Стойкость к невзгодам

Автор статьи: Психолог, Коуч

Стойкость к невзгодам

Стойкость – важная черта характера. Она помогает  быстро справляться с неудачами и добиваться в жизни больших успехов.

«Слабостью никого не впечатлишь, а вот стойкость вызывает уважение»

Стойкость духа, стойкость характера  – важное качество. Это мужество, твердость, непреклонность, несгибаемость. Часто бывает, что человек умный, развитый, а с трудностями не может справиться. Ему не хватает стойкости. Стойкость необходимо  развивать, если мы хотим добиться  успеха,  исполнения желаний, планов. Стойкость помогают справиться с ленью, быть  стрессоустойчивыми.

Стойкость к невзгодам

«Я поняла, чего хочу для себя: не мужества (зачем оно мне, я женщина), не сил (потому что с сильных особый спрос), вообще ничего, кроме стойкости. Когда переживаешь нечто ужасное, разрывающее мир в клочья, появляется тайное облегчение – ну вот, самое страшное произошло, хуже уже не будет. Будет, будет, будет. Никто не даст отдышаться, стереть ледяной пот со лба, никто не пообещает: «Всё, всё». Марта Кетро.

Как же развить стойкость?

  • Необходимо делать выводы из прошлых ошибок и неудач. Нужно понять, для того, чтобы чего –то достичь в жизни, необходимо преодолевать трудности, препятствия. Ошибки будут, но вы не должны сдаваться. Ведь неудачи – это тоже опыт, из него нужно вынести урок. Подумать, проанализировать и больше так не делать, не повторять ошибок.
  • Не заниматься самокопанием  в своих промахах, ошибках. Ошибаются все, не вы первые. Ошиблись, исправили и пошли дальше. Не зацикливаться, не зависать на  ошибках.
  • Контролировать свои эмоции. Когда человека охватывают эмоции, ему сложно принять правильное решение, тяжело сосредоточиться на процессе. Мы должны контролировать эмоциями, а не  они  – нами. Научиться справляться с гневом, растерянностью, унынием. Никогда не принимать решения в момент гнева, злости. Успокойтесь, только потом взгляните на проблему и решайте ее. Она покажется не такая уж и страшная, и вы правильное найдете решение.
  • Никогда не нужно жаловаться. Чем больше мы жалуемся, говорим о своих проблемах, тем больше  мы зацикливаемся на них, и тем больше привлекаем к себе проблем.
  • Не обвинять никого в ошибках. Не тратить свои силы, свой ресурс на это, а лучше применить для принятия другого решения, для исправления ситуации.
  • «Никогда не сдаваться, а смело идти вперед.» – девиз стойких, сильных, мужественных людей.

У всех бывают трудности, ошибки.

«Наши враги дают нам прекрасную возможность практиковать терпение, стойкость и сострадание.» Далай-лама ХIV.

Нужно верить в свои цели, преодолевать трудности и идти к желаемому результату. Не отчаиваться, не поддаваться слабости.

Стойкость к невзгодам

Чтобы развивать стойкость, у каждого свой путь, свои методы и мотивации.

Будьте сильными, стойкими!

Главное,чтобы человек не боялся посмотреть в глаза страху, трудностям, ошибкам. Ведь в этом и находится наш ресурс, стойкость, сила, решительность.

Стойкость к невзгодам

Наша женская сила и мудрость не создаются нами с чистого листа, а созревают на базе наследия, полученного от предков.

Именно праматери дарят нам возможность вырасти в настоящую женщину, принимающую себя и уверенную в себе.

Стойкость к невзгодам

А еще от предков-женщин нам достаются задачи, которые каждая женщина встречает в жизни, и способы их разрешения. Или психологические трудности, если подходящего способа пока не нашлось.

Находясь внутри этого общего потока, нам бывает трудно взглянуть на себя со стороны и увидеть другие выходы из ситуации. И именно здесь может помочь специалист, который поделится с нами знаниями и опытом, экономя нам время жизни.

Стойкость к невзгодам

Обижаясь на мам, бабушек, прабабушек, мы отворачиваемся от принятия коллективного опыта, от возможности осознать важные уроки судьбы. Это – преграда нашему личностному росту!

Чтобы позволить себе быть собой, быть счастливой, важно установить связь с энергией Рода. Тогда в нашу жизнь вернётся стабильность и стойкость к невзгодам.

Стойкость к невзгодам

Откройте путь потоку энергии, проходящей через века, приобщитесь к судьбам всех женщин своего Рода, получите доступ к накопленной ими силе!

Этот путь поможет вам вырасти, отпустить обиды, наполниться энергией благодарности!

Стойкость к невзгодам

Не зря в старину практиковался обряд благословения. Это – символическая связь поколений Рода, передача эстафеты общечеловеческих ценностей и силы духа.

Вспоминая добрые напутствия старших женщин, мы чувствуем себя более спокойными, сильными. Мы ощущаем поддержку – почти физическую! Получаем новые силы для преодоления трудностей.

Следуя древним ритуалам поминания предков, чувствуя причастность к традициям, человек набирается смелости и мудрости, обретает важные ресурсы.

Стойкость к невзгодам

Предлагаем медитацию для установления связи с родовой женской сущностью.

Заняв обычное для медитации положение, достигнув приятного, теплого расслабления всего тела, пронаблюдав спокойное биение сердца и неглубокое, медленное дыхание, войдите в состояние уюта и отдыха.

В этом отрешенном от внешнего мира состоянии восстановите в сознании образ мамы. Представьте ее со спокойным, умиротворенным выражением лица. Скажите ей, как вы ее любите, как вы гордитесь ею, как благодарны ей за то хорошее, что есть у вас в жизни! За самый главный подарок – жизнь!

Стойкость к невзгодам

Если трудно испытать благодарность, если сердце ваше накопило много горечи, просто примите в сознание мысль, что мама – часть вашего Рода. Позвольте ей не быть отвергнутой.

Если в вашей семье есть женщины, которых игнорировали, чью судьбу замалчивали по разным причинам, – позвольте и им встать в общую систему Рода. Позвольте их опыту стать признанным, стать полезным для выживания новых поколений.

Запишите всех предков женского пола, которых вы знаете. И маму – тоже. К каждому имени добавьте качество, которое позволяет считать этого человека хорошим.

Составьте про каждую женщину маленький рассказ, давая ей возможность получить от Рода понимание, сочувствие, любовь – то, чего им, может быть, всегда не хватало!

Напоследок включите в этот список и себя, и молодых женщин, и девочек. Позвольте себе ощутить непрерывную цепь поколений, уходящую корнями в далекое прошлое, а ветвями в далекое будущее. Пусть этот образ Вселенского Древа даст вам чувство сопричастности и бесконечности.

Стойкость к невзгодам

Постарайтесь ощутить нескончаемый поток энергии, струящейся в обоих направлениях, как в настоящем дереве: от корней к ветвям и от ветвей – к корням! Это бесконечное движение энергии дарит каждой частичке общей родовой системы новые силы и чувство защищенности!

Почувствуйте, что вы способны испытывать яркие чувства так же, как и все женщины Рода, во все времена. Присоединитесь к ним. Порадуйтесь их радостям и огорчитесь их горестям. Посочувствуйте. Может быть, они получат этот дар впервые от вас?

Проникнитесь могуществом Рода, примите на себя ответственность за него! Не только вы зависели от его судьбы на первых порах, но и Род теперь зависит от вашего вклада!

Пусть этот вклад будет мощным, осмысленным и благотворным!

И пусть главной частью этого вклада будет Любовь!

Стойкость к невзгодам

Вам понравилась медитация? Поддержите, пожалуйста! Еще одно сердечко – большая радость для автора!

Стойкость — основа свободы

Почему стойкость так важна для нас?

Наша жизнь состоит из событий трех типов:

1. Нейтральные ~90% событий или новостей, которые не оказывают на нашу жизнь особого влияния.

2. Положительные — или иначе говоря, те события, которые приятны нам.

3. Негативные — те события, к которым мы испытываем чувство неприязни, страха, волнения или любого стресса.

Наше восприятие этих событий будет разным и действовать мы будем в зависимости от того, какое событие мы встретим на своем пути. Нейтральные события не всегда сопровождаются реакцией; положительные события часто дезориентируют нас эйфорией, а негативные заставляют нас испытывать страх, скорбь или сомнения, что также негативно влияет на наше мировосприятие.

В самом деле, мы привыкли реагировать на действия определенным, заранее заготовленным образом. Достаточно понаблюдать как мы встречаем те или иные перемены в жизни и станет понятно что мы реагировали на них так всегда. Архив заранее заготовленных реакций находится в личности человека и, по сути, не дает ему выбора, так как в изменчивой ситуации обычному человеку не хватает времени обдумать возможные варианты реакции на произошедшее. Получается, подбор не самого лучшего, но привычного варианта.

Что это означает? То, что нам легче и проще действовать шаблонами, готовыми решениями, которые были в нас вложены родителями и воспитателями. Ведь часто, шаблоны поведения детей переносятся и во взрослую жизнь — страх ответственности, будущего, осуждения и наказания часто встречаются в жизни взрослых людей, хотя логично было бы предположить, что это детские модели поведения.

На практике, мы получаем не только механическую жизнь, завязанную на алгоритмах, в которых мы обусловлены, но также и детскую модель поведения в совокупности с отсутствием свободы выбора. Как часто людей посещают мысли: «А ведь тогда я мог поступить иначе». А мог бы? Вопрос не в том, что человеку не хватило способностей сделать правильный выбор, а в том, может ли он его сделать?

Механический образ мышления

Сейчас следует объяснить почему возникает такой механизм, не позволяющий нам реагировать свободно и подобающе на повседневные и не очень ситуации. Первая причина — так проще, вторая — так привычнее, третья — так безопаснее. Это лишь поверхностные и самые явные причины. Однако истина заключается в том, что человеку не хватает самоконтроля, внимательности и, иногда, смелости, чтобы действовать непредсказуемо.

Почему же плохо действовать механически, ведь это просто, надежно и так живут все? Стоит ответить на другой простой вопрос, чтобы убедиться выработали ли вы в себе правильный реестр готовых решений или он у вас остался с детства: Вы довольны своей жизнью? Не стоит спешить отвечать, это важный вопрос. Вспомните о своих забытых мечтах, о болях и страхах, о счастливых моментах. Ваша жизнь полна благополучия и вы смело идете вперед или любое соприкосновение с движением жизни оборачивается для вас серьезным испытанием, которые вы стараетесь обойти стороной и забиться в свой уютный и теплый угол подальше от ?

Еще про Тора:  Богиня киселя у славян и славянский пантеон и язычество древней Руси

Теперь, думаю, читателю станет ясно почему следует пересмотреть подход к «привычному». Мы станем свободными и властными над собой, только когда начнем контролировать свои помыслы и действия. Это противоречит общему предубеждению о том, что свобода является способностью удовлетворять свои желания.

В чем же заключается способ приобретения свободы? Отсутствие нашей свободы заключается в нашем переменном отношении к вещам, а точнее в различии внутри нашего ума событий на плохие и хорошие. Все это приводит к тому, что мы ищем разные способы влиять на события своими действиями, погружаясь в поглощающие нас эмоции. Неизвестно, кто больше сгубил людей — страх перед чем-то ужасным или жадность до обладания чем-то прекрасным? Нам следует оторваться от понятий «хорошо» и «плохо», чтобы спокойно и свободно принимать решения в постоянно изменяющемся мире.

Для этого нам приобрести лишь одно качество — стойкость.

Стойкость — основное условие воли

Стойкость качество многогранное. Это и способность переносить невзгоды и способность оставаться собой в хорошие, опьяняющие времена. Это качество позволяет проходить испытание, не сворачивая перед трудностями. Однако, для нас важнее другая грань этого качество — это внутренняя твердость, которая позволяет не подстраиваться под мир, а изменять его своим разумом и действием. Для этого необходимо лишь, утвердившись в себе, отринуть симпатии и антипатии к внешним проявлениям, что несомненно, является тяжелой задачей, для обычного человека.

На восходе солнце красно, красно оно и на закате. И в счастье, и в несчастье неизменны великие.Махабхарата.

Опыт и самопознание — источник стойкости

Истинная стойкость ищет свои истоки в опыте человека, познавшего себя, а потому она очень ценна, так как её нельзя приобрести легким или быстрым путем. Вопрос приобретения стойкости — это не вопрос того, как драгоценный камень пребывает на мягких подушках и ценится дороже всего, а вопрос того как этот же драгоценный камень подвергался давлению многие года, чтобы стать драгоценным. Чтобы превратиться из невзрачного куска камня в блистательный самоцвет. Несомненно, для обретения стойкости потребуются года, однако путь к свободе не бывает коротким и безболезненным.

«Сражайся во имя долга, не думая о радости и горе, о потерях и приобретениях, победе и поражении. Поступая так, ты никогда не навлечешь на себя греха.»Бхагавад-Гита.

Нам следует понимать, что такое стойкость, до того как мы начнем целенаправленно идти к ней. Спутав столь важную и ценную часть нашей жизнью и с чем-то иным, мы рискуем пойти по ложному пути, став таким образом фанатиком, гордецом, безумцев, а может всё вместе, однако, стойкости нам это не прибавит.

«Правильное» и «Приятное»

В корне нашего ума лежит понятие о «добре» и «зле», иначе говоря о том, что приятно нашим чувствам и что нет. И как следует из ранее упомянутых фактов, ради обретения истинной стойкости, нам предстоит дисциплинированно и целенаправленно менять наши представления о жизни, не подменяя «приятное» и «правильное». Будда сказал, что на пути духовном человека ждут не столько приобретения, сколько потери, а потому одним из первых этапов в становлении личности и приобретении желаемого качества станет борьба с привязанностями. Хотя чаще под этими словами мы понимаем отношения которые вошли в привычку, порой вредную, сюда же входят и привязанности к образу жизни, кругу общения, привязанность к развлечениям и наслаждениям.

Когда мы поймем, что приятные вещи убивают наше существование и ставят нас в зависимость, что мы не способны себе в них отказать и они настолько глубоко проникли в наше сознание, что способны менять его под себя — это будет первым шагом в стойкости. Наблюдайте как объект привязанности влияет на вас, ваши мысли и ваши решения, постарайтесь действовать правильно, так как необходимо, руководствуясь разумом, а не чувствами и вы почувствуете свободу. От многих ненужных, вредных, но приятных вещей придется отказаться, ради свободы и счастья, но это самая честная жертва из всех, что совершал человек.

Как закалялась сталь

Проходя этап за этапом закалки, сталь становится прочнее и тверже. Принимая удар за ударом судьбы, человек становится всё более стойким. Люди, занимающиеся боевыми искусствами знают, что правильнее принимать удар, чем избегать его. Мастера борьбы знают, что если избегание соперника приводит к падению и всегда приходится бороться с ним, навязывая свою волю. Так и с жизнью, зажмуриваясь перед устрашающим будущим и ужасными перспективами, вы лишь даете лишний повод нанесения по вам удара. Однако, если разумно, встретить удар, вы обнаружите что он вас даже не побеспокоит, а наоборот придаст вам сил от ощущения собственного могущества.

Стойкость, таким образом, а точнее её приобретение это вопрос времени, в которое мы активно живет и свободно принимает решения, не боясь ответственности за них. Для обретения настоящей стойкости необходим опыт как поражений и тяжелых последствий, так и побед под знаменем разума. Таким образом, вы приобретете многосторонний опыт, который поможет вам осознавать свою собственную свободу и ценность себя внутри себя. Приобретение стойкости — это процесс, процесс жизни, в котором вам нужно просто искренне жить, принимая последствия и приобретая опыт, а также знания. Страх поможет вам смягчить удар, но от удара он вас не избавит.

Рекомендации для родителей

по формированию адекватной самооценки у детей,

уверенности в себе, стойкости к невзгодам.

Наше время – время стрессов.  Стресс проник в повседневность не только как слово, но и как центральное явление современного общества. Всемирная организация здравоохранения признала: стресс – самая большая угроза здоровью в XXI веке.

Грустная статистика показывает, всё чаще на развитие детей влияют психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семьях воспитанников.

Уважаемые родители! Помните! Из всех прививок, которые получает человек в жизни самая сильная – это  – это прививка против болезней тела и души. Данный иммунитет ребенок приобретает, если в семье эмоциональное благополучие.    Здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.

Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?

Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте о последствиях, прежде чем что-то категорично заявить своему ребёнку; не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали и, чтобы у ребёнка не развился в последствии комплекс неполноценности, вызванный устойчивым представлением о своей физической, психической или моральной ущербности.

Этот список вы можете продолжить сами.  Подумайте, какие установки вам мешают жить, и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что – то из вашей жизни повторилось в ваших детях. Как часто вы говорите детям:

–  Неправильно!                      – Когда же ты научишься?              – Сколько раз тебе говорила!

– Нет! Я не могу!                    – Ты сведёшь меня с ума!                – Что бы ты без меня делал!

– Вечно ты во всё лезешь!     – Уйди от меня!                                 – Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Слова, ласкающие душу ребёнка:

– Ты самый любимый!

– Ты очень много можешь!

– Что бы мы без тебя делали?!

– Иди ко мне!

– Садись с нами!

– Я радуюсь твоим успехам!

– Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость.

– Расскажи мне, что с тобой.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.

Еще про Тора:  Славянские руны источник

– Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

– Не перехвалите ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

– Поощряйте в ребёнке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его.

– Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого ребёнка и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

– Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

– Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей, уверенности в себе, стойкости к невзгодам.

Наше время – время стрессов.  Стресс проник в повседневность не только как слово, но и как центральное явление современного общества. Всемирная организация здравоохранения признала: стресс – самая большая угроза здоровью в  XXI веке.

Грустная статистика показывает, всё чаще на развитие детей влияют  психогенные факторы, т.е. условия, которые  вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семьях воспитанников.

Уважаемые родители! Помните! Из всех прививок, которые получает человек в жизни самая сильная – это  – это прививка против болезней тела и души. Данный иммунитет ребенок приобретает,  если в семье эмоциональное благополучие.    Здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.

Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте о последствиях, прежде чем что-то категорично заявить своему  ребёнку; не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали и, чтобы у ребёнка не развился в последствии комплекс неполноценности,  вызванный устойчивым представлением о своей физической, психической или моральной ущербности.

–          Ты самый любимый!

–          Ты очень много можешь!

–          Что бы мы без тебя делали?!

–          Иди ко мне!

–          Садись с нами!

–          Я радуюсь твоим успехам!

–          Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость.

–          Расскажи мне, что с тобой.

–          Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

–          Не перехвалите ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

–          Поощряйте в ребёнке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его.

–          Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого ребёнка и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

–          Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

–          Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Структурное подразделение «Детский сад № 3 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки у ребенка

Пьянзина Е. В.

Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.  Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать».  Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

А теперь несколько советов родителям, заинтересованным в формировании

  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем , что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Предлагаем Вам  игры, позволяющие выявить самооценку ребенка.

  • – можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать вам дополнительную информацию самооценке ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть сейчас.
  • – состязаться могут двое игроков, а могут и две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове – шапка. Задача проста и непроста  –  снять шапку у противника и не позволить снять свою.
  • «У нас все можно» – суть этой игры заключается в том, чтобы разрешить ребенку делать все, что он захочет, конечно, за исключением того, что может быть для него не безопасным. Пусть играет во что захочет, разрешите ему бегать и прыгать. Конечно, может быть после этого окажется разбитой ваша любимая ваза или сломана какая-нибудь игрушка. Не надо ругать его за это. Наберитесь терпения и будьте спокойны. В конце дня попробуйте сесть вместе с ребенком и обсудить с ним все, что произошло за день. Вспомните каждый момент прошедшего дня. Обсудите, хороши ли были поступки ребенка, насколько они соответствовали ситуации: может быть, в тот момент, когда с боевым кличем шла война с индейцами другого племени, отдыхала старая бабушка, или папа разговаривал по телефону, когда сыну очень хотелось поиграть в конструктор. Пусть ребенок сам попробует вспомнить ситуации, когда он своим поведением в чем-то мешал другим. Попробуйте придумать с ним вместе другие выходы из ситуаций, которые устраивали бы и ребенка и вас. Может быть, такая игра поможет лучше понять ребенку, что, кроме него, у взрослых есть другие дела и интересы, чем традиционные «Отстань!» и «Не мешай!». Эта игра, на наш взгляд, будет полезна для детей как с заниженной так и с завышенной самооценкой. Неуверенные в себе, робкие дети смогут почувствовать, что они могут быть активными, могут добиться успеха и не бояться каких  – либо оценок.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

На предыдущих страницах мы рассмотрели диапазон эмоциональной устойчивости. На одном его краю мы видим стойких людей. Столкнувшись с бедой, они быстро приходят в норму — или, что еще лучше, невзгоды не выводят их из равновесия, и, следовательно, для них не существует таких ударов судьбы, от которых пришлось бы оправляться. Они выглядят сильными и даже героическими. На другом краю находятся хрупкие натуры. Жизненные трудности выбивают их из колеи, они раздражаются, злятся или вообще впадают в полное уныние. В результате они обычно бывают несчастливы, и вместо того, чтобы, подобно несгибаемым людям, вызывать восхищение окружающих, заслуживают лишь сострадания.

Еще про Тора:  Иконы славянских богов и славянские символы и их значение

Итак, почему стойкость свойственна не всем? Напрашивается простой и быстрый ответ: потому что не всем это дано. Это как цвет глаз, одна из тех вещей, контролировать которые мы не можем. В значительной степени это следствие того, как мы «устроены изначально». Некоторым людям посчастливилось родиться стойкими, другим — нет.

При всей его популярности такой ответ является ошибочным. Если бы стойкость, как цвет глаз, была «прирожденной», мы ожидали бы, что это качество будет постоянно передаваться из поколения в поколение. Например, если у обоих родителей голубые глаза, их дети почти наверняка тоже будут голубоглазыми. Однако, оглядываясь на недавнюю историю, мы видим, что со стойкостью это работает не так.

Стойкость к невзгодам

Вспомним Лондон времен Второй мировой войны. Он подвергался регулярным бомбардировкам. Перед войной эксперты предсказывали, что под постоянными бомбежками люди испытают тяжелый стресс и, следовательно, моральный дух народа будет сломлен. Отчасти на это и рассчитывал Гитлер. Но случилось прямо противоположное. Люди всей душой восприняли лозунг «Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать», последовали примеру предков и изо всех сил стремились сохранять истинно английскую выдержку.

Однако за последние семьдесят лет все изменилось. Правнуки этих людей во многих случаях значительно менее стойки, чем их предки. И если это верно в отношении Великобритании, можно утверждать, что это еще более верно в отношении Соединенных Штатов. Но почему? Что произошло?

Это изменение, как и любые другие перемены в обществе, представляет собой сложное явление с множеством причинных факторов. Позволю себе предположить, что одним из них стала публикация в 1969 году книги «О смерти и умирании». В этом бестселлере американский психолог Элизабет Кюблер-Росс описала пять стадий переживания горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие. По ее словам, именно эти стадии обычно проходят неизлечимо больные люди. Также, утверждает она, для того, чтобы успешно справиться с горем, человеку необходимо пройти через эти этапы.

Позднее она расширила свою теорию исцеления от горя, включив в нее другие жизненные потрясения, такие как смерть родственника, потерю супруга в результате развода и даже увольнение с работы. Общественность приняла ее рекомендации близко к сердцу и пришла к выводу, что самостоятельно справляться с трудностями рискованно. Этот и другие факторы спровоцировали взрывной спрос на услуги психологического консультирования, и к концу века к месту любой катастрофы стекалось великое множество консультантов-психологов, предлагавших свою помощь уцелевшим.

Разрушению человеческой стойкости поспособствовали не только психологи. Подключились к делу и политики с заявлениями о том, что избиратели не виноваты в большинстве возникающих в их жизни трудностей.

Эти затруднения они испытывают из-за несправедливого и несовершенного устройства общества. Вот типичное послание политика: «Плохие и глупые люди создали вам проблемы. Голосуйте за меня, и я все исправлю». Безусловно, политики правы в том, что люди бывают объектами несправедливости и дискриминации. Они также правы, считая, что многие переживаемые людьми невзгоды являются результатом подобного ущемления их интересов. Однако у политиков есть досадная привычка думать об этих людях и относиться к ним не как к объектам несправедливости и дискриминации, а как к их жертвам. С этим ярлыком многие люди охотно согласились. Ведь если вы — жертва, то с вас снимается ответственность за многое, что не так в вашей жизни. Это также дает вам право на особое отношение: жертве требуется время и место для восстановления и, возможно, даже некая материальная компенсация. В то же время, исполняя роль жертвы, вы, скорее всего, лишь усугубите страдания, испытываемые из-за причиненного вам зла. Вы будете чувствовать беспомощность.

Стойкие люди отказываются от роли жертвы. Быть жертвой — значит напрашиваться на жалость, а они не считают себя страдальцами. Они сильные и умные. Возможно, они не всегда способны избежать несправедливого отношения к себе, но зато они в значительной мере контролируют свою реакцию на это. Кто-то позволяет подобной ситуации испортить свой день или даже жизнь, а кто-то смело принимает вызов и с внутренним оптимизмом преодолевает возникшие на пути преграды.

Это может показаться наивным, но прекрасно описывает то, как реагировали на несправедливость многие древние стоики. Они были склонны говорить и делать то, что доставляло им неприятности с власть имущими. Мы убедились в этом на примере Пакония Агриппина. Похожее случалось и с Тразеей Петом, Рубеллием Плавтом, Бареей Сораном и их учителем-стоиком Музонием Руфом. Эти люди отличались замечательным мужеством перед лицом переживаемых ими бедствий.

Самого Музония подвергали изгнанию не один раз, а дважды, последний раз на Ярос — пустынный остров в Эгейском море. Он не впал в депрессию или уныние и не жаловался на свое положение тем, кто его навещал. В своей прочитанной впоследствии лекции Музоний говорил об изгнании. Он отметил, что оно не лишает нас самого важного. В частности, находящемуся в изгнании человеку не запрещается иметь смелость, самообладание, мудрость или другие добродетели. Более того, изгнание может пойти на пользу. Например, Диогена из обычного человека оно превратило в философа. Были и другие люди, восстановившие в изгнании здоровье, подорванное излишествами роскошной жизни.

Подумайте, насколько иным был бы наш мир, если бы такие люди, как Нельсон Мандела или Махатма Ганди, согласились играть роль жертвы. Точнее, предположим,что их с детства приучали считать, что самостоятельно справляться с трудностями психологически рискованно и поступать так ни в коем случае не следует. Представляется маловероятным, что в этом случае они с таким же мужеством относились бы к несправедливостям, которые испытывали в жизни. Возможно, вместо этого они обращались бы к психотерапевтам или писали бы пламенные обращения к чиновникам.

К концу ХХ века многие взрослые люди уже выбрали для себя роль жертвы. А многие дети воспитывались с верой в то, что они не только не должны, но и не могут самостоятельно справляться с проблемами, которые ставит перед ними жизнь.

По совету психологов родители 1990-х и начала 2000-х годов упорно старались обеспечить своим детям совершенно безоблачное детство. Они следили за их играми, чтобы предотвратить любые накладки, а если инциденты все же случались, устраняли проблемы сами, вместо того чтобы оставить это детям. Схожим образом, когда между их детьми возникали споры, родители брали на себя роль рефери, вместо того чтобы позволить детям разбираться самостоятельно.

Такие сверхзаботливые родители также старались не допустить того, чтобы их детей постигла неудача. Похоже, идея состояла в том, что успешные дети привыкают к своей успешности и, следовательно, с большей вероятностью будут успешными и в будущем. В результате в соревнованиях больше не было победителей и проигравших; вместо этого победителями были все, то есть награду получал каждый. Во многих школах отменили плохие оценки; проходные баллы получали все, кто приходил на экзамены; и каждый, кто просто проболтался на протяжении четырех лет в старших классах, получал аттестат о среднем образовании.

А когда приходила пора поступать в колледж, родители могли брать на себя написание необходимого для поступления личного обращения. Эти родители-вертолеты, как их стали называть, должно быть, восторгались при виде высоких оценок своих детей в колледже. Сами они в свое время выбивались из сил ради «троечки с плюсом», зато их отпрыски с минимальными усилиями получали «пятерки» и «четверки». Несомненно, это явилось свидетельством того, что их стратегия воспитания увенчалась успехом. Ведь так?

Представьте себе жизнь человека (назовем его Джоном), у которого в детстве практически не было неудач во многом благодаря усилиям окружавших его взрослых. Такое защищенное детство, возможно, и было приятным, но оно лишило Джона шанса развить свое умение преодолевать трудности — побочный эффект, возможно, и не проявлявший себя до вступления во взрослую жизнь.

Встретившись с проблемой, взрослый Джон может не оправиться и будет испытывать сильное смешанное ощущение внутреннего сопротивления и отчаяния. Схожим образом, вместо того чтобы рассматривать неудачи как ступеньки на пути к конечному успеху, он будет воспринимать их просто как травмирующие события. Джон легко обижается на то, что говорят и делают другие люди,даже если они изо всех сил стараются его не обидеть. По этим причинам знакомые Джона могут характеризовать его (между собой) как эмоционально неустойчивого человека. И еще одно: даже притом, что Джон может быть страстным приверженцем социальной справедливости, трудно представить, что он станет, скажем, следующим Мартином Лютером Кингом.

Для этого требуются уверенность в себе и внутренняя сила — черты характера, с большой вероятностью у Джона отсутствующие.

Можно только себе представить, как бы отреагировали на поведение Джона его прапрадедушка и прапрабабушка. Они храбро сражались на Второй мировой войне. При этом на протяжении многих лет им приходилось преодолевать множество невзгод. Тем не менее они вышли из этого сурового испытания настоящими людьми, в любом случае ценящими жизнь больше, чем прежде. И вот перед ними их правнук, который, несмотря на то что живет в мирные и благополучные времена, и вопреки тому, что ему посчастливилось учиться в колледже, выглядит одновременно несчастным и эмоционально уязвимым.

Сад эпикурейцев против космополиса стоиков. Как оставаться самим собой и быть полезным обществу

Существует вероятность того, что у некоторых читателей этих страниц было детство, похожее на детство Джона, которому в результате недостает стойкости. Если вы — один из них, поймите, что, сравнивая вас с вашими прапрадедами, я ставлю перед собой цель не пристыдить вас, но предложить поддержку. Если у вас отсутствует черта характера, которой обладали ваши предки, это свидетельствует о том, что это качество является скорее приобретенным, чем врожденным, а это приятная новость. Как бы вы ни старались, вы не в силах изменить врожденные свойства, такие как цвет ваших глаз. Однако, приложив усилия, вы сможете приобрести способность, не относящуюся к врожденным, например умение кататься на велосипеде.

Это значит, что те, кому не хватает жизнестойкости по причине воспитания, могут стать более выносливыми. Им придется постараться, но обретенное мужество может привести к значительному улучшению качества их жизни. Поэтому на следующих страницах давайте обратимся к тому, что советуют в этом плане стоики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *