С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.
Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.
Свадебные обряды древних славян
Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.
Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:
- возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
- возраст невесты — не меньше 16 лет;
- род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.
Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.
В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.
В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.
В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.
Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.
В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.
Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.
Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.
Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.
Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.
По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.
После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.
По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.
После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.
Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.
Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.
Русские народные свадебные обряды
С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.
Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.
Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.
Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.
В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.
Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.
Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.
Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.
После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.
В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.
После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».
Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.
После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.
После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.
Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.
Старинные свадебные обряды
Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.
Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.
Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.
Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая. Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.
Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам.
Наши древние предки верили, что в ключевые моменты жизни необходима защита от злых сил и поддержка рода. Поэтому каждое значимое событие в судьбе человека сопровождалось обрядами и ритуалами, передававшимися из уст в уста в течение многих веков. В наши дни «живых» традиций сохранилось не так много. Одни из самых устойчивых и многочисленных связаны со свадебным обрядом.
Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. Вступление в брак сопровождалось четко выстроенной системой ритуальных действий. Однако начиналось все еще до того, как порог дома невесты переступали сваты. Перед приходом сватов родители будущих жениха и невесты могли уже иметь некоторую договоренность по этому вопросу. В роли сватов, в зависимости от региона, могли выступать родственники жениха или специальная женщина, не связанная родством, – сваха. Когда сваха заходила в дом, она вела себя совершенно особым, ритуально обусловленным образом. Она прикладывала руки к печи, обращаясь таким образом к духам предков девушки за разрешением и покровительством. Ее речь была наполнена оборотами вроде «у вас товар, у нас купец», чтобы злые духи не навредили делу. Девушка, готовая покинуть отчий дом, начинала символически разрушать очаг – проще говоря, ковырять печь. Вообще, печь у славянских народов символизирует тесную связь с родовыми духами. Под печью могли храниться останки предков, печь считалась священным местом, ей отводится совершенно особое место в фольклоре. О сакральности печи свидетельствует тот факт, что совокупляться на ней считалось совершенно недопустимым. Итак, если девушка при сватах отковыривала побелку от печи, то это подтверждало ее одобрение кандидатуры жениха.
Н. К. Пимоненко. Сваты
За сватовством следовали смотрины. Приглядывались к невесте и ее семье, а также родственники невесты могли захотеть оценить достаток будущего зятя. На протяжении многих веков жених непременно должен был прийти из соседней, а лучше из отдаленной деревни, чтобы исключить кровное и духовное родство (дети кумов не могут вступать в брак между собой по церковной традиции), потому как жители одной деревни зачастую приходились родственниками всем своим соседям.
Если сватовство и смотрины проходили успешно, то совершалось рукобитье – иными словами, помолвка. С этого момента молодые люди считались женихом и невестой, начиналась подготовка к бракосочетанию. Несколько дней (до двух недель) невеста и жених прощались со своей свободной жизнью, веселились напоследок. Интересный обряд – вытие: на невесту надевался платок, в который ей надлежало лить свои слезы, прощаясь с отчим домом. Считалось, что чем больше слез она прольет перед замужеством, тем счастливее будет ее семейная жизнь. Накануне свадьбы устраивалась баня для невесты, где символически смывались ее прошлые несчастья и беды, а также расплеталась девичья коса и заплетались две, как было положено замужней женщине. Мальчишник имел у славянских народов значительно меньшее распространение и не был так строго ритуализирован, как девичник.
А. И. Корзухин. Девичник
В день свадьбы происходило бранье (то есть забирание невесты). Жениха одевали во все новое, мать чесала ему кудри, проводились обережные ритуалы. От дома жениха к дому невесты выдвигался свадебный поезд: запряженные лошадьми украшенные повозки с женихом и его друзьями и родственниками. У дома невесты происходил выкуп: дру́жка жениха (или сам жених) должен был заплатить выкуп за девичью косу, за место рядом с невестой на пиру, за брачное ложе и т. д. Часто жениху предлагалось из нескольких девушек узнать свою суженую, а еще отгадать загадки. Как известно, отгадать загадку практически невозможно, тем более быстро, а значит, жениху должны были быть заранее известны правильные ответы.
А. А. Бучкури. Свадебный поезд
После выкупа отправлялись в церковь, где происходило таинство венчания. В сущности, это единственный истинно христианский элемент во всем свадебном обряде. Далее следовали свадебный пир и первая брачная ночь. Перед входом в дом мужа он поднимал молодую жену на руки и переносил ее через порог, чтобы обмануть духов рода, покровительствовавших этому дому. Таким образом, девушка не переступала порога, как будто рождалась внутри жилища, и становилась «своей». Такое внимание к порогу ученые связывают с тем, что в дохристианские времена под порогом могли хоронить кости умерших предков, магически защищая таким образом дом от проникновения посторонних.
В наши дни сакральный смысл большинства ритуалов утрачен, но сами действия сохраняются и имеют позитивную смысловую нагрузку – все это должно принести молодым семейное счастье.
К.А. Трутовский. Свадебный выкуп
Современные свадьбы очень похожи — сватовство, регистрация в ЗАГСе, банкет и путешествие. Чтобы сделать собственную свадьбу запоминающейся, можно повторить в торжестве особенности национального праздника.
Исторически сложилось так, что наша страна — это многонациональное светское государство. Несмотря на существующие разногласия, большинство представителей всех народов и конфессий хотят жить в мире, при этом сохраняя свои обычаи. И это прекрасно! Праздники, костюмы, ритуалы — это Великая история, которую важно помнить, чтобы сохранить и передать интересные факты молодому поколению. Свадебные традиции народов России — это не только повод соединить свои судьбы, но и отличная возможность вспомнить свои корни, примерить на себя роль пары в Средние века. Для молодых это еще и идея тематического торжества, тренд которых только растет. Поехали!
Много народностей — много традиций
Для тех, кто желает реконструировать обычаи своей национальности, здесь собраны факты, без которых сходство с прошлыми временами будет неполным. Их можно включить в собственное торжество или полностью повторить свадебные традиции предков. Это всегда красиво, и вызывает восторг у собравшихся гостей. Итак:
Русская свадьба
Праздновалась с размахом, несмотря на то, что каноны, соблюдаемые молодыми, были очень строгими. Молодежь на Руси впитывала богобоязненность от предков и истово верила в будущую кару, если не соблюдать правил, завещанных отцом и матерью. Конечно, случались непослушания, но в массе своей они были редки. Торжеству предшествовали многочисленные этапы:
- сговор — семьи жениха и невесты через сватов договаривались о связи судеб детей;
- рукобитье — официальная встреча двух семей для оглашения решения при свидетелях, после которого отказаться друг от друга считалось грехом и страшным оскорблением;
- подготовка к венчанию — решались бытовые вопросы, проводились девичники и мальчишники;
- выкуп — с утра жених должен был прибыть к дому невесты с дарами для нее и тещи;
- само венчание в строго отведенный день — по некоторым датам Церковь запрещает проводить свадьбы;
- пиршество с многочисленными гостями — бывало, на свадьбе присутствовали несколько деревень, а у знатных пар было не принято не оповестить царственных особ, вдруг да почтят своим приездом.
Особенностью русских свадеб всегда была хлебосольность и внимание к нищим — в этот день они одаривались и приглашались к столу. Считалось, что так молодые обеспечивают себе беззаботную жизнь и любовь Бога.
Мордовская
Интересный факт — в этой национальности считался вполне обычным брак с женихом младше себя в два раза! Более того, невесты в 25–30 лет очень ценились и не считались засидевшимися в «девках». Объяснялось это просто — многодетные мордовские семьи требовали рабочих рук и здорового потомства. Конечно, сейчас все по-другому, но красивые моменты все-таки остались:
- погоня — сватовством занимался отец жениха, привозя к дому невесты сладкий хлеб, стуча в окна и убегая. Если его догоняли, давали тумаков и в свадьбе отказывали, наоборот — сговор проходил на следующий день в доме жениха;
- плетение кос — до замужества невеста носила одну, перед свадьбой, после омовений в бане подружки плели уже две, что означало переход во взрослую, женскую жизнь;
- представление невесты духам — будущая родня после свадьбы вела молодую к могилам предков, на которых она и родственники мужа молились принять ее в семью, помогать и не препятствовать счастью.
В остальном свадьба шла традиционно — много еды, напитков, увеселений. У мордовских невест очень яркие наряды, сразу выделяющиеся из всех известных свадебных платьев.
Татарская
Красивый и самобытный народ сохранил свадебные традиции, обычаи по сей день. В исламском мире очень тверды понятия семьи и верности — разводы там крайне редки. К торжественному дню начинают готовиться чуть не с рождения детей — будущего жениха и невесты. Но, конечно, теперь уже нет той строгости, с которой сваты сговаривались без их участия. Что примечательного:
- калым — требовался как выкуп только от жениха, а приданного у невесты могло не быть вовсе, если не считать расшитой национальной одежды. При этом дама «капризничала», если размер калыма ее не устраивал;
- Никах — обряд венчания до подачи официального заявления в ЗАГС. Проводится имамом или муллой в доме невесты — в тишине звучат Суры из Корана, молодые скромно внимают;
- Туй — праздничное веселье с народными танцами и песнями. Свадьба длится несколько дней, чтобы почтить всех приглашенных гостей в национальном ключе.
Особенностью татарской свадьбы стал наряд невесты. Выдержанный в мусульманских традициях, с платком, он, тем не менее, совсем не бледный. Напротив, разрешено надевать шикарные платья любых цветов, подчеркивающих красоту девушки.
Калмыцкая
Пожалуй, самая быстрая свадьба у народа России. Сговор, сватовство и прочие этапы, вплоть до обсуждения меню стола и приглашенных гостей, проводили в один вечер! На следующий день уже отмечали. Ну а чего тянуть 🙂
Конечно, это было все возможно только при согласии обоих любящих, о котором знали, естественно, задолго до официального предложения. Интересные обряды:
- свататься в дом невесты шли обязательно с дарами, среди которых была водка, но ее никогда не пили, а берегли для того, чтобы лечить заболевших в общине. Обычными дарами был чай и густое масло, которое тоже добавляли в напитки и блюда;
- традиционное жертвоприношение на счастливую жизнь молодых была свежеотрубленная баранья голова. Она находилась в доме все время, пока семья «оформлялась»;
- невеста после свадьбы получает другое имя, которое ей «назовет» дух предков жениха.
Для скрепления союза произносится йорял — молитва, похожая на шаманские камлания. Это очень колоритно, но в наши дни придется долго уговаривать настоящего колдуна взяться за дело — они не любят суеты и показухи.
Тувинская
Культура относится к буддийским, отсюда и свадебные обряды, и традиции с соответствующим колоритом. В принципе, сватовство и прочие этапы помолвки схожи с общепринятыми, но есть несколько интересных моментов, отличающих тувинскую свадьбу от остальных:
- сватовство происходило только в доме родителей девушки, иначе считалось, что она «не вышла», и свадьбу могли даже признать недействительной. Даже теперь современные молодые люди поддерживают этот обычай и едут для этого шага в родные края, если живут отдельно от родных;
- связывание кос — в старину их носили и мужчины. На свадьбе молодым связывали концы волос и соединяли руки шерстяной ниткой. Так молодые сидели все торжество, не веселясь в прямом смысле;
- возможный развод считался проклятием для женщин — ради них на сватовство забивался баран, а это в буддийской вере считается страшным грехом, если жертвоприношение было сделано зря.
Также будущий муж и вообще все родственники жениха просто обязаны были одарить молодую драгоценностями. Для этого на свадьбе с нее снимали простые кольца и сережки и надевали «богатые». Все сокровища оставались в распоряжении будущей жены навсегда.
Армянская
Этот народ славится своими традициями, пышными торжествами и «громким» сопровождением. На таких свадьбах всегда много хлеба, вина, мяса. И это не случайно — с древних времен армяне проводили свадьбы по завершении уборки урожая, заготовок на зиму. Есть и другие интересные факты:
- лучшим временем для сватовства и начала семейной жизни считается осень и начало зимы еще и потому, что дети, зачатые в это время, отличались силой и красотой;
- торжества продолжаются 7 дней — число считается магическим в культуре;
- в каждой будущей семье есть кавор — крестный жениха. В будущем он и шафер, и будущий крестный всех родившихся детей, и вообще самый уважаемый человек клана, практически талисман.
После образования новой семьи молодые не принимают самостоятельных решений, пока живы старшие родственники третьего поколения — бабушки и дедушки. Потомки, в свою очередь, также отнесутся и к ним.
Еврейская
Ортодоксальная культура очень сложна для точного повторения. Но без неё не обойдется, если будущие муж и жена принадлежат этой вере. Устроением свадьбы будут заниматься специальные люди. Для всех остальных нет строгих правил. Но некоторые свадебные обычаи требуется знать:
- ктуба — специальный документ, типа брачного договора, в котором прописаны обязанности супругов. Его вешают у входа в дом;
- хупа — четырехугольная арка с навесом из ткани, концы которых держат 4 человека. Под аркой произносятся клятвы, а люди, держащие ткань, становятся хранителями семьи, с обязанностями оказывать ей любую помощь;
- танец Хара — супругов, сидящих на стульях, поднимают и исполняют ритмичные па в таком виде, как показано на фото выше.
Еврейские свадьбы очень веселые, несмотря на строгие традиции, прописанные в Торе.
Адыгейская
Свадьба в одном из регионов Кавказа мало отличается от обряда других конфессий. Однако свои черты адыгейское бракосочетание имеет. Например, здесь категорически запрещено выдавать девушку замуж без ее согласия, и никакие увещевания и подкупы священников другой стороной не действуют. Напротив, такие поступки выносятся на публику и осуждаются. Жених должен завоевать будущую жену чистыми помыслами и стремлением брать на себя ответственность за каждого члена семьи.
От девушки требуется уважение к женщинам в семье мужа. На свадьбе старшая родственница пытается уйти, а невеста должна умолить ее остаться. Поэтому сценарии с увещеваниями проигрывается заранее. Родителей невесты на празднике нет — к ним приезжают на следующий день с богатыми дарами, и свадьба продолжается уже там.
Дагестанская
В свадебных обычаях этой страны до сих пор сохранилась традиция кражи невесты. И она не носит шуточный характер — все делается по-настоящему, если родители пары по каким-либо причинам против этого брака. Но насильно замуж девушек все-таки не выдают.
Дагестанские свадьбы отличаются огромным размахом — на них никогда не бывает менее одной тысячи гостей. Конечно, вместить такое количество народа банкетный зал не может, поэтому приезжающие дальние родственники, друзья и знакомые часто просто свидетельствуют свое почтение к паре, дарят подарки и откланиваются. Остается многочисленная родня.
Собирать средства на такую свадьбу дагестанцы начинают с рождения дочери и сына. Обязателен калым, который в современных реалиях теперь равен целому состоянию. Ну и, конечно, особый колорит мусульманской свадьбы в музыке и танцах — лезгинку учат и мастерски танцуют с детства.
Чеченская
Особенностью чеченского сговора является то, что это полностью обязанность женской половины клана — о будущей свадьбе договариваются матери будущих молодоженов, а когда согласие получено, это сообщается патриархам. Старейшины берут на себя ответственность за судьбу невестки, входящей в семью и очень строги с женихом на протяжении всей жизни.
Еще одна традиция — собирать чемоданы с приданым. Тут участвует вся родня невесты. Каждая семья из клана считает своим долгом подарить молодой дорогой подарок — одежду, драгоценности, утварь. Учитывая возможности республики + обязательный калым, в мужний дом жена войдет очень обеспеченной дамой.
Штамп в паспорте для чеченской пары необязателен. Главное — пройти Никах с имамом. Современный обряд теперь требует обязательной справки о здоровье — нация и лидер уделяют огромное внимание к здоровью граждан и будущим детям.
Якутская
Суровый северный народ перенес черты своего характера и в семейную жизнь. Например, тюркская культура настаивает выбирать спутника жизни для дочери с момента ее рождения из сверстников детей. Оценивается семья будущего мужа — удачливость отца, его умение обеспечить семью, навыки в хозяйстве, охоте, рыбалке, даже в кулачных боях. Считается, что мальчик обязательно переймет эти качества. Сговор также осуществляется между семьями без участия детей.
Якутскую свадьбу благословляет шаман. Выглядит это колоритно, и современная свадьба действительно получится нетривиальной. В качестве калыма семье невесты ведут оленей, дарят натуральные шкуры и меха. Сама нареченная должна выглядеть богато — свадебный наряд расшивается драгоценными пуговицами и стразами узорами в этнических мотивах. Край холодный даже весной, поэтому натуральная шуба и шапка — традиционный аксессуар для выхода.
Цыганская
Яркие наряды, песни и многочисленность гостей никак не вяжется с суровостью свадебных традиций у цыган. Глава — Барон. Без его ведома и согласия на проведение венчания и торжества ничего не случится. Главным критерием одобрения главы клана будущего брака является меркантильный интерес — жениху отказывают, если его община недостаточно богата, равно как и сватам от невесты. Если во время сговора Барон позволяет поставить каравай и бутылку шампанского на стол, это считается согласием.
Свадебное платье передается по женской линии, пока «не истлеет». В наряде жениха обязательно присутствует красный цвет. Этот оттенок должен быть везде в доме, где проходит свадьба — ленты, флаги, костюмы гостей. Не совсем верно связывать цыган с кражей лошадей — такой традиции никогда и не было. Но животные обязательно присутствуют на торжестве, с украшенными гривами и богатой сбруей.
Заключение
Какой бы национальности вы ни принадлежали, брак должен основываться, прежде всего, на любви и взаимном уважении. А для красоты торжества можно и повторить обычаи своего народа — такая свадьба останется яркой и необычной в воспоминаниях пары и приглашенных гостей. Аксессуары для свадьбы в огромном ассортименте от компании Милавеста окажутся как нельзя кстати!
Стилизованные свадьбы всегда вызывают интерес и больше запоминаются гостям и молодоженам. Свадьба в русском стиле всегда яркое, уникальное зрелище. Но все ли мы знаем о традициях проведения Венчания и подготовке к нему? Интересные факты в статье.
Устроители свадеб отмечают рост на тематические «русские» торжества. Все чаще парам хочется проникнуться красотой и таинством национальных обрядов. И это прекрасно — традиции свадебного празднования на Руси всегда отличались красотой и широтой души. Но много ли мы о них знаем? Давайте разбираться.
Славянские свадебные традиции
Свадьба на Руси считалась одним из главнейших праздников в народе. Точнее, не увеселительный вечер, а таинство этому предшествующее — Венчание. Оно действительно не имело ничего общего с современными бракосочетаниями, потому что носило сакральный характер — соединялись не только молодые, а два уклада семей, два мира.
Перед тем как ему свершиться, долго и тщательно готовились. Считалось, что жизнь новорожденной семьи будет удачной, если соблюдались русские свадебные традиции:
- в свадьбе участвуют все приглашенные — нередко торжества растягивались не только на дворы в деревне, но и на несколько поселений в округе;
- на торжестве присутствуют нищие — отрабатывалась кармическая роль на будущее;
- есть скоморохи и другие «аниматоры» — разыгрывались смешные сценки из семейной жизни, доносились мудрости.
В большинстве свадеб не учитывалось приданое невесты, если только брак совсем не выглядел мезальянсом. Как правило, все жили более или менее равно, и степень «годности» невесты или жениха оценивалась по умению вести дом, навыкам хозяйственности, а также удачи в мужских занятиях.
Основные этапы свадебного обряда на Руси
Перед тем как дать клятвы богу и священнику, венчанию и свадьбе предшествовали многообразные этапы. Все они очень интересны и колоритны, если повторить их в современных реалиях. Остановимся на них подробнее:
Сватовство
Итак, молодые давно любят друг друга (кстати, с момента первого согласия на встречи и до свадьбы не проходило много лет, свадьбу могли сыграть и на ближайший святочный праздник), пора принимать решение о воссоединении. Об этом в первую очередь сообщалось главе семейства, так как глазастые кумушки-мамушки уже обо всем догадывались. Он и принимал решение — разрешать ли сыну жениться. Обдумывание затягивалось — патриарху семейства нужно было показать свою значимость в вопросе, поэтому строго запрещалось требовать сиюминутного ответа, а то «осердится».
Когда молодой уже заручился поддержкой отца, то бежал оповестить ненаглядную, а отец шел к будущему свату на предмет выяснения согласия оного. Женщин в эти вопросы не посвящали, но они все равно ждали ответа с волнением — а ну как та сторона откажет. Обычно при благоприятном исходе, патриарх семейства приходил веселый и пьяный и сообщал семье, что согласие получено, можно и сватов засылать.
В назначенный час, о котором все уже знали заранее, но делали вид, что случившееся происходит внезапно, отец с женихом и дружкой приходил ко двору будущей родни. В дружки брали самого озорного и говорливого — он снимал прибаутками напряжение между семьями. Жених скромно хранил молчание. Звучали традиционные «у нас купец — у вас товар» и прочие речевки.
Рукобитье
Когда жениха представили, наступала очередь невесты. Тут главную скрипку играла мать девушки. Именно она придирчиво задавала вопросы сватам, а затем выкидывала свои козыри — расписывала достоинства молодой, демонстрировала ее приданое. Подружки приводили невесту, разодетую в лучшие наряды, а она не смела взглянуть на будущего мужа.
В некоторых семьях при сватовстве молодая должна была показать свои кулинарные таланты, подавая на стол первому отцу мужа, жениху и гостям с его стороны. Затем также обихаживала собственную родню, и только потом удалялась в покои. Сватовство продолжалось уже за чаркой.
Рукобитьем назывался обряд при прощании сватов. Руки молодых сводились, и отцы семейств ударяли по ним рукавицей. Это официально считалось свершившейся помолвкой. Теперь расторгнуть ее — означало навлечь позор на обе семьи, и в дальнейшем создание новой в этом же селе крайне порицалось.
Сговор
Далее совершался сговор — начинались обсуждения об устройстве свадьбы. Сначала выбирали дату, обязательно относительно церковных праздников. Ведь есть те дни, когда венчание запрещено церковью, а также такие, что пророчили новой семье всяческие несчастья. Обычно консультировались с батюшкой, приглашая его в дом и обильно потчивая.
Проговаривались все вопросы предстоящего торжества. Обычно свадьба проходила в доме невесты, откуда ее увозили со двора. Приготовлениями занимались женщины, мужчины важно решали насущное — количество и качество (подкованность и здоровье) лошадей в упряжках, достаточность спиртного, объем приданого. Нередко, если семья жениха уже обзавелась домами для сыновей, то там заканчивались последние приготовления к приему молодых. Тянулись сговор и приготовления не один день — если свадьба намечалась на определенный сезон, например, осенью после сбора урожая, а сватовство происходило зимой, то все это время терпеливо ждали, тщательно планируя торжество.
Девичник (мальчишник)
Отдельно следует рассказать о девичнике. Он происходил в день перед венчанием, и на него собиралось много народу — вся женская родня невесты, подруги, младшие сестры. Неприглашенные по малолетству девчонки с интересом смотрели на происходящее в окна, пока их не отгоняли. В этот вечер пелись грустные песни — больше молодая не будет гулять с подружками и веселиться на праздниках с молодежью. С девушки снимался платок, распускалась коса, а лента отдавалась младшей сестре, следующей в очереди замуж или холостой подружке.
Мужчины на этот счет не были так печальны — их посиделки проходили шумно и весело, с большим количеством спиртного. Хотя, к чести сказать, никто не напивался вусмерть, а молодому вообще было запрещено «даже губы мочить». На мальчишнике особо прислушивались даже не к отцам, а к более старшему поколению, если деды и прадеды были еще живы.
Баня
Проводилась в тот же день, что и мальчишник с девичником. После всех песнопений и внушений, молодых вели в баню. По отдельности, разумеется. В женской бане властвовала повитуха — она объясняла молодой ее естество и напутствовала на скорую беременность, так как обычно рождение детей происходило там же. Мужчины парились от души под холодный квас и безалкогольные наливки — пить в бане было запрещено. Много шутили и также наставляли молодого.
Утро перед венчанием
Перед приездом жениха к дому невесты отсылался гонец с подарком и возвращался с ответным. Это как бы символизировало крепость намерений. Оставалось ждать жениха и сопровождающих. До этого невесту наряжали в свадебное платье и отправляли в светелку до поры.
Жених появлялся на пороге не сразу. Сначала он должен был одарить всех встречающих — подружек невесты, ее родню. Потом выполнить условия, чтобы его пустили к невесте. То есть происходила аналогия современного выкупа. Иметь при себе медные гроши и пряники должен был даже самый бедный жених.
Обряд делился на две части — обручение и, собственно, само венчание. Романтические книги полны историй, где девицу выдавали замуж за нелюбимого, и истинно возлюбленный должен вот-вот явиться до того момента, когда на палец невесты уже надето кольцо. Если не успевал, то уходил несолоно хлебавши. На самом деле это лишь лавстори, так как молодые понимали значимость обряда еще на стадии сватовства, и тем более последствия позора.
После того, как кольца уже надеты на молодых, священник проводил долгий обряд с молитвами вокруг алтаря, читал псалмы о даровании молодым благ и спасения душ, наставлял. Лицо невесты все это время находилось под фатой, и традиционного поцелуя, как в современном ЗАГСе, безусловно, не было — все-таки церковь. Наконец, обряд завершен, и теперь молодые были вольны праздновать сие событие. Но оно в то время разительно отличалось от современного.
Встреча молодых
Выход из церкви сопровождался радостными возгласами зевак — не возбранялось присутствовать на территории церкви людям убогим, калекам, нищим. И для каждого из них должна была найтись полушка — мелкая денежка, платок с едой или сладостями. От того, насколько щедра пара к сирым и убогим, зависело их собственное благосостояние — раньше в это свято верили.
Далее гости на тройках ехали к дому родителей невесты. Там уже все было готово для пира. В летнее время столы накрывались на воздухе, зимой — в горницах. Снедь также заготавливали заранее, чтобы недостатка для гостей не было ни в чем — считалось дурным тоном, если гость уходил голодным. Для увеселения приглашались скоморохи с музыкальными инструментами. Нередко в таком качестве выступали нищие — в день свадьбы их привечали в празднующих домах.
В чем же отличие? В том, что молодые никуда из-за стола не уходили. Они сидели скромно, не участвовали в дискуссиях. Даже старинная свадебная традиция кричать «Горько!» появилась много позже свадебного обряда. Наконец, главная певунья заводила грустную песню для проводов молодых в дом жениха. Теперь это кажется смешным, однако, тогда невеста должна была рыдать и звать маменьку. Но ее крестили, сажали на телегу со скарбом и приданым, и отправляли в путь.
В покоях жениха молодых тоже не сразу оставляли наедине. Теперь потешались по-доброму над женихом, подталкивая его к спальне. Наконец, он строго выпроваживал дружек и оставался со своей нареченной. Гости же продолжали веселую попойку.
Свадебные столы
Именно со времен древней Руси появилась традиция праздновать свадьбу три дня. Первый — Венчание. Второй — посещение родителями дома жениха. Третий — зять и гости приходили к теще на блины. Соответствующие были и столы.
При этом в первый день меню не отличалось излишествами, несмотря на возможности. Все дело в скоромности — пара только что вручила свои души Богу, следовательно, нельзя в этот день предаваться чревоугодию. Подавались овощи, постное мясо, хмельные напитки в скромных количествах — идея первого дня состояла в покорности судьбе и чистоте помыслов. На второй же день можно было и развернуться. Теперь столы ломились от яств. Преимущественно от мясных блюд и пирогов. Из закромов доставалось «зелено вино» — крепкий алкоголь, который дозволялось пить только патриархам семейств и «бабам» — женам, — но совсем немного.
Невеста, то есть уже жена, во второй день наравне с остальными женщинами участвовала в накрытии столов и подношениях. Ее отличало от общей массы гостей только нарядная одежда. Кстати, именно по ее чистоте к концу дня и судили — хороша ли молодая в делах. Жених, вступивший в когорту Мужчин, пил и ел наравне, вел беседы о дальнейшем будущем, уважительно, но без преклонения разговаривал с патриархами семейств. Словом, вел себя хозяином. День заканчивали поздравлениями молодых.
Третий день проводили у родителей невесты. Но молодая жена уже не присутствовала — она теперь стала «бабой» и должна была окунуться в заботы о доме. К теще приходил жених — состоявшийся молодой муж со сватом, и та старалась задобрить зятя вкусными блинами и другим угощением, чтобы любил и не обижал дочь. Помимо встречи новоиспеченных родственников и застолья, мужчины обсуждали насущные проблемы — общее ведение хозяйства, охрана полей и скота. Потому что теперь образовался новый Клан.
Свадебные обычаи и традиции в современной России и теперь заимствованы с древних обрядов. Безусловно, не было ни одного похожего торжества даже на Руси. Но каждое всегда отличалось яркостью одежд, всеобщим весельем, песнями и колоритом. Повторить это можно, чуть меняя сценарий под собственное видение торжества. Магазин «Свадебная одежда Милавеста» предлагает массу шикарных платьев для свадеб и венчаний, а также аксессуары к ним. Пусть ваш день станет особенным!