Жилище славян

Традиции строительства жилья особо чтились древними славянами. При возведении землянок, полуземлянок, а с X в. наземных изб они тщательно подходили к выбору материала и никогда не меняли расположение очага. Благодаря этому позднее археологи и могли отличить славянские жилища от домов соседних с ними народов.

Для строительства сруба древние русичи, как правило, выбирали сосну и лиственницу. Между стен прокладывали мох, он служил вторичной влагоизоляцией и природным антисептиком. Поскольку у славян был культ деревьев, после их рубки, у их душ просили прощения; также после этого славяне посещали баню, чтобы смыть грехи.

Перед началом строительства дереву давали вылежаться, чтобы, как верили славяне, ушли духи. Изготавливали срубы долгое время топором.

Первым славянским жильем были землянки и полуземлянки. Для их строительства в земле выкапывалась квадратная яма, полутораметровая — для землянок, метровая — для полуземлянок. После чего на месте стен устанавливался сруб или балки, вкопанные в землю, соединенные с плахами. Пол был глиняный, ко входу вела такая же глиняная или деревянная лестница. Крыша была двускатной. На балки из ели накладывался тес, на него — большой слой соломы, и вся конструкция, в том числе и стены полуземлянки, покрывались толстым слоем земли. Дома, сложенные подобным образом, были теплыми, но существовали и минусы. Во время дождя в низину заливалась вода, а при топке печки дым мог выходить только через оборудованный с южной стороны вход, так как в подземных домах не было ни одного окна. Позже стали делать окно, или, скорее, запасной выход под самым потолком.

Первые деревянные дома появились в IX-X в. в. сначала в северных широтах, так как почва там была холодной, сырой или болотистой. Состояли они из одной комнаты — клети — и сеней — неотапливаемой пристройки. На одной стороне имелось небольшое оконце для проветривания, закрывающееся деревянным щитком. В одной комнате селились все, в том числе народившийся в хозяйстве молодой скот.

Еще про Тора:  Славянский крест непобедимости и славянские обереги

Со временем дома стали расти, появлялись избы-пятистенки, с горницей, отделяемой от основной комнаты дополнительной стеной.

Веками складывались славянские традиции возведения жилья. Избу строили семьями, исключительно для себя, поэтому в каждом бревнышке была частица тепла и доброты. Славяне верили, если построить хороший дом по канонам, договариваясь с духами земли и деревьев, то он будет защищать семью от врагов, непогоды и болезней.

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

Жилище славян

В разрезе истории как западной идеологической пропаганды принято считать, что древние славяне были варварами, полудикими племенами, история которых сравнительно молода, хотя славяне известны минимум с 4-5 века н.э. Если славяне «молоды», то большинство современных народов и наций вообще младенцы. Считается, что славяне долгое время были варварами, не имеющими своей письменности и жившими полудикими племенами. По поводу письменности сейчас ведутся споры, потому что есть предположения, что письменность в Древней Руси была ещё до Кирилла и Мефодия. Возможно, миссионеры Кирилл и Мефодий не принесли свою письменность вместе с христианством, а лишь её обработали, но это предположения. Многие страны с развитой государственностью обходились без письменности или пользовались чужой и это никогда им не мешало. 

Жилище славян

Свои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу рек и морей. Река была дорогой как летом, так зимой, нужна была для развитой торговли. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных трав, растений и ягод. Быт жителей Руси был тесно связан с земледелием, основой хозяйства славянских племён являлось земледелие. Основным орудием пахоты было рало. У славян, судя по отсутствию материальных остатков, использовалось примитивное деревянное рало (орало). Древнейшее рало представляло собой цельное тонкое дерево с корнем, который превращался в ральник. Ствол дерева становился дышлом пахотного орудия; рукояткой могла служить вколоченная палка. Рало использовалось в основном на старопахотных землях. Издревле применялась также деревянная мотыга. Двузубую мотыгу иногда считают прототипом сохи. Это орудие могло использоваться и при подсечнам земледелии.

К орудиям иного типа, но возникшим в тех же условиях, относится рало с копыстью (деревянным брусом, вставлявшимся в дышло под углом 45 градусов), на которую насаживался треугольный наральник без плечиков (позднейший сошник). Находки наральников без плечиков в антском ареале единичны. Для рала, вероятно, уже широко использовалась животная (конская или воловья) тяга. Борона, применявшаяся для рыхления пашни, известна всем славянским народам. При подсеке и лесном перелоге борона служила для запашки сева “под соху”. Ее архаичными формами являются срубленное дерево с ветками или его верхушка с подрубленными сучьями – суковатка. Общеславянский характер носит и более совершенное боронительное орудие – деревянная борона из четырехугольной рамы, трех продольных брусков и 25 деревянных же зубьев (продольно-брусковая борона). Изучение эволюции древних боронительных орудий затруднено отсутствием их материальных следов.

Жилище славян

Землепашцы, на лесостепных чернозёмах по археологическим данным, знали такое пахотное орудие, как плуг уже с VIII—IX вв. В опольях и предопольях (северяне) использовалось полозное, затем бесполозное рало — орудие, только рыхлящее землю (по-славянски “орать” значит пахать, а “оратай или ратай” — пахарь), плуг же появился здесь значительно позднее. На западе и севере современной Брянской области (радимичи, кривичи) в X веке всё ещё господствовало подсечно-огневое земледелие. В полесьях и предполесьях на смену ему пришла обработка земли сохой (древнейший сошник, найденный на территории Брянского края, датируется XII веком, но сохи были целиком деревянные и не сохранились). Соха по происхождению восходит или к бороне-суковатке, или к бесполозному ралу). В лесистых низменностях левых берегов Судости и Десны земледелие было мало развито, распахивались лишь мягкие пойменные земли.

Земледельцы выращивали просо, мягкую и твердую пшеницу, ячмень, овёс, озимую рожь, лён, коноплю, различные бобовые культуры и овощи (капусту, репу, редьку, лук, огурцы, чеснок). Естественные удобрения для пашен поставляло скотоводство. В земледелии уже в XI веке для восстановления плодородия земель использовались двухпольная система, с оставлением части земли под пар. Это избавляло от необходимости постоянно расширять площадь пашни, но в конечном итоге также вело к постепенному истощению земель.

Жилище славян

На славянских поселениях обнаружено большое количество хозяйственных сооружений. Прежде всего, это хозяйственные и зерновые ямы. У славян отмечены также наземные хозяйственные постройки с углубленным полом, изредка с очагами. Несомненно, среди этих сооружений есть предназначенные для сушения зерна. Особое внимание в этой связи привлекают постройки с очагами (возможно, далекий прототип ямного овина, где снопы для просушки ставили в надземной части). Чаще всего, видимо, зерно сушили прямо на гумне, за пределами поселения. Хранили же обмолоченное и просушенное зерно в зерновых ямах. Для помола зерна применялись исключительно ручные жернова из камня. Они представляли из себя два соединенных диска с изогнутой кверху рабочей поверхностью, приводимых в движение деревянным рычагом, укрепленным с верхней стороны в отверстии.

Помимо земледелия славяне занимались разведением лошадей и крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, из домашней птицы — кур, гусей, уток и голубей. Скот держали в открытых загонах или специальных сооружениях – хлевах. Праславянское слово “хлев” первоначально обозначало углубленное, ямного типа сооружение с сеновалом. Кроме того они ловили рыбу и охотились. Правда, в жизни крестьян охота вскоре стала играть заметно меньшую роль. Многие леса объявлялись княжескими заповедниками — “ловищами” и “перевесищами”, где охота разрешалась только князю и его старшим дружинникам (боярам). Эти ловища обычно устраивались в местах, неудобных для земледелия — в лесистых низменных равнинах Десны и Судости. Так, на территории поселения Борки в пойме Судости напротив Погара свыше 80 % костей, найденных археологами, принадлежат диким животным — в том числе зубрам, оленям, кабанам, медведям, бобрам. Видимо, здесь находилось одно из княжеских ловищ.

Важным занятием у славян было бортничество, то есть сбор мёда и воска в лесах, где дупло дерева мог заселить пчелиный рой. Существовали и княжеские, и частные, и общинные бортные угодья. Сбор мёда не позволял славянам безжалостно вырубать леса, ведь тогда негде было бы жить пчёлам. И мёд, и воск, и шкуры зверей продавали своим и заморским купцам, везли в Киев и Царьград.

Жилище славян

Поселения славян практически всегда располагались на берегах рек и ручьев. Кассиодор писал ословенах, что “леса и болота заменяют им города” – очевидно, служа защитой от врагов. Поселения, по всей видимости, часто огораживались плетнем или подобной ветхой оградой. На их площади, кроме домов, располагались хозяйственные сооружения, возможно, иногда огороды, насаждения кустарников и лозы. Преобладающий тип жилища – правильная четырехугольная полуземлянка. Именно их имеет в виду Прокопий, говоря, что славяне “живут в жалких хижинах”. Площадь полуземлянок невелика – в среднем около 10 кв.м. (хотя есть и больше, с длиной стен до 5 м). Стены жилищ были деревянными. У славян первоначально преобладала столбовая конструкция стен, сложенных из стояков и жердей, переплетенных лозой. Ее, видимо, можно считать местной. Со временем начинает распространяться срубная техника. Кровли полуземляночных строений были двускатными. Кровли опирались на столбы по углам и в середине стен, изредка (что соответствует четырехскатной кровле) – в центре жилища. Делались они из плах или жердей. Конек двускатной крыши делался из бревна. Крыша также иногда обмазывалась глиной. Наземные части более углубленных полуземлянок присыпались землей для утепления. Основным элементом внутреннего интерьера славянского жилища была печь-каменка (реже глиняная). В полуземлянках печи располагались в углу, противоположном входу. Положение печи, очевидно, как и позднее, имело сакральный смысл (по диагонали от нее был “красный угол” с домашними святынями) и потому четко выдержано. Другие элементы интерьера прослеживаются гораздо хуже. Ясно, что вход в жилище располагался обычно с южной стороны. В жилище вела земляная, реже деревянная лестница. У стен располагались деревянные лавки с вкопанными столбиками-опорами или земляные выступы (очевидно, с настилом), служившие сиденьями и лежанками. В ряде случаев в жилищах обнаруживаются небольшие ямы-хранилища, иногда рядом с печью.

Утварь, видимо, изготавливалась в основном из дерева и иных растительных материалов. Это относится и к средствам переноски тяжестей, которые и позже были в основном деревянными (ведра) или плетеными (корзины). Археологически устанавливается наличие глиняной посуды. Это почти исключительно горшки, изредка встречаются глиняные миски и сковородки. Гончарная керамика (горшки, кувшины, миски) имела локальное распространение. Из других предметов обихода чаще всего встречаются железные ножи длиной 5-10 см, во множестве найденные на поселениях и в могильниках.

Жилище славян

В этот период развивается и ремесло, в XI веке ориентированное в основном на заказ, а с XII века — на рынок. Некоторые его виды, в частности выплавка железа из болотных руд, из-за повышенной опасности пожара развивались вдали от больших поселений — в поймах рек, у болот и озёр, ближе к источникам сырья, в отдельных маленьких посёлках. Существенную роль в хозяйстве играли домашние промыслы. Это, прежде всего, обработка дерева, орудия которой (топоры, тесла, долота, токарные резцы и др.) найдены на поселениях. Лепная керамика изготавливалась в каждой семье вручную, возможно, с использованием плетеной основы, с последующим обжигом в домашней печи. Лепная посуда не отличалась разнообразием. Использовалось глиняное тесто с примесью дресвы, песка и шамота. К числу важнейших домашних промыслов относились прядение и ткачество. Для прядения использовались деревянное веретено с глиняными пряслицами, для ткачества – вертикальный ткацкий стан. Ткань представляла собой, по оценкам современных исследователей, тонкое полотно с прямым переплетением. Итак, изготовление утвари и одежды являлось почти исключительно домашним промыслом, специализированным разве что внутри большесемейного коллектива.

Жилище славян

Работа с металлом требовала наличия и длительного сохранения определенных навыков и, очевидно, уже издавна носила характер специализированного ремесла. Особое место в этой связи занимало кузнечное дело. В славянском мифологизированном сознании образ кузнеца окружен легендами и поверьями. Кузнечное дело народные верования связывали с обладанием тайным знанием и чародейской сверхъестественной силой. Ключевой “кузнечный” миф – о происхождении самого кузнечного ремесла от мифического героя и правителя Сварога (или Божьего Коваля – змееборца из позднейших преданий).

Жилище славян

Обычной одеждой словен и антов, насколько можно судить из известия Прокопия, были “хитон”, “плащ”, “штаны, прикрывающие срамные части”. Важнейший, имевший сакральное значение элемент одежды издавна представлял у славян пояс. Имеется немалo находок металлических частей поясов (пряжки, бляшки из бронзы, серебра и железа, нередко фигурные). На ногах мартыновских фигурок облегающие штаны, доходящие до щиколоток, и остроносые башмаки или сапоги. Упоминаемый Прокопием плащ (точнее, тривоний – грубый, “варварский” плащ) изредка застегивали металлическими фибулами и пуговками, а чаще, вероятно, стягивали обычной тесьмой. Это был плащ без рукавов, широко распространенный в средние века. Для изготовления верхней одежды (в том числе неизвестной нам для того времени с достоверностью зимней) использовались меха и шкуры диких животных, но в первую очередь овчина. Неизвестны нам и головные уборы славян того времени. Видимо, славяне пользовались теплыми головными уборами из меха и кожи лишь зимой.О женской одежде в письменных источниках данных нет. Видимо, женщины носили более длинный (до колен и ниже) “хитон”, а также пояс и остроносые сапожки. Женский головной убор был близок позднейшему кокошнику, включал в себя серебряные налобные венчики и наушники. К головным уборам крепились височные кольца разных типов, подвески. Из украшений известны также серьги, части ожерелья-монисто (бусы, швейные обручи), браслеты. Издревле славянские женщины носили длинные волосы, заплетавшиеся в косу. 

Жилище славян

Тема оружия всё равно поднимется.

Из того что можно подметить.

1 – Человек был бобылём, что исключается в те годы. Никто бобылю ничего не построит с нуля и не запустит его поглядеть и пожить. Не даст зерна на месяцы жизни. Если кто либо одинокий на голову и решался жить один, но жил он в варианте шалаша иди грубейшего сруба, а скорее всего в землянке, в силу того что топора хорошего и тем более пилы, ему никто не даст, а денег у бобыля физически быть не может. В итоге реконструкция вышла чудная.

Справедливая реконструкция вышла бы, если мужика поселили с женой, плюс пара детей и пара родных, как минимум. Жили то родами, большими семьями, да не одни ,а по три – пять хуторков, эдаких самостоятельных дворов, но ряд работ выполнявших вместе. Это сохранилось до 19 века в Заволжье и описано хорошо – между деревнями там было не больше 4 – 10 вёрст, но деревни маленькие.

2 – Реконструктор отметил, что мол раньше славяне кучу времени тратили на починку одежды и шитьё новой. А на что были бабы? Они вообще то занимались этой мелочью и пряжей тоже и новой одёжей и мужики вообще почти не озадачивались этой ерундой. Шитьё, стирка – это всё женское и куча другой работы тоже. Включая тоже грабление травы, сбор урожая и уборка в доме.

3 – У реконструктора встал вопрос, как мол в грязном доме, топившемся по чёрному, печью без печной трубы, славяне могли носить одежду с красивой вышивкой. Мол такое – это враки.

Жилище славян

А на что были нужны сундуки? В них и хранили всегда одежду, не в шкафах, что бы не попадала пыль и в том числе сажа. Одёжу красивую, как и сегодня, одевали исключительно на праздники, да для прогулок в гости или по ярмаркам и так далее. Одели – вышли и всё, одёжа не испачкается. Пришли, сразу переоделись, спрятали чистое в сундук и одели да, именно такое, а не опять расшитое и красивое.

Жилище славян

И такая одежда по сути, в современный период, это наши трико, майки и так далее. Никому из нас в ум не упрётся носить каждый день накрахмаленные рубахи, с белым воротом, свадебно-парадные брюки и так далее. А тогда, подобная одежда, с вышивкой, с мехом да ещё и с украшениями, которые носили русские женщины – это красота, это только на выход. И вариаций одежды было полно, как и сейчас, всё зависло от географии и достатка.  Что могла позволить себе скажем княжеская дочь или купеческая, было недоступно крестьянке.

Плюс люди были и к магии причастные, они одевались тем более по своему. И потому как то уравнивать и выравнивать всех – нет смысла.

Жилище славян

Жилище славян

Вообще реконструктор он старательный, но в выводах своих же не последовательный. С одной стороны сам же подметил – дом был приспособлен явно, что бы в нём просто спать, а 90 процентов работ проводилось под навесами или на открытом воздухе. В самом доме, ради тепла, не было окон, а вот под навесом было много света и можно было безопаснее освещать в тёмное время суток.

Потому что если он пробовал шить в тёмном доме, вот в таком, который раньше и был для жизни придуман, для севера то он мон пардон – дурак конечно. При лучине шить это мука, а в таком доме и днём – темень.

Жилище славян

Жилище славян

Вот примерно такого типа были раньше дворы у семей-родов. Куча между прочим построек, с разным назначением и рядом задач.

Жилище славян

Заметьте – какое широкое крыльцо вокруг дома и навес над ним. Это для работы на воздухе.

Жилище славян

Так что да – в доме только и спали, в тепле, хоть и порой чумазые конечно. А вот дела делали явно не в том месте, где спали, равно как профессор Преображенский отказывался резать кроликов в ванной, а оперировать в столовой. Реконструкторам нужно расписывать что они хотят узнать, что в итоге узнали и после поступенчато делать выводы. А то узнали кучу всего, а понимание опять не в ту степь.

Не мучались славянские мужики над шитьём и не слепли, пытаясь шить в задымлённом доме. Причём как правильно отметил опять же рекон, топили по три – четыре часа, ( печь состояла из камней, крупных, они долго остывают, коли сильно накалить, тот же принцип, что ив бане ) а после выгребали золу всю и дым прекращался. Кто топил? Мужик? Нет же! Топкой дома на ночь занимались девушки молодые, это извечно именно женская задача у славян. И сохранился такой уклад опять таки до 19 века. Никто и не думал готовить в помещении без окон, с каменкой топящейся по чёрному – шизофреников среди славян было мало и их быстро удавливали, ради их же блага.

Кто будет готовить на этом? Как?

Жилище славян

Баба за 4 часа до сна растапливала чёрную печь и я думаю, многоумно сваливала из дома такого, в постройку наподобие. А когда прогорали дрова, к заранее известному сроку, женщина спокойно возвращалась и выгребала золу – спите на здоровье ребятушки.

Жилище славян

Тут вот и готовили. Замечу – двери нет, крыша сделана с расчётом на усиленную вентиляцию. Печь другого типа – обмазанная глиной, не каменка, где камни просто подобраны один к одному, как в избе для сна или в бане. Печь именно предназначена для еды – есть заслонка, есть плоское, широкое дно, подогреваемое огнём – в этой каморе закрывающейся и готовили, эдаких дешёвых вариант русской печи, полноценной. Но построить именно русскую печь как в 17 веке – нужен и кирпич и хороший раствор и умения каменщика большие, профессиональные. Печник был всегда на вес золота, не просто ж так. Никогда печников не рождалось в избытке.

А такой вот вариант мог сделать почти любой мужик – камни да глина.  Практично, дёшево, сердито. А учитывая что подсечно огневое земледелие, которым люди славянские жили до 15 века, это 4 – 7 лет на одном месте, такая печь и была идеалом и такой принцип построек -0 тоже. Не забываем, что мы будучи древними славянами, были по сути полу – кочевыми племенами, постоянно менявшими место жительства. И? неужели это сложно понять рекону? Да нет конечно, просто он увлёкся мелкими заботами, взвалив на себя одного кучу задач и потому подумал, что славяне жили не ахти как умно. Умно они жили, не глупее нас. Хреново русские стали жить, когда попали в крепостное право, получив стационарную русскую печь и дома с окнами, а к ним батоги, недоимки и ярмо кабальное.

Жилище славян

В остальном верно ухвачено – мастера лучшие жили по городам и крупным сёлам – глупо искать шедевры стройки в мелких деревнях.

Лучшие кузнецы и значит сталь и железо тоже были по крупным поселениям, оттого в деревнях рубка была примитивнее, дома грубее – инструмент и тогда и сейчас, коли хороший, очень дорог.

Общая средняя аккуратность построек это опять таки полу – кочевое влияние. Если ты живёшь при подсечно огневом хозяйстве, а тогда только так и жили в наших землях, по иному и не получится, то 10 лет это потолок. И если даже дом сгорел на пятый год – да нет беды, один фиг самое время искать новое место и переселится. Никакого смысла филигранно строить дома и обрабатывать древесину не было. А вот языческие капища были вполне ухоженными всегда. Нужно всегда учитывать, что не было в те годы знаний о калийных и прочих удобрениях, а земля расчищенная от леса и распаханная, это недолгая радость, она быстро выветривается, теряет плодородность и нужны новые участки.

Самая суть в том, что жили славяне тогда намного лучше, чем начиная от 15 века до 19 века. Они в те времена не знали даже понятия такого, что бы справедливый дотоле князь, разожрался в бородатого мудилу барина-дворянина и избивал за недоимки батогами.

Гуляли в чистой одежде, работали в рабочей. Носили и вышивку и простые рубахи. Украшения и банальные платки из дешёвой ткани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *