Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

В древнем тексте “Ригведы” Индра упоминается наибольшее количество раз, его неспроста называли “царём богов”. Его по праву можно назвать индуистским Громовержцем, поскольку грозы и молнии находятся во власти великого бога. Мифы представляют его как главного среди правителей Сварги, прекрасного мира, где нет печали и смерти, где царят лишь гармония и покой.

Индийцы считают Индру воплощение доброй силы, защитником людей и всей Вселенной от могущественного зла. Но почему же этот бог уступил своё царственный престол другим божествам? Каким легенды описывают Индру? И почему сегодня его культ стал менее распространённым, чем в прежние времена?

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Индра – великий бог-воин

Уже с самого рождения мать Индры была уверена, что её сыну уготована великая судьба. Среди детей верховной матери божеств Адити Индра отличался силой и ловкостью, смелостью и быстротой в принятии решений. Его воинственный нрав проявился уже в момент появления на свет. Могущественный Индра едва не убил Адити, хотя, конечно, сам не желал этого.

С первым своим вздохом он взял в руки оружие. Мать была удивлена и даже испугана поведением своего ребёнка. Боясь, как бы другие боги не испытали того же потрясения, Адити укрыла Индру ото всех. Но было наивно полагать, что великий бог, пусть ещё и очень юный. останется в тени.

Весь мир увидел Индру после его рождения. Бог был облачён в сверкающие золотые доспехи – их блеск едва не затмевал солнца. Могучий и гордый Индра стал предводителем богов. Адити не могла не гордиться таким сыном, ведь он сумел одержать победу над злыми демонами.

Одно из самых известных преданий рассказывает о противостоянии Индры и Эмуши, главы войска асуров (демонов). На мой взгляд, этот миф ярко раскрывает характер грозного бога.

Еще про Тора:  Чем и как праздновали Велесову ночь наши предки?

Индра и демон Эмуша

Когда Индра был ещё совсем юным, Эмуша похитил священное зерно, то хранилось у божеств. Для этого демон принял облик вепря, унеся с собой то, что предназначалось для совершения жертвоприношений.

Спрятав зерно в своём жилище, что находилось за далёкими тёмными горами, Эмуша принялся варить кашу, что должна была наделить его особенной силой.

Узнав о пропаже, боги рассказали о преступлении демона Индре. Юный бог натянул свой волшебный лук и поразил золотой стрелой кабана, в облике которого оставался Эмуша.

Удар стрелы был таким сильным, что с лёгкостью пронзил все семь гор, за которыми демон скрывался от богов. Посланником Индры стал Вишну, что принёс обратно священные зёрна, и боги не потеряли свои жертвоприношения.

Значение имени Индры до сих пор вызывает немало споров среди учёных. Одна из версий указывает на древние основы слова, что можно перевести как “раздающий еду” или “посылающий дары”.

Мне кажется, это вполне логичная трактовка имени, ведь миф об Эмуше ярко показал нам, что именно Индра стоял на страже законов справедливости, а еда в данном случае – не просто средство пропитания, но и подношения божествам.

По сути, поступок Индры показал, что никто из богов или асуров (каким бы сильным он ни был) не вправе своевольно забирать дары, предназначенные для других.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Индра и змей Вритра

Если обратиться к священным текстам Вед,то и здесь мы найдём немало упоминаний об Индре. Одно из центральных преданий о нём снова говорит о бое бога – теперь уже с чудовищным змеем. Согласно легенде, однажды змей Вритра перекрыл собой реки, став поглощать воду.

Девяносто девять огромных колец не давали хода воде, а сам змей рос с необыкновенной скоростью, превращаясь в настоящего монстра. В гимнах “ригведы” рассказывается, что в определённый момент Вритра уже стал угрозой для всей Вселенной. Его непомерный аппетит грозил гибелью всему живому. Индра не мог равнодушно смотреть на это.

Возглавив армию богов, он отправился к змею и одним ударом секиры отсёк голову чудовищу. В тот же миг воды океанов, сдерживаемые  прежде огромным телом, ринулись к своим краям. Благодаря Индре земля не высохла, превратившись в пустыню, а живые создания оказались в безопасности.

Не секрет, что в мифологии часто описываются природные явления или какие-либо события. Я соглашусь с мнением многих исследователей, что считают символ победы Индры над Вритрой как отождествление с приходом гроз и ливней после долгого периода засухи. Также есть толкования о победе солнца и тепла над силой зимы, что также вполне подходит этому преданию.

Солнце как воплощение бога Индры

Что примечательно, о связи бога с солнцем рассказывает ещё одна легенда. Согласно ей, Индра – тот самый бог, что ежедневно зажигает солнце на небосклоне, а порой и сам становится светилом.

Солнце-Сурья в индуизме воплощает безграничный свет и добро, что способно прогнать самых сильных демонов, исцелить от недугов и бед. В единстве с солнцем Индра – не просто воинственный бог-защитник. Он – тот, кто посылает просветление и духовное очищение людям, тот, кто заботится обо всём мире.

Он – воплощение жизни и её солнечной сущности. Индра присутствует всюду (словно солнечный свет в ясный день), и это позволяет богу становиться частичкой всего, что окружает нас – предметами, растениями, животными и даже людьми.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Изображение Индры на стене храма

Как ни странно, но сегодня культ Индры распространён значительно меньше, чем в древние времена. Верховными божествами индуистов стали Тримурти (Брахма, Шива, Вишну), а Индра благосклонно уступил им свой престол. Почему же так произошло? Вероятно, причина кроется в смене времён и изменениях в обществе, что сделало более молодых богов популярнее тех. что стояли у истоков верований. Впрочем, и сегодня Индру индийцы не забывают и продолжают почитать.

Смерть, охота, буря, исцеление – что общего у этих слов? Если вы считаете, что ничего, то практически правы, однако единственным объединяющим элементом каждого из понятий является индийский бог Рудра. Его считают одним из самых грозных воплощений верховного индуистского божества Шивы. Некоторые считают его прообразом Шивы, а потому знакомство с Рудрой особенно интересно.

В мифах о нём рассказывается, как постепенно формировался характер верховного бога, которому и сегодня поклоняется множество индийцев. Образ Рудры – это и противоречие, и загадочность, и наличие немалого количества символов. Что же мы знаем об этом боге? И какие интересные мифы могут раскрыть его непростой характер?

Бог разрушения

Рудра принадлежит к ведическим богам и считается одной из форм Шивы, который, как известно, имел много имён и мог менять свои ипостаси. Однако Рудру неспроста называли самым суровым из этих образов. Его представляли грозным воином, вооружённым чёрным луком и стрелами. Согласно поверьям индийцев, бог мог насылать болезни, однако с не меньшей лёгкостью излечивал их. Именно поэтому с мольбами об исцелении также обращались к Рудре.

Однако приравнивать его к божествам болезней или, тем более, медицины, не стоит. Образ Рудры был сложным и многогранным. Как я сказала в самом начале своего рассказа, с ним отождествлялись бури и грозы, ветер и ненастье – то есть, по сути, любые природные катаклизмы или просто проявления непростого нрава стихии.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Кроме того, Рудре приносили жертвы охотники, покровителем которых он считался. Как мне кажется, всё, где было место хотя бы незначительному разрушению, находилось во власти Рудры. Плохо ли это? Обыватель скажет, что да, но это совсем не так. Индийская философия подразумевает единство негативных и положительных явлений. Без тьмы не будет света, без разрушения – созидания.

Впрочем, молились Рудре не только больные, мечтавшие о выздоровлении, или охотники, желающие «вооружиться» удачей на охоте. В «Ригведе» есть немало упоминаний имени бога, причём чаще всего к нему взывают с просьбой пощадить людей. Вот один из фрагментов:

“Ни детям нашим (или) внукам, ни нашему сроку жизни, ни нашим коровам, ни коням не причини вреда!

Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей! С жертвенными возлияниями мы всегда призываем тебя”.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Внешне Рудра напоминает охотника, облачённого в шкуру животного / abhichara.com

Имя Гхора

Уже из этого отрывка становится ясно, что у божества был весьма крутой нрав. Что интересно, Рудре в старину приписывали множество эпитетов, которые со временем стали его именами. Они описывали функции бога, однако одно из определений было особенным. В «Ригведе» бога несколько раз называют «Гхора», что можно перевести как «страшный, ужасающий».

Однако иная интерпретация этого имени разительно отличается от этой версии. «Гхора» может обозначать и совершенство, некое прекрасное и возвышенное создание. Как мне кажется, по отношению к Рудре верно и то, и другое. Быть может, именно поэтому бога называют «владыкой огромного мира»:

“С твердыми членами, многообразный, грозный, бурый украсил себя яркими золотыми украшениями.

От владыки этого огромного мира, от Рудры никогда ведь не отдаляется асурская сила”.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Грозное божество Индии

Согласно преданиям, Рудра появился из света в челе Брахмы. Его часто отождествляют с природой и первозданным миром. Даже облик Рудры указывает на то, что бог это далёк от роскоши и цивилизации. Внешне он напоминает охотника, облачённого в шкуры животных. Рудра может часами находиться посреди лесной тиши, медитируя и общаясь с животными.

Отношение к Рудре не является однозначным. С одной стороны, индийцы почитают его как могущественного бога, одно из воплощений великого владыки. С другой же, сам Рудра воплощает далеко не самые светлые стороны мироздания. Ещё в момент своего рождения он продемонстрировал, что стал центром всего разрушительного и яростного, что есть в мире. Кстати, даже потомки у бога были весьма грозными существами. Первым поколением детей божества стали Рудры – чудовищные создания, внешне напоминающие гигантских змей. Они появлялись в различных местах, однако неизменно вызывали катастрофы, приносили болезни и бедствия.

Следующее поколение отпрысков Рудры оказалось более миролюбивым. К нему относились Маруты. Их называли гонцами грозы, поскольку появление этих богов сулило скорую бурю. Сказать, что Маруты были однозначно негативными персонажами мифов, нельзя. Они составляли светлое воинство бога.

Разрушитель зла

Наверное, для европейца такой образ божества покажется сложным и не слишком положительным. А ведь и правда: разве может быть добрым небожитель, приносящий разрушения и болезни? Однако индийцы на это смотрят иначе. Для них Рудра, напротив, является особенным божеством. И даже суровый нрав бога оправдывал себя. В дальнейшем Рудра стал отождествляться с грозной силой, способной уничтожить любое зло. Так же, как этот бог мог распространять болезни, он мог и изгонять их. Но главное – он стал одним из самых могущественных борцов с демоническими силами.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Рудра – ведический бог, образ которого преобразовался в индуистского Шиву. Покровитель природы, он способен быть грозным и даже жестоким. Однако его суровость или направлена на восстановление гармонии в мире, или является оружием в борьбе со злом. Неслучайно именно Шива стал одним из триады самых могущественных индийских богов. Основой этого образа, несомненно, являлся Рудра, отшельник-аскет, относящийся сурово как к другим, так и к самому себе.

На обложке: Рудра – грозная ипостась Шивы / om-istina.ru

Индра на санскрите इन्द्र означает «владыка», «сила». Это божество считается одним из основных в ведическом пантеоне. Различные толкования представляют его как бога-громовержца (повелителя дождя и гроз), бога войны (предводителя в битвах дэв и асур), владыки Сварги, творца райской Индра-локи.

Согласно «Ригведе» (X.89.4; II.15.2), на плечах Индры лежит весь небосвод. Именно он с помощью своих сил отделил Небо от Земли, как будто установил ось между колесами. Индра наполнил оба мира, укрепил небо и расширил землю.

В нем олицетворяется древо мира — это мифологический символ многих стран, который объединяет собой три мира: кроной древа — небесный свод (место обитания дэвов), стволом – земной мир, корнями – подземное царство (место обитания асуров).

Изображение

Индру изображают огромным великаном с наполненным сомой животом. У него четыре руки, держащие разные атрибуты:

  • ваджру для уничтожения демонических сил и возвращения к жизни погибших воинов;
  • анкуш (копье);
  • колчан со стрелами;
  • сеть, наполненную иллюзиями, и крючок для ловли врагов, чтобы те начали ошибаться;
  • лук в виде радуги.

Тело божества красного или золотистого цвета. Передвигается Индра на вахане — белом небесном слоне Айравате (предке индийских слонов). Нередко поблизости с божеством рисуют гончую Сараму.

Имена и эпитеты

Известно множество имен и эпитетов, которыми можно охарактеризовать качества Индры.

Кроме того, «Ригведа» (I.100.12) называет его «мастером с тысячей замыслов», владющего знаниями о сотнях хитрых уловок. Он считается непоколебимым, имеющим тысячи укреплений и сотни поддержек. ( I.102.6;  I.52.2).

Стрела Индры

Стрелу Индры называют Ваджрой (перевод с санскрита «удар молнии», «алмаз»). Она представлена в форме двуглавой палицы, концы которой заострены. Это оружие нужно для одержания победы над Вритрой. В такой стреле-палице олицетворяется могущественная сила для освобождения и обретения власти над демонами.

Дословно Ваджра переводится как «алмазная палица». «Алмазом» характеризуются такие качества, как: необыкновенная прочность, твердость духа и нерушимость бытия. В виде молнии проявляется непреодолимая сила.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Создателем такого необычного оружия стал бог-кузнец Тваштар. Именно он изготавливал все виды оружия для божественного пантеона. Им же было выковано копье Амогха («неотвратимое»).

Ваджра послужила Индре для разбивания горы и каменной пещеры, чтобы освободить коров (воду). По другим сведениям Ваджру также называют Бхаудхарой, Шата-брадхной («о ста остриях»), Сахасра-парной («тысячелистным»).

В гимнах «Ригведы» содержится информация о том, что Индра часто использовал лук со стрелами. У каждой из них было сотни наконечников и тысячи перьев ( VIII.77. 6–7).

Алмазная сеть

«Алмазной сетью Индры» символизируют первоначальное пространство Вселенной, первичную субстанцию, эфирное энергетическое поле, Акашу. Это сеть, которая объединяет собой всю Вселенную в единое целое. Такую метафору можно сравнить с росой, которая собралась на паутине: в каждой капле отражается сеть с другими росинками целиком. Алмазная сеть находится над царством (дворцом) Индры и соединяет все концы  света. Такие сведения содержатся в «Аватамсака-сутре» («Гандавьюха-сутре») из традиций Буддийской Махаяны.

Концепция заключается в том, что все содержится в одном, и одно содержится во всем. Подобная картина мироздания отражена и в современном научном мире. Ее проявления можно заметить в теории фракталов, в которой отражен принцип самоподобия, бесконечная делимость материи, где каждая частица-фрактал представлена в виде маленькой копии всего шаблона. Этой теорией лишь научно подтверждается существовавшая с ведических времен концепция. Такие же утверждения были озвучены и древними философами, в числе которых Аристотель, Декарт, Анаксагор. В античной натурфилософии человек рассматривается как микрокосм. Он является частью макрокосм (Вселенной) в уменьшенном виде.

Осмысление метафоры «алмазная сеть Индры» приводит к постижению сути единства бытия, что все сущее в этом мире взаимосвязано. Сеть Индры символизирует Будду, который содержит в себе бесконечные земные пространства, при этом каждая песчинка Земли содержит в себе бесконечное число Будд.

В тексте «Аватамсака-сутры» рассказывается о мировых океанах, проявленных в каждом атоме Вселенной. Это олицетворение бесконечной взаимосвязи всего сущего: одно во многом и многое в одном. Сеть Индры представляет собой сплетение драгоценных камней, в каждом из которых отражается вся сеть с другими кристаллами. Если в одном камне что-то трансформируется, то изменения касаются всей сети.

Пустота является сутью нуменальной природы. Она пронизывает каждое явление и становится отображением всех остальных явлений. Такое свойство характерно как для одного, так и в отношении других. Во всем присутствует взаимосвязь. Одна частичка зависит от других частиц, а они в свою очередь – от нее.

В этом и прослеживается основная мысль. Окружающая нас действительность — это зеркало, которое является отражением каждого человека. То, что проявляется во внешнем мире на самом деле отражает то, что происходит во внутреннем.

О сущности бога Агни, который известен в индуизме, можно догадаться по одному только имени. Что напоминает вам это слово? Удивительным образом вариация слова на санскрите и русского произношения совпадает. Агни – покровитель огня.

С древнейших времён пламя костра помогало человеку согреться и приготовить пищу, становилось защитой от хищников и верным помощником в религиозных обрядах. В благодарность за это человек обожествлял огонь, воспевая его в молитвах и песнях. В текстах Ригвед можно найти более двух сотен гимнов что посвящены могущественному Агни. Каким Агни показывают индийские мифы? Поклоняются ли этому богу в наши дни?

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Агни – огненный бог Индии

Бог Агни и его воплощения

Уже во второй половине II тысячелетия до нашей эры в Индии почитали Агни. Он принадлежит к самым древним божествам, но не менее интересен и тот факт, что его функции на протяжении многих столетий практически не менялись.

Огненный бог сохранил свои особенности и черты, в то время, как многие другие божества прошли процесс изменения и даже перевоплощения. Почему же так?

Мне кажется, в данном случае следует обратить внимание на отношение человека к огню. Наше взаимодействие с ним практически не изменилось – он остаётся необходимой, хотя и опасной стихией.

В характеристиках бога Агни мне хотелось бы выделить его сложную суть. Мифы рассказывают о целых трёх ипостасях божества. Первая из них – Небесный Агни. Он – покровитель солнечной энергии, тепла, сияния.

Вторая – воздушное воплощение. Такая вариация Агни связана с природой молний, которые представлялись людям как огонь, срывающийся с неба.

Третья сущность бога – земное воплощение. Оно наиболее привычно нам. В последней интерпретации Агни предстаёт как пламя костра, бог-защитник семейного очага, покровитель тепла в жилище.

В далёкой древности индийцы приписывали Агни невероятные качества. Например, считалось, что колонной дыма от костра бог способен удержать небеса, благодаря чему они не падают на землю.

Во время жертвоприношений он поглощал дары и выполнял просьбы людей. Агни был тесно связан с “огнём” внутри человека,  то есть энергией. Нередко воздействию Агни приписывали процессы организма, связанные с приёмом пищи, активной деятельностью, физическими нагрузками. Как мне кажется, частичка этого бога находилась в каждом человеке – так верили в древние времена.

Как выглядит Агни?

В Индии и сегодня распространены изображения этого бога. Его внешность часто может быть самой разной. Агни предстаёт и в образе мудрого старца, и приняв вид юноши с волосами огненного цвета.

Почти на всех изображениях (и древних, и современных) лицо бога окружено пламенным ореолом. Порой у Агни можно заметить большой круглый живот (куда должны вместиться все дары) или несколько голов. Интересно, что у головы Агни может быть три или семь языков.

Эти числа – священны для индийцев. Тройка символизирует единство трёх воплощений божества, семёрка говорит о сочетании различных аспектов и стихий сущности Агни.

У многих индийских богов есть ездовые животные, и Агни – не исключение. Он чаще всего перемещается на баране, что издавна был основным жертвенным животным.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Агни – покровитель домашнего очага

Предание о рождении Агни

Как же появился Агни? О его рождении в Индии известно множество легенд. Рассказывают, что его появление связано с трением двух священных палочек 9а ведь именно так можно извлечь огонь), созидающей силой воды или утреннего солнца. Отцом бога в преданиях также называют Брахму, одного из верховных божеств индуизма. Агни появился из его пупка.

Далеко не все знают, что современная триада индийских божеств является сравнительно молодой. Изначально высшими богами являлись Агни, повелитель огненной стихии, Индра, властитель грома, и Сурья, солнечный бог.

Со временем их вытеснили культы Брахмы, Вишну и Шивы, и в некоторой степени Агни утратил прежние позиции. Несмотря на это, он остался проводником между божествами и людьми, повелителем жертвоприношений и, конечно, воплощением домашнего огня.

Агни – покровитель жертвоприношений

Одно из самых известных преданий рассказывает о том, как Агни стал покровителем пламени в ритуалах поднесения жертв богам. В далёкие времена все светлые боги решили дать возможность обращаться к ним. Для этого человек должен был принести жертву с помощью ритуального костра.

Агни такая идея не слишком понравилась. Он опасался, что после обряда огонь договорит, и он погибнет. Желая избежать смерти, Агни спрятался в глубине речных вод. После этого мир погрузился во тьму. Боги долго искали его, и помогла им рыба. Её испугал жар, что исходил от огненного бога.

В гневе Агни проклял всех рыб, что после этого потерли свои голоса. Боги отнеслись к страхам своего соратника с пониманием. Агни был наделён бессмертием, и с той поры стал верным помощником людей, просьбы которых передаёт божествам вместе с дарами.

Впрочем, далеко не всегда Агни предстаёт добрым и светлым богом. Индийцы рассказывают, что одно из воплощений огня находится на огромных глубинах в океане. В определённый момент, когда жизнь этой Вселенной подойдёт к финалу, страшный Агни поднимется из вод и поглотит мир. Но тем самым он даст возможность родиться новой Вселенной и новой жизни.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

В преданиях Индии Агни часто сравнивается с силой света, что разгоняет мрак, противиться тьме и злу. Это действительно так – пламя нередко защищает человека, верно служит ему, однако требует уважения к себе. Но самая интересная вариация бога Агни – его единство с каждым человеком. Индийцы и сегодня верят, что частица божественного пламени живёт в любом из нас, что заставляет нас жить, творить и любить.

Индра — бог грома и молнии, царь и предводитель богов, бесстрашный воин, хранитель востока мира (локапалы). Защищал богов и людей от злых сил. Имел силу воскрешать погибших воинов. Индра — сын могучего бога и героини-женщины. Относительно рождения существует несколько версий. «Атхарваведа» считает, что матерью была Экшатака, которая отождествляется с Рати («ночью»). В «Ригведе» имя матери не названо, но сказано что он четвертый сын в семье. В эпосе говорится, что он седьмой и самый любимый сын Адити, матери богов. Отцом является Дьяус, Тваштар или бог Праджапати.

Особое место в пантеоне богов ему отведено в эпосе ведийского периода. Индре посвящено более 250 гимнов в Ригведе. Мало найдется гимнов другим богам, в которых не упоминается его имя. В легендах и мифах подробно описаны его черты лица, сложение тела, голос, указывается возраст, психологические характеристики: мудрость, мужество, сила, ярость и т. п. Поэтому можно наиболее точно составить его антропоморфный портрет. Первые упоминания имени бога датируются серединой II тысячелетия до н.э. в период пребывания индоариев в Западной Азии.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Ведийская мифология богата мифами о «втором творении». Это в основном мифы о боге Брахме и об Индре, его борьбе с силами хаоса и деструкции. Именно Брахма назначил его царствовать над Вселенной. Победа над противниками (чудовище Вритра, Вал, Шушна, Пани), которые скрывали солнце и утреннюю зарю, удерживали воду, прятали скот в пещерах или скалах, заканчивалась расчленением чудовищ, воссозданию плодородия, богатства, интенсивному использованию природы. Так побеждался хаос и создавался ведийский социальный космос.

Индра — царь богов, или На вершине мироздания

Индра (санскр. इन्द्र — ‘владыка’; ‘сила’) — царь (владыка) богов, является одним из главных богов ведического пантеона, в различных толкованиях может быть представлен как бог дождя и гроз — громовержец, бог войны, всегда предводительствующий в битвах дэвов с асурами, владыка Сварги, творец райской Индра-локи. Индра держит небосвод, он тот, «кто своими силами установил врозь Небо и землю, словно колёса с помощью оси» («Ригведа», X.89.4), «кто укрепил высокое небо, наполнил два мира, воздушное пространство, удержал землю и расширил её» («Ригведа», II.15.2), «кто породил эти Небо и Землю, силой воздвиг два широких, глубоких пространства, установленных там, где нет опор» («Ригведа», IV.56.3). Он же вращает звёздное пространство, словно колёса повозки, «охвативший кругом широкие просторы, Индра поворачивает его, как колёса колесницы, неостанавливающегося, словно деятельный поток, чёрный мрак он убил своим блеском» («Ригведа», X.89.2). Он является олицетворением мирового древа — символа, представленного в мифологии многих стран, — символично объединяющего три мира: крона древа расположена в небесах (обитель дэвов), ствол — в земном мире; корни — в подземном (обитель асуров).

Индра был рождён от союза Кашьяпы и Адити, является одним из адитьев, согласно текстам «Ригведы», поддерживающих мироздание (их имена: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша, Индра, Мартанда), «Вишну-пурана» перечисляет двенадцать адитьев: Вишну, Шакра, Арьяман, Дхатри, Тваштри, Пушан, Вивасван, Савитар, Митра, Варуна, Амша и Бхага. Индра относится к локапалам — хранителям мира (стран света), коих всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

В ведическом пантеоне изначально Индра занимал одно из важнейших мест. Большая часть гимнов «Ригведы» посвящена именно богу Индре. Однако в «постведическую» эпоху Индра уступил своё место Тримурти. Пураны «облачают» Индру по большей части человеческими пороками, и наделяют такими чертами, которые не присущи в нашем представлении верховному богу ведического пантеона. В данной статье мы не будем излагать «пураническую» версию относительно «забав» и «коварства» бога Индры, а обратимся к истокам — величайшему наследию ведической традиции — «Ригведе». Здесь он представлен как величайший и высочайший из всех богов, победитель асуров, нагов, дайтьев; также повествование всей Веды гимнов пронизано описанием основного космогонического сюжета — противостояния Индры и Вритры.

Бог Индра этимология имени

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Образ ведического бога Индры вызывает среди современных исследователей много споров. Говоря о славянском боге Индре, невозможно закрыть глаза на его индоевропейское происхождение. Многие сходятся во мнении, что само имя божества Индра происходит от древне санскритского слова «Indras», что в переводе значит «царь», » господин». Но также любопытно, что встречается слово «indriyám», что означает «сила», «могущество», а также «чувство». Это может запутать, если конечно вы не лингвист, или историк с научной степенью. Но поверьте, даже они приходят в настоящее замешательство. Стоит уяснить, что никто не сможет дать вам абсолютно верное толкование старых слов. Ведь если вдуматься, мы сами порой общаясь между собой, меняем значение слов. Так со временем одно слово, которое имело какое-то одно определённое значение, будет означать совсем другое.

Так и с именем бога Индры. Возможно, что от одного слова, путём обмена информации между разными народами произошли, пусть и схожие по звучанию и смыслу, но всё же новые слова. К примеру, возьмём дардский язык. В нём можно найти такие слова, как » indro», что значит «радуга», и «indrist», что значит «землетрясение». А теперь вспомним кто у нас бог Индра. Это верховный бог в индийских ведах, громовержец, который проливается дождём и оплодотворяет землю. Итак, мы привели несколько слов, которые произошли от имени бога Индры: царь, тот же господин, сила, радуга и землетрясение. С царём всё понятно, как-никак Индра верховный бог. Насчёт силы, ну как богу громовержцу не быть сильным?! По мне так, он вообще апофеоз силы в пантеоне богов. А радуга из дардского языка тоже связана с Индрой, причём напрямую. Что мы видим на небе, после сильного дождя? Правильно-радугу. С землетрясением правда, не всё так однозначно, потому что не обязательно, чтобы в это время был дождь. Возможно в дардском языке, слово «indrist», означало не просто само природное явление, сколько ярость водной стихии, обрушиваемой на землю, во время дождя. А если вспомнить, что бог Индра таким образом оплодотворял землю, то всё встаёт на свои места.

Кстати, существует весьма интересная теория о том, что именно с именем бога Индры связана обсценная русская речь. Дабы не смущать читателя, давайте проясним, что здесь подразумевается нецензурная речь. Да, да мы материмся, используя имя древнего божества. А во всём виноват славянский корень «ядр». Думаю, не стоит, уточнять какие именно ругательства в русском языке содержат подобный корень. Вообще есть слово «ядрый», что значит стремительный и быстрый. В русском языке, данное слово приобретает семантику совокупления, как и слова, преобразованные от корня «яр». Стоит вспомнить бога Яр-ило, как олицетворения стремления мужского начала к женскому, и соития в итоге.

Сам корень «ядр» от имени бога Индры отличается, по меньшей мере отсутствием буквы «н». Это процесс деназализации, а если проще, просто сам звук пропал из обихода, так как без него, слово стало более созвучным для характерного для славянских языков фонетического строения. Итак, корень «ядр» и образованные в последствии от него слова, обозначают момент слияния женского и мужского начала. Это знак плодородия, а само понятие плодородия тесно связано с образом бога громовержца Индры, потому как он дождём оплодотворяет землю. Вот вам и весь секрет.

Имена бога Индры

Адити совершала тапасью в течение сотни лет по исчислению богов. После чего у неё родился сын, он имел четыре руки и сиял ослепительным блеском миллионов солнц. Он имел множество имён, в том числе: Индра, Шакра, Пакшасана, Магхава, Видьюджа, Марутвана, Акхандала, Васуда, Васудатта

Индра имеет множество имён, эпитетов, характеризующих его основные качества. В частности:

Шакра — могучий, сильный; Ваджрапани, Ваджрин — владеющий ваджрой, носящий ваджру; Махендра — великий Индра; Весава — владыка благих; Мегхавахана — восседающий на облаках; Магхава — щедрый; Дэвапати — владыка дэвов; Дэврадж — царь богов; Дэванам Индра — владыка тридцати трёх богов; Вритрахан — победитель Вритры; Балахан — победитель Балы; Сахасракша — тысячеокий; Пурандара — разрушитель твердынь; Сваргапати — владыка Сварги; Джишну — предводитель небесной рати; Пурандара — сокрушитель (вражеских) городов; Громодержец — держатель громовой стрелы; Парджанья — дождевое, грозовое облако; Пурухута — призываемый многими; Шата-крату — повелитель тысячи жертвоприношений; Тысячеглазый супруг Шачи; Амита-крату — безмерный.

Также в «Ригведе» (I.100.12) он именуется как «мастер с тысячей замыслов, обладающий сотней уловок», «обладающий сотней поддержек» (I.102.6) или «неколебимый, как гора, обладающий тысячей подкреплений» (I.52.2).

Бог Индра у славян

В сознании древних славян бог Индра ассоциировался с высшим проявлением воинской чести и отваги. Это образ борьбы против врагов рода и отчизны. У славян Бог Индра, это бог громовержец и правая рука самого Перуна.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Чтобы провести чёткую линию различия между богом Индра и богом Перуном, стоит упомянуть, что Перун несомненно бог громовержец, защитник и воин, но в его полномочия входит защита мира Яви и всех земель, где обитают потомки великой расы. Тогда, как бог Индра защитник мира Прави и звёздного неба, то есть он не имеет отношение к миру людей. По преданию лишь несколько раз бог Индра спускался в Явий мир, чтобы помочь потомкам великой расы.

Бога Индру в Ведах именуют хранителем чертога небес, что находится в Сварожьем кругу и Небес Светлых, где обитают верховные боги. Именно из-за этого богу Индре доверили охранять Мечи Божественные, которые несут возмездие и справедливость. По преданию, во время каждого сражения светлых сил с тёмными силами, тридцать богов вооружались этими мечами. После сражения, мечи возвращались к богу Индре, и он хранил их, в лишь ему ведомом тайнике. Стоит заметить, что тридцать богов, к числу которых не относился ни Перун, ни Руевит, составляли особую Небесную Рать, отряд самого бога Индры. Этот отряд принимал участие в сражении, лишь в самых исключительных случаях.

Подобно своему собрату Перуну, бог Индра является богом воинов. Но вместе с этим, бог Индра считался, покровителем жрецов рода, защитником мудрости. Его статуи ставились почти во всех капищах, несмотря на то, какому божеству конкретно посвящалось то или иное святилище. Нахождение статуи бога Индры считалось обязательным, так как всегда, каждую минуту существовала угроза для рода и его знаний.

Бог Индра представлялся нашими предками, невероятно сильным и широкоплечим мужчиной.Он был одет в колчюгу с тремя слоями плетения и на голове у него был конический шлем. Вооружён обычно по преданию бог Индра был парой мечей, или мечом на полтора руки.

Образ славянского бога Индры объединяет две самые важные черты настоящего воина: силу и мудрость. Если нет мудрости, сила бесполезна и может причинить ещё больший вред. Если есть мудрость, но нет силы, то и такая мудрость бесполезна, потому что против острия вражеского меча, она бессильна. Но и мудрости и силе нужна направляющая сила — Добро.

Бог Индра в индийских ведах

Мы уже говорили о теории единого происхождения славянской и индоевропейской мифологии. Для более глубокого восприятия темы, давайте вкратце рассмотрим образ бога Индры в индийских ведах.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Ведический бог Индра — это верховный бог, точнее сказать царь. Он громовержец и повелевает дождём и громом. Бог Индра — бог воин и властитель восточной части мира. Он считался богом жрецов, коров и самих богов. Согласно Ведам, Индра руководил праведными душами, что жили на горе Меру и была у него жена Индрани, вместе с которой он сидел на слоне Айварате.

Люди поклонялись богу Индре, как богу плодородия и в засуху просили у него дождя. По преданию каждый раз, когда идёт дождь, бог Индра побеждает ужасного демона Вритру, который подобен змее и в своих кольцах он держит воду. Громовержец своими стрелами-молниями ранит змея-демона, и тот с диким ревём спасается бегством. Освобождённая вода льётся на землю дождём. В знак благодарности, люди приносят в дар богу Индре напиток Сома.

Ведический бог Индра изображается бесстрастным мужчиной с четырьмя руками, и он восседает на слоне белого цвета, Айварате. В одной из рук, он держит самое грозное оружие — Молнию Варджу. Так же бог Индра изображается мужчиной с двумя руками, чьё тело целиком покрыто множеством глаз. Подобный облик бога Индры называют Тысячеоким. Думаю, здесь определённо есть сходство со славянской мифологией. У бога Индры тысячу глаз потому, что он всё видит.

Согласно Ведам, бог Индра был рождён от союза отца неба — Дьяуса Пита и матери земли — Притгви. Вспоминаем славянскую версию: бог Индра был сыном бога Дыя и Матери-Сыра-Земли. Что-то слишком много совпадений, не находите?! По моему скромному мнению, мы говорим об одном и том же боге.

Эзотерическое значение

Индра – древнее ведическое божество дождя, грома и молнии Cтраж восточной стороны света.

Иконография Ему же выделяется, как и всем значительным богам, ездовое животное (вахана), которым является слон Айравата. Индра изображался, как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру – внушающую ужас молнию, в других – раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть. Иногда его изображают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким. Иногда он едет в сияющей золотой колеснице, влекомой двумя бурыми или красными конями с развевающимися хвостами и гривами; в правой руке у него громовая палица; кроме того, он действует стрелами, большим крюком и сетью, в которую ловит врагов. Сок сомы — его любимый напиток. Он управляет погодой и посылает дождь, гром и молнию.

Царство Индры

Во время царствования Индры над Вселенной люди были счастливы, на земле цари заботились о своих подданных и справедливо правили. Небесное царство Индры отождествлялось с тысячевратным городом Амаравати, богатым золотом и драгоценными камнями, в котором было сто роскошных дворцов. Среди всех выделялась обители Индры, его жены Индрани, богов и святых мудрецов — огромный дворец, украшенный лотосами.

Город окружала превосходная роща Нандана, любимое место богов и небесных мудрецов. Путь к нему лежал через горные вершины, последней из которых была Меру, после которой начиналась звездная дорога. Не все после смерти могли попасть в город Амаравати. В основном — павшие на поле битвы храбрые воины, добрые и боголюбивые люди. Их развлекали танцами небесные куртизанки, аспары, мелодии гандхарвов.

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Стражем города было божественное существо, прародитель всех слонов — гигантский слон Айравата, на котором Индра объезжал свои владения. Уповаясь славой и могуществом, Индра постепенно возгордился и начал отходить от беспорочного пути. Это привело к тому, что он оскорбил своего духовного учителя Брихаспати, которого почитали небожители и демоны, нарушив правила ведической иерархии.

Когда Индра сидел на троне в окружении божеств, святых, птиц Патагов и змей Урагов в зал зашел Брихаспати. Видя приход учителя, он не проявил внимания и не высказал ему надлежащего уважения. Учитель молча вышел, понимая, что поведение Индры обусловлено гордостью от власти и богатства. Он не проклял своего ученика. Брихаспати знал будущее.

Осознав содеянное, Индра начал сокрушаться о своей ошибке и укорять себя за гордыню в присутствии всех. Но не смог вымолить прощение, так как учитель невидимым покинул свой дом. Поиски Брихиспати оказались безуспешными.

Демоны, узнав о несчастье Индры, которое сделало его уязвимым, начали войну с полубогами и одерживали победы. Индра был свергнут с трона. За спасением полубоги во главе с Индрой обратились к могущественному Брахме.

«О, лучшие из полубогов, к несчастью, материальное богатство затмило ваш разум, и вы не приняли, как подобает пришедшего к вам на собрание Брихаспати — первого среди брахманов, ибо он постиг Верховный Брахман и в совершенстве владеет своим умом и чувствами. Как же вы дерзнули его оскорбить?» — ответил Брахма и рассказал о том, что в свое время демоны совершили ту же ошибку по отношению к Шукрачарье – ихнему наставнику, но благодаря вымоленному прощению и преданности, стали непобедимы. Только тот не утратит своей силы, кто ревностно будет почитать, и следовать наставлениям учителя.

Следуя совету Брахмы, Индра обратился за помощью к Вишварупе, сыну Твашти, небожители приняли его своим гуру, стали совершать яги. Только после этого одержали победу.

Место Божества во Вселенской иерархии Божеств

В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.

Индра – наиболее антропоморфное божество ведийского пантеона: в гимнах подробно описываются части его тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст; есть и психологические характеристики – гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т.д.

Мифология божества

Среди других сил, побежденных ведийским «царём богов», – демоны засухи (например, Шушна) и других деструктивных сил природы, а также аборигенные племена, ставшие рабами (дасью) вторгшихся в Индию индоариев. Грозный громовик неоднократно усмиряет и самих ведийских богов, которые страшатся его.

Вместе c тем Индра отождествляется со многими из них, прежде всего с солярными богами Сурьей и Савитаром, а также с богом дождя Парджаньей. В своем воздушном царстве он вечно воюет, освобождая Воды и Коров, супруг богов, захваченных демонами. Опьянённый сомой, он поражает своей палицей змея Аги, сушителя Шушну, демона Вртру, разбивает пещеру Валы (укрывателя) и похищает у хитрых Пани украденных ими коров (см. M. Breal, «Hercule et Cacus; etude de mythologie comparee», П., 1863).

В этих боях ему иногда помогают и другие боги: Сома, Агни, Вишну, Маруты, но чаще он борется один, так как сила его безгранична и не нуждается в помощи.

Ваханы

1. Белый слон – Айравата (санскр. ऐरावत, airāvata – «восставший из вод»). Согласно «Вишну-пуране», Айравата безупречно белого цвета, у него 4 бивня и 7 хоботов.

Существуют разные легенды о появлении Айраваты: cогласно мифу о пахтании океана, когда боги и асуры добыли разные сокровища, он вышел из вод. По другой легенде, Айравата и еще семь слонов вышли из скорлупы мирового яйца и стали хранителями восьми сторон света. Айравата, как и Индра, охраняет Восток.

2. Конь белой масти – Уччайхшравас (санскр. उच्चैःश्रवस्, uccaiḥṣravas, «навостряющий уши»), который появился на свет во время пахтания океана. Сначала он был отдан асуру Бали, но Индра выиграл его, победив в честном сражении. Уччайхшравас – царь всех лошадей, у него семь голов, а хвост его чернее ночи. Уччайхшравас умеет летать и, более того, он может воскрешать мертвых.

Родители

Есть разные варианты рождения Индры, но наиболее распространена версия, что Индра был рождён от союза Кашьяпы и Адити, и является одним из адитьев.

Считается, что мать Индры – Адити (например, об этом упоминается в «Падма-пуране»), а в Атхарваведе она названа Экаштака и ее отождествляют с Ратри («ночью»).

Отец Индры – риши Кашьяпа (согласно «Падма-пуране»). Также есть упоминания, что отец Индры – Дьяус.

Брак и дети Индры

Индра состоит в браке с Шачи, другие ее имена – Индрани или Пуломая. У Индры и Шачи трое детей: сын Джаянта и две дочери по имени Джаянти и Девасена. Богиня Джаянти вышла замуж за Шукру (также известного как Шукрачарья, Гуру Асуров). Богиня Девасена замужем за богом войны Картикеей.

Сражения Индры

Основной сюжетной линией многочисленных мифов об Индре являются сражения. Этот ребенок сразу после рождения взял в руки оружие и предстал перед богами облаченный в золотые доспехи. Никто не усомнился, что родился великий воин, мужественен, воинственен, победоносен; он – бог битвы.

Индра вступает в борьбу в раннем возрасте с коварным асурой Эмушем, который в облике кабана похитил зерно для жертвоприношения у богов. Зерно спрятал за двадцатью одной горой в пещере среди сокровищ асуров. Индра убил Эмуша одним выстрелом, пронзив все горы, когда тот собирался варить из жертвенного зерна кашу. Вишну унес зерно и вернул богам.

Одержал победу в единоборстве с Шамбарой, разрушив его девяносто девять цитаделей. Шамбара – коварнейший из асуров, ослеплял врагов с помощью колдовства.

Оружие Индры

В ведических писаниях можно встретить упоминания различных видов оружия, которое сопутствует Индре в битвах. Так, в «Сканда-пуране» находим следующие наименования оружия, которые Индра использует в битвах с асурами: Тваштра, Агнея и Вайавйа; также применяется оружие, обладающие мистическими силами превращения: оружие Нарасимхи и Гаруды, оружие Нараяны.

«Сканда-пурана», глава 21

Применение некоторых видов оружия, сопровождаются мантрами, как например:

В «Махабхарате» упоминается сильнейшее оружие, именуемое пламенем Индры, «величественное и извергающее языки пламени», «стремительно пронзающее пространство, наполненное молниями», «яркое пламя, освещающее всё вокруг». Также используется в битвах разящий врагов дротик Васавы, громовая стрела Индры, восьмигранная, изобилующая алмазами, драгоценными камнями и жемчужинами, высоко чтимая палица.

Индрадханус — лук Индры, представляющий собой радугу, украшающую небесный свод переливами семицветья.

В «Махабхарате» также находим описание ещё одного мощного оружия, призываемого мантрами и приводимого в действие силою воли:

Тогда Арджуна пустил в него семнадцать жгучеяростных, неотвратимых, грозных, подобных пламени или ашани Индры (стрел). Могучим усилием воли Карна овладел собой и вызвал явление «оружия Брахмы». Тогда Арджуна призвал заклятиями «оружие Индры». Заклявши мантрами Гандиву, его тетиву и стрелы, Завоеватель богатств излил ливни стрел, как (изливает) дожди Пурандара. Те преисполненные гневного пыла, мощные стрелы, слетая с колесницы Партхи, (невидимые в полёте), затем становились видимыми уже только у самой колесницы Карны

«Рамаяна» повествует о стреле Индры, подобной алмазу:

Ваджра

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Жизнь индийского бога Индры, небесного воина, защищавшего людей от злых сил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *