Традиции восточных славян

Основы материального благополучия Рода.

Удача улыбнется вам!

Каковы были обычаи, нравы и верования восточных славян? Картину прошлого нам помогают восстановить различные источники, в том числе и письменные, а также фольклорные.

Вся жизнь восточных славян тесно была связана с их верованиями, а именно – с язычеством. Это и праздники, и обряды, и живопись, и ремесла. Что касается обычаев, то в древности еще продолжала существовать кровная месть. Это было пережитком родоплеменного строя.

Когда человек рождался, то проводили обряд имянаречения. У каждого славянина было два имени. Одно – для всех, а второе – защитное, только для близких. Это делали, чтобы уберечь человека от дурного глаза и порчи. Новорожденному надевали рубашку, которую шили из отцовской или материнской. Это также делали с защитной целью.

Верования и обычаи восточных славян были очень своеобразными, самобытными. У них был свой глубокий, сакральный смысл. Ни один обряд, ни один обычай не проводили просто так. Между ними существовали определенные причинно-следственные связи.

  • Праздники восточных славян
  • Боги славян. Праздники и обряды.

Каждое
объединение восточнославянских племён
имело свои обычаи, законы, предания и
даже свой “нрав”. Летопись сообщает:
“Поляне имеют обычай отцов своих
кроткий и тихий, стыдливы перед снохами
своими и сестрами, матерями и родителями;
перед свекровями и деверями великую
стыдливость имеют; имеют и брачный
обычай: не идёт зять за невестой, но
приводят её накануне, а на следующий
день приносят за неё – что дают”. А
древляне “живут зверинским образом”,
убивают друг друга, едят “всё нечистое”
и браков у них нет, но “умыкают девиц
у воды”. Радимичи, вятичи и северяне,
как сообщает “Повесть временных лет”,
имели общий обычай: жили в лесу, подобно
зверям, ели “всё нечистое” и
срамословили при отцах и снохах. У них
также не бывало браков, а устраивались
игрища между сёлами с плясками и песнями;
и здесь “умыкали” себе жён по сговору
с ними; имели по две и по три жены. Если
кто-нибудь из них умирал, то устраивали
“тризну” (торжественное прощание
с покойником в виде военного состязания,
игры или битвы), а затем делали большую
колоду из дров и возлагали на эту колоду
мертвеца и сжигали. А после, собрав
кости, вкладывали их в небольшой глиняный
сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Еще про Тора:  Славянские обереги

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Восточные славяне представляли собой одну из ветвей славянской общности. Они обособились от нее в начале новой эры и подарили современному миру три крупных народа: русских, украинцев и белорусов. О восточнославянской культуре нам известно больше, чем о таковой у южных и западных славян. Да и материальная культура восточных славян более актуальная для нас, как для их непосредственных потомков.

Культура любого народа складывается в течение длительного периода времени. Она несет в себе черты характера и нрава людей. Поэтому изучение особенностей материальной культуры восточных славян является своеобразным мостиком к более глубоким и фундаментальным аспектам их жизни.

Большое значение в формировании культуры восточных славян, как и других народов, сыграли природно-географические условия. Местом расселения их была Восточно-Европейская равнина, богатая лесами и реками. Вообще люди всегда стремились жить близ водоемов, что было вполне разумно и целесообразно. Вода всегда нужна в хозяйстве, для питья. Тем более, что в реках часто водится рыба. А леса были источником многих благ: дерева, пушнины, мяса диких животных, ягод, трав.

  • Восточные славяне: особенности материальной культуры
  • Основы материального благополучия Рода.

Нравы древних славян очень отличались от других народов, живших и развивавшихся одновременно. Славяне не были жестокими и кровожадными. Даже на войне они оставались человечными по отношению к другим. И это подтверждено многочисленными письменными источниками.

В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. Наверное, многие из вас помнят описания из учебников по истории, как в Европе весь мусор и помои выбрасывали из окна прямо на улицу. Кроме того, тех, кто мылся и следил за чистотой тела и одежды, считали связанными с дьяволом и нечистой силой. А у славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Нравы древних славян были очень своеобразными:

  • Во-первых, они находились в прямой связи от их верований (язычества), которые предполагали поклонение природе, ее обожествление.
  • Во-вторых, древние славяне были необычайно трудолюбивыми. Никто не оставался без дела.
  • В-третьих, характерной чертой их была сострадательность, помощь друг другу в сложных ситуациях. Возможно, именно эти качества сделали славян таким сильным и сплоченным народом, который смог пережить столько войн и страданий.

Также большое внимание уделяли хорошем урожаю, здоровью скота, плодородию земель. Для этого почти на каждом празднике устраивались обряды, читались заговоры. И еще древние славяне никогда не забывали о своем роде, о своих предках (щурах и пращурах). Они верили, что предки всегда помогают в трудные времена, а также направляют человека на истинный путь. Поэтому для них организовывали специальные поминальные дни.

  • Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции
  • Народный календарь. Обряды, здоровье.

Восточные
славяне —
предки русских, украинцев, белорусов —
занимали территорию от Карпатских гор
на западе до Средней Оки и верховьев
Дона на востоке, от Невы и Ладожского
озера на севере до Среднего Поднепровья
на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в
общности, имеющие не только родовой, но
и территориально-политический характер.
Племенные союзы — это этап на пути
формирования государственности
восточных славян.
В летописном рассказе названо полтора
десятка объединений восточных славян
(поляне, северяне, древляне, дреговичи,
вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали
в себя 120-150 отдельных племен, имена
которых уже утрачены. Каждое племя, в
свою очередь, состояло из множества
родов. Объединяться в союзы славян
заставляла необходимость защиты от
набегов кочевых племен и налаживания
торговых связей

Главным
занятием славян было земледелие. Однако
оно было не пашенным, а подсечно-огневым
и переложным.

Подсечно-огневое
земледелие было распространено в лесной
полосе. Деревья подрубали, они засыхали
на корню, и их сжигали. После этого пни
выкорчевывали, землю удобряли золой,
рыхлили (без пахоты) и использовали до
истощения. Под паром участок был 25-30
лет.

Переложное
земледелие практиковали в лесостепной
полосе. Траву выжигали, полученной золой
удобряли землю, затем рыхлили и также
использовали до истощения. Поскольку
сжигание травяного покрова давало
меньше золы, чем сжигание леса, участки
приходилось менять через 6-8 лет.

Славяне
занимались также животноводством,
бортничеством (собиранием меда диких
пчел), рыболовством, которые имели
подсобное значение. Важную роль играла
охота на белку, куницу, соболя, целью ее
была добыча пушнины. Меха, мед, воск
обменивали на ткани, драгоценности
главным образом в Византии. Основной
торговой дорогой Древней Руси стал путь
«из варяг в греки»: Нева — Ладожское
озеро — Волхов — Ильмень озеро — Ловать
— Днепр — Черное море.

Древние
славяне были язычниками. Они верили в
злых и добрых духов. Сложился пантеон
славянских богов, каждый из которых
олицетворял разнообразные силы природы
или отражал социальные отношения того
времени. Важнейшими богами славян были
Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог
— бог огня, Велес — покровитель
скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая
женскую часть племени. Особо почитался
бог солнца, который у различных племен
назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило,
Хорос, — что говорит об отсутствии еще
устойчивого славянского межплеменного
единства.

Славяне
жили небольшими селениями по берегам
рек. В некоторых местах для защиты от
неприятеля селения огораживали стеной,
вокруг которой выкапывали ров. Такое
место называли городом.

Славяне
были гостеприимны и добродушны. Каждый
странник считался дорогим гостем. По
славянским порядкам можно было иметь
несколько жен, но больше одной имели
только богатые, т.к. за каждую жену надо
было платить выкуп родителям невесты.
Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая
свою верность, убивала и себя. Повсеместно
был распространен обычай сожжения
покойников и возведения над погребальными
кострами больших земляных насыпей —
курганов. Чем знатнее покойник, тем выше
насыпали холм. После погребения справляли
«тризну», т.е. устраивали пиршества,
боевые игры и конские ристалища в честь
умершего.

Рождение,
свадьба, смерть — все эти события в
жизни человека сопровождались
заклинательны-ми обрядами. У славян
существовал годовой цикл земледельческих
праздников в честь солнца и различных
времен года. Целью всех обрядов было
обеспечение урожая и здоровья людям, а
также скоту. В селениях стояли идолы,
изображавшие божества, которым «всем
миром» (то есть всей общиной) приносили
жертвы. Рощи, реки, озера почитались
священными. У каждого племени существовало
общее святилище, куда сходились члены
племени на особо торжественные праздники
и для решения важных дел.

Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции

Первые славяне возникли еще в до нашей эры, отделившись от индоевропейской общности. У них появился свой язык, своя культура. После обособления славяне начали мигрировать по территории современной Европы и России. Так произошло их деление на три ветви: восточную, западную и южную.

Обычаи и традиции славян, в основном, тесно были связаны с их языческой религией. Обычаев существовало очень много. Ими буквально был окутан каждый праздник, каждый сбор урожая, каждое наступление нового времени года. Все славянские обряды были направлены на благополучие, удачу, счастливую жизнь. И передавались они из поколения в поколение.

Быт и нравы, верования восточных славян

Восточные славяне, как и многие народы в начале новой эры, были приверженцами язычества. Они поклонялись природе, славили богов. Нам известен пантеон славянских языческих богов. В нем имеется определенная иерархия. Наиболее известными божествами являются Сварог, Велес, Перун, Макошь, Лада, Ярило. У каждого из них были свои «функции». Для своих богов славяне сооружали специальные храмы – капища и святилища. Богам приносили жертвы (требы), чтобы задобрит их или отблагодарить.

Обычаи и нравы восточных славян в целом не отличались от таковых у всех славян. Да, были свои особенности в земледелии, хозяйстве. Но обычно это было так или иначе связанно с природно-климатическими условиями.

Быт и нравы восточных славян имеют для нас наибольший интерес, потому что именно эта ветвь стала наиболее многочисленной. Она дала миру такие народы, как русские, украинцы, белорусы.

Нравы восточных славян легко проследить по чертам характера этих народов. Их отличали доброта, искренность, милосердие, великодушие. Даже вражеские народы хорошо отзывались о восточных славянах, что нашло отражение в некоторых летописях зарубежных авторов.

Восточные славяне, их быт и нравы очень сильно повлияли на их потомков. Точнее сказать, они передались им. Многие традиции и обычаи, а также праздники мы используем до сих пор. Возможно, мы даже не знаем и не задумываемся об этом. Но, если углубиться в историю, то можно обнаружить необычайное сходство современных обрядов с древнеславянскими.

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе народных умельцев.

Шедевры древнерусской
архитектуры вызывают восхищение
простотой и благородством форм,
оригинальным решением строительных
вопросов, богатством внутренней отделки.

Русские мастера,
в течение веков возводившие в городе и
деревне различные жилые и хозяйственные
постройки, хоромы феодалов, городские
башни, стены, мосты, накопили большой
опыт и выработали свой архитектурный
стиль.

С
принятием христианства получает развитие
каменная, прежде всего церковная,
архитектура. Из Византии в качестве
образца был заимствован крестово-купольный тип
храма (четыре свода, сгруппированные в
центре храма, в плане давали крестообразную
структуру), однако на Руси он получил
свое развитие.

Так, самый грандиозный
архитектурный памятник Киевской Руси
— 13-купольный Софийский собор в Киеве
(около 1037 г.) имел ярко выраженную
ступенчато-пирамидальную композицию,
которая так же, как и многоглавье, была
несвойственна византийским храмам. По
несколько упрощенному образцу киевской
Софии Софийские соборы были построены
в Новгороде и Полоцке (сер. XI в.). Постепенно
русская архитектура получает все большее
многообразие форм. В Новгороде в XII–XIII
вв. создается множество церквей — Бориса
и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы,
Параскевы Пятницы и пр., которые при
небольших размерах и максимальной
простоте убранства обладают поразительной
красотой и величественностью. Во
Владимиро-Суздальском княжестве
складывается своеобразный тип архитектуры,
отличавшейся изяществом пропорций и
нарядностью декора, в частности
белокаменной резьбой: Успенский и
Дмитриевский соборы во Владимире,
церковь Покрова на Нерли.

В
период расцвета Киевской Руси первое
место принадлежало монументальной
живописи — мозаике ифреске. В
киевской Софии мозаики покрывали купол
(Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь
Ораната, т.е. молящаяся); остальная часть
храма была покрыта фресками — сцены из
жизни Христа, изображения проповедников
и пр., а также светские сюжеты: групповые
портреты Ярослава Мудрого с семьей,
эпизоды придворной жизни. Из более
поздних образцов монументальной живописи
наиболее известны фрески церкви
Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора.
Оригинальные русские
произведенияиконописи известны
лишь с XII в.; большую известность приобрела
в это время новгородская школа («Спас
Нерукотворный», «Успенье», «Ангел златые
власы»).

II.
Культура Украины эпохи христианства
(XI-XII
ст)

1.Культура
Киевской Руси в условиях христианизации

До принятия
христианства Киевская Русь была
государством со значительно развитой
языческой культурой, сословием
руководивших обрядами волхвов (жрецов),
языческим летописанием. Восточные
славяне в середине I тыс. до н.э. имели
примитивное пиктографическое письмо
– «черты и резы», – состоявшее из простейших
знаков в форме черточек и зарубок и,
судя по всему, дошедшее до нас благодаря
археологическим находкам. Постепенно
славяне стали использовать для записи
греческие буквы, но без всякой системы,
«без устроения», т.е. не приспособив их
к особенностям своего языка.

Создание славянской
азбуки связано с именами Кирилла и
Мефодия – «равноапостольных» просветителей,
греков по происхождению, крестивших
Болгарию, а во второй половине IX в.
создавших старославянские алфавиты на
основе староболгарского языка – кириллицу
и глаголицу. Сначала «солунские» братья,
из Солуни (нынешние Салоники), создали
глаголицу, с помощью которой переписали
первые церковные книги для южных славян,
и крестили Болгарию. Позже из смешения
глаголицы с элементами греческого
письма возникла более легкая и удобная
кириллица. Кириллический алфавит в
России дважды подвергался серьезным
изменениям – при Петре Великом и после
октября 1917 г. В настоящее время древняя
кириллица сохранилась как язык
православного богослужения –
церковнославянский .

После крещения
Руси получила небывалый стимул к развитию
восточнославянская письменность. По
выражению академика Д.С. Лихачева,
«с христианством пришла письменность
иного, высочайшего класса. Это была
письменность с устроением, со знаками
препинания, с разделением на слова, с
определенной грамматикой» .

Настоящими
носителями древнерусского просвещения
становятся монастыри, где велось русское
летописание и собирались богатейшие
библиотеки рукописных книг. Киево-Печерский
монастырь стал крупным центром
древнерусской образованности,
воспитывавшим уважение к книжности как
к христианской добродетели. В основе
школьного монастырского образования
лежали принципы «энкиклиос педиа»
(греч. «всеохватывающее обучение»,
отсюда слово «энциклопедия»), включавшие
диалектику, риторику, грамматику и
богословие.

Рукописные книги
писались на пергамене – тончайшей
телячьей коже специальной выделки.
Древнейшей из книг, дошедшей до нас,
является «Остромирово Евангелие»,
названное по имени его владельца –
новгородского посадника Остромира. Она
датируется серединой XI в. В домонгольской
Руси бытовала в основном переводная
литература византийских, античных и
других иностранных авторов. Однако
постепенно в XI-XII вв. стали появляться
оригинальные сочинения древнерусских
авторов: «Слово о законе и благодати»
киевского митрополита Илариона,
«Поучение» Владимира Мономаха, «Слово»
и «Моление» Даниила Заточника. Основными
жанрами древнерусской литературы были
агиография (жития святых) и другая
литература религиозного содержания.
Но создавались и выдающиеся светские
произведения, среди которых знаменитое
«Слово о полку Игореве».

После принятия
христианства Владимир организовал на
Руси первые школы. Принятие новой религии
и усвоение церковнославянской письменности
сопровождалось перенесением на Русь
основных памятников раннехристианской
и византийской литературы: библейские
книги, сочинения отцов церкви, исторические
сочинения. Хотя основная масса книг
была переводная, есть предположение,
что при Владимире была составлена и
первая русская летопись, охватывающая
в изложении события от времени Рюрика
до начала XI в.

Книги были дороги,
до народа не доходили, и он нашел выход
отражению своим чаяниям и представлениям
о политике Руси в устном народном
творчестве, в былинах, появление которых
многие ученые относят ко времени княжения
Владимира. Это былины о борьбе Добрыни
со змеем, об Алеше Поповиче и Тугарыне
Змеевиче, о Соловье-разбойнике, целый
цикл былин об Илье Муромце и т.д. В князе
Владимире народ видел выдающегося
политического деятеля, символ
государственного единства Руси. Но
положительно относясь к нему, былины
не идеализируют его: подчеркивается
разница между ним и богатырями. Князь
– только центр, вокруг которого группируются
богатыри. Именно они с их подвигами,
силой, добротой, справедливостью –
истинные ныразители идеалов народных
масс.

С принятием
христианства на Руси получило широкое
распространение монументальное каменное
зодчество. Первой каменной постройкой
стала Десятинная церковь в Киеве,
возведенная греческими мастерами, По
примеру Константинополя в XI-XII вв.
были построены храмы Св. Софии в Киеве,
Новгороде и Полоцке, соединившие
византийский канон с местными условиями
и требованиями киевского князя. Шедевром
древнерусской архитектуры принято
считать Золотые ворота в Киеве. Во
Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове
были возведены Успенские соборы,
отличавшиеся величественностью и
изяществом формы. Не случайно впоследствии
при строительстве Успенского собора
Московского Кремля был взят за образец
Владимирский Успенский собор.

Из Византии были
заимствованы основы церковной архитектуры,
сам тип крестово-купольного храма,
повсеместно утвердившийся на Руси. Храм
воспроизводил картину мира в соответствии
со строгой иерархией как выражением
божественного порядка. Древняя Русь
восприняла византийскую систему
сводчатых и купольных перекрытий,
строительство зданий изысканной
пространственной конфигурации и большой
высоты. Однако чисто русским явлением,
преобразившим облик византийского
крестово-купольного храма, стало
многоглавие куполов.

В различных областях
использовались разные материалы для
храмового зодчества: в Киеве, Смоленске
и Чернигове – плинфа, т.е. плоский кирпич
больших размеров, в Новгороде – известняк,
во Владимире и Суздале – белый камень.
Белокаменная резьба с растительным и
животным орнаментом, украшавшая стены
Успенского и Дмитриевского соборов,
Золотые ворота во Владимире и другие
древнерусские сооружения, уникальна и
совершенна по исполнению.

Из Византии пришли
на Русь три основные вида изобразительного
искусства: мозаика (красочный узор из
кусочков смальты), фреска (роспись на
стене, выполненная специальными красками
по сырой штукатурке) и икона (от греч.
эйкон – образ). Первыми живописцами были
греческие мастера, создавшие наиболее
почитаемую на Руси чудотворную икону
Владимирской богоматери (ныне хранится
в Третьяковской галерее), мозаичную
Богоматерь Оранту (от греч. оранта –
молящаяся), фрески Киевской Святой Софии
и другие непревзойденные шедевры.
Византийская легенда о заступничестве
Богородицы в борьбе с иноверцами
способствовала тому, что на Руси
Богородица стала почитаться как защитница
русского воинства. В специальных школах
при монастырях по византийским образцам
учились первые русские мастера-живописцы.

Принятие христианства
повлияло на развитие ремесла. Приемы
кладки стен и возведения куполов,
камнерезного цела, а также мозаика,
которые использовались при возведении
и украшении церквей, были греками
переданы русским мастерам.

Каменное зодчество,
иконопись, фресковая живопись возникли
на Руси благодаря христианству. Через
посредничество Византии Русь прикоснулась
к традициям античного мира.

В заключении
следует отметить, что влияние православия
на культуру Руси носило двойственный
характер. Отрицательно он сказался на
устном народном творчестве и культуре
народных масс, пытавшихся исповедовать
веру предков (особенно в сельских
местностях), и положительно – на городскую
культуру и культуру высших слоев
общества, дав толчок развитию литературы,
архитектуры, живописи, развив в этих
направлениях уровень мастерства,
достигнутый в языческий период.

Обычаи восточных славян в древности

Каждое
объединение восточнославянских племён
имело свои обычаи, законы, предания и
даже свой «нрав». Летопись сообщает:
«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий
и тихий, стыдливы перед снохами своими
и сёстрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость
имеют; имеют и брачный обычай: не идёт
зять за невестой, но приводят её накануне,
а на следующий день приносят за неё —
что дают». А древляне         
« живут зверинским образом », убивают
друг друга, едят «всё нечистое» и браков
у них нет, но «умыкают девиц у воды».
Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает
«Повесть временных лет», имели общий
обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели
«всё нечистое» и срамословили при отцах
и снохах. У них также не бывало браков,
а устраивались игрища между сёлами с
плясками и песнями; и здесь «умыкали»
себе жён по сговору с ними; имели по две
и по три жены.

Если
кто-нибудь из них умирал, то устраивали
«тризну» (торжественное прощание с
покойником в виде военного состязания,
игры или битвы), а затем делали большую
колоду из дров и возлагали на эту колоду
мертвеца и сжигали.

Праздники восточных славян

Праздники славян были многочисленны. Часть из них была в честь какого-то бога (например, Купалы).

Но самыми масштабными были празднества, связанные с приходом одного времени года и окончанием другого, а также с сельскохозяйственными работами. Ведь самым важной стороной жизни для славян всегда была природа-кормилица.

Все обряды на праздниках были так или иначе направлены на хороший урожай, плодородие земель. Традиционными из них были сжигания чучел на костре, закапывание чего-либо в землю, омывание водой. Известнейшими праздниками, дошедшими и до наших дней, были Масленица (встреча весны), Коляда (зимние гуляния). Все они сопровождались необузданным весельем, шутками, песнями и плясками. Хозяюшки накрывали богатые столы, чтобы задобрить богов и природу в их лице.

Обряды и верования восточных славян

Cлавянские обряды окутывали жизнь человека, начиная с самого появления на свет. Первым был обряд рождения, направленный на защиту новорожденного. При этом пуповину и детское место закапывали в землю, предварительно заговорив. Следующим обрядом было имянаречение. Славяне верили, что имя человека может сильно повлиять на его судьбу. Обряд проводился жрецом, при этом прядь волос человека бросали в костер.

Существовали обряды для подростков, свадебные обряды и многие другие. И последним для каждого был обряд погребения. Чаще всего славяне прибегали к сожжению трупа. Но погребальные обычаи все же отличались в разных регионах проживания.

Верования восточных славян сводились к почитанию богов, которых было очень много. Также верили и в разных духов, существ. Славяне считали, что каждая частица природы – живая.

Восточные славяне в древности, их традиции и верования – это не просто исторические факты. Это часть культуры, часть нас. Ведь многие из них спустя несколько сотен лет все еще существуют. Они сохранились даже после Крещения Руси.

Пережитки славянских верований и обрядов отражены в сказках, которые мы читаем своим детям. Наши предки оставили нам богатейшее наследие, богатейшую культуру. И мы, как потомки, должны хранить их и передавать по наследству.

Боги славян. Праздники и обряды.

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Народный календарь. Обряды, здоровье.

Что
касается нравов и обычаев славян
языческих, то они условливаются
преимущественно тогдашним народным
бытом их. Сличив известия
современников-чужеземцев, мы находим,
что вообще славяне своею нравственностью
производили на них выгодное впечатление:
простота нравов славянских находилась
в противоположности с испорченными
нравами тогдашних образованных или
полуобразованных народов. Так, встречаем
отзывы, что злые и лукавые попадаются
очень редко между славянами. Доброта
не исключала, впрочем, свирепости и
жестокости в известных случаях; те же
писатели, которые хвалят доброту славян,
рассказывают ужасы об обхождении их с
пленными, с проповедниками христианства;
здесь же следует удивляться противоречию
свидетельств: так часто бывает у людей
и целых народов, добрых по природе, но
предоставленных влечениям одной только
природы. Одни писатели называют славян
нелукавыми, другие – вероломными: это
противоречие объясняется известием,
что между славянами господствовали
постоянно различные мнения; ни в чем
они не были между собою согласны, если
одни в чем-нибудь согласятся, то другие
тотчас же нарушают их решение, потому
что все питают друг к другу вражду и ни
один не хочет повиноваться другому.
Такое поведение проистекало, естественно,
из разрозненности, особенности быта по
родам, из отсутствия сознания об общем
интересе вне родового.

Все
писатели единогласно превозносят
гостеприимство славян, их ласковость
к иностранцам, которых усердно провожали
из одного места в другое, и если случится,
что странник потерпит какую-нибудь беду
по нерадению своего хозяина, то сосед
последнего вооружается против него,
почитая священным долгом отомстить за
странника; о северо-западных славянах
рассказывают, что у них считалось
позволенным украсть для угощения.
Гостеприимство есть черта, принадлежащая
не одним славянам: у греков нарушить
долг гостеприимства, значило оскорбить
высшее божество – Зевеса; и теперь
путешественники удивляются гостеприимству
дикарей Северной Америки. Чем
затруднительнее странствование, чем с
большими опасностями сопряжено оно,
тем сильнее чувствует в себе народ
обязанность гостеприимства; особенно
должны были чувствовать эту обязанность
славяне – народ, более других подвергавшийся
враждебным столкновениям и с своими, и
с чужими, нападениям и изгнанию. Но,
кроме сострадания, гостеприимство имело
еще и другие причины: для народа, живущего
в простоте нравов, чужестранец, странник
был явлением важным, любопытным; сколько
наслаждений мог он доставить рассказом
о своих похождениях! С другой стороны,
человек много странствовавший,
следовательно, много видевший, много
знающий, всегда и везде пользовался
большим уважением, являлся существом
необыкновенным, героем, потому что
дерзал преодолевать страшные препятствия,
соединенные тогда с путешествием, –
удача в этом преодолении была знаком
особенной милости богов; бояться
одинокого странника было нечего,
научиться от него можно было многому,
оскорбить любимца богов было страшно.
Сюда должно присоединить и религиозные
понятия: каждое жилище, очаг каждого
дома был местопребыванием домашнего
божества; странник, входивший в дом,
отдавался под покровительство этого
божества; оскорбить странника значило
оскорбить божество. Наконец, странник,
хорошо принятый и угощенный, повсюду
разносил добрую славу о человеке и роде
гостеприимном. Славянин считал позволенным
украсть для угощения странника, потому
что этим угощением он возвышал славу
целого рода, целого селения, которое
потому и снисходительно смотрело на
кражу: это было угощение на счет целого
рода.

Писатели
хвалят обхождение славян с пленными,
которым оставлена жизнь; говорят, что
у славян пленные не рабствовали целый
век, как у других народов, но что назначен
был известный срок, по прошествии
которого они были вольны или возвратиться
к своим, давши окуп, или остаться жить
между славянами в качестве людей вольных
и друзей. Здесь должно заметить, что
желание иметь рабов и удерживать их как
можно долее в этом состоянии бывает
сильно, во-первых, у народов, у которых
хозяйственные и общественные отправления
сложны, роскошь развита; во-вторых, рабы
нужны народам, хотя и диким, но воинственным,
которые считают занятие войною и ее
подобием, охотою за зверями единственно
приличными для свободного человека, а
все хлопоты домашние слагают на женщин
и рабов; наконец, как ко всякому явлению,
так и к явлению рабства посреди себя
народ должен привыкнуть, для этого народ
должен быть или образован и приобретать
рабов посредством купли, или воинственен
и приобретать их как добычу, или должен
быть завоевателем в стране, которой
прежние жители обратились в рабов. Но
славяне жили под самыми простыми формами
быта, быта родового, их хозяйственные
отправления были нетрудны и несложны,
в одежде, в жилищах господствовало
отсутствие всякой роскоши; при всем
этом и при постоянной борьбе с своими
и с чужими, при постоянной готовности
покинуть свое местопребывание и спасаться
от врага рабы могли только затруднять
славянское семейство, а потому и не
имели большой ценности. Потом известно,
что воинственность не была господствующею
чертою славянского народного характера
и что славяне вовсе не гнушались
земледельческими занятиями. У народа,
в простоте родового быта живущего, раб
не имеет слишком большого различия от
членов семьи, он бывает также младшим
членом ее, малым, юным; степень его
повиновения и обязанностей ко главе
семьи одинакова со степенью повиновения
и обязанностей младших членов к
родоначальнику.

Мы
заметили, что на иностранных писателей
нравы славян производили благоприятное
впечатление, они отзываются о них с
похвалою; вовсе не так снисходителен к
древним славянским нравам и обычаям
наш начальный летописец, духовный
христианский, который потому с омерзением
смотрел на все, что напоминало о древнем
язычестве. Исключая полян, имевших
обычаи кроткие и тихие, стыдливых перед
снохами и сестрами, матерями и отцами,
свекровями и деверями, имевших брачный
обычай, нравы остальных племен у него
описаны черными красками: древляне жили
по-скотски, убивали друг друга, ели все
нечистое, и брака у них не было, а похищение
девиц. Радимичи, вятичи и северяне имели
одинакий обычай: жили в лесу, как звери,
ели все нечистое, срамословили перед
отцами и перед снохами, браков у них не
было, но игрища между селами, где молодые
люди, сговорившись с девицами, похищали
их; держали по две и по три жены. Если
кто умрет, творили над ним тризну,
сожигали труп и, собравши кости, складывали
в малый сосуд, который ставили на столпе,
на распутии.

Особенности материальной культуры

Восточные славяне, что является вполне очевидным, стали осваивать земли современной России, Украины, Белоруссии. И с началом освоения Восточно-Европейской равнины зарождается материальная культура восточнославянских племен. Под материальной культурой мы понимаем созданные человеком предметы, орудия, объекты искусства и жизнедеятельности, которые позволяют приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Основные занятия восточных славян

Во-первых, речь идет о земледелии. Оно на первых порах было основным занятием, которое давало пропитание и позволяло выживать. Но, с другой стороны, оно требовало и орудий труда, приспособлений для обработки земель. Так и появился примитивный инвентарь, который изготавливали из дерева, а позже стали добавлять к нему металлические элементы. Необходимо отдать должное нашим предкам, которые были очень наблюдательны и внимательны к климату и погодным условиям на своей территории. Как известно, в средней полосе России принято сажать и сеять весной, а собирать урожай летом. Это связано с холодной зимой, которая не позволит выращивать урожай. И восточные славяне очень быстро уловили эту закономерность.

Во-вторых, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Эти занятия также были средством пропитания. Но и для них требовались определенные орудия. Одомашнивание животных стало очень важным и значимым этапом развития древних цивилизаций. Они стали использоваться не только как источник мяса, но и как рабочая сила, а затем еще и транспорт. Охота на диких животных тоже обеспечивала людей не только в плане пищи. Например, шкуры и меха стали для человека прекрасной теплой одеждой. Чуть позже рыбный и пушной промыслы способствовали развитию торговых отношений и экономики в целом.

Жилище восточных славян

Следующий важный элемент материальной культуры восточных славян – это жилище. Конечно, всем на ум сразу приходит русская изба с печкой. Однако не стоит торопить события. Избы появились лишь к восьмому веку. До этого же люди жили в землянках, потом в полуземлянках. Ведь построить деревянный дом – это совсем не легкое занятие. Но с течением времени у славян появилась возможность использовать лес и его дары в своих целях. Переходным этапом от подземного жилища к избам стала полуземлянка, которая наполовину находилась в земле. Из деревьев в основном использовали хвойные породы.

Техники строительства дома были срубные и столбовые. Все жилище восточных славян делилось на две части: собственно изба (отапливаемая часть) и клеть (хозяйственная часть, летнее жилье). Обе эти части соединялись друг с другом посредством сеней, которые выполняли роль фильтра и защиты избы от неблагоприятных погодных условий. Конечно, в зависимости от региона проживания жилища восточных славян отличались и имели некоторые особенности.

Что касается внутренней планировки избы, то тут все было более или менее стандартно за исключением отдельных элементов. Одну четверть избы занимала печь – главный атрибут в жилище восточных славян. Делали ее сначала из глины, а позже – из кирпича. Печь была источником тепла, а также местом для приготовления пищи. Каждый угол дома имел свое предназначение. Например, передний угол являлся местом, где располагался обеденный стол, а по праздникам его украшали вышитыми полотенцами и картинами. В качестве сиденья использовались скамейки (лавки), расположенные по периметру стен. Были и деревянные полки, которые вешали выше уровня окон. Вообще длительное время у славян преобладала встроенная мебель, составляющая единое целое со всей избой. Существовали четыре основные типа внутренней отделки избы в зависимости от места проживания. Из придомовых построек у восточных славян был хлев, кладовые, помещения для хранения и обработки зерна.

Одежда и обувь восточных славян

Всегда очень интересным является вопрос об одежде наших предков. Необходимо сказать, что она никогда не была обтягивающей и не подчеркивала силуэт. Одежда отличалась свободным типом покроя. Мужчины носили штаны, которые сначала крепились на веревку, а затем на ремень, и рубаху. Кстати, штаны были исключительно мужским атрибутом в костюме. Шили рубахи из хлопка и льна, они были длинными – до уровня колен. В каждом регионе были свои особенности рубах, которые касались воротника, дополнительных вставок, вышивки, способа ношения. Из верхней одежды в десятом веке были известны: свита – куртка с рукавами, кабать – подобие длинного пальто или плаща. На зиму одежду утепляли мехом.

Женская одежда включала в себя длинную рубаху (сорочку), а также фартук. Последний закрывал нижнюю часть тела. И, конечно, рубахи у женщин всегда были обильно украшены вышивкой, лентами, тесьмой. Были у славянок и юбки – поневы, а также платья. Из верхней одежды у женщин были шубы и накидки.

Обувь древние славяне делали из различных материалов: шкур животных, кожи, меха, древесной коры. Самым древним видом обуви были морщуны, которые представляли собой кусок кожи, намотанный на ногу и фиксируемый веревкой. Также плели лапти из лыка. Позже стала появляться более совершенная обувь типа сапог.

Ремесла восточных славян

Говоря о материальной культуре восточных славян, нельзя не сказать о ремеслах. Почетное место занимала металлообработка и кузнечное дело. Наши предки знали о существовании золота, меди, серебра, олова и, конечно, железа. Их использовали с различными целями: изготовление орудий труда, оружия, украшений. занимались восточные славяне и созданием керамической посуды (в основном это были разного рода горшки). Расцвет этого ремесла пришелся на десятый век. Известно также, что славяне занимались выделкой кожи.

Женщины занимались ткачеством, а также прядением. Нити делали из шерсти животных или из растительных материалов (лен, конопля). Для этих занятий необходимы были приспособления: веретено, ткацкий станок.

Посуда восточных славян была сделана из глины. Основными ее видами были всевозможные горшки: для приготовления каши, щей, для теста, для воды и другие. Менее популярной была посуда из дерева: это ложки, ковши, разделочные доски, черпаки. Еще реже встречалась металлическая посуда, изготовленная из чугуна или меди.

Пища восточных славян

Нельзя не остановиться и на вопросах питания восточных славян. Конечно, царем стола всегда был хлеб: ржаной или пшеничный, в зависимости от выращиваемых культур. Также популярны были различные лепешки, блины, ватрушки, коржи. Их ели со сметаной, творогом, кашей и другими добавками. Из первых блюд пальма первенства всегда принадлежала супам: щи, борщ. Из других блюд были распространены каши, у украинцев, например, популярностью пользовались галушки. Пили восточные славяне квас, кисель, молоко.

Богатый стол накрывали по праздникам. И каждый из них был сопряжен со своими традиционными блюдами. Например, на Масленицу было принято печь блины, на свадьбу делали каравай. Часто пищу приносили в жертву богам или умершим предкам.

Искусство восточных славян

Искусство у восточнославянских народов достигло своего расцвета с приходом христианства. Это особенно касается архитектуры: храмы, памятники, городские постройки. До этого, как известно, славяне сооружали языческие храмы из дерева. Теперь же на смену ему пришел камень. Если говорить о живописи, то это, несомненно, иконопись и настенная живопись в храмах. Были распространены также и мозаики, фрески. Но все эти элементы были заимствованы у Византии и других государств. Гораздо раньше у восточных славян появилась музыка. Простейшие музыкальные инструменты делали из дерева. Литература появилась лишь с приходом письменности (девятый-десятый века). Сначала появлялись летописи, и другие письмена, относящиеся к историческим письменным источникам.

Восточные славяне и созданная ими материальная культура оставили очень многое нам, потомкам. Эта культура стала почвой, фундаментом для дальнейшего расцвета народов, вышедших из восточных славян. Ведь принципиальных изменений не произошло: до сих пор в России есть дома, по планировке похожие на избы. Посуда, одежда в целом остались такими же, просто приобрели большее разнообразие за счет новых материалов. Мы также едим супы и каши, которые для нас всегда самые вкусные и полезные. И мы должны помнить о культуре своих предков, мы многим обязаны ей. Ведь народ, который не помнит о своих корнях, не имеет будущего.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *