Как Баба Яга стала отрицательным персонажем, и какие традиции связаны с этим персонажем.
Баба Яга – это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны – читайте в материале.
Яга-целительница и врачевательница
Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.
Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно – там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.
В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.
Это продолжение рассказа об архетипе Бабы Яги в ипостаси Воительницы. Начало можно прочесть здесь.
А, впрочем, нам куда более важно понять, каким образом архетип Воительницы реализуется во внутреннем психическом пространстве как индивида, так и этноса. В глубинах нашего бессознательного Яга-Воительница – это неудержимая, душераздирающая, бессознательная жажда отмщения. Она может принимать форму ревности, зависти, «праведного» гнева и т.д. Мы неоднократно говорили о том, что сами по себе эти эмоции не являются патологическими. Так оно и есть, однако, не в случае захвата души Ягой-Воительницей, когда накал страстей достигает таких размеров и температур, что они могут запросто испепелить душу, разорвать ее в клочья, не говоря уж о полном лишении зрения – ясного видения происходящего. Для появления Воительницы в стадии достаточно пары лишних штрихов алого цвета, нескольких избыточных градусов – и все: Сознание загнано под лавку, здравый смысл и логика остались голодными, воля избита и изломана.Когда Велес, в данном случае, символ маскулиного, рассудочного Логоса, одерживает первую победу над Ягой, ей бы, кажется уже сдаться – покориться и жить себе счастливо. Это могло произойти, стоило лишь Велесу первому, как и положено, сделать предложение своей суженой. Ведь он, как сказано в предыстории, с самого начала знал, что это его жена из прошлых жизней. Но он продолжил сражаться с ней не на жизнь, а на смерть. Этот эпизод «песни» – превосходная иллюстрация актуализации невротического комплекса, захвата человеческой психики демоном-аффектом. Оказавшись в его плену, мы находимся в абсолютном разладе с собой, полностью подчиняемся разрушительным импульсам. Неведомая сила будто заставляет нас быть в своих речах и поступках гораздо более жестокими, бессердечными, бесчувственными (или, напротив, робкими, безответными овцами, согласными пойти на заклание), чем мы есть на самом деле. Мы действуем и говорим в такие моменты как будто помимо своей воли, а позже только диву даемся: неужели я в самом деле был способен на такое?!Можно ли вовсе избежать таких вот кровопролитных сражений Эроса с Логосом в реальности? Можно ли устранить невыносимо тяжкие переживания, когда разум и чувства устраивают настоящую бойню в наших душах, когда здравому смыслу «все предельно ясно», но чувствам это абсолютно безразлично? Конечно, нет! Это означало бы смерть: душевную или физическую. Как далеко бы ни ушли мы в своем духовном развитии, будут моменты, когда нам придется примирять в душе Ягу с Велесом. При этом однозначного компромисса здесь не бывает никогда: чтобы обоим выиграть, нужно обоим также и проиграть.
Велесу и Яге нипочем не найти компромисса. Как это ни парадоксально звучит, чтобы состоялась настоящая победа, им обоим нужно проиграть. И первым, как это и показано в «песне», должен проиграть Велес. Ему – олицетворению здравого смысла, придется осознать, что чувства есть, и от них не избавиться никаким усилием воли. Ягу нужно уважить – признать существование, глубину и мощь этих чувств, и только тогда их можно будет добросовестно прожить и изжить. Как только Яга одерживает, казалось бы, решающую победу над Велесом, что в реальности означало бы окончательное порабощение разума неистовым Эросом и, как следствие, безумием, ее руку, занесенную для последнего смертоносного удара, останавливает сам Род – воплощение Самости, регулирующего центра души. Так именно и случается, как в аналитическом кабинете, так и в обыденной жизни. Чтобы некое яростное чувство изжило самое себя, нужно дойти до исступления, до временного умопомрачения. Когда накал достигает наивысшего предела, испорченная лампочка перегорает сама собой. Когда доходишь до самого дна своей ярости, ревности, отчаяния, срабатывает компенсаторная функция, запущенная Самостью, как наивысшим законом регуляции психического. Иными словами, когда сам сделал все, что только мог, наступает пора надеяться на Бога. Само собой разумеется, «доводить Ведьму до предела» куда безопаснее в кабинете аналитика, нежели на собственной кухне в пределах досягаемости к колюще-режущим предметам. Конфликт Велеса с Ягой нужно перевести на уровень внутренней реальности, иными словами, снять проекцию одного из них с других людей, так как в обыденной жизни куда проще «оставлять за собой» разумный Логос, проецируя Ведьму на кого-то из близких, или, напротив, впадать в исступление самому, когда рядом есть кто-то здравомыслящий. Естественно, когда выход для проекции такого рода закрыт, начинается настоящая агония. В ситуации, когда превращать кого-то в козла отпущения более нет возможности, нам приходится самим переживать неимоверное давление комплекса. Когда эмоция удерживается внутри, что говорить, это приносит невероятные страдания. По существу, это и есть Пекло – ад в миниатюре, с полным ощущением, что мы варимся в кипящей смоле, и конца этой пытки не видать. Увы и ах, это единственный путь освободиться из плена мучительного комплекса. Решающая схватка Яги с Велесом недаром, согласно «песне», происходит именно в преисподней – Пеклельном царстве Вия. Если комплекс не опустить в Пекло, не поддать жару, он так и будет вяло тлеть, потихоньку отравляя нам жизнь ядовитыми парами. Мы будем или недомогать, или возведем одиночество, тоску и недовольство жизнью в привычку, будем отыгрываться либо на близких, либо при помощи алкоголя или обжорства. Поэтому, как пишет Фон Франц, «В Итак, Род не дает Яге совершить последний смертоносный удар, снова на время побеждает Велес. Как мы можем истолковать эту метафору в контексте человеческих жизней? Да очень просто: Человеку Разумному очень хотелось бы распознать все свои изворотливые внутренние сущности, своевольные архетипические паттерны, дать каждому имя и порядковый номер, выстроить в шеренгу, рассчитать на «первый-второй» и отправить на общественные работы во благо светлого будущего. Однако это безусловная утопия. Во-первых, это не удалось даже самому великому Роду. Во-вторых, это означало бы превращение человечества в запрограммированных, бездушных роботов. Жизнь души без Яги невозможна! Иначе, кто же будет наделять нас мудростью и сокровенными знаниями, кто будет проводить инициацию, испытывать на прочность наши мечты и убеждения, подталкивать к духовному росту и развитию? Временное поражение Яги Велесом олицетворяет ограничение Эроса пределами объективной реальности. Так, ребенок, бьющийся в истерике, рано или поздно обнаруживает, что это больше не срабатывает, взрослые, вместо того, чтобы суетиться вокруг него, исполняя любые капризы и прихоти, в один прекрасный момент просто уходят заниматься своими делами, не обращая на него никакого внимания – приходится, в конце концов, успокаиваться, вытирать слезы и идти прибирать игрушки. Итак, Яга и Велес, проиграв друг другу, выиграли. Поражение каждого в отдельности – это принятие догмата, что ни разум, ни чувства не могут получить постоянное единоличное главенство. Род демонстрирует им одновременно равенство друг-другу, а также подчинение высшей регулирующей силе. Вот здесь, казалось бы, самое время для счастливого конца: единство противоположностей, священная алхимическая свадьба лунного Эроса с солнечным Логосом. Однако, не судьба быть Велесу с Бурей Ягой навеки вместе. Боги разлучают их, так как место Велеса, как покровителя скотоводов и земледельцев, торговцев и баснописцев, зодчих и путешественников – в Явном мире, а место Яги, как хранительницы границ между сознанием и бессознательным, безумием и светлым разумом, жизнью и смертью – в избушке на курьих ножках, что на реке Смородине. Оба они слишком важны и необходимы на «своем посту» в человеческой душе. А порядок, что Всевышним Родом испокон веков предначертан, намного выше, важнее и справедливее, нежели человеческое понимание «счастливых концов» и воздаяний по заслугам.И на последок, прежде чем мы перейдем к следующей ипостаси великой многоликой Бабы Яги, подведем итог: какую все-таки функцию выполняет в нашей душе грозная, непобедимая сарматка – Богатырша Буря-Яга Усоньша Виевна?Столкновение с ней происходит всегда во времена серьезного кризиса. Это столкновение двух реальностей: «ведьминской», психотической и «нормальной», понятной и логичной; это схватка привычной системы мировоззрения с некой новой объективной действительностью, что противоречит всему предыдущему опыту. Это тот наитягчайший период жизни, когда новая, доселе неизведанная, действительность уже воспринята на уровне чувств, но еще не переработана Сознанием, не включенная в его понимание нормы. Ее усвоение крайне затруднительно на данный период времени, так как для этого требуются качественно другие паттерны поведения и механизмы сознания, пока отсутствующие. Вот и приходится герою идти за Калинов мост через реку Смородину в мир предков, в область глубинного коллективного бессознательного, где имеется исключительно все, некогда существовавшее в Явном мире. Переход этот страшен, опасен и фатален – вернувшись из такого путешествия, человек меняется навсегда.С верой в Вас и Ваше лучшее Настоящее, Александра Сергеева.
Что означает ее имя и кто она
Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.
В.Васнецов, Баба-Яга. Она летала на ступе, которая символизирует гроб.
Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.
В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.
Окончание сказа
Такие истории о детях Велеса мы собрали:
- Ярило – сын Велеса и Богини Дивы-Додолы
- Троян – сын Велеса и земной женщины
- Сон, Бог сна у славян – сын Велеса и Морены
Жена Велеса, Ягиня, иными словами Баба Яга у славян, да может, и их детки, нам о том не ведомо.
Историями, что собираем мы, делимся в книгах издательства «Северная сказка». Нынче новая книга у нас вышла, надеемся, порадует она вас ранее неизвестными сказками!
Дети Велеса от земной женщины
Много времени провел Велес в мире Яви. Полюбились мудрому Богу люди, многому научился он у них. За время пребывания Велеса в Яви такая история случилась. Жил Велес в облике простого человека в избе с большой семьей: красавица-сестра да семь братьев. Приглянулась Велесу красавица-девица, и ей по нраву пришёлся умный да толковый гость.
Братская любовь пуще каменных стен. Как заметили семь братьев, что сестра с гостем друг дружкой любуются, быстро свадебку сыграли, после и детки родились. Две девочки да мальчик. Дети Велеса росли и стало уж заметно, что мальчик, Троян, стало быть, третий ребенок, особым умом, способностями к целительству, чародейству выделяется. Тем временем Бога Трех Миров призвал Род в Ирей, пришлось оставить Велесу жену. Дочки в мире Яви при матери остались. Сынка, Трояна, отдали в обучение Китоврасу, Богу Мудрости. А уж позже Троян сам стал Богом, но то другая история.
Дети Велеса в мире Яви: две сестры и Троян, Бог Знахарства
Что ещё сказывают
Встречали мы и миф, дескать, Макошь – жена Велеса. К сожалению, нынче история эта распространена. А ведь Макошь – одинокая Богиня, пряха судеб, вовсе не жена Велеса. Живёт Макошь отдельно от других Богов, прядет ниточки судеб, узелки событий важных на них завязывает. Своей же женской судьбы Макошь не имеет, некому для неё спрясть ниточку с историей любви.
Макошь ошибочно считают женой Велеса
Велес и Богиня Дива-Додола
Богиня Дива-Додола, жена Перуна, что связывает её с Велесом? Сказывают, Велес да Перун встретили красавицу Диву-Додолу. Улыбнулась гордая Богиня Перуну, по нраву сильный да смелый Перун ей пришёлся, на Мудрого Велеса Додола и не посмотрела.
Хитрый всегда лазейку найдет, ум да хитрость силу обходят. Превратился Велес в чудесный белый цветок, растущий ровнехонько на пути Дивы-Додолы. Богиня Дива-Додола не устояла перед красотой цветка, прикоснулась к нему, понюхала белый ландыш, и сама не заметила, как погрузилась в сон. После родился у неё сын Ярило, Бог Ярой Страсти и Плодородия. Унаследовал от Велеса он мужскую силу, от матери, Богини Дивы-Додолы – любовь к расцвету природной жизни, к плодородию земли.
Сын Велеса и Богини Дивы Додолы – Ярило
Что ведаем о загадочном славянском Боге?
Живут славянские Боги долго, гораздо дольше людей. За долгую жизнь многое случается. Потому история о детях Велеса не одна будет. Поведаем, как встретил Велес Богиню Диву-Додолу, мать Бога Ярило, какой была Баба Яга у славян, кто настоящая жена Велеса. В истории о Велесе, как в сказке, в тугой узелок всё завязано, одна ниточка за собой другую тянет.
Яга – проводник в загробный мир
Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.
Д. Маколкин. Загрустила что-то Баба-Яга.
Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».
Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.
Зловещие атрибуты и противоречия
Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.
Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.
Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ – пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.
Избушка Бабы-Яги в современном исполнении. Модель амбара на территории парка Скансен в Стокгольме.
Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.
Жена Велеса – Богиня Морена?
Возможно, слышали вы, дескать, жена Велеса – Морена, Богиня Зимы и Смерти. О том историй мало ведаем. Сказывают только, что родился у Морены и Велеса Бог Сна, у славян и имя ему было Сон. Быть может, потому сны вырывают нас из обыденной жизни, позволяя прикоснуться к тайнам, которые ведает Велес, заглянуть в иные миры?
Бог сна у славян считается сыном Велеса и Морены
Велес и Баба Яга
Сказывают, в то самое время, когда рассорился Велес с Перуном из-за внимания Богини Дивы-Додолы, встретил славянский Бог Мудрости свою любовь. Увидел Велес девушку-красавицу, с косами до пят, в наряде ярком с золотыми сапожками, пролетавшую по небу в какой-то коробчонке. Узнаете в описании Бабу Ягу у славян? Верно, была в те времена Баба Яга красавицей Ягиней. Да и после представала Баба Яга перед людьми часто в облике молодой красавицы, а вовсе не страшной старухи.
Полюбили Велес и Ягиня друг дружку, да многие испытания ждали их впереди. Не приняла невесту мать Велеса, задумала избавиться от неё. Велесу же пришлось в обмен на жизнь любимой в Навь уйти. Путешествие в Навь не простое, меняет не только душу человека, а даже и Бога. Об истории любви Велеса и его жены Ягини в книге северных сказок «Боги и Люди» прочесть можно.
Баба Яга у славян – красавица Ягиня, жена Велеса
Баба Яга у славян была красива да мудра, детишек чародейству обучала, многие науки ведала. Жила Ягиня в тереме на перекрестке Трех Миров, как и Велес, дружбу с Богами Яви, Прави и Нави водила. Чем не жена Велесу, Мудрому и Хитрому славянскому Богу?