В данной статье перечислены славянские божества языческого пантеона и персонажи низшей мифологии с краткими характеристиками их функций.
ОписаниеПравить
Описание идола содержится во всех трёх житиях Оттона, составленных в XII веке Гербордом, Эббоном и монахом из Прифлингенского монастыря. Так Герборд сообщает, что в 1124 году
Эббон даёт такое описание статуи:
Навигация по главным категориям в проекте
Триглав — бог западных славян, выражающий сохранение, разрушение и творение. Считается, что он смотрит в явь, навь и правь. Также он олицетворяет идею того что бог един. Бог един, но у него много проявлений. Чаще всего, он сочетал в себе три бога: Сварога, Перуна и Свентовита. Следуя этой теории, можно сказать, что любой идол бога и есть Триглав.
Считалось, что Триглав выражает сохранение, разрушение и творение. Так как этого бога считали очень сильным, его изображали с повязками на глазах и вокруг рта: на глазах, чтобы бог не сломал тончайшую грань между мирами, а это по верованиям могло привести к апокалипсису.
Поэтому повязки на глазах как меры предосторожности не хватало, и вдобавок к этому, идола накрывали покрывалом. За тем чтобы ткань не сбилась и не открыла идол, следили множество волхвов, они же излагали его волю. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.
Так как главными атрибутами Триглава был вороной конь и копья, гадания проводили как раз с помощью них. Есть ещё одна причина, почему идол укрывали. Триглав боялся солнца, ему ближе луна, и путешествует он преимущественно по ночам.
Подробнее
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:
Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине многие божества изображались многоликими — многосущестными, а германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян.
Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо. У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ — десятая часть от военных трофеев.
Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.
И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных коней Триглава.
Рядом с храмом в Штетине были построены три длинных здания для проведения народных собраний, заканчивавшихся веселыми пирами.
Изображения Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему — Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.
Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго — уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции — Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.
Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») — долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»
Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк — братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые — его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.
Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге — Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт — за левым.
В Лето 7529 от С.М.З.Х., Месяца Сороковника Вэйлетъ /Месяц Ветров/, 27-го дня, Шестица (по совр. календарю – 17 июня 2021) Славяне и Арии почитают . Великие Небесные Боги в общеславянской и общеарийской традиции объединены в Священные тройственные союзы, кои мы называем Великие Триглавы. Каждый Великий Триглав выполняет определенные деяния в своем Высшем Мире, а также влияет на все разумные формы жизни на Землях, в различных обитаемых Мирах и Реальностях.Существуют Божественные Великие Триглавы, которые покровительствуют Вселенским Мирам, таким как: Миры Нави, Миры Яви, Миры Слави и Мир Прави. А также существуют Великие Триглавы Времени, кои покровительствуют определенным периодам времени: Оусени, Зимы и Весны. Есть Великие Боги, объединенные в Девятиглав, которые покровительствуют Лету (году) и каждому дню Недели.
В “Велесовой книге” сказано:
“Во первых, Главу пред Триглавом склоните! Так мы начинали, Великую славу ему воспевали. СВАРОГА – деда богов восхваляли, что ожидает нас. СВАРОГ начальник Рода божьего и Род всему, яко вечно бьющий родник, течет летом из криницы своей, и зимой никогда не замерзает. И ту воду живую пьем. И живем, покуда не придем к нему, после смерти, до лучших лугов райских. И громовержцу ПЕРУНУ, богу битв и борьбы речем: «Ты оживляющий явленное, не переставай Коло (колесо Сварожье, небосвод) вращать! И веди нас стезею правой, до брани и до тризны (обряд поминания) великой». Те что пали в бою, те которые шли, вечно живите вы в полку Перуновом ! И богу СВЕНТОВИТУ мы славу рекли, он ведь восстал Богом Прави и Нави”.
То есть мы видим что наши Боги имеют три ипостаси в каждом из миров Вселенной и Мире Яви (наш физический мир) и в Мире Нави (тонкоматериальные миры) и в мире Прави (огненые миры высшей энергии). Поэтому и Свентовит также является и Богом Яви и Богом Прави и Богом Нави.
“Песни поем мы ему ведь Свентовит это Свет. И через него свет видим. Зрим – и Явь (наш физический мир) существует. И он нас от НАВИ уберегает (то есть навный свет для нас недоступен и мы Навь пока не видим), и тому хвалу поем, – поем и пляшем ему, взывая к Богу нашему.” Как видим Свентовит является Богом Светового потока в каждом из существующих миров (Яви, Нави, Прави).
“Творим славу Свентовиту вселенскому (то есть существующему во всех трех мирах вселенной): « Слава Богу нашему!» То скребется сердце наше. И удерживает он от злых деяний наших, и к добру направляет. И отроки, поучениям его внимают и рекут: « Все отворяем, ибо он ведет ум к освобождению». И почести те умеем воздать, яко и СВАРОГ и ПЕРУН есть в тоже время и СВЕНТОВИТ – это великая тайна (то есть все Боги и даже самые высшие Сварог и Перун имеют такую же тройственную структуру и многие Боги в Явной Ипостаси в былые времена посещали нашу землю и предков). Поэтому единение всех трехипостасей Богов и носит название Триглава.
Это подверждается и некоторыми историками.Триглав – высшее божество, согласно историку Эббону. У историка Герборда Триглав властвует над тремя мирами – небом, землей и подземным миром (Явью, Навью, Правью). На Збручском кумире есть трехликое божество в нижнем ярусе.Из “Жизнеописания Оттона Бамбергского” мы так же узнаем о существовании в городе Штетине “трехглавого изображения божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Триглавом”. Но как видно из выше приведенных отрывков “Велесовой книги” Триглав – это не отдельный бог, а представление о троичности, единстве трех ипостасей любого Бога.
Великий Триглав Мира Прави- Единый Творец-Созидатель Ра-М-Ха, Род-Породитель, Бог Вышень, которые дают людям Великой Расы Силы Созидания (Рамха); Силы Размножения (Род-Породитель); Места Проживания (Вышень).
Великий Триглав Мира Слави – Бог Ингл, Бог Траян и Бог Волх, которые дают людям Великой Расы Духовное Познание и Саморазвитие (Бог Ингл); Созидание и Изобретательность (Бог Траян); Мужество и Самопожертвование во Славу Рода своего (Бог Волх).
Великий Триглав Мира Яви – Бог Сварог, Бог Перун и Бог Свентовит, которые дают людям Великой Расы Совесть и Рассудительность (Бог Сварог); Волю и Свободу (Бог Перун); ДушевностьиВзаимопомощь (Бог Свентовит).
Великий Триглав Мира Нави – Бог Велес, Бог Тарх (Даждь-бог) и Бог Святовит, которые дают людям Великой РасыТрудолюбие и Усердие (Бог Велес); Древнюю Мудрость и Доброту (Даждьбог Тарх Перунович); Духовность и Любвеобильность (Бог Святовит).
Великий Триглав Покровитель Оусени – Богиня Джива, Бог Рамхат, Богиня Рожана, которые дают людям Великой РасыДушевное Сострадание (Богиня Джива); Благосостояние и Достаток (Бог Рамхат);Здоровое Потомство (Богиня Рожана).
Великий Триглав Покровитель Зимы – Вышний Бог Род, Бог Велес, Богиня Марена, которые дают людям Великой Расы Процветание Рода (Бог Род); Обильную охоту и Полные Житницы (Бог Велес); Гармоничный Отдых и Покой (Богиня Марена).
Великий Триглав Покровитель Весны – Небесный Бог Крышень, Богородица Лада, Бог Перун,которые дают людям Великой Расы Духовную Обрядность и Творческое Вдохновение (Бог Крышень); Взаимную Любовь и Супружеское Взаимоуважение (Богородица Лада); Целеустремленность и Братскую Взаимовыручку (Бог Перун).
Великий Девятиглав – Небесные Боги, которые покровительствуют и управляют днями древней Славяно-Арийской Недели:Бог Хорс управляет понедельником; Бог Орей управляет вторником; Вышний Бог Перун – тритейником; Бог Варуна – четвергом; Бог Индра – пятницей; Великий Стри-бог -шестицей; Вышний Бог Сварог – седмицей, Богиня Заря-Мерцана – осьмицей, и Бог Ярило – неделей.
Источник – http://ruspravda.info/Triglav-1224.html
В Лето 7524 от С.М.З.Х., Месяца Вэйлетъ /Месяц Ветров/, 27-го дня, Шестица (по совр. календарю – 18 июня 2016) Православные Староверы-Инглiинги, Славяне и Арии почитают Великие Триглавы. Великие Небесные Боги в общеславянской и общеарийской традиции объединены в Священные тройственные союзы, кои мы называем Великие Триглавы. Каждый Великий Триглав выполняет определенные деяния в своем Высшем Мире, а также влияет на все разумные формы жизни на Землях, в различных обитаемых Мирах и Реальностях.Существуют Божественные Великие Триглавы, которые покровительствуют Вселенским Мирам, таким как: Миры Нави, Миры Яви, Миры Слави и Мир Прави. А также существуют Великие Триглавы Времени, кои покровительствуют определенным периодам времени: Оусени, Зимы и Весны. Есть Великие Боги, объединенные в Девятиглав, которые покровительствуют Лету (году) и каждому дню Недели.
В Лето 7526 от С.М.З.Х.,
Сороковника Вэйлетъ /Ветров/, 27-го дня, Седмица (по совр. календарю – с вечера 17 июня по вечер 18 июня 2018) Славяне и Арии почитают . Великие Небесные Боги в общеславянской и общеарийской традиции объединены в Священные тройственные союзы, кои мы называем Великие Триглавы. Каждый Великий Триглав выполняет определенные деяния в своем Высшем Мире, а также влияет на все разумные формы жизни на Землях, в различных обитаемых Мирах и Реальностях.Существуют Божественные Великие Триглавы, которые покровительствуют Вселенским Мирам, таким как: Миры Нави, Миры Яви, Миры Слави и Мир Прави. А также существуют Великие Триглавы Времени, кои покровительствуют определенным периодам времени: Оусени, Зимы и Весны. Есть Великие Боги, объединенные в Девятиглав, которые покровительствуют Лету (году) и каждому дню Недели.В “Велесовой книге” сказано:
Велесова КнигаДощечка 11а
Первие Триглаву поклонящете
А тому влику славу поящехом
Хвалихом а Сварога – Дида Божиа
Яко ждете но е
Се роду Божескому нащельнико
А всенску Роду ” студиц вещен
Яко вотеце во лете од крыне сва
А во зиме николе же не взмерзе
А тоя воде живенце пиуще
Живихомсия, доконе не прейдехом
Якожде све ко нему убендехом
До луце гойех райстиех
А Богу Перуневи – громоверзецу
А Богу про а борениа орцехом
А не перестав ате вращате колие
А кыи ны венде стезеу правоу
До брание а до тризне влика
О всия павшиа
Якове же идут бое, живенте вещние
По полку Перуныу
А Богу Велесу славу рцехом
Се бо ста Бог Прави а Яви
А тому поема песынема
Яко свет есе
А чрезе оне видяхом свиет
Зрящете – а Яве быте
А ты нас о Навие убрежешет
А тому хвалу поемо
А взывахом Богу нашему
Якожде ты земе суне нашиу
А свет крепце!»
Это подверждается и некоторыми историками.Триглав – высшее божество, согласно историку Эббону.У историка Герборда Триглав властвует над тремя мирами – небом, землей и подземным миром (Явью, Навью, Правью).На Збручском кумире есть трехликое божество в нижнем ярусе.Из “Жизнеописания Оттона Бамбергского” мы так же узнаем о существовании в городе Штетине “трехглавого изображения божества, которое имело на одном туловище три головы и называлось Триглавом”.Но как видно из выше приведенных отрывков “Велесовой книги” Триглав – это не отдельный бог, а представление о троичности, единстве трех ипостасей любого Бога (иудохристиане переделали это в “троицу”).
Великие Небесные Боги в общеславянской и общеарийской традиции объединены в Священные Тройственные Союзы, койи мы называем .
Каждый Великий Триглав выполняет определённые деяния в своём Высшем Мире, а также влияет на все разумные формы жизни на Землях, в различных обитаемых Мирах и Реальностях.
Существуют Божественные Великие Триглавы, которые покровительствуют Вселенским Мiрам, таким как:Мiры Нави, Мiры Яви, Мiры Слави и Мiр Прави.А также существуют Великие Триглавы Времени, койи покровительствуют определённым периодам времени:Оусени, Зимы и Весны.
Есть Великие Боги, объединённые в Девятиглав, которые покровительствуют Лету(году) и каждому дню Недели.
Великий Триглав Мiра Прави – Единый Творец-Созидатель Ра-М-Ха, Род-Породитель, Бог Вышень,которые дают людям Великой Расы
- Силы Созидания (Рамха);
- Силы Размножения (Род-Породитель);
- Места Проживания (Вышень).
Великий Триглав Мiра Слави – Бог Ингл, Бог Траян и Бог Волх, которые дают людям Великой Расы
- Духовное Познание и Саморазвитие (Бог Ингл);
- Созидание и Изобретательность (Бог Траян);
- Мужество и Самопожертвование во Славу Рода своего (Бог Волх).
Великий Триглав Мiра Яви – Бог Сварог, Бог Перун и Бог Свентовит,которые дают людям Великой Расы
- Совесть и Рассудительность (Бог Сварог);
- Волю и Свободу (Бог Перун);
- Душевность и Взаимопомощь (Бог Свентовит)
Великий Триглав Мiра Нави – Бог Велес, Бог Тарх (Даждьбог) и Бог Святовит,которые дают людям Великой Расы
- Трудолюбие и Усердие (Бог Велес);
- Древнюю Мудрость и Доброту (Даждьбог Тарх Перунович);
- Духовность и Любвеобильность (Бог Святовит).
Великий Триглав Мiра – Покровитель Оусени- Богиня Джива, Бог Рамхат, Богиня Рожана,которые дают людям Великой Расы
- Душевное Сострадание (Богиня Джива);
- Благосостояние и Достаток (Бог Рамхат);
- Здоровое Потомство (Богиня Рожана).
Великий Триглав Мiра – Покровитель Зимы – Вышний Бог Род, Бог Велес, Богиня Марена,которые дают людям Великой Расы
- Процветание Рода (Бог Род);
- Обильную охоту и Полные Житницы (Бог Велес);
- Гармоничный Отдых и Покой (Богиня Марена).
Великий Триглав Мiра – Покровитель Весны – Небесный Бог Крышень, Богородица Лада, Бог Перун,которые дают людям Великой Расы
- Духовную Обрядность и Творческое Вдохновение (Бог Крышень);
- Взаимную Любовь и Супружеское Взаимоуважение (Богородица Лада);
- Целеустремленность и Братскую Взаимовыручку (Бог Перун.)
Великий Девятиглав – Небесные Боги, которые покровительствуют и управляют днями древней Славяно-Арийской Недели:
Бог Хорc управляет понедельником (после недели) ;Бог Орей управляет вторником;Вышний Бог Перун – тритейником;Бог Варуна – четвергом;Бог Индра – пятницей;Великий Стрибог – шестицей;Вышний Бог Сварог – седмицей,Богиня Заря-Мерцана – осьмицей,Бог Ярило – неделей (не делать /ничего/ т.е. выходной-день отдыха). .
Прославление великого Триглава
Сюда ты придешь,и тут же служитель ворота откроет,и пустит сюда – в прекрасный сей Ирий.Течет Ра-река там,та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.И Числобог наши дни здесь считает.Он говорит свои числа богам,быть дню Сварожьему, быть ли ночи.И дни отсекает, поскольку он-явский,он сам в божьем дне.В ночи ж никоголишь бог Дид-Дуб-Сноп наш. Славься Перун – бог Огнекудрый!Он посылает стрелы во врагов,верных ведет по стезе.Он же воинам – честь и суд,праведен Он – златорун, милосерд!Затем Радогощ, Крышень и Коляда,за ними – Удрзец, Сивый Яр и Даждьбог.А вот Белояр, Ладо, также Купала,и Сенич, и Житнич, и Венич,и Зернич, Овсенич, и Просич,и Студич, и Ледич, и Лютич.За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,и Пчелич, Ирестич, и Кленич,Озернич, и Ветрич, Соломич,и Грибич, и Лович, Бесидич,и Снежич, и Странич, и Свендич,и Радич, Свиетич, Корович,и Красич, и Травич, и Стеблич.За ними суть – Родич, Масленич, и Живич,и Ведич, и Листвич, и Цветич,и Водич, и Звездич, и Громич,и Семич, и Липич, и Рыбич,Березич, Зеленич, и Горич,и Страдич, и Спасич, Листвеврич,и Мыслич, и Гостич, и Ратич,и Стринич, и Чурич-Родич,и тут Семаргл-Огнебог -он чистый и яростный, быстро рожденный.То суть – Триглавы всеобщие.
Боги восточных славянПравить
- Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества.
- Сирин, Алконост, Гамаюн — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции.
Боги западных славянПравить
Идол балтийских славян (о. Волин)
Боги балтийских славян
- Köpke, Rudolf. Herbordi Dialogus de vita Ottonis epsicopus Babenbergensis. II, 32. Hannover 1868. P. 89-91; см. полный текст на DMGH Архивная копия от 30 августа 2006 на Wayback Machine.
- Ebo. Vita Ottonts episcopi Bambergensis. III, 1. Ed. Jaffe, Monumnta Bambergensia (Bibliaiheca rerum Germamcarum 5, 1869) P. 580—692; ed. Wikarjak-Liman, Manumenta Polonine historica, ser. novas 7, 2 (1969). Перевод взят с сайта Руян Архивировано 26 января 2008 года.
- И. И. Срезневский. Чешские глоссы в Mater Verborum. Разбор А. О. Патеры и дополнительные замечания И. И. Срезневского. Приложение к XXXI-му тому Записок Имп. Академии Наук. 1878. Стр. 115.
- А. С. Кайсаров. Мифология славянская и российская / Кайсаров А., Глинка Г., Рыбаков Б.. — Мифы древних славян. — Надежда, 1993. — ISBN 5-88618-017-6.
- Троянь / Сост. В. Л. Виноградова. — Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: В 6 выпусках 1965—1984. — М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — Т. 6 Т—Я и дополнения. — С. 57—61.
Персонажи низшей мифологииПравить
- Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
- Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «Старому богу».
- Вилы — женские водные духи, сходные с русалками.
- Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
- Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе.
- Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
- Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.
- Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.
Триглав (мифология)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2020 года; проверки требуют 2 правки.
У этого термина существуют и другие значения, см. Триглав.
Триглав (лат. ) — бог полабских славян, трёхголовый идол которого был уничтожен Оттоном, епископом Бамбергским (Otto of Bamberg, ок. 1060—1139 годы).
ЛитератураПравить
- И. Л. Лось. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VI. — С. 348.
- Марена / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 180–182. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Мокошь / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 169.
- Коляда // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — .
- Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Ч. I.
- Фаминцын А.С. Божества древних славян (1884). — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 736 с.