Марийский оберег. Значение символов –

Какой была древняя марийская знаковая система, так и не ставшая письменностью

Марийский историк Александр Акшиков в течение нескольких лет исследует тамги — родовые знаки на каменных надгробьях, встречающихся на старинных марийских кладбищах. Он считает, что гипотеза о близости тамги и не сохранившихся идеографических знаков, использовавшихся в древности во время молений марийцев — может оказаться верной. Корреспондент “Idel.Реалии” поговорил с Акшиковым о предшественниках марийской докириллической письменности.

ЛАТИНИЦА БЫЛА РАНЬШЕ

В 1775 году Российская академия наук в Санкт-Петербурге издала “Сочинения, принадлежащия к грамматике черемисскаго языка”, автором которых считают казанского архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича. Издание содержало словарь, дающий толкование примерно тысячи марийских слов.

О том, что в истории марийской письменности был докириллический период, одним из первых рассказал филолог Олег Сергеев. В 2002 году вышла его книга “Истоки марийской письменности: Историко-лингвистический анализ рукописных памятников марийского языка XVIII-XIX веков”. В ней упоминаются наиболее ранние памятники письменности на марийском языке, которые датируются концом XVII века. Самый первый образец марийской письменности был основан на латинице. В 1666-1667 годах Россию посетил голландский географ Витсен. Он написал об этом книгу под названием “Северная и Восточная Татария”. Книга была издана на голландском языке. В 1705 году, во втором издании этой книги, появился перевод молитвы “Отче наш” на марийский язык.

Данцигский врач Мессершмит, путешествовавший в петровские времена в Сибирь, записал в своём дневнике значение отдельных марийских терминов. В экспедиции его сопровождал швед Сталленберг, который впоследствии опубликовал перевод 15 марийских слов.

Эту традицию продолжили иностранные языковеды — исследователи марийского языка в XVIII и XIX веках. По мнению Сергеева, марийская письменность в это время существовала в двух вариантах: на кириллице и латинице. Преимуществом словарей марийского языка на латинице была высокая точность передачи фонетико-грамматических особенностей. По мнению филолога, если бы дальнейшее развитие марийского письма пошло по пути использования латиницы, то “можно было бы избежать многих проблем орфографии, которые будоражат марийское общество до сих пор”. Окончательно победа марийского на основе кириллицы оформилась во второй половине XIX века, после создания переводческой комиссии.

Еще про Тора:  Росомаха против Халка (2013) » Скачать фильмы торрент. Смотреть трейлеры, сериалы бесплатно на

ПРОТОПИСЬМЕННОСТЬ

О том, что марийцы использовали своеобразное “врезное письмо”, отмечали учёные-исследователи XVIII века. Это были особые знаки, “тиште” (в русском языке для их обозначения используются термины “тамга” и “знамена”). Для того, чтобы это письмо развилось в самостоятельную систему, не хватило исторического времени. Считается, что элементы этого письма встречаются в национальной вышивке. Их можно встретить на надгробных камнях.

Есть свидетельства, что нацарапанные при помощи “тиште” на деревяннных бирках сообщения о времени и месте всемарийских молений распространялись на большие расстояния. Слово “тиште” используется в официальном названии дня марийской письменности: “Марий тиште кече”.

ТИСТЕ — ТАМГА

Учёный-историк Александр Акшиков предполагает, что тисте (это, по его мнению более точное значение термина; в словаре марийского языка тисте означает “знак”) или тамга, применялись марийцами с глубокой древности:

— Как только возникло право собственности, на любой вещи ставился личный, родовой знак. И существует мнение, что тисте представляли собой идеографическую письменную систему. В прошлом марийцы использовали во время молений пояса из липовой коры. В 1976 году этнолог Валерий Петров провёл исследования в деревне Мустаево Сернурского района. Один из местных жителей показал ему, как могли выглядеть эти знаки. Он вырезал их на коре и объяснил значение. На жертвенных поясах вырезали знаки жертвенных животных и богов, которым посвящалась жертва. Повязывали их во время молений на дерево, относящееся к тому или иному богу. А затем, во время жертвоприношения сжигали в костре.

Акшиков говорит, что идеограмма, изображавшая жертву, состояла из нескольких знаков, она могла включать информацию о возрасте животного и обозначать его пол.

— Есть предположение, что марийская письменность могла существовать на основе рунического алфавита, — говорит Акшиков. — Марийский археолог Валерий Никитин обратил внимание на схожесть тисте с рунами.

По мнению историка, это подтверждает руническая надпись на камне, найденном в Юринском районе. В переводе с марийского она может означать: “Здесь жить совершенно нельзя” (носит магический характер). Надпись он перевёл несколько лет назад. По его мнению, это может свидетельствовать о том, что марийцы владели письменностью в начале нашей эры.

— Руническим письмом владели соседи марийцев — тюркские народы. Было бы странно, если бы марийцы не переняли какие-то элементы этого письма, — считает Акшиков.

Он рассказывает о своём опыте изучения марийских тамг (тисте). Говорит, что не занимался специально их исследованием.

— Меня интересовали каменные марийские надгробья на старинных кладбищах в Сернурском и Куженерском районах. И я обратил внимание на знаки, которые встречаются на могильных камнях: треугольники, “вилы”. Историк предполагает, что тамга выполняла геральдическую функцию:

— Я встречал эти знаки на надгробьях рядом с именем и фамилией похороненного. Для чего обозначать, если имя человека написано? Возможно, тамга у марийцев играла роль ещё и геральдического символа. Он мог обозначать род. Это было важно для семьи, составляло гордость рода, было своего рода гербом.

Учёный упоминает, что марийцы использовали тисте-тамгу в качестве подписи. Об этомсвидетельствуют многочисленные документы Российского государства XVII-XIX вв.

Расшифровка этих символов представляется Акшикову практически невозможной. Но есть определённые легко читаемые элементы. Учёный зафиксировал около сотни знаков, изображённых на надгробных камнях:

— Тамга обозначала принадлежность к роду. Но изображённый на могиле сына знак имел отличия от отцовского: к примеру, добавляется какая-то чёрточка, придающая родовой тамге индивидуальность. Особенно хорошо знаки рода прослеживаются в районе деревни Ивансола (Куженерский район) — там преобладает тамга рода Якимовых.

Обычай ставить тамгу сохранялся до начала XX века.

МАРИЙСКИЙ АРАБСКОЙ ВЯЗЬЮ?

Учёные говорят о том, что основой для марийской письменности мог быть и арабский алфавит. Александр Акшиков обнаружил косвенное подтверждение этому также, когда изучал надгробия: на одном из них дата смерти была написана восточноарабскими цифрами. Историк считает, что это — свидетельство тесных контактов с волжскими булгарами и татарами, использовавшими арабскую графику в письме:

— Я смог зафиксировать лишь одну такую дату. Мне не попадались марийские надписи арабскими буквами. Но могу предположить, что когда-нибудь что-то подобное может быть обнаружено: арабским письмом пользовались соседние народы.

О КАТАЛОГЕ ТИСТЕ-ТАМГИ

Александр Акшиков говорит о том, что для серьёзного изучения тисте-тамги нужно издать каталог всех обнаруженных на территории Марий Эл символов. Знаки можно будет группировать по местностям, возможно по времени, родам и семьям:

— Это позволит изучить следы различных письменных традиций в этнической истории марийцев. И свод этих символов поможет возродить геральдическую функцию тисте. Каждая марийская семья (род) могла бы восстановить свою тамгу или выработать её новое начертание. Ориентиром может служить исторически сложившееся семейное тисте.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Марийский национальный орнамент

Марийский национальный орнаментЧто такое орнамент

?

Орнамент – одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».

Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.

В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.

Марийский национальный орнамент
Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика, обереги.

Традиционный марийский орнамент на костюмах

В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив, выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур.

Геометрический мотивы на марийском орнаменте

Зооморфные и антропоморфные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей.

Зооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаментеЗооморфный мотив на марийском орнаменте

Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.

Растительный мотив на марийском орнаменте

Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т.е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.

Орнамент маритÿр (марийской вышивки) образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения – по отсчёту нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В любом образце вышивок трудно было найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае – своё индивидуальное решение.

Марийская вышивка
Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные – зелёный, синий, жёлтый, оранжевый – вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство.

Характерная особенность – чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом».

Марийские обереги в народном костюме - чызорол
Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол – “сторож грудей“. Это наиболее архаичные композиции из дошедших до нас образцов. Такие композиции считались признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода.

Марийские обереги в народном костюме - чызорол
На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок её состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор в виде цветка или лепестков.

Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.

Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры: это пондашйыртÿр – “вышивка вокруг бороды“; вачyм-балтÿр – “вышивка на плечах“; тувырoрма – “знак зрелости мужчины“. Такие узоры на рубашках подчеркивали, что перед нами мужчина зрелого возраста.

Пондашйыртÿр – “вышивка вокруг бороды“. Вышивается на нагрудной части мужской рубашки. Вышивка как бы примыкает к острому концу основной орнаментальной композиции нагрудной вышивки. Затем образует собой несколько мелких углов и поднимается к плечам по левой и правой сторонам разреза. Плотная вышивка, украшающая грудной разрез рубашки, дополняется лёгкой вышивкой, в которой даются обычно только контуры.

Вачyмбалтÿр – “вышивка на плечах“. Вышивается на наплечной части передней детали мужской рубашки. Рисунок представляет собой орнамент, расположенный по диагонали и примыкающий к нагрудной вышивке в верхней её части. Узор, напоминающий бордюрную композицию, является оберегом широких мужских плеч, крепкого тела, физической силы. Его, как и пондашйыртyр, вышивают после исполнения основного рисунка нагрудной вышивки.

Тувырoрма – “знак зрелости мужчины“. Вышивается на подоле переднего полотна мужской рубашки, в центре.

Марийские обереги в народном костюме - ПондашйыртÿрМарийские обереги в народном костюме - ВачyмбалтÿрМарийские обереги в народном костюме - ТувырoрмаМарийские обереги в народном костюме - Тувырoрма

Мужчина – продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков. По своему контуру узор состоит из трёх главных элементов. Первый – центральный, изображающий мужской фаллос; два других, расположенных по разные стороны от него, – символы зрелости мужчины.

Марийские обереги в народном костюме - Tупорол
Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол – “сторож спины“. Само название этого узора уже говорит о его назначении – оберегать владельца рубахи со стороны спины.

Размещали узор на уровне лопаток в виде розетки или зигзагообразных линий, вышитых косой стёжкой.

Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.

Марийский национальный костюм

Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило “обнажение головы”.

Основная же функция, объединяющая головные уборы всех групп марийцев, заключалась в предназначении для оберега их владельцев.

Используются нитки двух цветов: красного и чёрного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом.

Присмотревшись к узору, вы ощутите “рябь в глазах”, т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.

Общим головным убором для всех этнических групп марийцев является платок – шовыч, в разной степени украшенный вышивкой. Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты – вyргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. – “покрывало для головы“). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.

Обереги в народном костюме - вышивка на рукавеОбереги в народном костюме - вышивка на платьеМарийский женский головной уборМарийский женский головной уборМарийский женский головной убор

Для оформления платка по краям использовали особый орнамент. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Вкладывая ещё больший труд и умение, создавали двустороннюю вышивку.

Узор “крест” размещали в углу платка. Символически назовем его “сторожем дома” и рассмотрим смысловую нагрузку отдельных мотивов орнамента. Квадрат в центре – это земля, дом. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест её рассечёт, измельчит и сведёт на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон ограждён мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая “дом”. Эта рябь, т.е. вибрации, которые создает сама техника исполнения композиции ступенчатой росписью, оберегает владелицу платка с такой вышивкой.

Головной убор шымакш носили женщины северо-восточных районов Республики Марий Эл (ныне это Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Советский, Куженерский, Параньгинский, частично Моркинский районы). Шымакш шили из прямоугольного куска холста с конусообразным колпаком. Вышивкой заполняли колпачок и конец позатыльня.

Луговая марийка в традиционном костюме - 'шымакшан' мариЖенский головной убор 'шымакш' и платокЖенский головной убор 'сорока'Свадебный платок луговых марийцев

Традиционная марийская религия (ТМР) почитает духов Природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца и т.д., которые давали энергию человеку. Через определенное состояние духа и произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Им также были известны каналы притока энергии в человеческое тело. И именно на головном уборе типа шымакш марийские женщины запечатлевали такое миропонимание марийцев.

Марийский женский и мужской национальный костюм Куженерского района Республики Марий Эл
Этот головной убор привлекал внимание многих исследователей материальной культуры марийцев своей оригинальностью и красотой вышитого шелком орнамента. Вся орнаментированная плоскость шымакша разбивается как бы на три части. “В верхней узор состоял нередко из нескольких прямоугольных розеток или полос вышивки, затем шёл скомпанованный как бы самостоятельно узор средней части, сгруппированный вокруг белой не заполненной вышивкой полосы, конец позатыльня (хвост) зашивался узкими полосками, состоящими из чередующихся мотивов“.

Статья представлена с сайта

Марийский оберег. значение символов –

Родовое дерево (Еш пушеηге) Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Родовое дерево (Еш пушеηге)

Великая матерь (Шочынава) Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Шочынава

Оберег мужской силы (Oрма) Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Оберег мужской силы (Oрма)

Сторож дома (Сурт орол)Квадрат – это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Сторож дома (Сурт орол)

Дерево (Пушеηге)Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол) Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Оберег груди (Чызе орол)

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ) Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ)

Лошадь (Имне) Символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

Лошадь (Имне)
Бабочка (Лыве) Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.

Бабочка (Лыве)

Солнце (Кече) Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Солнце (Кече)

Божественная чистотаСимвол изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.

Божественная чистота

Лебеди (Йÿксö)Символ любви и верности, добра и красоты, олицетворяющий божественную чистоту.

Лебеди (Йÿксö)

Марийские обереги и сувениры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *