В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

Мировое Древо Жизни — это основа всех скандинавских мифов, которая соединяет в одно целое всю скандинавскую мифологию. Из легенд известно, что задолго до рождения людей и богов, появилось дерево ясеня Иггдрасиль, которое объединило собой все существующие миры. Помимо скандинавских народов, описание этого древа можно встретить у большинства народов, таких как славяне, тюрки, иранцы. Упоминание о нём встречается в различных религиях — буддизм, ислам, каббала. Одинаковым элементом всех культур служит то, что гигантское дерево видится центром мира, которое связывает всю жизнь.

Как его изображают

Способов изобразить древний символ очень много. Любой человек, услышав словосочетание Древо Жизни, будет представлять себе толстый ствол обычного дерева с совокупностью корней и большой зелёной кроной. Однако, это не единственный способ представления. Встречаются визуализации, которые не имеют сходства с деревьями, в частности, изображение вертикальной линии с тремя отростками, устремлёнными кверху.

Можно встретить Древо вечной Жизни в виде женщины, с направленными руками к небу. Смысл такого изображения — это просьба о покровительстве Богов и вера в их поддержку и могущество. Славянские народы создавали обереги в виде узора и росписей вышивкой, например, жизнь у них означает цветущее дерево, а узел — продление жизни.

Считают, что если дерево хорошо развито, цветёт и ему больше ста лет, то количество людей и состояние их жизни выше нормы и совершенствуется с каждым днём.

Золотое древо древних египтян

Есть и третья версия образа древнеегипетского мирового древа — огромное золотое дерево Сикимора или Сикомор (по разным версиям платан или фиговое), которое упирается кроною в Небо, где живет богиня Нут и наслаждается созерцанием растущих в его кроне драгоценных камней. Там же обитает и птица Феникс, которая сбивает живительную росу с кроны и дает жизнь всему земному. А вот корнями этого древа является гробница с покоящимся в ней телом убитого Сетом Осириса. Древо будто бы проросло сквозь нее.

Еще про Тора:  Мужской кожаный шнурок на шею с золотыми вставками

Из каких миров состоит Иггдрасиль

Строение дерева сводится к цикличному взаимодействию девяти разных миров, у которых уникальные жители и энергетика, необходимые для работы Вселенной. Возможность создания гармонии между представителями миров, помогает обретать силу мудрости.

Большое дерево жизни разделяет вселенную на уровни: подземные, средние и небесные. В каждом уровне содержится по три мира, в которых есть свои события и персонажи мифологии Скандинавского полуострова.

Небесные миры

Это большой мир полный жизни, света и энергии, который защищён стеной, устремлённой в поднебесье. Асы — это основные жители страны, известные своим взаимодействием с великанами. Асгард славится своими богами войны (Тор, Локи, Один и другие) и хранителями, которые следят и сохраняют порядок по всей Вселенной.

Ванахейм

Это светлый и спокойный мир, который является частью мирового дерева. Олицетворяет в себе царство Ванов, которые так же, как и Асы относятся к Богам. Жители представляют собой стражей магии и магических тайн, и несут ответственность за плодородность Вселенной. Ваны способны наделить людей эротической притягательностью и объединить их для продолжения жизни во всей Вселенной. Вода — это знак мира, так как она обладает силой живительного источника для всего древа Иггдрасиля.

Льюсальфхейм

Другое название мира исключительной красоты и радости — Альвхейм, именованный в честь своих обитателей — альвов или эльфов. Их основная задача — в помощь Ванам следить за плодородием природы и даровать способность добиться намеченных целей.

Средние миры

В плоскости средних миров, в Мидгарде обитают смертные люди, которых окружают земля, море, океаны. Мир в ответе за материальные ценности и их физические проявления. Так как главными жителями изображаются люди, то чувство и желание имеют первостепенное значение.

Ётунхейм

Мир, в котором обитают, одни из старейших жителей Вселенной — скандинавские Великаны Ётуны. Они главные противники богов из Асгарда. По преданию, во время борьбы с этим Миром, Бог Асгарда Один потерял глаз, с целью познать тайные знания и постигнуть искусству магических способностей. Ётунхейм обладает библиотекой, в которой сохранились исторические данные о прожитом, текущем и наступающем времени Вселенной.

Муспельхейм

Этот мир был одним из первых двух появившихся миров. Царством вековечного огня обитают огненные великаны, армия из сынов Муспелля, которыми правит Сурт. Это царство включает в себя скопление огненной энергии, состоящей из плазмы и огня, которые славятся нечеловеческой силой разрушения всего живого. Яркий пример этой силы — Рагнарек — конец света и гибель богов в скандинавской мифологии. Однако, сила способна создавать нечто исключительное и величественное.

Подземные миры

Вторым миром после Муспельхейм, возник Нифльхейм. Это мир мрака и зимы, который по своим свойствам, полностью противоположен Муспельхейму. Из огня и холода, двух противоположных миров родилось самое первое существо, которое дало жизнь всему остальному. Имя его Имир.

Свартальфхейм

Это нижний мир, в котором проживают гномы или дворфы. Они способны искусно работать кузнецами и мастерами цверги, и при этом обладать абсолютно всеми изобилиями и тайнами находящийся под землёй. Именно тёмные мастера создавали оружие и символы для богов.

Хельхейм

Последний из девяти миров — это царство мёртвых. В отличие от других миров, этот мир одновременно состоит из ничего и всего. Богиня смерти — Хель — правительница, в руках которой сосредоточена жизнь со смертью. Ворота входа в мир защищает и не пускает никого постороннего — цепной пёс Гарм. Мир Хельхейм — это конец Пути всего живого. При попадании в него, раскрывается правда, обо всех скрытных моментах жизни существа, и это невозможно скрыть.

Мост

Мост, связывающий все миры между собой, распахивает свои ворота из пространства разного времени, из прошлого в будущее. Когда мост, состоящий из двух частей, сфокусирован вертикально, он связывает небесное и земное пространство, людей и бога. Такое состояние, позволяет путешествовать в нижний мир умерших. За такое путешествие иногда требуется заплатить высокую цену.

Различают два вида моста — Биврёст и мост в Хель. Первый это радужный мост, который ведёт с земли на небо. Он защищён огненным пламенем, чтобы великаны не имели возможность пройти к миру света и богов. Основное назначение моста — передвижение асов на суды по дереву мудрости. Второй мост направлен в царство мёртвых, вымощенный золотыми плитками. Его охраной занимается дева Модгуд. Мост предназначен только для людей, которые не совершали никаких преступлений и с миром покинули жизнь. Что касается правонарушителей, то они должны преодолевать испытания водяных потоков, для путешествия в мир смерти.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Символ Древо Жизни встречается у многих народов: о нем знали скандинавы, народы Востока, славяне и даже жители Древнего Египта.

Дерево изображалось внутри круга, который служил символом неразрывности прошлого настоящего и будущего, а также трех миров (загробного, божественного и человеческого).

Талисман настолько универсален, что подходит любому человеку и несет исключительно положительную энергетику. Именно поэтому он дошел до наших дней и пользуется огромной популярностью.

От язычников до психологов

Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие обряды, христианская религия все-таки сохранила за рождественским деревом символику возрождения.

Широко использовалось дерево как символ и в поздний культурный период в искусстве и литературе, в геральдике и науке: у Пушкина анчар в одноименном стихотворении предстает как символ смерти, у Льва Толстого в романе «Война и мир» старый дуб – символ всепобеждающей жизни. Карл Юнг на примере дерева описывал психические процессы человека: корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.

В психологии есть метод диагностики состояния человека по тому, как он рисует дерево, при этом корни символизируют коллективное и бессознательное, ствол – импульсы и инстинкты, ветви – пассивность или противостояние жизни.

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе – вода, а дереву – свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом.

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Патинирование (состаривание), полировка меди.

Я использую два метода патинирования меди. Первый, по старинке – в парах аммиака. Покупаю аммиак в аптеке, наливаю в банку, подвешиваю изделие над раствором аммиака. Через некоторое время медь будет темнеть. Добиваемся нужного цвета – снимаем и полируем.

Второй метод патинирования меди в специальном растворе, который я покупал на Ярмарке мастеров. Раствор универсальный, подходит не только для меди. Я состариваю в нем и нейзильбер. В этом случае медь (изделие целиком, вместе с камнем) нужно окунать прямо в раствор.

Полируем медь используя электрические шлифовальные машинки с насадками. Применяем войлочные кружки с полировочными пастами.

Космос, жизнь, познание

В культуре различных древних цивилизаций, таких как Вавилон, Египет, Индия, Скандинавия, встречается символ древа жизни (мировое, или космическое, дерево) и древа познания добра и зла.

В общем смысле образ дерева обозначает жизнь космоса: его гармоничность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения, неистощимую жизнь, бессмертие. Дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымающимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами. Нижний мир – ад, срединный мир – земля, верхний мир – небо. Обладая вытянутой по вертикали формой, дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, человека и его путь к духовным высотам.

Часто древо жизни изображается перевернутым: его корни находятся на небе, а ветви опускаются вниз – это символ макрокосма, его законов, миров и процессов эволюции.

Если древо жизни охватывает все законы и формы существования космоса, то древо познания добра и зла отражает лишь ту часть космоса, которая доступна пониманию человека. Его плоды могут принести и пользу, и вред в зависимости от того, ради чего ими пользуется сам человек.

Древо познания добра и зла – это испытание для человека на пути к истине и мудрости. Оно совершенствует дух человека, учит отличать фальшивое от подлинного, нести ответственность за свои мысли и поступки.

В разных верованиях эти деревья носят разные названия, но суть остается единой – это центр мироздания, опора для человека и проводник в мир добра и зла:

  • космическое древо Индии Ашваттха (смоковница) в язычестве было местом обитания хранителей природы, а с приходом буддизма оно становится священным деревом Будды;
  • ассирийское древо жизни Ашера – место поклонения душам усопших.
  • у подножия ясеня Иггдрасиля (скандинавская мифология) боги решают судьбу миров. Он же является источником возрождения Вселенной;
  • китайское древо жизни Киен-Му – лестница, по которой поднимаются владыки и мудрецы – посредники между небом и землей;
  • в каббале (эзотерическом течении иудаизма) космическое дерево состоит из 10 качеств: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. Они порождают все космические законы и принципы;
  • символ ислама – крепкое дерево, корнями которого является призвание Аллаха богом; ствол и ветви – послушание Всевышнему; его плоды – счастье, которым Аллах одаривает мусульман.

Можно ли сделать талисман самостоятельно?

Любой талисман, сделанный собственноручно, обладает большим эффектом по сравнению с тем, что был приобретен в магазине. Древо

Жизни вполне можно изготовить самому и преподнести в качестве презента близкому человеку.

Для работы подойдут любые натуральные материалы:

  • глина,
  • дерево,
  • металл,
  • ткань,
  • нитки,
  • камни,
  • проволока.

Все зависит от того, каким талантом вы обладаете. Можно вышить картину, нарисовать символ на деревянной основе, связать талисман крючком, и пр.

Часто делают украшения с символом Древа – кулоны, подвески. Для работы над такими вещами понадобятся проволока, нити, бисер, кольцо (основа для оберега). Наматывая внутри кольца тонкую проволоку, создают корни, ствол, ветви дерева, которые потом украшают цветными нитями и бисером.

Работать над созданием оберега нужно в спокойной обстановке, с позитивным настроем, радостными мыслями.

Особенности использования.

Древо Жизни – один из сильнейших амулетов, влияние которого исключительно благотворно сказывается на владельце. Он призван защищать не только самого хозяина, но и всю его семью.

Самые главные свойства оберега:

  • защита от порчи, сглаза,
  • обретение спокойствия, уверенности в завтрашнем дне,
  • помощь в достижении поставленных целей,
  • сохранение семейных ценностей,
  • укрепление здоровья.

Главное, на что обратить внимание при покупке или самостоятельном изготовлении амулета – он должен быть заключен в круг. Это символ непрерывности магического цикла.

Если амулет потемнел или поломался – его следует заменить на новый. Носить на себе испорченную вещь нельзя. Уничтожать отработавшее свое обереги лучше путем сожжения. Если же талисман изготовлен из материала, который не горит (камень, металл, проволока), его закапывают или выкидывают в воду.

Время от времени амулет стоит чистить – можно подержать под проточной водой, поместить на ночь в морозильную камеру или в подсоленную воду.

Если амулет потерян — не стоит расстраиваться по этому поводу. Это означает, что он отработал свое и выполнил возложенную на него миссию.

Священные деревья и духи леса

Священное буддийское дерево

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Дерево играло роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись сверхъестественными свойствами разные деревья.

У эллинов каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих сил. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива – Афины, кипарис – Аида, кедр – Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был всегда священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу и индийскому богу Вишну.

Друиды и Юнг

Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.

Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.

Интересно, что взгляды друидов во многом разделял Карл Юнг, признавая за деревьями индивидуальность и личностные качества: «Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней».

Друиды считали, что бог говорит с ними из дерева

Инструменты.

Для изготовления кулона Дерево жизни нам потребуется небольшой набор ручных инструментов: кусачки, утконосы, круглогубцы и плоскогубцы с нейлоновыми насадками.

Плоскогубцы с нейлоновыми насадками желательно иметь всем тем, кто работает с проволокой. Незаменимый инструмент для работы с оплетками. Я использую двое плоскогубцев: с желтыми ручками – мягкие, с красными – жесткие. У плоскогубцев с желтыми ручками сменные губки. Можно купить дополнительно запасные. И это замечательно, довольно быстро (если хорошо работать) приходят в негодность. Ими хорошо равнять проволоку, загибать оплетки. Покупал в интернет магазине Сапфир (Москва, Питер).

У всех мастеров, кто делает украшения из проволоки в технике wire wrap кусачки не совсем обычные. Хотя и обычные бокорезы как у электриков тоже должны быть. На фотографиях видно, что с наружней стороны на специальных кусачках нет фаски, как у обычных кусачек. На картинке (вверху) это хорошо видно.

Правильные Кусачки маленькие покупал здесь

Правильные Кусачки большие покупал здесь

  • Растения, в том числе деревья, символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
  • Плоды и цветки дерева связаны с Великой матерью, богиней земли, плодородия и растительности.
  • Полное жизненных соков растение – это материнство.
  • Деревья, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют единство человека и растения и рождение жизни из смерти. Так, из крови Диониса выросли гранаты.
  • Вечнозеленые деревья означают бессмертие, бесконечность, юность и бодрость.
  • Деревья, у которых цветки распускаются по очереди, символизируют постепенный переход к совершенству, а у которых листья сворачиваются от легкого прикосновения – человека, не терпящего насилия.
  • Горящее дерево – символ альтруизма: «Сгорая, я даю тепло и свет другим».
  • Дерево с широкой кроной – символ грубого ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости.
  • Дерево, растущее вдоль стены, – символ постепенного обучения молодежи: «Меня ведут, но не принуждают».
  • Старое высохшее дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки, – символ отцовской нежности, которую испытывает пожилой человек, с радостью глядящий на растущих здоровых отпрысков, идущих ему на смену.
  • Дерево, часть которого отрублена, – символ конечности жизни.
  • Буйно разросшееся дерево олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности.

В геральдике и политике

Очень часто деревья используются в гербах. Во всем мире приняты определенные правила геральдики, в которых закреплены следующие древесные символы, они универсальны и понятны представителям разных культур:

  • ветви и листья дуба – символ крепости и силы, они частый атрибут военных гербов;
  • ветви и листья оливы – символ мира;
  • пальма – символ долговечности;
  • сосна – жертвенности;
  • лавр – славы.

Во всем мире около 120 стран определили свое дерево как символ. Как правило, это деревья, которые произрастают на территории данной страны в большом количестве или встречаются в диком виде только здесь.

В России – лиственница. Основная часть ареала этого растения приходится на Сибирь. Это дерево славится качеством своей древесины. С нашей родиной также связывают образ березы, очень часто встречающейся в фольклоре.

В Канаде – клен сахарный. Из него делают знаменитый кленовый сироп и сахар. Приезжавшие в Канаду в XVII–XVIII веках переселенцы из Европы никогда прежде не видели таких ярко-красных листьев на кленах, поэтому именно клен стал для них символом новой жизни на другом континенте.

В Австралии – эвкалипт, который произрастает только на этом материке и на прилегающих к нему островах Тихого океана.

В Китае – гинкго двулопастный, эндемик, реликтовое растение, часто называемое живым ископаемым.

В Греции – лавр. При упоминании о Греции нам прежде всего приходят на ум знаменитые оливковые рощи, однако на гербе Греции изображен лавровый венок, которым награждались победители первых олимпийских игр.

В Шотландии – сосна. Это дерево преобладает в местных лесах.

В Германии – дуб, ставший символом мужественности, героизма и бессмертия из-за своего твердого ствола. Немецкая пословица гласит: «Von den Eichen sollst du weichen, wenn Gewitter droht!» Что в переводе на русский означает: «Избегай дуба в непогоду». Речь идет о способности дерева притягивать молнию. С начала ХIХ века листву дуба вручали победителю как лавры. Во времена Третьего рейха (1933–1945) листья дуба украшали ордена нацистов. В наше время дубовый листок изображен на мелких немецких монетах – евроцентах. Дуб и его листья очень часто встречаются в геральдике разных, прежде всего европейских стран. Также это дерево считается символом США.

В Словении – липа. Это наиболее распространенное дерево на территории страны.

В Перу – хинное дерево. В 1638 году при помощи коры хинного дерева была излечена от лихорадки жена вице-короля Перу графиня Чинчон, в честь которой дерево получило свое латинское название (Cinchona pubescens).

В Барбадосе – фикус бородатый. От этого растения происходит название острова. Первооткрыватели испанцы назвали дерево «барбудос» («бородатое») за его спускающиеся до земли воздушные корни. Позже,немного изменившись, название перешло на сам остров.

В Ливане – кедр, символ бессмертия и христианства. Кедр был эмблемой христианской секты маронитов, распространившей свое влияние преимущественно в Сирии и Ливане. Ныне изображение этого дерева украшает герб теперь уже исламской страны.

На Мальдивах – кокосовая пальма. Дерево имеет важнейшее хозяйственное значение в экономике этой страны: самые разные его части используются в различных отраслях – от медицины до судостроения.

В Японии – сакура, самое любимое дерево японцев, считается воплощением японского характера и культуры. Инадзо Нитобэ писал о цветке сакуры в своей знаменитой книге «Путь самурая»: «По красоте и изяществу, на которых и основаны эстетические принципы нашей культуры, с ним не может сравниться никакой другой цветок в мире».

На Мадагаскаре – баобаб. Он олицетворяет жизнь, плодородие и считается хранителем земли.

Жива (Джива, Живана, Сива) почиталась славянами как Богиня Жизни, Любви и Лета. Образ Живы – это расцвет природы, силы плодородия, наполняющие мир. Богиня Жива одна из самых любимых славянами, однако, образ этой Богини не всегда радостный, иногда обращение к Живе сопровождается светлой грустью. Возможно, потому день Богини Живы празднуют рядом с праздником поминовения предков.

Богиня Жива олицетворяет собой силы жизни, умение восстанавливаться после неудач, радоваться новому этапу. Однако, вспоминая эту Богиню, непременно вспоминаем и её сестру, Морену, Богиню Смерти, ведь жизненный цикл это постоянное рождение и умирание.

Славянская богиня Жива

Богиня Жива по мифологии славян занимает особое место. Она богиня судьбы всего мира. Если Макошь

плетет судьбоносные нити каждого человека в отдельности, Жива представляет само полотно мироздания.

Жива подобно Сварогу

охватывает весь мир целиком, обладает колоссальной мудростью, следит за выполнением канонов Рода. Она олицетворяет огонь жизни необходимый для наполнения всех сущностей бытия. Богиня Жива дополняет Рода в мировоззрении древних славян (полабов).

Картины с Гигиеей

Гигиея, Рубенс. Детройтский институт искусств.

Густав Климт, часть полотна «Медицина» (погибло в пожаре в 1945 г.)

Жива в культуре Полабов

В древней культуре представлена через образ 3 богинь:

  • Леля олицетворяющая беззаботность и наивность;
  • Лада — мать богов вобравшая в образ всю силу материнской любви и заботы;
  • Макошь как богиня создающая судьбу каждого. Мудрость Макошь как олицетворение зрелости женской сути.

По другой из версий Леля, Лада и Макошь являются воплощением трехликой богини в мире яви в соответствии с временами года: весна, лето и осень.

Цикл развития женщины соответствует природному циклу:

  • В юности она беззаботна и наивна, легкомысленна и влюбчива.
  • В замужестве становится более серьезна, рожает и воспитывает детей. Ипостась Лады соответствует лету, на этот период приходит расцвет сил.
  • В пожилом возрасте более спокойна и мудра. Имеет определенный опыт накопленный за жизнь. Этот период соответствует образу Макошь, время года — осень.

Последний, 4 период — зима соответствует угасанию жизни, логическому завершению жизненного цикла.

БОГИНЯ ДЖИВА (Дева Жива, Дива, Сива ) — Богиня Вечной Вселенской Жизни, Богиня младых и чистых Душ Человеческих.1 мая , заполночь начинается весенний славянский праздник —Живин день .Жива – этоСила Живления (поддержания жизни), Оживления и Питания, которая течет к нам из Прави, центра мироздания (мира Богов). В особенности мощный поток этой вселенской силы проявляется во время праздников, когда люди, внутренне очищаясь, начинают воспринимать ее более полно, она ощущается как эмоциональный подъем, радость и счастье. В слове Жива, «Жи» символизирует всепобеждающую творческую силу жизни, а «Ва» (во) показывает ее текучесть и всеохватность. Упоминания об этой всеобщей (универсальной), единой и многопроявной силе, мы можем найти во многих славянских сказках – это те символические два источника с живой и мертвой водой, которые бьют из-под камня Алатыря в Ирии. Это подтверждает и Велес Книга: «Славим Сварога, Деда Божьего, который тому роду божескому началом есть и всякому роду криница вечная, которая вытекает из источника своего и зимой никогда не замерзает. И ту Воду Живую пьем и живем, пока не прийдем, как и все к Нему» (дощ. 11-А). Именно этой силы дает «напиться» Матушка Слава, посылая Перуницу к воинам, которые полегли за Род свой в жестокой сече: «И та Перуница летит к нам и рог дает, полный Воды Живой для жизни вечной» (ВК, дощ.7-Д). Жива использовалась нашими предками и повседневно для наполнения духовной и физической силой: «И умоем тела, и умоем души свои в чистых Водах Живых, и пойдем трудиться, всякий день мольбы творя» (ВК, дощ. 26). Жива — богиня весны, как расцвета всего живого, начала жизни. Весеннее поклонение Ладе и Живе свидетельствуют о том, что они часто отождествляются как единое божество и относятся к светоносному началу – к всеобщей любви и жизни природы. Также считается, что Жива — Дочь Лады, супруга Дажьбога. Богиня Джива дает каждому человеку при рождении в Мире Яви чистую и светлую Душу, а после праведной земной жизни даёт человеку испить Божественной Сурицы из Чаши Вечной Жизни. Богиня ДЖИВА, является олицетворениемплодоносной силы Жизни , вечной молодости, юности и влюблённости, а также наивысшей Красоты всей Природы и человека.Богиня-Покровительница Чертога Девыво Сварожьем Круге . Считается, что когда Ярило-Солнце находится в Небесном Чертоге Девы, рождаются дети, наделённые особыми чувствами, такими как: предвидение великих изменений в жизни людей и предсказание грозных природных явлений, способность разобраться в любой запутанной ситуации. Она также наделяет нежностью, добротой, сердечностью и внимательностью беременных женщин и кормящих матерей из Родов Расы Великой, кои соблюдают древние семейные традиции и многовековой Родовой уклад. Богиня Джива — добросердечная супруга и спасительница Тарха Даждь-бога. Подобно греческому Прометею Даждь-Бог был прикован цепями к Алатырь-горе. Но, согласно славянским мифам, в отличии от Прометея, прикованного к горе своим отцом, Даждь-Бог был околдован своей первой женой Марой (Мареной) и прикован к скале её новым мужем Кощеем. Богиня Жива, подобно Маре, способная превращаться в лебедь была влюблена в Даждь-бога, увидев его прикованным к скале помогла ему освободиться, окропила его раны живой (см. Крещение.) и мёртвой водой (см. Иван Купала.). А кроме того, будучи Богиней самой Жизни, вдохнула в него новую искру Жизни. Гимн — Правьславление: Джива-Матушка! Душ Хранительница! Ты, Родам всем нашим Покровительница! Призываем Тя, Прославляем Тя, Светлых Душ дарительницей величаем Тя! Подари людям всем утешение, а Родам древним нашим размножение. И прибудешь Ты, извечно в сердцах наших, ныне и присно и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако Буди!

В славянском свастическом письме – имя богини Макоши в варианте Макожь (Makog) имеет согласные – М, К, Ж. Структура Богини Макоши трёхчастная – в центре сама Макошь (её логограмма – «К»), слева Мара (смерть; её логограмма – «М») и справа Жива (жизнь; её логограмма – «Ж»). При чтении по указанным логограммам получим имя «Макошь/Макожь». В славянском алфавите Живе соответствует буква —Ж, ж (Жизнь ).

Культ ДевыКУЛЬТ ДЕВЫ — получение доступа к опыту и богатствам вообще всех когда-либо живших героев Ворги; хранение и востребование памяти с молекулярного уровня воды.

Чертог Девы (Джива) 28 августа — 21 сентября

Чертог Девы и Вепря дает человеку стремление к познанию окружающего Мира во всем его многообразии. Люди, рожденные в данном Чертоге, не признают давления на себя при принятии решений и сами стремятся быть лидерами, чтобы самостоятельно решать все вопросы. — Решения? Только самостоятельно! Именно этой фразой можно, в целом, охарактеризовать Чертог Девы. Им не свойственно ориентироваться на кого-либо, когда на кону стоит принятие важного решения. По большому счету, для них авторитетна природа и они сами. На давление они реагируют весьма агрессивно, так как не признают этого ни в коем случае. Так что даже лучше не пытаться воздействовать силовыми методами на людей из Чертога Девы.

18 Тайлетъ — 1 РамхатъСвященное древо — Яблоня . Чертог Девы – это яркий лидер, и никак иначе! И рожденные под покровительством данного чертога, могут увлекать за собой других людей, это таинственные сильные личности. За ними следуют, так как отмечается явственная способность на несколько шагов вперед точно предвидеть ситуацию. Возможно здесь играет свою роль единение с природой. Даже символ у Чертога Девы особый – яблоня. Дерево, которое символизирует неземную радость! И ведь девы идут к этой радости, не замечая препятствий. Однако, нужно заметить, что, хотя Чертог Девы и славится силой духа, его можно сломить неуважением. Они просто не представляют, что к их мнению можно не прислушиваться, игнорировать его. Для представителей знака – это настоящая трагедия, которую сложно пережить! Чертог Девы дает упрямство, независимость, способность достигать поставленной цели. Богиня-покровительница, чертога девы — Джива. БОГИНЯ Джива (Дева Жива, Дива, Сива) — Богиня Вечной Вселенской Жизни, Богиня младых и чистых Душ Человеческих. Богиня Джива дает каждому человеку из Расы Великой, или потомку Рода Небесного, при рождении в Мире Яви чистую и светлую Душу, а после праведной земной жизни дает человеку испить Божественной Сурицы из Чаши Вечной Жизни. Богиня Джива, является олицетворением плодоносной силы Жизни, вечной молодости, юности и влюбленности, а также наивысшей Красоты всей Природы и человека. Считается, что когда Ярило-Солнце находится в Небесном Чертоге Девы, рождаются дети, наделенные особыми чувствами, такими как: предвидение Великих изменений в жизни людей и предсказание грозных природных явлений, способность разобраться в любой запутанной ситуации. Богиня Джива — добросердечная супруга и спасительница Тарха Даждьбога. Она также наделяет нежностью, добротой, сердечностью и внимательностью беременных женщин и кормящих матерей из Родов Расы Великой, кои соблюдают древние семейные традиции и многовековой Родовой уклад. Этот чудный мир! Люди из Чертога Девы стремятся к его познанию с особенным упорством. Они изучают окружающую действительность, делая ее частью себя. Природа очень благосклонно к ним относится, и это – своеобразный дар. Часто такие люди геочувствительны, то есть реагируют на малейшее изменение погодных условий. Чертог Девы — Душ человеческих Зарождение. Не достаточно зародится, надо воплотиться, обрести форму свою. 1 зал Чертога Девы (Дживы) — Домоседства. Джива дает знания о жизни на любой Земле, и в мирах, которые не принадлежат Свету. Наша приходили в другие миры с целью познания, а не завоевания. Прежде чем создать дом, создается образ, то есть накапливает опыт. Накапливаясь, познает мудрость зала Домоседства. 2 зал Чертога Дживы — Служения. Служит чему или кому: своему Роду, а Род объединяет и Богов тоже. Служение — не унижение одного перед другим, а служение на равных, как помощь созиданию. Служение — исполнение долга перед Родом. В чертоге Девы — созидание жизненных структур, служение и защита душевных систем, душевного созидания. 3 зал Чертога Девы (Дживы)- Созидание. Третий зал — каждый как созидатель. В Деве — созидание новой жизни. Не просто создать детей, но создать им условия для жизни, дом и охрану, чтобы сохранить плоды своего созидания, при этом вкладывать душу мягко. 4 зал Чертога Девы (Дживы) — Милосердие. Милость сердца создает благость в Душе. Милосердие — это сердечные проявления, человек творит по велению своего сердца. Женщина рождена для того, чтобы дарить жизнь миру, Жизнь, которую созидает мужчина. Когда желания сердец совпадают, тогда рождаются дети сердечные. 5 зал Чертога Девы — Иринация. Соединение на всех уровнях – иринация. « Ирий» — чистота, « на» -поверх, «це» — сие есть. Духовные, душевные и телесные характеристики соединяются в чистоте. Зал чистоты в Деве — Душевная чистота. Чистые помыслы, чистые слова, чистые деяния — все это в единстве. 6 зал Чертога Девы (Дживы) — Смерть. Смерть — переход на другой уровень познания, вхождение на грань новой мудрости. Врата — грань между Явью и Навью, Явью и Славью, то есть на рубежах. «Смерть для себя не найдете» — то есть не найдете грани, рубежа Мудрости. Мудрость Явная, Мудрость Славная — здесь грани нет. В процессе познания — рубеж отодвигается, когда мы его переходим, не замечаем, где закончилась мудрость Явная, а где началась Мудрость Славная. Рубеж, когда врата открыты, не замечается. Просто путь продолжается и все. 7 зал Чертога Девы (Дживы) — Вершителей Судеб. Когда Ярило этот зал освещает в Деве — Душа, которая будет вершительницей Судеб. Человек прекрасно разбирается в душах людей и в судьбах человеческих, и он объясняет людям, что человеку надо сделать, чтобы достичь Вершины Судьбы (наставники, гуру, Учителя духовные), он говорит, куда человеку пойти дальше, чтобы он выполнил предназначение Судьбы (школьные учителя — от Бога). Псевдоучителя — запрещать, наказывать, портить судьбу — они не рождены в данном чертоге, а они возомнили себя вершителями. Если у 7 зале попадает Вий, Удрзец, Варуна, то человек — псевдовершитель судеб, то есть если в этом зале Земли Богов Порубежья, если такой человек в отрицательной обстановке воспитывался, то он может стать злым гением (создатели ядерных бомб, атомного оружия и т.д.) 8 зал Чертога Девы (Дживы)- Судеб. Они могут свободно читать Книгу Судеб (особенно если Ярило и другие благодатные земли в этом зале). Жизнь таких людей тяжелая, потому что он знает свою Судьбу и видит судьбы других. 9 зал Чертога Девы (Дживы) — Мудрости. Мудрость Душевная, чистая, светлая — в Деве. Но этих людей очень часто используют — сама чистота, используют их как жилетку, Мудрые и спокойные — они нуждаются в защите и покровительстве. Немного полегче, кто на рубежах 9-1 залы, он охватывает два чертога, два зала. Рожденные на рубежах залов несут большую ответственность, двойную по отношению к рожденным в самом зале. Рожденные на рубежах чертогов — тоже, ибо на них возложена ответственность за соблюдение структуры как двух чертогов, так и двух залов. Поэтому Темные силы, зная о качествах, которые получают эти люди при рождении, стараются создать такие условия, чтобы эти люди были оторваны от окружающего мира, то есть чтобы они были одиноки и не могли влиять на других. См. Круг Сварога.Амулет Чертог Девы, ДЖИВА — связывает обладателя его с Богиней Вселенской Жизни. Богиня Души Человеческой Джива или Сива, как именовали ее наши предки, дарует каждому рожденному на этой земле изначально незамутненную, радостную душу и олицетворяет плодоносящую силу, молодость и высшую красоту. Чертог Девы приносит самостоятельность и независимость; людям, рожденным под его господством, легко дается звание лидера. На них бессмысленно давить и принуждать, так как они сами способны разобраться в любой запутанной ситуации. Амулет Чертог Девы поможет таким людям достичь гармонии с окружающим миром, так как они изначально наделены даром — чувствовать любое изменение природы. Богиня Джива приносит своим подопечным неувядаемую молодость, сердечную доброту, нежность. Но в критических ситуациях им присуща стойкость, уверенность в выбранном пути и стремление к достижению цели. Люди Чертога Девы требуют к себе уважения, и весьма болезненно относятся к панибратству и чужому авторитаризму. Силовые методы, примененные к ним, приведут исключительно к разрыву. Амулет Джива пробуждает интуицию и дает возможность предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это — важное качество для любого руководителя. Невзирая на некоторый женский оттенок многих свойств данного амулета, он станет хорошим подарком любому человеку, готовящему себя к высокому посту. Следовать за Дживой – одно удовольствие, так как это ответственейшие и внимательные Лидеры. Сила духа всегда приводит их к победе. Каждый, кто общается с людьми из Чертога Девы, подсознательно чувствует их недюжинные организаторские способности и идет вслед. Амулет Чертог Девы позволяет каждому почувствовать радость настоящей жизни, не зависящей от материальных благ. Гармония внешнего мира наполняет сердце удовлетворением и осознанием величественности Вселенной, которая радостно отзывается на призыв о поддержке. Обладателю данного амулета обеспечено прикосновение к высшему свету, и к тайне рождения души человеческой. Энергетический посыл данного чертога весьма силен, а вместе с амулетом удваивает силу обладателя. В семье этот знак служит достойным оберегом беременной женщине, а также той, которая всей душой болеет за дело своего супруга. Помните, что именно Богиня Джива вдохнула жизнь в своего возлюбленного Даждь-бога! Обращайтесь к Великой Сиве как к покровительнице семейного очага и первозданной, чистой любви. Чертог Джива – Радость бытия и венец Лидера! Богиня Макошь. Богиня Лада. Русалии дни. Иван Купала. Матерь Мира — Звента-Свентана. Навна — Идеальная Соборная Душа русской нации.

Древнерусский календарь Славянский ведизм.

Сфера влияния

  • Хранит жизнь.
  • Покровительствует миру Яви.
  • Дарует плодородие.
  • Оберегает мировой порядок.

Атрибуты богини

С образом Живы связаны следующие атрибуты:

  • явление природы: лето, поздняя весна когда вся природа уже пробуждается;
  • ключ или бьющий родник как олицетворение жизни;
  • птица: кукушка являющаяся символом лета;
  • рыба, символизирующая рождение;
  • растения: пророщенная пшеница и плоды разных фруктов;
  • цвет зеленый, символизирующий жизнь;
  • камень:изумруд;
  • треба (жертва): испеченный свежий хлеб, красивые ленты, венки из ярких летних цветов, свежая пшенная каша и специально испеченное обрядовое печенье.

Символы Гигиеи

Главным символом богини выступало сочетание чаши и змеи. Каждый из элементов имел своё значение:

  • чаша – напиток здоровья, целительная сила самой природы, заключенная в сосуд;
  • змея – мудрость и бессмертие, также целительные свойства яда.

Оба использовались как символ медицины с древних времён. Самого Асклепия тоже изображали со змеёй, только обвившейся вокруг его посоха.

Медальон Парижского фармацевтического общества. Медальер – Jean Jacques Barre.1830 год.

Руна Живы

Для изготовления личного талисмана также можно использовать руны богини Живы: «есть» и «рок».

Руна «Есть»

В руне «есть» заключена сакральная сила богини Живы, сила самой жизни всего мироздания, используются и в гадании. При выпадении прямого или перевернутого знака меняется и смысл.

Прямое положение руны свидетельствует о благоприятном периоде жизни где ожидает гармония и удача.

Перевернутое положение говорит о своеобразном отделении человека от мира. Его сознание не готово к общению или обучению что становится причиной депрессии. Человек закрытый от мира чувствует себя обделенным и одиноким.

Руна «рок»

Для изготовления оберега Живы можно использовать руну «рок» состоящей из пересечения 3 лучей и напоминающая знак самой богини.

Руна рок символизирует единство начала и конца всего сущего.

  • Прямой луч, расположенный в центре, означает смысл бытия, путь жизни направленный к богу Вышеню;
  • 2 луча пересекающихся в центре и с прямым, олицетворяют Живу и Рода.
  • Верхняя часть символа и нижняя от центра пересечения символизируют 2 мира: видимый (явный) и скрытый от глаз человека. Явь относится к миру людскому, скрытый к миру богов и духов.

Какой видели Живу предки

В представлениях наших предков богиня Жива изображается прекрасной женщиной с крепким и сильным телом. Ей присущи черты славянской группы:

  • светлые густые волосы;
  • голубые глаза;
  • белая кожа;
  • высокие скулы;
  • выразительные черты;
  • короткий прямой нос.

Примеров полабской письменности не найдено. Сохранившиеся изображения относятся к творчеству путешественников исследователей. Благодаря чему точные указания на это положение вещей сохранилось для потомков.

Праздники

Существует 2 даты связанные с чествование богини Живы:

  • 1 мая день первых трав и цветов.
  • 26 мая — день кукушки. Прилет кукушки считался началом лета. Также 26 мая считается датой начала летних русалий.

Чему учит нас Даждьбог?

Учиться находить и искоренять темноту внутри, преобразуя её в свет. Направляя внутренний свет, посредством открытия сердца добру и любви, на тяжёлые энергии. Вырабатывая высокие вибрации и очищая себя посредством их. Обрести внутренний свет можно искоренив невежество и гордыню. Ведь свет есть в каждом!

Бог Перун – рождённый небесной огненной силой. Бог грома и молнии, олицетворяющий мужскую доблесть, честь, смелость и храбрость. Он тот, кто следит за соблюдением законов миропорядка во Вселенной.

Особенно был почитаем воинскими дружинами. Перед отправлением на войну в селениях устраивались празднества в честь Перуна. На которых воспевались хвалебные песни и преподносились дары. Так славяне считали, что победа будет в их руках. Поддерживал он сильных духом, а на трусливых и слабых мог наслать гром и молнии.

В переводе с древнеславянского имя Перун означает разить, побеждать. Этими навыками он и овладел в совершенстве по мере своего взросления. От отца Сварога он перенял умение к кузнечному делу. Брат Семагл помог в совершенстве овладеть оружейным мастерством.

Благодаря своим умениям, согласно мифологическим источникам, Перуном были совершены несколько подвигов.

Первый он совершил, одержав победу над сыном Чернобога – Скипером. Никто ранее не мог одолеть этого злобного зверя. По преданиям у Скипера была голова льва, покрыт он был шерстью медного цвета. Имел копыта и жало на хвосте, как у скорпиона. Перун спасал своих сестёр из царства подземного, тёмного – Лёлю, Живу и Морену. Олицетворяли они на Земле – Лето, весну и зиму.

Второй подвиг Перун совершил, победив Чудо-юдо, наводящее ужас на всех. Победа принесла громовержцу благосклонность великого Дыя и прекрасная дочь его Дива – Додола стала женой бога.

Согласно «Повести временных лет» (начало XII в.) князем того времени были установлены на землях под его управлением идолы шести славянских богов. Перун в тот временной период был особо почитаем и считался основным божеством в Новгородской и Киевский Руси. По иным летописям тех времен можно сделать заключение, что Перун был в особом почёте и у других европейских этносов.

Жива в мифологии славян

Жива помогала рождению богов Коляды и Авсеня

у Май-Златогорки. Она находилась с супругой Даждьбога в пещере, охранял появление близнецов на светогнебог Семаргл. По судьбе Златогорка должна была родить сыновей, но из-за заклятия Чернобога попала в мир нави. Светлым богам удалось вернуть Майю в мир, но после рождения сыновей она опять ушла в подземное царство и слилась с душой Мары.

Существует легенда по которой Жива была похищена скипер-зверем и заколдована, 300 лет она служила тьме вместе со своими сестрами Лелей и Мораной. После того как сварожичи освободили их она вернулась на сторону добра.

Каковы были изначальные творения Рода-прародителя?

Солнце явлено было из лица Рода небесного, Прародителя и Праотца. Месяц ясный — из груди его. Звёзды частые — из очей его светлых. Зори светлые — из бровей его. Ночи тёмные — да из дум его. Ветры буйные — из дыхания. Дождь, и снег, и град — из слезы его. Громом с молнией — голос стал его. «Песни птицы Гамаюн», клубок первый

Следил он и за решением мирских дел, создавал законы жизни и миропорядка, следил за их исполнением. Огонь его был не столько уничтожающим, сколько служил очищению и обновлению. В Свароге видели люди трудолюбивого лидера, покровителя, подающего другим пример.

Бог Сварог считается покровителем ремесленников и мастеров, всех тех, кто трудится во благо рода, творит и созидает. Считается, что именно он обучил людей ковать изделия из металла, делать творог и сыр из молока, он же установил морально-нравственные законы мироздания. Через него проявляется природная суть. Поэтому и в каждом из нас есть его частица.

Упоминания о нём есть во многих мифологических источниках. В них он предстает несущим свет и борющимся с тёмными силами.

В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

Образ Мирового Древа имитировался при похоронных обрядах. В далёкой древности людей хоронили в ветвях деревьев. Позже этот обряд видоизменился и теперь уже после кремации прах людей оставляли на так называемых Домовинах — столбах с избушками, которые тоже являются прообразом Мирового  Дерева и помогают умершему как подниматься в Мир Богов, так и спускаться по этому дереву в Мир Людей, чтобы навещать своих потомков.

Древние племена строили избы и храмы таким образом, чтобы внутри оказывалось живое дерево, то есть строили жилище вокруг дерева — дуб, ясень, берёза и другие. Как и идолы, представлявшие богов, дерево внутри дома было воплощением Мирового Древа, которое также могло соединять все три мира и быть главным местом при проведении каких-то домашних ритуалов. Эта традиция была жива вплоть до начала XX века практически на всей территории России, и далее, но уже в упрощённом своём виде. Перед  постройкой дома выкапывалось молодое деревце и сажалось в центр или красный угол будущего сруба постройки, при этом приговаривалось: «Вот тебе, суседушка, тёплый дом и мохнатый кедр!», понятно, что имелся ввиду Суседушка-Домовой. Там оно росло до самого окончания постройки. Потом его выносили и сажали в другом месте. В древности же оно росло вместе с людьми и возвышалось своей кроной над крышей, как над небесной твердью.

В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

В обрядовых песнях и вообще традиционном фольклоре до нас дошли такие описания Мирового Дерева: в его кроне свивает гнездо соловей (а также другие священные птицы — Гамаюн, Сирин, Алконост, Уточка, Жар-Птица и др.), в стволе живут пчёлы, которые приносят мёд, у корней живёт горностай, в норе (гнезде) змея (Шкурупея),  на цепи прикован бес, плоды Дерева Мира — это семена всех существующих трав, цветов, деревьев. Традиционными в фольклоре являются перебранки того самого змея, что живёт в корнях, и птицы, которая живёт в кроне. Змей при этом постоянно грозится сжечь дерево, а птица всякий раз защищается или идёт на хитрость. В кроне этого дерева часто помещаются Солнце и Луна. В Белорусском фольклоре у корней дерева обитают бобры, а в кроне живёт сокол, листья покрыты бисером, цветы как серебро, плоды из чиста золота. Так как это Мировое Дерево, то славянская традиция в своём фольклоре помещала сюда всех самых удивительных существ, начиная от мифологических птиц и заканчивая полулюдьми-полуконями, -полубыками, -полупсами, а также всех возможных божеств и существ. Здесь их место — рядом с центром мира.

Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности, до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается — зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки — именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле — это идол Священного Древа Мира. Также обрядовое дерево устанавливали перед самой постройкой нового дома в самый центр планируемого строительства, таким образом привлекая в это место силу и делая его  сакральным, обладающим мощной энергетической основой. Строитель нового жилища делает свой дом как бы проекцией центра мироздания, то же самое мистическое моделирование центра происходит, когда дерево приносится в дом, ставится посреди него, либо в красном углу. Ещё одним обрядом может служить хоровод на солнечные праздники вокруг дерева, коим зачастую выбирается берёза или дуб. В стародавние времена были целые священные рощи, священные леса, где категорически запрещено было вырубать или портить деревья. Это напрямую относится и к самой фигуре Мирового Дерева, так как по аналогии с ним, священные деревья были местом обитания духов, существ, и своеобразными лестницами (порталами) в иные миры. В таких рощах проходили праздники, обряды, ритуалы излечения болезней.

В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

Надо сказать, что Древо Мира, в том или ином виде, существовало практически во всех древних верованиях, начиная от скандинавских (вечнозелёное дерево Иггдрасиль или Великий Ясень) и заканчивая индийскими (Ашваттха). В эрзянских верованиях древо называют Эчке Тумо, где находится гнездо священной утки Ине Нармунь, что рождает то самое яйцо, из которого рождается весь мир. В тюркской мифологии дерево называется Байтерек — корнями оно удерживает землю на месте, а ветвями подпирает небосвод, чтобы тот не упал вниз. В Кабале — это Дерево Мекабциэль. В Коране — это Сидрат аль-мунтаха. В Китае — это Киен-Му, по которому спускаются на землю Солнце и Луна, владыки, мудрецы, Боги, духи и так далее.

Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх. Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни, и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую — славных воинов, героев, жрецов.

В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

В славянской мифологии ось мира, центр мира и воплощение мироздания в целом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *