Три круга символ значение

Символ триединства — изображение трех идентичных или подобных элементов, расположенных на равнозначном расстоянии друг от друга и образующих либо треугольную фигуру, либо круг. Как правило, эти знаки содержат глубокий духовный смысл, и нередко им приписывают чудесные мистические свойства. Они означают и единение трех качеств, явлений, состояний, ипостасей в целостную сущность. Статья представляет описание и фото символа триединства, составляющего треугольник.

Три круга символ значение

Знак Знамени Мира – знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Н.К. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времён и народов он обнаружил, что этот знак прошёл через историю и культуру многих народов мира: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Еще про Тора:  Плетение кожаной гайтаны своими руками и гайтана для креста своими руками

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия».

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. ЗНАМЯ МИРА «PAX CULTURA»1931Бумага на картоне, темпера. 15 х 23Частное собрание

В 1930 году, ещё до подписания Пакта о защите культуры, Н.К. Рерих писал, что Пакт «предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».

Когда главы 20 государств Северной и Южной Америки подписывали в 1935 году Пакт Рериха, Николай Константинович ещё раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели и пустыни. Знамя поднято. В духе и в сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет!»

Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, – отмечал Н.К. Рерих. – Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своём ведёт к великому понятию Прогресса и Мира».

Художник призывал «повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего».

Тогда, в те тревожные предвоенные годы, не все правительства считали Пакт Рериха чем-то важным. Не подписало его и правительство СССР. Человечеству планеты понадобилось пройти через огонь и разрушения войны, через уничтожение ценностей культуры, чтобы понять, как важен был Пакт Рериха, какой большой смысл в себе заключал символ Знамени Мира.

Три круга символ значение

Три круга символ значение

В гениальной «Троице» Андрея Рублёва как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы – знак Знамени Мира с чашей Христа – славит гармонию высших сил и высшую любовь в её жертвенном подвиге.

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932Холст, темпера. 173,5 x 99,5Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк

Картина «Мадонна Орифламма» или, как её называл сам художник, «Владычица Червонно-Пламенная» символизирует всё движение за мир. Здесь Мадонна, изображённая сидящей, держит в руках развёрнутое Знамя Мира. За окнами на заднем плане виднеются города, храмы, замки, и Мадонна в неусыпной страже над святыми ценностями, собранными в них за многие века. За её фигурой виден далёкий пейзаж с высокими небесами, наполненными светом. Такой же свет исходит и от мадонны. Взгляд её потуплен, а лик её столь же чист, целомудрен и красив.

Орифламма (алая боевая хоругвь французских королей) призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV века.

Лучшим пояснением к этому трогательному и величественному образу служит стихотворение «ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА», написанное Н.К. Рерихом в 1936 году белым стихом:

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ 1932Холст, темпера. 107,5 x 153Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк

В 1932 году Н.К. Рерих создаёт картину «София-Премудрость», где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. «Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София – Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего». (Н.К. Рерих)

«София-Премудрость» ведёт свои истоки от православных христианских образов. Вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии Рерих создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии – диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света.

В основном художник строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображён символ Знамени Мира – три круга в окружности
и написано трижды по-древнегречески слово, что значит «свято». В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство
созданий человеческих рук.

В образе героической Софии Н.К. Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи
Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. Он призывал: «Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!
Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота».

Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. МАДОННА ЗАЩИТНИЦА (SANCTA PROTECTRIX). 1933Холст, темпера. 173,5 х 99,4Музей Николая РерихаСША. Нью-Йорк

На картине «Мадонна Защитница» изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым.

Рерих не случайно связывает город и высокое Женское Начало. В древности города чаще всего посвящались какому-нибудь женскому божеству, без их покровительства невозможно было успешное существование города. Понимание значения женского божества как богини-градохранительницы, защитницы города от «врагов яростных» коренится в глубокой древности. Древние знали, что именно творческая сила космического Женского Начала созидает мир, творит мироздание, создаёт в нём порядок, гармонию и красоту, а также защищает и хранит его от наступлений хаоса.

Н.К. Рерих, хорошо знавший западноевропейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи Возрождения. «Мадонна Защитница» раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Под защитой плаща Мадонны изображены архитектурные шедевры Европы – соборы во Владимире, Реймсе, Сиене и Шартре, Архангельский собор Московского Кремля, собор Святого Петра в Ватикане и некоторые другие. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. 1933Холст, темпера. 80 х 103Музей Николая Рериха США. Нью-Йорк

Во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) на территории Монголии и Тибета Н.К. Рерих встречал изображения Белого коня Эрдени Мори – Коня Счастья, несущего на спине Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани. В 1933 году легенду о Чинтамани, запечатленную на каменной глыбе, художник перенёс на холст в картине «Белый камень». Сокровище изображено в виде знака Триединства на седле коня без всадника в языках стилизованного пламени в окружении священных символов.

По народным преданиям, в давние времена из созвездия Орион упал на Землю чудесный Камень, посланный на помощь людям. В культурах разных народов всех веков встречается упоминание о камне или его символе. Осколок чудесного камня был вставлен в перстень древнееврейского царя Соломона, символом верховного жреца друидов был пояс со вставленным в него белым камнем, в Откровении Иоанна Богослова побеждающему в награду обещан «белый камень и на камне написанное новое имя,
которого никто не знает, кроме того, кто получает».

Е.И. Рерих в своих письмах поясняла: «Камень Белый в Откровении, конечно, может относиться к основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также означать и появление осколка, находящегося в миру и сопровождающего Новое Провозвестие».

«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает всё, значит, где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище». Николай Константинович также отмечал, что в сказаниях многих народов белый конь принадлежит герою (белые кони святого Егория, святых Флора и Лавра, литовского бога Световита, Гэсэр-хана и других). Ему предоставлено право ходить и одному, принося великую весть. Появление Эрдени Мори, несущего на себе волшебный камень Чинтамани, напоминало людям о неизбежном приходе Новой Эры.

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. ЧИНТАМАНИ 1935–1936Холст, темпера. 91,8 х 116,9Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва. Россия

В творчестве Н.К. Рериха особое место занимает образ чудесного камня, воплощения высшей мудрости. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит имя «Чинтамани» – «Драгоценный камень мысли» и символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум. На иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение Чинтамани нанесено на знаменитую тханку Шамбалы, которую Рерихи провезли по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928).

Белый конь с Чинтамани на спине изображён на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающихся над опасными перевалами Гималаев, – этот конь спешит на помощь путникам.

Н.К. Рерих писал: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдёт конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»

Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света – Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землёй и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий.

Вот что записал о нём Н.К. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции: «В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как тёмные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам: «Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовётся Началом Мира. И он шевелится, как одухотворённый. Так завещал Парацельс».

А другой наш спутник улыбнётся: «Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха». Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события. «Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, – этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и даёт возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает: «А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли даёт лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает: «Чёрный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира – так называется камень».

Картина Николая Рериха «Чинтамани» – символ высочайшего значения: она не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции.

Три круга символ значение

Н.К. Рерих. МОНГОЛИЯ. (СВЯТЫЕ КАМНИ. ШАРА-МУРЕН).1938 Холст, темпера. 47 x 79 Из коллекции Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Москва. Россия

Три круга символ значение

Фото 1935 г. из Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха

В своих путешествиях по миру Рерих постоянно обращал внимание на петроглифы, которые встречались ему на горных путях, копировал их, а затем создал на основе своих наблюдений целый ряд произведений. Так, в 1935 году Рерих встречает изображение знака триединства на скалах Шара Мурена. Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай). Николай Константинович вместе с сыном Юрием побывали там летом 1935 года во время Маньчжурской экспедиции (1934–1935). В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен. Есть и река с таким же названием (кит. Силамулуньхэ).

В своей статье «Везде», посвящённой знаку Знамени Мира, Николай Рерих писал: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях – везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нём нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить – одинаково нужны».

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошёл Эрдени Мори». (Н.К. Рерих)

Три круга символ значение

Первым живописным увлечением Святослава Николаевича Рериха был портрет, и он написал их множество. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю». Одни из лучших его портретов – портреты родителей.

Через несколько лет художник пишет превосходный портрет отца, стоящего на фоне гор. В нём выражены непреклонность духа и спокойная мудрость. Величественный гималайский пейзаж с высокими крутыми пиками, который так любил Николай Константинович, глубоко созвучен с духовной сущностью портретируемого.

Горы Гималаев и Тибета хранят много знаков, связанных с легендами и философией местных народов, с их богатым фольклором, который много изучался Николаем Константиновичем. Не случайно Святослав Николаевич изображает отца рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира.

Христианские варианты треугольника

В религиозной символике Средневековья появлялось много разновидностей подобных фигур:

  • Треугольник в сочетании с крестом символизировал смерть на кресте Иисуса за грехи человеческие, воскресение его Богом-Отцом, покаяние христиан и снисхождение Святого Духа.
  • Три рыбы, составляющие треугольник, означали: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Также они знаменовали Троицу.
  • Треугольник, содержащий греческие буквы Omicron, Omega и Nu. Эти буквы означают собой слова εγω ειμι ο ων, сказанные Богом Моисею из горящего куста (Исход 3:14), которые переводятся как «Я есть Сущий». Дословно фраза была взята из Септуагинты, древнегреческого перевода Ветхого Завета.
  • Три фигурки бегущих кроликов создают два треугольника, внутренний и внешний. Символ часто присутствовал как рельефный элемент архитектуры и деревянных деталей. Знак также знаменует Триединого Бога. Такое изображение встречается в настенной живописи древнего Египта и, возможно, тогда символизировало мужчину, женщину, потомство.

Три круга символ значение

Древнее происхождение

Некоторые знаки появились задолго до нашей эры, и точно определить их первоначальное значение теперь практически невозможно. Древнейшим символом триединства стало изображение треугольника, которое можно наблюдать в виде вырезов на кости и рисунков на первой керамике каменного века. Со временем появлялись круги, точки, спирали, другие фигуры, составлявшие окружность или треугольник. Не всегда подобные рисунки имели какое-либо значение, чаще всего они были просто орнаментом. Порой такие изображения отмечали места культов и погребений.

С развитием богатой мифологии и организованной религии древних египтян, шумеров, греков, кельтов, иранских и других народов некоторые знаки стали священными. Они символизировали триады богов или ипостаси одного божества, трех его качеств и проявлений, обозначали мир высший, человеческий, подземный, процесс от рождения до смерти, а также другие представления о мироздании.

В период формирования античной философии, астрономии, геометрии знаки триад обрели дополнительное значение. Целое, состоящее из трех частей, означало человеческие качества, состояния, действия, природные явления, стихии, небесные объекты, временные соотношения, виды искусства, математические функции, другие понятия. Появились визуальные варианты пересекающихся элементов треугольных форм и сочетания их с другими геометрическими фигурами.

Оккультизм XIX века

В середине позапрошлого столетия интерес к philosophia occulta получил широкое распространение по всей Европе и многим областям Северной Америки, став довольно модным явлением в средних и высших кругах общества. С развитием наук и технологий появились разработки, подводящие идеи эзотеризма под научную основу. Было написано множество теоретических трудов, издано немало книг и журналов по различным направлениям оккультизма. Поскольку в эзотерической традиции одним из главных принципов считается подчинение всех сущностей закону триединства, символ триады в «тайных учениях» наделен особой, мистической значимостью. В оккультных изданиях XIX века подобные изображения трактуются с точки зрения их глубокого смысла в эзотерике, а также сакральной роли западных и восточных религиозных систем.

Знамя Мира

Три круга символ значение

У символа из трех кругов или точек очень широкая область интерпретаций, во многом аналогичная с равносторонним треугольником. Самым известным вариантом знака стало Знамя Мира, дизайн которого был разработан русским художником, философом и писателем Рерихом Николаем Константиновичем для международного Пакта защиты культурного наследия в 1935 году. Описание и цель применения символа в официальном договоре приводится таким образом:

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)).

О том, насколько знак распространен в религиозной культуре разных народов и что вдохновило художника на идейное и визуальное содержание Знамени Мира, сам Рерих говорит в своих письмах и записях, изданных в двухтомном собрании «Листы дневника»:

Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая Живоначальная Троица” Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Именно этот символ — символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.

Средневековье

Ранние христиане образ Бога графически обозначали треугольником, изображения которого можно видеть в римских катакомбах и погребальных плитах. После Первого Вселенского собора (325 г.), на котором была утверждена формула вероисповедания, церковь адаптировала некоторые из древних знаков в качестве христианской символики. До десятого века не принято было изображение трех ипостасей (ликов) единого Бога, а именно Отца, Сына, Святого Духа в человеческих образах. Потому такие фигуры, как трикветр, стилизованный трилистник, трискелион, простой и образованный из различных элементов треугольник, а также иные знаки стали знаменовать Святую Троицу. Какой-нибудь древний символ триединства превращался в декоративный элемент храмовой архитектуры и богато иллюстрированной библии. Подобные знаки появлялись на фресках и в религиозной живописи, в качестве украшений и защитных амулетов на рыцарских щитах, оружии, доспехах, а также на родовых гербах.

Три круга символ значение

Трикветр

Считается, что этот красивый сбалансированный символ появился изначально в кельтской культуре и обозначал три положения солнца на небе: восход, зенит, закат. Нынешнее название фигуры происходит от двух латинских слов, tri и quetrus, что означает «треугольный». У символа есть еще одно название — тройной кельтский узел. Знак был весьма распространен среди северного европейского населения, и его часто можно увидеть на кельтских крестах. У этих народов символ был связан с богом Мананнаном, у скандинавов — с Тором.

Три круга символ значение

Позднее десятого века знак в качестве орнаментального элемента стал появляться в культуре балтийских славян — варягов. От них изображение попало на земли Руси, где трикветр встречался крайне редко и, скорее всего, оставался просто красивым узором. Если говорить о значении символа триединства у славян, то на Руси подобные изображения практически не использовались. Распространенные формы в русском древнеславянском орнаменте и сакральной символике — это крест, квадрат, круг (Коловрат). Символ Божественного Триединства появился после крещения Руси.

В средневековой Европе трикветр стал христианским символом Троицы, а также популярным элементом архитектуры и художественного декора. В созданной ирландскими монахами великолепно иллюстрированной Келлской книге начала девятого века мотив триквера повторяется многократно. Фигура бывает одинарной, двойной, может сочетаться с внешним и внутренним кругом и треугольником.

Валкнут

Три взаимосвязанных треугольника получили название от древнескандинавских слов valr (убитые воины) и knut (узел). Знак присутствует на множестве археологических объектов древних германских народов. Составное существительное valknut появилось в современную эпоху, и неизвестно, как символ назывался во время его исторического изображения.

Ученые, давая описание символа триединства валкнута, затрудняются в точной его трактовке. Некоторые связывают знак с богом Одином. Авторитетный специалист по германскому и кельтскому язычеству академик Хильда Эллис Дэвидсон считала, что фигура означала Одина в окружении его атрибутов, двух волков или воронов. Эти животные, как и валкнут, часто изображались на кремационных урнах, найденных на англосаксонских кладбищах Восточной Англии. Так как символ присутствует рядом с изображением Одина на погребальных плитах и подношениях, то большинство специалистов считает, что знак соотносится с религиозными практиками, связанными со смертью.

Три круга символ значение

Изображение применяется в современной народной культуре неоязычества. Как и другие древние символы, в наше время знак валкнут обретает новые интерпретации. Его используют различные политические и коммерческие группы, иногда изображение встречается в современной народной культуре. Поскольку знак происходит из традиций германского язычества, его как символ своего наследия используют некоторые «белые» националистические группы. Несмотря на это, валкнут не был классифицирован немецким правительством как нежелательное изображение.

Трифол

Название фигуры означает трилистник и происходит от латинского trifolium. Этот символ триединства Господа возник приблизительно в десятом веке. Он достиг своей популярности в XIII и XIV веках, когда часто использовался в архитектуре и витражах. Это графическая форма, состоящая из контура трех пересекающихся колец. Термин часто применяется к другим трехкратным символам. Любопытно, что логотип известного концерна Adidas также содержит стилизованный трилистник.

Три круга символ значение

Издавна фигура соотносилась с огнем, горой, камнем, вершиной, отражала связь мира земного и горнего. Перевернутая вершиной вниз фигура олицетворяла древнейшую Великую Богиню, подательницу небесных вод. В зависимости от положения вершины, изображение означает женское или мужское начало, а две совмещенные фигуры символизируют созидание и творческую силу. Перевернутый треугольник уподоблялся чаше и Святому Граалю, вершиной вверх — сердцу.

Три круга символ значение

Как первейший символ триединства фигура чаще всего отражала небо, землю и между ними человека либо сущность божественную, человеческую, животную. Треугольник также обозначал мир мертвых, живых и высших сфер.

  • У древних египтян вертикальная сторона треугольника отождествлялась с мужчиной (начало), горизонтальная — с женщиной (середина, хранилище), гипотенуза — с потомством (завершение). В мире богов эти основы продолжения рода представляла триада Озириса, Изиды и Гора. Египтяне считали природой всего сущего и совершенством число три, содержащееся в треугольнике, священное соотношение сторон и гипотенузы которого соответствовало соотношению 3:4:5.
  • В античных Афинах правильный треугольник был посвящен богине знания и мудрости Афине, а также символизировал космос, созидание, абсолют и считался божественным творением. Тетрактис Пифагора, содержащий десять точек и девять равносторонних треугольников, отождествлялся с Великим Единосущным, содержащим в себе все остальное.
  • В христианстве фигура символизирует Троицу и в качестве треугольного нимба является атрибутом Бога-Отца. Так называемый щит Святой Троицы в виде перевернутого треугольника нередко является частью витражей готических соборов. В период Возрождения треугольник с божественным всевидящим Оком изображался как знак высшего проведения, а позже стал частью масонской символики. Глаз Бога, изображенный в треугольнике, также является символом Иеговы в иудаизме и присутствует в культовом изобразительном искусстве Древнего Египта.

Существуют иные фигуры, образующие три равные стороны. Период и места их происхождения отличаются, но в христианстве значение символа триединства для этих знаков остается аналогичным — они все отождествляют Святую Троицу.

Три круга символ значение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *