Этимология имениПравить
Рукопись с именами Вишну, акварель на бумаге, 1690 год (Мевар, Индия)
Из Вишну Вселенная рождается и снова сливается с Ним. Из Вишну рождаются все бессмертные, владыки трёх миров. Они процветают в великолепии, мудрости, знании и силе. Всё, что процветает, независимо от своей славы и могущества, рождается из части великолепия Вишну.
От второстепенного к верховному божествуПравить
Тремя шагами Вишну покрывает всю Вселенную, скульптура в Мамаллапураме, фото 1913 года
Барельеф с Вишну в галерее пещерного храма № 3 (Бадами, Карнатака), 578 год
В эпосе и дальнейшее почитание
Мурти лежащего в водах Вишну в храме Буданилкантха в долине Катманду (Непал), 540—550 годы
Господь Бог, Кто есть сознающее Себя Блаженство, не подвержен трём условностям бытия: бездеятельности, творчеству и спокойствию. Но ради творения, сохранения и разрушения зримого разнообразия Он принимает облики Брахмы — созидателя, Вишну — хранителя, и Шивы — разрушителя. Из этих трёх образ Вишну более всего качественно близок истинному облику Бога. В служении Вседержителю Вишну человек ближе соприкасается с Безусловной Действительностью, чем в служении кому бы то ни было иному.
Мифология пуранПравить
Те, кому явила Себя Истина, сказывают, что Она безмятежна, вне добра и зла. Она везде (Брахман), во всём (Параматма), и Она — произвольная Личность (Бхагаван). Истина бесконечна, Она в сердцевине всякой вещи и заключена в Свой обособленный облик.
Страница из «Бхагавата-пураны», непрозрачная акварель на бумаге, 1610—1650 годы, Индия
Образы ВишнуПравить
- Трансцендентный Вишну, описываемый через свои божественные качества: всеведущий (sarva-jnatva), всесильный (sarvesvaratva), правитель всего (sarva-antaryamitva), причина всего (sarva-karaṇatva), управляющий всеми (sarva-niyantritva), создатель всего (sarva-kartritva), всемогущий (sarva-saktimatva), ни от чего не зависящий (sva-tantratva).
- Аватары Вишну, в которых он воплощается на Земле, чтобы защитить добро, уничтожить зло и восстановить дхарму. Аватары Вишну своей жизнью подают пример другим людям, они наделены человеческими характерами и их поведение поддаётся человеческому пониманию.
- Эманации (вьюхи) или частичные проявления Вишну, культ которых возник в результате поклонения пяти братьям-героям. К ним относятся Васудева (Кришна), Самкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Впоследствии развитие идеи эманаций Вишну привело к появлению концепции четырёх вьюх, в которых бог последовательно проявляет себя в разных, но взаимосвязанных формах. Васудева порождает Самкаршану и природу (пракрити). От их союза происходят Прадьюмна и ум (манас), от них, в свою очередь, — Анируддха и принцип самосознания (ахамкара). От последних возникают пять элементов мироздания () и бог-творец Брахма. Таким образом, концепция четырёх вьюх, или эманаций, позволяет согласовать вишнуитское богословие с мифологией и философией.
- Вишну пребывает во всех живых существах и является их «антарьямином» (внутренним правителем). Вишну живёт в человеческих сердцах, является вечным и неизменным. Как внутренний правитель и вечный свидетель, Вишну сопровождает душу везде, в небесах или мирах ада. Человеческая душа — крохотное отражение Вишну, подобно тому, как свет горящей лампы является проявлением её огня.
Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок торжествует, Я себя порождаю, Арджуна. Появляюсь Я в каждой юге, чтоб восставить погибшую дхарму, чтобы вновь заступиться за добрых, чтобы вновь покарать злодеев.
Мурти и иконография Вишну
Вишну с Шри-деви и Бху-деви верхом на Гаруде, рисунок Рави Вармы
Гигантский образ Буданилкантха с круглым символом Земли возлежит на открытом пространстве храмового пруда недалеко от Катманду
- Танцующий Вишну в скульптурных композициях Храма Ченнакешава в Соманатхапуре, XIII век
- Танцующий Вишну со стоящей рядом Лакшми
- Танцующий Вишну в образе Венугопала с флейтой
- Калия-мардана: танец на змее-демоне Калие
- Современная инсталляция во дворе храма ИСККОН. Нью-Дели, 2018 год.
Групповой танец кураваи танцуют, взявшись за руки
- Раса-лила: танцы Кришны с возлюбленными гопи
- Современная постановка, где танцоры изображают пары Кришны и гопи. Бхубанешвар, 2014 год.
Супруги Вишну и Лакшми
- Неразлучная пара Лакшми-Нараяна
- Лакшми-Нараяна. Индия, XI век
- Лакшми-Нараяна в Храме Хойсалешвара в Халебиду. Индия, XII век
Почитание ВишнуПравить
Основная статья: Мурти
Храмы нерукотворных мурти
Зажжённые лампады для арати
Тарелка с несколькими огнями для арати
- Набор ритуальных принадлежностей для пуджи
- Пуджа для Вишну в форме шалаграмы
Шалаграм тесно связан с мифом о разгневанной женой демона Туласи (Вриндой), которая (временно) заколдовала Вишну.
- Вид шалаграма, называемый «Лакшми-Нарасимха»
- Шалаграм после домашней пуджи
- Туласи, известный как тонкоцветный базилик
- Куст туласи во дворе дома вишнуитов
- Священный сад Нидхиван из кустов туласи в Вриндаване
- Ежегодная церемониальная «свадьба» Туласи и Вишну
- Джапа-мала (чётки) из туласи
Каменные стопы Вишну в Музее естественной истории (Флоренция)
Предшественник основоположника шри-вайшнавизма Рамануджи, духовный глава общины в Шрирангаме Ямуначачрья, воспевал стопы в гимне в честь Вишну:
Альвары и поэтический образ ВишнуПравить
К примеру, молодой Тондарадипподи по прибытии в Шрирангам настолько был зачарован красотой божества, что посвятил ему жизнь, ежедневно делая для него цветочные гирлянды. Вокруг храма Тондарадипподи вырастил сад туласи, в котором сам поселился в маленькой хижине. Тондарадипподи воспевал красоту Вишну:
— Произведение «Pachai Ma Malai Pol Meni» (сборник «Дивья-прабандха»)
ВайкунтхаПравить
Вайкунтха упоминается один раз в первых трех тысячах стихов сборника гимнов альваров «Дивья-прабандха». Её упоминает альвар Пей, живший в Северной Индии в VII веке:
Тем самым Пей причисляет Вайкунтху к местам обитания Вишну, таким как незримый Молочный океан и земная обитель Вишну в Храме Тирумалы Венкатешвары. Вайкунтха известна как «Парамдхама» («Высшая земля», Param Padam, Paramapadam), где освобожденные души живут вечно, наслаждаясь блаженством и счастьем в обществе Вишну. Вайкунтха находится за пределами материальной Вселенной и, как следствие, не может восприниматься мирским сознанием.
Однажды они (кумары, четыре сына Брахмы — прим.), свободные от скверны стяжательства, вышли за пределы Вселенной и приблизились к вратам Вайкунтхи, куда стремится всякий смертный.
Все обитатели Вайкунтхи как две капли воды похожи на Всевышнего. Они славят Его, преданно служат Ему и безразличны к мирским соблазнам.
Всевышний пребывает там в своем исполненном чистого света изначальном облике, который открывается в звучании священных Вед. Господа окружают Его спутники, чьи сердца Он наполняет бесконечным блаженством.
В обители Господа растут благодатные древа желаний, и круглый год они цветут и плодоносят. Каждое из них — особое лучезарное существо.
Обитатели Вайкунтхи, странствуя на воздушных кораблях, неустанно воспевают всеблагого Господа, Кого не могут коснуться порок и скверна. Прославляя Его, они не замечают даже распустившихся цветов мадхави, которые источают чудесный аромат и клонятся к земле под тяжестью меда.
- Храмы Вайкунтхи в Южной Индии
- Храм Вайкунтха Перумал в Утирамеруре
- Храм Вайкунтха Перумал в Канчипураме
Основные мантры ВишнуПравить
Шива вручает чакру Вишну, 1820-е годы, индийская миниатюра из коллекции Британского музея