить в брак, видно, забыли свою молодость, когда своё желание было выше всяких авторитетов.

Случилось то, что случилось. Влюблённые бежали в тёплые края, где властвовал Погода. Может, первое время они и были счастливы. Но переменчивый юноша быстро повернулся в другую сторону. Отправил Метелицу с новорождённой дочкой назад, к отцу. И вот, однажды, ко мне вернулась дочь. Но куда девались её красота, её задор и веселье? Я увидел иссохшую, почерневшую от горя женщину, не вынесшую жизненных испытаний и жаждущую мести. Но гнев и месть её были направлены не на мужа. Она по-прежнему обожала его. А жертвой ярости оказалась дочь, Снежана, так я стал называть девочку.

В помутневшем рассудке Метелицы всё смешалось. Она решила, что муж разлюбил её из-за рождения дочери. И она наложила на эту крошку страшное заклятие, запрещавшее ей любить. Как только девушка полюбит парня и прыгнет с ним через Купальский костёр, то тут же уйдёт в Навь.

— Лучше пусть она умрёт, чем потом пострадает от любви! — сказала безумная мать.
Метелица и сама не хотела жить нелюбимой. Она пробыла с нами ещё немного, а потом тихо ушла туда, откуда даже Боги не всегда возвращаются.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Нахмурится Бог Мороз — и застынут в покое прозрачные реки!

Что бывает, если не верить старшим

— А девочка? — осмелился спросить Русин.

— Девочку я не оставил у себя. Я положил её в колыбель, отнёс к бездетным бобылям, взял с них слово, что они никому не расскажут, кто принёс им девочку по имени Снежана. Но, когда внучка подросла, я открылся ей, рассказал о судьбе несчастной матери и предупредил, что прыгать через костёр опасно.

— Но не сказал, насколько опасно, — жёстко добавил Велес.

— Да, не объяснил. В душе я не верил в это заклятие. Метелица никогда не была сильна в чародействе.

— Ты не учёл, Морозко, силы материнского проклятия. Но что толку сейчас говорить. В камень стрелять — только стрелы терять.

— Ээээх! — Русин с силой ударил кулаками об стол. — Если бы я это знал раньше!

Разве позволил бы я моей Снежинке близко подходить к костру! Да я бы вообще ни к какому огню её не подпускал! Я бы всё сделал для любимой! Почему Боги разрешили ей уйти в Навь? Зачем исполнили заклятье? Ведь она ещё так мало жила!

Его горе смягчило деда Снежаны.

— Видно, судьба у неё такая. Что Макошь завязала, человеку не развязать, — печально и обречённо произнёс Мороз.

— А что бы ты мог сейчас сделать для неё? — задал парню коварный вопрос Велес.

— Да я бы судьбой с ней поменялся! Сам бы ушёл в Навь, лишь бы она осталась жива!

— Это не так просто, — возразил Велес. — Жизнь за жизнь, но с разрешения Богов Нави. И для этого нужно сначала попасть туда.

— А как это сделать? Ведь вы оба Боги, значит, знаете.

— Знать-то знаем, но как бы ты не пожалел о своём решении. Ты-то тоже ещё мало пожил, чтобы добровольно в Навь стремиться, — это Мороз, поверивший в силу любви Русина, стал отговаривать его от такого решения.

— Ради моей Снежиночки я готов на всё, даже навеки остаться в Нави, — твёрдо возразил тот.

— А что, — повеселел Мороз, его поманила надежда снова обрести внучку, — были ведь уже такие случаи. Отпускали обоих.

— Да заканчивались они плохо, — охладил всех Велес.

— Но лучше попытаться сделать да потерпеть неудачу, чем потом всю жизнь мучиться от мысли, что мог помочь, да струсил! — угрюмо заметил Русин.

— Твоя правда, — согласились оба.

— Парня одного нельзя отпускать. Да и не пропустят его. Я с ним пойду, — заявил Мороз.

— Спорить не будем. Иду я. — спокойно объяснил Велес.

Вот и такие истории могут случиться! Древние славянские мифы удивительно поэтичны и жизненны! Как отголосок этой древней легенды мы видим нынче появление Деда Мороза и внучки на зимних праздниках. Теперь и вы знаете эту историю и сможете ответить на вопрос: «А где Снегурочкина мама?»

Праздник Зимнего Яра — хороший повод припомнить давние истории и заново оценить происходящее теперь. Встретим Морену-зиму да Мороза теплом семейного очага! Вот и обернутся они к нам своей лучшей стороной, сделают нашу зиму богатой на смех, шутливые снежки и румяные щечки!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

«Настроение Морена. Меняемся вместе с Мiром». Набор

Набор для ладования Тела, Души, Духа, Разума. Сила Кологода!

Говорить о Морене, Богине Зимы начали мы с опаской. Непростой характер славянской Богини Зимы и Смерти, неоднозначна её история. Нынче многие вовсе страшатся говорить о смерти, видно, стараются от неё убежать. В старину же Богиня Морена у славян всегда была рядом с человеком, напоминала о неумолимом ходе времени. Да не будем вас пугать! Наоборот, поговорим о том, какое благо несет Богиня Морена в славянской мифологии. Быть может, станет эта статья и подспорьем в том, как рассказать детям о сложной теме смерти.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Богиня Морена в славянской мифологии

Когда-то были три сестры светлыми Богинями. Украл их посланник Хаоса Скипер-Зверь, заколдовал, превратил в чудовищ, обучил черной магии. Стали Лёля, Жива и Морена охранять жилище Скипер-Зверя, войсками его командовать. Не помнили себя сестры, пока не удалось Богам расколдовать трех сестер. Вернули Лёля, Жива и Морена свой облик. Да только сердцу Морены оказалась ближе тёмная магия, не захотела она становиться светлой Богиней. Так начинается история Морены, Богини Зимы и Смерти. Здесь подробно пересказывать её не будем, посоветуем для того прочесть книгу сказок «Боги и Люди».

Дальше многое случилось. Почти в каждой истории, в каждой северной быличке упоминается Морена. Словно, все беды случаются по её велению. Богиня Морена у славян насылает сестер-лихоманок, духов болезней, покрывает землю снегом, замораживает посевы, а, бывает, поцелует Морена человека да заморозит его сердце.

Вот, к примеру, часть сказки из книги «Что знают Боги?» — тот случай, когда Морена радовалась, засыпая снегом отдалённую деревню:

Морена, Богиня Зимы и Смерти скучала. Из своего зимнего дворца она видела засыпанные снегом по самые крыши избы, только из некоторых труб тонкой струйкой вился слабый дымок. И снег искрился и переливался, отражая холодное сияние ночного светила, да звёзды посверкивали в холодной глубокой вышине. Всё замерло в ожидании рассвета. Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед. Но, уже наутро, снег начал опять падать, и так продолжалось много дней. После снегопада наступили жуткие холода. Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть. Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях. И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие — засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод. Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась:

— Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь! Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой!

Кажется, одни беды от Морены. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда?

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота

Богиня Морена у славян напоминает о переменах в жизни

Случайно ли Богиня Морена у славян оказалась сестрой Лёли, с которой она враждует всё время?

Встречаются Морена и Лёля впервые на Громницу, праздник зимней стречи. На Велесов День старается Морена, Богиня Зимы, удержать свою власть, насылает на деревни страшную Коровью Смерть. В этот день свершится суд Макошь над Мореной, останется зиме властвовать совсем не долго. Первого марта празднуем день Морены, отдаем почести владычице зимы. А уж на Весеннее Равноденствие окончательно уйдет в Навь Морена, Богиня Зимы, придет ей на смену Лёля, принесет с собой яркую весну!

Нынче, когда наши представления о добре и зле далеки от понимания Богини Морены в славянской мифологии, боятся люди Богини Зимы. В старину же ведали, что без зимы не будет и весны да теплого, урожайного лета. Да ещё сказывали так: хвали жизнь при смерти, а день вечером. Стало быть, помни, что в жизни всякое может приключиться, теплая весна ещё сменится зимой, да то не повод горевать, ведь и зима длится не вечно!

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Иногда Богиню Морену у славян изображают в черно-белом одеянии, показывая связь жизни и смерти

Богиня Морена у славян всё ещё почитаема!

Когда стали мы писать о Богине Морене у славян, удивились тому, как много изображают её нынче. Образ темной, пугающей Морены, Богини Зимы и Смерти, вдохновляет художников и фотографов. Видно, жива в нашей душе память о важности Морены.

Вот, к примеру, часть сказки из книги «Магия славянских рез Рода». Дело происходит на совете у Рода-Творца, когда Боги делят свои обязанности по отношению к людям. Вот и смотрите, как Морена — Богиня Зимы, взялась помогать Трояну — Богу Траволечения и Живе — Богине Лета в деле излечения:

Морена резко сказала Лёле:

— Ты, сестрица, конечно, легка на ногу, прибежишь и бросишься помогать, обереги раздавать. А вот получится ли у тебя по-настоящему здоровье у человека оберечь да поправить, если до того дойдёт?

— Ты ли, Морена, которая прославилась злыми холодными шутками, о здоровье человеческом говоришь? — встрепенулся Троян.

— Троян, ты что ж только одним ухом слушаешь, неужто ещё не понял, что у монеты всегда две стороны? — покачала головой Жива. — Сестрица наша, Морена, такая же дочь Сварога и Лады, как мы с Лёлей. Гордая, своевольная, сильная волшебница, яркую жизнь любит, тянет её на приключения, иногда заносит на поворотах. Но, как Целитель, можешь ты признать, что и холод лечит?

— Да, но дочерей-то своих злобных она пускает по свету? Вот, к примеру, Знобуха и Трясуха сколько бед наделали! — не унимался Троян.

— Троян, у тебя самого-то дети есть? Доволен ты ими? Молчишь? Не всегда дети родительские надежды оправдывают. Но счастье, когда они есть, — печально вздохнула бездетная Жива.

— Жива, что ты меня защищаешь! На всякое чиханье не наздравствуешься. Дочери у меня взрослые, пусть сами и отвечают. А отозвать их у меня власти достанет, — Морена довольно резко оборвала сестру, даже притопнув ножкой в расшитом сапожке. — Я так поняла, что вы с Трояном чаянья о здоровье будете исполнять? Вы вместе и так уже по Яви бродите. Обращайтесь ко мне, если вдруг сами не справитесь. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

— Да, холодом ты, Морена, умеешь себя огородить от других! — захохотал рыжий Хорс. — Вам меня, Солнечного Бога, надо в товарищи взять, раз уж Морена с вами. Как раз так на так и выйдет, где слишком холодно, там солнышком надо греться, — и он весело подмигнул Морене.

В старину, рассказывая детям о смерти, которая всегда идет рядом с жизнью, делились с ними историями о Морене, Богине Зимы. А уж подрастали дети и сами видели то, что всем славянам было ясно: зима необходима природе для отдыха, для весеннего обновления, для возрождения жизни. Так же и смерть в старину была моментом перехода к новой жизни, необходимым для обновления души.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Вы можете приобрести файл «Пошаговый обряд к Богине Морене»

В одном обряде можно, обращаясь к Великой Богине, просить о снятии прикосов (северное название порчи) и о получении «талана» (северное название успеха и благоприятствования в делах).

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

В преддверии Нового года дети пишут письмо Деду Морозу, который исполнит все их желания. Но был ли этот персонаж всегда положительным и добрым? История Деда Мороза очень интересна и отношение к нему менялось кардинально на протяжении истории.

Славянский Морозко

Наши предки поклонялись богам, которые, как верили древние, помогали людям в земледелии, охоте, рыбалке. Многим прекрасно известно о древнегреческих, индийских, дальневосточных Богах. А какие же Боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз.

Еще в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам, полям, селам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Бог Зимы со своими помощниками

У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами.

Бог Корочун

В древней Руси Деда Мороза называли Корочун (в некоторых вариантах Карачун). Были и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении его были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако считалось, что и Корочун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем – покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве.

Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, Боги Зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Корочун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза. А ведь и правда, смогли бы мы пройти достойно Великую отечественную войну, Ледовое побоище, войну с Наполеоном, не будь у нас таких суровых зим?

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Обряды и традиции

На Руси существовал обряд кормления Бога Мороза. Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!». Затем перечисляли весь урожай, который Мороз не должен бить. Также задабривали его дарами и угощениями, которые выставляли на порог своего дома.

По славянским языческим традициям новый год наступал не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет нового года весной, когда земля просыпалась от зимней спячки, начинались новые сельскохозяйственные работы. Однако, с принятием христианства на Руси новый год начали отмечать осенью, так как, согласно Библии Бог создал наш мир в сентябре.

Жертвоприношения славянскому Богу

Во времена противостояния христианства и язычества славянских Богов очернили. Эта участь ждала и Бога Мороза. Все положительные рассказы о нем сменили на негативные, стали считать демоном, который ненавидит людей и хочет заморозить их до смерти, в общем требует жертв. Намек на это виден в горячо любимой советской сказке «Морозко». Помните, как чуть не заморозил он бедную Настеньку? Сколько раз он стучал своим посохом, чтоб мороз становился все крепче? Еще и спрашивая: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». Конечно там все закончилось хорошо, как и должно быть в сказках. А вот молодым девственницам не так везло. Их стали отправлять каждую зиму в лес, как жертвоприношение Богу зимы, где они действительно замерзали насмерть. Однако, эта смерть в язычестве считалась во благо, ведь если Мороз принял эту жертву, то в этот год он будет благосклонным и добрым. Христиане также уверяли, что Морозко ворует детей и кладет их в мешок. В некоторых источниках рассказывается, что отсюда и появился мешок у современного Дедушки Мороза, но, к счастью, уже с подарками.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Из Бога в фольклорного персонажа

В ХIХ веке Дед Мороз был больше фольклорным персонажем. Детям родители говорили, что подарки им приносит Иисус или же признавались, что подарки от них. Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись этого старика. После революции в 1917 году большевики решили убрать народные зимние гуляния. В 1929 году Рождество стало обычным рабочим днем.

Советский Дед Мороз

В 1935 году приняли решение устроить для детей праздничные новогодние елки, заменив всю религиозную атрибутику на советскую. Звезду Вифлеема заменили на красную советскую, традиционные ряженья — на карнавал, а Рождество стало тихим семейным праздником. Единственной проблемой была боязнь детей Деда Мороза. Для смягчения образа, ему придумали внучку Снегурочку. Чтобы усилить эффект их часто сопровождали лесные зверюшки. А, чтобы совсем реабилитировать Деда Мороза, придумали его противостояние со злыми персонажами, такими, как Кощей, Леший, Баба-Яга и другие. Со временем Дед Мороз стал положительным персонажем, как Санта-Клаус на западе. Единственное, что было неизменным, так это цвет шубы нашего Советского Дедушки Мороза. Она все так же была под цвет снега в сумерках — белая и синяя. Однако сейчас и тут произошли изменения, все чаще Дед Мороз является в красном наряде.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Советский Дед Мороз

В итоге все, что осталось неизменным в нашей культуре и традициях, это новогодние елки — символ бессмертия (вечнозеленое дерево), вождение хороводов (обрядовый танец, символизирующий солнце) и, конечно, разыгрывание борьбы между добром и злом (как наши предки боролись с холодом за право пережить еще одну зиму).

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Современный Дед Мороз

Все-таки хорошо, что сейчас у нас есть такие сказочные, веселые, семейные праздники, как Новый год и Рождество Христово. И здорово, что у детей есть такой положительный герой, которого они все ждут с нетерпением. Ведь в любом возрасте нужно верить в чудеса и они обязательно сбудутся. Во многих семьях уже готовятся наряжать ёлку и разбирают новогодние игрушки. Тем, у кого новогодние украшения сохранились со старых времён, не стоит толропиться отправлять их на свалку. Сначала лучше узнать, почему советские ёлочные игрушки стоят сотни тысяч, и Как распознать сокровище в старом хламе.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Улу тойон мог являться в облике ворона.

Сейчас зима – время праздников и подарков. Но в древние суровые времена радоваться полагалось только наутро – наутро после какой-нибудь особенной ночи, когда страшные боги и духи приходили собирать свою подать человеческими жизнями. Вера в них оставила свой след у многих народов.

Популярна легенда, что у древних славян и румын страшного духа зимы звали Карачун, но на самом деле эта гипотеза основана только на названиях Рождества у некоторых народов и на ругательствах типа “чтоб тебя карачун забрал”. Никаких следов Карачуна как персонажа в славянском фольклоре не обнаружено до сих пор. Духа зимы, способного (и желающего) морозить людей зверей насмерть, в сказках зовут Мороз, Морозко, Трескунец, Студенец.

Он бьёт деревья и реки волшебным посохом, чтобы они мёрзли и трещали, замораживает дыханием попавшихся не вовремя в лесу людей и недостаточно вежливых девушек и женщин. Кстати, сказки, в которых он испытывает встречных и замораживает тех, кто с ним непочтителен, могут быть как отражением надежды на то, что соблюдающего ритуалы обойдёт беда, так и отзвуком памяти о языческом обычае оставлять красивую девушку на смерть от мороза как жертву, откуп от сурового бога.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Морозко был совсем не добрым дедушкой.

Крампус

В немецких и не только землях на Рождество к детям приходил не только добрый Святой Николайс подарками, но и Крампус – с розгами для непослушных детей. Детям также говорили, что он навсегда уносит с собой в мешке самых непослушных. В двадцатом веке Крампусом пугать детей запретили, и персонажа основательно подзабыл до самого выхода серии страшилок про него в США.

Крампус выглядит как человек с отдельными чертами внешности козла. Есть версия, что до Святого Николая он был духом зимы, и рассказы о непослушных детях в мешке – память о том времени, когда малышей приносили в жертву духу зимы в самую страшную зимнюю ночь. Естественно, при этом избавлялись от самых неудобных детей – нравы были очень суровы, и правила любить всех одинаково родители не знали.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Крампус поначалу приходил вместо Санта Клауса, потом – до Санты. Сейчас Санта приходит один.

Йоулупукки и Муори

Финны рассказывают своим детям о добром дедушке Йоулупукки, который приносит на Рождество подарки, и его хозяйственной заботливой жене Муори. Удивительным образом, точно так же, как доброго дедушку, зовут рождественское соломенное чучело в виде козла. Догадываетесь, что давным-давно это был один и тот же персонаж, похожий на Крампуса? И дары он не раздавал, а собирал. Вероятно. У финнов тогда не было письменности.

Что касается Муори, то она считается аналогом сканлинавских зимних богинь: при её приближении встаёт вода и блекнет огонь. Это буквальное описание страшной стужи. Ни один древний финн не обрадовался бы встрече с ней.

Кстати, первая часть имени Йоулупукки происходит от шведского названия Йоля, главной зимней ночи, когда духи и боги собирали жатву, выходя на Дикую Охоту.

Улль и Скади

Улль, бог-лыжник и бог-лучник, по скандинавским поверьям был пасынком Тора и, вероятно, мужем богини Скади. В целом он положительный и некогда очень уважаемый бог (его именем названо множество мест на Скандинавским полуострове), но раз в году он, похоже, возглавлял Дикую Охоту, убивая случайных путников и тех, кто был изгнан из дома. Конечно же, это была зимняя ночь. Кстати, он был также богом азарта и удачи. В этом определённо что-то есть.

Богиня Скади же – ледяная великанша. Как и Улль, она лучница, но судьба свела их далеко не сразу. Сначала она вышла замуж за Ньёрда, но на стояла на гостевом браке, и ему это в какой-то момент надоело. Потом Скади спала с Одином. И только потом сошлась с Уллем. Она замораживала землю на зиму и, вероятно, путников тоже. Её именем названо тоже очень многих мест – похоже, богиню почитали широко и сильно.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Скади тоже была лучницей и в одну зимнюю ночь охотилась не только на зверей.

Йольский кот

Где как, а в Исландии в Йоль боялись не богов, а огромного кота. Он разрыва на части тех, кто к Йолю не успел выполнить ряд условий, например, добыть и надеть новую шерстяную одежду вместо старой.

Улу тойон

Могучий якутский бог в ответе за очень много вещей – часто таких страшных, как пожирание человеческих душ, создание одержимых людоедством медведей и тому подобное. Неудивительно, что среди ужасов, которые от него ожидают – долгие и страшные снежные бури, которые могут засыпать жилище человека полностью, не говоря уже о том, что охотник, застигнутый такой бурей, просто не выживет.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Удивительно или нет, но тот же Улу тойон передал людям огонь, с помощью которого они могут спасаться в своём жилье от его страшных бурь.

Юки Онна

В горах Японии, по старым поверьям, живёт Снежная Женщина – злой дух, похожий на высокую женщину изо льда. Юки Онна появляется со снегопадом или во время снежных бурь. Она может прийти также по снегу при полной луне. В общем-то, причин бояться её нет, просто, несмотря на всю красоту, Юки Онна считают страшной по умолчанию, а не за какие-то поступки. А что она такая ледяная? Тех, кто остолбенел от страха, встреттвшись с ней взглядом, наутро находят замёрзшими – что с учётом погоды при встрече очень логично.

Кстати, холодна Юки Онна не всегда. Порой она превращается в обычную девушку и выходит замуж за смертных мужчин. Но рано или поздно муж догадывается, что Юки Онна – не человек, и тогда она его покидает.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Юки Онна замораживает взглядом.

Вендиго

У алгонкинов существует поверье о том, что человек может обезуметь и превратиться в людоеда-вендиго, не знающего насыщения. Но много лет назад вендиго были духами зимы, стужи и зимнего голода. Они бегали по лесу, полупрозрачные и зубастые, и пожирали всякого встреченного человека. Они, как и Юки Онна, очень высоки, но страшно худы.

Перхта

Немцы, австрийцы и чехи порой изображают на Рождество приход Перхты – зимней ведьмы. У неё одна большая гусиная нога, и ходит она в белых одеждах. В Крещенский вечер, по поверьям, Перхта о ходила дома, где есть дети, и искала лентяев. Им она вскрывала живот и набивала холодными камнями. Позже, вероятно, добавилось поверье, что трудолюбивых девочек она награждала оставленными в подарок серебряными монетками. Очевидно, мотив со вскрытием животов также может быть памятью о жертвоприношениях.

В Голландии верили, что Перхта на Йоль или Рождество возглавляет дикую охоту. Она вооружена мечом, вскрывает им желудки путников и съедает содержимое, подобно тому, как охотники лакомятся содержимым желудка оленя.

Не только в зимних духах отразилось языческие поверья. Христианские аналоги старославянских праздников, или почему церковь не смогла победить масленицу и Ивана Купалу.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Старинный славянский праздник связан с культом предков и сменой времен года

Ночь с 31 октября на 1 ноября и следующие за ней несколько дней – это время, на которое приходятся особенные праздники во многих культурах и религиях. Всем известны Хэллоуин, его прародитель – старинный кельтский праздник Самхейн и мексиканский День мертвых, который празднуют несколько дней, начиная с 1 ноября. В славянской же традиции это время называлось Велесовой или Мариной ночью.

Наши предки верили, что в эту ночь Белобог передает управление всеми земными делами Чернобогу. Наступает холодное и темное время. В обратную сторону победа тепла и света наступит в весенний праздник, который мы теперь отмечаем как Масленицу, когда силы жизни восторжествуют, и, вместе со сгоревшим чучелом, тьма и холод покинут этот мир. Весной победит яркое солнце – Ярило, а поздней осенью наступает черед Мары. Это особенный персонаж. Ночной демон с таким же именем есть и в скандинавской мифологии, и даже в буддизме, там он несет людям гибель духовной жизни.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Морана Царица ночи, Андрей Клименко

У славян же Мара (Морена, Морана) олицетворяла сезон умирания природы и властвовала над землей во время зимы. Нельзя сказать, что это чисто отрицательный персонаж. Мару представляли как черноволосую красавицу, живущую в ледяном замке и повелевающую силами смерти и холода, но она же была одной из поборниц справедливости и правосудия, и кроме смерти ведала еще и рождением. Вероятно, наши предки понимали, что к силам природы человеческие понятия добра и зла неприменимы, так как лежат они совсем в другой плоскости. Однако именно от ее имени произошли такие слова в нашем языке, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Особенностью этого темного праздника было то, что двери в потусторонний мир (Навь) на этот период распахивались и могли пропустить в наш мир (Явь) самых разных своих обитателей. Это тоже было как хорошо, так и плохо. С одной стороны, древние славяне верили, что именно в эту ночь к ним могут прийти в гости души предков и умерших друзей (в этом праздник был очень схож с Днем Мертвых Латинской Америки). Их встречали с радостью, старались, чтобы в доме было все хорошо, убрано и красиво – расстраивать мертвых все-таки опасно. Готовили им специальное угощение и вспоминали всех тех, кто уже покинул этот мир. Вообще для славян ушедшие предки значили очень много. Считалось, что они продолжают хранить свой род. Уважаемых прародителей называли Щурами, и к ним обращалась, когда хотели избавиться от злых сил – произносили «Чур меня, чур!».

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Культ предков – важная часть славянских верований

Однако в эту же дверь могли проникнуть и злые духи, не нашедшие себе покоя, ненавидящие живых. Для защиты от них разводили огонь. Считалось, что в эту ночь нужно вести себя аккуратно, нельзя было поддаваться плохим мыслям. Из чисто практических примет – не стоило долго стоять на перекрестках, пускать в дом незнакомцев и давать деньги в долг. Зато в эту ночь много гадали, ведь пришедшие в гости предки могли помочь, подсказать и направить на нужный путь. Кроме того, в этот странный праздник могли открыться неизведанные жизненные пути, поэтому начинать новое дело на следующее утро было очень хорошей приметой.

Темная Велесова ночь была важным пунктом в годовом цикле древних славянский верований. Она противопоставлялась светлому весеннему празднику и была неотъемлемой частью вечного круговорота – Колеса Сварога.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Коло (колесо) – важный символ Солнца, вечного движения, чередования времен года, жизни и смерти

Для защиты от потусторонних сил и для привлечения удачи в старину активно использовали различные предметы, наделенные особой силой. Подробнее об этом в обзоре «Священные животные древних славян: Какие амулеты и обереги помогали нашим предкам»

Испокон веков люди верили, что у каждого времени года есть свои сверхъестественные сущности. И в большинстве случае духи зимы отличаются недобрым нравом и враждебностью к людям.

Больше всего зимних сущностей ожидаемо можно встретить в мифологии стран Северной Европы и народов Севера.

Ётуны (йотуны) были древними великанами, представителями стихийных демонических сил. Они обитали в мифической стране Ётунхейме – царстве вечных льдов и холода. Их еще называли ледяными исполинами или морозными гигантами. Великаны имели необщительный характер и представляли серьезную угрозу для богов Асгарда и для людей. Считалось, что именно они вызывают бури, горные обвалы и другие стихийные бедствия.Самым первым ётуном был великан Имир, появившийся из первоначального хаоса.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Морозный гигант – Ётун

Аврора Бореалис (Скандинавия, северные народы)

Эта сущность напрямую связана с одним из самых эффектных явлений, которое можно наблюдать в Арктике и Антарктике – северным (полярным) сиянием. Из-за своей необычайной красоты оно получило название в честь древнеримской богини зари и матери звезд Авроры и римского бога северного ветра Борея. У некоторых скандинавских племен, а также у северных народов есть легенда, согласно которой северное сияние возникает из-за взмахов хвоста небесной лисицы. А древние викинги верили, что свечение на небе – это огни, зажженные богами, чтобы указать умершим воинам дорогу в Вальгаллу.

Охотница Скади (Скандинавия)

Скади – богиня гор, зимы и холода, а также покровительница лучников и охотников в скандинавской мифологии, была дочерью одного из ётунов – морозного гиганта Тьяци. Однажды отец Скади положил глаз на богиню вечной молодости и долголетия Идунн и похитил ее. После чего ассы пришли за великаном и церемониться с похитителем, понятное дело, не стали.

Холда (Северная Европа)

Эту богиню зимы называли еще Снежной королевой и Матерью Холле. Считается, что она управляет снегопадами и туманами. Холду изображают как прекрасную женщину в бело-красных одеждах, а передвигается она верхом на ветре. Люди верили, что самых добрых и порядочных из них Снежная королева одарит богатством и удачей, а за слабость и лень накажет. Также приходом Холды пугали непослушных детей. Есть мнение, что именно Мать Холле послужила прообразом Снежной королевы в одноименной сказке датского писателя Ганса Христиана Андерсена.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Дикая Охота (Северная Европа)

Одними из самых зловещих сущностей зимы на протяжении веков в странах Северной Европы считались всадники Дикой Охоты. Их бешеные скачки по ночам начинались в канун Самайна и продолжались до самого Имболка, который празднуется 1 февраля – в первый день кельтской весны. В древности считалось, что участниками Дикой Охоты являются древние боги, которые раз в год объезжают свои владения. «Охотников» описывают как фигуры в рогатых шлемах, закутанные в просторные черные плащи, которые скачут на огромных черных лошадях в сопровождении адских гончих – огромных черных псов с горящими глазами.

Согласно древним легендам, Дикая Охота появляется в преддверии страшных катастроф или стихийных бедствий, которые ждут жителей тех мест, где видели потусторонних «охотников». Считалось, что встретивший Дикую Охоту на своем пути мог спасти свою жизнь и рассудок одним-единственным способом: упав ничком на землю и закрыв голову руками, чтобы демонические всадники его не заметили.

Божественная старуха Кайлех (Шотландия)

Это божество, олицетворяющее зимнее время года, называют Королевой Зимы. В мифологии она описывается как немолодая, высокая и очень худая женщина с синей или сероватой кожей, белыми волосами, желтыми зубами и в некоторых случаях – с одним глазом. Считается, что именно она ответственна за зимний холод и снег. Кроме того, ее называют создательницей гор, холмов, долин, ландшафтов и дикой природы. Кайлех всегда носит с собой посох, с помощью которого замораживает землю на три зимних месяца.

Ее время заканчивается с приходом священного огня Имболка. Легенды гласят, что 1 мая Кайлех бросает свой посох под куст дрока или остролиста, после чего превращается в сине-серый камень и засыпает до следующей зимы.

Зимний дух из японского фольклора Юкионна, согласно легенде, управляет зимой и холодом. Это злая и опасная сущность. Она может исполнить любое желание обратившегося к ней человека, но в обмен забирает душу просителя.

Считается, что в Юкионну превращаются земные женщины, замерзшие насмерть. И когда дух является кому-либо в людском обличье, его практически невозможно отличить от живого человека. Но здесь может помочь одна маленькая деталь. Дело в том, что японские мужчины и женщины всегда застегивают одежду слева направо, а в обратном порядке это делается только на умерших. Так вот, Юкионна всегда носит одежду, застегнутую справа налево. А еще сущность не оставляет следов на снегу.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Еще один японский зимний дух – Ямаваро – имеет небольшое тело, но при этом у него длинные руки и ноги. А еще он покрыт короткой и мягкой темной шерстью. Самым же явным отличительным признаком Ямаваро является один глаз посередине лба.

Согласно легендам, Ямаваро можно встретить в горах. И он – один из очень немногих духов зимы, которые настроены к людям доброжелательно. К примеру, Ямаваро может в обмен на вкусное угощение помочь человеку решить какую-нибудь проблему.

Ацтекский бог зимы, холода и смерти Ицтлаколиуки не всегда был демонической сущностью. Как гласят древние индейские предания, сначала он был богом утренней звезды по имени Тлауискалпантекутли, в которого, в свою очередь, превратился тольтекский правитель, принявший мученическую смерть в огне. Но на небесах он тоже продержался недолго, и через непродолжительное время был убит в схватке с богом солнца Тонатиу. После смерти бог утренней звезды Тлауискалпантекутли трансформировался в бога холода, смерти и обсидиана Ицтлаколуики. Его атрибут – метла, являющаяся символом очищения: смерть очищает дорогу для новой жизни, а зима — для новой весны.

Джек Фрост (Англия)

Этот дух встречается в английской мифологии примерно с шестнадцатого века. В сказаниях он описывается как эльф, перекрашивающий листья в желтые и красные цвета, а также рисующий морозные узоры на оконных стеклах. Фрост любит пошалить, и нередко щиплет за открытые участки лица и рук прохожих, которые отваживаются в сильный мороз выйти на улицу.

Джека Фроста нередко отождествляют с русским Дедом Морозом или Морозко из одноименной сказки.

Еще один аналог российского Деда Мороза – белорусский Зюзя. Эта сущность являет собой воплощение холода и лютой зимы. Зюзя выглядит как невысокий толстенький старик с длинными белыми волосами и густой бородой. Он одет в теплую одежду с мехом, но при этом не носит шапки и обуви, передвигаясь по снегу босиком. В руках Зюзя держит массивную металлическую булаву.

Зимнее божество живет в лесу, но иногда выходит к людям. И, в принципе, даже не откажется помочь, если к нему обратиться с просьбой о помощи, взамен требуя лишь уважения к своей персоне.

Славянский зимний дух, олицетворяющий зиму и Сущность зимы в мифологии народов мира

Сжигание чучела на Масленицу

У славян богиней зимы традиционно считается божественная (или же, по некоторым источникам, демоническая) сущность по имени Маржана – она же Морена или Мара. Эта сущность символизирует зиму и смерть. И это именно ее в виде соломенного чучела сжигают или топят на Масленицу, открывая дорогу весне.

При этом с ритуальным уничтожением Маржаны связывают многие народные приметы. Считается, что если разорвать соломенную куклу на части, а потом закопать ее остатки в полях, там можно будет снять богатый урожай. А еще люди верили, что тот, кто прибежит в деревню последним после сожжения чучела Мары, скоро умрет. Кроме того, плохой приметой считалось прикоснуться к тонущей соломенной кукле, а также оглянуться или споткнуться и упасть на обратном пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *