Защитные знаки славян и настоящие обереги восточных славян

Оглавление

Защитные знаки славян и настоящие обереги восточных славян

02. Амулеты, талисманы, обереги. Немного о понимании и смыслах.
03. Археология курганных комплексов.
04. Амулеты из археологических находок.
05. Настоящие амулеты восточных славян.
06. Подвески из клыков и когтей животных.
06.1 -Медвежьи амулеты.06.2 -Амулеты из клыков (бивней) кабана ( вепря ).
06.3 -Волчьи амулеты.06.4 -Амулеты из зубов и костей других животных.07. Подвески и ожерелья из громовых стрел.08. Подвески в виде солярных знаков и лунницы.
09. Подвески в виде топориков и мечей.10. Подвески с изображением коня, быка и других животных.11. Подвески или наборы подвесок с различными моделями бытовых предметов.
12. Шумящие подвески. 13. Предполагаемые амулеты.14. Височные кольца как амулеты.15. Фибулы, кольца, перстни, браслеты, пояс ( набор).16. Бытовые предметы.17. Волшебные вещи из русских сказок.18. Народный заговор как амулет.19. Символы христианской веры как амулеты.20. Трансфер смыслов из древности в современность.21. Поводим итоги.22. Литература.

Введение. (Оглавление статьи

Почему я начал писать эту статью? Потому, что увидел очередной сайт, на котором, в огромном количестве продавали «славянские» обереги, вместе со скандинавскими и еще всякими разными.

Чего там только не было «Звезда Руси ( Квадрат Сварога) », «Символ Велеса», «Яроврат», «Мара», «Звезда Лады в лучах», «Алатырь и Макошь». Естественно не обошлось без исконно-посконных «настоящих славянских оберегов» «Коловрата» и «Черного Солнца». А, забыл, еще и «Одалень трава» конечно же, как без нее жить настоящему славянину. Все эти «славянские» обереги были снабжены подробным описанием действия. О, этот беспощадный маркетинг. Берут образец вышивки ( обычно из народного творчества второй половины XIX века. Выдирают из общего сюжета элемент вышивки, обзывают его пышным словом, придумывают легенду и начинают впаривать как «настоящий славянский оберег».

Символы «Коловрат» и «Черное солнце» являются самыми яркими примерами создания славянских псевдоамулетов и не имеют никакого отношения к истории восточных славян.

«Коловрат» это художественный вымысел с гравюры 1923 года поляка С. Якубовского. Причем поляк только сам знак изобразил, а название «коловрат» придумали для этого символа уже в наше время. А за авторство «Черного солнца» соперничают Блаватская и германские нацисты. Оба этих символа очень полюбили националисты всех мастей.

Амулеты, талисманы, обереги. Немного о понимании и смыслах. (Оглавление статьи

Защитные знаки славян и настоящие обереги восточных славян

Я касался понимания этих магических предметов в своей статье «Талисманы. Амулеты. Обереги.». Есть те , кто готов до мелочей разделять смысловое наполнение. Но я считаю, что в контексте данной статьи делать это не имеет смысла, поэтому я буду использовать понятие амулеты, как наиболее полно и точно описывающее необходимые нам предметы и их воздействие.

Так какие они, настоящие амулеты восточных славян? А такие же, как и всегда и везде. Условно их можно классифицировать так:

  • – предметы, изначально обладающие нужными свойствами (драгоценные камни, горсть родной земли);
  • – предметы, нужными свойствами наделенные, наговоренные (гребень, зеркало, пояс и т. п.);
  • – предметы, специально добытые или изготовленные (клык хищного животного, подвеска с солярным символом и т. п.).

Изучая археологические находки материальной культуры восточных славян утверждать то, что найденный предмет является амулет можно только в третьем случае, когда предмет специально изготовлен как амулет. В остальном можем только предполагать.

Археология курганных комплексов. (Оглавление статьи

Археологи занимаются изучением древностей. Раскопки могильников, наряду с раскопками различных поселений дают богатый материал для изучения культуры славян.
некоторые крупные археологические комплексы славянских захоронений:

  • – огромный курганный комплекс Гнездово, под Смоленском. Считается что комплекс состоял из 4500 курганов Х — началом XI вв. Смоленск – родовой город восточно славянского племени кривичей;
  • – курганы вятичей в бассейнах рек Москвы, Угры, Жиздры, Клязьмы;
  • – городище Старая Рязань;
  • – город Новгород;
  • – Михайловские курганы ( более 400) Ярославская область;
  • – Тимерёвский археологический комплекс в Ярославской области, раскопано 472 погребения;
  • – Суздальское Ополье, могильник Шекшово. Это очень крупный могильник с большим разнообразием погребальных обрядов;
  • – Шестовицкий археологический комплекс, курганный комплекс Чернигова и области, в том числе и «Черная могила»;
  • – курганы радимичей, междуречье верхнего Днепра и Десны;
  • – культура новгородских сопок ( Великий Новгород, ильменские словене)

Амулеты из археологических находок. (Оглавление статьи

Давайте поговорим о вещах, найденных при археологических раскопках на территории Древней Руси, таких, которые можно было бы идентифицировать как
славянские амулеты.
Из предыдущего раздела видно насколько велика география археологических находок. Датировка интересных нам предметов находится между концом IX – началом XIII веков ( временные метки для понимания: Рюрика призвали в 862 году, 988 год принятия христианства на Руси, в 1237 году началось Батыево нашествие).

Захоронения разнятся по этническому, половому и социальному признаку. В захоронении богатого человека вещей будет больше и они будут богаче. Женские захоронения содержат различные украшения головного убора и одежды, кольца браслеты, ожерелья, подвески. Женские захоронения могут содержать предметы быта – гребни, пряслица, зеркала. Мужские захоронения содержат предметы вооружения, если захоронение воинское, или предметы мастерства, металлические наборы поясов, фибулы, ножи, иногда амулеты.

Часто курганные могильники находятся в местах смешанного проживания разных племен и народов. И это определяет разнообразие похоронных обрядов, например, в Гнездово есть захоронения славян, скандинавов, восточных балтов, выходцев из Великой Моравии.

Часть найденных в Гнездово скандинавских языческих амулетов – молоточки Тора, кресаловидные привески были найдены в нескандинавских погребениях. Это говорит о том, что в местах проживания смешанного населения славяне использовали скандинавские ( моточки Тора) или финно-угорские (шумящие подвески) амулеты.

Леонилла Анатольевна Голубева (19.01.1909–03.07.1996) – археолог, доктор исторических наук. Работала в Институте археологии АН СССР, редакциях «Большой советской энциклопедии» и «Советской археологии», предлагает следующую классификацию славянских языческих амулетов:

  • – славянские амулеты связанные с космогоническими верованиями – подвески с солярными и лунарными символами, а так же подвески с символами культа Перуна – мечи, топорики, громовые стрелы;
  • – славянские амулеты с заклинательной магией – миниатюрные изображения ложек, гребней, ключей, замков и других бытовых предметов. Обычно носились комплектом, как подвески. Состав таких «бытовых» наборов мог быть разным;
  • – славянские амулеты связанные с культом животных – клыки и зубы, различные , в том числе и антропоморфные, изображения животных.

Давайте ближе познакомимся с настоящими славянскими амулетами.

Настоящие амулеты восточных славян. (Оглавление статьи

Я уже начал было писать про народные заговоры, про волшебные вещи из русских сказок, про височные кольца и луницы, намереваясь неспешно подобраться к самому интересному, но подумал о том, что в наше время люди читают статьи хорошо если до середины. А то и вступление могут не осилить.

Так что начну без дальних подходов, сразу о самом интересном. Т. е. о том, что можно однозначно идентифицировать как амулеты восточных славян.

По моему субъективному мнению это:

  • – подвески из клыков и когтей животных;
  • – подвески и ожерелья из громовых стрел;
  • – подвески в виде солярных знаков и лунницы;
  • – подвески в виде топориков и мечей;
  • – подвески с изображением коня, быка и других животных ;
  • – подвески или наборы подвесок с различными моделями бытовых предметов;
  • – шумящие подвески.

При этом большая часть женских предметы из захоронений – височные кольца, кольца, перстни, браслеты , шейные гривны, различные ожерелья и подвески и мужские предметы из захоронений – фибулы, подвески, наборы пояса, оружие и предметы ремесла – все это мы не можем однозначно идентифицировать как
славянские амулеты.

А что может? Об этом ниже.

Подвески из клыков и когтей животных. (Оглавление статьи

По классификации Голубевой подвески из клыков и когтей животных ( а так же можно говорить об амулетах из шерсти, кожи или частей животных) это
славянские амулеты связанные с животной магией, наследие тотемизма. Во времена, о которых мы говорим, тотемизма как религии уже не существовало, а вот его наследием люди продолжали пользоваться.
Дополнительно смотри статью
Вещественные артефакты двоеверия.Мнимые и настоящие.

Амулеты, связанные с культом животных, находили по всему пространству Древней Руси. Показательным примером являются находки Новгородской археологической экспедиции (читайте «Амулеты средневеково Новгорода из зубов и костей животных», автор Е.А. Тянина).

В Новгороде было найдено чуть меньше 200 амулетов ( данные на 2011 год) связанных с культом животных. По датировке это вторая половина X – начало XIII в.в. Найденные амулеты сделаны из зубов и костей следующих животных:

  • – медведя, клыки и когти, больше всего находок;
  • – кабана , нижние клыки самца, второе место по количеству находок;
  • – волка, клыки, третье место, небольшое количество;
  • – лисицы, клыки, малое количество;
  • – бобра, таранные кости, резцы, малое количество;
  • – лошади, кости ног, малое количество .

1 -Медвежьи амулеты. (Оглавление статьи

Почему медвежьих амулетов больше? Это связано с особым почитанием у славян медведя – сильного и могучего зверя, возможно в Новгороде
культ медведя был особенно силен. Медведь имеет некоторое сходство с человеком, особенно когда встает на задние лапы. Много славянских верований связано с медведем, например, возможность медведя снимать порчу с дома или скота. Важную роль играет связь
культа медведя с культом Велеса.

Само иносказательное имя ( кенинг ) этого животного говорит о культах ( племенной или родовой тотем) и почитании связанных с медведем. Мы да же не знаем как славяне по настоящему называли этого зверя. Возможно как индоевропейцы «Рыкас»?

Можно предположить, что медвежий амулет работает в первую очередь как оберег ( отгоняя врагов) – кто посмеет напасть на огромного и могучего зверя?. Плюс возможность снятия порчи отгонная магия. “Отгонная магия” имеет
специальное название –
“апотропеическая
магия”, но я в статье буду использовать термин “отгонная магия” как
интуитивно понятный.   Имели ли амулеты из клыков и когтей медведя разное семантическое наполнение? Возможно, но сейчас мы можем только гадать об этом.

2 -Амулеты из клыков (бивней) кабана ( вепря ). (Оглавление статьи

Кабаньи амулеты делали исключительно из нижних клыков ( говорят что их правильно называть «бивнями», но я буду писать «клыки») кабана-секача-вепря. Их найдено меньше чем медвежьих, но больше чем волчьих. Причина такого распространения не очень понятно, потому что не известно про особое почитание кабана у восточных славян. Да, кабан это мощный сильный могучий и опасный зверь. Да, кабан это желанная добыча дружины и отличная
жертва Перуну. И все же.

С другой стороны культ кабана есть у скандинавов, которые очень тесно интегрировались в славянское общество в IX – X вв. И мы знаем о замечательной находке – дубе, с девятью нижними челюстями кабана, вставленными по кругу ( найден 1975 году при расчистке русла Днепра, немного ниже устья Десны), что однозначно говорит о неком языческом культе связанном с кабаном.

Можно предположить, что обереговая отгонная магия кабаньих амулетов работа сходно с амулетами медвежьими. Возможно, так как кабан это прежде всего еда, такие
славянские амулеты были символом благополучия, воинской славы, охотничьей удачи.

Читайте дополнительно по теме
” Кабаний клык с христианской надписью.”

3 -Волчьи амулеты. (Оглавление статьи

Амулетов из клыков волка заметно меньше чем медвежьих и кабаньих, не известно по какой причине. Может от того что волк менее заметен, умнее и его труднее поймать?

Что можно сказать о семантике амулетов из волчьих клыков? Волк беспощадный ловкий и хитрый хищник. При этом в мифологии волк хтонический зверь, он может ходить на «ту сторону» и быть проводником между миром живых и миром мертвых. В народных сказках волк может выступать помощником для человека. Связаны ли эти особенности с амулетом? Возможно. Ведь сильная отгонная магия ( волк ходит между мирами, значит видит духов, значит может их отогнать) это отличный оберег для человека.

Еще про Тора:  Что означает рунический символ Чернобог в гадании

Возможно амулеты славян из клыков медведя, кабана и волка носились с целью получения некоторых качеств этих зверей? Получить часть силы медведя, часть мощи кабана или часть живучести волка? Вполне может быть и такое.

4 -Амулеты из зубов и костей других животных. (Оглавление статьи

Амулеты из костей и зубов лис, бобров, лошадей и др.

Лисьи амулеты возможно для хитрость, обмана. Для везения в делах. Амулеты из костей бобра – возможна охотничья магия, ведь добыча бобров это очень выгодное ремесло.

А по поводу амулетов из лошадиных костей, то можно предположить что они стоят особняком среди других. Почему? Да потому что можно предположить связь лошадиных амулетов с
Культом Коня который был достаточно развит среди восточных славян. Именно белый небесный Конь везет повозку с солнцем по небу. Именно конь является одним из символов Солнца. Именно конь у восточных славян является символом благополучия и достатка. И, наконец, конь это один из хтонических зверей, который может перемещаться между миром живых и миром мертвых.

Подробнее о культе коня у восточных славян читайте в статье
“Культ коня у восточных славян.”

Подвески и ожерелья из громовых стрел. (Оглавление статьи

Громовыми стрелами в народе называют две разные группы предметов. Первая группа это кремневые наконечники стрел и копий родом из каменного века. Вторая группа это ископаемые моллюски-белемниты ( в наше время их часто называют «чертов палец»). Подвески и ожерелья из «громовых стрел» находят не часто, но постоянно. Ученые связывают такие
славянские амулеты с культом Перуна, следуя той логике что Перун – бог громовержец, а амулеты это окаменевшие молнии.

Что можно сказать о семантике? В народной мифологии «громовые стрелы» сильнейший артефакт отгонной магии, отлично помогает против колдунов, демонов и всякой другой нечестии. Таким амулетам приписывали возможность исцелять болезни. Опять же по народным поверьям «громовая стрела» могла защитить человека или строение от удара молнией.

Подвески в виде солярных знаков и лунницы. (Оглавление статьи

С этим классом амулетов, а это однозначно амулеты славян, все понятно. Солярные знаки – один из древнейших символов обереговой защиты. Я неоднократно писал о солярных знаках в статьях:

Солярные знаки носили мужчины и женщины. Солярными знаками славяне украшали все, до чего могли дотянуться. Лунницы характерное женское украшение восточных славян. Подробнее об этих украшениях можно почитать в моей статье «Лунные знаки у восточных славян.» Носились как украшение головного убора, как серьги, как подвески или в составе ожерелья. Весьма разнообразны по форме, по которой их и квалифицируют.

Особый случай лунниц это лунницы крестовключенные. О них я подробно писал в статье

«Артефакты настоящие. Крестовключенные лунницы.»

С большой долей вероятности лунницы являлись женскими амулетами связанными с Луной, женским циклом, культом плодородия.

Лунницы были широко распространенным украшением и амулетом. (
см. ст. Лунные знаки восточных славянн)

Уточним, что солярные символы служили оберегом для женщин, мужчин, зданий, предметов быта. А лунницы были сугубо женским украшением.

Подвески в виде топориков и мечей. (Оглавление статьи

Подвески в виде топориков и мечей связаны ( с высокой степенью вероятности) с верованиями восточных славян. В данном случае с культом Перуна и принадлежат людям воинского сословия. Предположительно мечи и топоры работали как отгонная магия, как обереговая защита, как обращение за помощью к божеству и как посвящение себя Перуну, получение за это помощи в ратном деле.

Подвески с изображением коня, быка и других животных. (Оглавление статьи

Символ Коня – очень мощный символ. Он трактуется широко. Это символ солнца, символ его вечного движения, именно конь тащит колесницу с небесным светилом. Конь символ плодородия, благополучия, потому что с конем в хозяйство пахаря приходит достаток. Конь первый помощник человеку, близкий его друг и товарищ. Конь может быть волшебным существом, связанным со стихиями – с огнем, с небом, с водой. Считается, что конь один из символов Перуна.

Судя по находкам, амулеты славян в виде различных изображений коня носили женщины, такие амулеты были широко распространены среди восточных славян. Подвески с изображением коня имели много вариантов, в том числе и шумящие подвески. Носились они как отдельно, так и в наборах с другими амулетами.

Важность культа коня мы можем оценить по огромному количеству находок амулетов с конем и широкому их распространению, а так же по ритуалам, вязанным с лошадьми. Например, ритуале в строительстве –
жертвоприношении лошади при начале строительства, когда под угол возводимого строения клали конский череп.

Среди племен радимичей получил большое распространение культ быка. Своеобразный локальный культ. В землях радимичей найдено большое количество амулетов с головой быка. Можно предположить что
славянские амулеты с головой быка носились для благополучия, плодородия. Быка связывали со скотьим богом Велесом – Волосом.

Помимо коня и быка есть много других животных, чьи изображения носили в виде амулетом. Это изображения птиц – петуха, утки, лебедя, гуся. Изображения зайца, рыбы. Амулеты с животными могли носиться сами по себе, в составе наборов амулетов, в виде шумящих подвесок. Смысл таких животных амулетов мог быть разным и связан с тотемическимим верованиями.

Некоторые варианты амулетов с изображением животных славяне заимствовали у своих соседей. Об этом ниже
(см. Шумящие подвески)

Подвески или наборы подвесок с различными моделями бытовых предметов. (Оглавление статьи

Славянские амулеты этого вида представляли из себя планку , прямую, фигурную или в виде животного, к которой на цепочках подвешивались маленькие модели бытовых предметов, изображения животных , бубенцы и другие предметы. Такие амулеты женщины восточных славян носили на груди, на поясе или на плече.

Смысл таких наборов амулетов очевиден. Разные предметы обеспечивали разное воздействие и взаимно усиливали друг друга.

Рассмотрим некоторые характерные предметы заклинательной магии из наборов:

  • – ложка, имитация, символ благополучия, что бы всегда быть сытым ( амулеты в виде ложки могли носить отдельно);
  • – кувшинчик, имитация, символ благополучия, что бы всегда был мед-пиво-молоко;
  • – ключ, имитация, символ богатства и его сбережения, охраны, оберег от ограбления;
  • – гребень, имитация, возможно обереговая защита, отгонная магия, символ женского естества и плодородия;
  • – ножны, имитация, семантика не ясна;
    – нож, имитация, отгонно – поражающая магия;
  • – клыки зверя, имитация, отгонная магия;
  • – звериная челюсть, имитация, отгонная мания;
  • – изображения различных животных, коней, птиц, рыб, зайцев, символы благополучия связанные с почитанием тех или иных животных.

Помимо этих бытовых изображений на подвесках могли быть и другие.

Шумящие подвески. (Оглавление статьи

В результате славянской колонизации некоторые этнические подвески финно-угорских племен начинают использоваться славянами а некоторые племенные подвески муромы, мери и веси исчезают.

Шумящие подвески могли быть заимствованы славянами у своих соседей – финно-угров. Эти
славянские амулеты представляли из себя изображение животного, часто это был конь или почитаемая у финно-угров водоплавающая птица. Вместо ног к петелькам крепились цепочки с лапками или бубенчиками. Такие амулеты должны были позвякивать при движении. Отсюда название – шумящие подвески.
Шум амулетов должен был работать как отгонная магия для злых духов. Звон металла, звон колоколчика, стук – все это человеческие звуки, звуки человеческого мира.
Такие звуки отпугивают нежить. Обладают сильной отгонной магией. Шумящие подвески вешались на пояс и издавали разные звуки при ходьбе.

Шумящие амулеты это женский предмет. Женщины носили эти амулеты на плече, на груди, на поясе.

Предполагаемые амулеты. (Оглавление статьи

Среди археологического материала есть большое количество находок, которые нельзя однозначно отнести к амулетам, но которые вполне могли ими являться.

К таким предметам можно отнести:

  • – височные кольца, широко распространенное среди славян женское украшение;
  • – фибулы ( заколки плаща);
  • – пояса ( обычно от них остается только металлический набор);
  • – перстни, кольца;
  • – различные наборы украшений, бусы;
  • – ножи;
    – предметы воинского вооружения;
  • – элементы воинского доспеха;
  • – различные бытовые предметы, которые могли быть как амулетами так и частью похоронного обряда – гребни, зеркала, сумки, кошели и др. .

Давайте подробнее рассмотрим те предметы, которые могут представлять для нас интерес в плане главной темы данной статьи.

Височные кольца как амулеты. (Оглавление статьи

Височные кольца еще с Бронзового века были женским украшением и все же именно восточные славяне наиболее широко развили культуру височных колец.

Височные кольца это чисто женское украшение. Считается, что височные кольца носились на головном уборе или крепились к волосам у висков.

Анализ большого количества найденных височных колец позволяет связать форму этих колец с племенной принадлежностью. Другими словами по виду найденных височных колец можно определить к какому славянскому племени принадлежала похороненная женщина.

Например, браслетообразные височные кольца носили женщины кривичей, семилопастные – вятичей, семилучевые – радимичей и т. д.

Какую функцию несли височные кольца помимо функции украшения? Некоторые ученые утверждают что височные кольца являлись женскими амулетами, амулетами связанными с материнством, женским естеством, культом плодородия.

Височных кольца, помимо функции амулета, могли быть:

  • – знаком племенной принадлежности;
  • – знаком родовой принадлежности;
  • – знаком социально статуса и социального положения.

Т.е. по височным кольцам можно было понять из какого племени женщина, замужем ли она, имеет ли детей, главная ли она или у нее подчиненное положение.
Так что если мы говорим о височных кольцах то в первую очередь стоит говорить о традиционном женском украшении восточных славян IX – XIII вв, которые возможно были амулетами.

Фибулы, кольца, перстни, браслеты, пояс ( набор). (Оглавление статьи

Данные предметы сами по себе скорее всего не являлись амулетами в обязательном порядке, но вполне могли становиться таковыми при некоторых обстоятельствах. Например, кольцо украшенное солярными знаками или наговоренный перстень с драгоценным камнем становились могущественными амулетами.

Изначально сакральными предметами одежды могли являться фибула ( застежка плаща) и пояс. От пояса обычно находят только металлический набор – пряжка, оконечник и бляхи. Часто набор пояса мог быть выполнен из драгоценного металла, а бляхи могли быть украшены солярными знаками.

Пояс это оберег (
читайте статью “Пояс как оберег восточных славян”). Пояс обязательный и очень важный элемент мужского костюма. Пояс не только фиксирует одежду. Он опоясывает человека, он неким способом ограждает человека от внешних враждебных сил. Пояс охраняет то, что внутри. Пояс можно представить воплощением защитного круга, который чертят на земле для защиты.

Пояс хранит и меч и нож своего хозяина. На поясе весит мошна с деньгами и важными предметами.

По этим причинам поясу уделялось особое внимание в мужском костюме.

Бытовые предметы. (Оглавление статьи

В захоронениях часто находят различные бытовые предметы. Предметы эти не простые, потому что человеку, для его последнего путешествия, простые предметы класть не станут. Среди таких предметов мы можем назвать – точила, кресала, пряслица ( часто с надписью), гребни, зеркала, ключи, различные предметы ремесла и охоты.

Любой предмет мог являться амулетом, но мы не можем знать этого наверняка. Зеркало, в которое хозяйка смотрелась, гребень которым расчесывала волосы вполне себе предмет для обереговой магии.

Например пряслице. Этот простой с виду предмет очень интересен. Пряслица находят очень часто, иногда с нанесенными личными знаками или
обереговыми надписями ( например “Чур меня”) . Пряслице использовалось в ткачестве как своеобразный грузик для веретена. Ткачество – производство ткани – сакральный вид ремесла, с ним связано много разных верований, и примет ( вспомним Урд, Верданди и Скульд прядущих нити судьбы). Можно предположить, что некоторые пряслица не только несли в себе функцию груза для веретена и натяжения нити, но и являлись личной вещью пряхи и, возможно, использовались как амулет, что бы злой дух не запутал и не порвал нить.

Еще про Тора:  Валькнут какой символ

Кстати, отзвук использования бытовых вещей в качестве амулетов мы находим в устном народном творчестве. Это волшебные вещи из народных сказок.

Волшебные вещи из русских сказок. (Оглавление статьи

Следы амулетов и их использования мы находим в народных сказках. В сказках амулеты называются волшебными вещами, т.е. вещами магическими, колдовскими.

Волшебные – магические предметы в сказках это такие вещи, которые окружают человека и имею при этом магическую составляющую. Такими предметами в сказках часто являются:

  • – предметы одежды: шапка, рубашка, рукавицы, сапоги, пояс;
  • – украшения: кольца, браслеты;
  • – оружие и орудия: меч, лук, клюка, кнут;
  • – части тела животных: зубы, волосы, перья, яйца;
  • – предметы быта: гребень, зеркало, полотенце, огниво, кремень;
  • – славянская кукла оберег из сказки о Василисе Премудрой ( Прекрасной) отдельный и очень интересный случай

И многое другое.
Эти волшебные вещи помогали героям сказок в их трудной жизни. В народной сказке «Баба –Яга» девочка спасается от погони с помощью волшебных предметов – полотенца и гребня. Убегая от преследующей ее Бабы Яги, девочка бросает сначала волшебное полотенце, которое превратилось в реку, а потом волшебный гребень, который превратился в дремучий лес.

Что еще мы видим в сказках? Меч – кладенец, сапоги скороходы, шапка невидимка, самые различные предметы для вызывания духов-помощников, клубок показывающий дорогу и многое другое.

Сказки дают нам вполне четкое понимание что самые простые бытовые предметы могли быть амулетами человека. Помогать ему, защищать его и оберегать.

Ярким и очень необычным примером предмета, который помогает хозяину, является куколка из сказки «Василиса Прекрасная». Эту куколку Василисе дарит мать, куколка разговаривает с Василисой и выручает ее в разных трудных ситуациях. Такая куколка очень ценный амулет, обладающий мощной  обереговой магией
славян, которую дала ей материнская любовь.

Народный заговор как амулет. (Оглавление статьи

Еще одним видом амулетов, о которых я хочу написать в этой статье, являются народные заговоры. Известные заговоры относятся в основном к лечебной, военной и социальной магии. Цель избавить от хворобы, уберечь от оружия или помочь в каком-то деле.

Но ведь заговор не амулет? Заговор это слово и ,кажется, его нельзя пощупать. Но, как только слово начертано хоть на куске бересты, то оно сразу превращается в могущественный амулет. И, совсем не беда что владелец не умеет ни писать ни читать, такой амулет будет работать вне зависимости от этого. А написать в те времена ( IX – XII вв) знающий человек мог Старшими Рунами, например “AUJA” или “ALU”, мог написать формулу заговора на славянском или латинском языке.

В православные времена в русском народе была широко распространена традиция ношения с собой какой либо охранной молитвы, написанной на листе бумаги, куске материи и т. п. Причем такие молитвы часто имели совсем не канонический вид. Мы можем предположить подобные аналогии и для языческих времен. Текст будет другой, а смысл тот же.

Но это еще не все.

Большинство заговоров это заговор на действие – «Заговор на любовь», «Заговор от ран», «Заговор от всяких болезней» или обереговые заговоры -«Заговор от стрелы», «Заговор от чужого оружия». Но среди этих заговоров мы можем встретить и прямые заговоры на предметы, например «Заговор от порчи пищаль», «Молитва при сборе трав» или «Заговор при устройстве капканов». Т. е. после заговора «От порчи пищали» эта пищаль становилась заговоренным предметом. И не должна была сломаться при использовании.

Еще один простой пример – золотая или серебряная восточная монета, их массово использовали для украшений, такая монета, после нанесения на нее соответствующей надписи, сразу превращается в могущественный амулет. Или специально изготовленные в Скандинавии золотые брактеаты с надписями выполненными Старшими Рунами. Такие находят на территории Руси как в скандинавских погребениях так и в славянских.

Символы христианской веры как амулеты. (Оглавление статьи

Рассказывая об амулетах восточных славян IX – XIII вв не возможно не написать о христианской вере и христианских символах.

Древнее Русское государство росло и формировалось во многом благодаря объединительной силе христианской веры. В 988 году произошло Крещение Руси. ( подробнее в моей статье) и с тех пор христианская вера, становясь единой для славян, выступает мощным объединяющим фактором.

Первыми христианскую веру принимали правящая верхушка, дружина и жители городов. Чем дальше от центра и от городов тем длительнее происходило принятие христианства. Языческие и народные традиции не спешили уступать место новой христианской религии.

И, все же, этот процесс шел постоянно и неуклонно. Число верующих христиан росло. Это вполне можно видеть по археологическому материалу. Нательные кресты, кресты мощевики – энколпионы, нательные образа, подвески змеевики, которые ошибочно принимают за символы двоеверия, все эти символы веры находят в большом количестве.

Символы христианской веры носились восточными славянами не только как знак веры, но и как амулеты отгонной магии. На крестах и образах были надписи «Спаси и сохрани» и другие. Это были мощнейшие обереги от темного зла и нечистой силы.

Интересно и то многообразие форм «крестовидных подвесок» и «крестовключеные подвески», особенно распространенных на Руси в домонгольсконе время. Многие из них, из-за своей формы , вызывают споры о том, отнести их к христианским или языческим символам. Крестовключенные подвески типа «крест в круге» Голубева относила к солярным символам, другие ученые говорят о вполне христианских символах.
Подробнее о крестовидных и крестовключенных подвесках можно прочитать в моей
статье “Вещественные артефакты двоеверия.
Мнимые и настоящие.”

Трансфер смыслов из древности в современность. (Оглавление статьи

По датировке археологических находок хорошо видно что не смотря на принятие христианства на Руси в конце X в., многие языческие традиции жили и в XIII веке В ожерелье восточно- славянской женщины могли висеть рядом лунница и православный крест. Вполне себе в русле развития синкретической религии – народного православия.

Нашествие Батыя на Русь ( 1237 – 1241 гг) обескровило и обезлюдило Русь. Нашествия принесло археологам подарок в виде большого количества кладов и одновременно лишила археологов богатого материала нескольких следующих веков. После нашествия археологический материал значительно скудеет. Изменяются погребальные обряды. Изменяется быт, вера, мировоззрение людей. Уже не будет курганных комплексов, а будут на многие десятилетия санитарные общие могилы со сваленными туда убитыми холодным железом полуголыми людьми.

Место многочисленных носимых языческих амулетов плотно занимают различные символы христианской веры – нательные кресты, кресты мощевики, образа и многое другое. При этом символы Солнца, Луны, Коня, Священного Дерева навсегда остаются в народной культуре, просто видоизменяются формы использования этих символов.

В современном мире продолжают использовать некоторые
славянские амулеты. Это различные украшения из драгоценных металлов и драгоценных камней. Это клыки хищников и их имитация. Интересным примером может служить браслет Pandora, который является женским украшением и предлагает в качестве бусин такие элементы как ключ, замок, сердце, изображение птицы, изображение солнца, изображение луны, фигурки животных и многое другое. Чем не перевоплощение амулетов с имитацией бытовых предметов на подвеске? По-моему это здорово.

Подводим итоги. (Оглавление статьи

В данной статья я постарался дать подробное описание и полное понимание того что можно считать настоящими амулетами восточных славян IX – XIII в.в..

Думаю эта статья имеет ценность для тех, кому интересна реальная история. Для пытливых умов, если так можно сказать.

На основе археологического материала можно увидеть какие именно амулеты использовали наши предки – восточные славяне. Очень многого мы не знаем – тонкостей верований, смыслового наполнения, но вполне можем предполагать, анализировать и делать выводы.

Некоторые амулеты славян практически без изменений дошли до нас в том же виде и, полагаю, «работают» точно также как и тысячу и десять тысяч лет назад. Это, например, амулеты из когтей хищников. В качестве измененных амулетов можно назвать браслет Pandora.

Но принять современную, псевдославянскую хохлому, которую стряпают на коленке, сочиняя маловразумительные фейковые описания, я не могу. Именно поэтому и написал данную статью.

Лично для меня, из всего массива амулетов, описанных в статье, самым интересным и самым необычным амулетом является куколка, оживленная материнской любовью из сказки «Василиса Прекрасная».

Древние славянские символы

Самобытные дpeвниe cлaвянcкиe cимвoлы несут в своем изображении зашифрованные послания. Наши предки осознавали простоту и сложность восприятия Мира. Каждая группа, к которой относятся cлaвянcкиe знаки и cимвoлы, оказывает прямое влияние на наши истинные желания. Благодаря этому сознание настраивается на здоровый тон работы.

Славянские обережные символы разделяются по стихиям, они являются проводниками мужской или женской энергии. Символы настраивают сознание, выполняют защитные функции, служат проводниками между мирами созданными Родом. Данная статья – ключ к пониманию свастичной, рунической символики. Здесь вы найдете всё необходимое для толкования славянских символов, применяемых в вышивке народной одежды, в быту, в ратных делах, волхвовании.

Восприятие графического изображения мозгом

Для современника не является секретом информация, что наш мозг — это сложное и загадочное явление. Условно оно разделено на две половины: сознательного и бессознательного восприятия действительности. В его строении заключена эволюция самого человечества.

Называемый «продолговатым», древнейший отдел отвечает за наши первичные инстинкты, действия которые не контролируются нами преднамеренно. Он также отвечает за нашу реакцию на любое явление и последующую работу всего организма.

Самое удивительное, что cлaвянcкиe знаки и cимвoлы способны напрямую нести информацию в этот отдел. В данном случае изображения скандинавских рун или кельтской вязи не имеют такого действия. Это связано с тем, что наши глубинные отделы хранят коды расшифровки генетической памяти.

Таким образом, cлaвянcкиe cимвoлы контактируют с нашим мозгом. Ведут диалог не только с нами, но и с целым поколением предков. Графическое строение каждого знака считывается, донося на корневом уровне заложенную информацию.

Статические линии и динамика

Рассматривая дpeвниe cлaвянcкиe cимвoлы как геометрические рисунки, можно заметить их удивительное свойство. Простые линии сплетаются в рисунок, воспринимаемый как движение. Это не оптический эффект. Мы фиксируем направление, а мозг достраивает динамику согласно его представлениям.

Гениальное решение стало плодом наблюдательности наших предков. Бережливое отношение и чуткость создали в их мировосприятии эти образы. В каждом штрихе чествуется логика, отсутствие лишнего или громоздкого.

Именно поэтому рекомендуется для достижения желаемого эффекта точно передавать каждую деталь. Лаконичные изображения несут в себе многоуровневые послания, суть которых может быть утеряна из-за искажений.

Славянские знаки и символы – что видели в них наши Предки?

Все cимвoлы можно разделить по группам:

  • мужские и женские;
  • магические и защитные;
  • привязанные к стихиям;
  • олицетворяющие Богов;
  • отражающие явления природы;
  • для разных групп поколений;
  • покровители ремесел.

Самое непостижимое — это то, что cлaвянcкиe cимвoлы при всем многообразии имеют общие черты. Они направлены на объединение души и духа человека.

Наши Предки верили в сложность и многогранное строение Мира. Таков был, по их мнению, и человек. Индивидуум делился на дух, который наполнял суть содержанием. При этом душа была еще одним явлением, дарованным Богами.

Еще про Тора:  Свитовит-Светоч – удачное соединение двух противоположных начал

При всем разделении дpeвниe cлaвянcкиe cимвoлы не были обособленны друг от друга. Они имели специализацию, но при этом и общие черты. Таким образом, каждый знак был частью общего и дополнял целостную картину.

Славянские знаки в строении Вселенной

Известные нам дpeвниe cлaвянcкиe cимвoлы хранят не только конкретную информацию. Они несут в себе коды строения Вселенной. Уже известно, что славяне знали о многообразии космических светил. Им была доступна информация о тех небесных телах, которые нельзя увидеть без специальной аппаратуры.

Исследователь космических недр Иаков Николаевич Боржевский как-то заметил, что строение солярного знака Солнцеворота напоминает вращающуюся галактику. Рассматривая более детально свое предположение, он убедился в сродстве других славянских символов с внешним видом космических тел.

Остается предполагать, сколько знаний мы еще не унаследовали от наших предков. И какие тайны несут истинные значения древних рисунков. Может быть, сочетание символов раскрывает удивительные подробности творения нашей Вселенной или возможности совершать межзвездные путешествия.

Как собиралась информация о символах

Долгое время ученые относили имеющуюся информацию о найденных изображениях к прикладному искусству. Собранные ныне cлaвянcкиe oбepeгающие cимвoлы являются продуктом долгого и кропотливого труда.

Лишь часть сохранившихся памятников старины стала подсказкой к истинному значению начертаний. С каждым новым найденным городом или раскопанным капищем количество изображений множилось. При этом уже не было сомнений, что графические изображения несут сакральную и культовую информацию.

Этнографы и приверженцы исконной веры проводили собственные исследования, пополняя сокровищницу расшифровками. Источником достоверной информации стал народный эпос, с которым до сих пор можно соприкоснуться. Былины, поговорки и остальная информация раскрыли истинное значение славянских знаков.

Аналогии с символами других стран

Рассматривая cлaвянcкиe cимвoлы, можно отметить их сродство с другими культурами. Одно из основополагающих начертаний — Крест — можно встретить в культуре Древнего Египта, Месопотамии, Скандинавии, Кельсткой и Германской культурах, Англо-Саксонской, в Индуизме и Буддизме.

Обозначающие поле перекрещенные линии во всех культурах имеют аналогичный смысл. Свастика, или Солнцеворот, во всех культурах имеет одинаковый рисунок и значение.

Свастичные славянские символы прослеживаются на карте всего земного шара. Подтверждением этого факта являются:

  • фольклор;
  • раскопки;
  • религиозные течениния множества народов, где свастичные символы служат основой движения культа;
  • архитектура древних сооружений, возраст которых насчитывает множество тысячилетий.

Одним из примеров подобных памятников античной архитектуры, являются храмовые постройки города Баальбек, находящегося в Ливане. Баальбек считается одним из древнейших городов мира. Уникальные кадры предоставлены сотрудниками интернет-магазина «Велес».

Однако cлaвянcкиe oбepeжныe cимвoлы, несмотря на все сходство с культурами других стран, имеют свое неповторимое воздействие на наше сознание.

Защитные свойства

Большим вниманием пользуются cлaвянcкиe oбepeгающие cимвoлы для культуры современного человека. Потребность осознать себя и ощутить связь с корнями приводит людей к изучению значений. Каждое начертание несет свою уникальную информацию, которая направлена на устранение в сознании блоков и негативных программ.

Благодаря своей позитивной сути cлaвянcкиe oбepeжныe cимвoлы оказывают влияние:

  • на целостное восприятие своей личности;
  • настройку внутренних систем жизни;
  • гармонизацию энергетического обмена;
  • восстановление душевного равновесия;
  • создание прочных логических связей между отделами мозга;
  • баланс восприятия действительности.

Надевая выбранный символ, человек взаимодействует с ним на всех уровнях своей сути. Это позволяет ему построить собственный щит от негативного внешнего влияния. Сложное или простое переплетение линий работает как шифр против проникновения враждебных сущностей. Таким образом, владелец получает не просто защиту, но и помощь от самих предков.

Значение и толкование славянских символов

Наши предки передавали oпиcaниe cлaвянcких cимвoлoв изустно. Процесс христианизации во многом нарушил преемственность поколений. Именно поэтому среди современных почитателей исконной культуры бушуют споры и разногласия в истинном тoлкoвaнии cлaвянcких cимвoлoв. Однако необходимо понимать, что наше современное восприятие во многом отличалось от житейского уклада пращуров. В каждое культовое изображение вкладывались накопленные знания, сакральный смысл и уникальное мировосприятие.

Как воспринимали мир наши предки?

Затейливая вязь узоров, оставленная нашими предками, несет в себе целый океан знаний. В попытках расшифровать их значение мы мало задумываемся, насколько разным является мировосприятие человека тогда и сейчас.

Современный человек окружен различной зашифрованной и открытой информацией. Искусственное нагромождение блокирует истинное восприятие вещей. Наши предки вложили в cлaвянcкиe cимвoлы и их знaчeниe только те сведения, которые имеют настоящее значение для тела и духа.

Рисунок затейливых узоров наши пращуры видели в каждом изгибе ветки или сплетении паутины. Открытость и раскрепощенность сознания позволяла им считывать информацию без искажений. Именно поэтому изучение основ знаков и символов славян — это своеобразное исцеление разума от наслоений лишнего интеллектуального груза.

Тонкости энергетической связи с мирозданием

В oпиcaниe cлaвянcких cимвoлoв заложено немало положений об энергетическом обмене. Важно направление, количество поворотов и плавность линий. Для наших праотцов все это служило своеобразной картой лей-линий, по которой они вели свою энергию.

В центре каждого изображения всегда есть место для самого главного элемента ― живого бьющегося сердца. Сам по себе символ является частью единого потока силы. Воссоединяясь с человеком, эта хаотическая энергия жизни преобразуется в созидание.

Ведь только человек способен преобразовывать окружающий мир под свое внутреннее состояние. Именно поэтому подбирать символику необходимо тщательно, со знанием тонкостей.

Трактовка символа

Даже в культуре наших предков тoлкoвaниe cлaвянcких cимвoлoв было настоящим искусством. Знание правил начертания и времени изготовления амулета или оберега высоко ценилось. Им обладали опытнейшие члены общины и некоторые мастера.

Геометрия жизни

Удивительный факт, но cлaвянcкиe cимвoлы и их знaчeниe напрямую связаны с геометрией. Еще до того как эта наука приобрела собственное название, ее основы активно использовались нашими предками.

Основные геометрические фигуры в символике:

  • крест ― определение четырех сторон света, распределение энергии;
  • круг ― сфера каждого жизненного уровня;
  • квадрат, ромб, прямоугольник ― устойчивость положений;
  • точка ― основа, созидание, исход;
  • изгиб ― сложная фигура, олицетворяющая движение.

Наши предки более глубоко и широко понимали строение любого геометрического явления. Устойчивые четкие углы сочетаются с мягкими текучими переходами. Это средоточие идеального баланса, в котором возможен любой акт творения.

Направление в знаке

Наиболее часто встречается описание правостороннего и левостороннего направления в знаках. Однако oпиcaниe cлaвянcких cимвoлoв включает намного более сложные положения. Если сравнивать движение символа с направлением тока крови по телу человека, можно составить четкую картину распределения энергии по знаку.

В женском организме левая половина полушария имеет наибольшую активность, у мужчин ― правая. Это оказывает влияние на активность сосудистой системы. Именно поэтому женские и мужские символы по-разному действуют на представителей разных полов.

Начертание на одежде

В тoлкoвaниe cлaвянcких cимвoлoв заложена сакральная информация о возможностях человека. Сочетание креста и овала дает устойчивую композицию распределения потока и пресечение стороннего вмешательства. Ломаные и плавные линии дают направление активным зонам нашего тела.

Если в человеке преобладает творческий потенциал, он способен отдавать больше, чем принимать. Это создает неустойчивую позицию в обмене энергиями. В старину такой личности родичи расшили бы рубаху ромбами и квадратами. Таким образом, его энергетика через призму знака находилась бы в балансе.

Мужское и женское начала

Славянская символика делится по принципу усиления энергетических центров. В этой череде мужские славянские символы объединяют перечень знаков, связаны со стихией воздуха и небесного огня. Тогда как славянские символы для женщин обращены к луне, водной стихии, земному началу. Все они составляют единый цикл равновесных защитных символов.

Мужские славянские символы

Традиционный славянский символ для мужчины олицетворяет:

  • силу;
  • защиту;
  • свободу;
  • движение;
  • власть.

Все эти знаки относятся к стихиям огня, воздуха и небесного света. Смысловая нагрузка, которую несет славянский символ для мужчины, направлена на пробуждение его истинного начала.

Меч в символике славян

Отдельного внимания заслуживают символы ― мечи. Они имеют разные формы начертания, но в каждом знаке есть характерные черты:

  • направление;
  • величина;
  • устойчивость.

Меч является атрибутом власти, защиты и покровительства. Эти понятия воспринимались в самом широком аспекте. Божественное покровительство, абсолютная власть. Однако при этом подразумевалось мудрое восприятие своего могущества, направленное на благо общины. Мечи служили охранным и атакующим символом одновременно.

Коловрат

Koловрат ― олицетворение возрождения, восходящей энергии жизни. Вобрал космогоническую картину строения Мира, созданную нашими предками. Является прямой отсылкой к древним познаниям о Вселенной.

Ратиборец

Paтиборец ― яркий солярный символ, истинное воплощение вселенского огня. Это не просто солнечный свет, скорее вспышка, в которой зарождается жизнь. Один из сильнейших знаков мужской линии.

Яроврат

Знак Яроврат ― относится к воинскому искусству и земледельчеству. Наши предки превозносили пахаря наравне с защитником. Существует два начертания Яроврата ― шести- и четырехлучевой. При этом корень «яр» делает отсылку к пышащему огню, защищающему от тьмы.

Сокол

Изображение Сокола ― трактуется как свобода, победа, превосходство, защита. В мифопоэтике славянский символ для мужчины означает восхождение духа, выполнение кармического долга перед родом.

Славянские символы для женщин

Особое место занимали женские славянские символы, олицетворявшие созидание и творение.

В каждом женском знаке скрыты послания:

  • плодородие;
  • почитание предков;
  • скрытые сакральные знания;
  • женское здоровье.

Согласно сохранившимся сведениям славянские символы для женщин составлялись из расчета их статуса, рода занятий и значения для общины.

Лунница

Практически все женские славянские символы распределены на три возрастных периода. Лунница изображает молодую луну, это символ прилива и плодородия. Ее могли носить молодые незамужние женщины, недавно вступившие в брак.

Рожаница

Один из древнейших символов Рожаница олицетворяет связь с родом, предками. Этот власть матриархата, защита самого ценного дара ― деторождения. Он сотворение, созидание и дарение жизни в одном образе. Носили символ вошедшие в зрелость женщины, замужние и родившие детей.

Ладинец

Парный знак Ладинец вторит мужскому символу Коляднику. Это символ гармонии двух начал. В нем заключено покровительство женского хаотичного начала, готового перейти в умиротворенное состояние творения. В нем заключены две фигуры, олицетворяющие огонь и полную луну.

Амулет предназначен женщинам, практикующие мистику. Является сильной защитой и проводником в Неявном мире. Ограждает от ложного знания, раскрывает сознание. Через него владелица раскрывает глубинную древнюю женскую магию.

Символы славянских Богов и их значение

Вселенская любовь — это сила, которую несут символы славянских богов. В каждом знаке зашифрованы уникальные коды, открывающие тайны Вселенной. Через символы славянских богов и их значение мы получаем благословение наших предков.

Сила и гармония в каждом знаке

В представлении наших предков главной движущей силой была любовь. Все порожденное Богами было пронизано ею и состояло в нерушимой гармонии. Если рассматривать символы славянских Богов по отдельности, легко заметить уникальный факт.

Все изображения Богов можно объединять, создавая группы новых знаков. При этом сила каждой подчиненной Богу стихии будет суммироваться. Четкая геометрия символики позволяет составлять орнаментные ряды.

Сакральная смысловая нагрузка, которой обладали символы славянских Богов и их значение в жизни предков, лишь отчасти дошла до наших дней. Из известных данных ясно, что знаки служили своеобразным центром связи с покровителем. Обращаясь через символ к божеству, человек настраивался на созидание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *