Сегодня мы продолжаем наше увлекательное и крайне интересное путешествие по глубинам славянской мифологии. И сегодня мы начинаем знакомство со славянскими богами, которые хоть и были стерты христианством, но память о них надежно закрепилась в нашем языке и культуре. А начнем мы, пожалуй, с Бога-творца всего живого и насущного на земле, с Бога Рода.
Как появился Бог Род
И сразу же мы сталкиваемся с удивительным проявлением славянского характера. Дело в том, что Род считался у славян прародителем всех живых существ, магических и не магических. Более того, считалось, что именно он создал мир таким, каким мы его знаем сейчас.
Но самое интересное, что в отличие от других богов славянского пантеона, ни в одном славянском племени не было идола Рода. Возможно это потому, что считалось, что Род одновременно находится везде, и что он является одновременно всем. Именно поэтому он не может принять своего истинного облика.
Что касается происхождения Рода, то тут все куда запутаннее. Дело в том, что славянская мифология, подобно скандинавской и египетской, рассказывает, что изначально не существовало ничего, кроме Хаоса-Удгарда.
Древние источники следующим образом описывают это явление:
Согласно легендам, бог Род был послан высшими силами, чтобы наладить порядок в Хаос-Удгарде, а прибыл на место он в золотом яйце. Согласно другой версии, Род создал себя сам внутри яйца, который находился посреди Хаоса-Удгарда. И Род выполнил свою задачу. Изначально он разделил единый сгусток хаоса на тьму и свет, на день и ночь. В темных частицах зародились темные боги, а в белых – светлые.
Не на пустом месте зародилась знаменитая сказка о курочке Рябе, которая снесла золотое яйцо. И не просто так курочка пообещала снести еще одно яйцо. Это знак, говорящий о смене эпох.
Само собой, боги враждовали между собой, т.к. темные боги разрушали то, что созидали светлые. И тогда Род решил, что нужно этому положить конец и разделил мир на 3 части:
- Явь – часть мира, где обитали обычные люди, а также боги, управляющие стихиями.
- Правь – часть мира, где обитали светлые боги и существа.
- Навь – часть мира, где обитали темные боги и существа.
Само собой, других богов также либо создал, либо породил Род. Главным среди этих богов стал кузнец Сварог, который сковал мир цепями, в результате чего наступил порядок и процветания. Сам же Род продолжил создавать все то, что нас окружает – небо и звезды, луну и солнце, деревья и растения, животных и людей и все остальное, что есть в мире.
Солнце явлено было из лица Рода небесного,
Прародителя и Праотца.
Месяц ясный — из груди его.
Звёзды частые — из очей его светлых.
Зори светлые — из бровей его.
Ночи тёмные — да из дум его.
Ветры буйные — из дыхания.
Дождь, и снег, и град — из слезы его.
Как мы отметили Рода в своем языке и культуре
Как мы уже сказали в самом начале нашей статьи, христианство в значительной степени повлияло на славянскую культуру. В русском языке и всех его диалектах (украинский, белорусский и другие языки) существует множество прекрасных слов, которые обладают корнем, в котором упоминается имя Рода. Например: богоРОДица, РОДители, РОД, благоРОДный, приРОДа, РОДник, наРОД, РОДственники и множество других слов.
Не стоит забывать и о влиянии славян на другие мировые религии. Например, известно, что наши предки именовали Рода Всевышним или просто Вышним. И это порождает теорию о том, что индийский Вишну – это никто иной, как славянский верховный бог, а это уже выводит другую теорию о связи наших народов в древности.
Самое интересное, что слово rod-as на санскрите означает небо и землю, объединенные в единое целое.
Как выглядел бог Род? Его атрибуты
На самом деле, об истинном облике Рода не знает никто из ныне живущих. Более того, о его истинном облике не знали и в далекие времена. Дело в том, что легенда гласит, что после создания мира Род растворился в нем. Тем не менее, он продолжал существовать, а все другие боги были вынуждены подчиняться его приказам и наставлениям.
Почему Род не обладал собственным обликом?
Как мы уже объяснили, в нашей статье, после создания мира, богов и людей, Род отправился на отдых и растворился в своем детище. Он одновременно находился везде и повсюду, являясь всем. Он настолько велик, что не нуждается в призывах через тотемы.
Считалось, что у Рода был и человеческий облик. На земле он появлялся в виде седовласого старика с длинной и ухоженной бородой, в балахоне (часто белом), либо в обычной древнерусской рубахе. На лбу старца практически всегда находился обруч, в центре которого был символ солнца, а иногда и славянская свастика (до того, как немецкие фашисты изгадили этот символ, ничего предосудительного в нем не было, и свастика считалась символом солнца, которое оно и отождествляло). Также у старика были очень длинные, густые и седые брови.
Что касается символов, то одежда старца также была испещрена рунами и символами. Иногда в руках он держал посох. К атрибутам можно отнести и головной обруч с символом коловорота. Помимо этого, главными атрибутами Рода считаются куда более важные вещи. Это:
- Алатырь (камень – символ творения).
- Яйцо (обозначает космос).
Заметьте, все эти символы мы неосознанно пронесли сквозь века. Все эти вещи часто упоминаются в наших народных сказках, в поверьях, в приметах. Например, то что аист приносит детей – это не просто шутка. Считалось, что аист – это тело, в котором Род путешествует по земле, и его появление способствует появлению человека.
Связь с другими мифологиями
Одна из легенд, дошедших до наших дней, явно говорит о сильной связи скандинавской и славянской мифологий. Так, вместе с Ладой и Сварогом, Род создал 9 небес, которые находились вокруг земли. Но в отличии от скандинавских 9 миров, 9 небес славян были куда более разумно истолкованы. Считалось, что каждое из них так или иначе выполняет свои функции, которые сказываются на жизни на Земле.
Например, по первому небу проходило Солнце и звезды, по второму – луна, по третьему – тучи, облака, ветер, на четвертом – Мировой Океан, где находится весь запас воды на планете и т.д. А самое интересное, что Род создал и Мировое Древо, которое охватывает своими ветвями землю и все 9 небес, и что по ветвям Мирового Древа можно попасть в любое место на планете.
Рекомендуем по теме
Но и отличие в нашей мифологии также имеется. Считалось, что Мировое Древо растет не само по себе, а на камне Алатырь, который находится в Светлом Ирии, который является тем самым островом Буяном, который впоследствии упоминается во многих сказках. Считалось, что на этом волшебном острове находятся все предки животных и птиц. Более того, считалось, что птицы улетают не на юг (чтобы пережить зиму), а на остров Буян. Именно поэтому все животные, жившие на Буяне, считались старшими, т.е. предками всех животных на земле.
Кроме того, история создания мира в египетской мифологии до боли напоминает славянскую версию. У египтян была похожая ситуация, с яйцом, которое высидел феникс, после чего образовался мир. Это дает возможность предположить следующее: либо наши народы были как-то связаны в древности, либо одинаковые истории мироздания нашим народам рассказал кто-то третий. А главное то, что славянский народ ничуть не менее великий и древний, чем египетский.
Как выглядел остров Буян
Считалось, что посреди острова стоял медный столб, что к нему был привязан конь, а рядом с ним находились звезды и месяц. На этом острове и росло Мировое Древо, в ветвях которого находились соловьи, птица Гамают, Жар-Птица и та самая утка, которая снесла золотое яйцо, из которого появился Род. В стволе древа обитали пчелы, а на земле – горностаи.
Почему христианство вытеснило славянскую религию?
Считалось, что все они жили в мире и согласии, что все время они водили хороводы, вокруг дуба или березы, особенно по праздникам. Считалось, что в деревьях этих обитали священные духи, которые так или иначе помогают человеку. Вполне вероятно, что именно это место описывал Пушкин, в отрывке Руслана и Людмилы:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Оберег Рода
Оберегом Рода считался знак, отображающий круговорот солнца. При этом считалось, что знак этот двоякий, и что тот, который кружится по ходу солнца – является мужским символом. Назывался он посолонь. А тот, который кружился против хода солнца, считался женским символом и назывался противосолонь.
Этот символ помогал тем людям, которые просили у Рода покровительства, те, кому нужна была тесная связь с семьей, а также те, кто жаждал продолжить свой род. Т.е., по сути Род помогал семьям зачать детей. Отсюда и легенды об аисте.
Значение рода в славянской мифологии
Изначально вы должны понимать, что в отличие от других мифологий мира, славяне и тут выделялись своей культурой. Так, например, во многих других религиях люди являются рабами богов, либо их прислужниками. Но у славян все было иначе. Наши предки считали своих богов либо родителями, либо братьями и сестрами. И жили они душа в душу, каждый занимался своим делом и уж никак никто не обязан был никого обхаживать. Да это и не нужно было, ведь наши предки очень почитали своих родителей, семью и любых родственников.
В отличие от других мифологий и религий, славяне не считали себя созданными богом, по чьему-то образу и подобию, как это было в том же христианстве. Наши предки считали, что они сами и являются частицами Рода. Более того, до сих пор некоторые староверы считают, что если погрузиться в глубокую медитацию, то можно обнаружить в себе ту частичку света, которую посеял в тебе Род при рождении.
Несмотря на то, что Род, как таковой, растворился в своем детище, он периодически придумывал что-то новое и совершенное, что обязательно должно было появиться на земле. Как мы уже сказали выше, одной из причин, по которой славяне не возводили статуй и алтарей Роду, было то, что он в них не нуждался, т.к. находился одновременно везде. Поэтому славяне верили, что молиться Роду они могли в любом месте и в любое время.
Однако, чтобы Род их точно услышал, наши предки предпочитали обращать на себя внимание Всевышнего, используя какие-то из его атрибутов и символов, чтобы полностью соединиться с ним мыслями.
Славянские традиции настолько глубоко укоренились в сознании нашего народа, что даже после насильственной христианизации они продолжали почитать Всевышнего. Так, например, особыми днями почитания Рода являлись 21 апреля, с 1 по 7 мая, а также 9 сентября. Именно в эти дни проходили праздники, так или иначе относящиеся к Роду. Кроме того, свою веру и свое признание наши предки передали нам и в особенностях языка.
Как вы, наверное, знаете, в последнее время ученые и археологи находят все больше и больше различных древних артефактов, которые указывают на то, что люди не являются единственными обитателями Земли, и что в древности нашу планету посещали инопланетяне.
Смотрите, то же золотое яйцо можно воспринимать как некий летающий аппарат, из которого появился Род и создал землю. Если брать за теорию техническое превосходство инопланетной расы, то не удивительно, что он смог сажать деревья, создавать людей, животных и других богов.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Вполне вероятно, что именно образ Рода, а также его значение в славянской мифологии и стало прародителем всех мировых религий, в которых Всевышний выступает единым божеством. Во многих иностранных летописях упоминается Род и его значение у славян, так что вполне возможно, что именно Род стал тем самым единым богом, который присутствует во многих мировых религиях.
Часто задаваемые вопросы
Кто снес яйцо, из которого появился Род?
Для чего Род создал Буян?
Действительно ли славянская мифология является одной из самых древних?
До того, как первая гора устремилась в небесную вышину и первая река, собою омыла берега земные, была пустота. Тишина, ибо никто не говорил и не дышал. Бесконечность, ибо время дремало в забытье, не знающее что ему положено проснуться. В этой пустоте было золотое яйцо, в котором дремало Нечто, или может быть Некто. Но однажды, яйцо то разбилось и из золотой скорлупы появился Род — тот, кто решил родить жизнь. И стало его тело вселенной, а мысль его жизнью и было это прекрасно. Мир рождённый в тишине был безлюден, поэтому Род дыханием своим дал жизнь всему произрастающему из тверди земной, и создал он людей. Смертных и вдохнул в них своё дыхание и стало это душою, что однажды вернуться должно будет к прародителю. И Род породил детей своих Богов, чтобы они мир, созданный им берегли и порядок держали. Породил он сына своего Сварога и дочь свою Ладу Прекрасную, и завещал им учить людей любви и прославлению его. И ушёл он отдыхать и предаваться су божественному, в котором он видел глазами детей своих смертных и бессмертных, где волю свою глаголил чужими устами, ибо всё сущее, зримое и незримое — это Род и часть его.
Род — славянский бог.
До сотворения мира не было ничего, ни пространства, ни времени. Была лишь некая божественная материя, которую древние Русы называли Всевышним, то есть возвышающимся над всем и всеми. Часто его имя сокращалось и называли его образ Вышнем. В индийском мифологии эта первозданная материя известна под именем Вишну.Итак, не было ничего кроме Всевышнего и мысли его, что породило Золотое Яйцо. В этом причудливой колыбели дремал Род, начало всего живого и всей вселенной. Род вышел из золотой обители своей, и стал сотворять мир сей.Род единственное творение Всевышнего, что уже в последствии дало жизнь всему ныне существующему. Поэтому Вышень почитался, скорее не как бог, а как первопричина и исток всего существующего. Великий Род мысль отца своего обретшая плоть и душу в творениях своих.Судить об этимологии возникновения имени славянского бога Рода, довольно сложно. Но мы имеем на сегодняшний день множество слов образовавшиеся об имени этого божества: родина, природа, роды, родители, родственники, роддом, рождение, выродок, урод и так далее. Все они несут в себе сакральное предназначение самого божества: жизнь, её продолжение. Род — это означает рожать, творить и создавать.Славянский Род в мировой мифологии и пост христианской эпохе.
Вообще языческий пантеон любых народов всегда начинался с Создателя и Праотца всего существующего. Его почитали как отдельно взятого бога, или, как и славяне восхваляли его, как первоисточник, но не ставили ему отдельных кумиров и не строили капища.Славянского Рода отождествляли и с египетским Осирисом, и с финикийским богов Ваалом, что восседал на небе. У славян, населявших западные земли было божество по имени Свентовит, и его описание и его предназначения полностью совпадает с поклонением Роду. Можно сделать вывод, что два эти божества не только похожи, но и являются одним целым, но именуемый у каждого народа по-своему. Если даже отсечь возможность путешествия людей в земли иных народов, где они могли рассказать о своих главных божествах, то почти все языческие пантеоны начинаются с Создателей. Мышление человека, даже в те далёкие времена начиналось с поиска перво истока, как причины следствия.
Даже после принятия славянами христианства, ещё много веков подряд славяне славили Рода, и вопреки пояснениям священников, что имя Создателя не Род, а Бог, утверждали, что если Бог родил и создал землю и жизнь на ней, то и имя ему Род. В первых переводах Библии на русский язык, Бог так и назывался Рододатель, тот что дал жизнь роду людскому.
Одна легенда сотворения мира у каждого из народов обрело своё имя: у славян-Род, у кавказских народов-Тха, у индийцев-Рудра, у скандинавов — Имира. Все эти верховные боги создавали мир из собственного тела и души. Невозможно не отметить родство всех этих преданий и божеств.
Род и дети его.
Род сын Вышня и его продолжение, однако и он породил детей, что упорядочили существование вселенной. Род родил сына своего единственного Сварога и жену его, дочь Ладу. Великий Род не имеющий пола, таким образом дал миру два начала: женское и мужское, что должно в соитие порождать всё живое. Итак, Великий Род безполый разделил людей и богов на женщин и мужчин. Если вникать в саму суть божеств Сварога и Лады, это две противоположные ипостаси самого Рода: одна из них олицетворяет силу и мощь создателя, вторая силу созидания и творения.Довольно трудно сегодня запутаться в происхождении славянских богов. Мы знаем, что Великому Роду сопутствовали Роженицы, богини, несущие жизнь и повелевавшие душами, исходящими от Рода в тело смертное при рождении. По одной версии Роженицами называли Ладу и дочь её Лелю, по другой версии — это были богини Доля и Недоля, что пряли клубок судьбы каждого живого существа. Доля и Недоля, были дочерьми богини Макоши, матери-природы. Возникает вопрос, кем приходится Макошь Великому Роду — супругой, сестрой или дочерью? Богиню почитали, как Небесную Богородицу, что родила всё живое и не живое во вселенной этой. Если рассматривать богиню, как супругу и сестру Великого Рода, то это значит, что и её породил бог Вышень, и разделение на мужское и женское начало, произошло до рождения Сварога и Лады. Если рассматривать Макошь, как дочь Великого Рода, то здесь есть два варианта: либо богиня двулика и её вторая ипостась — это Лада, супруга Сварога, или же Макошь, дочь Рода, что стала его супругой в дальнейшем и родила вместе с ним всех остальных богов. Ни одно из утверждений не может быть абсолютно правдивым, так как попросту е существует подлинных первоисточников, объясняющих родственные связи между всеми славянскими богами. С пришествием христианства на славянские земли, искоренение языческих культов и преданий, велось особенно ожесточённо, для того, чтобы потомкам не осталось ни единого упоминания об древних богах. Поэтому с уверенностью утверждать что-либо практически невозможно.
Бог Род — праздники и символы.
Почитание бога Рода приходилось на восьмое сентября, на следующий день, девятого сентября, почитались дочери его — Роженицы. Даже после принятия славянами христианства, в народе ещё долго отмечались эти праздники, так как они являлись продолжением народных традиций и пришедшая из другой земли религия, не могла так просто искоренить многовековое поклонение языческому Праотцу.
Символами Рода почиталось два животных: утка и щука. Можно проследить влияние поклонению Роду в народных русских сказках, где оба эти животные выступали ключевой фигурой: щука исполняла желания добрых молодцев, а утка хранила яйцо, в котором смерть злодея была. В неоязычестве, Великому Роду воздвигаются деревянные статуи с фаллической символикой, и они имеют красный цвет. Подобное встречалось и в старину. Подобные символы чаще всего изготавливались из ясеня, бука, вяза или из клёна.
— это прародитель всех славянско-солярных символов, что совсем неудивительно, так как сам Род, является верховным божеством. В центре символа — солнце, как символ любви и тепла, что породило жизнь. Четыре луча весьма лаконичны, но именно символизируют и простоту, и сложность Великого Рода — он есть всё. Этот амулет, носили на одежде, и он служил верной защитой от Кривды и детей мира Нави. Своими изображением амулет повторяет схематичное изображение вселенной, которое стало доступным только в нашу эпоху. Откуда и как наши предки, могли получить эту информацию много тысяч лет назад — остаётся загадкой.
Руна Род. По некоторым источникам руной Великого Рода принято считать руну Мирового Древа. Руна
Род и Рожаницы
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Род — один из самых древних богов, воплощение рода, единства потомков одного предка.
Олицетворял Вселенную, всю природу и урожай.
Несмотря на то что культ Рода был очень древним, он сохранялся долго, даже после принятия христианства.
Род и сопутствующие ему женские персонажи рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами.
Им совершали особые жертвоприношения едой: кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами и медом.
В приготовлении пищи в это время особую роль играли женщины.
- Славянский бог Род (Святовид)
- Белобог (Белбог)
- Рожаницы
Славянский бог Род (Святовид?)
Вероятно, этот изначально Верховный Бог-творец у балтов стал богом войны из-за их воинственности.
Также возможно, что этот Святой Свет имеет прямую связь с очень древним
евразийским культом
Бога Дневного неба.
Многие из тех, кто проводят параллели между славянскими и индийскими верованиями, утверждают, что индийский бог Вишну является именно Вышним Родом.
Кроме того, в индийской религии прообразом или тем же богом, только с искажённым названием при переводе на санскрит, является Рудра.
Многие слова, такие, как род, родина, родители, родственники, родной и другие, происходят от имени бога Рода.
Древний повелитель заботится о делах небесных.
Другие Боги слушаются только его и исполняют все его требования.
Даже после принятия христианства славяне продолжали устраивать празднества и пиры 8 сентября в честь Бога Богов.
На следующий день – 9 сентября, славяне празднуют день Рожаниц – дочерей Рода (Лады и Лели).
Ещё один праздник Рода и Рожаниц отмечают 25 сентября.
Судя по некоторым мифам, Род вышел из Золотого Яйца, в котором был заключён.
Разрушив свою темницу, он породил вселенную и бесчисленное множество миров, в которые входила и наша Земля.
Из сказаний и мифов наших предков можно узнать, что сама Вселенная, звёздное небо, все планеты и явления на небосклоне являются телом Рода:
Луна и Солнце – его глаза, млечный путь – его волосы и так далее.
Кумиры или чуры (идолы) Роду делают в виде фаллических символов красного цвета.
Делают их из бука, вяза, ясеня или клёна.
Белобог (Белбог)
Белобог — бог света, удачи, блага и счастья. Само название этого божества созвучно слову «благо».
Название этого бога связывается с положительным началом в жизни людей.
Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белобога
отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
Жертвы Белобогу приносили весельем, играми и радостным пированьем. Его почитают также подателем богатства и плодородия.
Во время жатвы Белобог приходит на нивы и помогает жнецам в их работе.
Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос:
если тот исполнит просьбу, то из сумы посыпятся деньги, а он исчезнет.
Поговорка: «Мужик с Белобогом подружился» — означает, что кого-то посетило счастье.
Рожаницы — мать и дочь, богини, почитались как покровительницы рождений, определяющие судьбу новорожденного.
В период славянского «двоеверия» можно предполагать непосредственную связь культа рожаниц
с идеей продолжения рода и судьбой новорожденного, которому они определяют судьбу.
Едва ребенок появляется на свет, в небе загорается его звезда — она и есть рожаница.
Умрет человек — звезда скатится с небосвода.
Ну а пока он жив, рожаница незримо сопровождает его от младенчества до старости, направляя поступки, характер, счастье человека.
Но удача ждет, если только рожаница вспыхнула в добрую минуту, при благоприятном расположении небесных светил.
Недаром и до сих пор говорят: «Он под счастливой — или несчастной звездой родился!»
Все существа этого мира созданы Богом Родом. В нем нашли проявление множества божественных созданий и прародителей, в том числе наших предков. Таким образом, Род считается единым и одновременно многообразным.
- Как появился Бог Род и как выражается его божественная суть
- Бог Род в Славянском пантеоне
- Как отмечался Род в славянской мифологии
- Легенды и мифы о славянском Боге Роде
- Праздники посвященные Богу Роду
- Молитвы Богу Роду
- Бог Род — символы и обереги
Как появился Бог Род и как выражается его божественная суть
В славянской мифологии бытует мнение, что Творец существовал во вселенском яйце, олицетворяющем космическое Мироздание. Бог Род был послан высшими силами, чтобы наладить порядок в Хаос-Удгарде. Однако, согласно другой версии, прародитель создал себя сам внутри яйца.
Род выполнил свою задачу. Он разделил единый сгусток хаоса на тьму и свет, на день и ночь. В темных частицах появились темные боги, а в белых — светлые. Но все они враждовали между собой, и тогда творец Вселенной разделили мир на три части:
- «Правь» — мир светлых Богов и место пребывание детей Рода;
- «Явь» — земное материальное проявление мира;
- «Навь» — невидимый мир подземного царства тьмы, где живут духи без плоти.
Все три мира взаимосвязаны, и рассматриваются как единое Мироздание. Сварог сковал мир цепями, благодаря чему и наступил порядок и процветание. А Род продолжил создавать небо и звезды, луну и солнце, животных, растения, людей и все, что мы видим вокруг себя.
СПРАВКА. Самым интересным остается то, что ни в одном славянском племени не было идола Рода. Возможно, это связано с тем, что прародитель является одновременно всем и находится везде. Поэтому он не может принять своего истинного облика.
Происхождение Рода практически одинаково описано и в славянской мифологии, и в скандинавской, и египетской. Древние источники описывают это явление следующим образом:
Считалось, что солнце было создано из лица Рода, месяц — из его груди, звезды — из очей, зори светлые — из бровей, ночи темные — из дум, буйные ветра — из дыхания, дождь, снег и град — из слез, а гром с молнией — из голоса.
Бог Род в Славянском пантеоне
Славянский Бог Род почитался нашими предками издревле. Он нем писали многие летописцы древности. Это и есть Род Всевышний, покровитель всего мироздания, а все боги остаются проявлением единой божественной сути в различных аспектах.
Даже после принятия славянами христианства, еще много веков подряд они славили Рода. Священники говорили, что имя Создателя не Род, а Бог. На что славяне отвечали, что если Бог родил и создал землю и жизнь на ней, то и имя ему Род. В первых переводах Библии на русский язык, Бог так и назывался Рододатель — создатель жизни людского рода.
ВАЖНО! У каждого из народов Бог обрел свое имя. Если славяне называли его Родом, то у кавказских народов он стал Тха, у индийцев — Рудра, у скандинавов — Имира. Все они создали мир из собственного тела и души. Поэтому у богов отмечается родство.
Как отмечался Род в славянской мифологии
Ранее было отмечено, что христианство в значительной степени повлияло на славянскую культуру. В русском языке и всех его диалектах существует множество слов с корнем, в котором есть имя Рода. Например, благородный, богородица, родник, природа, родители, народ и так далее. Интересно, что слово rod-as на санскрите означает небо и землю, которые объединены в единое целое.
Наши предки считали Бога Рода Всевышним или просто Вышним. Поэтому многие теоретики утверждают, что индийский Вишну и есть славянский верховный бог. Возникает еще одна теория о связи всех народов в древности.
Славяне считали себя созданным богом, по образу и подобию его. До сих пор многие староверы утверждают, что если погрузиться в медитацию, то можно обнаружить в себе спрятанную Родом при рождении частичку света.
Легенды и мифы о славянском Боге Роде
В одном из преданий говорится о том, что в самом начале не было ничего. Существовали только Тьма и Бог Род в яйце. Освободившись, силой своей любви прародитель разрушил темницу и дал жизнь Вселенной. Он создал множество звездных миров, родил Царство Небесное и Океан, а также разделил Свет и Тьму, Правду и Кривду.
Вокруг Земли располагаются девять небес. Например, седьмое небо являлось прозрачным дном Небесного океана, которое хранит запасы живой воды, дождей. Над ним возвышался остров Ирий или Рай, где жили прародители всех птиц и зверей. Все миры связаны ветвями дуба. Верили, что по ветвям Мирового Древа можно было попасть в любое место на планете.
Другие считали, что Мировое Древо росло на камне Алатырь в Светлой Ирии. Она и являлась тем самым островом Буяном, который сегодня упоминается во многих сказках.
В египетской мифологии история во многом напоминает славянскую версию. Только яйцо высидел феникс, после чего образовался мир. Возможно, наши народы были связаны в древности, или же кто-то третий поведал предкам одинаковые истории.
Как славяне представляли Бога Рода? Его атрибуты
Истинный облик Рода остается неизвестным. Легенда гласит, что после создания мира Бог растворился в нем, но продолжал существовать и все другие боги должны были подчиняться его приказам. Все же есть несколько предположений, как выглядел Бог Род:
- у него был человеческий облик — на земле он появлялся в виде седовласого старика с длинной ухоженной бородой, в белом балахоне или в обычной древнерусской рубахе;
- на лбу всегда находился обруч с символом солнца, иногда со славянской свастикой;
- у старика были очень густые и седые брови.
Одежда Рода была украшена символами и рунами. В руках он держал посох. Головной обруч с символом коловорота относится к атрибутом Бога. Еще к нему добавляется дуб, щука, алатырь, яйцо и аист.
СПРАВКА. Перечисленные атрибуты часто встречаются в детских сказках, приметах и поверьях. Считалось, что символы взаимосвязаны с Богом Родом. Например, он использовал облик аиста для путешествия по земле, и его появление означало появление человека. Не просто так зародилась и курочка Ряба, которая снесла золотое яйцо. И не на пустом месте она пообещала снести еще одно яйцо, ведь это знак, символизирующий смену эпох.
Дети Бога Рода
Бог породил из себя мужское начало по имени Сварог и женское начало богиню Ладу, а ее младшей дочерью стала Леля. От Лады произошли слова, связанные с семейным порядком. Например, ладно, налаживать, ладить и так далее. Кроме того, Лада стала матерью 12 месяцев, на которые делится год.
Леля отвечала за качество и обилие будущего урожая. Все они почитались в славянской мифологии божествами продолжения человеческого рода, защитниками детей и беременных женщин.
Как было отмечено ранее, основными атрибутами Рода стали посох, головной обруч, аист, щука, яйцо, дуб и алатырь.
Праздники посвященные Богу Роду
Бога рода почитали восьмого сентября, а девятого сентября почитали дочерей его. Даже после появления христианства народ продолжал отмечать эти праздники. Поэтому пришедшая из другой земли религия не могла искоренить многовековое поклонение языческому прародителю.
Молитвы Богу Роду
Существуют различные варианты молитв. Лучшей считается молитва-обращение, которая произносится от души, с искренней любовью и добром. Во время молитвы Всевышнего чествуют различными именами. Вот некоторые из них:
- Вечный — пребывающий вечно;
- Всеблагой — приносящий благо;
- Всебог — бог богов;
- Всевышний — отец;
- Вседержитель — поддерживает свое сотворенное мироздание;
- Всесущий — пребывает во всем;
- Изначальный — начало всех начал;
- Непостижимый — невозможно постичь разумом и чувствами.
Своей молитвой человек благодарит, возносит и почитает Рода. В это время он проникается мощной божественной энергией, к которой обращается. Вместо слов можно обратиться в глубины своего сознания, поскольку там и находится эта сила.
Бог Род — символы и обереги
Изображение Дуба, руны Белобога, камня Алатыря являются символикой Бога Рода. Современным символом стала звезда с четырьмя загнутыми округлыми концами, вращающиеся по часовой стрелке (мужская энергетика) и против часовой стрелки (женское начало).
В качестве оберегов используются следующие предметы:
- Камни Алатыря. Защищают детей от болезней, подростков и молодых людей — от саморазрушения и негативных эмоций, взрослых — от бед и неудач. Девушки и женщины могут приобрести любовь, надежду, силы, знания, а также защитить свой дом от зависти, нехороших глаз.
- Оберег Сваор. Защищает от плохих мыслей, врагов. Повышает уверенность в себе, придает силы. Человек стремится к новым знаниям, делает успехи в работе, увеличивает материальное благополучие семьи, находит свое место в жизни.
Важно! Оберег Сваор помогает только тем людям, у которых благие цели. Он обретает силу над человеком, и не дает ему причинять вред своему Роду.
Славяне безропотно верили Богу Роду. Они считали, что покровитель всех родов и семей всегда их слышит. Предки обращались к нему за поддержкой и советами. Старались правильно пользоваться оберегами и символикой, чтить традиции и наставления. Стремились передать свои знания через мифы и легенды, сказания, сказки, поговорки и пословицы.
Симаргл-Славянский Бог огня, мифология, легенды, символы Огнебога
Хотей бог богатства веселья и достатка: Значение, где поставить по фен-шуй, правила использования талисмана
Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего, упомянутый в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников.
Историю появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии Л. С. Клейн излагает так:
Греческий оригинал «Слова об Идолах» посвящен развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам:
Затем этот мотив развенчивания рожаницы и рода развивается и ещё более усиливается: речь идет о тех, которые почитают
В этом тексте христианская Богородица и её непорочно рождённый сын-Бог должны вытеснить прочих языческих «рожениц» и «родов» с их противоестественными и гадкими обстоятельствами появления на свет.
По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.
В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:
«не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»
Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым.
Уже в 1993 г. о концепции Рыбакова иронически отзывается болгарский славяновед Иван Панчовски.
Н. В. Зубов, а также В. Я. Петрухин, отказал Роду и в этом. По его мнению, в «Слове об Идолах» род и рожаница последовательно относятся то к египетской «рожаничной» паре, то к халдейской, то к эллинской, римской, и употребляются в нарицательном смысле: род — это «тот, кто родился»; рожаница — это «та, которая рождает».
Резкую критику попытки «ниспровержения» Рода встретили в родноверческой публицистике, в рамках которой существование Рода как верховного божества увязывается с представлением об абсолютном старшинстве славянской мифологической системы по отношению к иудеохристианской и любой другой: по словам Валерия Чудинова, «Л. С. Клейн не знал, что христианство возникло именно из русского язычества и что новая ипостась Рода, Яр, как раз и считается отцом Иисуса Христа» и т. п.
Литература
- Азбукин А. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе// Русский философский вестник. 1896. № 2.
- Афанасьев А. Н. О значении рода и рожаниц // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, кн. 2, полов.1, С. 132—134.
- Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
- Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб, 2004, 480 с.
- Мильков В. В. Древнерусские апокрифы (Памятники древнерусской мысли; исследования и тексты. Вып 1.), Спб., 1999. C. 95,101,333, 366—367.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1997. C. 593—634.
- Шеппинг Д. О. Опыт о значении Рода и Рожаницы // Временник Московского Общества истории и древностей Российских, кн. IX, С. 25-36.